Закон Божий Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, через который он мог все, что касается его обязанностей, знать и по тому закону поступать. Он по тому закону мог знать, в чем состояла его обязанность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом закон этот так попортился, что едва малые следы от него остались. Отсюда последовало, что люди вместо добра избирали зло, и, тьмой неведения помраченные, пороки вместо добродетелей почитали. Потому милосердный Творец наш, по Своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалях, которые через Моисея, верного Своего раба, передал избранному Своему народу – Израилю, а потом и всем людям и народам. Но цель как естественного, так и написанного закона не иная, как только единая любовь. Ибо премилосердный и человеколюбивый Бог, зная, что без любви не может быть в роде человеческом никакого благополучия, по той причине, как Отец, промышляя о чадах Своих, дал нам закон для пользы нашей и ради нашего благополучия, – который состоит в том, чтобы мы, вопервых, Бога, а потом ближнего нашего любили так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях, – по словам Самого Христа, – утверждается весь закон и про роки ( Мф. 22, 40 ). Великое зло есть грех. Ибо грех есть преступление и разорение вечного и неизменяемого закона Божия. Грех есть беззаконие ( 1Ин. 3, 4 ). Что Бог повелел и узаконил, то через грех разоряется, и Богу повелевшему и узаконившему в противность делается, и непослушание оказывается. Грехом закон Божий, вечный и неизменный, разоряется. Ибо Бог дал закон Свой нам для того, чтобы нами в целости соблюдаем был. А когда грешит человек и закон Божий преступает, то он нарушает то Божие установление и узаконение, которое вечно нерушимым и целым должно пребывать. И так человек разоряет то, что Бог установил; и грешник окаянный изменяет и разрушает то, что само в себе неизменно и нерушимо должно быть. В законе Божием изображено то, что так, а не иначе, как изображено, должно быть; например, Бога почитать и любить более всего и ближнего любить, как себя. Этого вечная и неизменная правда от человека требует. Но грешник ослепленный, несмотря на то, дерзает разорять неразоряемое и нарушать ненарушаемое, к бесчестию вечного Бога и своей погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Имея за собой такие авторитеты древности, апостол не считает нужным вдаваться в . какие-либо особые подробности для разъяснения этого выражения. 17 ст. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Так вот, говорит апостол своим читателям, указавши вам на пример из обыденной жизни я и хочу сказать вам, Галатам, что закон, явившийся спустя 430 л. после обетования Аврааму, ни в каком случае не отменяет и не заменяет собой обетования, как завещания на имя Христа, так что бы оно потеряло уже всякую силу. 18 ст. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Разумеется, говорит апостол, если рассуждать, по-вашему, с той точки зрения, что только по закону, т. е. через закон получается оправдание и благословение, то понятно, что обетование тут уже не может иметь никакого значения; но в том-то и дело, что Аврааму Бог даровал оное, т. е. наследство по завещанию, иначе: оправдание и благословение люди будут получать не по заслугам, а по благодати, по обетованию, а не по закону. 19 ст. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукой посредника. Но какой же смысл имеет и имел закон? Закон, говорит апостол, дан после обетования, потому что потомки Авраама и других патриархов не могли удержаться на той высоте святости и близости к Богу, как патриархи, предались греху и разного рода преступлениям против нравственного закона. Необходимо было оберечь народ еврейский, охранить его от дальнейших падений и тем, хотя в некоторой степени, сохранить его достойным милостей Божиих и того, чтобы из среды его пришел Мессия. Притом закон дан не взамен обетования, а в придачу к нему (слав. выражение приложися), дан до времени пришествия семени, к которому относится обетование о спасении людей. Если, продолжает апостол, будем сравнивать обетование и закон по их достоинству или будем сравнивать те способы и условия, при которых они даны, то и тут обетование неизмеримо превосходит закон. Закон дан при посредстве Ангелов и рукой посредника, т. е. Моисея. Таким образом при даровании закона народу израильскому между Богом и народом являются посредники, со стороны Бога Ангелы, со стороны израильского народа Моисей. Так далек был народ израильский от Бога и так недостоин был непосредственных откровений от Бога и сношений с Ним. Тогда как обетование Аврааму дано непосредственно Самим Богом усты к устам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Своей жизнью Господь Иисус Христос воплотил все требования нравственной стороны закона. Своей смертью Он осуществил все условности, которые послужили предзнаменованием его Воскресения и Жертвы. Он сам говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или не одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5, 17–18 ). Какой закон исполнил Христос? Если это был только закон формальный, как утверждает дуалистическая теория закона, нравственный закон еще не исполнен. Но «конец закона – Христос, к праведность всякого верующего». ( Рим. 10 –4 ). Как мы уже показали выше, у закона нет разных кодов нравственного и формального. Различие это произвольно и противоречит высшему принципу сформулированному в Священном Писании, по которому живет каждый верующий. «Закон духа жизни во Христе освободил меня от закона греха и смерти» ( Рим. 8, 2 ). Для того, чтобы отстоять дуалистическую теорию вопреки библейским утверждениям, что у одного закона есть разные разделы и аспекты, адвентисты должны объяснить почему из по крайней мере двадцати отрывков Нового Завета в двенадцати из них словами Иисуса Христа Святой Дух учит, что нет двух законов, а один; что этот закон не только в Пятикнижии Моисея, но и в книгах пророков и в псалмах. Христос рассматривал нравственные, формальные и пророческие заповеди как составляющие единого закона, о чем свидетельствовала Его жизнь, служение, смерть и воскресение как Он говорил своим ученикам в первый день Пасхи «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». ( Лк. 24:44 ). Изучение соотносимых библейских отрывков (включая Ин. 8 ,17и Вторзак. 19, 15; Ин 10, 34 и Пс. 82, 6 ; Ин. 12, 34 и Пс. 72, 17 ; Ин. 15, 25 и Пс. 35, 19 ; Ин 19, 7 и Лев. 24, 16 ) должно убедить любого непредвзятого читателя, что закон – это единая гигантская структура, содержащая несколько аспектов, нравственный, формальный, гражданский, судебный и пророческий. Вся эта структура была сведена Христом и апостолами к единому понятию «закон» и была полностью исполнена жизнью и смертью Господа Иисуса Христа, который установил всеобщий принцип божественной любви как воплощения каждого аспекта и каждой функции закона. Наш Господь говорил: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди. так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки... «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всем разумение твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 7, 12; 22, 37–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! 4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. Это песня Моисея из Апокалипсиса. Таким образом, Моисей оставил нам множество песен. По сути, Библия начинается и заканчивается песнями Моисея. Поэтому совершенно не удивительно, что Моисей явился Иисусу Христу на горе Фаворской, явившись из тёмных преисподних мест, чтобы лицезреть Того Бога, Которого он так любил, Который так много ему открыл, Бога воплотившегося и ставшего доступным зрению человеческому. Совершенно не удивительно, что Моисей должен быть любим и почитаем: пророк Божий, боговидец и законодатель, память которого празднуется в сентябре. И очень жалко, — я, пользуясь случаем, скажу, — что у нас нет приходов и храмов, посвящённых Моисею, человеку Божию, а также Аврааму или другим пророкам. Из ветхозаветных пророков у нас чтится только Илия, имеет храмы, монастыри и обители. И Елисей ещё, пожалуй, вместе с Илиёй, как его ученик. А остальные ветхозаветные пророки несколько выпущены из нашего сознания. Мы страдаем от этого, мы из-за этого плохо обращаем внимание на их жизненный путь, детали их жизни, на то, что они написали, что сказали, как прославили Бога. Может быть, в наши дни эта ситуация будет исправляться, заполняться эта ненужная пустота в сознании.   Ну а мы идём в середину Библии, в Псалтирь, которая совмещает в себе множество черт различных книг: напоминает закон, пророчествует о будущем, возвещает Христа, тайноводствует людей, учит их правильно жить, предупреждает, вкладывает в уста готовые молитвенные слова для любого жизненного состояния. Псалом 89-й: «Молитва Моисея, человека Божия». 2 Господи! Ты нам прибежище в род и род. 3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. 4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Закон косноязычен в том отношении, что не может раздельно изложить учение о Сущем и не в состоянии тайноводствовать к поклоняемому во святой Троице, досточтимому и неизреченному естеству. Он и слаб голосом для этого, так как может говорить только израильтянам, и то с трудом, слышится в одной Иудее; а что касается до всех остальных народов, его проповедь, так сказать, и не дошла до их ушей. Поэтому-то божественный Моисей, провидя имеющего достаточно силы для точного и совершенного изложения слушателям, учения о Боге и для того, чтобы легко проповедать его всей! земле, то есть Христа, говорит: «Господи! пошли другого, кого можешь послать». Ибо истинно «могущий» есть Христос; и что в свое время Он будет избран на это по благоволению Бога и Отца, это предвозвещено и законом. Отказ же Моисея и после Божественного обещания, и после явления многих знамений может быть образом Израиля, медлящего и вместе отрицающегося от Божественного и евангельского служения под властью Христа и от послушания, так как израильтяне после столь бесчисленных поучений о вере и после явления чудотворения сохранили свое непослушание и остались неверующими. Отказ Моисея был двукратный, ибо было два времени, в которые Израиль был необуздан и упрям: во время Моисея, Иисуса (Навина) и Судей, и затем тотчас после того времени, в которое были пророки и Иоанн, находящийся как бы в средине между Апостолами и пророками, так как он был концом пророческого служения и как бы началом светлости апостольской. Но отказ Моисея вызвал Бога на гнев, и потом состоялось иное распоряжение, чрез которое надлежало спастись угнетаемым властолюбием египтян. «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить..., и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова... в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх.4:14-16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

На самом деле мы не знаем, как прожил Моисей долгие годы среди мадианитян: была ли то обычная жизнь, или то было время сокровенного роста. Всё это касается только Бога и Моисея, точно так же ничего не будет сказано о его пребывании на горе, где Господь даровал ему закон: « Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх 24:18). И более – никаких подробностей: что и как происходило с ним в это время. Нам открыто лишь та сторона жизни Моисея, которая обращена к другим людям. Его мистический опыт, духовный рост или его отсутствие не могут быть предметом нашего обсуждения уже просто потому, что сердце другого человека сокрыто от нас. Мы можем знать лишь то, чему он нас научил, что поведал нам – и потому настоящая история Моисея начинается с призвания, когда Господь явился ему в горящем кусте и отправил к своему народу. Об этом богоявлении и о том диалоге, который тогда состоялся, написаны тома, и можно написать еще больше. Но сейчас скажем всего несколько слов: служение Моисея начинается с личной встречи с Богом. Мы не знаем, как он прежде молился, какие исполнял обряды, какого придерживался мировоззрения, но мы знаем совершенно точно, что если бы не эта встреча – не было бы в истории великого пророка. Можно служить великой идее, можно следовать древней традиции, но только присутствие в твоей жизни Истинно Сущего наполняет ее смыслом, дает указание к действию и силы для этого действия. «И тогда, – пишет Григорий, – человек становится таким, что может и других привести к спасению, уничтожить царящую во зле тиранию и освободить всех, кто подвластен отвратительному рабству» (2:26). Моисей, впрочем, сначала сопротивляется призванию. Его никто не послушает, тем более, что он «человек неречистый» (Исх 4:14), да и с какой стати израильтянам бросать свою налаженную, пусть даже рабскую жизнь и отправляться в незнакомую пустыню? Господь уговаривает и едва ли не принуждает к действию – как это не похоже на прежнего горячего юношу, готового убить первого попавшегося египтянина! Но «сила Божья в немощи совершается» (2 Кор 19:9), и задолго до апостола Павла об этом сообщают ветхозаветные повествования.

http://bogoslov.ru/article/3500687

Но там, где воссиял свет божественный, он не затмевается вполне, и когда глас Божий возглаголал, он не перестаёт раздаваться, даже в ушах, которые не слушают его. Говорят, что после Иисуса, в промежуток времени между правлением Судей и концом царства Соломона, память о Моисее, его деяниях и его законах почти совершенно исчезла и потеряла всякую силу в Израиле. Это заблуждение легко обличить, приведя несколько мест библейского повествования того времени. В книге Судей относительно народов Ханаанских, которые устояли в своей земле вопреки усилиям еврейских колен вытеснить их, мы читаем: «Эти народы оставлены, чтобы искушать ими Израиля и узнать, повинуется ли он заповедям Господним, которые Он заповедал отцам его чрез Моисея» (III, 4). Также в книгах царств: «Господь поставил Моисея и Аарона, которые изъяли ваших отцов из Египта и дали им поселиться в этой земле». «Сохрани, – говорит почти умирающий Давид сыну своему Соломону, – сохрани то, что Вечному Богу твоему угодно, дабы хранил ты, ходя по путям Его и соблюдая заповеди Его, и оправдания Его и судьбы Его, и свидетельство Его, писанныя в законе Моисея» ( 1Цар.12:6–8 ; 3Цар.2:3 ). И когда Соломон по торжественном освящении своего храма обратился к Богу с молитвой благодарения, «он стал и благословил всё собрание Израиля громким голосом, говоря: благословен Господь Бог, Который дал покой народу Своему Израилю по слову Своему! Не упало на землю ни одно слово из всех благих слов Его, которые он говорил устами Моисея, служителя Своего» ( 3Цар.8:55–56 ). Правда, эти благие слова не сохранили всей своей действенности в нравах и практической жизни израильтян; служение Иегове и законодательство Моисея подверглись некоторому печальному забвению и значительным изменениям, но в народном чувстве Иегова Вечный был всегда единственным Богом, Истинным Богом, и Моисей – Его пророком. Беспорядок нравственный и общественный овладел союзом еврейским; божественные законы и предание были беспрестанно нарушаемы, но не были незнаемы; этот закон и это предание были всегда предметами веры и почтения Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

О том, что за свет сопровождал рождение Моисея, почему Господь попустил воспитываться ему при дворе фараона, что значит «убить “египтянина” в себе», зачем избраннику Божию знать «науку пастухов», рассказывает протоиерей Олег Стеняев , с которым мы продолжаем читать Книгу Исход . Сэр Лоуренс Альма-Тадема. Обретение Моисея. 1904 г. Рождение Моисея Вторая глава Книги Исход начинается словами: «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени» ( Исх. 2: 1 ). То, что имя человека в Ветхом Завете не называется, но сначала говорится о его действиях, как правило, означает Божие неодобрение содеянному. Но не в этом случае! Сокрытие имени указывает нам на то, что действие совершалось в глубочайшем секрете. Так как в силе уже был указ фараона об истреблении всех новорожденных мальчиков, то и зачатие детей совершалось в тайне. Имя этого человека раскрывается на страницах Книги Исход значительно позже: Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь ( Исх. 6: 20 ). Далее мы читаем: Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца ( Исх. 2: 2 ). Имя Иохаведы (ивр. Йохевед), матери Моисея, также оказывается сокрытым по той же причине, что и имя мужа. Слова: «он очень красив» – впервые встречаются в тексте Книги Бытия, когда говорится о первозданном свете, который, возникнув в первый день творения, вскоре был сокрыт для грядущих в мир праведников. Сказано: И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы ( Быт. 1: 4 ). И эти слова относились к Моисею. Был «он очень красив», хорош, и его миссия заключалась в том, чтобы дать людям закон Божий, который, реально распознав добро и зло, «отделил… свет от тьмы». Прямой же смысл таков: когда Моисей родился, вся комната, где это произошло, наполнилась светом. Свет является причиной сотворения мира, он же – его конечная цель. И далее мы читаем: «Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки» ( Исх. 2: 3 ).

http://pravoslavie.ru/97838.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины связан контекстуально с одним из наиболее драматических периодов в истории еврейского народа. Еврейский народ долгое время жил в Египте. Когда сыны Израилевы «расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та», египетский царь, опасаясь, что однажды этот народ может противостать египтянам, стал предпринимать меры к тому, чтобы уменьшить его численность. В этой связи он повелел умерщвлять всех новорожденных евреев мужского пола. Когда у евреев Амрама и Иохаведы родился сын, они поначалу скрывали его. Но затем, мать ребенка, «не могши долее» его скрывать, положила его в предварительно осмоленную корзину, отнесла её к реке и оставила в зарослях тростника. Впоследствии эту корзину обнаружила дочь фараона. Сжалившись над младенцем, она не только сохранила ему жизнь, но и взяла его под своё покровительство. Младенца она назвала Моисеем, «потому что, говорила она, я из воды вынула его». Впоследствии Моисей стал вождем Израильского народа. Через него Господь вывел евреев из Египта, дал им закон. Вот как об этом свидетельствует библейская книга «Исход»: «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке] ; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей» ( Исх. 2.1-6 ). На картине мы видим  момент, когда родители Моисея оплакивают предстоящую разлуку со своим сыном. Описание Перед зрителем предстает изображение родителей Моисея, художник представил их как людей скромных и верующих. На коленях перед плетёной корзиной, в которой лежит младенец, стоит мать будущего великого учителя Израильского народа — Моисея. Рядом с корзиной отец Моисея — он  сидит, погруженный в раздумья, вероятно, произнося про себя слова молитвы. Судя по изображению, — это люди скромного достатка, весьма благочестивые, набожные, чья жизнь протекает в ежедневных трудах и заботах. Они опечалены участью появившегося на свет младенца — по приказу  египетского фараона он должен быть умерщвлен, как и другие младенцы, принадлежащие к роду еврейскому. Мать обращаясь к Господу с мольбой, задумала спасти ребенка: сплетя корзину, она хочет отпустить ее на воду в том месте, куда обычно приходит свита фараона и его дочь, избравшая тихое и безлюдное место для купания. Взоры родителей исполнены надежды — их предприятие полно опасностей и младенец в любую минуту может погибнуть.

http://azbyka.ru/art/roditeli-moiseya/

Согласно библейской традиции (ср.: Нав 8. 30-35; Втор 8. 1 слл.; 23. 4-5; Неем 13. 1-2), кн. В., как и вся Тора, написана прор. Моисеем. Но уже в раввинистической лит-ре выражались сомнения относительно авторства последних стихов В. (34. 5-12), сообщающих о смерти Моисея и его погребении (Минха 30а, Бава Батра 15а): их приписывали Иисусу Навину. Слова: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор 34. 10) - также понимались как указание на то, что с момента смерти Моисея до того, как были написаны эти слова, прошло значительное время. В евр. источниках можно найти и др. примеры, указывающие на предположения авторов о том, что между событиями, описываемыми во В., и написанием книги должно пройти достаточно долгое время. Напр., наличие во В. слов «за Иорданом» (Втор 1. 1 и др.), к-рые предполагают нахождение (автора) на вост. берегу Иордана, тогда как Моисей, согласно традиции, не удостоился перейти Иордан; «в то время» и «доныне» (Втор 2. 34; 3. 4 и др.; 3. 14; слова самого Моисея) и «как поступил Израиль с землею наследия своего» (Втор 2. 12) также легче понять как написанные уже после захвата Ханаана. Более того, выражения: «И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным» (Втор 31. 9) и «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам» (Втор 31. 24-25) - относятся, по всей вероятности, только к определенным отрывкам, а не ко всей книге. Подобные трудные места побудили Ибн Эзру (XII в.) в начале комментария на В. предположить, что кроме последних стихов во В. также и в др. книгах Торы были добавлены нек-рые стихи уже после смерти Моисея ( Cassuto. 1958. Sp. 610). Блж. Иероним относительно слов «и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» (Втор 34. 6) писал: «Конечно, сегодняшним днем должно считать день того времени, в которое написана самая история; Моисея ли захочешь назвать автором Пятикнижия, или Ездру, восстановителя этого произведения, не противоречу» (De perpetua virginitate I 7//PL. 23. Col. 190).

http://pravenc.ru/text/160983.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010