Поэтому-то и говорит нам Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22). Но какое здесь терпение имеется в виду, вот вопрос. Пассивное терпение тех проблем, которые ты сам и нажил? Например, я регулярно пью спиртное большими дозами, у меня развился цирроз печени, и я это мужественно терплю? Нет, не о таком терпении говорит Христос. Имеется в виду терпение в христианских трудах, активное терпение; стойкость в несении жизненного креста, в гонениях, в борьбе со грехом, при нападках диавола. Только такое терпение спасительно. И только такое терпение, донесенное до конца, увенчивается. Наше терпение дает Богу возможность действовать в нас. И наоборот, наше нетерпение мешает Богу нас спасать. Был такой случай в практике известного духовника, схиигумена Саввы (Остапенко). К нему ходила женщина, терпящая издевательства от пьющего мужа и непутевых детей. Она плакала и просила отпустить ее в монастырь. Схиигумен Савва выслушивал ее, утешал и всегда говорил одни и те же слова: а ты потерпи. Придет она вновь, рыдает, жалуется, а он снова: а ты потерпи. Терпела она более года. И действительно, вдруг муж образумился, бросил пить, начал ходить в храм, каяться. Дети тоже пришли в себя, извинились перед матерью. Постепенно семья обновилась, укрепилась. Так, терпя и молясь, женщина дала Богу простор действовать в ее жизни – и Он подействовал. Терпение делает христианина воистину непоколебимым. Иногда ведь стоит задача не то что расти в вере и дерзать, а просто в том, чтоб удержать лодку веры на плаву. Терпение тут незаменимо. «Терпение и пождание, терпение и пождание» – это были любимые слова оптинского подвижника схиигумена Гавриила (Виноградова). Святитель Димитрий Ростовский, рассуждая об этой добродетели, вспоминает евангельскую притчу о сеятеле. Как мы помним, некоторое семя падает на добрую землю, некоторое на худую. Насчет доброй земли Евангелие говорит: «Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15). Святой Димитрий пишет: «Послушаем эти слова: кто имеет уши слышать, да слышит!” Терпение и есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел» .

http://pravoslavie.ru/111555.html

Праздник: ярко освещенный Божий храм огнем залит, Пред престолом облаченный Пастырь с трепетом стоит. Стройно льется клира пенье, Тихо вьется дым кадил И летят людей моленья Ко престолу Бога сил… Как отрадно здесь! Ни шума, Ни забот, ни суеты… Матушка, оставь все думы, Приходи, молись и ты! Здесь умолкнут все сомненья, Здесь душою отдохнешь, Жизни лучшие мгновенья Только здесь переживешь! Вместо предисловия Прежде чем говорить о литургии, следует сказать о Церкви Христовой и о таинствах. Церковь – это установленное от Бога общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Через Церковь совершается освящение и спасение человека. Основатель и Глава Церкви – Иисус Христос . Он сказал апостолу Петру: ты – Петр 3 , u на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея, и дам ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). Церковь Христова делится на воинствующую, т.е. земную, которая ведет непрерывную борьбу (войну) с врагами спасения, и торжествующую, или прославленную, которая заключает в себе всех святых людей, окончивших земную жизнь и молящихся перед Богом за нас, живущих. Потому Церковь и называется соборно, иначе кафолическою или вселенскою, что она не ограничивается никаким местом, временем или народом, а обнимает собою истинно верующих всех мест, времен и народов. Утверждение и распространение Церкви на земле совершилось через святых апостолов, поэтому она, сохранившая без изменения их учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение, называется апостольскою и православною. Членам Церкви Христовой могут быть только православные христиане, принявшие святое крещение. Христос послал ей от Отца Небесного Утешителя – Духа Святого и установил в ней все необходимое для существования, развития и управления. Поставил епископов, пресвитеров и диаконов учить и управлять Церковью , совершать Богослужения и таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Пророк Иоиль ( Иоил.2:28 ) предсказал, что в последние дни, т.е. по пришествии Христовом, Господь Бог даст людям новый закон, написанный на их сердцах, а не на каменных скрижалях, и что поэтому на всякую плоть будет излита благодать Святого Духа, которая будет помогать людям исполнять этот закон и спасаться. И действительно, благодать Святого Духа касается сердца человеческого, пробуждает душу от сна, зовет к новой, лучшей, счастливейшей жизни с Богом. Но иной человек глух и нем. Не хочет слышать, не хочет видеть, не хочет отвечать, не хочет принимать, не хочет познавать и признавать... Беспечный человек своим нерадением сознательно отталкивает благодать Святого Духа. Как бы в свое оправдание, некоторые говорят: – Ведь Господь Всемогущ! И если Бог есть Любовь, то почему же Он по Своей любви и всемогуществу не сделает так, чтобы все люди уверовали в Него и чтобы все были благочестивыми? Да! Господь Всемогущ! Он мог бы осязательно явиться в душу и сознание каждого человека и открыть Себя. Но это было бы насилием над сердцем человеческим и волей его. А Господь не хочет проявлять насилие. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Господь создал человека свободным, создал нас для свободы духа и Своим всемогуществом не хочет подавлять нашу волю. Это одно из доказательств Его безграничной любви к человеку. Кратко и убедительно о Духе Святом написал великий старец афонский схимонах Силуан: «На небесах все живет и движется Духом Святым. Но и на земле – Тот же Дух Святой. Он живет в нашей Церкви; Он живет в таинствах; Он – в Священном Писании ; Он в душах верующих... Господь любит человека и хотя создал его из праха, но украсил его Духом Святым. Духом Святым познается Господь, и Духом Святым любится Господь, а без Духа Святого человек – грешная земля... Многие богатые и сильные дали бы дорого за то, чтобы увидеть Господа или Его Пречистую Матерь, но не богатству являет Себя Бог, а смиренной душе... Не можем мы умом знать все творение. Но Сам Творец неба и земли и всякого создания дает нам познать Себя Духом Святым. В том же Духе Святом познаем мы Божию Матерь, ангелов и святых, и дух наш горит любовью к ним. Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией... Благодать Святого Духа делает всякого человека похожим на Господа Иисуса Христа еще на земле... но кто не кается и не верует, те похожи на врага...

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Прп. Исаак Сириянин писал: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения». Основной закон духовного совершенства – окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души. Св. отцы говорили: «С преподобными – преподобен будешь, а со строптивыми – развратишься». Ст. Амвросий: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдет в ряд. Так и человек», – добавляет старец. Важным условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие. Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной, целеустремленной волей и яркой индивидуальностью, а для христиан – подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники. Св. отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещенные души. Преподобный Иосиф Волоколамский говорит: «Следуй ему во всем, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашел такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному». По словам архиеп. Антония, «та духовная сила, которая войдет в нас при общении со старцами, просветит и примирит нас с жизнью, ...будет заключаться не столько в самом содержании ответа (на наши вопросы), сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи душа старца перельется в нашу душу, и мы ощутим в себе совершенно новое, дотоле нам неведомое содержание». Схиархим. Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко». Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким. Ап. Павел пишет: «Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Или: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» Какая совместимость храма Божия с идолами? ( 2Кор.6:14 ). Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь – и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» ( 2Кор.6:17 ). Ап. Павел: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно»; и далее: «Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» ( 2Фес.3:6, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Своим крестным подвигом Христос победил грех и смерть и дал падшему человечеству надежду на воскресение из мертвых и вечную блаженную жизнь. Для всех людей Он стал источником очищения, обновления и святости. Мысли, чувства и желания всех верующих устремлены к Нему и к Его Пречистой Матери, ибо все доброе, истинное, великое и прекрасное исходит от Них: вера, надежда, любовь, чистота и святость. Их земная жизнь для всех христиан стала примером для подражания. Божественный Примиритель Сам заповедал всем христианам брать пример с Него, и, не щадя своей жизни, т.е. попирая и уничтожая саможаление, любить Бога и ближних, как Он возлюбил нас, и жить со всеми в мире. Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа, т.е. старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которых никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Человек сам по себе, без помощи Божией, слаб и немощен. У него не хватает силы воли бороться со своею самостью, со своими страстями и пороками, с соблазнами мира и со злою силою. Христос, зная немощь человеческую, предлагает Себя в снедь верным для укрепления телесных и душевных сил и для очищения, освящения и обожения всего человека. Он говорит: Аз есмъ хлеб животный иже сшедый с небесе, аще кто снестъ от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб его же Аз дам, Плоть Моя есть, южеАз дам за живот мира, – т.е. «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). И дальше добавляет: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть же Моя истинно есть брашно 45 и Кровь Моя истинно есть пиво 46 . Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и А з в нем ( Ин.6:54–56 ). Христианин, который достойно причащается Святых Христовых Таин, становится Богоносцем, храмом Божиим, миротворцем. С Господом ему все легко! Он всех любит, всем все прощает, живет не для себя, а для других. Часто посещая храм Божий и часто приобщаясь Тела и Крови Христовых, христианин приобретает таинственный, благодатный мир Божий. Он становится кротким и любвеобильным. В сердце призывающего Бога – мир Божий, превосходящий всякий ум ( Флп.4:7 ). Этот мир Божий и святую любовь он излучает на всех ближних, на всех любящих и ненавидящих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Святой праведный Иоанн Кронштадгский: «Чудно обновляюсь я Божественными Таинами Тела и Крови Христовых всякий день, даже доселе, до 70-го года моей жизни, и как бы не стареюся, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в душе и теле! Я ежедневно с благоговением совершаю литургию и причащаюсь Святых Таин: вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный... Не огорчайся на тех, которые желают чаще приобщаться Святых Таин Тела и Крови Христовых, но люби их и радуйся за них пред Богом, ибо Господь влечет их сердца, испытавшия сладость общения с Ним в сих Таинах. ...Диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в узах греха и смерти». Причащение Святых Животворящих Христовых Таин приносит свой плод при условии приготовления и хранения полученного: хранить мир с ближними, пребывать в молитве, воздерживаться от пресыщения, беречь язык от празднословия, постоянно стремиться к чистоте жизни чрез непрерывное покаяние; не надеяться на себя, а иметь твердую надежду на Бога и Его милость. В противном случае причастие бывает в суд и осуждение. Нельзя принимать Тело и Кровь Христовы при сомнении, что в Святой Чаше – истинное Тело и истинная Кровь Христовы, при явном пренебрежении в приготовлении ко причащению, при нарушении поста, при вкушении пищи после полунощи, при нечистоте женщины, при супружеском общении накануне. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о сроках Святого Причащения: «Иисус же сказал им: „Я есть Хлеб Жизни, приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда; но Я сказал вам, что вы и видели Меня – и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон“ ( Ин.6:35–37 ). Из приведенных слов Спасителя очевидно, что Он заповедует верующим и ревнующим о христианском желании причащаться часто Пречистого Тела и Крови Его – ежедневно, если кто может по условиям жизни своей, быть готовым приступать к Чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище и питию тленным, земным, то тем более должны алкать и жаждать Пищи нетленной и Пития нетленного, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни – Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Святой Псалмопевец Давид говорит: Мир мног любящим закон Твой (Господи) и несть им соблазна ( Пс.118:165 ) и Кроткие насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). «Мир всем» и «Возлюбим друг друга» – провозглашает священнослужитель за Божественной Литургией, низводя Божественный мир на предстоящих в храме и призывая их к взаимной любви. Святая Церковь молится о свышнем мире и спасении душ предстоящих в храме сем с верою, благоговением и страхом Божиим. Приглашая верующих благоговейно приуготовиться к принятию Святых Христовых Таин, священнослужитель наставляет их молиться в тишине и спокойствии духа, с чистой совестью, свободной от дурных страстей и земных забот, единодушно с взаимной друг к другу любовью. Этим он напоминает всем, что Бог наш есть Бог мира и любви, о чем свидетельствуют святые евангелисты Матфей (5:23–24) и Иоанн ( 1Ин.4:8 ). Истинно верующий человек, возлюбивший Христа и весь живот 47 свой предавший Христу Богу, не может не любить людей и весь мир Божий, ибо: Все прекрасно в Божьем мире! Сотворивый мир в нем скрыт, Но Он в чувстве, но Он в мире, Но Он в разуме открыт. Познавать Его в твореньи, Видеть Духом, сердцем чтить, Вот в чем жизни назначенье, Вот что значит в Боге жить! Стремление к миру, дружбе и любви – основная черта характера христианина. Кто со страхом Божиим и благоговением часто причащается Святых Христовых Таин, в том живет Христос, и Он движет волею, разумом человека, управляет всеми его чувствами. Святой апостол Павел пишет: И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня ( Гал.2:20 ). Из всего сказанного тебе, ясно, матушка, сколь необходимо нам, как можно чаще, соединяться со Христом в Его пречистых Тайнах, чтобы быть здравыми и сильными духом, чтобы любить всех и жить со всеми в мире и чтобы не лишиться жизни вечной, ибо Христос сказал: Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, не пиете Крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Отличительные черты литургии нашей от римско-католической и протестантской

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Схиархимандрит Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко». Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые со­общества развращают добрые нравы» (1 Кор 15, 33). Или: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор 6, 14,16). Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор 6,17). Апостол Павел: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фес 3, 6); и далее: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фес 3,14). Апостол Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем... или злоречивым... с такими даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор 5,11,13). Симеон Новый Богослов: «Мертв для святых мир и люди мира». Старец Силуан: «Когда духовный человек встречается с недуховным, то обоим скучно и тяжело их общение». Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)» , выпущенной Сретенским монастырем. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря . Рейтинг: 7.8 Голосов: 138 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 3 февраля 2011, 02:33 Спасибо огромное! Благодоря Вашим статьям я многое понял! Низкий вам всем поклон! Валентина 2 февраля 2011, 15:10 Ларисе: думаю, что Христос ел с " мытарями и грешниками " , потому что мог позволить это себе и своей душе, т.к. соприкосновение с чужим грехом не заражало грехом Его душу. А мы немощны, и вопрос не в том, кто " чист " , а кто " нечист " , а в том, каков для нас тот порог греховности, соприкосновение с которой не повредит нашей душе. Уверена, что если подходить к вопросу с такой позиции, то ни о какой гордости тут и речи не может возникнуть.

http://pravoslavie.ru/36085.html

Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища на пути в Царство Небесное. Но можно ли в дальний и трудный путь идти без пищи? Тело и Кровь Иисуса Христа есть видимая Святыня, преданная и оставленная нам Самим Иисусом Христом для освящения нашего. Но кто не захочет быть участником такой Святыни и освятиться? Итак, не обленитесь приступать к Чаше Жизни, Бессмертия, Любви и Святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. Итак, вот те средства, чрез которые мы можем получить Святого Духа, то есть: чистота сердца и непорочность жизни, смирение, внимательное слушание гласа Божия, молитва, самоотвержение, чтение и слушание слова Божия и причащение Тела и Крови Христовых. Всего лучше и надежнее употреблять все эти средства вместе, тогда несомненно можно получить Духа Святого и быть святым. Но если кто удостоится получить Духа Святого и потом как-нибудь падет и согрешит и тем отдалит от себя Духа Святого, то пусть таковой не отчаивается и не думает, что он лишился всего, но пусть скорее и усерднее припадает к Богу с покаянием и молитвою, и Дух Святой опять возвратится к нему. В заключение надобно сказать, что человек, который усердно идет по пути в Царствие Небесное, за всякий труд, за всякую печаль, за всякую победу над собой и за каждое воздержание себя, за каждое дело и даже за каждое доброе намерение и желание семьдесят крат седмерицею будет награжден даже еще в сей жизни, а что ожидает его там, того ни сказать, ни вообразить нельзя. Итак, не бойтесь и не страшитесь идти за Иисусом Христом. Он – Сильный Помощник, идите за Ним, поспешите и не медлите; идите, пока еще не затворены для вас двери Царствия Небесного, и Отец ваш Небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первою одеждою, украсит вас перстнем и введет вас в чертог Свой, где пребывает Он Сам и святые пророки, апостолы, святители и мученики, и все праведные; и где вы будете веселиться веселием вечным и истинным. Но когда будут затворены для вас двери Царства Небесного, то есть если вы умрете без покаяния и добрых дел, то как бы вы ни хотели и как бы вы ни старались идти туда, но вас не пустят.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Тертуллиан в III веке писал к язычникам: «Каковы наши Вечери, это видно из самого их имени: они называются греческим именем, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они не стоили, но издержка на них, которая верующими делается из любви, есть приобретение: за этою трапезою кормятся бедные... Нет на них ничего худого, ничего противного добрым нравам. Вечери начинаются молитвою к Богу, едят столько, сколько требуется для утешения голода, и пьют, сколько прилично трезвому человеку. Едят досыта, но не забывают, что и ночью надобно быть на молитве, разговаривают между собою, но знают, что Господь слышит все». После освобождения Церкви Христовой от гонений, когда христианство стало господствующей религией и число верующих возросло в ней до миллионов, многие из обычаев и обрядов первоначальной Церкви, естественно, должны были измениться, но память о них до наших дней сохранилась в литургиях Иоанна Златоуста , Василия Великого и Григория Двоеслова . Отражение мира и любви в Божественной литургии В Божественной Литургии Православной Церкви отражена основная идея христианской религии – примирение человека с Богом великой крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа во имя любви к человеку. Святой евангелист Иоанн Богослов учит: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). И апостол Павел учит: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:19–21 ). Вот почему вся Божественная Литургия есть гимн хвалы и благодарения Господу Иисусу Христу, возлюбившему нас до смерти крестной и принесшему на землю Свой Божественный мир и святую любовь. Божественная Литургия есть важнейшее и высочайшее священнодействие Христовой Церкви, во время которой приносится бескровная жертва, примиряющая небо с землею, Бога с человеком через Святые Тайны – Тело и Кровь Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010