Поскольку отношения с Москвой и восстановленным в 1917 году институтом патриаршества у архиепископии были с самого начала достаточно трудными, в 1931 году Константинопольский патриархат по просьбе прихожан Парижской епархии принял их под свой омофор и даровал статус экзархата, правда, временный. В 1971 году он был преобразован в Русскую православную архиепископию Западной Европы. А в 1999 году патриарх Варфоломей специальным указом – томосом – восстановил статус экзархата, уже на постоянной основе. Сегодня, согласно сайту архиепископии, в ее состав входят более 100 приходов и общин, а территория охватывает такие страны, как Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Италия, Дания. Примечательно, что о роспуске стало известно не из официального документа, он появился лишь спустя сутки, а в личной беседе управляющего Западноевропейским экзархатом архиепископа Хариупольского Иоанна Реннето с патриархом Варфоломеем. Несмотря на предписания последнего, архиепископия отказалась от самоликвидации и стала бороться за свое будущее. Было решено обсудить распоряжение константинопольского Синода на Генассамблее 23 февраля, а до этой даты не расходиться и оставаться в статусе архиепископии. И это несмотря на давление извне, которое уже сейчас на некоторые приходы бывшего экзархата стали оказывать константинопольские митрополиты, на территории епархий которых размещены общины русской традиции. Жесткая политика Фанара уже начала приносить первые плоды, правда, не те, что ожидал сам Константинополь. В конце января с.г., после запрета в служении со стороны епископа Константинопольского патриархата «за неподчинение», настоятель храма Христа Спасителя в итальянском городе Сан-Ремо священник Дионисий Байков вместе со своей общиной, не дожидаясь общего собрания архиепископии, перешел под омофор РПЦЗ. «Мы вынуждены признать невозможным более находиться в евхаристическом общении с Вселенским патриархатом. Так как Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе находится в полном каноническом и евхаристическом общении с Константинополем, мы с глубокой скорбью принимаем решение о выходе из ее юрисдикции… Русская зарубежная церковь является самым лучшим выбором для нас, так как, являясь неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви, она самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Кроме этого, ее исторические корни связаны тесным образом с русским зарубежьем, к которому мы сами имеем честь принадлежать», – говорится в сообщении общины.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Богослужения в приходах Сурожской епархии посещают также грузины, румыны и представители других православных народов, не имеющие своих храмов. В настоящее время епархия насчитывает 48 приходов и общин. Кроме того, в прямом подчинении Патриарха Московского и Всея Руси находятся приходы в Манчестере и Дублине (Ирландия). Великобританская и Ирландская епархия (РПЦЗ) [ править править код ] Параллельно с Сурожской епархией в Великобртании и Ирландии представлена Великобританская и Ирландская епархия Русской зарубежной церкви, самоуправляющаяся части РПЦ, которая насчитывает 5 приходов в стране, в том числе освящённый в 2005 году Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в лондонском районе Чизик (Chiswick) — единственная в городе церковь традиционной русской архитектуры, построенная на пожертвования, а также три миссии и монастырь великомученика и целителя Пантелеимона. Приходы западного обряда (РПЦЗ) [ править править код ] Также в Великобритании действовует несколько миссий западного обряда для британцев, перешедших в православие, находящих в непостредственном подчинении первоиерарха РПЦЗ Илариона (Капрала), к середине 2013 года таковых насчитывалось четыре. Константинопольская православная церковь [ править править код ] Фиатирская архиепископия [ править править код ] Греческий кафедральный Собор Св. Софии, Бейсуотер, Лондон С 1922 года на территории Великобритании и Ирландии действует Фиатирская архиепископия Константинопольского патриархата, которая насчитывает более 100 приходов, являясь таким образом самой самой крупной православной деноминацией в Великобритании. Благочиние Великобритании и Ирландии Западноевропейского Экзархата [ править править код ] Также в Великобритании действует немногочисленное благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов. Образовалось после ухода части клира и верующих во главе с епископом Василием (Осборном) из Сурожской епархии в 2006—2007 году. Первоначально это было Амфипольское викариатство, затем, после лишения епископа Василия сана и монашества, оно было преобразовано в Благочиние Великобритании и Ирландии. На 2013 год насчитывало 23 прихода и общины. «Украинская Автокефальная Православная Церковь в Диаспоре» [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Великобритания

Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь: как и почему это произошло? сентября 2019 года Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето) и все желающие последовать за ним приходы вместе с клириками. Спустя две недели на собрании духовенства в Париже абсолютное большинство клириков Архиепископии решили присоединиться к Московскому Патриархату, и 7 октября Священный Синод постановил принять Архиепископию в состав РПЦ. Архиепископия возникла на базе приходов, образованных русскими, бежавшими в Европу после революции 1917 года. Сперва все они подчинялись Русской Церкви, но в 1931 году влились в состав Константинопольского Патриархата. Нынешнее возвращение в Московский Патриархат спровоцировал сам Константинополь, который в прошлом году отменил «особый статус», гарантировавший сохранение богослужебных и административных особенностей Архиепископии]. Об историческом событии, свидетелями которого мы стали недавно, «Фома» беседует с епископом Зеленоградским Саввой ( Тутуновым ), заместителем управляющего делами Московской Патриархии. [Сегодня владыка живет в России, служит в РПЦ. Но в детстве он и его семья были прихожанами одного из храмов Архиепископии во Франции. Он своими глазами видел, как жили в Европе русские приходы, разделенные с Русской Церковью, и очень хорошо понимает, почему возвращение их домой вызвало столь сильное переживание священства и мирян]. Беседовал Игорь Цуканов . Ил.: На развороте к статье — Собор святого Александра Невского в Париже — кафедральный собор Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Фото Владимира Ештокина; Митрополит Евлогий — первый Управляющий русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе с паствой — русскими эмигрантами у собора св. Александра Невского. Париж. 1920-е гг.; Из письма митрополита Евлогия Святейшему  Патриарху Московскому Алексию I с благодарностью за возвращение в лоно Русской Православной Церкви, 1945 г.; Молебен в начале строительства часовни Серафима Саровского в Монжероне, Франция. 1930-е гг.; 15 сентября 2019 г. в Александро-Невском соборе в Париже впервые после присоединения Архиепископии экзархата православных русских церквей в Западной Европе к Русской Православной Церкви поют многолетие Патриарху Кириллу; Прапрадедушка епископа Саввы — священник Николай с матушкой. Фото tutunov.org; Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн (Реннето) во время визита Патриарха Кирилла во Францию. Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, 2016. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2019. - С.8-17. - (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Епископ Зеленоградский Савва ( Тутунов )» (С.12).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

10 марта 1946 г. в женевском Крестовоздвиженском храме первоиерарх РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский) и Детройтский еп. Иероним (Чернов ; впосл. архиепископ) хиротонисали Н. во епископа Брюссельского и Западноевропейского. 20 марта он был включен в состав Архиерейского Синода РПЦЗ. С 7 по 10 мая 1946 г. участвовал в Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в Мюнхене, фактически восстановившем деятельность РПЦЗ в Зап. Европе. Кафедральным собором Н. стал храм Воскресения Христова в Мёдоне (Франция). По словам архиеп. свт. Иоанна (Максимовича) , Западно-европейская епархия РПЦЗ «была сохранена и восстановлена благодаря неутомимой энергии Епископа Нафанаила, который всюду разъезжал, имея помощником лишь одного Александра Трубникова» (Протокол 8 Архиерейского Собора РПЦЗ. 8/21 окт. 1953 г.//Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке). 14 сент. 1949 г. Архиерейский Синод РПЦЗ назначил Н. духовным руководителем автономной ветви Христианского союза молодых людей. С 1946 по 50-е гг. XX в. он являлся председателем попечительского совета Корпуса-лицея имп. Николая II в Версале. В 1947-1950 гг. был духовником молодежной орг-ции «Витязи», способствовал примирению среди членов русского скаутского движения во Франции. Н. старался восстановить церковное единство РПЦЗ и Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриарха в Париже, но его усилия не дали положительного результата. В 1949-1950 гг. Н. принимал участие в создании 2 монашеских общин - в По и в Озуар-ла-Ферьер недалеко от Парижа. В 1950 г. он содействовал переезду сестер Леснинского мон-ря из Югославии во Францию. Согласно решению Архиерейского Синода РПЦЗ от 15 дек. 1950 г. о разделении Западноевропейской епархии, Н. был назначен правящим архиереем Гаагским и Престонским. С весны 1951 до февр. 1952 г. управлял епархией из Лондона. В 1-й пол. 1952 г. назначен Архиерейским Синодом служить в Вашингтоне, но переезд в США не был осуществлен. 6 янв. 1953 г. Н. прибыл в Тунис, где занял должность настоятеля Воскресенского собора с правами администратора рус.

http://pravenc.ru/text/2564776.html

Таким образом, Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе не признала правомочность решения Синода Константинопольского патриархата о роспуске и продолжает функционировать в прежнем качестве впредь до решения генеральной ассамблеи Архиепископии, которая состоится, по всей видимости, уже в 2019 году. И патриарху Варфоломею придется с этим смириться. Каким будет решение генеральной ассамблеи Архиепископии, остается только гадать. В связи с этим своевременное напоминание сделал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов о том, что «приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще в 2003 году предлагал всем епархиям и приходам русской традиции в Западной Европе объединиться в составе единого митрополичьего округа Русской Церкви». «Тогда это предложение не реализовалось. Может быть, после неожиданной для архиерея, духовенства и верующих парижского экзархата вести об их роспуске и упразднении, тема вновь обретет актуальность», - выразил надежду отец Николай. Он также напомнил, что решение 1931 года о переходе приходов Западной Европы под юрисдикцию Фанара (квартал в Стамбуле, где располагается резиденция Константинопольского патриарха - РНЛ ) было обусловлено гонениями на Церковь в Советском Союзе и никогда не оформлялось канонически. «В 1931 году Русская Церковь не давала своего согласия на переход ее западноевропейских общин в Константинопольскую юрисдикцию, которая тогда самим Фанаром признавалась сугубо временной, до улучшения положения Церкви в тогдашней советской России. Так что с точки зрения Московского Патриархата пребывание этих общин в ведении Константинополя никогда не было канонически законным», - подчеркнул замглавы ОВЦС. Он также выразил удивление, что руководитель Западноевропейского экзархата не получил на руки текст решения. «Странно, конечно, что такие решения принимаются без всякого предварительного обсуждения с заинтересованными лицами, с самими верующими, судьбу которых как будто меняют росчерком пера», - добавил о. Николай Балашов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/03/me...

В конце второй мировой войны митр. Евлогий пытался возобновить отношения с Московским Патриархатом. В сер. марта 1945 г. в храмах Экзархата было установлено поминовение наряду с именем К-польского Патриарха имени Патриарха Московского Алексия I . Во время посещения Парижа в авг.-сент. 1945 г. делегацией Московского Патриархата во главе с Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) митр. Евлогий и его викарии подписали обращение к Патриарху Алексию I с просьбой принять их вместе с приходами под свой омофор. 7 сент. Свящ. Синод РПЦ вынес постановление о воссоединении управляемых митр. Евлогием приходов с Русской Церковью и их сохранении в качестве Западноевропейского Экзархата РПЦ . Воссоединение с Московским Патриархатом было осуществлено во многом благодаря настойчивости и авторитету митр. Евлогия вопреки настороженному отношению к этому большинства прихожан. Не был до конца урегулирован и вопрос о выходе Экзархата из юрисдикции К-польского Патриархата. 1 окт. 1945 г. митр. Евлогий обратился к К-польскому Патриарху Вениамину I с сообщением, что воссоединение его паствы с Московским Патриархатом уже предрешено, но «формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений со Вселенским Престолом еще не выяснены». 4 нояб. Патриарх Московский Алексий I сообщил К-польскому Патриарху об осуществившемся присоединении к РПЦ Западноевропейского рус. Экзархата и просил на это благословения К-польской Патриархии. Однако митр. Евлогий не получил отпускной грамоты от К-польского Патриарха, а 14 февр. 1946 г. Вениамин I благословил западноевроп. рус. приходы до окончательного решения вопроса об Экзархате возносить за богослужением и свое имя. 8 авг. 1946 г. митр. Евлогий скончался. 14 авг. прибывший в Париж на похороны Ленинградский митр. Григорий (Чуков) вручил старшему из архиереев Экзархата архиеп. Владимиру (Тихоницкому), вступившему на основании завещания митр. Евлогия во временное управление Экзархатом, указ Свящ. Синода от 9 авг. о формальном и фактическом прекращении временной юрисдикции К-польского Патриархата над западноевроп. приходами и о назначении экзархом митр. Серафима (Лукьянова), ранее возглавлявшего Западноевропейскую епархию РПЦЗ. Архиеп. Владимир отказался выполнить указ, сославшись на отсутствие предписаний из К-поля, и тем самым признал Экзархат по-прежнему зависимым от К-польского Патриархата. Тем не менее 15 авг. архиеп. Владимир подтвердил указом необходимость поминать за богослужением имена и К-польского, и Московского Патриархов.

http://pravenc.ru/text/182573.html

В 2007 году Румынский Патриархат учредил на территории Швеции Северо-Европейскую епархию. С 1962 года в Стокгольме издаётся православный журнал на шведском языке «Ortodox tidning». Константинопольский Патриархат [ править править код ] Константинопольский патриархат представлен на территории страны Шведской и Скандинавской митрополией, возглавляемой митрополитом Стокгольмским и Скандинавским Клеопой (Стронгилисом). В исторической части Стокгольма греками был приобретён построенный в 1890 году собор католической апостольской церкви, заново освящённый в 1970 году в честь св. Георгия Победоносца. 9 ноября 2014 года был учреждён Никольский монастырь в посёлке Реттвик. На 2013 год митрополия насчитывала 17,5 тысяч зарегистрированных членов и издавала ежемесячный листок на греческом языке. Западноевропейский экзархат [ править править код ] В 1931 году русский Преображенский приход перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и в настоящее время входит в состав Архиепископии русских приходов в Западной Европе. В 2000-е годы в состав приходов Архиепископии в Швеции вошли шведоязычные приходы: в Эверкаликсе, Гётеборге, также действует женский Крестовоздвиженский скит. Преображенским приходом в Стокгольме издаётся богословско-информационный приходской журнал «Свято-Преображенский православный храм» («Kristi Förklarings ortodoxa kyrka») в русском и шведском вариантах. Финский православный приход [ править править код ] После Второй мировой войны в Швецию из Финляндии выехало около 6 тысяч православных финнов, основавших в нескольких городах финские православные общины. К настоящему времени, из-за ассимиляции и сокращения численности православных финнов, в стране остался лишь один приход — святителя Николая в Стокгольме. Приход входит в юрисдикцию греческой Шведской и Скандинавской митрополии, а 25 декабря 2014 года митрополит Клеопа (Стронгилис) в Георгиевском кафедральном соборе в Стокгольме рукоположил в сан священника Николаоса Хаммарберга, ставшего новым настоятелем финского Никольского прихода. Антиохийский Патриархат [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Швец...

Эта переписка включает в себя многое из того, что не публиковалось, да и не могло публиковаться в официальной церковной прессе, в частности, на страницах «Журнала Московской Патриархии» . Письма Священноначалия Русской и Константинопольской Православных Церквей, в которых выражались позиции по актуальным вопросам двусторонней повестки отношений, содержались приглашения и братские просьбы, составляют наиболее содержательную основу фонда Архива ОВЦС по изучаемому вопросу. Получить информацию о круге общения представителей двух Церквей и поднимаемых в ходе переписки темах помогают подборки документов, объединенные рубрикой «Переписка с разными лицами», также находящиеся на хранении в Архиве Отдела. Церковные архивные документы помогают обогатить историческую науку в области внешних связей Русской Церкви. Вклад в их исследование в разные годы вносили М.В. Шкаровский, О.Ю. Васильева, А.Л. Беглов, О.Л. Церпицкая и другие церковные и светские ученые. Повестка двусторонних связей Контакты между двумя Церквами стали продолжением общения предшествующего периода, но получили новый размах и содержание. Заметным событием предшествующего времени было участие делегации Константинопольской Церкви в торжествах, проходивших в Москве в 1957 году, посвященных сорокалетию восстановления Патриаршества в Русской Церкви. И Русская, и Константинопольская Церковь в лице своих предстоятелей выражали заинтересованность в предварительном рассмотрении вопросов, вызывающих взаимный интерес, в числе которых был вопрос подготовки будущего Собора Православной Церкви и предваряющего его Другими темами, привлекавшими внимание обеих Церквей, были участие в работе Всемирного совета церквей , присутствие русского монашества на Святой Горе Афон, отношение к не находившимся в общении с Поместными Православными Церквами церковным структурам, в числе которых Русская Православная Церковь Заграницей . Напряженными в повестке общения двух Церквей вопросами стали деятельность так называемой Североамериканской митрополии и Западноевропейского экзархата русских приходов, находившегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с публичными выступлениями митр. Евлогия на тему религ. гонений в СССР, к-рые были восприняты как участие в политической деятельности, уволил его от управления западноевроп. приходами с поручением временного исполнения должности викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому). Архиеп. Владимир отказался принять это назначение. 21 июля того же года митр. Евлогий обратился к митр. Сергию с письмом, в к-ром сообщил о выходе из его подчинения и восприятии всей полноты власти, присущей епархиальному архиерею, впредь до восстановления нормальных сношений с высшей властью Русской Церкви. В авг. в обращении к пастве митр. Евлогий заявил, что «мы... не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью». 24 дек. 1930 г. митр. Сергий и Временный Патриарший Синод РПЦ подтвердили указ об увольнении митр. Евлогия и постановили упразднить Епархиальный совет в Париже. Управление западноевроп. приходами было поручено Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому) . Однако большинство приходов отказались выполнить указ Заместителя Местоблюстителя и остались в подчинении митр. Евлогия. Митр. Евлогий принял решение обратиться с ходатайством к К-польскому Патриарху о переходе в его юрисдикцию, хотя прежде отвергал претензии К-польской Церкви на управление приходами рус. диаспоры. 17 февр. 1931 г. К-польский Патриарх Фотий II издал томос о принятии подчиненных митр. Евлогию приходов в юрисдикцию К-польского Патриархата в качестве самостоятельной, самоуправляющейся рус. правосл. церковной орг-ции, которая составляла «временно единую особую экзархию Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы». При этом в заявлении, сопровождавшем публикацию томоса в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии», митр. Евлогий трактовал новое положение лишь как «временный перерыв официальных административных сношений с митрополитом Сергием». Вступая в юрисдикцию К-польского Патриархата, по словам митр. Евлогия, «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви». Как символ сохранения связи с Русской Церковью в приходах Экзархата наряду с К-польским Патриархом в богослужебном порядке упоминались Патриарший Местоблюститель митр. сщмч. Петр (Полянский) , а с 1937 г.- «всё епископство православное Церкви Российской».

http://pravenc.ru/text/182573.html

В 1960-х годах храм был подчинен Женевской епархии РПЦЗ. В 1985 году храм перешел в ведение Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриархата.В октябре 2000 года, после 15-ти лет пребывания в Константинопольском патриархате, русский приход Свт.Николая Чудотворца в Риме решил вернуться в лоно Матери Церкви под Омофор Его Святейшества Патриарха Алексия II. С того времени приход стал ставропигиальным. Информация с сайта:http://zarubezhje.narod.ru/italy/ Сменившему о. Пимена архимандриту Клименту (в миру Константин Берниковский) принадлежит инициатива строительства русского храма. Начало этому положила жившая в Италии вдова надворного советника, Елизавета Ковальская, обратившаяся в 1880 г. в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за ее счет храм на кладбище Св. Лаврентия в Верано, дабы “почтить память супруга, служившего в Риме”. Церковные власти решили навести справки, и российский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: “Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...” В результате вдова разрешения не получила (посол России был лютеранином, и с не меньшей эффективностью препятствовал сооружению православной церкви во Флоренции). Архимандрит Климент (впоследствии – епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о “потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества”. Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Николаем II, внесшим “царскую лепту” в 10 тысяч рублей. Всего было собрано 265 тысяч итальянских лир. Граф Л. А. Бобринский (+ 1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Вилла Мальта). Назначенный в 1902 г новый настоятель, архимандрит Владимир (в миру Всеволод Путята), поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Вилла Мальта отошла наследникам Бобринского, а затем – отцам-иезуитам) и предложил искать другое место. Он отверг первоначальную кандидатуру архитектора, М. Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, архитектора А. Ю. Ягна. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. образовался Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

http://sobory.ru/article/?object=09356

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010