5) По изъяснении догматов веры, каждого научить, что вся сия вера сама собою спасти человека отнюдь не может, ежели обратившийся не будет иметь попечения о добрых делах весь свой век. 6) Но как веры сохранить, так и добрых дел исполнить не может человек без Божественныя свыше помощи, а оная дается наипаче тем, кто просит того у Бога прилежною молитвою: сего ради, хотя кратко, показать обращающемуся и о том, что молиться есть призывание Бога в помощь во всех наших делах, и за основание оной объяснить молитву Господню: «Отче наш», и проч. 7) О святых иконах поучать, чтоб их не боготворили, почитали только изображением, чрез которое на память приводится имя того, кто на них написан и для того, поклоняясь пред ними, помнили бы, что поклоняются не образам, но тем, кто на них написан. 8) Сего на первый случай обращающемуся ведать довольно: все же сие предлагать на рассуждение довольное, отнюдь не угрожая ничем, ниже приводя к тому насилием каковым-либо. Что же касается до преданий, яко то: чтения по вся дни многих молитв, соблюдения во всякой неделе постных дней и во всякой части года постов многонедельных, о том за первый случай упоминать, а отнюдь их не принуждать к той строгости, к которой в христианстве рожденные привыкли. Разумнейшим объяснить наипаче сие, что вера в Бога и в Спасителя есть первейшее христианства основание, что церковные учреждения и сохранение постов спомоществуют вере истинной, и что впрочем, хранение десяти заповедей есть самая главная добродетель, сопутствующая христианству, и никак и никогда неотделенная от веры: без которой и вера сама мертва. В заключение слова твердить иноверцам любовь к Богу и любовь к ближнему; к соблюдению же поста в страстную неделю, сколько возможно, поучением и увещанием приводить. 9) Сверх же учения, никаких суеверий, пустых рассказов, ложных чудес и откровений не прибавлять, пачеж басен нигде и никакими правилами церковными, тем меньше Священным Писанием не утвержденных, не проповедовать, толь наипаче своих не вымышлять, под опасением наистрожайшего истязания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 39 Ламайские духовные лица, по догматам их веры, не могут иметь отдельной собственности и обязаны вести жизнь безбрачную. § 40 Бандидо-Хамба и ширетуи отнюдь не должны отлучаться далее пределов своих приходов, исключая особых уважительных причин, в каковых случаях они испрашивают на то дозволение военного губернатора Забайкальской Области. § 41 Для исполнения в необходимых случаях духовных треб между мирянами могут отлучаться из дацана ламы, но не далее черты своего прихода, с дозволения от своего ширетуя и не иначе, как по требованию самих прихожан; по исполнении же у них необходимых духовных треб, обязаны немедленно возвращаться в дацан, не проживая без надобности в улусах. § 42 За нарушение предыдущих двух параграфов виновные обращаются в светское состояние. § 43 Строго воспрещается Бандидо-Хамбе, ширетуям, ламам, бандиям и ховаракам впускать в свои домы женщин, за нарушение же сего виновный низводится в низшую степень, а ховарак обращается в светское состояние. § 44 Духовное лицо, виновное в блуде или вообще замеченное в безнравственном поведении, лишается своего звания и обращается в светское состояние. § 45 Кто однажды исключен был из духовного звания, того впредь в таковое уже не принимать; виновный же в подобном принятии лишается своего звания и обращается в светское, куда возвращается также и принятый. § 46 Лишение духовного звания за нарушение постановлений, в сем уставе изложенных, и обращение в светское, за исключанием Бандидо-Хамбы. определенного в сию должность Высочайшею волею, зависит от генерал-губернатора, Восточной Сибири, но не иначе как по предварительному, форменному исследованию. § 47 На основании § 39, никто из духовных лиц не имеет никакой собственности; содержатся же они, равно как и самые дацаны, добровольными приношениями мирян в дацан и добровольною же, а отнюдь не вынужденною платою за исполнение духовных треб вне дацана. § 48 Поэтому все имущество, какое ныне находится у лиц, кои поступят в комплект нового штата, должно немедленно быть обращено: недвижимое в пользу родовых управлений, среди коих то имущество находится, движимое же в собственность дацанов, к которым означенные лица первоначально принадлежать будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 29 Всякое самовольное возведение в которое-либо из вышеприведенных духовных званий сверх комплекта, положенного штатом, а равно вне порядка, определенного сим уставом, строго воспрещается. § 30 Последствия такового неправильного возведения суть: а) для возведенного обращение в предшествовавшее его звание, и б) для возводившего лишение духовного его сана и обращение в светское состояние. § 31 Построение новых кумирень производится не иначе, как по удостоверению генерал-губернатора, что таковая постройка действительно необходима, и каждый раз с разрешения Министра Внутренних Дел. § 32 На все существующие ныне 34 дацана, показанные в штатах, должны быть составлены планы, которые имеют быть утверждены Министром Внутренних Дел и храниться при самых дацанах, а копии с оных в Департаменте Духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел. § 33 Всякая пристройка к тем дацанам не может быть произведена без разрешения Министра Внутренних Дел. Исправление же их производится с разрешения генерал-губернатора Восточной Сибири, по представлению военного губернатора Забайкальской области. § 34 Постройка новых, отдельных от утвержденных кумирень, молитвенных зданий, воспрещается. § 35 Произвольно построенные дацаны и всякие молитвенные здания, а равно пристройки к ним немедленно уничтожаются, и виновные в том лишаются духовного своего звания и обращаются в светское сословие. § 36 Приход каждого дацана должен быть в точности определен, по соглашении Забайкальского военного губернатора с Бандидо-Хамбою и с утверждения генерал-губернатора. Всякое изменение по этому предмету впоследствии зависит также от окончательного утверждения генерал-губернатора. § 37 Никто из мирян, а в том числе и заштатные ламы, обращенные в светское состояние, не имеют права носить одежду, присвоенную ламайскому духовенству, под опасением в противном случае ответственности по законам. § 38 Все штатное духовенство избавляется от всех податей, а Бандидо-Хамба, ширетуи и ламы от телесного наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир участвовал в учреждении в С.-Петербурге Православного миссионерского об-ва для содействия Алтайской и Забайкальской миссиям. Под его руководством к сер. 80-х гг. XIX в. А. д. м. достигла своего расцвета: открывались новые станы, получившие наименования «отделений миссии», увеличилось число священников-миссионеров и др. сотрудников миссии. В 1866 г. А. д. м. имела 11 церквей, 10 школ, число новокрещеных достигло 5000 чел. К 1879 г. в 10 отд-ниях миссии было 28 церквей и молитвенных домов. Кроме начальника А. д. м. миссионерские труды несли 12 миссионеров (1 игумен, 1 протоиерей, 3 иеромонаха и 7 священников), 2 диакона и 25 сотрудников миссии, состоявших в звании причетников, переводчиков (толмачей) и учителей миссионерских школ. Помогали им и заштатные миссионеры, в т. ч. прот. Стефан Ландышев († 1882). В 1882 г. Киргизское отд-ние А. д. м. стало самостоятельной Киргизской миссией. Согласно отчету обер-прокурора Святейшего Синода, трудами алтайских миссионеров и нек-рых приходских священников в 1879 г. было «просвещено святым Крещением 313 язычников и 23 магометанина», в 13 миссионерских школах обучалось 310 чел. (200 мальчиков и 110 девочек). Особое место занимало центральное миссионерское уч-ще в Улале. В 1879 г. в нем воспитывались 18 мальчиков, к-рые не только изучали общеобразовательные и церковные дисциплины, но и обучались ремеслам, а нек-рые и иконописанию. Руководителем иконописного класса был иером. Антоний (Петров), брат архим. Владимира. В А. д. м. всегда уделялось особое внимание образовательной деятельности. «Ученика сделать грамотным» - в этом заключалась педагогическая задача миссионерской школы и ее первая цель. «Из ученика сделать истинного христианина» - такова была воспитательная задача миссионерской школы и ее более высокая цель. Миссионерские школы подразделялись на 3 уровня: двухклассные, одноклассные и школы грамоты. (В 1917 из 84 школ в А. д. м. 3 являлись двухклассными, 16 - школами грамоты, остальные были одноклассными.) Обучение было совместным - мальчики учились вместе с девочками, алтайцы или шорцы - с русскими, вместе со всеми учились, если выражали желание, старообрядцы и дети язычников.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Таким образом, Забайкальская миссия Преосвященным Вениамином была организована, в течении шестилетнего управления его; были найдены и средства для ее содержания. Каковы были успехи этой миссии за это время? Из отчетов Преосвященного Вениамина по миссии за 1864–1867 годы видно, что за все это время просвещено св. крещением Забайкальской миссией 1850 человек бурят и тунгусов, 1 китаец, 1 магометанин и 15 человек римско-католиков и лютеран присоединено к православной церкви. Очевидно, что успехи миссии нельзя назвать значительными, особенно, если принять во внимание, что большинство крещенных миссией состояло из тунгусов и бурят – шаманистов и менее всего из бурят – ламаистов. Но чтобы правильно судить об успехах Забайкальской миссии за время управления ей Преосвященного Вениамина, надо бы иметь в виду, что она только что организовалась, надобно знать и те препятствия, какие она встретила на своем пути. Препятствия эти не устранены и до настоящего времени. Препятствиями, мешавшими успешному действованию Забайкальской миссии были: 1) Кочевой быт Забайкальских бурят со всей его обстановкой. Принять христианство , по мнению бурят заначит изменить и самый быт: переменить юрту на русский дом, кочевой образ жизни на оседлый, надобно привыкать к хлебопашеству, отказаться от погани, т.е. от известного рода пищи, которая в глазах русских считается поганью, надобно отказаться от многоженства и калыма, или продажи дочерей. Легко ли решиться на все это человеку, руководствующемуся одними чувственными побуждениями, стоящему на первой стадии духовного развития, понятно само собой. Вот почему бурят хотя и сознает, что русская вера, первая вера все-таки не решается принять христианства: он все твердит, что Бог дал 77 вер, что русская вера хороша, но нам и наша ладна. Ибо он под верой разумеет и самый быт его со всей его внешней обстановкой. Случается, что иной бурят хорошо знаком с истинами христианства, читал евангелие, знает даже катехизис, – но все-таки остается некрещенным: ибо в нем чувственные инстинкты и бытовые привычки берут перевес над его убеждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

В 1913 г. руководителем читинской общины был назначен корейский свящ. Константин Ким, помощником стал псаломщик и катехизатор Н. Цой, к-рый преподавал Закон Божий в корейской школе Читы. В том же году свящ. К. Ким был переведен в Иргенский миссионерский стан, объединявший много корейцев, а читинскую общину возглавил др. кореец, свящ. Авраамий Ликан. Окормляя общину в Забайкалье, он совершал поездки к корейцам, живущим в Иркутске и на различных приисках. В 1911 г. корейцы организовали издание на своем языке ж. «Православие», который оказывал влияние на диаспоры в Забайкалье, на Дальн. Востоке, в Китае и Японии. В 1918 г. был арестован и расстрелян глава З. д. м. еп. Ефрем, после чего деятельность миссии прекратилась. Попытки возродить З. д. м. в России не предпринимались. В 1996 г. был открыт 1-й в совр. Монголии правосл. приход во имя Св. Троицы в Улан-Баторе, вошедший в юрисдикцию Московской Патриархии. В его организации участвовали представители Читинской и Забайкальской епархии . Арх.: ГА Читинской обл. Ф. 8, 282; НАРБ. Ф. Р-248. Ист.: Забайкальская духовная миссия в 1866 г.//Иркутские ЕВ. 1867. 12; Отчет о состоянии Забайкальской правосл. миссии за 1873 г. Иркутск, 1874; Забайкальская духовная миссия в 1878 г. Чита, 1878; Отчет о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии за 1880 г. Иркутск, 1881; Труды правосл. миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883-1886. 4 т.; Отчет о состоянии Забайкальской духовной миссии за 1904 г. Чита, 1905; То же, за 1907 г. Чита, 1908; Вениамин (Благонравов), архиеп. Письма из Посольского мон-ря//Свет Христов просвещает всех!: (Сб). Новосиб., 2000. С. 292-348. Лит.: Ухтомский Э. Э. О состоянии миссионерского вопроса в Забайкалье. СПб., 1892; Забайкальская правосл. миссия в царствование имп. Александра II. М., 1893; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Св.-Троицкого Селенгинского муж. мон-ря Забайкальской обл. М., 1895; Кузнецов Е., свящ. Деятельность Забайкальской духовной миссии за 40-летие ее существования (с 1860 по 1899 гг.).

http://pravenc.ru/text/182391.html

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Первым начальником Забайкальской миссии был преосвященный Вениамин (1861–1868 гг.), человек высоко образованный и отлично понимающий задачи миссионерства. Сразу же по прибытии на место своего служения он энергично принялся за правильную организацию миссии и, несмотря на новость дела и почти полное отсутствие необходимых средств, успешно начал свою деятельность. Прежде всего, он озаботился приисканием возможно лучших миссионеров из местного духовенства. За недостатком же местных, были приглашены в миссию более способные из России. Так, в первое же время в число миссионеров поступили: из студентов Казанской духовной академии – иеродиакон Мелетий, из Оптиной пустыни – монах Андрей Петров и из Свияжского монастыря – иеромонах Вениамин. А чтобы обеспечить миссию в отношении деятелей на будущее время, преосвященный Вениамин открыл при своей резиденции – Посольском монастыре – училище со специальной целью приготовлять из бурятских мальчиков миссионеров, толмачей и прочих необходимых помощников миссии. В виду этой цели и программа школы была намечена довольно обширная, так что равнялась программе духовных училищ, за исключением древних языков. При училище заведена библиотека, которая в 1864 г. состояла уже из 1000 экземпляров книг, не считая книг, оставшихся от английских миссионеров 1 . Затем, не смотря на крайнюю ограниченность средств, при Посольском монастыре была заведена лечебница, которая, хотя и небольшую пользу приносила, тем не менее, имела весьма важное значение в первое время деятельности миссии. Бесплатным лечением миссия привлекала к себе инородцев и заслуживала их расположение и любовь. При Посольском же монастыре была учреждена мастерская для изготовления икон для новокрещенных. Все это было только внешним началом деятельности первого начальника миссии. Главное внимание преосвящ. Вениамин обратил на изучение той среды, в которой предстояло миссии трудиться. Плодом этого изучения была официальная записка «О ламском идолопоклонническом суеверии в Восточной Сибири» (оставленная без движения), в которой детально выяснено то положение инородцев, в которое поставлены были они, вследствие известного «Положения о ламском духовенстве в Восточной Сибири 15 мая 1853 года», а во-вторых, «Письма о Забайкальской духовной миссии из Посольского монастыря» 2 , в которых изображались первые шаги миссии и те условия, среди которых она должна действовать. Письма эти своевременно были напечатаны в разных периодических изданиях и обратили внимание общества на миссию. После этого о Забайкальской духовной миссии заговорили не только в России, но и за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dejate...

105 Забайкальская православная миссия в царствование Императора Александра II. (1855 – 1881 гг.). Священника Тихона Березина, стр. 37. 106 Один Бурят, рассказывает преосвященный Вениамин, входил в купель крещения весь в синих пятнах от побоев, полученных им от своих единоплеменников – язычииков за желание принять христианство. Другой Бурят не мог кроститься единственно потому, что отец его угрожал ему изгнанием из дома и лишением наследства. У одной матери – христианки, по смерти мужа, отобраны были малолетние дети и отданы на воспитание дяде – язычнику. Труды миссий, 1, 64, 74. Один мальчик, 12 лет, обучавшийся в Кударинском бурятском училище усердно просил себе крещения. Он знал христианские молитвы, понимал спасительные догматы , нередко посещал церковь и любил молиться дома Богу, особенно по ночам. Но родители не дали согласия на его крещение и, немедленно взяв его из училища, не стали никуда пускать его из улуса. Ibidem, 1, 83. Так верно слово Господа: Думаете ли, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца... Лк.12:51 – 52. И враги человеку домашние его. Мф.10:36 . 107 Забайкальская православная миссия в царствование Императора Александра II. Священника Тихона Березина, стр. 37. 108 Летом 1894 г. Читинское Областное Правление командировало чиновника – землемера в инородческие селения: Курбинское, Тынгыро-Болдотское, Уныгыртейское и Хасуртаевское нарезать по 21 десятине на каждую платящую душу инородцев-христиан. Землемер исполнил данное ему поручеие и, удовлетворив по возможности Бурят, составил план отмежеванных наделов, но Буряты-язычники все-таки выразили на можевых документах протест подписью: Землю сию уступитъ другим не согласны. Благодаря вниманию военного губорнатора Е. О. Мациевского, в том же 1894 году инородцы-христиане миссионерских станов Гаргинского и Улюнского в Баргузинском ведомстве были также наделены землею по 21 десятине удобной земли. Отчет Прав. Мисс. Общества за 1894 г. стр. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. В 30-х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия . С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и др. местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) . В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным. Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиеп. Нил (Исакович) . Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пуст. При участии архиеп. Нила было подготовлено положение для буддистов Вост. Сибири от 13 мая 1853 г., согласно к-рому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками - 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиеп. Нил написал соч. «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и ряд статей. Изучив бурят. язык, он вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурят. языке состоялось в авг. 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов) , архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, мн. буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/182391.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010