ПОСТАНОВИЛИ: 1. Приветствовать шаги, направленные на нормализацию отношений и улучшение взаимодействия между Константинопольским Патриархатом и Московским Патриархатом в Западной Европе, в духе диалога, состоявшегося в первой половине 2007 года между представителями Константинопольского и Московского Патриархатов. 2. В связи с поступившим обращением Преосвященного архиепископа Команского Гавриила и учитывая отсутствие возражений со стороны Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Германа — предоставить священнику Мирону Богуцкому отпускную грамоту для перехода в клир Константинопольского Патриархата. 3. Одобрить резолюцию Святейшего Патриарха от 26 декабря 2006 года и определить, что вопрос о предоставлении отпускной грамоты архимандриту Симеону (Коссеку) может быть рассмотрен после окончательного урегулирования положения клириков, ранее принятых в экзархат западноевропейских русских приходов в ведении Константинопольского Патриархата без соблюдения установленной канонической процедуры. ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа о благословении на открытие женского монастыря во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области и о назначении монахини Анастасии (Иванченко) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие женского монастыря во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского в селе Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области. 2). Назначить монахиню Анастасию (Иванченко) настоятельницей женского монастыря во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского села Раздольное Биробиджанского района Еврейской автономной области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении игумена Кирилла (Епифанова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Мурома Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ:

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

На территории обители находятся три храма: святых равноапостольных Константина и Елены, святителя Николая Чудотворца и крестильный храм Рождества Христова, в которых пребывает более 50-ти святынь — части мощей древних и новых святых (сев. равноапп. Константина и Елены, свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, глава мц. Иулиты, часть мощей муч. Кирика и др). Обитель имеет подворье в Санкт-Петербурге: храм преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области. 2. Назначить монахиню Илариону (Феоктистову) настоятельницей Константино-Еленинского женского монастыря поселка Ленинское Выборгского района Ленинградской области с возложением наперсного креста по должности.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об участии делегации Русской Православной Церкви в IX сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью 18-24 сентября этого года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о положении дел в Сурожской епархии и о действиях руководства Экзархата русских западноевропейских православных приходов Константинопольского Патриархата. Справка: 1) В заседании от 24 декабря 2004 года (журнал 92) Священный Синод подчеркнул приверженность Русской Православной Церкви тому видению путей устроения церковной жизни русского рассеяния в странах Западной Европы, которое изложено   в Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года. Священный Синод выразил сожаление в связи с заявлениями и действиям руководства Экзархата русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат), свидетельствующими о фактическом отказе от духовного наследия Преосвященного митрополита Евлогия (Георгиевского) и иных деятелей русской церковной эмиграции в Западной Европе, почитавших себя чадами Русской Церкви, не прекращавших своего единения с нею и прервавших свое пребывание в канонической юрисдикции Патриархата лишь временно и в связи с известными политическими обстоятельствами.

http://patriarchia.ru/db/text/149541.htm...

В конце второй мировой войны митр. Евлогий пытался возобновить отношения с Московским Патриархатом. В сер. марта 1945 г. в храмах Экзархата было установлено поминовение наряду с именем К-польского Патриарха имени Патриарха Московского Алексия I . Во время посещения Парижа в авг.-сент. 1945 г. делегацией Московского Патриархата во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) митр. Евлогий и его викарии подписали обращение к Патриарху Алексию I с просьбой принять их вместе с приходами под свой омофор. 7 сент. Свящ. Синод РПЦ вынес постановление о воссоединении управляемых митр. Евлогием приходов с Русской Церковью и их сохранении в качестве Западноевропейского Экзархата РПЦ . Воссоединение с Московским Патриархатом было осуществлено во многом благодаря настойчивости и авторитету митр. Евлогия вопреки настороженному отношению к этому большинства прихожан. Не был до конца урегулирован и вопрос о выходе Экзархата из юрисдикции К-польского Патриархата. 1 окт. 1945 г. митр. Евлогий обратился к К-польскому Патриарху Вениамину I с сообщением, что воссоединение его паствы с Московским Патриархатом уже предрешено, но «формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены». 4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху об осуществившемся присоединении к РПЦ Западноевропейского рус. Экзархата и просил на это благословения К-польской Патриархии. Однако митр. Евлогий не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, а 14 февр. 1946 г. Вениамин I благословил западноевроп. рус. приходы до окончательного решения вопроса об Экзархате возносить за богослужением и свое имя. 8 авг. 1946 г. митр. Евлогий скончался. 14 авг. прибывший в Париж на похороны Ленинградский митр. Григорий (Чуков) вручил старшему из архиереев Экзархата архиеп. Владимиру (Тихоницкому), вступившему на основании завещания митр. Евлогия во временное управление Экзархатом, указ Свящ. Синода от 9 авг. о формальном и фактическом прекращении временной юрисдикции К-польского Патриархата над западноевроп. приходами и о назначении экзархом митр. Серафима (Лукьянова), ранее возглавлявшего Западноевропейскую епархию РПЦЗ. Архиеп. Владимир отказался выполнить указ, сославшись на отсутствие предписаний из К-поля, и тем самым признал Экзархат по-прежнему зависимым от К-польского Патриархата. Тем не менее 15 авг. архиеп. Владимир подтвердил указом необходимость поминать за богослужением имена и К-польского, и Московского Патриархов.

http://pravenc.ru/text/182573.html

После смерти митр. Евлогия (Георгиевского) 8 авг. 1946 г. епархиальный совет Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата избрал экзархом архиеп. Владимира (Тихоницкого) , тогда как 9 авг. Синод РПЦ назначил экзархом митр. Серафима (Лукьянова) . М. проигнорировал это назначение, но предложил рус. клирикам самим определиться с выбором юрисдикции. Параллельно обсуждался вопрос о статусе Экзархата. Одним из возможных вариантов была его ликвидация и учреждение в составе Фиатирской митрополии некой «русской епархии». В таком случае архиеп. Владимир мог возглавить ее в качестве викария Фиатирского митр. Германа (Стринопулоса). Епархиальный съезд, проведенный 16-20 окт. 1946 г., принял решение просить М. сохранить положение Экзархата таким, каким оно было и раньше, и утвердить экзархом архиеп. Владимира. Это решение и было закреплено К-польским патриархом в особой грамоте (ЦВЗЕЕ. 1947. 6. С. 1-3). Планировалось, что в окт. 1946 г. делегация РПЦ во главе с митр. Николаем (Ярушевичем) посетит М. «с целью устранения некоторых разногласий и для того, чтобы побудить патриарха поддерживать русскую политику» (Власть и Церковь. 2009. Т. 2. С. 1007). Делегация должна была передать М. сумму в 50 тыс. амер. долл. (Там же. Т. 1. С. 401-402). Однако этот визит не удалось осуществить из-за противодействия тур. властей, к-рые отказали иерархам РПЦ в выдаче виз. В 1946 г. М. вступил в конфликт с правительством Греции относительно урегулирования ситуации в Додеканесских митрополиях. Греч. власти обвиняли Родосского и Леросского митрополитов в сотрудничестве с итал. администрацией и желали их смещения. Для достижения своей цели МИД Греции использовал даже такие методы, как отправка поддельных телеграмм митрополитам от имени патриарха. Несмотря на сопротивление Патриархии, в конце концов власти вынудили митрополитов подать в отставку. В дек. 1946 г. Мин-во по делам религии и образования одобрило предложение М. возобновить работу церковной школы Патмиада на Патмосе. В нач. 1947 г. были избраны Родосский и Косский митрополиты, тогда как выборы на кафедры Леросской-Калимносской и Карпафской-Касосской митрополий, к-рые греч. правительство хотело упразднить, были отложены.

http://pravenc.ru/text/2561622.html

Новости В РПЦ считают присоединение Западноевропейского экзархата восстановлением исторической справедливости 07.10.2019 09:55 Кафедральный собор экзархата православных русских церквей в Западной Европе – собор Александра Невского в Париже. Архивное фото: CC BY-SA 3.0 /Annesov Москва, 7 октября. Члены Священного Синода Московского Патриархата соберутся сегодня на заседание в Троице-Сергиевой лавре, чтобы решить вопрос о вхождении Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции в состав Русской Православной Церкви.  «Это событие по значимости сопоставимо с событием 2007 года», – подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире передачи «Церковь и мир», указывая на воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Теперь, по словам главы ОВЦС, «еще одна часть русского зарубежья воссоединяется с Московским Патриархатом, и тем самым, по сути, завершается процесс воссоединения русской диаспоры с Матерью Церковью», сообщили «Благовест-инфо» в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Отвечая на вопрос ведущей передачи о том, не вызовет ли такой выбор раскола внутри Архиепископии, председатель ОВЦС заметил: «Что характерно для этой структуры, это ее монолитность и сплоченность вокруг правящего архиерея. Также характерно, что в большинстве приходов существует единодушие между клиром и прихожанами. Ведь никто насильно не тянул ни архиепископа Иоанна (Реннето), ни подведомственные ему приходы к нам – наоборот, они сами просят о вхождении в состав Русской Православной Церкви. И каждый приход принимал самостоятельное решение. Настоятель этого прихода, прихожане вместе обсуждали этот вопрос, и они принимали решение о том, что последуют за архиепископом. Соответственно, никакого раскола не будет, а просто будет восстановлена историческая справедливость». Как отметил митрополит Иларион, «Константинополь не один раз упразднял эту структуру». Он также напомнил, как в 1965 году Патриарх Константинопольский Афинагор предписал приходам Архиепископии войти в состав Русской Православной Церкви. «Но тогда не было для того, видимо, достаточно предпосылок, – продолжил митрополит Иларион. – Архиепископия некоторое время, если можно так выразиться, провисела в юрисдикционном вакууме, а потом снова оказалась в составе Константинопольского Патриархата. А сейчас большинство духовенства, мирян во главе с архиепископом приняли такое решение, и мы радуемся этому, потому что действительно речь идет, по сути, о завершении процесса, который длился около ста лет, ведь церковное разделение в русской эмиграции началось вскоре после революции».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В то же время приходы оставшиеся верными Московскому Патриархату продолжили своё существование как Западноевропейский Экзархат Московского Патриархата . Грамотой от 22 ноября 1965 года Патриарх Константинопольский Афинагор I упразднил Экзархат ввиду того что Русская Церковь, «избавившись от разделений и организовавшись внутренне, приобрела и внешнюю свободу» и нужда во временной организации отпала. Предложение Патриарха Афинагора о возвращении в лоно Матери-Церкви, однако, не было исполнено руководством Экзархата, совет которого 30 декабря 1965 года провозгласил бывший Экзархат «независимой и самостоятельной Архиепископией Православной Церкви Франции и Западной Европы», которая в феврале 1966 года была переименована в «Православную архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния». 22 января 1971 года решением Патриарха Афинагора и Священного Синода Константинопольского Патриархата Экзархат был восстановлен в форме «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе» в составе Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе и подчинен митрополиту Еалльскому , чтобы, как говорилось в Синодальной грамоте, русские приходы в Западной Европе «не были совершенно лишены высшего церковного надзора и связи с административной системой Церкви». Правомочность этого действия не была признана Священноначалием Русской Православной Церкви. 19 июня 1999 года Патриарх Константинопольский Варфоломей издал «Патриарший и Синодальный Томос о восстановлении Патриаршего экзархата в Западной Европе», подчинив воссозданный экзархат Константинопольскому Патриаршему Престолу, с тем, что «организовывая церковную жизнь в Западной Европе, архиепископ - Патриарший экзарх согласуется с митрополитом Еалльским». Грамотой от 21 июня 1999 года Экзархату были даны права широкой автономии в областях административных, пастырских и материальных. Данное решение также было опротестовано Священноначалием Московского Патриархата. В условиях свободы, обретенной Церковью в Отечестве, открылись новые возможности для ее общения с русской церковной диаспорой.

http://drevo-info.ru/articles/4808.html

Митрополит Иларион: Русская Православная Церковь сделала все для того, чтобы максимально облегчить вхождение " Русского экзархата " в ее состав Москва, 12 сентября 2019 г. Фото: РИА Новости/Максим Блинов      Русская Православная Церковь сделала все для того, чтобы максимально облегчить вхождение в ее состав Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе ( " Русский экзархат " ), и теперь решение за этой структурой или же за каждым ее приходом в отдельности, заявил РИА Новости глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. " Большинство священнослужителей и мирян Западноевропейского экзархата желают воссоединиться с Русской Православной Церковью. Но этому препятствуют в настоящее время те нормы, которые существуют в уставе этой организации. А согласно уставу, для того, чтобы организация перешла в другую юрисдикцию, необходимо две трети голосов " , - сказал митрополит на просьбу прокомментировать ситуацию с архиепископией. Он напомнил, что на прошедшем 7 сентября заседании генеральной ассамблеи экзархата этого количества достичь не удалось, хотя " значительное большинство – гораздо больше половины членов – высказалось за то, чтобы присоединиться к Московскому патриархату " . " Я думаю, что теперь экзархат будет искать какие-то иные возможности для того, чтобы осуществить свое желание. Но решение Константинопольского патриархата, озвученное его представителями, по сути дела, не оставило перед архиепископией выбора. И здесь вопрос ставится очень просто: быть или не быть. И вот я думаю, что на этот вопрос либо архиепископия в целом, либо каждый из ее приходов в отдельности должны будут ответить в ближайшее время " , - отметил глава ОВЦС. Он добавил, что " со стороны Русской Православной Церкви сделано все необходимое для того, чтобы максимально облегчить вхождение архиепископии или тех ее приходов, которые этого пожелают, в состав Русской Православной Церкви " . " И даже, я бы сказал, не вхождение, а возвращение, потому что изначально эта архиепископия была частью Русской Православной Церкви. Присоединена к Константинопольскому патриархату она была на временной основе " , - заключил архиерей. В ноябре 2018 года Константинопольский патриархат лишил архиепископию статуса патриаршего экзархата, что означало ее фактическую ликвидацию как отдельной структуры и переподчинение около 120 приходов константинопольским митрополиям Западной Европы. В феврале чрезвычайное общее собрание духовенства и мирян архиепископии подавляющим большинством (93%) высказалось за то, чтобы сохранить экзархат. 12 сентября 2019 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/123835.html

Чем дальше, тем яснее становилось, что РПЦЗ не может доверять Константинопольскому Пат­риархату, находившемуся в зависимости и от светских властей. «Фанар, распространяя свою власть, — утверждает Кострюков, — фактически навязывал русской диаспоре подчинение коммунистическому режиму». К тому же братскому общению РПЦЗ с Константинополем не мог не препятствовать уже упоминавшийся выше модернизм: навязывание нового календаря и возоб­новившиеся в начале 1930-х годов попытки созвать Вселенский Собор. Действия Фанара внесли раскол в среду русской церковной эмиграции. Характерно, что в 1938 году представители Западноевропейского экзархата («евлогиане») не были приглашены на Второй Всезарубежный Собор. Ситуация, как показывает А.А. Кострюков, не облегчилась и в первые послевоенные годы, когда И. В. Сталин пытался использовать Московский Патриархат в своих внешнеполитических целях. Проблема состояла в том, что вопрос «Московский Патриархат или Константинополь?» для большинства «евлогиан» означал вопрос «за советский режим или против него?». А Московская Патриархия достаточно быстро стала восприниматься служанкой и союзницей безбожного государства. Несмотря на формальный переход в сентябре 1945 года приходов Западноевропейского экзархата под омофор Московского Патриарха, это решение в силу указанных причин (равно как и ряда других) оказалось нежизнеспособным. В течение последующих 18 лет Экзархат, оставаясь в составе Константинопольской Церкви, по словам А. Кострюкова, «наслаждался покоем». Ситуация изменилась в середине 1960-х годов в связи с тяжелым положением Фанара и усилением международной активности Московского Патриархата. Экзархат, от которого вынужден был отказаться Константинополь, отказался подчиняться Москве, объявив о своей независимости, — так появилась архиепископия Франции и Западной Европы и русских западноевропейских Церквей рассеяния. Самостоятельность продолжалась более пяти лет, и после того, как Фанар сумел укрепить свое положение (пошатнувшееся в период греко-турецкого конфликта из-за Кипра в 1965 году), бывший Экзархат вновь вошел в его юрисдикцию. Среди причин этого было и предоставление Московским Пат­риархатом автокефального статуса Православной Церкви в Америке в 1970 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5321500.ht...

Лондон, 14 сентября. Епископ Амфипольский Василий (Осборн), перешедший в свое время из Московского в Константинопольский патриархат, объявил о своей отставке. В своем лондонском приходе он заявил, что покидает свой пост по состоянию здоровья, сообщили корреспонденту " Интерфакс-Религия " в пятницу в Сурожской епархии Русской Православной Церкви (Великобритания). Клирики британского викариатства Западноевропейского экзархата русских приходов получили от епископа Василия циркулярные письма, в которых сообщается, что их канонический статус будет обсуждаться на очередной ассамблее этой структуры Константинопольской Церкви 28 ноября. Председательствовать на заседании будет глава экзархата архиепископ Команский Гавриил. Кроме того, стало известно, что епископ Василий намерен покинуть Великобританию и переселиться во Францию. В 2006 году епископ Василий, возглавлявший на тот момент Сурожскую епархию, решил перейти из Московского в Константинопольский патриархат. За ним последовал ряд священнослужителей Сурожской епархии, что значительно осложнило ситуацию как в самой епархии, так и во взаимоотношениях между Московской и Константинопольской Церквами, поскольку последняя приняла клириков Русской Церкви без отпускной грамоты. В ответ на действия епископа Василия Патриарх Алексий II отстранил его от должности " с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию " . Через несколько месяцев, в июле 2006 года, Синод Русской Церкви лишил архиерея права священнослужения. В 2007 года Московский патриархат " во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного " принял решение предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский патриархат. В том же году часть перешедших к епископу Василию священников кафедрального собора Сурожской епархии объявили о праве собственности на него. Судебный процесс завершился в этом году решениями Генпрокуратуры и Верховного суда Великобритании: права Сурожской епархии, которая приобрела Успенский собор у англикан в середине 1970-х годов, были подтверждены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Русских в Европе рвут на три части «Белоэмигрантскую» архиепископию лишает будущего противостояние Москвы и Константинополя 06.02.2019 17:08 Верующие русской традиции в Западной Европе вот уже больше двух месяцев находятся в сильном смятении. 23 февраля в Париже пройдет внеочередная Генеральная ассамблея представителей русских приходов Западноевропейского экзархата, на которой будет решаться судьба одной из старейших православных общин Европы. В конце ноября 2018 года стало известно, что Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей внезапно отозвал томос, дарованный в 1999 году, согласно которому русские приходы в Западной Европе имели статус особой административно-территориальной единицы и были относительно независимы и самоуправляемы. В самом документе, подписанном Вселенским патриархом и 12 членами Синода, утверждается, что решение о роспуске «отвечает пастырским и духовным потребностям нашего времени», поскольку «исторические обстоятельства, приведшие к созданию такой структуры после Октябрьской революции 1917 года, всего сто лет назад, глубоко изменились». «Целью... решения является дальнейшее укрепление связей приходов русской традиции с церковью-матерью Константинопольского патриархата ...  Именно благодаря пастырской заботе Вселенский патриархат решил объединить и присоединить приходы к различным святым митрополиям Вселенского патриархата в странах, где они находятся. Наша церковь-мать будет и впредь обеспечивать и гарантировать сохранение их богослужебной и духовной традиции», – миролюбиво извещает коммюнике. Но вот действия Фанара говорят о другом. Операция «Ликвидация» Архиепископия русских приходов появилась в 1920-е годы для окормления эмигрантов, покинувших революционную Россию. Духовным центром беженцев стала бывшая посольская церковь на улице Дарю в Париже – собор Александра Невского. Именно там в разные годы отпевали Шаляпина, Кандинского и Бунина. В 1925 году русскими эмигрантами был создан Свято-Сергиевский православный богословский институт, где преподавали такие известные мыслители и богословы, как Георгий Флоровский и Сергий Булгаков.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010