Таким образом смерть царствовала над всеми, и до самого Моисея, то есть до времен под законом. (Рим. 5:14). Что смерть имела силу до Моисея и что все человеческое подлежит тлению, образ этого ясный и очевидный есть бывшее тогда покушение Ангела против Моисея. Впрочем, сожительница и супруга Моисея Сепфора удержала губителя и отклонила от него, обрезавши свое дитя камнем, умоляя и говоря: «ста кровь обрезания сына моего» (Исх. 4:25). «Ста же кровь», говорит она не в том смысле, что прекратилось течение крови; я не думаю, чтобы это отвлекало когда-либо губителя от хотения убить; но она как бы сказала: сделано и исполнено угодное Богу, то есть обрезание сына, подобно тому, как если бы кто-нибудь сказал, например: стал образ такого-то дела, или: стало рассуждение об этом, вместо того чтобы сказать: дело пришло к концу и разъяснено.     П. Но кого мы должны разуметь под Сепфорою? Что значит камень и совершенное им обрезание? И каким образом отклонен был божественный Ангел и избежал Моисей угрожавшей ему и заслуженной им смерти, после того как сын был обрезан?     К. Предмет темный, и смысл исследуемого поистине неудобопонятен; но, уповая на Бога, опять скажу, как могу. Сепфора, дочь мадиамского священника (а он был из иного: рода и не от крови Израиля), представляет нам образ и олицетворение церкви из язычников, призванной к Богу из мирского служения, ибо ей сказано в одном месте устами Давида: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего»: потому что возжелал «Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой» (Пс.44:11-12). Итак, она наименована последовательницею закона и соединенною с Моисеем-детоводителем, прекрасно возводящим к таинству Христову. Ибо закон — начальный учитель; он приводит к начаткам глаголов Божиих и посредством намеков и тени как бы посевает в нас ведение тайны Христовой. Ведь и иудеям, отвергшим самого священнейшего Моисея, Христос сказал: думаете ли вы, «что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

У горы Хорива евреи, снова долго не находя воды, стали роптать на Моисея и готовы были побить его камнями. По повелению Божию, Моисей взял с собою некоторых старейшин Израилевых, пошел с ними к горе и ударил жезлом по скале. Из камня тотчас потекла в изобилии вода. У той же горы на евреев напали амаликитяне. Моисей выслал против них ополчение под предводительством Иисуса Навина, а сам взошел на вершину холма и молился, воздевая руки к небу. И когда Моисей поднимал руки свои, евреи побеждали, а когда опускал, одолевали амаликитяне. Но руки Моисея устали, так как сражение продолжалось целый день. Тогда Аарон и Ор посадили Моисея на камень и поддерживали руки его до захода солнца, пока Иисус Навин не победил амаликитян. Описанные чудесные события по пути евреев к Синаю были прообразом тех великих милостей, которые Бог оказал людям в Новом Завете. Древо, усладившее воду, предуказывало на древо креста, услаждающее верующих в скорбях здешней жизни. Манна была прообразом истинного, небесного хлеба, преподаваемого нам в таинстве Причащения, т. е. Тела и Крови Христовых ( Иоан. 6, 31–58 ). Вода, истекшая из камня, прообразовала благодать, обильно излившуюся в мир через Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 10, 4 ). Распростертые руки Моисея предуказывали на непобедимое оружие верующих – животворящий крест. Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израилъ, – крестообразными Моисеевыми руками амаликову силу в пустыне победил есть. – 1-я песнь воскресного канона 4-го гласа. 29. Дарование закона на горе Синае На второй месяце по выходе из Египта, евреи пришли к горе Синаю. Здесь Господь объявил им через Моисея: «вы видели, что Я сделал египтянам и как носил вас, как бы на крыльях орлиных. Итак, если вы будете соблюдать завет Мой, то будете Моим народом из всех народов». Евреи единодушно обещали исполнить все, что повелит Господь. В 50-й день по выходе из Египта густое облако покрыло вершину горы, засверкали молнии, послышался гром и трубный звук, и Господь изрек Свой закон в десяти заповедях.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

2, 2-3 ). Цель воспитания естественно вытекает из цели жизни самого богоизбранного народа, определяемого заветом, который заключил Бог с Авраамом и его потомками. «Я Бог Всемогущий, – говорит Бог Аврааму, – ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою… и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт. 17, 1-2, 7 ). От Авраама и его потомков требуется признание Бога и следование Его предначертаниям. С течением времени требования к народу развивались и принимали форму предписаний. Во времена Моисея цель была сформулировано более кратко и выражалась так: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят… Я Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят» ( Лев. 11, 44-45 ). Последним идеалом ветхозаветного народа и человека была святость, которую понимали как абсолютную верность Завету, неизменного служения Богу, исполнения всех заповедей и наставлений Его. Средством для достижения столь высокого идеала был закон, открытый Богом пророку Моисею на Синае [Макк.–Восп.у д.е., с. 2–7]. История человечества, в том числе и история еврейского народа, со времени Моисея вплоть до Рождества Христова представляет собой цепь величайших чудес и знамений, богоявлений и богооткровений, пророчеств посланников Божиих, действующих именем и силою Господа. Одним из важнейших средств воспитания людей был нравственный закон, данный Господом через Моисея и изложенный в десяти заповедях. Закон определял и основное содержание воспитательного процесса в ветхозаветные времена. По своему происхождению законодательство, данное через Моисея на Синае, принадлежит к чрезвычайным явлениям в истории, когда Господь открывал Себя в непосредственном общении с человечеством через особо избранных для этого людей. Моисей об этом свидетельствует, говоря: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете…» ( Втор.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

(63) «Но во всем мы являем себя как служители Божии» 96 . Те, о ком говорится, что они – служители Божии, названы и Христовыми; стало быть, Христос – Бог. (64) «Ибо мы 97 храмы Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом» 98 . Если мы – храмы Бога живого, поскольку в нас обитает Дух, о Котором также говорится, что Он – Христов (ибо сказано: «Если кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его» 99 ), то каким образом Христос – не Бог? (65) «Ниспровергаем замыслы, говорит он, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу 100 . Каким образом мы будем ниспровергать всякое превозношение, восстающее против познания Бога? Или как будем пленять всякое помышление в послушание Христу? Ведь Слово добровольно истощило Себя и было послушным Отцу до смерти 101 . Поэтому когда некоторые на основании того, что сделано или сказано по Домостроительству, из-за плоти и человеческого, будут превозноситься над познанием Сына, утверждая, что Тот, Кто явился в человеческом образе, не Бог истинный и Сын по природе, тогда мы ниспровергнем всякое восстающее превозношение, опровергая мнения тех, которые решили так мыслить, и обращая всякое помышление к Домостроительству послушания. Ведь нужно, чтобы, оказавшись в состоянии человечества, Сын не отвергал человеческого. Из Послания к Галатам (66) «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» 102 . Необходимо рассмотреть, что именно говорит в этом месте божественный Павел. Был установлен закон от Бога гласом пророков, и он был такой: «Праведник верою жив будет» 103 . Был установлен и закон через Моисея. Так вот, он говорит: последовав закону веры, я умер для закона Моисея, уже не совершая того, что определено для древних в тени и образах. Ведь именно это означает умереть для закона Моисея, чтобы мы жили для Бога, прилепляясь к вере во Христа. Итак, если мы умираем для закона Моисея, предпочитая оправдание во Христе, каким образом не Бог – Христос, через Которого упраздняется закон, поскольку вера превосходит его? А если бы Христос был просто человеком, каким образом вера в Него могла стать лучше закона?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. И это слова Предтечи, говорящего о Христе, что все мы, пророки, приняли от полноты " Его " . Ибо Он имеет благодать не такую, какую имеют духовные люди, но, будучи источником всякого добра, всякой мудрости и пророчества, обильно изливает ее на всех достойных и при таком излиянии остается полон, и никогда не истощается. И мы приняли " благодать " , разумеется, Нового Завета, вместо благодати законоположения. Поелику тот Завет устарел и одряхлел, то вместо его мы приняли Новый. Почему же, скажут, назвал Ветхий Завет благодатию? Потому, что и иудеи усыновлены и приняты по благодати. Ибо сказано: Я избрал вас не за множество ваше, а за отцов ваших. И ветхозаветные приняты по благодати, и мы, очевидно, спасены по благодати. Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Объясняет нам, каким образом мы приняли величайшую благодать вместо благодати малой. Говорит, что закон дан чрез Моисея, то есть Бог употребил посредником человека, именно Моисея, а Новый Завет дан чрез Иисуса Христа. Он называется и " благодатию " , потому что Бог даровал нам не только прощение грехов, но и сыновство; называется и " истинною " , потому что Он ясно проповедал то, что ветхозаветные видели или говорили образно. Сей Новый Завет, называемый и благодатию и истиною, имел посредником не простого человека, но Сына Божия. Приметь и то, что о Ветхом законе сказал: " дан " чрез Моисея, ибо он был подчиненный и слуга, а о Новом - не сказал: " дан " , но: " произошел " , чтобы показать, что он произошел от Господа нашего Иисуса Христа, как от Владыки, а не от раба, и в конец достиг благодати и истины. Закон " дан " Богом чрез посредство Моисея; благодать " произошла " , а не дана, чрез Иисуса Христа. " Произошла " - знак самостоятельности, " дан " - рабства. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Сказав, что благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа, и, желая подтвердить это, евангелист говорит: я не сказал ничего невероятного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

При первом восхождении, происшедшем на сорок пятый день по исходе из Египта, Господь предлагает через Моисея всему народу израильскому вступить в завет с Ним, обещая, что «если вы будете слушаться гласа Моего ( Исх. 19:5 ), то будете Мне возлюбленнее всех народов, потому что вас одних избрал Я Себе из всех племен. Будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх. 19:6 ). Из них будут цари, из них будут священники, и все они будут святы, то есть чисты от всякой скверны языческих народов» 237 . Второе восхождение Моисея на Синай (Исх. 19:10 – 15) После согласия народа, высказанного через старейшин, Моисей опять идет на Синай, где получает повеление приготовить народ к третьему дню, что, по мысли преподобного Исидора Пелусиота , прообразовало тридневное Воскресение Христово 238 . Согласным же святоотеческим мнением является то, что «беседовавший с Моисеем есть Сам Единородный Сын» 239 . Третье восхождение Моисея на Синай (Исх. 19:16 – 25) «На третий день, при наступлении утра ( Исх. 19:16 ). Пришел и сошел с небес Единородный не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время; но как бы в третье и в последнее и как бы утром и в начале дня, то есть уже по отгнании мысленной тьмы, присущей нам, и как бы по прошествии ночи и исчезновении мрака... При этом, когда Бог сошел в виде огня, то явился дым, как бы вылетевший из печи и к верху сильно кружившийся... ибо снизошло к нам ради нас с неба Слово Божие как огонь расплавляющий ( Мал. 3:2 ) " 240 . При этом восхождении Моисей получил наказ о том, чтобы к горе не приближались даже священники из первородных – поскольку Господь мог поразить и их, так как грядущий закон, приемлющий левитское священство, был изначально выше той прамонотеистической праведности потомков Иакова, которой служили священники из первородных, могущие счесть, что их-то запрет может и не касаться. Четвертое восхождение Моисея на Синай (Исх. 20:1 – 24: 8) При этом восхождении Моисею сопутствует Аарон, «который был образом Христа, ибо честен закон во Христе и... связан со Христом духовным созерцанием, так что нельзя отделить закон от созерцания во Христе, прилепляясь только к одной тени и не принимая истину за прообраз прообразов» 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Что иудеи напрасно восстают против Господа, Он доказывает сие следующим умозаключением. Я одно дело совершил в субботу, исцелил расслабленного, и из-за этого все вы дивитесь, то есть смущаетесь, поднимаете тревогу. Между тем сам Моисей, этот законодатель, нарушил субботу, когда повелел, чтобы всякая душа (человек) обрезывалась в восьмой день (Лев. 12, 3). Ибо часто случалось, что восьмой день, в который необходимо было обрезываться, приходился в субботу. Посему для обрезания самим Моисеем суббота была нарушаема, и день субботний нимало не возбраняет человеку обрезываться; хотя бы восьмой день случился в субботу, закон о покое субботнем оставляется, чтобы не был нарушен закон об обрезании. Если это так, то для чего вы на Меня негодуете и гневаетесь за то, что Я в субботу исцелил всего человека? Хотя обрезание было не от Моисея, но от отцов, однако же оно, бывшее не от Моисея, нарушало закон о субботе, данный Моисеем. И в субботу не возбраняется обрезание, которое причиняет боль; а вы Меня порицаете за то, что Я освободил человека от болезни и сделал здоровым. «Не судите по наружности», то есть судите праведно и нелицеприятно. Моисея, нарушающего субботу обрезанием, вы освобождаете от порицания; а Меня, нарушившего субботу чрез благодеяние человеку, вы осуждаете. Освобождать Моисея от порицания, из уважения к его достоинству, и осуждать Меня, который по виду бесславен, — это явное лицеприятие. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же, когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же, когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Не просто и не напрасно прибавлено: «некоторые из Иерусалимлян», но для того, чтобы показать, что все те, которые преимущественно пред прочими удостоились великих чудес, более достойны сожаления.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Братья, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа. Приведенный отрывок из Послания к Римлянам является еще одним примером педагогической мудрости апостола Павла. Павел понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур, соседство которых не всегда было мирным. Не- которые евреи, к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», а бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Апостол Павел пытался всячески примирить христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ израильский был в древности избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния язычников. Но ко времени рождения Иисуса Христа иудеи исказили правильное понимание закона Моисея: вместо того чтобы воспринимать закон как средство для достижения спасения, они стали считать его некоей привилегией, знаком собственной исключительности. Апостол Павел спускает евреев с небес на землю, прямо заявляя, что каждый человек даст ответ Богу за прожитую жизнь. Причем народу избранному в этом аспекте будет даже сложнее, чем прочим народам. Ведь закон Моисея — это великий дар от Господа и большая ответственность. Народ, имеющий закон, будет судиться по всей строгости этого закона. Тот, кто закона не знает, по мысли апостола Павла, тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то, жил ли он по совести или против нее. Таким образом, резюмирует апостол Павел, чем больше благодатных даров имеет человек, тем большую ответственность несет он за них перед Богом.

http://foma.ru/ostalis-li-evrei-izbranny...

3 . На что все это указывает нам? Очевидно, на то, что книга эта не столько рассказывает о деяниях сына Навина, сколько описывает тайны Господа моего Иисуса. Ибо Сам Он есть Тот, Кто после смерти Моисея обретает владычество, Кто ведет войско и сражается с Амаликом; и то, что на горе изображалось вздыманием рук, было лишь тенью того, как Он «пригвоздил ко кресту» «бывшее о нас рукописание», «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» (ср. Кол.2:14–15 ). Итак, Моисей умер; закон утратил силу, «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» ( Мф.11:13 ). Хочешь, приведу свидетельства из Писаний, что закон назван Моисеем? Послушай, что сказано в Евангелии: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк.16:29 ). Моисей здесь, без сомнения, назван законом. «И умер Моисей, раб Господень» ( Втор.34:5 ), ибо умер закон, и его установления утратили силу. Или если то, что я говорю, не вызывает у тебя доверия, то прислушайся к словам Апостола, сказавшего: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу. И если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» ( Рим.7:2–3 ). «Женщина», без сомнения, обозначает душу, привязанную к закону Моисея, о которой сказано: «Привязана [она] законом к живому мужу». Но если муж ее – разумеется, закон – умирает, то душа, представлявшаяся подчиненной, «освобождается». Потому и нужно, чтобы закон умер, дабы верующие в Иисуса не совершили грех прелюбодеяния. 4 . Итак, Иисус Господь мой и Спаситель обрел владычество; и, если это видится подобающим, сравним совершенное Моисеем с владычеством Иисуса. Когда Моисей вывел народ из земли Египетской, не было ни порядка в нем, ни установлений священнических обрядов. Они прошли через соленые морские воды, не имевшие в себе никакой сладости; «воды же были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22:29 ). Мы знаем, что все это совершилось, когда во главе народа стоял Моисей. Но посмотрим, какие образы грядущего были в то время, когда войско повел мой Господь. «И подняли священники ковчег завета Господа и шли впереди народа» ( Нав.3:6:14–17 ). И теперь нигде нет моря, нигде нет соленых волн, но вслед за Господом моим Иисусом я подхожу к Иордану, и подхожу не в сумятице бегства, не охваченный ужасом, но со священниками, несущими на шее и на плечах ковчег завета Господа, в котором закон Божий и письмена Божественные. Я вхожу в Иордан не в таинственной тишине, но под звук труб, играющих нечто мистическое и Божественное, так что шествую я под прославление небесных труб. Было сказано, что «расступились воды и были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:21–22 ). Но здесь Он соделал «из обоих одно» и разрушил «стоявшую посреди преграду» ( Еф.2:14 ). Ибо с одной стороны вода «стала стеною», а с другой – стекла «в море» ( Нав.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4.10. Десятая заповедь Что запрещается Десятой заповедью? Эгоистичные желания и неправедные пожелания обладать чем-то, что принадлежит ближнему. Почему запрещаются желания, не ставшие еще делами? Потому, что дурные мысли рождают дурные поступки. Наше сердце является мастерской, откуда исходят все наши мысли, речи и дела. Наш Господь Иисус Христос говорил: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека (Мф.15:19-20). Имеют ли смысл наши мечты о присвоении собственности ближнего? Не имеют никакого смысла. Такими помыслами мы собираемся построить счастье на несчастье ближнего своего. Поэтому такие желания просто безумие. Как можно противиться дурным желаниям? Контролем за своими желаниями, очищением сердца молитвой и страхом Божьим, исповеданием священнику всех своих грешных помыслов, памятью о смерти и Страшном суде Божием, на котором каждый получит награду по делам своим. Глава 5. Новый завет Что такое Новый Завет? Это Закон Божий, который был открыт и передан людям через Иисуса Христа, Сына Божьего, Мессию. Как еще называют Новый Завет? Последний Закон Божий. Почему так говорят? Потому, что другого Завета Господь Бог не даст до конца света. Как еще называют Новый Завет? Внутренний Закон, закон совести, ибо он опирается на внутренние мотивы нашей внешней деятельности. Тогда, что такое в целом Закон Христа? Это новый, последний, внутренний закон Божий, самый совершенный и единственный закон спасения. Почему Господь Бог не дал такой Завет через Моисея? По той же причине, по какой и мы учим детей, что делать можно, а чего нельзя, уча их азбуке правильного поведения, не стараясь объяснить детям скрытые мотивы верных поступков. Апостол Павел так объясняет это: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах (1Кор.3:1-2). В чем различие внешнего Закона, данного через Моисея, и внутреннего закона, данного через Иисуса Христа?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1149...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010