В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря». Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям. Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской. Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского , Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В 1911г. в Усманском Софийском монастыре мы встречаем лишь рукопись «О покаянии», содержащую цитаты из Св. Писания о покаянии, в конце рукописи – рукой святителя предписание разослать ее во все духовные правления Воронежской епархии и краткое наставление пастырям о том, как совершать таинство покаяния. Здесь также еще сохранялись богослужебные Апостол и Евангелие, в начале и конце исписанные самим святителем (по-видимому, цитатами из св. Иоанна Златоуста , Иоганна Арндта и некоторых других авторов) 29 . Новая информация о рукописях св. Тихона появляется в Приложении II к диссертации «Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского » иером. Николая (Павлыка) (ныне игумена), защищенной им в МДА. Приложение показывает, что в РГБ существует фонд 609 – «Фонд святителя Тихона Задонского » 30 . В сферу научного интереса о. Николая (Павлыка) не входило установление истории этих рукописей, но благодаря его помощи и помощи сотрудников НИОР РГБ и Троице-Сергиевой лавры и служителям Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, где св. Тихон провел последние 14 лет жизни и ныне почивает своими святыми мощами, автору данной статьи был предоставлен доступ к рукописям нашего небесного покровителя. Уже при начальном ознакомлении с рукописями выясняется их использование И.Д.Бердниковым. Этот факт отмечен в библиографических описаниях, сопровождающих каждую из 15 единиц хранения фонда 609. Через все рукописи проходят некоей сквозной линией пометки И.Д.Бердникова. Итак, рукописи, собранные им, никогда не терялись, они так и остались в Румянцевском музее, где он трудился. Румянцевский музей стал затем основой Государственной библиотеки имени В.И.Ленина (ныне РГБ), здесь до сих пор находятся рукописи св. Тихона. Рассмотрим их повнимательнее. Кодекс (НИОР РГБ, Ф.609, к. 1, ед. 01), на корешке – «Слова, письма епископа Тихона». И.Д.Бердников печатает (проверяет) именно по этой рукописи 16 произведений, ссылаясь на соответствующие листы в примечаниях 6, 7, 11, 13, 19, 20 к тому I, 7, 9, 22 к тому V Творений св. Тихона и в дополнении к Запискам Ивана Ефимова. Листы рукописи, упоминаемые издателем в указанных примечаниях, совпадают с номерами листов в Кодексе По свидетельству И.Д.Бердникова в этих примечаниях, рукопись принадлежала Усманскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

480. 309. Макарий, епископ Острогожский. Беседы в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1883. 310. Макарий, епископ Острогожский. Беседа, говоренная в Богородицком Задонском монастыре в день памяти святителя и чудотворца Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 18, 1885. 311. Макковейский Н., проф. Отзыв о курсовом сочинении студента Кокорева Г. на тему: “Святитель Тихон Задонский. Его пастырские и гомилетические воззрения”//“Труды КДА”, приложение “Извлечения из журналов Совета за 1912—1913 уч. год”, 1914, март, стр. 484. 312. Материалы для истории раскола в Донской области//“Донские епархиальные ведомости”, 3, 1874. 313. Материалы для жизнеописания св. Тихона, еп. Воронежского//“Православное обозрение”, т. 5, 1861. 314. Михаил (Чуб), архиеп. Воронежский и Липецкий. Учение св. Тихона Задонского об истинном христианстве, ЖМП, 10, 1971. 315. Мишин Е., свящ. Поучение в день памяти св. Тихона Задонского чудотворца//“Воронежские епархиальные ведомости”, 19, 1900. 316. М-ский О. Предание о св. Тихоне Задонском//“Душеполезное чтение”, 7, 1865. 317. Наказание Божие, постигшее раскольницу, похулившую св. Тихона Задонского//“Афонский листок”, 183. М., 1894. 318. Наумов В., прот. Поучение на день памяти святителя Тихона//“Воронежские епархиальные ведомости”, 14, 1893. 319. Несколько сведений о святителе Тихоне, епископе Воронежском//“Херсонские епархиальные ведомости”, 17—19, 1861. 320. Несколько черт из жизни преосвященного Тихона I, епископа Воронежского//“Воскресное чтение”, 37, 1838. 321. Никольский П. Об отношении святителя Тихона Задонского к приходскому духовенству//“Русский архив”, 11, 1909. 322. Нэньчук П.А. Св. Тихон Задонский как догматист (кандидатское сочинение). Л., 1953. 323. Об издании хромолитографированного снимка с иконы св. Тихона//“Северная пчела”, 77, 1861; “Руководство для сельских пастырей”, 42, 1861. 324. Овсянников Е. Св. Тихон Задонский как благоустроитель церковной жизни и деятель в борьбе со старообрядческим расколом в Донской Украине//“Воронежская старина”, вып.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Использованные источники Письма в Боге почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни иноком Петром Григоровым. Издание второе, умноженное. В трех частях. Часть I. Москва. В Университетской типографии. 1844 г. – 448 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 360 с. То же. Часть III. M., 1845 г. – IV + 648 с. Письма в Бозе почивающего Затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия (Машурина), с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных. Собраны Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоревым. Издание шестое. В трех частях. Часть I. СПб., Типография Глазунова, 1894 г. – 218 с. То же. Часть II. Цит. изд. – 246 с. То же. Часть III. Цит. изд. – 232 с. + II с. Поселянин Е. Русские подвижники девятнадцатого века. Издание третье. СПб., 1910. – 568 с. + II с. Труды заслуженного профессора Константина Ефимовича Скурата за годы 1955–2010 Стипендиатский отчет и диссертации Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. 146 с. Машинопись. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Москов- ская Духовная Академия, 1955–56 гг. 123 с. Машинопись. СотериологиясвятогоАфанасия Великого. Магистерскаядиссертация в четырех томах. Московская Духовная Академия, 1970. [Всего 748 с.] Поместные Православные Церкви (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докгорская диссертация в восьми томах. Московская Духовная Академия, 1977. [Всего 1662 с.] Опубликованные книги и статьи А. Книги 1. Патрология Святые отцы и церковные писатели доникейского периода/I – III вв./Учебное пособие по Патрологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия, 2005. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Тюнино. Богородицко-Тихоновский Тюнинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1867. Ссылки:   Адрес: Россия, Липецкая область, Задонский район, село Тюнино. Координаты: 52.41452, 38.92478 Проезд: Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. От автостанции до монастыря 3,5 км - на городском автобусе или такси. На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ранее других, в окрестностях Задонска, освоенным стало Тюнино - местность, получившая название по имени помещика («служилый человек Ф. Тюнин» 17 век), владельца земли, расположенная в двух километрах от Богородицкого монастыря. Во второй половине XVII века здесь были непроходимые леса. Сюда, в поисках уединения, приходил святитель Тихон. Здесь он расчистил и устроил из родника колодец. Место настолько нравилось ему, что сам он назвал его " святым " : " оно утешает дух мой радостью, точно рай земной " .

http://sobory.ru/article/?object=02075

653. Богородицкий – Рождественский, женский, ныне приходская церковь в селе Лыскове, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 5 вер. к югу от Макарьева, близ впадения р. Сундовика в Волгу, с правой ее стороны. По писцовым книгам 1624 – 1626 год. он значился уже существующим и в 1764 г. упразднен. В нем были 2 каменные церкви Рожд. Богородицы и Владимирской Божией Матери. “Ист. Росс. Иер.», V, 30; “Зап. Археолог. Общ.», X, 372; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 623, 16; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 196 душ крест.). 654. Богородицкий – Сретенский, женский, ныне приходские церкви Сретения Владимир. Богородицы и Александра Невского, в гор. Переяславле, Владимирской губ. О нем известно, что он уже существовал в 1660 г., когда им управляла игум. Наталия. До 1744 г. принадлежал к Синодальной области, в этом году передан в ведение Переяславских архиепископов, в 1764 г. упразднен с припискою к городскому собору и в 1788 г. обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 381; V, 507; Ратшин, 49; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 30 (Мон. быв. в Переясл., как и в “Ист. Росс. Иерар.» показан за два монаст. Богородицкий и Сретенский); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 726; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 491 (кратк. историч. опис.). 655. Богородицкий – Сретенский – Карачунский или Корочунский, мужской, ныне село Карачун, Воронежской губ., Задонского у., в 55 вер. к юго-вост. от Задонска, на границах уездов Усманского и Воронежского, по правому берегу р. Воронежа. Неизвестно когда основан, но он уже существовал в первой четверти XVIII ст. и в 1629 г. упоминается игум. Феодосий. В 1659 г. приходил «на Воронеже Крымский хан и Корочунский монастырь разорили без остатку и выжгли, строителя взяли в полон, а братью всех и крестьян посекли». После этого он был возобновлен и состоял за Воронежским архиерейск. домом; в 1764 г. упразднен и церкви его обращены в приход. “Ист. Росс. Иер.», IV, 343; Болховитинов, “Ист.-геогр. опис. Воронеж. губ.», 179; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1856 г.», Отд. III, 12, 29; на 1863–64 г., 21; “Воронеж. губ. вед.», 1848 г., 22; 1851 г., 33; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 845, 11; Второв, “Воронеж. акты», II, 146 (о разорении м-ря в 1659 г.); III, 53 (роспись оклада с вотчин 1658–59 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Задонский Рождество-Богородицкий монастырь — мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона. При обители действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чём говорит запись в заупокойном Синодике. Становление монастыря [ править править код ] В 1692 году пожар уничтожил все постройки монастыря, включая архивы и имущество. Невредимой осталась лишь святыня — икона Богоматери. С тех пор икона стала ещё более почитаемой среди верующих. К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 г. по 1697 г. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла уже вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами — в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. Уже в 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и готическая колокольня. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми. В 1769 году в монастырь приходит епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Соколовский), уже при жизни считавшийся святым. С приходом Святителя Тихона монастырь обретает свою известность и почитаемость.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

Троицкий собор Лебедянского Троицкого мон-ря. 1642–1665 гг. Фотография. 2013 г. Троицкий собор Лебедянского Троицкого мон-ря. 1642–1665 гг. Фотография. 2013 г. Каменные церковные здания 1-й пол. XVIII в. единичны, среди них - Древнеуспенская ц. Паройской пуст. в Липецке (придельный престол освящен в 1701, главный - в 1730), Рождество-Богородицкая ц. в Лебедяни (до 1710), Покровская ц. в с. Одоевщине Данковского р-на (1742). Для всех характерны архаизация форм и скромный стилевой декор. Из-за архаичности форм, типичных для XVI-XVII вв., и использования в кладке стен известняковых блоков мн. исследователи относили к более раннему времени Казанскую ц. в с. Талица Елецкого р-на (построена и освящена в 1768), к-рая имеет оригинальную шатровую конструкцию покрытия 2-светного восьмерика. Знаменская церковь в с. Знаменка Задонского р-на. 1775 г. Фотография. 2014 г. Знаменская церковь в с. Знаменка Задонского р-на. 1775 г. Фотография. 2014 г. Храмостроительство 3-й четв. XVIII в. представлено по преимуществу типом храмов «восьмерик на четверике» с вариациями соотношения их пропорций в формах позднего провинциального барокко. Это Спасская ц. в с. Хрущёве-Подлесном (1760) Данковского р-на, Введенская (1761) и Преображенская (1761-1771) церкви в Ельце, Староказанский собор в Лебедяни (1771), Знаменская ц. в дер. Знаменка Задонского р-на (1775). Двусветный четверик положен в основу композиции Никольской ц. в дер. Жуково (1761-1767) и Знаменской ц. в с. Спешневе-Подлесном (1734-1758) Данковского р-на. Уникальны для региона планировка и объемно-пространственная композиция Сергиевской ц. в с. Липовка Задонского р-на (1769). Исключительной по художественной ценности архитектурного декора (руинирован) и единственной храмовой постройкой, представляющей высокое барокко, является Покровская ц. в с. Репец (1767-1770), близкая по стилевой характеристике к работам архит. Д. В. Ухтомского . Владимирская церковь в с. Баловнёве Данковского р-на. 1789–1797 гг. Фотография. 2009 г. Утверждение форм раннего классицизма в церковном зодчестве на территории Липецкого края наиболее полно и разнообразно представлено группой усадебных храмов бывшего Данковского у.

http://pravenc.ru/text/Липецкой ...

Семиозёрка. Седмиозёрская Богородицкая пустынь. Церковь Евфимия Великого и Тихона Задонского. Церковь. Действует.   Престолы: Тихона Задонского , Евфимия Великого Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1898 и 1900. Архитектор: Ф.Н. Малиновский Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Семиозёрка, ул. Заречная, д. 15. Координаты: 55.953842, 49.101226 Проезд: Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указа ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Пешком: от ост. «Соцгород» на «дачном» маршруте автобусов до конечной ост. «Дальние сады», далее – 2 км пешком или на попутке; на авто: из Казани выезд через поселок Сухая Река. По путепроводу через Северную объездную дорогу (КазКАД) прямо, через 3 км повернуть направо по знаку главной дороги (указатель " Семиозерка, Шигали " ). Еще через 800 метров - налево, также по знаку главной дороги. Еще через 1,7 км повернуть направо на перекрестке асфальтовых дорог (ориентир - слева после перекрестка сады заканчиваются). Через 2,4 км при въезде в поселок Семиозерка повернуть налево и ехать по асфальтовой дороге, большим крюком объезжая слева поселок. Асфальтовая дорога заканчивается у ворот монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством. Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=06831

В воскресенье, 13 августа 1783 года, святитель Тихон скончался. Он был похоронен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Люди продолжали идти теперь уже к месту его упокоения, где стали совершаться многочисленные чудеса. Прославление святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского совершалось спустя почти сто лет, в воскресенье, 13 августа 1861 года. Он был канонизирован в лике святителей и стал почитаться как чудотворец. Память святителя Тихона совершается дважды в году. В день его кончины и обретения мощей, 26 августа (13 августа по ст.стилю), а также 1 августа (19 июля по ст.стилю). Советская власть не пощадила Задонский монастырь. Приказом чрезвычайно комиссии в 1919 году мощи святителя Тихона были вскрыты. Отправлены в музей в Елец, затем в город Орел. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, мощи оказались в открытом тогда Богоявленском соборе города Орла. Здесь они хранились вплоть до закрытия собора в 1960 года, когда их вновь передали в музей. Возвращение мощей святителя Тихона Задонского Русской Православной Церкви произошло еще тридцать лет спустя, во врем празднования Тысячелетия Крещения Руси. В Задонский Рождество-Богородицкий монастырь мощи вернулись 26 августа 1991 года, где пребывают и сейчас. На анонсе -  Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Тропарь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8 От юности возлюбил еси Христа, блаженне,/образ всем был еси словом, житием, любовию,/духом, верою, чистотою и смирением,/темже и вселился еси в Небесныя обители,/идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/моли, святителю Тихоне,/спастися душам нашим. Кондак святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца глас 8 Апостолов преемниче,/святителей украшение,/Православный Церкве учителю,/Владьще всех молися/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/imya-tihon.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010