30 Крайне разорительны для инородцев эти, так часто совершаемые у них гурумы и вообще вторжение лам во все решительно отношения их жизни с личными, своекорыстными целями. 31 Чтобы ограничить эти поборы лам с инородцев, вредно отзывающиеся на их хозяйственно-экономических отношениях, Русское Правительство щедро наделило землею дацаны и служителей ламаитского культа. Так, к Гусиноозерскому дацану примежевано 1500 десятин, к Агинскому 1400 десятин, к Цонгольскому и Аларскому по 1200 десятин. Самые малые дацаны, имеющие двух лам, кроме ширетуя и бандия, наделены по 350 десятин. На долю Хамбо-ламы отведено 600 десятин, ширетуям (настоятелям дацанов) по 200 десятин, каждому ламе по 60 десятин и даже ховаракам (ученикам) по 15 десятин. 32 Нравственность лам не только не отвечает изложенному выше нравственному учению ламаизма, но и представляет отрицание сего учения и связанных с ним обетов, например, безбрачия, воздержания от мясной пищи, спиртных напитков и пр. Да ямы и пиемы, утре бо умрем – вот принцип этой эпикурейской нравственности. 33 III Исторические сведения о ламстве в Забайкалье. – Нерчинский (1689 г.) и Кяхтинский (1727 г.) трактаты. – Постепенное размножение и усиление ламства и правительственные попытки регламентировать его. – Безуспешность этих попыток. – Положение о «ламайском духовенстве» 15 мая 1853 года. He лишены интереса исторические сведения о том, как собственно образовалось ламство в Забайкалье и как народился так называемый ламский вопрос, не получивший разрешения и в настоящее время. Как известно, те насельники Забайкалья. Буряты и Тунгусы, с которыми русские познакомились в 17 столетии, первоначально были шаманистами, но уже в 1652 году на реке Селенге встречается тайша, который имел при себе одного ламу – гелюнга. По Нерчинскому трактату, заключенному Россиею с Китаем 27 августа 1689 г., Монголо-Буряты, принявшие русское подданство и ставшие под покровительство Русской державы, были обязаны довольствоваться теми ламами, которые после разграничения остались на российской стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое последнее и важнейшее из этих мероприятий выразилось в составлении «Положения о ламайском духовенстве» (15 мая 1853 г.). В этом Положении ламство узаконено, как особое, духовное сословие с известными правами и преимуществами. В нем был определен штат должностных лиц в каждом дацане, причем Бандидо-Хамбо-Лама или первенствующий лама утверждается в своей должности Высочайшею властью, с выдачею ему Высочайшей грамоты. Все ламаиты в Забайкалье и Иркутской губернии были распределены, как прихожане, по 34 дацанам; самовольная постройка новых дацанов воспрещена. Обязанности лам по отношению к приходам и прихожанам, а равно средства содержания лам, определены со всею точностью. Относительно благоповедения лам также даны строгие предписания. Вообще со всех сторон своей деятельности ламство было подвергнуто самой подробной регламентации. Но если, с другой стороны, взять во внимание результаты, которыми сказалось указанное «Положение» в применении к действительности и поставить вопрос о том, уменьшилась ли хотя сколько-нибудь, вместе с введением сего Положения, зловредная деятельность лам, то ответ на этот вопрос должен быть не иной, как отрицательный. He даром блаженной памяти Государь Император Николай Павлович, рассмотрев Положение о ламайском духовенстве, собственноручно изволил начертать 15 мая 1853 года на сем Положении следующие примечательные слова: «Щитать утвержденным, но не вносить в Свод Законов» . При действии Положения о ламайском духовенстве, 42 ламство возросло до громадных размеров. Кроме 285 лам, положенных по штату, в настоящее время в Забайкалье так называемые нештатные ламы составляют, по местным данным, до 10% всего инородческого некрещеного населения, достигая громадной цифры в 15–18 тысяч человек. 43 Независимо от численности, ламство окрепло и нравственно, почувствовало себя силою. В нем окреп корпоративный дух, увеличилась сплоченность. Образовалась, одним словом, своего рода стена, пред которою теперь в раздумье стоят малочисленные, одинокие, разрозненные благовестники слова жизни и спасения...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это – самый жгучий вопрос в практике всех вообще наших миссий, не получивший и до настоящего времени своего полного, удовлетворительного разрешения. Крещенные Буряты – карымы (живущие в улусах) Молебен с водосвятием в Бурятской юрте По вопросу ο наделе новокрещенных землею языческие власти постоянно обнаруживали самое упорное противодействие и сопротивление, и приходилось, в виду этого, ограничиваться лишь частными, более или менее благоприятными миссии решениями этого вопроса в каждом отдельном случае. 108 Вот несколько фактов для иллюстрации положения, в каком могли находиться инородцы, желающие поселиться отдельно от некрещенных своих сородичей, а равно сами миссионеры, горячо заботившиеся об этом деле. В 1868 году, по приказанию генерал-губернатора, было обнародовано, что Всемилостивейшая Покровительница Миссионерского Общества Ее Величество Государыня Императрица изволила указать и признать полезною меру водворения христиан-инородцев отдельно от новокрещенных с особым наделом земли из инородческих дач. Вопрос разрешен коротко и ясно: крещеным инородцам отвести особый надел земли и поселить их отдельно от некрещенных, а вновь крестившихся поселять с крещенными, и надел земли увеличивать; тогда не будет между крещенными и некрещеными никакой вражды. В том же 1868 году возбуждены были дела о наделе новокрещенных землею по Баргузинскому и Тугнуйскому станам (Хоринского ведомства) и какие же получились результаты? В Баргузинском стане некрещеный бурят Суван Хамнаев сам добровольно уступил до 30 десятин земли крещенным; но и этим участком самовольно завладел, надеясь на свою власть, думский заседатель – язычник. Миссионер, вступясь за обиженных новокрещенных, неоднократно указывал заседателю на незаконность присвоения им чужой собственности: заседатель не обращал на это никакого внимания. По совету миссионера, новокрещенные обратились к общественникам, которые наделили их по 3 / 4 десятины на душу. Но и это ничтожное количество земли силою своей власти отнял у них тот же заседатель безнаказанно. При Тугнуйском стане, основанном в память события 4 апреля, при храме Христа Спасителя, – самое удобное место к водворению христиан-инородцев, находящихся в рассеянии и новокрещенных, и земли здесь много, но все лучшие дачи захвачены богатыми людьми, (Тышкеевы, Бадмаев, Сундуев, Торбогоев и другие), а на бедный класс оставлено понемногу и малоудобное. 109

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 В 1868 году для большего обмана несмысленных Бурят ламы выдумали проделку прославить нетлением умершего в тот год прежнего ширетуя – настоятеля одного из дацанов. Для этого построили для покойника кумирню, положили в ней поверх земли умершего и обсыпали его со всех сторон солью, употребивши ее для сего до пяти пудов. Но, замечает отчет об Иркутской духовной миссии за 1868 г. (Труды православных миссий Восточной Сибири. Иркутск. 1884. 11, 77), мерзость не осолялась, гниющий труп испускал отвратительное зловоние на заражение воздуха: потому что умерший был полный телом, находивший особенное удовольствие пить вино, и бурятское, и русское, не разбирая ни утра, ни дня, ни вечсра, ни ночи. 29 Вот как описывает эту собственно часть ламайского идолослужения преосвященный Вениамин, епископ Соленгинский, во время своих миссионерских путешествий посетивший в 1869 году Гусиноозерский дацан, настоятелем которого состоит сам Хамбо-лама. Один из лам довольно звучным басом затянул какую-то песню на Тибетском языке и вслед за ним подхватили все (присутствовавшие в дацане) ламы, аккомпанируя пению страшною, неведомою Европе инструментальною музыкою. Тут были разного рода трубы, барабаны, литавры, бубны, колокольцы, медные тарелки и т. п. и все это в формах и размерах мало похожих на наши, соответственные им инструменты. Например, знаменитую укырь-бурэ (трубу-корову), во время шествия несли предо мною два человека, и она издавала рев, соответствующий своему названию. Доселе еще, замечает преосвященный Вениамин, раздается в ушах моих страшная ламская музыка. (Труды миссий Восточной Сибири, 1, 33). 31 В Селенгинске, говорит преосвященный Вениамин, мне сказывали, что незадолго до моего туда приезда, по смерти одного Бурята, ламы растащили все его имущество, а бедное семейство пустили по миру. Плата за похороны простирается до 80 скотин, а иногда и больше. (Труды миссий Восточной Сибири, 1, 26). Всякий лама, приходя в юрту простого бурята, становится господином юрты, делает приказания, как настоящий владелец и даже, говорят, посягает на такие предметы, неприкосновенность которых освящается законом и природою. (Ibidem. 1. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отобрание в 1764 году недвижимых имуществ от церквей и монастырей совсем подорвало миссионерское значение вышеупомянутых Забайкальских монастырей. Была порвана живая, экономическая связь монастырей с инородцами на почве хозяйственных интересов, связь, которая вела и к общению духовному. Монастыри сами обеднели и имевшихся у них средств, едва хватало на покрытие существенных нужд собственно по монастырскому обиходу. Где уж тут было думать о миссии, об обращении инородцев ко Христу? Да если бы и стали умножаться случаи таких обращений, при действии одной невидимой силы Божией, то и теперь, как и впоследствии, не мог не возникать тревожный вопрос: что же делать с новокрещенными? Куда их поселить и как на первых порах обеспечить их хозяйственно-экономический быт? Отпускать же новокрещенных, после крещения, в кочевья, ставить их опять в прежние условия их языческой жизни, – значило делать совершенно бесполезное дело, создавая и увеличивая столь нежелательный разряд номинальных христиан. А между тем ламство в это время, как мы видели, все более и более усиливалось и энергично распространяло свое лжеучение среди инородцев Забайкалья. Но, с ослаблением и упадком миссионерской деятельности в Селенгинском и Посольском монастырях, свет православия продолжал всё еще светиться, но – уже из другого, нового центра. В 1706 г. Забайкалье вошло в состав новообразованной Иркутской епархии, и миссионерская деятельность в Забайкалье еще при жизни архимандрита Мисаила, слабого и болезненного старца, не могшего в последние годы своей жизни с прежней энергией управлять Даурскою миссиею, нашла новых руководителей в лице Иркутских архипастырей. Она определялась теперь в своем направлении и характере их личными качествами и воззрениями, не имела строго-систематического характера и не опиралась на какие-либо веропроведнические учреждения, специально для того образованные. Призывалось все вообще приходское духовенство Восточной Сибири к ревностной миссионерской деятельности, причем ему были преподаваемы некоторыми из архипастырей соответственные на этот счет указания. Нельзя, конечно, назвать правильным этот путь проповеди евангелия инородцам, так как миссионерское дело требует специальной подготовки и свободы от всех других обязанностей, да и не всякий способен к сему делу, но все, что сделано Иркутскими архипастырями для усиления миссионерской деятельности в Забайкалье, имеет свое значение, как ряд более или менее удачных попыток помочь возможным для них способом дорогому для них делу христианского просвещения Сибирских инородцев. Эти попытки, с другой стороны, ярко освещают те трудные, ненормальные условия, в которых находилось иногда православное миссионерство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Буряты, ст. Ф. Шперка в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона, том V, стр. 62. 6 В. А. Долгоруков. Путеводитель по всей Сибири и Азиатским владениям России. Томск. 1903–1904. Стр. 85–86. 7 Сведения, сообщаемые здесь о Бурятских ведомствах в Забайкалье, заимствованы из «Трудов Православных миссий Восточной Сибири», т. 1. Стр. 41 и сл. Иркутск. 1883. 8 В. А. Долгоруков. Путеводитель по всей Сибири и Азиатским владениям России. Томск. 1903–1904. стр. 85 –86 . 14 Архиепископ Нил. Буддизм, рассматриваемый в отношении к его последователям в Сибири. С. Петербург. 1858. Стр. 241. 15 Банзаров. Черная вера, стр. 47. Михайловский, Вып. 1. Стр. 74. См. Η. П. Комарова: Очерки верований инородцев, среди которых действуют наши миссии. «Православный Благовестник». 1893. 2. Стр. 20. 17 Оно очень подробно и обстоятельно (описано в ст. И. И. Комарова: (Очерки верований инородцев... «Прав. Благов.» 1893 г. 3. Стр. 8 – 10. 19 Сведения ο ламаизме заимствованы из статьи Проф. A. М. Позднеева, помещенной в Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона, т. XVII. Ламаизм стр. 280–287 . 24 Православие и устройство церковных дел в Даурии в ΧVIΙ и XVIII столетиях. Мелетия Епископа Рязанского и Зарайского. Рязань. 1901. Стр. 156. 26 В «Положении о ламайском духовенстве» 15 мая 1853 г. духовенство сие делится (§ 2) на следующие пять степеней: 1) Бандидо-Хамба, или первенствующий лама. 2) Ширетуй, или настоятель дацана. 3) Лама-Гелунг или лама-Гыцуль. 4) Бандий и 5) Ховарак. 27 Была попытка со стороны Китайского правительства ограничить и вообще регламентировать численность хубилханов посредством особых списков, утвержденных этим правительством, но означенная попытка не привела ни к чему и за последнее время ламы усвоили себе обычай отыскивать, на основании указаний других высших хубилханов, перерождения каждого, сколько-нибудь выдающегося ламы. Это отыскивание, сопровождающееся множеством суеверных обрядов и гаданий, разумеется, открывает широкое поле для обмана и всякого рода шарлатанства. См. .,Ламаизм» Позднеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

118 И, видя свое бессилие сделать, при подобных условиях, что-либо на пользу своих собратий-христиан, эти представители охладевали к своим обязанностям, становились безразличны к ним. Один тайша-христианин, не находя себе защиты от происков и интриг язычников, сложил с себя это звание. Пример этот не единственный в Забайкальской миссии. 119 Дело вообще в подобных случаях оканчивалось тем, что весь состав Степных Дум и Управ, не исключая даже низших должностных лиц, (письмоводителей и их помощников), по-прежнему оставался фактически языческим. He меньшее противодействие встречала деятельность Забайкальской миссии и со стороны служителей языческого культа – шаманов и особенно лам. И те, и другие лично были заинтересованы в том, чтобы держать инородцев в умственном и нравственном невежестве и порабощении себе и в крайне неприглядной обстановке кочевой жизни и потому употребляли все усилия к тому, чтобы парализовать всякие попытки к обращению инородцев в христианство. Шаманы старались внушить им великий страх к себе, утвердить в них убеждение в своей чудодейственной силе, в том, что они, шаманы, могут навести всякие беды и несчастия на тех, кто решился бы оставить прежнюю веру и перейти в христианство. 120 Действия лам, представлявших, несмотря на их чрезвычайную многочисленность, одну крепко сплоченную и широко раскинувшуюся организацию, опирались в настоящем случае на то уважение, которое, по учению ламаизма, должны питать последователи этого лжеучения к ламам, (даже ведущим соблазнительную, безнравственную жизнь), как единственным руководителям в нравственной жизни. Мы уже выше отмечали этот важный пункт в ламайском лжеучении, который так высоко ставит лам над прочими людьми и старается придать ламам особое, господственное над ними положение. Поддерживая это убеждение в ламаитах, а также широко применяя к делу свои действительные, а более мнимые медицинские познания и гурумы, ламы приобрели у ламаитов репутацию целителей, молитвенников и вообще виновников их благополучия и, как мы замечали выше, даже почитаются ими за богов низшего разряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самым главным и существенным в служении шамана делом является так называемые камланья (кам и шаман – одно и то же, и камлать значит шаманить), без которого не обходится ни одно жертвоприношение, ни лечение больного, ни гадание. 18 Шаманы (мужчина и женщина) Бурятский шаман во время пляски В исступленном состоянии шаман скачет, кружится, поет, кричит разными дикими голосами, подражая животным и т. п. и впадает часто в бесчувственное состояние. Шаманисты уверены, что в это именно время шаман входит в ближайшее общение с духами, которые и снабжают его особыми силами и наставлениями для удовлетворения той или другой требуемой от него услуги – исцеления больного, предсказания будущего и пр. Весьма разнообразны и многочисленны эти услуги, которые оказывают шаманы инородцам чрез камланье и совершение кровавых жертвоприношений. Они непременно присутствуют при родинах, похоронах, свадьбах, а также в случае каких-либо общественных бедствий, напр. засухи, падежа скота и т. п. Но, кроме собственно камланья и религиозных жертвоприношений, шаманы нередко показывают невежественной толпе разные, более или менее искусные фокусы напр. едят горячие уголья, вколачивают себе в живот лезвие ножа по самую рукоятку и т. п. и все это опять с целью убедить эту толпу в чудодейственной силе и возвысить в ее глазах свое звание и служение. Бесспорно вредное влияние, которое оказывают шаманы на инородческое народонаселение, так как они нравственно порабощают его себе и при этом всячески стремятся удержать его в состоянии духовной тьмы и невежества. Но с большим нравственным вредом связан и вред экономический. Огромное количество кровавых жертв, приносимых шаманами по столь частым, многочисленным поводам, а равно и самое вознаграждение шаманов за труд камланья, в виде нескольких голов скота, разоряют хозяйственно-экономический быт инородцев, держащихся шаманства. Вот в каком виде представляется шаманство, эта так называемая черная, то есть грубая, не просвещенная вера, с которою в Забайкалье, как увидим ниже, вступил в жестокую борьбу ламаизм, или желтая вера, борьбу, перевес в которой оказался на стороне последней, то есть желтой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) «Призывать всем священникам идоляторов к познанию истинного Бога; принявших св. крещение учить вере и правым догматам, как возможно кратко, применяясь к деяниям апостольским; желающих крестили бы, начальнейших людей учили бы грамоте и показывали бы, что есть закон христианский; 2) доносили б о принявших св. крещение в светскую команду для дарования льготы от ясака, в консисторию для сведения, а новокрещенным давали бы от себя билет; 3) принявших крещение увещевать, чтобы к шаманам не ходили, учения их не слушали, идолов не имели и не кланялись; 4) повседневно продолжительных молитв не налагали б, только бы по 4-й заповеди в праздники собирались; и повседневно по утру и ложась спать краткими молитвами молились. И те молитвы, аще возможно, перевесть на их язык, а именно молитву пред началом всякого дела, молитву Господню и Богородице; 5) посты, с различением брашен, не налагали б, но учили б при каких ни на есть брашнах всегдашнего воздержания, и сказывали, что объедение и пьянство великий грех есть; 6) увещевали б, чтобы на всякий год, в определенное время, при воздержании плотоугодия и при искренней (как возможно) исповеди, причащались пречистых тайн, и чтобы к таковому великому таинству имели желание с верою и надеждою оставления всех грехов; 7) больных, а наипаче в нечаянии живота, так увещевали б, причащением, хотя и (в) неопределенное время и без алкания, сподобляли; 8) о делах милосердия учили б, чтоб всяк от имения своего подавал всякому брату неимущему; 9) если кто восхощет из новокрещенных иметь разговор о вере и чинах церковных, с другими не имели, кроме священников, и о всем требовали б объяснения от них, и смотрели б священники, чтобы кто-нибудь не ввел новокрещенных в сумнительство; о людях, вводящих в сумнительство, писали б в светскую команду и в консисторию; 10) смотрели б, чтобы новокрещенные не держались шаманства, волшебства, чародейства и колдовства, примет счастья, встречи словесных и бессловесных, и прочего суеверия; 11) у принявших крещение узнавали б, нет ли младенцев некрещеных – родственников и увещевали б крестить их; 12) о восприемниках у новокрещенных придерживались бы правил св. отцов; 13) по приобщении св. тайн, показывали б новокрещенным, дабы жили благоговейно, воздержено, яко христианам прилично; 14) проповедовали б, не имеют ли новокрещенные двух жен и кто имеет таковых, разлучали б и велели б жить с единою женою, с которою пожелает, повенчав их, и наказав жить воздержено и целомудренно; 15) о препятствующих проповеди среди идоляторов доносить, кому следует; 16) не желающим св. крещения после обращения и увещания принуждения не чинить и никаких угроз не делать, понеже христианской проповеди належит любовь со смирением, кротостью и тихостью, понеже сердце человеческое насильствуемо быть не может». 6

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 49 Для хозяйства же дацанов примежевать из прилегающих к ним земель количество, сообразное с числом лиц, находящихся в них по штату и полагая на Бандидо-Хамбу 500 десятин, на ширетуя – 200, на ламу – 60, на бандия – 30 и на ховарака – 15 десятин. § 50 Кто при первоначальном введении сего устава не согласен будет лишиться собственности, тот должен выбыть из духовного звания и обратиться в светское. § 51 Для заведывания как движимым, так и недвижимым имуществом дацанов определяется к каждому из них по одному старосте, избираемому на три года мирским приговором прихожан из среды их и утвержденному военным губернатором Забайкальской Области. § 52 Староста обязан ежегодно отчетностью обо всем имуществе дацана пред степною Думою, в непосредственном ведении которой он состоит; кроме того, имущество дацанов ежемесячно свидетельствуется ширетуями, которые отдают о нем в январе месяце отчет Хамбе Ламе, а сей последний доставляет также ежегодно общий из них отчет Забайкальскому военному губернатору не позже марта месяца. § 53 Староста должен жить при дацане и отлучается из него, с разрешения ширетуя и по письменным видам от степной Думы. § 54 Хозяйство, при каждом дацане находящееся, принадлежит всей общине того дацана нераздельно, а состоит только под главным заведыванием ширетуя. § 55 Денежные доходы дацана могут быть: а) от добровольных приношений мирян, б) от продажи бурханов, образов, молитв, поясов и других предметов церковных, по таксе, которую надлежит ежегодно составлять Бандидо-Хамбе и утверждать военному губернатору Забайкальской области и в) от продажи хозяйственных принадлежностей. § 56 Денежные доходы каждого дацана делятся на 10 частей, из коих 1 / 10 отсылается, по окончании года, каждое 1-е января, чрез посредство степных Дум к Бандидо-Хамбе как на его содержание, так и на покрытие канцелярских его расходов и содержание находящихся при его дацане ховараков; затем 2 / 10 поступают в пользу ширетуев; 3 / 10 на поддержание самих дацанов и канцелярские при них расходы; а остальные 4 / 10 разделяются между ламами и бандием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010