Ты создал, милость твоя, храм Господу Богу по силам твоим. И потому Господь Бог говорит: «Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». И каждый раз, когда Господь Бог воззрит на этот святой храм, он воззрит и на тебя, раба Своего. Каждый раз, когда в этом храме будет приноситься бескровная Жертва, будут отпускаться тебе грехи твои. Каждый раз, когда будут произносить ектению о создателях храма сего, ты будешь вспомянут на небе. И насколько ты возлюбил благолепие дома Божия, настолько же и Бог возлюбит тебя. Капернаумские граждане, умоляя некогда Христа Господа об исцелении сына некоего сотника, говорили Ему: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» ( Лк. 7:4–5 ). Из того познали капернаумляне любовь к себе сотника, что он построил им сонмище, или дом для собраний, и сочли его достойным милости Христовой: «Он достоин», – говорили они. Явил и ты, благочестивый муж, любовь твою ко Христу Господу, создав Ему пречестной храм, и достоин милости Его. И всякий раз, когда ты будешь молиться Господу Богу твоему о какой-либо твоей нужде, прося Его милости и говоря: «Господи, помилуй», – молящиеся здесь о тебе иереи будут ходатайствовать за тебя пред Христом, говоря: «Он достоин, чтобы Ты сделал для него это», ибо он любит чин наш, особенно же Тебя, Господа Бога своего, любит, и этот храм создал Тебе. Возлюби «любящего благолепие дома Твоего» (Заамвонная молитва). И Сам Бог говорит: «Я любящих Меня люблю» ( Притч. 8:17 ). Будь же здрав, благородный господин (имя рек), на многие лета, веселись и радуйся о Господе Боге, Спасе твоем, и имей благую надежду о своем спасении. Ибо созданием и украшением этого святого храма ты не только принес пользу себе и своим домашним, но и для многих, о ком будет совершаться молитва , ты будешь ходатаем спасения. Ибо молитва о всех, творимая иереями в храме Божием, вознесется Ангелами из храма к Престолу Божию, – обо всех, а прежде всего о великом Государе нашем Царе и Великом князе Петре Алексеевиче, всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержце, и о всем пресветлом его Царском Доме, и о сущих под рукой его монаршей князьях и боярах, и о всем воинстве и народе, и о всем его великодержавном государстве, о котором, нашем Государе, и ныне молясь соборно, возглашаем и воспеваем: «Многая лета!» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

246 О значении этих литургических выражений можно почитать: а) статью А. Раэса «Ta panta kai dia panta»; б) статью Р.Тафта схожего наименования; в) книгу Р. Тафта «Диптихи»; г) две книги Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; д) статью д. Михаила Асмуса «О всех и за вся». В данном контексте «и всех и вся» полнота собрания евхаристической общины. 248 Т.е., удостой всех певцов, чтецов, иподиаконов, диаконис и иных членов низшего клира причастия Телу и Крови Христовым. 257 Древняя замена обычая возложения руки епископа на каждого молящегося перед выходом его из храма (отсюда обычай целования креста в конце литургии). На литургии – три главопреклонных молитвы: 1) для оглашенных (которые после этого должны уйти), 2) для непричащающихся верных (после «Отче наш»). Для последних диакон произносит «Главы ваша… преклоните» вместо «Главы наша… преклоним»; и 3) для исхода из храма причастившихся (заамвонная молитва), на которой диакон не случайно стоит с преклоненной головой на солее. 258 Роберт Тафт полагает, что эта главопреклонная молитва читалась на исход из храма т.н. «слушающих» или «молящихся», ещё не получивших от епископа права на причащение. 262 Т.е., Святые Дары для избранников Божьих – христиан, верных. В древней практике Святые Дары при этом возглашении, показывались Святому Народу Божьему. Слово «святой» здесь употреблено не в смысле нравственном, а в значении инаковости – «иной», выделенный из обычного порядка вещей или явлений, то, что причастно святому Богу или Его освящающей благодати. См. 1Петр.2:9 : «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Ин.15:16 : «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Возглас отражает практику т.н. «тайной дисциплины» (disciplina arcana) – Святые Дары, часто приносимые домой для причастия больных и верных, отсутствующих на Евхаристии, не должны попасть в руки катехуменов (оглашаемых).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ибо Ты – освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ. " Аминь». Священник: «В мире выйдем». Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Заамвонная молитва Священник: «Владыка Вседержитель, премудростию создавший всю тварь, и по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в пречистые сии дни к очищению душ и тел, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения, чрез сорок дней вручивший скрижали с богоначертанными писменами служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благий, подвизаться добрым подвигом, совершить течение поста, сохранить веру нераздельною, сокрушить головы невидимых змиев, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклонения и святому Воскресению. Ибо благословенно и прославленно Всечтимое и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Молитва по входе в алтарь Священник: «Господи Боже наш, введший нас в пречестные сии дни, и соделавший нас причастниками страшных Твоих Таин, присоедини к словесному Твоему стаду и яви наследниками Царства Твоего ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Народ поет 2 псалма. «Благословлю Господа» (33 пс.) и «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой»... ( Пс. 144 ). Конец по чину Литургии Златоустого. Отпустительный тропарь Григория Двоеслова Жизнь твоя, согласная с законом Божиим, показала тебя твоим пасомым правилом веры, образцом кротости, учителем воздержания. И своим смирением ты приобрел величие, нищетою богатство, отче Григорие, моли Христа Бога, чтобы спаслись души наши». Прокимны и аллилуия воскресные Прокимен глас 1-й: «Да будет милость твоя, Господи, над нами, ибо мы уповаем на Тебя». Стих: «Радуйтесь, праведные, о Господе: правым подобает славословить». ( Пс. 32:22, 1 ). Аллилуия: «Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы». Стих: «Величественно спасающий Царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки». ( Пс. 17:48, 51 ). Прокимен глас 2-й: «Господь Сила моя и песнь; Он соделался моим спасением».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

  Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши вольные и невольные, совершённые делом и словом, сознательно и по неведению, ночью и днём, в уме и мысли, – всё нам прости, как Благой и Человеколюбец. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: Ибо Твоё есть Царство: Чтец: Аминь.   Кондак, глас 3: Дева днесь Превечное Слово/в вертепе грядет родити неизреченно:/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со Ангелы и пастырьми/хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.   Господи, помилуй, 40 . Таже молитву сию: Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, всех благих Вина: благоволи же и о мне, грешнем, утверди, вразуми сердце мое и всю мою отыми скверну. Просвети мою мысль, да выну славлю, пою, и покланяюся, и глаголю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца, аминь. Таже, Достойно есть: И отпуст дне. И бывает росход до часа вечерняго. Вечерня же бывает с Литургиею Василия Великаго во свое время. Псалом же, Благословлю Господа: глаголем на Литургии по заамвонной молитве.   Кондак, глас 3 Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово/родить в пещере неизреченно./Ликуй, вселенная, о том услышав,/прославь со Ангелами и пастухами/нас ради восхотевшего явиться/– Дитя младое, Предвечного Бога. Господи, помилуй. (40) И молитва: Всесвятая Троица, единосущная держава, нераздельное Царство, Виновница всех благ, благоволи же и о мне, грешном, утверди, вразуми сердце моё и удали от меня всякую скверну, просвети моё помышление, чтобы мне всегда славить, воспевать, поклоняться и восклицать: один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Если служится Литургия, священник возглашает: Премудрость: Мы же поем: Достойно есть воистину/прославлять Тебя, Богородицу,/вечно блаженную и пренепорочную/и Матерь Бога нашего.

http://pravmir.ru/posledovanie-sluzhby-r...

И нарек Адам имя жене своей: Жизнь, ибо она – матерь всех живущих. Быт 2:20–25; 3:1–20 Прокимен, глас 6 Будь превознесён, Господи, в силе Твоей!/Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Пс 20:14, 2а 2. Притчей чтение Бог премудростью основал землю, и устроил небеса разумом; проницательностью Его разверзлись бездны, облака же пролили росу. Сын! Не упусти, но соблюди мой совет и мысль, чтобы жила душа твоя и благодать была на шее твоей, – и будет исцеление плоти твоей и попечение о костях твоих, чтобы ты ходил уверенно с миром по всем путям твоим, и нога твоя не споткнулась. Ведь если сядешь – без страха пребудешь; а если ляжешь – сладко поспишь. И не убоишься ни страха пришедшего, ни от нападений нечестивцев приключающихся; ведь Господь будет на всех путях твоих и укрепит ногу твою, чтобы ты не был уловлен. Не откажись сделать добро нуждающемуся, когда рука твоя может помочь. Не скажи: «Возвратившись, вновь приди, и завтра я дам», когда ты можешь сейчас сделать добро, – ибо ты не знаешь, что родит следующий день. Не затевай зла против друга твоего, живущего рядом и доверяющего тебе. Не имей склонности к вражде с человеком понапрасну, чтобы он не сделал тебе какого зла. Не навлеки на себя порицаний мужей злых, и не подражай путям их; ибо нечист пред Господом всякий законопреступник, и с праведными не совещается. Проклятие Господне в домах нечестивцев, а обители праведных благословляются. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Притч 3:19–34 Затем: Да исправится молитва моя: и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве поем следующий молебный канон святого Феодора. Поставив же коливо, читаем псалом 142: Господи, услышь молитву мою: Также, Бог – Господь, и Он явился нам: Тропарь, глас 2 Велики веры свершения!/Во источнике пламени, как на воде отдохновения,/святой мученик Феодор радовался./Ибо он, в огне сожженный,/как хлеб приятный был Троице принесен./Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши. Слава: повторяем то же. И ныне, Богородичен: Все превыше ума, все преславны/Твои, Богородица, таинства:/чистотой запечатленная и девство сохранившая,/Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного./Его моли о спасении душ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Обязательным является поклон на священническом возгласе в конце каждой ектении. Во время возглашения молитв, предваряемых словами «Главы наша Господеви приклоним» или: «Главы ваша Господеви приклоните», а также заамвонной молитвы, следует склонить голову. Глава 4. Икона. Крест 1. Богословский смысл иконы Икона  — это почитаемый православными христианами священный образ, перед которым совершается молитва — соборная или личная. На иконах изображают Господа Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых, ангелов, а также события священной истории. Самые ранние известные иконописные изображения на стенах римских катакомб, на саркофагах, сосудах и различных предметах, использовавшихся христианами, относятся ко II–III векам по Р.Х. Для раннехристианского периода характерны аллегорические образы Христа в виде Орфея, Геракла, Доброго Пастыря, агнца. Наиболее распространенным символом была рыба: греческое слово ΙΧΘΥΣ (рыба) прочитывалась как монограмма имени Христа: ησος Χριστς Θεo Υις Σωτρ — Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Однако уже в катакомбах появляются изображения Христа в образе Человека, а также изображения Божией Матери и святых. Невозможно на иконе изобразить Бога, Которого, по слову евангелиста, «не видел никто никогда» ( 1Ин 4:12 ). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «если бы мы делали изображение невидимого Бога, то… погрешили бы, потому что невозможно, чтобы было изображено бестелесное, и невидимое, и неописуемое, и не имеющее В Ветхом Завете были запрещены священные образы, так как они могли стать причиной идолопоклонства. Ветхозаветная «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» ( Исх 20:4–5 ). В то же время запрет на священные изображения в Ветхом Завете касался только изображения Самого Бога, поскольку у ветхозаветных евреев существовали изображения ангелов. Моисей, устроив скинию, сделал, по воле Божией, осеняющих ковчег херувимов ( Исх 25:18–20 ), а Соломон создал многочисленные изображения херувимов в первом ветхозаветном храме — внутри него и на его стенах ( 3Цар 6:23–35 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Молитва кадила Молитва предложения Ги ис е х е хлбе животныи Молитва предложения молитва антифона 1 молитва антифона 2 молитва антифона 3 молитва входа молитва Трисвятого Ст е с тыхъ б е нашь Молитва Трисвятого Молитва на чтение Евангелия Въсии въ ср дцихъ нашихъ молитва прилежного моления молитва об оглашенных Молитва о готовящихсяк просвещению молитва верных 1 молитва верных 2 молитва Херувимской песни Постивыи млтию и щедротами Вл дко животвори бл гымъ дателю Бл годтелю всх и твари вско сдтелю молитва приношения Ги и се х е любви творче анафора постанафоральная молитва молитва главопреклонения молитва возношения Врю ко ты еси с нъ б а живаго Вечери твоеи таин днесь благодарственная молитва заамвонная молитва Вл ко г и ис е х е б е нашь сподобивыи ны Заамвонная молитва Бл гослови бл гословща т г и молитва потребления Свершишас и скончашас Южнославянский устав литургии по рукописи Погод. 37 Егда хощеть слоу Афонская редакция Диатаксиса Филофея Коккина Оуставъ бж(с)твенны слоужбы въ неиже диаконьства Древнерусская версия Диатаксиса Филофея Коккина Стишаго и блжннаго · костнтинаграда · новаго рима . и вселеньскаго патриарха ило · став бжствены службы · како достоит сщник съ диконом слжити Литература Алексеев 1983 – Алексеев А. А. К изучению литературного наследия Мефодия (четий перевод Песни Песней)//ТОДРЛ. Т. 37. Л., 1983. C. 229–255. Алексеев 1984 – Алексеев А. А. Принципы историко-филологического изучения литературного наследия Кирилла и Мефодия//Советское славяноведение. 1984. 1. C. 94–106. Алексеев 1996 – Алексеев А. А. Кое-что о переводах в Древней Руси (по поводу статьи Ф. Томсона «Made in Russia»)//ТОДРЛ. 1996. СПб., Т. 49. С. 280–299. Алексеев 1999 – Алексеев А. А. Текстология славянской Библии . СПб., 1999. Афанасьева 2003 – Афанасьева Т. И. Молитвы Коленопреклонения в Пятидесятницу в славянских служебниках XI–XVI вв.//Palaeobulgarica. 2003. 4. С. 15–24. Афанасьева 2004 – Афанасьева Т. И. Славянская литургия Преждеосвященных Даров. Текстология и язык. СПб., 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Муретовым 324 . 2.3.i. Праздничные заамвонные молитвы Последняя группа особых литургийных молитв в древнерусских Служебниках – это праздничные заамвонные молитвы. По греческим Евхологиям периферийных редакций известны десятки таких молитв 325 (среди них – и молитва, которая в древнерусских Служебниках служит собственной заамвонной молитвой ЛВВ; в текущем разделе эта молитва не рассматривается, поскольку в древнерусских Служебниках она функционально отлична от праздничных заамвонных молитв – она входит в состав формуляра ЛВВ, а не выписывается, как те, в виде отдельной статьи; о ней см. в разделе 2.3.a). Необходимо отметить, что в дофилофеевских древнерусских Служебниках праздничные заамвонные молитвы не связаны с собственно формуляром литургии даже по положению в рукописях – между литургийным формуляром (формулярами) и праздничными заамвонными молитвами помещаются другие статьи Служебника (например, светильничные молитвы). Чаще других в древнерусских Служебниках встречается заамвонная молитва на Пасху; среди Служебников XIV в. она представлена в 10, 12 (здесь, впрочем, позднейшим почерком), 14, 18, 21, 23, 28 и 36. В последних 4-х рукописях, помимо заамвонной молитвы на Пасху, выписана и молитва на Рождество Христово. В 24 заамвонная молитва на Рождество Христово приведена без молитвы на Пасху, зато здесь есть еще одна заамвонная молитва, никак не озаглавленная; эта же молитва, озаглавленная как молитва «в неделю» (т. е. в воскресенье), выписана в 23. В 18 сохранилась молитва на Преображение Господне (выписана иным почерком по сравнению с почерком основного текста рукописи), а в 21 – заупокойная заамвонная молитва; фрагменты заупокойной заамвонной молитвы присутствуют в 4. Совершенно уникальный полный цикл праздничных заамвонных молитв на весь год содержится в 36 – помимо молитв на Рождество Христово и на Пасху, здесь есть молитвы на Богоявление, Сретение Господне, Благовещение, Вербную неделю, Антипасху, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение Господне, Пятидесятницу, Преображение Господне, Успение Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В качестве «альтернативных», т. е. заменяющих собой те молитвы, какие в константинопольских формулярах у ЛИЗ и ЛВВ одинаковы, в древне-русских Служебниках XIII–XIV вв. регулярно – причем не в составе ЛИЗ (как в сохранившихся греческих Евхологиях периферийных редакций), а в составе ЛВВ – выписываются молитвы кадила, предложения, Трисвятого и заамвонная 145 . В составе ЛИЗ в древнерусских Служебниках эти молитвы не встречаются, образуя комплект, характерный для ЛВВ (см. ниже). Помимо комплекта из четырех «альтернативных» молитв ЛВВ, в отдельных рукописях выписана молитва , заменяющая собой молитву «Никтоже достоин…» (а в рукописях младше XIV в. иногда встречается и «альтернативная» молитва малого входа, но ее рассмотрение уже выходило бы за рамки настоящей статьи). Прочие особые молитвы (достаточно многочисленные) образуют в литургийных формулярах дополнительные позиции. 2.3.a. Комплект «альтернативных» молитв в формуляре литургии свт. Василия Великого (особые молитвы кадила, предложения, Трисвятого и заамвонная) Указанные четыре молитвы, по моему убеждению, следует рассматривать именно как комплект. Это следует, во-первых, из того, что они строго привязаны к формуляру ЛВВ, тогда как другие особые молитвы могут безразлично встречаться в обоих полных литургийных формулярах (а некоторые из них – также и в формуляре литургии Преждеосвященных Даров); во-вторых, из того, что функционально они являются «альтернативными», а не «дополнительными», как другие особые молитвы; в-третьих, из того, что молитвы предложения и Трисвятого составляют комплект и в изученных А. Жакобом древнейших южноитальянских греческих рукописях; наконец, в-четвертых, из статистики употребления этих молитв в древнерусских рукописях ЛВВ. Из 18-ти сохранившихся древнерусских дофилофеевских списков формуляра ЛВВ все четыре «альтернативные» молитвы содержат 8 рукописей 146 ; три – 2 (в одной рукописи 147 это молитвы кадила, предложения, Трисвятого; в другой 148 – кадила, Трисвятого, заамвонная); две (молитвы кадила и заамвонную) – 3 рукописи 149 ; одну (заамвонную молитву) – 1 рукопись 150 ; лакуны в оставшихся 4-х рукописях не позволяют точно установить, сколько именно из указанных четырех молитв в них содержались (в одной из них 151 сохранились молитвы кадила, предложения и Трисвятого, а в 3-х других сохранилась только заамвонная молитва , причем в 2-х рукописях 152 о трех оставшихся молитвах сказать ничего нельзя, но в одной 153 выписана константинопольская молитва Трисвятого, что исключает возможность наличия «альтернативной»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Никаких указаний у Златоуста на это нет. В Барбериновом списке есть, правда, намек на ектению: „прости приимше». Там замечено вслед за опусканием частиц в потир: κα μετ τ παντος μεταλαμβεν λγοντος το διακνου τν εχν πεχεται ερες μυστικς. Затем сейчас же следует молитва, какую теперь читает священник после того как сам приобщится (благодарим Тя, Владыко человеколюбче). Если предположить, что это благодарственная молитва по приобщении, предназначавшаяся для всех верующих, то странно, почему эту молитву предназначалось читать тайно. В Василиевой литургии прибавления μυστικς впрочем нет. В апостольских постановлениях есть две молитвы, очень сходные с нашей ектениею и заамвонной молитвою. Вообще вопрос о составе конца литургии златоустова времени – весьма труден для решения по недостатку исторических данных. Несомненно только то, что конец ее (после приобщения верующих) в описываемое время был несравненно короче, чем теперь. Об этом можно судить по Барберинову списку. Вот из чего состоит конец литургий Василиевой и Златоустовой по этому списку. После вышеупомянутого намека на ектинию·„прости приимше”, заключающегося в словах: κα μετ τ παντος μεταλαμβεν λγοντος το διακνου τν εχν πεχεται ερες μυστικς следует молитва: благодарим тя (Господи Боже наш – в Василиевой; Владыко человеколюбче в златоустовой), заключение этой молитвы составляет возглас: яко ты еси освящение наше, тот самый возглас, который и у нас теперь следует после ектинии; прости приимше. Только у нас теперь нет при этом молитвы или лучше сказать молитва, читавшаяся в этом месте, отнесена у нас в другое место, читается священником тайно после его собственного приобщения. Затем народ (в Василиев. литургии) восклицает ν νματι κυρου – о имени Господнем (в Златоустовой это восклицание опущено). Далее диакон (а не священник) ν ερνη προσχμεν (в обеих литургиях). Наконец в одной только Василиевой литургии помещена молитва заамвонная и еще молитва предложения или жертвенника (εχ οπιστμβωνος и εχ το σκευοφυλακου); первая та же заамвонная молитва, что и у нас, с несколькими незначительными изменениями, последняя есть наша молитва „внегда потребити святая”, печатающаяся в конце нашей Василиевой литургии. – Итак в конце литургии, нужно полагать, была ектения и две молитвы, – одна связанная с ектенией а другая молитва отпуста или наша заамвонная, в которой священник молился, чтобы Бог благословил народ, достояние свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010