Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ правосл. миссия в Забайкалье в 1861-1918 гг. В 30-х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия . С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и др. местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) . В 20-30-х гг. XIX в. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал свящ. Александр Бобровников, составивший грамматику бурят. языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным. Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиеп. Нил (Исакович) . Он неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пуст. При участии архиеп. Нила было подготовлено положение для буддистов Вост. Сибири от 13 мая 1853 г., согласно к-рому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками - 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиеп. Нил написал соч. «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858) и ряд статей. Изучив бурят. язык, он вместе с крестным сыном (бывш. ламой Кыренского дацана) прот. Николаем Доржиевым перевел на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурят. языке состоялось в авг. 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской ц., настоятелем к-рой был прот. Н. Доржиев. 11 апр. 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на 3 языках: свящ. Г. Шастин читал на бурятском, свящ. Н. Копылов - на якутском, а свт. Иннокентий (Вениаминов) , архиеп. Камчатский,- на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, мн. буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к Православию относились как к религии русских.

http://pravenc.ru/text/182391.html

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 После крушения армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–20 гг. в Китай хлынула толпа русских изгнанников, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифры 500000 чел.) 1 . Были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи. Прервалась связь с церковным центром — Москвой. Российская Духовная миссия в Китае, как и другие заграничные учреждения Русской Православной Церкви, временно подчинились Зарубежному архиерейскому Синоду на основании постановления Святителя Тихона Московского, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7(20) ноября 1920 г. Определением Зарубежного Синода была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Ее возглавил владыка Иннокентий в сане Архиепископа, а позднее — Митрополита Пекинского и Китайского. Таким образом, миссия, сохранив старое название, стала первой епархией на территории Китая. Были образованы викариатства в Шанхае во главе с епископом Симоном, будущим Начальником 19-й миссии, и Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) во главе с преосвященным Ионой, епископом Ханькоуским — в 1922 г. Духовная миссия стала правящим центром в этой епархии. Была образована также и Харбинская епархия, которую возглавил архиепископ Мефодий; на территории Маньчжурии оказались архиепископ Забайкальский Мелетий, архиепископ Камчатский Нестор, архиепископ Димитрий Хайларский. Епар­хия была непосредственно подчинена Зарубежному Синоду и не зависела от Пекина. Самоотверженная помощь беженцам из революционной России привела миссию к полному упадку. Лишенная денежных средств, лишенная помощи из России от Синода и правительства, от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, миссия пришла почти к совершенному разорению. Бывшее при Начальнике 18-й миссии, владыке Иннокентии, на недосягаемой высоте материальное положение миссии впоследствии пошатнулось и под натиском неприятелей владыки.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

Чита Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.033635; 113.501049 Россия, Забайкальский край, Чита Чита, Забайкальский край Россия Казанский кафедральный собор (Чита) Чита — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. Содержание История православия [ править править код ] Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая). В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом ), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия ). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям , составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.

http://pravenc.ru/text/159064.html

архим. Михаил (Козлов) Содержание Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила I. Поездка в русское селение Майнос в Малой Азии II. Беседа со старообрядцами в деревне Танаев прихода села Ишеева Тетюшского уезда Казанской губернии с присовокуплением двух писем старообрядческого архиерея, и статьи старообрядческих сочинителей простолюдинов против старообрядческого попа Иоакима Первое письмо старообрядческого епископа Иосифа нижегородского, к соболевскому попу Акиму Карпову. Егоже письмо второе по поводу запрещения священнодействия Акиму к крестьянину Сергею Петрову. Статья первая Статья вторая Статья третья Воззвание, статья 4-я Беседа с безпоповцем об антихристе IV. О необходимости Таинств в церкви Христовой (Против безпоповцев) V. Беседа с забайкальскими старообрядцами о перстосложении для крестного знамения VI. Беседа с забайкальскими старообрядцами о кресте, на котором был распят Иисус Христос VII. Беседа с глаголемыми старообрядцами о том, что символ веры нисколько не поврежден в нашей православной церкви VIII. Появление у забайкальских старообрядцев беглопоповщинского толка лжепопа белокриницкой иерархии и скорое бегство его оттуда вследствие нерасположения к нему и к нововымышленной лжеиерархии беглопоповцев     Вместо предисловия. Памяти архимандрита Михаила 30 Января 1884 года в Троицком селенгинском монастыре скончался архимандрит Михаил. Забайкальская противораскольническая миссия в лице этого подвижника веры и благочестия, первого начальника этой миссии, лишилась самого опытного и энергичного деятеля-миссионера. Это почти невознаградимая утрата. Он знал раскол по опыту, сам благодатью Божиею вышел на путь истины из заблуждений раскола, через чтение священных и святоотеческих книг, искренне убедившись в святости православной восточной кафолической церкви. В формулярном списке почившего миссионера, сообщенном из казанской духовной консистории и за службу в иркутской епархии, его биография очерчивается следующими чертами. Родом архимандрит Михаил был из г. Сычевска, смоленской губернии, из мещан, в мире назывался Макарий Козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

прот. Александр Никольский Забайкальская Духовная миссия(1681–1903): Очерк из истории православной миссии в Восточной Сибири I Общие географические сведения о Забайкалье, растительность и климат Забайкалья. – Обитатели Забайкалья: Буряты и Тунгусы. – Тип Бурята. – Бурятские юрты и их устройство. – Одежда, пища и занятия Бурят. – Положение у них женщины. – Похоронные обряды. – Административное деление Бурят. – Тунгусы и территория, ими занимаемая. – Разделение Тунгусов по роду их занятий. – Тип и характер Тунгусов, одежда и образ жизни. – Семейные отношения. – Похоронные обычаи. – Административное деление. Забайкальская Духовная миссия действует в Забайкальской Области или иначе, по старинному ее именованию, в Даурии. Область эта лежит в Восточной Сибири, к юго-востоку от Байкала, между этим озером и Китайскою границею, на пространстве в четыреста верст ширины и до тысячи верст длины. На западе и частью на северо-западе Забайкалье граничит с Иркутской губернией, от которой на всем протяжении отделяется Байкалом, на севере с Якутскою областью, на востоке с Амурскою областью, на юго-востоке и на юге с пределами Китайской Империи (собственно с Манчжуриею и Монголиею). Протяжение границ всей Области составляют приблизительно 3822 версты, в том числе по границе с Китайскою Империей около 1873 верст. Географическое положение Забайкалья – между 49° 54» и 57° северной широты и 72° 18» и 97° 7 восточной долготы от Пулковского меридиана. Представляя обширное нагорье, служащее водоразделом между тремя речными системами: Амура, Лены и Енисея, Забайкалье прорезывается с юго-запада на северо-восток Становым или Яблоновым хребтом, с его многочисленными отрогами, которые также образуют цепь параллельно идущих, более или менее высоких гор с долинами среди них. Эти долины или так называемые пади покрыты богатою растительностью и орошаются реками, которые имеют характер горных рек, – летом, в жаркую пору, мелеют и даже иногда совсем пересыхают, но после сильных дождей и весной, в половодье, бурлят и пенятся, с неимоверною силою сокрушая и увлекая все, встречающееся на пути их бурного течения. В южной, юго-восточной и юго-западной частях Забайкалья находятся степные пространства, раскинувшиеся по рекам Аргуни и Онону. Большая Монгольская пустыня Гоби северо-восточным своим краем вдается в эту часть Забайкалья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Епифаний Кузнецов Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1890 гг.) Источник История миссионерства в Забайкалье резко разделяется на три периода, Первый период с 1681 года, когда по повелению царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима были посланы в Даурию первые 12 иноков-миссионеров во главе с иеромонахом Феодосием, – и до 1764 года. Этот период ознаменован энергичной и сравнительно весьма плодотворной деятельностью миссии. В это время было крещено много мунгалов (бурят), оставивших после крещения кочевую жизнь и образовавших во многих пунктах нынешней Забайкальской области на землях, принадлежащих миссии, правильные селения. Под благодетельным влиянием миссии, эти новокрещенные вскоре усвоили христианское учение и вместе с тем подчинились русскому влиянию, так что давно уже забыли и о своем инородческом происхождении. – Второй период Забайкальского миссионерства с 1764 по 1861 гг. – период полного упадка миссии. С отобранием в казну земель у монастырей в 1764 г., миссия лишилась главного источника своего материального благосостояния, и потому не имела возможности ни содержать хороших благовестников Слова Божия, ни оказывать необходимой поддержки новокрещенным в деле колонизации и просвещения. Вследствие этого миссия распалась, и дух миссионерства в Забайкалье почти совершенно угас. Если за указанный период и были обращения в христианство , то единичные, случайные и обязанные не деятельности миссии, а преимущественно сближению туземцев с русскими и влиянию принявших христианство в первый период. – Наконец, в 1861 году миссия была восстановлена и с этого времени начинается третий период ее существования. В это время, специально в целях миссионерства, было учреждено за Байкалом викариатство Иркутского архиепископа. Миссия получила правильную организацию и с новыми силами начала свою деятельность. В настоящее время истекает 40 лет существования восстановленной миссии, а потому вполне благовременно оглянуться за означенный период и посмотреть, что сделала миссия за истекшее время, как она стремилась осуществить свою задачу и насколько выполнила свое назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dejate...

прот. Александр Никольский Приложения 1 151 На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано: «Щитать утвержденным, но не вносить в Свод Законов» . Царское Село 15-го мая 1853 года. Положение о Ламайском духовенстве в Восточной Сибири § 1 При тридцати четырех дацанах, находящихся ныне в Восточной Сибири, определяется прилагаемым при сем штатом комплектное число лам и ховараков. § 2 Все духовенство делится на следующие пять степеней: 1) Бандидо-хамба или первенствующий лама. 2) Ширетуй или настоятель дацана. 3) Лама-Гелунг или Лама-Гыцул. 4) Бандий. 5) Ховарак. § 3 Бандидо-Хамба пребывание свое имеет при Гусино-Озерском дацане. § 4 На него возлагается главное заведывание и управление, Ламайским духовенством и наблюдение, чтобы настоящий устав исполнялся в точности. § 5 Бандидо-Хамба подчиняется непосредственно генерал-губернатору Восточной Сибири. § 6 При открывшейся вакансии на должность Бандидо-Хамбы, до назначения на оную другого духовного лица, Ширетуй Гусино-Озерского дацана немедленно заступает его место и доносит о том генерал-губернатору, который со своей стороны делает зависящее распоряжение о производстве выборов в должность Бандидо-Хамбы. § 7 Выборы должны быть: а) при Селенгинской Степной Думе, б) начаться не позже как через три месяца со дня открытия вакансии и в) продолжаться не долее 6 дней. § 8 На выборах право голоса имеют одни только родоначальники и по одному депутату от приходов, которые должны быть назначаемы из людей духовного звания, имеющих не менее 25 лет от роду и несостоящих под следствием и судом, прочие же инородцы и остальное духовенство голоса в выборах не имеют и даже запрещается находиться им при оных. Для наблюдения же за порядком и правильным ходом выборов командируется на оные всякий раз особый чиновник, по распоряжению генерал-губернатора. § 9 В должность Бандидо-Хамбы избираются три кандидата, которые, кроме необходимых для сего звания познаний и качеств, должны непременно знать по-русски. § 10 Выбор кандидатов в звание Бандидо-Хамбы удостоверяется протоколом, о чем и доносит командированный чиновником Забайкальскому военному губернатору, который с мнением своим, представляет о сем генерал-губернатору, а сей последний достойнейшего из трех выбранных кандидатов представляет чрез Министра Внутренних Дел на Высочайшее утверждение, и, если он удостоится оного, то выдается ему на таковое звание Высочайшая грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010