Г. А. Булгаковым лицевая пелена с композицией «Преображение Господне» и вкладной надписью (1565, НМРТ; см.: Заринский. Церковные древности. 1877. С. 9 (приведена надпись); Пинегин. 1890. С. 356; Лебедев. 1895. С. 57-58; Спутник по Казани. 1895. С. 152; Завьялова, Каргалова. 1995. С. 72-73, 79-80). Композиция «Преображение Господне» принадлежит к редкому изводу, который известен по новгородским иконам XV-XVI вв. Традиц. схема дополнена изображениями в верхних углах воскресения пророков Илии и Моисея: 2 ангела находятся рядом со стоящим на облаке Илией и с Моисеем, восстающим из саркофага (о композиции на «булгаковском сударе» как о варианте редкой иконографии см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения//ИХМ. 2010. Вып. 10. С. 299). Видимо, эта пелена в писцовых книгах описана без упоминания надписи или имени вкладчика: «...сударь Преображенье шит серебром, а венцы шиты золотом на камке на лазоревой» ( Невоструев. 1877. С. 29); в кон. XIX в. свежесть красок и композиция пелены привлекли внимание ученых ( Пинегин. 1890. С. 356). Местная икона монастырского собора, написанная на средства обители, также имела пространный извод праздника, с группами апостолов, поднимающихся на гору и сходящих с нее («Преображение… со всходники» - Невоструев. 1877. С. 26; Заринский. Церковные древности. 1877. С. 14; Лебедев. 1895. С. 37); ее оклад (ныне утрачен) сохранялся со времен составления писцовых книг 60-х гг. XVI в.: «...венцы чеканные с подвесками [цатами], оклад серебряный позолоченный старинной работы, в цатах соответственные надписи вязью» ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 14). Не исключено, что в доме воеводы Г. А. Булгакова была собственная светлица. Сохранились близкие к «булгаковскому сударю» произведения, происходящие из ризницы Благовещенского кафедрального собора: 2 сударя 60-х гг. XVI в., по композиции более похожие на палицы,- центральные изображения одинаково обрамлены фигурами в углах: икона Божией Матери «Знамение» с евангелистами и «Св.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Изображение Я[вленной] К[азанской] и[коны] в драгоценной праздничной ризе известно по фотографии кон[ца] XIX в. (РГИА; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. [//РЧ, 8-е: Церковные древности]. 2001. Ил. 1 на с. 224; Она же. Божественный Покров: [Казанская икона Богородицы в XX - нач. XXI в.//Традиции и современность. Москва]. 2008. С. 56, вкл.; Липаков [Е.В.]. [Архипастыри Казанские: 1555 - 2007. Казань]. 2007. Ил. на с. 42). Её иконография традиционна, под сильно потемневшим покрытием угадываются черты лика Богородицы с большими глазами и удлинённым носом (считалось, что икона никогда не поновлялась). Сохранилась происходящая из Казанского девичьего монастыря древнейшая пелена кон[ца] XVI в. с изображением Казанской иконы (27,5 × 24,5 см; НМРТ), на её полях - начало тропаря иконе. Судя по характеру шитья, она была создана в местной мастерской (Завьялова М.К., Каргалова Т.А. Краткий обзор памятников древнерус[ского] лицевого шитья XVI - XVII вв. в собр[ании] ГОМРТ//ГММК: Мат[ериа]лы и исслед[ования]. М[осква], 1995. Вып. 10: Древнерус[ское] худож[ественное] шитьё. С. 76 - 78. Ил. 4). Лик Богоматери с огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью, свидетельствуя о непосредственном восприятии святыни создателями пелены. Можно предположить, что именно эта пелена висела под явленной иконой. Я[вленная] К[азанская] и[кона], пелена и известные ранние списки имеют один иконографический извод. К Я[вленной] К[азанской] и[коне] имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, - в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На неё надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, алмазами, яхонтами и др[угими] драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством др[угих] бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп[ератрица] Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону (Малов [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. С. 31 - 34).

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

очерки церквей г. Казани. Каз., 1913. Вып. 1; Ермолаева О. Д. Св. храм во имя св. мц. царицы Александры при Казанском Родионовском ин-те благородных девиц в Казани на Арском Поле. М., 1916; Денике Б. П. Древнерус. шитье в ризнице Зилантова монастыря. Каз., 1917; Анисимов А. В. В поисках древнерус. живописи (по Казанской земле)//Казанский музейный вестн. 1920. 3/4. С. 28-33; Троицкий В. И. Казанские и свияжские серебряники XVII в.//Там же. 5/6. С. 11-16; он же. Старинное серебро Казанского центр. музея//Там же. 1922. 2. С. 48-55; Бондаренко И. Е. Уфимский художественный музей//Там же. С. 258-261; Сокол В. Деисусный чин (из Казанского музея)//Там же. С. 56-65; Корнилов П. Е. Отделение древнерусского искусства: [Кр. обзор]/Центр. музей ТАССР. Каз., 1927; Брунов Н. И. О некоторых памятниках допетровского зодчества в Казани//Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР. Каз., 1928. Т. 2. С. 32-37; Каргер М. М. Успенский собор Свияжского мон-ря как архитектурный памятник: (Из истории культурно-худож. отношений Пскова и Москвы//Там же. С. 10-31; Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1962; Остроумов В. П., Чумаков В. В. Свияжск: История планировки и застройки. Каз., 1971; Фехнер М. В. Вел. Булгары, Казань, Свияжск. М., 1978; Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983; Реставрация музейных ценностей в СССР: [Всесоюзная выст.: Кат.]. М., 1985. Т. 1; Червонная С. М. Искусство Татарии. М., 1987; Kunst uit Kazan: Cat./Teksten: C. Delsing; Museum H. Polak. Zutphen in Beeld, 1993; Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье/Отв. ред.: Н. А. Маясова. С. 70-81; Силкин А. В. Древнейший памятник лицевого шитья в Казани//Там же. С. 53-69; он же. Строгановское лицевое шитье. М., 2002; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Проблемы худож. мышления эпохи. М., 1996; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Таким образом, мы видим, что в XIV–XV веках потомки Захарии Чета – Зерновы, Сабуровы, Годуновы, Булгаковы, Оболенские, Ангеловы – находились непосредственно у великокняжеского престола. Они породнились с потомками византийских императоров, с целым рядом княжеских родов, верой и правдой служили Церкви и Отечеству, внесли огромный вклад в нашу культуру. С их именами напрямую связаны такие события, как спасение жизни раненого великого князя Дмитрия Донского, присоединение к Москве Вятки и Новгорода. Именно с именами потомков Захарии Чета связаны первые карты и земельные описания Руси. Неудивительно, что в следующем XVI веке потомки Захарии не только дважды породнились с царствующей династией, но вскоре и сами взошли на престол Русского царства. Рейтинг: 9 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баев М.С. Вторичное открытие села Гребнева: Находки и исследования в Северо-Восточном Подмосковье. Фрязино; Щелково, 2002. Духовные и договорные грамоты великих khязeйXIV–XVI вв. М.; Л., 1950. С. 46. Там же. Борисов Н. Иван Калита. М., 2005. В Галицко-волынской летописи под 1208 г. упоминается предок Захарии Чета – воевода Зерно, который захватил в плен князя Романа. Если исходить из того, что во время совершения этого деяния Зерно находился явно не в детском возрасте, его рождение можно отнести ко времени не позднее 1190 г. А вероятно, и еще раньше. Цит. по: Салмина М.А. Еще раз о датировке «Летописной повести» о Куликовской битве//Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН (далее – ТОДРЛ). Т. 32. Л., 1977. С. 12. Подлипский П. Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Федорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на царство Русское. М., 1832. С. 46–47. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 2-х кн. М., 2002. Кн. 1. С. 414. Духовные и договорные грамоты великих и удельных khязeйXIV–XVI вв.М.; Л., 1950. Житие преподобного Саввы Крыпецкого// . Завьялова М.К., Каргалова Т.А. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI–XVII вв. в собрании Государственного объединенного музея Республики Татарстан//Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. X: Древнерусское художественное шитье. М., 1995.

http://pravoslavie.ru/58026.html

Троица, с избранными святыми» (НМРТ, см.: Завьялова, Каргалова. 1995. Ил. 2, 3. С. 72-73, 80. Примеч. 6; среди святых присутствует свт. Григорий, еп. Вел. Армении, очевидно патрональный святой заказчика). Такую же композицию имели упомянутые в писцовых книгах «судари старые... Государева прикладу» в кафедральном Благовещенском соборе ( Невоструев. 1877. С. 12). Возможно, булгаковские произведения были ориентированы на столичные образцы. Похожий по композиции на булгаковские вклады покровец с образом Божией Матери «Знамение» и евангелистами «по углам» упоминается в ризнице Спасо-Преображенского мон-ря ( Лебедев. 1895. С. 57). Следует отметить интересный аспект, связанный с рус. присутствием на Казанской земле. Взятие Казани оказало воздействие на политическую жизнь, дворцовый церемониал и духовную жизнь рус. людей, к-рые и ранее заимствовали татар. оружие и моду (ст. «О тафьях безбожного Бахметя» в Стоглаве; см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 301-302; Суслова С. В. О тюрко-татарских заимствованиях в традиционной культуре русских//Мат-лы краевед. чт., посвящ. 135-летию Об-ва естествоиспытателей при КазГУ, 110-летию со дня рожд. М. Г. Худякова, 22-25 марта 2004 г. Каз., 2004. С. 426-431). Присоединение Казанского царства дало рус. дипломатам возможность настаивать на царском титуловании рус. государя. В составе царских регалий появился венец под названием «Казанская шапка» (ок. 1553, ныне в ГОП). Каково бы ни было место изготовления венца (Казань или Москва), несомненны его связь с вост. ювелирным искусством и важная роль в московских обрядах венчания на царство 2-й пол. XVI-XVII в. (см.: Постникова-Лосева М. М. Золотые и серебряные изделия мастеров Оружейной палаты XVI-XVII вв.//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. М., 1954. С. 157-159; Худож. сокровища Гос. музеев Моск. Кремля/Авт.-сост.: И. Ненарокомова, Е. Сизов. М., 1978. С. 100, 101; Мартынова М. В. Царские венцы первых Романовых//Искусство средневек. Руси/Отв. ред.: Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 296-297. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 12); Вера и Власть: Эпоха Ивана Грозного: [Кат.]/ГММК. М., 2007. Кат. 1. С. 34-35). Попавшая в царскую казну после 1552 г. драгоценная посуда также получила название «казанская», напр. казанская чарка царя Иоанна IV ( Стерлигова И. А. Казанская чарка Ивана Грозного//Сб. в честь М. П. Крамаровского (в печати)). В 60-х гг. XVI в. в ризнице Спасо-Преображенского мон-ря хранилось «полотенцо шито шелком татарской узор» ( Невоструев. 1877. С. 30), которое наряду с полотняными «кукотями» (палатками), предназначенными для крещения инородцев, свидетельствует о миссионерской деятельности обители с ее основания.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Богородицы и Ростовских чудотворцев (ныне в НМРТ, по типологии - корчик; упоминания см.: Пинегин. 1890. С. 364 (указание, что этот ковш патриарх Филарет Никитич пожертвовал в Ростовский собор); Спутник по Казани. 1895. С. 115; Яблоков. 1909. С. 38). Свт. Николай Чудотворец. Икона. XVI (?), XIX вв. (Петропавловский собор в Казани) Свт. Николай Чудотворец. Икона. XVI (?), XIX вв. (Петропавловский собор в Казани) После Смуты и с воцарением новой династии в К. и Т. е. возрождалось каменное строительство. В новые каменные храмы, особенно в монастырях, поставляли лицевое шитье и драгоценную утварь, как, напр., в Успенский собор (1625) в Зилантовом мон-ре. Вероятно, тогда для него были написаны и новые иконы большего размера, среди к-рых по документам известны иконы вмц. Екатерины, «О Тебе радуется…» ( Пинегин. 1890. С. 341; Рощектаев. 2004. С. 82, 84-87, 88). Древние местные иконы в соборе - Божией Матери «Смоленская», «Св. Троица» и «Успение Пресв. Богородицы», а также икона прор. Иоанна Предтечи - патронального святого основателя монастыря - получили драгоценные оклады ( Рощектаев. 2004. С. 84). Возобновились драгоценные вклады от мирян. В 1621 г. в кафедральный собор митрополичий боярин С. Т. Аристов вложил лицевую пелену с образом свт. Николая Чудотворца в житии (по нек-рым деталям иконографии и стиля близкую к типу икон свт. Николая Чудотворца (Николы Великорецкого), ныне в НМРТ; см.: Яблоков. 1909. С. 39; Завьялова, Каргалова. 1995. Ил. 8. Примеч. 19. С. 77, 79, 81; Каргалова. 2002. С. 203; Маханько. 2012). На его же средства была «построена» серебряная рака для мощей свт. Гурия, которые в 1630 г., при митр. Матфее, были перенесены из Спасского мон-ря в Благовещенский собор ( Платон (Любарский). 1868. С. 62-63; Покровский. 1906. С. 218; Яблоков. 1909. С. 28). В связи с перенесением мощей свт. Гурия в кафедральный собор кн. Б. И. Черкасский подарил покров (1633): «темно-синяя голь, подложен темно-желтой материей» ( Яблоков. 1909. С. 39). Видимо, на нем было сделано изображение свт. Гурия ( Он же. 1906. С. 83). Он был выставлен в экспозиции древнерусского искусства Центрального музея ТАССР в сер. 20-х гг. XX в. ( Корнилов. 1927. С. 3; со ссылкой на упоминание в работе А. П. Яблокова), но дальнейшая история этого лицевого покрова неизвестна.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Жучик кн. Михаил Иванович Волконский, середина XVI в. Жучка , крестьянин, 1545 г., Новгород З Заанбардой Сила, крестьянин, 1646 г., Курмыш Забейца Алферий, крестьянин, 1495 г., Новгород Забела, Забелин : Андрей Григорьевич Забела Хлуденев [см. Хлудень], первая половина XVI в.; Иван Алешкин Забелин, конец XV в., помещик, Новгород [см. Бовыка, Одолей] Забойников Степан, крестьянин, 1585 г., Владимир Заболоцкий Василий Иванович Всеволож, первая половина XV в.; от него – Заболоцкие. Фамилия от села Заболотья, на юго-запад от Переяславского озера [см. Азей, Асанчук, Благой, Благонозье, Бражник, Жихан, Кивер, Козля, Костица, Кошур, Кувшин, Кутиха, Лапа, Лобан, Мясоед, Паук, Племянник, Плотник, Помяс, Странник, Тонкий, Трегуб, Трясоголов, Угрим, Услюм, Утакун, Черленый, Шугарь, Шукал, Ярый] Заборовский Андрей Дмитриевич, 1562 г. Фамилия от села Заборовья в Тверском уезде [см. Гвоздь, Обора, Овсяник] Забродов Богдан Осипович, 1576 г., Тверь Забузов Федор Иванович, 1587 г., Тула Завалин Иван, 1620 г., Устюг Завалипутев Дмитрий Васильевич, 1540 г., Москва Завалиха Степан, крестьянин, 1610 г., Нижний Новгород Завалишин Никифор Семенович, 1556 г., Обонежская пятина [см. Бурмас] Завалиша – овсянка, пойло для телят (Даль) Заварза, Заварзин : Филя Заварза, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Михей Заварзин, 1638 г., Москва; Василий Заварзин, подьячий, 1691 г. Заватра Треня, крестьянин, 1606 г., Арзамас Завесины Кинжал [см. Кинжал] Иванович и Игнатий Васильевич, конец XVI–haчaлo XVII в., Новгород Завид Дмитриевич, посадник, 1128 г., Новгород Заворотков Михаил Семенович, 1565 г., Казань Завражный Иван, посадский человек, 1660 г., Гремячий Завришины , новгородские бояре, XV в., выселенные позже в Нижегородский уезд; Яков Епифанович, помещик, конец XVI в., Нижний Новгород Заврить – засунуть, запереть на запор (Даль) Завьялов Максим, крестьянин, 1579 г., Шуя [см. Локтев] Вьялица – метель, вьюга; завьялить – замести снегом; завьяло – вялый человек Загайнов Семен, крестьянин, 1500 г., Владимир Загарин Надобный [см. Надобный] Михайлович, 1590 г., Владимир; Загаринов Пороша [см. Пороша] Гаврилович Таскаев [см. Таскай], 1580 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002