Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244201...

В связи с этим, Синод принял решение образовать особую самостоятельную епархию в пределах гражданского управления Забайкальской областью. 28 января 1894 г. было создано Читинское викариатство Иркутской епархии, 12 марта 1894 г. была выделена самостоятельная Забайкальская епархия с титулом правящего архиерея «Забайкальский и Нерчинский», с помещением архиерейской кафедры и епархиального управления в г. Чите. На Забайкальскую кафедру был назначен архимандрит Георгий (Орлов). Селенгинская епархия прекратила свое существование (до 1916 г.). Следует отметить, что до революции территориально Забайкальская область состояла из современных административных единиц — Бурятии и Забайкальского края. При этом общее число населения Забайкальской области на 1896 г. составляло 561 542 человек, из которых православного вероисповедания — 393 869, раскольников — 27 991, буддистов — 161 658, шаманистов — 3529, прочих вероисповеданий — 2476. В 1898 г. владыку Георгия сменил епископ Никодим (Преображенский), но к своим обязанностям по состоянию здоровья он приступить не смог. На его место на Забайкальскую кафедру был назначен епископ Мефодий (Герасимов). В декабре 1912 г. Забайкальскую епископскую кафедру принял Иоанн (Смирнов), а через четыре года епархию возглавил Мелетий (Заборовский). В 1916 г. было восстановлено Селенгинское викариатство в ведении Забайкальской и Нерчинской епархии. Епископом Селенгинским был назначен архимандрит Ефрем (Селенгинский). События 1917 г. и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. В 1918 г. в связи с революционными преобразованиями в стране Забайкальская духовная миссия была упразднена. В 1920 г. правящий архиерей Мелетий (Заборовский) навсегда покинул Забайкалье вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Г.М. Семенова, но еще на протяжении двух лет владыка Мелетий управлял церковными делами епархии из Харбина. За период с 1922 по 1936 гг. в епархии сменилось семь епископов. С 1922 по 1924 гг. епархией управлял епископ Селенгинский Софроний (Старков); с 1924 по 1926 гг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244201...

В XVI в. миссионерские усилия направлены были гл. обр. на обращение народов Поволжья, затем также Урала и Сибири, но в досинодальную эпоху не существовало особых миссионерских орг-ций. Миссионерские орг-ции стали учреждаться в России в XVIII в. С 1731 г. миссионерской деятельностью среди народов Поволжья, в основном среди язычников, в меньшей мере среди мусульман, занималась Комиссия новокрещенских дел, в 1740 г. переименованная в Контору новокрещенских дел и просуществовавшая до 1764 г. Особый размах организованное М. приобрело в XIX в. Общее руководство миссионерской деятельностью церковных учреждений осуществлял Святейший Синод. Начиная с 1867 г. христ. просвещением разноязычного населения Казанской епархии с большим успехом занималось Гурия Казанского святителя братство . Органом, координирующим миссионерское служение внутри и вне Российской империи, являлось учрежденное в 1865 г. «Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками», переименованное в 1870 г. в «Православное миссионерское общество», с центром в Москве. На местах учреждались епархиальные комитеты «Миссионерского общества», в частности занимавшиеся сбором средств на финансирование миссионерской деятельности. В России регулярно с 1897 по 1917 г. проводились всероссийские, региональные и епархиальные миссионерские съезды. В 1913 г. при Святейшем Синоде был образован Миссионерский совет. Он был упразднен в 1918 г. и затем восстановлен в 1945 г., просуществовав до 1949 г. Внутри России в XIX столетии действовали Аляскинская (Кадьякская) миссия (на Алеутских о-вах и Аляске), Алтайская, Киргизская духовная миссия Русской Православной Церкви (на территории совр. Казахстана), Обдорская и Сургутская миссии в Тобольской епархии, миссии Якутская и Забайкальская. Миссионерские задачи ставило перед собой и Общество восстановления православного христианства на Кавказе , основанное в 1860 г. Вне пределов Российской империи действовали: Японская духовная православная миссия , из к-рой выросла Японская Автономная Православная Церковь , Пекинская духовная миссия , Корейская духовная миссия , а также Американская, которая, подобно Аляскинской миссии, послужила основанием для существующей ныне автокефальной Американской Православной Церкви .

http://pravenc.ru/text/2563376.html

По ходатайству Иркутского архиеп. Парфения и ген.-губернатора Вост. Сибири М. С. Корсакова министр гос. имуществ А. А. Зеленой выделил для миссии 500 дес. земли и 7 рыболовных казенно-оброчных ловель. Однако немногочисленный штат миссии остался прежним. В 1878-1889 гг. главой миссии был свт. Мелетий (Якимов) , еп. Селенгинский. Он отмечал упадок ее деятельности, в частности в Чите, из-за того, что «миссионеры поставлены в одиночное положение». Еще будучи миссионером Тугнуйского стана, Мелетий считал главной задачей выделение земли новокрещеным и «привитие» рус. правосл. быта в бурят. среде. Он добился выделения земли вокруг своего стана и начал селить на ней крещеных бурят. При нем центром миссии и вик-ства с 1879 г. стала Чита, в к-рую переместилось миссионерское уч-ще при Посольском мон-ре. При еп. Мелетии было крещено ок. 4 тыс. ламаистов и шаманистов. Основанная в 1886 г. читинская жен. Богородицкая община определением Синода от 12-22 янв. 1887 г. была призвана заниматься воспитанием девочек-сирот (в основном из семей духовенства) и призрением больных, находящихся на попечении З. д. м. Основательницей общины стала А. К. Якимова, мать еп. Мелетия. В 1893 г. община была преобразована в Читинский жен. мон-рь (с 1914 Покровский). При обители существовали 2 церковноприходские школы, приют для детей-сирот, дом трудолюбия (богадельня) для пожилых женщин с приютом при нем, амбулатория (1902), в которой велся бесплатный прием больных, санаторий для воинов им. герц. Евгении Ольденбургской (1904). 12 марта 1894 г. из состава Иркутской и Нерчинской епархии была выделена самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия с центром в Чите. Первым епископом Забайкальским стал Георгий (Орлов) , с 1893 бывший епископом Селенгинским, начальником З. д. м. Селенгинское вик-ство ликвидировалось, упразднялась и должность начальника миссии, его функции передавались правящему архиерею. Забайкальская епархия стала полем деятельности З. д. м., хотя объем полномочий миссии сократился. Большинство миссионерских станов перешли в разряд приходских церквей, но по-прежнему именовались станами.

http://pravenc.ru/text/182391.html

И зависть, и злоба, и клевета, и недальновидность людская, – все это стремилось к тому, чтобы остановить и затормозить начатое святое дело. Наконец, самая организация духовных миссий в Иркутске и Забайкалье требовала больших трудов и усилий: не было ни средств для миссий, ни людей для благовестнического служения. Надобно было отыскивать и то, и другое, но чего это стоило, с какими было сопряжено трудностями, – это могут понять только те, кому, хотя отчасти, приходилось самому находиться в подобном положении, вновь создавать и организовывать какое-либо небольшое благотворительное или просветительное учреждение. При совершенном отсутствии средств, надобно было смиряться до прошений у благотворителей, надобно было зорко самим следить, чтобы лишняя копейка не шла безрасчетно, надобно, наконец, было иногда отдавать на дело миссий и свое личное достояние... Неприятности со всех сторон, пишет например, преосвященный Парфений в своем отчете об Иркутской миссии за 1867 год, заботы, и – какие заботы! Просто – муки! Мука – двойственная: одна – при рождении новых чад благовествованием Евангелия, другая при воспитании их, доколе не вообразится в них Христос, то есть пока не отпечатлеется в их духе и жизни образ самого Христа, в которого они облеклись при крещении ( Гал.3:27 ). 88 Парфений Архиепископ Иркутский и Нерчинский Селенгинское викариатство, как замечено выше, было открыто в 1861 году и в том же году Преосвященный Вениамин приступил к организационной работе по устройству Забайкальской Духовной миссии. В основание этого устройства положены были следующие начала: 1) миссия состоит из священнослужителей белого или монашествующего духовенства, совершенно свободных от приходских и других обязанностей и только в крайних случаях, и притом временно, таковые обязанности могут быть поручаемы миссионерам. 2) Миссия действует чрез станы, которые устраиваются в местах наиболее частых и многочисленных собраний инородцев, например, при Степных Думах и инородных Управах, причем необходимою принадлежностью каждого стана должны быть церковь и школа. 3) Миссия, возвещая слово Божие язычникам, прилагает особое попечение об утверждении новообращенных в истинах принятой ими св. веры и в тоже время заботится о приучении их к оседлой жизни чрез водворение на особых, отведенных им земельных наделах, по возможности вблизи станов и 4) миссия состоит под главным, ближайшим управлением епископа Селенгинского, который, имея местопребывание в главном пункте миссии – Посольском миссионерском монастыре 89 и, действуя во всем самостоятельно, на правах начальника миссии, в тоже время находится под высшим руководством архиепископа Иркутского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из местных источников содержания Забайкальской миссии надобно указать на доходы от миссионерских часовен, церквей и монастырей, от продажи икон и книг, от членских взносов и других статей. Из всех этих доходов наибольшим постоянством и определенностью отличался доход от трех миссионерских часовен, принадлежавших Посольскому монастырю, (из них одна была в Кяхте и устроена в 1864 году Я. А. Немчиновым, другая на берегу Байкала, на пристани, у Посольского монастыря, построенная в 1862 году, и третья на Преображенской ярмарке на р. Селенге, построенная, как и первая, также в 1864 году), достигавший тысячи рублей в год и доход от пожалованных означенному монастырю оброчных статей в пособие миссии, также приносивший не менее тысячи рублей в год. 136 Читинская двуклассная миссионерская школа Забайкальская Духовная миссия пользовалась живою поддержкою и со стороны частных благотворителей. В Иркутске из местных жителей, сочувствующих миссии, составилось даже маленькое негласное общество, в течение двух лет (1864–1866 гг.) ежемесячно уделявшее на ее нужды нечто от избытков своих и трудившееся над сбором пожертвований среди лиц, не принадлежавших к этому обществу. 137 Дело, действительно, и само no себе было весьма симпатичное и, кроме того, самая личность преосвященного Вениамина внушала всем величайшее уважение, доверие и любовь к нему. Достаточно сказать, что за пять с половиною лет своего служения в Забайкальской миссии преосвященный Вениамин собрал на нужды миссии 38,422 р. 138 Из особенно щедрых жертвователей должны быть указаны Иркутские купцы И. И. Базанов, Шишмаков и Кяхтинский купец Я. А. Немчинов. Все они принимали значительное денежное участие в постройке церквей при некоторых станах миссии и снабжении их ризницею, иконами, сосудами и т. п., 139 а И. И. Базанов, кроме того, пожертвовал 10,000 р. на постройку богадельни при Посольском монастыре. Преосвященный Вениамин, первый начальник Забайкальской Духовной миссии, управлял ею почти шесть лет, с 1862 года до половины 1868 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

117 Иногда инициатива в этом случае принадлежала Совету Православного Миссионерского Общества. Так, в 1880 году Советом предпринято было ходатайство о назначении от Правительства христианских властей в те селеиия и улусы, где есть крещенные инородцы и где замечена готовность креститься и массами, если бы только не мешали упомянутые старшины. Отчет Православного Миссионерского Общества за 1880 г. стр. 14. 130 С 1862 г. по 1869 г. включительно было просвещено св. крещением 2,402 человека. (Забайкальская миссия в царствование Императора Александра II. Свящ. Т. Березина, Стр. 42). В 1870 году Итого                                           12911 136 По ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири M. С. Корсакова, Высочайше пожаловано было 500 десятин земли и рыбные ловли по реке Селенге. 140 Смета Православного Миссионерского Общества на 190 3 / 4 год, в Архиве Совета Общества. Главнейшие статьи раехода по миссии, покрываемые этой суммой, следующие: 1) содержание личного состава служащих в миссии – 17.476 р. 60 к. 2) содержание школ миссионерских и общежитий при них 6.650 р. 3) содержание церквей, ремонт, отопление и освещение станов 2000 р. 4) разъезды миссионеров по делам службы 1.800 р. и 5) пособие новокрещенным, медикаменты, белье, крсстики и пр. 1000 р. 142 Преосвященный Мелетий, Епископ Якутский и Вилюйский. Бографический очерк. Составил А. А. Хвостов. С.-Петербург. 1894. Стр. 13–14. 143 Таковы, например, труд его: Древние Церковные грамоты Восгочно-Сибирского Края (1653–1776) и сведения о Даурской миссии. Казань. 1875. 147 К радости и утешеню тех, кому дороги успехп Православия на наших окраинах, мы должны сообщить, что при Агпнской степной Дум е весьма недавно построена прекрасная каменная церковь , освященная 1 ангуста 1903 года. Постройка этой церкви обошлась более чем в 60,000 рублей, из коих 10,000 рублей – от щедрот Государя Пмператора, 5,000 р. от Св. Синода, 5.000 от Миссионерского Общества и более 40,000 р. из местных источников (Сведения эти сообщены нам, по нашей просьбе, из Читы но телеграфу 13 февраля сего 1904 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вере буряты и тунгусы суть буддисты-ламаиты И только незначительная часть их шаманисты. В этой исполненной дикого величия стране, среди редкого некультурного населения благоустроенными пунктами являются только небольшое число городов с исключительно русским населением. Пролагаемая через область часть великого сибирского железного пути обещает быть источником коренного переворота для жизни этой интересной страны. Таковы внешние условия и среда для деятельности Забайкальской миссии. К Русской державе присоединено Забайкалье в половине XVII столетия. Тогда же Тобольский митрополит Павел снарядил в Забайкалье духовную миссию, которая не без успеха повела дело священной проповеди и основала там святые храмы и монастыри. В XVIII столетии, после некоторого перерыва, вероисповедническое дело посредством школы продолжил здесь Иркутский епископ святитель Иннокентий. В нынешнем столетии весьма усердным радетелем и тружеником миссионерского дела здесь был Иркутский епископ Нил (Исакович) , который сам занимался переводами на бурятский язык святого Евангелия и богослужебных книг. Но более твердо миссионерское дело в Забайкалье поставлено и организовано только с 1862 года, когда открыта была вместе с Иркутской Забайкальская миссия; отделена же от Иркутской в самостоятельную епархия и миссия Забайкальская только в 1894 году. В настоящее время в Забайкалье существует уже 23 миссионерских стана, в которых действуют 20 миссионеров и три сотрудника миссии: при миссии имеется 29 школ. Более осязательные плоды деятельности миссии за истекший 1898 год выражаются в следующих цифрах: святым крещением просвещено взрослых обоего пола ламаитов 29 человек, шаманистов 47 человек, а вместе с инородческими детьми всего окрещено было 300 человек. Как слабы и даже ничтожны эти цифры сравнительно с наличными силами буддо-ламаизма! Однако при тех немногих силах, какими располагает наша миссия, при всех наличных трудностях и препятствиях и этот успех христианской проповеди нужно признать значительным. Чтобы сколько-нибудь выяснить трудности миссионерского дела, необходимо обратить внимание на положение здесь язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 После крушения армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–20 гг. в Китай хлынула толпа русских изгнанников, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифры 500000 чел.) 1 . Были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи. Прервалась связь с церковным центром — Москвой. Российская Духовная миссия в Китае, как и другие заграничные учреждения Русской Православной Церкви, временно подчинились Зарубежному архиерейскому Синоду на основании постановления Святителя Тихона Московского, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7(20) ноября 1920 г. Определением Зарубежного Синода была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Ее возглавил владыка Иннокентий в сане Архиепископа, а позднее — Митрополита Пекинского и Китайского. Таким образом, миссия, сохранив старое название, стала первой епархией на территории Китая. Были образованы викариатства в Шанхае во главе с епископом Симоном, будущим Начальником 19-й миссии, и Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) во главе с преосвященным Ионой, епископом Ханькоуским — в 1922 г. Духовная миссия стала правящим центром в этой епархии. Была образована также и Харбинская епархия, которую возглавил архиепископ Мефодий; на территории Маньчжурии оказались архиепископ Забайкальский Мелетий, архиепископ Камчатский Нестор, архиепископ Димитрий Хайларский. Епар­хия была непосредственно подчинена Зарубежному Синоду и не зависела от Пекина. Самоотверженная помощь беженцам из революционной России привела миссию к полному упадку. Лишенная денежных средств, лишенная помощи из России от Синода и правительства, от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, миссия пришла почти к совершенному разорению. Бывшее при Начальнике 18-й миссии, владыке Иннокентии, на недосягаемой высоте материальное положение миссии впоследствии пошатнулось и под натиском неприятелей владыки.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

Посеянные пламенным проповедником, семена Христова учения принесли сторичный плод: созданная им Алтайская миссия к 1914 г. состояла из 604 сотрудников, имела 30 миссионерских станов, 104 храма и молитвенных дома, 4 монастыря, 82 школы, 2 женских общины, 3 женских прихода и объединяла около 70 тыс. христиан. В 1865 г. начало совершаться богослужение на алтайском языке, а в 1874 г. Святейший Синод разрешил Алтайской миссии иметь собственную типографию и печатать в ней переводы и сочинения на алтайском языке. Наивысшего расцвета Алтайская миссия достигла при епископе Макарии (Невском; с 1891 г. — архиепископ Томский, в 1912—1917 гг — митрополит Московский; 1921). В 1855 г. по окончании курса Тобольской Духовной Семинарии он поступил на службу в Алтайскую миссию и в течение 28 лет подвизался в святом деле духовного просвещения, пройдя все должности от учителя до начальника миссии. Алтайская миссия послужила образцом при устройстве подобных миссий в Восточной и Западной Сибири. В 1882 г. из Алтайской миссии выделилась Киргизская с центром в Семипалатинске. Почти одновременно с Алтайской возникли Обдорская и Кондинская миссии (1844 г.), в 1850 — Туруханская, затем Сургутовская, Минусинская (1867 г.) и Семипалатинская (1868 г.). В Енисейском крае не было специально организованных миссий и проповедь среди язычников вели священники так называемых миссионерских приходов. На юге Енисейской губернии у ненцев, эвенков и якутов было около 14 таких приходов, охватывавших очень большие территории. Священникам приходилось преодолевать расстояния в тысячи километров, чтобы посетить свою паству. В 1814 г. епископ Иркутский Михаил (Бурундуков) основал Забайкальскую миссию среди бурят. В состав этой миссии вошли большой знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Ревностным проповедником и просветителем язычников был архиепископ Иркутский Нил (Исакович; 1838—1853). Он много путешествовал по дальневосточным окраинам страны и считается первым русским исследователем буддизма. Сподвижником архиепископа Нила по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, монгол и до Крещения — ревностный ламаист. Побуждением к принятию им христианства послужило чудесное видение Святого Креста над небом Даурии. Николай Нилов-Доржеев стал ревностным миссионером, принял священный сан и до конца своей жизни переводил Священные и богослужебные книги на бурятский язык.

http://sedmitza.ru/lib/text/436402/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010