Лекции К. по гомилетике и истории проповедничества не были опубликованы, их структуру возможно восстановить лишь по ежегодным отчетам МДА. В 1876-1883 гг. основу лекционного курса составляло изложение истории проповеди: в Церкви Восточной в первые 4 века; в Церкви католической в IX-XVI вв.; в протестантизме с начала Реформации до кон. XVII в. параллельно с историей католич. проповеди (Отчеты о состоянии МДА за соответствующие годы). В 1883/84-1885/86 уч. годах структура курса несколько изменилась: в 1-й части К. излагал подробную историю проповеди в патристический период, выводя на основании исторических данных главные положения гомилетической теории; во 2-й части иллюстрировал реализацию этих правил в творчестве ведущих представителей проповедничества на Западе и в России (Отчет о состоянии МДА за 1883/84 уч. г. 1885. С. 418). Со временем К. все более обращал внимание, с одной стороны, на традицию вост. проповеди, считая ее более важной для правосл. пастыря, с другой - на значение проповеди в реальной церковной жизни. Поэтому начиная с 1886/87 уч. г. и до конца учебной деятельности К. читал курс по следующему плану: сначала он излагал подробную историю гомилетики - от древнейших времен до современности, затем останавливался на значении проповеди для катехизаторской и нравоучительной дисциплин, в заключение проводил обзор восточного (греческого) проповедничества - от Оригена до свт. Иоанна Златоуста . Лекции по пастырскому богословию, прочитанные К. в 1883/84 и 1885/86 уч. годах, состояли из 3 основных частей: в 1-й части К. делал обзор пастырского богословия как науки на Западе и в России; во 2-й - выделял и разбирал главнейшие памятники святоотеческой литературы, относящиеся к учению о пастырстве; в 3-й - излагал учение о пастыре «в его общественной деятельности и в его частной жизни», основанное преимущественно на святоотеческом наследии (Там же). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229 (МДА). Оп. 4. Д. 1689. Кипарисов В. [личное дело студента]; Д. 5093. Кипарисов В. Ф. [личное дело преподавателя]; РГИА. Ф. 796. Оп. 178. Д. 817. 1897 г. Об утверждении [Василия] Кипарисова в степени доктора богословия.

http://pravenc.ru/text/1684684.html

328 . Секретно. Министр Финансов. Милостивый государь Константин Петрович. Вследствие письма Вашего, полученного мною сегодня и, в видах устранения нежелательной огласки, имею честь препроводить к Вашему превосходительству вексель на 15/т. гульденов на имя протоиерея нашей посольской церкви в Вене, Михаила Раевского. При этом, пользуясь выраженным Вашим превосходительством согласием, покорнейше прошу Вас, при отсылке прилагаемого векселя протоиерею Раевскому, дать соответствующие указания относительно употребления переводимой ныне на его имя денежной суммы. Покорнейше прошу Ваше превосходительство принять уверение в отменном уважении и искреннейшей преданности. Н. Бунге. 2 апреля 1883 года. 329 . Получ. 20 апр. Ваше высокопревосходительство, глубокоуважаемый Константин Петрович. Имею честь при сем препроводить росписку Адольфа Ивановича Добрянского [в получении им пятнадцати тысяч гульденов. Отец Наумович приедет сам в Вену за получением денег, и поэтому росписку его пришлю после. С глубоким почтением и совершенной преданностью имею честь быть Вашего высокопревосходительства покорный слуга и богомолец Протоиерей Михаил Раевский Вена, 11 апреля 1883 года. 330 . Росписка. Нижеподписавшийся получил от отца протоиерея Михаила Ф. Раевского пятнадцать тысяч гульденов. Адольф Иванович Добрянский Вена 7/19-го апреля 1883 г. 331 . Гагаринская наб. 20. 12 октября. Многоуважаемый Константин Петрович. Я особенно дорожу Вашим мнением, потому что Вы высказываете оное прямо, чему я видел доказательство вчера вечером. Потому решаюсь просить Вас прочесть прилагаемый мною циркуляр попечителям при введении в действие унив. устава 1863 г. Возвратите мне его пожалуйста. Смею надеяться, что Вы убедитесь, что тогдашнее министерство вовсе не слагало с себя обязанности управлять университетами через попечителей, руководить их. Следовало, наблюдая за их действиями, продолжать ту же систему. Искренне преданный Головнин. 332 . Милостивый государь Константин Петрович. Считаю долгом довести до сведения Вашего превосходительства, что в настоящее время составляется записка о «Московском Телеграфе». После завтра она будет послана к графу Д. А. Толстому, который, на основании ее, и возбудит вопрос об означенной газете, в совещании г.г. министров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

2 . Знать Бога и всеобъемлющую и творческую причину [в этом] учители глаз и естественный закон; первый направляет на видимое и отвердевшее [т.е. телесное], второй, посредством этого видимого и благоустроенного, заключает к его первовиновнику. 3 . Лучше вера под открытым небом, чем пышное богопочтение, и трое собравшихся во имя Господа лучше многих отвергающих Божество. 4 . Ничто так не возвышенно пред Богом, как очищенное слово и душа совершенная в учении истины. 5 . Единственное неизменное и пребывающее благо благочестие. 6 . Ибо недостижимое является некоторым образом и не заслуживающим веры вследствие зависти; ибо для нечистых душ ничто прекрасное не достоверно. 7 . Вот чего Бог требует от христиан: правой веры от души, истины от языка и чистоты от тела. 5 Из рукописи Мюнхенской Королевской Библиотеки (God. graec. Мопас. D IX, bomb., 4 , Saec. XV), p. 368 sq., напечатан С. P. Caspari в Theologisk Tidsskrift. Ny Raekke. VIII. Christiania 1882, S 53–59. 9 Этот и следующий фрагменты напечатаны у Joh. Pitra, Analecta sacra spicilegio solesmensi parata. T. 4. Parisiis. 1883, p. 386. 12 Сохранился в Sacra Parallela; см. K. Holl, Fragmente vornicänischer Kirchenväter aus den Sacra Parallela. Leipzig 1899, S. 159. 13 Напечатан у Joh. Pitra, Analecta Sacra spicilegio solesmensi parata. T. 4, Parisiis 1883, p. 376–377. 16 Напечатан у Joh. Pitra, Analecta sacra spieilegio solesmensi parata, T. 3. Parisiis 1883 p. 589 – 591. 26 Напечатан у Joh. Pitra, Analecta sacra spicilegio solesmensi parata. T. 3. Parisiis 1883, p. 211–295. 36 Дальнейшая часть фрагмента напечатана Friedr. Baethgen " ом в „Göttingische Gelehrte Anzeigen» 1880, II, S. 1398, которым взята из „Symbolorum in Matthaeum tom. alt. quo continetur catena patrum graecorum XXX collectione Niceta interprete Corderio». Tolosae 1647, p. 242 sp. 38 Напечатаны у Vict. Ryssel, Gregorius Thaumaturgus. Sein Leben und seine Schriften. Leipzig 1880, S. 52–54. Читать далее Источник: Фрагменты творений св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, и надписываемые его именем заклинательные молитвы//Христианское чтение. 1916. 5-6. С. 559-576. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

протоиерей Иоанн Вознесенский (05.09.1838–18.12.1910) Церковное пение протоиерей Иоанн Вознесенский Педагог, исследователь русского церковного пения. Биография Родился в с. Вознесенском Макарьевского уезда Костромской губернии в семье дьячка. Имел хороший голос и с детства пел на клиросе, позже - в церковных хорах тех учебных заведений, где получал образование. Окончил Макарьевское ДУ (1854), Костромскую ДС (1860), МДА (1864). Вероятно, в 1862 г. был рукоположен во диакона. С осени 1864 до осени 1883 г. преподаватель греч. языка и церковного пения в Костромской ДС, где имел также множество обязанностей по организации воспитательной и хозяйственной работы. Несколько лет работал над составлением каталога фундаментальной б-ки Костромской ДС (5300 названий, неск. тыс. томов), завершив его осенью 1883 г. (НБУВ ИР. Ф. 3. 12639). Во время летнего отдыха Вознесенский записывал клиросные напевы, а также песни и псальмы Костромской земли (более 1000), сборник которых впоследствии передал Костромскому археологическому комитету (Там же. 12670). В 1878 г. написал программу по церковному пению для семинарии (до этого времени подобных программ, учебников и нотных пособий не существовало); составил нотный учебный сборник на основе церковных напевов Костромской епархии. Сопоставляя эти напевы с изданиями Придворной певческой капеллы, В. отметил в последних потерю «церковной мелодии в пользу гармонии» (Там же. 12639). «Разрабатывал на гласы» (т. е., очевидно, гармонизовал) записанные им напевы (Там же. 12637), в 1881 г. составил 150 листов нотного текста. В это время В. задумал работы по истории и теории церковного пения, которые могли бы служить учебными пособиями. Его начинания были поддержаны С. И. Миропольским, ревизовавшим Костромскую ДС весной 1883 г. и занимавшимся составлением учебных программ. Впоследствии Миропольский вел переписку с В. по вопросам преподавания церковного пения, присылая ему программы на отзыв (Апр. 1884 г.//Там же. 12651). С 20 дек. 1883 по дек. 1893 г. В. был инспектором Рижской ДС, преподавал Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

7. Общественно–политическое положение Вл. Соловьева. Мы уже знаем, что публичное выступление Вл. Соловьева в 1881 году в защиту убийц Александра II сошло для него с рук вполне благополучно. После этого он продолжал жить и заниматься, где хотел, чем хотел и как хотел. В 80–х годах он, правда, не смог напечатать в России указанные у нас выше три свои французские книги. Но ведь в этих книгах было открытое бичевание всей русской церковной и светской политики с названием имен Победоносцева и Димитрия Толстого. Однако и эти французские книги нисколько не помешали его личному положению в русском обществе. После появления «Трех разговоров» (1899), по словам его племянника С. М. Соловьева, «даже его упорный гонитель Победоносцев был в восторге» . Материалы, относящиеся к взаимоотношениям Вл. Соловьева и К. П. Победоносцева, настолько интересны, что мы решили их подобрать и представить в следующем виде. Прежде всего в 1883 году Св. Синод запретил Вл. Соловьеву чтение публичных лекций, что произошло, конечно, не без ведома К. П. Победоносцева, бывшего тогда оберпрокурором Св. Синода. Об этом сам Вл. Соловьев пишет в письме к И. С. Аксакову в феврале 1883 года . В письме к тому же И. С. Аксакову (без даты, но, по–видимому, того же 1883 года) Вл. Соловьев жалуется на презрительное отношение к его статье «Великий спор и христианская политика» со стороны М. Н. Каткова , который придерживался тех же реакционных взглядов, что и К. П. Победоносцев. В письме к Ф. Б. Гецу в декабре 1886 года Вл. Соловьев писал: «Вы, вероятно, знаете, что я теперь претерпеваю прямо гонение. Всякое мое сочинение, не только новое, но и перепечатка старого, безусловно запрещается. Обер–прокурор Синода П–в сказал одному моему приятелю, что всякая моя деятельность вредна для России и для православия и, следовательно, не может быть допущена. А для того, чтобы оправдать такое решение, выдумываются и распускаются про меня всякие небылицы» . В письме к А. Ф. Аксаковой (после 3 апреля 1887 года) читаем: «Я проводил Святую как следует. Ночью был в Кремле, а днем посещал одних только покойников — других визитов не делал… Я написал несколько плохих стихотворений, из которых вот Вам одно («Друг мой! прежде как и ныне…»). Победоносцев вывел бы из него, что я язычник и не верю в Христа, но Вы, надеюсь, этого заключения не сделаете» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

По штату 23 марта 1806 г. положено было, кроме наличного в то время числа братии (настоятель и 5 монашествующих), быть еще 13 иеромонахам черноморского флота, а по штату 1 декабря 1833 г. число черноморских иеромонахов было удвоено сравнительно с прежним штатом. Все черноморские иеромонахи в свободное от плавания время жили в монастыре и получали от казны содержание. Это продолжалось до уничтожения флота. – В 1883 г. было братии: настоятель – архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 3 монаха. Настоятели монастыря были сперва греки и некоторые даже в архиерейском сане, именно: 1) архиепископ Игнатий Реондажский (1794–1799 г.); 2) игумен Анфим (1799–1806 г.); 3) архимандрит Дионисий Делограммати (1806–1808 г.); 4) архимандрит Евтихий (1808–1810 г.); 5) митрополит Хрисанф Новопатрский (1810 года); 6) архиепископ Иаков Сидон (несколько месяцев), и 7) митрополит Агафангел Тапальдо (1824–1854 г.), управлявший монастырем 30 лет 756 и оставивший по себе добрую память: его огромные гранитные контрфорсы для укрепления монастырского берега и высеченная в скале широкая и длинная лестница, спускающаяся к морю, прочно стоят доселе. После митрополита Агафангела настоятели монастыря были русские архимандриты: Геронтий (1854–1860 г.), Никон (1860–67 г.), Агапит (1867–72 г.), Михаил (1874–77 г.), Антоний, в мире Александр Люцернов, из студентов новгородской семинарии, (1877–83 г.), ныне наместник Александроневской лавры, и Ювеналий Знаменский (с 1883 г.). Последний, по окончании курса в московской академии в 1840 г. со степенью магистра, проходил должности профессора в вифанской семинарии, потом инспектора в той же семинарии, с 1847 г., по возведении в сан архимандрита, был ректором с 1849 г. вологодской, а с 1860 г. рязанской семинарий, в 1867 г. оставил училищную службу, и был настоятелем казанских монастырей: сперва Зилантова, потом с 1874 г. Свияжского, а с 27 июня 1883 г. Георгиевского -Балаклавского. Содержание монастыря – от казны 3000 р. и 904 десят. 640 квад. саж. земли. Но земля большею частью камениста, и только в низменных местах занимаются хлебопашеством и огородничеством. Есть небольшой виноградник, но запущенный. Фруктовый сад и лес повреждены неприятелем в крымскую войну. На месте бывшего леса осталась только мелкая и редкая поросль. – Местность монастыря вообще очаровательная и весьма здоровая. Внизу течет источник чистой, холодной воды. Но монастырь беден: его храмы, братские келлии, гостиница, службы в 1833 г. требовали значительного ремонта. III. Корсунский Богородичный монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

С 13 авг. 1883 по нояб. 1884 г. И. состоял присутствующим в Синоде. И. являлся почетным членом С.-Петербургского епархиального братства во имя Пресв. Богородицы (основано в 1884), имевшего целью распространение грамотности и религиозно-нравственного просвещения, содействие обращению в правосл. веру, устройство церковноприходских школ и б-к, издание религ. лит-ры, организацию церковных хоров и т. д. 20 мая 1884 г. в столице И. заложил по проекту М. А. Щурупова новое здание ц. в честь Воздвижения Креста Господня (Николо-Труниловской) на 1,2 тыс. чел. с 3-ярусной колокольней. Состоял почетным членом: с 1884 г. Православного Палестинского об-ва; с 4 нояб. 1884 г. Академии художеств; с 1 окт. 1885 г. Московского Археологического об-ва; с 1 окт. 1885 г. Ростовского музея церковных древностей; МДА, КДА, КазДА. С марта 1888 г. по указу Синода был председателем административно-хозяйственного управления Ростовским кремлем. На собрании Александро-Свирского братства в Петрозаводске 30 авг. 1892 г., в день его 1-го годового праздника, избран почетным членом братства. Указом Синода от 28 марта 1883 г. был приглашен в Москву к торжеству Императорской коронации (15 мая 1883). Награжден: 26 апр. 1858 г. бронзовым наперсным крестом (в память Крымской войны 1853-1856); 25 апр. 1864 г. орденом св. Анны 2-й степени; 31 марта 1868 г. орденом св. Владимира 3-й степени; 28 марта 1871 г. орденом св. Анны 1-й степени; 4 апр. 1876 г. орденом св. Владимира 2-й степени большого креста; 15 мая 1891 г. орденом св. Александра Невского; 15 мая 1894 г. бриллиантовым крестом для ношения на клобуке за «полувековое доблестное служение на пользу Церкви и постоянно отличавшие его ревность и неутомимость в благоустроении епархиальных учреждений, снискавшие ему уважение и любовь паствы», как сказано в Высочайшем рескрипте на имя И. Награжден также знаками отличия: 17 окт. 1870 г. крестом св. равноап. Нины; 5 апр. 1877 г. золотым знаком Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях; знаком Красного Креста за заслуги во время русско-тур. войны 1877 г.

http://pravenc.ru/text/578362.html

Д. писал, что, вступив на епископское служение, скорбел о несовершенствах мн. клириков: «Там, в великорусских епархиях, грубые пороки. Здесь, в западной окрайне, народ утонченный, и по внешности как бы хорошо. Но на деле происходят такие же беспорядочные действия и поступки» ( Флоринский. С. 424). Д. негативно относился к приверженцам безусловной свободы совести, указывая на опасности со стороны старообрядчества и католицизма, к-рые возникнут при ослаблении законов, ограждающих Православие. Состоял почетным членом КДА (с 1869), МДА (с 1871), КазДА (с 1879), Новороссийского ун-та (с 1872), Московского об-ва любителей духовного просвещения (с 1870), киевского Богоявленского братства (с 1882) и др. Награжден орденами св. Анны 2-й (1842) и 1-й (1853) степени, знаками ордена той же степени, украшенными имп. короной (1857), св. Владимира 3-й (1845), 2-й (1862) и 1-й (1883) степени, св. Александра Невского (1867), алмазными знаками того же ордена (1871), а также греч. большим крестом ордена Спасителя 1-й степени (1870), болг. орденом св. Александра 1-й степени (1882). 17 нояб. 1883 г. останки Д. были перенесены из Крестовой ц. в одесский кафедральный Преображенский собор. На пути следования траурного кортежа были выстроены войска без оружия. Присутствовали свыше 100 тыс. чел., в т. ч. православное духовенство, протестант. пастор, раввин и проч. 18 нояб. тело архиерея было погребено у левого придела собора, напротив могилы кн. М. С. Воронцова, отпевание совершал Кишинёвский архиеп. Сергий (Ляпидевский) (в 1936 собор был уничтожен, могила утрачена). В день погребения были закрыты все торговые и промышленные предприятия в Одессе. Телеграммы с соболезнованиями прислали К-польский патриарх Иоаким III , Иерусалимский патриарх Никодим I , болг. министр-президент Д. Цанков. Одесская городская дума постановила построить на новом городском кладбище храм свт. Димитрия Ростовского. В 1891 г. он был освящен, близ него отведено специальное место для бесплатного погребения священно- и церковнослужителей Одессы. По инициативе городского духовенства за 4 месяца был собран по подписке капитал, проценты с к-рого ежегодно в день кончины Д. выдавались беднейшим жителям Одессы, получив название «димитриевская милостыня». 23 нояб. 1883 г. состоялось заупокойное моление в память почившего архиерея в главной синагоге города, евр. община учредила неск. стипендий имени Д. в одном из приютов для бедных.

http://pravenc.ru/text/178167.html

Так как это стеснение и неудобство ощущались наиболее в настоящем (главном) храме, – ширина которого равнялась почти одной трети трапезной церкви, то на расширение передней части храма и было обращено внимание прежде всего. Возникла мысль – распространить два боковых придела вдоль и алтари их устроить в ряд с алтарем главного храма. Кроме того, с тою же целью удобопоместительности в храме, было предположено распространить паперть, пристроить помещение для ризницы и библиотеки,– и с двух бокових сторон церкви – входные крыльца. О дозволении – привести в исполнение эти предположения было подано прошение Епархиальному Начальству, – и от 26 апреля 1883 года был получен указ Духовной Консистории, коим разрешалось: „согласно прошению протоиерея Александра Романовского со старостою церковным 80 , – на церковную сумму более 10000 рублей, и имеющую накопиться в церкви в продолжении трех лет (до 50,000 руб.), а равно и на пожертвования прихожан, по утвержденному строительным отделением Московского Губернского Правления, плану, произвести следующие постройки: 1) увеличить вдоль боковые приделы; 2) сделать пристройку для ризницы и библиотеки; 3) распространить паперть, и 4) устроить с двух сторон входныя крыльца». Того же 1883 года 26 июня – была произведена закладка двух новых приделов, – после совершения литургии и молебствия по сему случаю, – а через 1½ года новые пределы были возведены 81 , покрыты, – а равно устроены и новые боковые входные крыльца. – Но распространенная церковь потребовала и наружного украшения: с одним куполом посредине – при своей обширности она не имела бы внешней соразмерности. Для этой цели, – с разрешения Епархиального Начальства 82 , усердием церковного старосты В. Я. Пыхова, – над двумя распространенными придельными храмами, – были надстроены четыре купола с главами, и таким образом из одноглавого, храм наш стал пятиглавым и получил тот внеш­не-соразмерный и грандиозный наружный вид, какой он теперь имеет. Вместо одной большой иконы, находившейся на наружной алтарной стене главного храма, – с изображением св. Василия Великого , св. пророка Илии и св. Николая Чудотворца 83 – были поставлены тогда три отдельные храмовые иконы на трех наружных стенах св. Алтарей. (Вверху же иконы св. Василия Великого на передней стороне купола и ранее была икона Спасителя благословляющего с преклоненными пред Ним святыми преп. Сергием и Варлаамом).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В 1883 году в Александровском убежище был построен храм Александра Невского. В 1893 году по инициативе заведующего убежищем генерал-лейтенанта Д. В. Мерчанского рядом был построен Алексеевский приют для офицеров. В мае 1898 года Александровскому убежищу отвели участок Малой Всехсвятской рощи, который был благоустроен и превращён в парк. Храм Александра Невского при Александровском убежище был заложен в 1881 году Великим князем Николаем Николаевичем Старшим и освящён в 1883 году. Храм был построен в память об императоре Александре II, погибшем в 1881 году в результате покушения. Средства на строительство и отделку храма были предоставлены частными лицами и несколькими торгово-промышленными заведениями Москвы. Авторами проекта были архитекторы А.П. Попов и А.Н. Козлов. Шатровый одноапсидный храм был сооружён в традициях русской архитектуры XVII века. Церковь стала архитектурной доминантой комплекса зданий приюта. Священник и причт проживали в самом убежище. Посещать храм могли не только обитатели убежища, но и жители соседних сёл. Ежегодно 22 июля (4 августа) в храме совершалось торжественное богослужение и крестный ход к часовне Марии Магдалины. Вскоре после строительства из-за роста числа прихожан появилась необходимость расширить храм. В 1892 году архитектором В.П. Загорским был разработан проект перестройки храма. Была увеличена площадь трапезной, алтаря и построена шатровая колокольня. В апреле 1923 года храм был закрыт властями. В первой половине 1960-х годов здание было снесено. Часовня располагалась на Петербургском шоссе и отмечала въезд в Александровское убежище. Пожертвования из часовни шли на содержание приюта. Часовню построили в 1882-1883 годах и освятили во имя Марии Магдалины — в память о посещении Александровского убежища императрицей Марией Фёдоровной. Проект небольшой каменной часовни был составлен в 1882 году архитектором М.Г. Пиотровичем. Четырёхгранную часовню с шатром венчала небольшая главка. Вход в часовню представлял собой высокую арку с килевидным завершением. У этой часовни останавливались помолиться многие проезжавшие по Петербургскому шоссе, в том числе и члены императорской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=34858

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010