угодника Божия Иннокентия 10 ; здесь же в течении шести лет он был первым и лучшим сотрудником Архиепископа Парфения и столь близким ему по духу, что и сам почивший Архипастырь не мог бы найти и пожелать иного лучшего себе преемника; наконец, по высоким качествам ума и сердца, по высокому образованию, по основательному знакомству с особенностями и разнородными элементами населения Восточной Сибири и по опытности собственно в деле миссионерском, никто, кроме Преосвященного Вениамина, не мог быть лучшим преемником почившего Высокопреосвященного Парфения. Притом же Иркутская епархия имела уже в пределах своих солидные плоды архипастырской деятельности Преосвященного Вениамина. Одиннадцать лет тому назад, по рукоположении во епископа, вступил он на кафедру викария Иркутской епархии и начальника Забайкальской миссии при самых трудных обстоятельствах. Не было у вновь открытой миссии ни учреждений, ни средств, ни сотрудников: все нужно было созидать вновь. Но чего не может сделать пламенная ревность о святом деле и крепкая энергия при твердой вере в Промысл Божий? Явились и средства, и сотрудники, и к концу шестилетнего управления его Забайкальской миссией, она имела уже много миссионерских станов и храмов с квартирами для миссионеров и училищами для инородческих детей с миссионерской школой во главе, устроенной при Посольском монастыре. Устраивая дело миссии, Преосвященный Вениамин деятельно помогал Архиепископу Парфению и по управлению епархией. Кроме частных своих миссионерских поездок, он почти ежегодно разъезжал по всему Забайкалью и для ревизии церквей. Затем Преосвященный Вениамин в течении почти четырех месяцев управлял Иркутской епархией, во время отбытия Архиепископ Парфения на ревизию Томского епархиального управления (с 27 апреля по 17 августа 1864 г. 11 ). Духовенству Иркутской епархии не нужно было гадать: каков то будет новый его Архипастырь. Оно уже хорошо знало и ценило его и ожидало его с нетерпением. Наконец 11 августа 1873 г. в шесть часов вечера Преосвященный Вениамин прибыл с Амура в Иркутск; духовенством и паствой торжественно встречен в кафедральном соборе и приветствован речами и благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

По вере буряты и тунгусы суть буддисты-ламаиты И только незначительная часть их шаманисты. В этой исполненной дикого величия стране, среди редкого некультурного населения благоустроенными пунктами являются только небольшое число городов с исключительно русским населением. Пролагаемая через область часть великого сибирского железного пути обещает быть источником коренного переворота для жизни этой интересной страны. Таковы внешние условия и среда для деятельности Забайкальской миссии. К Русской державе присоединено Забайкалье в половине XVII столетия. Тогда же Тобольский митрополит Павел снарядил в Забайкалье духовную миссию, которая не без успеха повела дело священной проповеди и основала там святые храмы и монастыри. В XVIII столетии, после некоторого перерыва, вероисповедническое дело посредством школы продолжил здесь Иркутский епископ святитель Иннокентий. В нынешнем столетии весьма усердным радетелем и тружеником миссионерского дела здесь был Иркутский епископ Нил (Исакович) , который сам занимался переводами на бурятский язык святого Евангелия и богослужебных книг. Но более твердо миссионерское дело в Забайкалье поставлено и организовано только с 1862 года, когда открыта была вместе с Иркутской Забайкальская миссия; отделена же от Иркутской в самостоятельную епархия и миссия Забайкальская только в 1894 году. В настоящее время в Забайкалье существует уже 23 миссионерских стана, в которых действуют 20 миссионеров и три сотрудника миссии: при миссии имеется 29 школ. Более осязательные плоды деятельности миссии за истекший 1898 год выражаются в следующих цифрах: святым крещением просвещено взрослых обоего пола ламаитов 29 человек, шаманистов 47 человек, а вместе с инородческими детьми всего окрещено было 300 человек. Как слабы и даже ничтожны эти цифры сравнительно с наличными силами буддо-ламаизма! Однако при тех немногих силах, какими располагает наша миссия, при всех наличных трудностях и препятствиях и этот успех христианской проповеди нужно признать значительным. Чтобы сколько-нибудь выяснить трудности миссионерского дела, необходимо обратить внимание на положение здесь язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Подобно своему предшественнику, он привлекал бурят в христианство своим простым, ласковым обращением с ними. В каждой миссионерской церкви он совершал торжественное архиерейское служение, которое всегда привлекало множество бурят крещенных и некрещенных за каждым своим служением в церкви, он произносил поучение, в которых простым, доступным пониманию каждого языком излагал, сообразно религиозному состоянию своих слушателей, те или другие истины христианской веры, поучал их соблюдению христианских обычаев, преимущественно молитв, хождению в церковь и исполнению долга исповеди и св. причастия, а некрещенных увещевал к принятию христианства. По его распоряжению, некоторые из его катехизических поучений переведены миссионерами на разговорный бурятский язык и напечатаны, дабы могли ими пользоваться и те из бурят, которые не вполне понимают русский язык. Под личной редакцией Высокопреосвященного Вениамина, изданы так же в Иркутске 4 тома Трудов православных миссий Иркутской епархии со времени управления Иркутской епархией Преосвященного Парфения и назначения его самого начальником Забайкальской миссии; в этих трудах помещены отчеты по миссии, как Иркутской, так и Забайкальской, с 1862 по 1885 год, журналы миссионеров и статьи посторонних лиц, касающихся верований бурят, – а также отчеты по Камчатской и Японской миссии, за время управления Камчатской епархией Высокопреосвященного Вениамина. Это издание есть драгоценное пособие для изучения миссионерского дела в Восточной Сибири, к которому мы и отсылаем читателей, желающим ознакомиться с ним по ближе. Протоиерей Афанасий Виноградов. 17 марта 1886 года. II. Несколько сведений о пятилетнем управлении Высокопреосвященного Вениамина, ныне архиепископа Иркутского, Камчатской епархией (с 1868 г. по 1873 г.) Из двадцати пяти лет архиерейского служения Высокопреосвященным Вениамином посвящено было Камчатской епархии пять лет. Обширная и, хотя не особенно многолюдная, но зато имеющая, в своем населении и русских, и инородцев, и православных, и язычников, а также раскольников-старообрядцев и различных сектантов, Камчатская епархия и после неусыпной деятельности своего первого святителя Высокопреосвященного Иннокентия требовала большой ревности, выносливости и опытности от ставшего во главе ее управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Важное значение в церковной жизни имеет новое издание в 1888 году устава духовных консисторий, переработанного и примененного к государственным законоположениям нового времени. В 1890 году высочайше утверждена составленная синодом инструкция церковным старостам, регулирующая отношения старост к причту и к церковному хозяйству. В 1895 году утверждены новое положение о синодальном архиве и новые штаты архива, выработанные по почину начальника архива Аполлинария Николаевича Львова высочайше учрежденною комиссией по упорядочению синодального архива. Кроме возвышения в материальном и служебном положении лиц, служащих в архиве, новое положение уничтожало существовавшую ранее труднодоступность архива, широко открывая двери архива для научных занятий, и усилением штата имело в виду ускорить разработку справочной части в архиве. Тем же порядком исходатайствован был с 1897 года, пока на пять лет, ежегодный отпуск из казны 3.000 рублей на издание трудов самой комиссии по изданию описания архива, значительно ожививший это заглохшее было дело. Улучшено дело управления московскою синодальною библиотекой. В 1895 же году утверждены новое положение и новые штаты контроля при синоде, в 1896 году – петербургской и московской синодальных типографий. При пересмотре цензурного устава в 1885 году окончательно упразднены существовавшие еще при провинциальных духовных академиях цензурные комитеты. В 1885 году открыта самостоятельная екатеринбургская епархия из викариатства пермской, учрежденного еще в 1883 году. В 1886 году кавказская переименована в ставропольскую. Еще раз преобразовано церковное управление Грузии: вместо четырех, здесь образовано пять епархий, причем гурийская и абхазская епархии упразднены, а открыты вновь сухумская, на место абхазской, гурийско-мингрельская, на место гурийской епархии и мингрельского викариатства имеретинской епархии, и владикавказская, образованная из грузинского викариатства, существовавшего с 1875 года; владикавказская в 1894 году обращена в самостоятельную; в 1887 году образовано алавердское викариатство, на место прежней епархии. С кончиною с.-петербургского, новгородского и финляндского митрополита Исидора в 1892 году его прежняя епархия выделила из себя старую новгородскую и новую финляндскую. В 1894 году открыта забайкальская епархия из иркутской, в 1895 году – омская. В 1898 году учреждена владивостокская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1937-1943 гг. Иркутская кафедра вдовствовала, легальная церковная жизнь в регионе отсутствовала; в 1943-1948 гг. новооткрываемые приходы в Иркутской обл. подчинялись Новосибирскому архиерею. В 1948 г. Иркутская епархия была воссоздана, ее территория включала Иркутскую и Читинскую области, Бурятскую АССР. В 1949 г. под давлением властей была временно упразднена Хабаровская и Владивостокская епархия (см. Хабаровская и Приамурская епархия ), из-за чего в 1949-1988 гг. ее приходами управляли Иркутские епископы. Т. о., юрисдикция Иркутских архиереев в этот период распространялась помимо Иркутской на Читинскую и Амурскую области, Бурятию, Якутию, Хабаровский и Приморский края. В 1994 г. в связи с восстановлением Читинской и Забайкальской епархии территория И. и А. е. совпала с территорией Иркутской обл. и Усть-Ордынского Бурятского автономного окр. 1727-1917 гг. Назначение 1-м самостоятельным Иркутским архиереем свт. Иннокентия (Кульчицкого) было связано с начальной историей Пекинской духовной миссии . В донесении Синоду от 21 февр. 1721 г. назначенный руководителем духовной миссии в Китае в сане епископа архим. Иннокентий писал: «Понеже Богу, царскому величеству и вашему Св. Синоду тако изволися, во еже бы мене, нижеподписанного, почет саном епископства, послать в Китай... аще возможно, отделить ко мне пограничные города Иркутск, Якутск и Нерчинск» (ОДДС. 1868. Т. 1: 1542-1721. Прил. XII. Стб. CXIV). Однако его просьба не была удовлетворена, и он 5 марта того же года был хиротонисан во епископа Переяславского. Святитель не был допущен богдыханом в Китай, в связи с чем между рус. и кит. правительствами в продолжение 5 лет велась переписка; епископ в это время находился в Селенгинском, с 1725 г.- в иркутском Вознесенском мон-ре. В результате было решено, что в качестве руководителя духовной миссии в Китай отправится настоятель иркутского Вознесенского монастыря архим. Антоний (Платковский) , а свт. Иннокентий возглавит самостоятельную Иркутскую епархию. Свт. Иннокентий, еп. Иркутский. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Воздвижения Креста Господня в Иркутске)

http://pravenc.ru/text/674055.html

10. Васильев Владимир Алексеевич, депутат Государственной Думы РФ. 11. Мельник Александр Владимирович, президент Фонда Андрея Первозванного и «Центра национальной славы». 12. Стракач Юрий Борисович, профессор Института этнологии и антропологии РАН, д. и. н. «Монашество и монастыри в исторических судьбах России (миссионерское служение)». 13. Винник Наталья Николаевна, Красноярская епархия. «Миссионерское служение молодежи на примере молодежного хора “Неувядаемый цвет”». Наверх 4.5. Круглый стол: «Проблемы вхождения иммигрантов в духовное и культурное пространство России» Сопредседатели: архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела РПЦ; епископ Хабаровский и Приамурский Марк; епископ Читинский и Забайкальский Евстафий; протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ. Кураторы: Ефимов Андрей Борисович, профессор, заместитель декана Миссионерского факультета ПСТГУ; Шамаро Людмила Александровна, доцент, проректор по внешним связям ПСТГУ; Спирина Елена Анатольевна, секретарь-референт Миссионерского отдела РПЦ. Время проведения: 1 февраля, 10.00. Место проведения: конференц-зал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ул. Новокузнецкая, 23, за храмом святителя Николая в Кузнецах. Проезд: м. «Павелецкая», «Третьяковская» (далее 1 ост.), «Новокузнецкая», (далее 2 ост.) на любом трамвае до ост. «Вишняковский переулок», д.15. Темы для обсуждения: О возвращении соотечественников из бывших республик СССР. Межрелигиозный мир и религиозные противоречия. Иммигранты: психологический, образовательный и воспитательный аспекты. Интернет-дистанционное обучение для соотечественников за рубежом и для иммигрантов. Религия и идентичность в России. Участники: архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела РПЦ; архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк; епископ Читинский и Забайкальский Евстафий; Чуев Александр Викторович, заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

http://pravoslavie.ru/426.html

Даурия. Церковь Спиридона Тримифунтского. Церковь. Действует.   Престолы: Спиридона Тримифунтского Год постройки:приблизительно не ранее 2008. Архитектор:В. Кулеш Адрес: Россия, Забайкальский край, Забайкальский район, поселок Даурия Координаты: 49.923611, 116.852895 Проезд:на самой границе с Китаем Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Большой золотистый купол и сверкающий крест возле строящегося храма в поселке Даурия в последние несколько дней как магнитом притягивали внимание. И вот, наконец, из Читы специально прибыл епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий, чтобы совершить освящение глав будущего храма. Ему сослужили священники, которые окормляют приходскую общину. Центральный купол, весом четыре с половиной тонны и два маленьких привезли в далекую Даурию мастера из Челябинска. Они сами и будут заниматься их установкой. Сотни сельчан, не смотря на мороз, вместе со священнослужителями, молились о благопоспешении в строительстве. Много было детей и молодежи, пока еще далеких от веры, но наблюдавших с большим интересом. Для всего поселка – это стало торжественным историческим событием. Освящение и установка купола – один из завершающих этапов строительства нового храма в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. Несколько лет назад в приспособленном здании в Даурии уже действовала церковь. Но после пожара община лишилась молитвенного дома.  По инициативе главы поселения Сергея Александровича Гамова началось строительство новой большой каменной церкви. А так как небесным покровителем общины был Святитель Спитидон Тримифунтский, храм решили называть в его честь. Идею строительства горячо поддержали. Многие стали жертвовать на храм, кто-то нес 50 рублей, кто-то 50 тысяч. Некоторые работающие пенсионеры перечисляли полностью свою пенсию. Большой вклад внес и Краснокаменский ППГХО. Епархия тоже не остается в стороне, кроме материальной поддержки, владыка оказывает и большую пастырскую помощь.Автор проекта - архитектор Виктор Кулеш. За два с половиной года удалось завершить основные строительные работы. Высота храма – 27 метров. Челябинские мастера привезли и смонтировали большой купол, два маленьких и кресты. Подъем и установка были назначены на следующий день, после освящения, так что в день памяти Святого Спиридона (25 декабря – начало зимнего солнцеворота) церковь уже будет увенчана главами. Но работы предстоит еще очень много, ведутся переговоры по изготовлению колоколов, иконостаса, по весне начнется внутренняя и наружная отделка здания.

http://sobory.ru/article/?object=22717

22.11(05.12)2005 Свято-Крестовская, обн. Основана и упразднена 1923 г. Именование – по г. Святой Крест (Ставропольская губерния; ныне – г. Буденновск). Пятигорское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 05(18)05.1923 27.06(10.07)1923 Александр Шубин Севастопольская Основана в 1915 г. Таврическое (Симферопольское) викариатство. Упразднена в 1923 г. 30.04.1915 09.10.1917 Сильвестр Братановский 09.10.1917 11.12.1917 Модест Никитин 23.02(08.03)1919 11.1920 22.07(04.08)1922 13(26)01.1923 13(26)01.1923 СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ, обн. Основана 10(23)06.1925 (ВССПРЦ. 1925. 4. С. 3). Таврическое викариатство. Упразднена 06(29)01.1931 (Севастопольское епархиальное управление «расформировано с перемещением в Ялту» [ВССПРЦ. 1931. 5–6. С. 13]). 01(14)02.1923 08(21)11.1923 10(23)06.1925 09.1925 09.1925 Павел Масленников 12(25)06.1925 16(29)01.1931 7 «Епископ» Ялтинский. 4140 Северогерманская (см. Дюссельдорфская) Северодвинская, обн. Основана в 1929 г. Упразднена в 1933 г. 1929 Димитрий Крылов 12.1931 Северокавказский митрополичий округ, обн. Учрежден в 1924 г. Упразднен в 1935 г. 1.1924 10.1925 Севская (см. Орловская) Селенгинская Основана 25.05.1861 (местопребывание – в Посольском Спасо-Преображенском монастыре на оз. Байкал). Именование – по г. Селенгинск (Забайкальская область, ныне – Бурятия). Иркутское викариатство. Полусамостоятельная с 12.02.1879 (местопребывание – в г. Чита). Упразднена 12.03.1894, из значительной части его территорий образована новая самостоятельная епархия с центром в г. Чите (см. Читинская и Забайкальская). Возобновлена 15.10.1916. Читинское и Забайкальское викариатство. Упразднена ок. 1930 г. 20.05.1862 18.03.1868 09.02.1869 17.10.1877 Мартиниан Муратовский 05.11.1878 05.07.1889 Мелетий Якимов 15.07.1889 25.10.1892 Макарий Дарский 24.01.1893 12.03.1894 Георгий Орлов 20.11.1916 23.08(05.09).1918 10(23)04.1922 17(30)04.1923 02.1924 Софроний Старков, паки Марк Бакалдин (1929–1930) Селенгинская, обн. (см. Троице-Савская, обн.) Семипалатинская Основана 04.10.1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В письме своем г. Серебряков между прочим пишет, что Господь помог о. Макарию просветить св. крещением до 600 чел. и что вы по этому случаю служили благодарственный молебен. Сердечно сорадуюсь вашей радости, п. ч. по себе знаю, как отрадно видеть распространение царствия Божия. Ваши инородцы по убеждениям, кажется, похожи на наших и остановка в крещении их зависит не от убеждений, а от внешних обстоятельств. Когда о. протоиерей Ландышев управлял миссией, помнится, все инородческие начальства были язычники. Не продолжается ли тоже и теперь? Я в июне окрестил в поездку по Балаганскому округу около 600 чел., а в Верхоленском округе в сентябре всего 25 чел., п. ч. здесь все начальники язычники. Из отчета совета М. О. видно, что он возбудил ходатайство, чтобы, где есть между инородцами христиане, начальники были из последних. Дай Бог, чтобы ходатайство это увенчалось успехом 420 . Барон Фредерикс, бывший здесь ген.-губернатор 421 , в одном своем отчете к Государю также писал, чтобы в степных думах и инородных управах христиане составляли преобладающий элемент, но покойный Государь пропустил без всякого замечания эту часть отчета, тогда как по другим писал свои заметки, между прочим и об ускорении дела по учреждению особого епарх. управления в Забайкальской области. Из этого я заключил, что видно Господь находит преждевременною эту меру, или наши молитвы о сем слишком недостаточными. В каком положении ваше дело об обмене угодий Телецкого монастыря на ближайшие к Бийску? Я получил от Малькова сердитое письмо в ответ на письмо мое к нему в Петербург. Преосв. Мелетий понемногу устраивается в Чите. Ныне летом я представил синоду (по указу его) планы и сметы на постройку каменного дома архиерейского в Чите вместе с духовным правлением на сумму 123 тыс. Обещают отпустить просимую сумму, хотя и не вдруг. Но мне хотелось бы, чтобы из Забайкальской области образовалась самостоятельная епархия. Пред отъездом из Иркутска (29 окт.) ген.-губ. Анучина я просил его походатайствовать об этом пред Победоносцевым. Дай Бог, чтобы его ходатайство было сильнее моего 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010