Важное значение в церковной жизни имеет новое издание в 1883 году устава духовных консисторий, переработанного и применённого к государственным законоположениям нового времени. В 1890 году высочайше утверждена составленная синодом инструкция церковным старостам, регулирующая отношения старост к причту и к церковному хозяйству. В 1895 году утверждены новое положение о синодальном архиве и новые штаты архива, выработанные по почину начальника архива Аполлинария Николаевича Львова высочайше учреждённой комиссией по упорядочению синодального архива. Кроме возвышения в материальном и служебном положении лиц, служащих в архиве, новое положение уничтожало существовавшую ранее труднодоступность архива, широко открывая двери архива для научных занятий, и усилением штата имело в виду ускорить разработку справочной части в архиве. Тем же порядком исходатайствован был с 1897 года, пока на пять лет, ежегодный отпуск из казны 3.000 рублей на издание трудов самой комиссии по изданию описания архива, значительно ожививший это заглохшее было дело. Улучшено дело управления московской синодальной библиотекой. В 1895 же году утверждены новое положение и новые штаты контроля при синоде, в 1896 году – петербургской и московской синодальных типографий. При пересмотре цензурного устава в 1885 году окончательно упразднены существовавшие ещё при провинциальных духовных академиях цензурные комитеты. В 1885 году открыта самостоятельная екатеринбургская епархия из викариатства пермской, учреждённого ещё в 1883 году. В 1886 году кавказская переименована в ставропольскую. Ещё раз преобразовано церковное управление Грузии: вместо четырёх, здесь образовано пять епархий, причём гурийская и абхазская епархии упразднены, а открыты вновь сухумская, на место абхазской, гурийско-мингрельская, на место гурийской епархии и мингрельского викариатства имеретинской епархии, и владикавказская, образованная из грузинского викариатства, существовавшего с 1875 года; владикавказская в 1894 году обращена в самостоятельную; в 1887 году образовано алавердское викариатство, на место прежней епархии. С кончиной с.-петербургского, новгородского и финляндского митрополита Исидора в 1892 году его прежняя епархия выделила из себя старую новгородскую и новую финляндскую. В 1894 году открыта забайкальская епархия из иркутской, в 1895 году – омская. В 1898 году учреждена владивостокская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

МИРНЫЙ. Архангельский щит. #космодром #баллистические ракеты #ЗАТО [ Местоположение : Город расположен на берегу озера Плесцы. Территория городского округа «Мирный» вытянута с запада на восток и граничит с Виноградовским, Плесецким и Холмогорским муниципальными районами Архангельской области; Дата основания : 1966 год; Епархия : Архангельская; Население : 32 тысячи человек; Флаг ; Герб ]/Автор Мария Засецкая . Фото пресс-службы Архангельской епархии: [Космодром Плесецк]; Крест на территории Управления космодрома Плесецк; Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил с семьей настоятеля Михайло-Архангельского храма протоиерея Артемия Эмке; Ночной город Мирный; Запуск ракеты с полигона Мирный//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.82-85. МУРОМ. Город креста и меча. #Петр и Феврония #Илья Муромец #День семьи [ Местоположение : Центральный город Муромского района Владимирской области. Расположен на левом берегу Оки, в 137 км от Владимира, на границе с Нижегородской областью; Первое упоминание : 862 год; Епархия : Муромская; Население : 111 тысяч человек; Флаг ; Герб ]/Автор Юрий Курбатов . Ил.: [Собор Муромского Свято-Троицкого монастыря, где покоятся святые мощи Петра и Февронии.] Фото Владимира Ештокина; Памятник Илье Муромцу. Фото Владимира Ештокина; [Вид на Оку и Николо-Набережную церковь.] Фото Дмитрия Сиялова; Вантовый мост через Оку. Фото Юрия Курбатова; [Улица Московская. Исторический центр города.] Фото Владимира Ештокина; Бронепоезд «Илья Муромец». Фото конца 1940-х гг.; Святые преподобные Петр и Феврония Муромские. [Иконы]; День семьи, любви и верности – праздник, ежегодно проходящий в Муроме. Фото Сергея Лакеева//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.86-91. НЕРЧИНСК. Серебряный щит России. #серебряные рудники #каторга #столкновения с Китаем #дворец Бутина [ Местоположение : Административный центр Нерчинского района Забайкальского края. Расположен на левом берегу реки Нерча, в 7 км от ее впадения в Шилку (бассейн Амура) и в 305 км к востоку от Читы; Дата основания : 1653 год; Епархия : Нерчинская; Население : 15 тысяч человек; Флаг ; Герб ]/Автор Михаил Логинов . Ил.: [Дворец Бутина.] Фото www.lori.ru; Стольник Федор Головин. Неизвестный художник; Материалы и руды из подарка Александра I Фридриху-Вильгельму III. Фото Shakko, wikipedia; Нерчинск. Гравюра. 1710; Въезд в Акатуйскую тюрьму. Фото конца XIX в.; Уникальные зеркала в Нерчинском краеведческом музее. Фото Евгения Епанчинцева/ТАСС; Берег реки Нерчь. Фото Sekret Max//Фома. - Спецвыпуск. 2015/Малые города – герои России. – С.92-97.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

I. История Харбинской Епархии Считаю своим долгом представить Вашему Святейшеству следующие краткие сведения о Харбинской епархии и вообще о церковной жизни в Маньчжурии, – по собственным нашим наблюдениям и представленным в наше распоряжение материалам. Харбинская епархия образовалась в 1922 г. (выделена была из Владивостокско-Камчатской епархии) постановлением «Российского Заграничного Синода» с назначением на Харбинскую епископскую кафедру проживавшего в Харбине архиепископа Оренбургского Мефодия 19 (Указ 205). После его смерти (в 1931 г.) Управляющим Харбинской епархией тем же Заграничным Синодом был назначен архиепископ Мелетий, бывш[ий] Забайкальский, возведенный в 1939 г. в сан митрополита (Указ 714), который и до ныне управляет Харбинской епархией при содействии двух своих викариев – архиепископа Хайларского Димитрия и епископа Цицикарского Ювеналия и епархиального совета, состоящего из двух протоиереев и одного мирянина. В 1941 г. было образовано под личным председательством митрополита Мелетия епископское совещание в составе архиепископа Димитрия и епископа Ювеналия – как высшая инстанция духовного суда. В епархии всего имеется 77 церквей, из числа которых – 20 в Харбине; все церкви разделены на 13 благочиний. Имеются в епархии 4 монастыря: Казанский мужской монастырь – в г. Харбине, Богородице-Владимирский женский монастырь 20 – в г. Харбине, Богородице-Владимирский мужской монастырь – в Солнечной Пади близ поселка Верх-Угра 21 и Табынско-Казанский женский монастырь в Какакаши 22 . Монашествующих в каждом не более 20 человек. Духовенством епархия изобилует; не только не имеется вакантных мест, но 20 священнослужителей – сверхштатные. В г. Харбине очень развита церковная благотворительность. В целях оказания помощи бедным, сиротам, престарелым и больным образованы при церквах разные благотворительные организации: 1) Братство «Нечаянная радость» при Харбинском Николаевском Соборе, 2) Приют – убежище им. Митрополита Мефодия 23 , 3) Серафимовская народная столовая с 3-я приютами при ней, 4) Ольгинский детский приют при женском монастыре 24 , 5) Софийское похоронное бюро, 6) «Дом Милосердия» Архиепископа Нестора, 7) Приют – училище «Русский Дом». Для духовенства и его семей при Епархиальном Совете имеется Отдел взаимопомощи и похоронная касса. II. Богословский факультет

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

В Забайкалье возродят церковь, построенную из остатков резиденции племянника Чингисхана 25 марта, 2014. Новостная служба По предварительной оценке не реставрацию храма потребуется 40 млн рублей 25 марта. ПРАВМИР. В Забайкальском крае восстановят православную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенную казаками в начале XIX века из остатков Кондуйского городка, который по основной версии, был резиденцией хана Исунке — племянника Чингисхана. О восстановлении церкви рассказала заместитель главы Борзинского района Забайкалья Елизавета Емельянова, — сообщает ИТАР-ТАСС . По словам сотрудника районной администрации Ирины Поломошниковой, в марте руководство района открыло благотворительный счет для пожертвований. Проводится и работа с возможными меценатами. По предварительной оценке не реставрацию храма потребуется 40 млн рублей. После экспертизы эта сумма может увеличиться вдвое. В минкультуры отметили, что интерес к возрождению памятника архитектуры федерального значения проявила и Читинско-Краснокаменская епархия Русской православной церкви. После восстановления храма епархия может стать его пользователем. Фото: russian-church.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2022 23 апреля, 2020 5 августа, 2019 26 марта, 2019 4 марта, 2019 5 октября, 2018 13 июня, 2018 10 мая, 2018 11 апреля, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-zabajkale-vozrodyat-...

Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 После крушения армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–20 гг. в Китай хлынула толпа русских изгнанников, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифры 500000 чел.) 1 . Были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи. Прервалась связь с церковным центром — Москвой. Российская Духовная миссия в Китае, как и другие заграничные учреждения Русской Православной Церкви, временно подчинились Зарубежному архиерейскому Синоду на основании постановления Святителя Тихона Московского, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7(20) ноября 1920 г. Определением Зарубежного Синода была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Ее возглавил владыка Иннокентий в сане Архиепископа, а позднее — Митрополита Пекинского и Китайского. Таким образом, миссия, сохранив старое название, стала первой епархией на территории Китая. Были образованы викариатства в Шанхае во главе с епископом Симоном, будущим Начальником 19-й миссии, и Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) во главе с преосвященным Ионой, епископом Ханькоуским — в 1922 г. Духовная миссия стала правящим центром в этой епархии. Была образована также и Харбинская епархия, которую возглавил архиепископ Мефодий; на территории Маньчжурии оказались архиепископ Забайкальский Мелетий, архиепископ Камчатский Нестор, архиепископ Димитрий Хайларский. Епар­хия была непосредственно подчинена Зарубежному Синоду и не зависела от Пекина. Самоотверженная помощь беженцам из революционной России привела миссию к полному упадку. Лишенная денежных средств, лишенная помощи из России от Синода и правительства, от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, миссия пришла почти к совершенному разорению. Бывшее при Начальнике 18-й миссии, владыке Иннокентии, на недосягаемой высоте материальное положение миссии впоследствии пошатнулось и под натиском неприятелей владыки.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

Поезд-храм с мощами святителя Иннокентия прибыл в Читу Чита, 5 октября 2005 г . 4 октября поезд-храм прибыл в Читу. На перроне первого епископа Иркутского Иннокентия (Кульчицкого) встречал епископ Читинский и Забайкальский Евстафий, сообщает пресс-служба Иркутской епархии . Читинская епархия насчитывает немало лет. Ее основание началось более ста лет назад. В советское время епархию попытались уничтожить, но после смены правящего режима 21 апреля 1994 года указом Святейшего Синода была восстановлена в прежних границах Забайкальская епархия, ставшая именоваться Читинской и Забайкальской епархией. Первым епископом был назначен Преосвященный Палладий (Шиман), который до этого был ректором Одесской Духовной семинарии, викарием Киевской митрополии, епископом Ижевским и Удмуртским, имел степень кандидата богословия. Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. В ноябре 1996 года епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 года. В феврале 2000 года в Читу прибыл нынешний епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов). И удивительно, что именно Владыка Евстафий будучи духовником Толгского женского монастыря в городе Ярославле занимался отправкой мощей святителя после их второго обретения в музее города Ярославля. С тех пор Владыке не приходилось молиться пред мощами этого великого угодника Божьего. И потому можно смело назвать знаменательной эту встречу двух епископов. При большем скоплении народа крестным ходом мощи с перрона отправились в достраивающийся кафедральный собор города Читы, который был заложен в 2000 году, а освящен 26 сентября 2004 года, в год 110-летия епархии. Новый кафедральный собор спланирован как трехпрестольный. Главный придел – в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел – в честь святого благоверного князя Александра Невского, левый придел – в честь Царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Кроме того, под главным алтарем храма, в цокольной части расположится крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира.

http://pravoslavie.ru/14773.html

Камчатской епархии (см. ст. Петропавловская и Камчатская епархия ), существовало в 1922-1923 гг. Названо по г. Охотску (ныне поселок, адм. центр Охотского р-на Хабаровского края ). К 1922 г. Владивостокская епархия являлась единственной епархией Русской Церкви, находящейся на территории, контролируемой белыми войсками. После ареста в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона (Беллавина) и попытки захвата высшей церковной власти обновленцами (см. ст. Обновленчество ) дальневост. архиереи решили созвать в окт. 1922 г. церковный Собор во Владивостоке для решения вопроса о церковном управлении в регионе. Для подготовки Собора (который так и не состоялся) 13-14 сент. 1922 г. в г. Никольске (ныне Уссурийск) прошло Дальневосточное архиерейское совещание, в котором участвовали архиепископ Харбинский Мефодий (Герасимов ; впосл. митрополит), архиепископ Токийский Сергий (Тихомиров ; впосл. митрополит), епископ Забайкальский Мелетий (Заборовский ; впосл. митрополит), епископ Владивостокский Михаил (Богданов) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов ; впосл. митрополит). На совещании среди прочего было принято экстренное решение о преобразовании полусамостоятельного Камчатского викариатства Владивостокской епархии в самостоятельную епархию, о присоединении к ней Охотского у. и об учреждении О. в. 13 сент. это решение было утверждено Синодом РПЦЗ, к-рый благословил рукоположить во епископа Охотского находившегося в это время во Владивостоке прот. Даниила Шерстенникова (см. ст. Даниил (Шерстенников) , епископ) по пострижении его в монашество. В офиц. печатном органе Синода РПЦЗ за 14-28 сент. 1922 г., вышедшем с большим опозданием, соответствующее определение Синода датировано 29 авг.- 11 сент. 1922 г. (Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1922. 12/13. С. 8). В нач. окт. 1922 г. во Владивостоке архиерейскую хиротонию Даниила (Шерстенникова) совершили епископ Владивостокский Михаил (Богданов) и епископ Камчатский Нестор (Анисимов). После хиротонии еп. Нестор покинул Россию, а еп. Даниил отбыл в Петропавловск, где должен был замещать Камчатского архиерея, временно управляя епархией. 25 окт. 1922 г. Охотский епископ прибыл в город, где был с радостью встречен верующими. В тот же день во Владивосток вступили красные партизаны, затем они заняли и Петропавловск. Вскоре советские власти стали преследовать представителей духовенства. Был арестован настоятель Петропавловского собора свящ. Михаил Ерохин. Охотский архиерей неоднократно ходатайствовал перед местными властями о его освобождении. В янв. 1923 г. еп. Даниил и его брат Павел были арестованы по обвинению в укрывательстве церковных ценностей. Епископ был переведен во владивостокскую тюрьму, а в дек. 1923 г. доставлен в Читу и в дальнейшем на Камчатку не возвращался.

http://pravenc.ru/text/2581771.html

В их дни основалась Покровская Нининская община в восьмидесяти трех верстах от Якутска, сделавшаяся убежищем для бесприютных, преследуемых ссыльными женщин и девиц. В Енисейской епархии в те же годы святительствовали епископы: Антоний (Николаевский) с 31 марта 1873 года, Исаакий (Положенский) с 30 мая 1881 года и Тихон (Донебин) с 8 марта 1886 года, сделавшийся потом достойным преемником приснопамятного архиепископа Иркутского Вениамина (Благонравова) . Архипастырская деятельность этих владык развивалась с замечательною преемственностью. Они одинаково были воодушевлены заботами о сооружении новых оплотов Православия. Епископ Антоний основал в 1878 году Успенский общежительный монастырь в Красноярске с богадельнею, больницею для духовенства епархии и школой иконописания и ремесел. Епископ Исаакий в смутные 1881–1883 годы отлива народовольческой крамолы из внутренней России в Сибирь неутомимо рассылал пастырские послания, предостерегавшие население, как выражался Владыка, «от злоумышленников против Божеских и человеческих законов, хотящих завладеть народною душою, дабы исказить ее до своего состояния звероподобного». На долю же Владыки Тихона (Донебина) выпал высокий жребий осуществления святительских планов его знаменитого предшественника Вениамина (Благонравова) по образованию оплотов Православия в преддверии дальневосточных окраин. По его ходатайству в Забайкальской области с 12 марта 1894 года был назначен отдельный архипастырь Георгий (Орлов), и в его время образовалась самостоятельная Владивостокско-Камчатская епархия с 1 января 1899 года. Первым архипастырем на эту Дальневосточную кафедру вступил с Камчатской кафедры 7 марта 1899 года и ныне состоит Высокопреосвященный Евсевий (Никольский). Владивостокско-Камчатская епархия вначале заключала в себе Южно-Уссурийский край, Сахалин, Командорские острова и Камчатку с громаднейшими Анадырским, Гижигинским и Удским уездами, а потом, с 1907 года, добавлены все приходы Маньчжурии и Харбина, и, наконец, с 1908 года, по указу Святейшего Синода от 27 октября 1908 года за 12565, присоединена учрежденная в 1897 году Корейская миссия с ее девятью заграничными станами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Играл роль и фактор постепенной смены поколений, а также усилившиеся административные меры по преследованию религии в сочетании с научно-атеистической пропагандой, впрочем, эффект последней оценить достаточно трудно. В 1962 г. епархия встретилась с новым приемом гонений со стороны властей – использованием вероотступников из среды духовенства. 19 апреля 1962 г. в газете «Забайкальский рабочий» (г. Чита) «разоблачительной» статьей «Хочу говорить правду» начались антицерковные выступления бывшего протоиерея, благочинного второго Иркутского округа Егорова, лишенного в том же году архиепископом Вениамином сана за вероотступничество. Его стали использовать для различных антирелигиозных выступлений в Читинской области и соседних регионах, выделили квартиру в многоэтажном доме. В данный период даже обычная подготовка и направление человека в семинарию могло быть расценено как незаконная «вербовка», как произошло это с хабаровским свящ. Кобля, подготовившем для поступления в семинарию Бронникова Михаила. Михаил был «отправлен в техникум связи», а направивший священник лишен регистрации. Архиепископ Вениамин не смирился с решением Собора 1961 г. Летом 1965 г. он подписал составленное архиепископом Ермогеном (Голубевым) совместное заявление группы архиереев на имя Святейшего Патриарха Алексия о негативных последствиях реформы приходского управления. В 1970 г., накануне нового Поместного Собора, он направил в адрес предсоборной комиссии ряд документов, в которых вновь предлагал пересмотреть порядок приходского управления, наделив приходское духовенство хотя бы правом входить в двадцатку, подписывать соглашения и избираться в духовный совет . И, хотя владыка решил не высказывать свои взгляды на Соборе, внутренне он от них не отступил. Уже в 1972 г. новый иркутский уполномоченный В.Ф.Коростелев отмечает: «В период подготовки к Поместному собору с архиереем состоялся обстоятельный разговор. Я информировал Совет по делам религий о его отношении к решению собора 1961 года. На словах он вроде и не против этого решения. Но в нем он критикует существо решения. Вениамин озабочен бесправием священников. Он говорил, что теперь священники бесправны, исполнительные органы церквей с ними не считаются, всякий добрый совет священника истолковывают как вмешательство в дела исполоргана. Далее он продолжал, что над церковным советом безвластен даже архиерей, поэтому исполорганы что хотят, то и делают, поправить их ошибки некому. Его ошибочная позиция разъяснена, но, видимо, он остается при своем мнении.

http://pravoslavie.ru/44165.html

450 Что же касается других предположений, как Муравьева, так и Иннокентия, то синод не принял ни одного из них; так, он отвергнул проект Муравьева о присоединении к камчатской епархии Забайкальской области, а Томской и Енисейской губерний к епархии иркутской, на том основании, что «при исполнении первого предположения, камчатская епархия, к которой принадлежат Курильские и Алеутские острова, получила бы такое пространство, разделяемое морями, по которому не было бы никакой возможности расположить в необходимой мере бдительность управления и надзора; а при исполнении второго надлежало бы упразднить епархиальную кафедру томскую, столь необходимую по местным обстоятельствам и имеющую в пределах своей епархии Томскую и Енисейскую губернии и Омскую область, и присоединить все сии места к одной иркутской, и без того имеющей обширное пространство; последствием же сего было бы не усиление, но ослабление средств духовного управления в двух епархиях. Равным образом, синод не усматривает надобности и в возведении камчатской епархии в архиепископию». 451 Точно также не были уважены предположения Иннокентия об учреждении викариатства в Америке, о перенесении камчатской кафедры в Якутск и другие. Мало того, кафедра оставлена была в том самом месте, которое Иннокентий признавал самым неудобным – в Новоархангельске. В царствование Николая I некоторые из третьеклассных епархий были возведены во второй класс, как, например, иркутская. Причины к возвышению иркутской епархии синод в своем докладе Государю представил следующие: «Приняв в соображение, что иркутская епархия, состоя в 3-м классе, по местным своим обстоятельствам требует, дабы в оную переводимы были из действительно служащих епископов дознанных способностей и что тамошний архиерейский дом, по штату третьеклассных епархий, пользуется весьма скудным содержанием, синод признает справедливым повергнуть на всемилостивейшее воззрение Вашего Императорского Величества следующие предположения: 1) для поощрения к трудам просвещения и утверждения в христианской вере разноплеменных народов иркутской епархии, утвердить, при переводе в оную, епископа Иринея в звании архиепископа и 2) иркутскую епархию возвысить во второй класс, полагая оную в сем классе последнею, с производством на архиерейский дом содержания из казны по примеру прочих епархий сего же класса и особенно смежной с нею тобольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010