Слово «благоволение», как мы уже видели раньше, состоит из корней двух слов: «благо» и «воля». В человеке, когда он обретает веру во Христа, должен произойти переворот, изменение в его внутренней жизни. Его воля должна стать благой, то есть направленной к добру. Пастухи пошли в Вифлеем, нашли пещеру, где было светло от разведенного в ней огня и где в кормушке лежал спеленутый новорожденный Младенец. Поклонившись Ему, пастухи рассказали Деве Марии, что возвестил им Ангел. Вопросы: 1. Как Иосиф узнал о тайне Девы Марии? 2. Почему Иосиф с Девой Марией пошли в Вифлеем? 3. Почему Богомладенец родился в пещере? 4. Кто и как первым узнал о родившемся Иисусе Христе? 17. Поклонение волхвов Некоторое время после рождения Богомладенца Святое семейство жило в Вифлееме. Вскоре Иосифу удалось снять комнату в одном из домов этого города. А в это время в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, которые в Евангелии называются «волхвами», оказались в полном недоумении. Они изучали звездное небо, и их внимание привлекла внезапно появившаяся новая необычная звезда. В те времена верили, что такое бывает, когда рождается великий человек. По появлению этой звезды волхвы поняли, что в Иудее родился новый, необыкновенный и великий Царь. Евангелие сообщает: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему ( Мф.2:1–2 ). На востоке — это там, где они жили, откуда пришли в Палестину. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним ( Мф.2:3 ). Иудеи ненавидели Ирода. Он был очень подозрительным, жестоким и боялся любого возможного соперничества. Услышав слова волхвов, все жители города со страхом ждали кровопролития и смерти. У ученых людей Ирод узнал, что, как указывала Библия, Христос должен был родиться в Вифлееме. Царь пригласил волхвов и с притворной лаской беседовал с ними. Он выведал время появления звезды и уверил волхвов, что сам очень хочет поскорее поклониться новорожденному Царю. Ирод просил волхвов на обратной дороге прийти к нему и указать место, где находится Младенец. Жестокий царь любой ценой решил убить родившегося в Вифлееме великого Царя.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Почему волхвам-язычникам было открыто о рождении Христа? Какие ветхозаветные пророчества исполнились при рождении Спасителя? Мог ли Христос спасти Вифлеемских младенцев? Что значит бегство в Египет и возвращение оттуда? Мы продолжаем наши беседы о Евангелии от Матфея, и сегодня мы будем разбирать 2-ю главу, стихи 1–23. Читаем: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 1–2). Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы ? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими». Появление волхвов в святом Иерусалиме, используя реалии современной нам жизни, можно представить так: это как в Москву пришли бы брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом 1 и волхвами 2 , язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь и приближаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его (то есть Христа. – прот. О.С. ), но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24: 17). К пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама «Хотя этот дар имел божественное распоряжение, чтобы рождение Спасителя стало известным народам, но к пониманию чуда звезды волхвов могли подвигнуть древние предсказания Валаама, ибо они знали о древнем пророчестве в известном слове: “Взойдет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля и будет править народами” Итак, три мужа, божественным образом побужденные сиянием необыкновенной звезды, следуют за идущим впереди блистательным светом, полагая найти в Иерусалиме, в царском городе, ребенка, о котором было указано. Но, когда их надежды не оправдались, они узнали от иудейских писцов и ученых, что сообщило Писание о святом рождении Христа. Так что, укрепленные двумя свидетельствами, они с горячей верой устремились к Тому, на Кого указывала яркая звезда и авторитет пророков» 3 .

http://pravoslavie.ru/93278.html

Над Иерусалимом она исчезла, но не для того, чтобы смутить волхвов, а для того, чтобы они обратились к жителям Иерусалима и самому царю Ироду и, таким образом, проповедали рождение Мессии тем, кто сам должен был стать проповедником истины. «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, точно выведал от них время, в продолжение которого являлась звезда. И послав их в Вифлеем, сказал: пойдите и всё точно узнайте о Младенце и, как только найдете Его, возвестите мне, дабы и я пришел и поклонился Ему» (ст. 7–8). Сделал он это, конечно, с лукавством, из желания погубить Богомладенца. В своем неверии и гордости Ирод зашел так далеко, что мнил о себе, будто он может воспрепятствовать действию Промысла Божия. «Они же, послушавшись царя, пошли. И вот, звезда, восход которой они видели, шла перед ними, доколе не пришла и не стала над местом, где был Младенец» (ст. 9). Звезда эта, которая представляла собой, конечно, Ангельскую силу или какое-то сверхъестественное Божественное явление, двигалась перед волхвами и стала не просто над городом Вифлеемом, но даже над тем домом, где был Младенец. После Рождества Спасителя у Пресвятой Девы Марии и Иосифа Обручника, видимо, появилась возможность перейти в какое-либо жилище, потому что многие люди, приходившие на перепись, уже покинули Вифлеем. Итак, звезда не только встала над городом Вифлеемом, но и опустилась так, что точно указывала на дом, где был Младенец. «Увидев звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и павши поклонились Ему» (ст. 10–11). Поклонившись Ему, волхвы вместе с тем поклонились и Божией Матери и, таким образом, первыми преподали нам урок о том, что почитать нужно не только воплотившегося Сына Божия, но и Ту, Которая справедливо называется Матерью Божией. «И открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (ст. 11). Как толкуют святые отцы, эти дары не столько представляли собой что-либо драгоценное, сколько являлись символами: золото было принесено Господу как Царю, ладан — как Богу, потому что ладан употребляется во время богослужения, для воскурения фимиама перед лицем Божиим, а смирна в древности использовалась при бальзамировании тел усопших перед погребением. Таким образом, смирна была принесена Спасителю как смертному Человеку. Сами не понимая всего этого, а может быть, и догадываясь о чем-то или зная тайное пророчество, не дошедшее до нас, волхвы принесли именно эти дары: золото, ладан и смирну. Как Царю, Богу и Человеку.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В-третьих, та, что она то была видима, то нет. В самом деле, когда они пришли в Иерусалим, она скрылась из виду, а когда покинули Ирода, она появилась опять. В-четвертых, та, что ее движение не было непрерывным, но когда волхвы двигались, двигалась и звезда, а когда останавливались, и она останавливалась, как это бывает в случае столбообразного облака в пустыне. В-пятых, та, что она не осталась вверху, но, спустившись, указала на девственное рождение, согласно сказанному о том, что «звезда, которую видели они на востоке, шла пред ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» ( Мф. 2, 9 ). Из этого можно заключить, что слова волхвов: «Мы видели звезду его на востоке», должно понимать не так, что когда они находились на востоке, над Иудеей взошла звезда, а так, что когда они впервые увидели эту звезду, она находилась на востоке, а уже после двигалась перед ними в Иудею (впрочем, с таким толкованием многие не согласны). Однако она не смогла бы точно указать на нужное место, если бы не спустилась к земле. Но подобное, по его [(т. е. Златоуста)] мнению, приличествует не столько звезде, сколько «какой-то разумной силе», из чего он делает вывод, что «это, наверное, была некая незримая сила, явившаяся зримо в образе звезды». Поэтому некоторые говорят, что подобно тому, как Святой Дух после крещения Господа ниспустился на Него в образе голубя, точно так же Он явился волхвам в образе звезды. Другие же говорят, что волхвам в образе звезды явился тот ангел, который предстал пред пастухами в образе человека. Впрочем, более правильным представляется то мнение, что эта вновь сотворенная звезда находилась не в небесах, а в воздухе вблизи земли, и что двигалась она по предписанию божественной воли. Поэтому папа Лев в проповеди на Богоявление говорит: «В неописуемом сиянии предстала звезда трем волхвам на востоке и, будучи ярче и прекрасней всех прочих звезд, привлекла внимание и взоры этих мужей, которые сразу поняли, что столь необычное явление обусловлено какой-то целью».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Господь подает нам путь, и Сам оказывается путем, когда говорит: «Я есмь путь и истинаи жизнь». 148 И мы с вами, когда вступаем на этот путь, оказываемся не только теми, кто ведом, но и теми, кто выбирает этот путь; не только теми, кто слушается Божественного Промысла, но и теми, кто проявляет дерзновение в том, чтобы обрести послушание. Господь подает нам удивительную возможность быть Его послушниками, быть Его последователями, но в то же самое время иметь свободную волю просить и искать Бога. Господь говорит о том, что Он является пределом поисков. Но когда Он так говорит, это не означает, что поиски в нашей жизни останавливаются. Ибо тот, кто не ищет, кто пребывает в равнодушии, в безразличии, в неподвижности, – тот не идет путем, данным ему от Господа, и оказывается не просто стоящим на месте, но далеко отступающим назад. Звезда, которая просияла на Востоке, сама показывает пример этого удивительного пути. Ибо Восток – это место восхода Солнца. И когда на Востоке появляется Звезда – это само по себе может считаться удивительным. Звезда, которая ведет волхвов не только ночью, когда ей естественно светить, но и днем, когда ей светить неестественно. Звезда оказывается светом Божественного Откровения, она идет впереди с тем, чтобы безмолвно остановится над яслями родившегося Богомладенца. Звезда, являющаяся источником Божественного света, в то же самое время приводит к Тому, Кто говорит, что Он Свет, и перед Которым бессильна тьма: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». 149 Когда мы идем тем путем, который определяет нам Господь, тогда не имеем права ни на какой мрак. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы... если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». 150 Мы не имеем права на то, чтобы равнодушно отнестись или потерять тот свет, который дает нам Господь. Мы не имеем права находиться в расслаблении так, чтобы потерять свет Божественного Откровения, ведущего нас. Мы не имеем права приближаться к яслям с равнодушными сердцами и безразлично приносить дары. Принося дары своего сердца родившемуся Младенцу, мы даем Ему обещание в том, что дар нашего сердца будет вечно приноситься нами и что, пока мы живем на земле, мы оказываемся неключимыми рабами, служителями, дарителями – теми, кто всесовершенно жертвует собой и принимает в своей жизни Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Мф.2:7 .  Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них время явльшияся звезды. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. Почему он призвал их тайно? Так как подозревал иудеев, как сродников Христа, и не желал, чтобы они слышали, что он будет спрашивать и приказывать; он боялся, чтобы они, зная, что он замышляет, не спасли Его как своего Царя. «Испытоваше» вместо: «тщательно выведывал». «Испытоваше» время звезды, т.е. когда она явилась им, чтобы оттуда считать время рождения Христа. Он думал, что Христос несомненно родился тогда, когда явилась звезда. Мф.2:8 .  И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте известно о Отрочати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шед поклонюся Ему. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Обрати внимание на хитрость Ирода и поразмысли о его безумии. Если действительно он хотел поклониться Ему, то зачем он тайно приказывал это? Если же он намеревался убить Его, то как он не понимал, что тайным приказанием он необходимо обязательно, с необходимостью приведет их к подозрению в коварстве? Прежде он тщательно выведал относительно звезды, и тогда уже приказал с тем, чтобы, если они не возвестят о том, о чем приказано, – самому привести в исполнение коварство, зная о времени (явления) звезды. Но опомнись, сражающийся с Богом: каким образом ты готовишься убить Неуловимого? Как ты не понимаешь, что совершенно невозможно превзойти Того, Которого издревле предвозвестили пророки, Которого открыла звезда и для поклонения Которому были приведены волхвы! Мф.2:9 .  Они же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, Дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Зачем опять им явилась звезда, после того как они уже узнали место? Чтобы указать Младенца, ибо как они могли бы узнать Его, рожденного в пещере и не имеющего знатной матери? Посему придя, она остановилась над тем местом, где был Младенец, показывая, что рожденное есть Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Придя в Иерусалим, волхвы стали расспрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Ирод, царь Иудейский, сильно встревожился, когда слух о появлении волхвов дошел до него. Он был чужеземец, а не потомок царя Давида, и потому сильно боялся потерять свою царскую власть. Ирод призвал к себе первосвященников и книжников народных и спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они хорошо знали Священное Писание и тотчас же отвечали ему: «В Вифлееме Иудейском». Ирод призвал к себе волхвов и стал выведывать у них время появления звезды, чтобы узнать возраст родившегося Царя. Расспросивши волхвов, Ирод сказал им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы отправились в Вифлеем. Чудесная звезда шла пред ними до Вифлеема и остановилась над домом, где находилось Святое семейство. Волхвы твердо верили, что Младенец на руках Марии – Царь Иудейский, и не удивились бедности Его Матери: в знак своей веры и почтения к Младенцу, они поднесли Ему богатые дары и с благоговением поклонились Ему. Поклонившись Спасителю, волхвы хотели идти к Ироду, но, получивши повеление от Бога – не возвращаться к Ироду, другим путем возвратились в страну свою. 10. Бегство Святого семейства в Египет. Избиение вифлеемских младенцев. Возвращение Св. семейства из Египта ( Мф.2:15–23 ) Ирод долго ждал возвращения волхвов. Когда же уверился, что волхвы ушли в свою землю, решился умертвить И. Христа. Не зная верно ни возраста Его, ни места, где Он находится, царь велел избить в Вифлееме и окрестностях его всех младенцев мужеского пола до двух лет. Посланные от царя умертвили всех детей до двухлетнего возраста. Тогда сбылось пророчество Иеремии: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Под Рахилью разумеются вифлеемские женщины, плакавшие о детях своих). Ирод успокоился, надеясь, что в числе детей вифлеемских погиб и Младенец Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Беседа 3. Евангелие от Матфея, глава 2, 1–23. «Поклонение волхвов» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы будем читать 2-ю главу с 1-го по 23-й стих. И мы читаем: Мф.2:1–2 . «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники-волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания. Читай книгу Чисел глава 24-я. А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: ″Где должно родиться Христу″, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его» . Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими» . Их (волхвов) появление в святом Иерусалиме в сравнении с реалиями современной нам жизни можно представить так: это если бы в Москву пришли брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное, но иногда, как показывает случай с Валаамом и волхвами, язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради. По истолкованию Блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу не движутся. Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… » ( Чис.24:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Где здесь родившийся царь Иудейский? – спрашивали они. – Мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему 3 . Такая весть встревожила царствовавшего тогда Ирода и привела в движение весь Иерусалим. Первый, отживая последние свои годы, все еще боялся лишиться царства. Жители же Иерусалима, ошибочно представляя Мессию царем- завоевателем, который будто должен освободить их от ига язычников, одни радовались втайне близкому избавлению, другие же трепетали при мысли о предстоящих страшных переворотах в государстве. Встревоженный Ирод созвал к себе всех первосвященников и книжников и спросил: – Где должно родиться Христу? Они отвечали, что по древним пророчествам Ему должно родиться в Вифлееме Иудейском. Тогда Ирод тайно пригласил волхвов и старался выведать от них время явления звезды. Получив от них нужные сведения, он послал мудрецов в Вифлеем и сказал: – Пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему. Говоря это, Ирод имел в душе страшное намерение: для сохранения своей короны, он вздумал погубить родившегося Мессию. Волхвы отправились в Вифлеем, отстоящий от столицы Иудейской не более как на семь верст. Никто из жителей Иерусалима не решился идти вместе с ними отыскивать новорожденного царя. Всем известен был характер кровожадного Ирода, и все крайне боялись, чтобы не навлечь на себя подозрения и через то не подвергнуться казни. Спутницей и руководительницей волхвов явилась звезда, виденная ими на востоке. Шествуя перед ними, она привела их в Вифлеем и здесь остановилась над домом, в котором находился искомый ими царь. С неописуемой радостью вступили волхвы в этот дом. Здесь нашли они Иосифа с Марией и младенца Иисуса. С глубочайшим благоговением поверглись они пред ним на землю и принесли привезенные ими богатые дары – золото, ладан и смирну. Маги хотели о своем великом открытии известить Ирода, но, получив во сне повеление не возвращаться к нему, другим путем отправились в страну свою. По дороге к Вифлеему, в том месте, где она принимает несколько направлений, показывают кладезь трех волхвов, у которого им воссияла чудная звезда, приведшая их с востока в Иерусалим. § 9. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

И не пустой звук, не ложное слово говорили бы мы, когда поздравляли друг друга: С Рождеством Христовым! Тайна волхвов 14 «И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. …И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф. 2:9, 11 ). Тайну рождения в мире Божественной правды узнали волхвы. Высоко, на небе увидали они лучезарную звезду и пошли за ней и положили к ногам Младенца сокровища свои: золото, ладан и смирну. Внутренний смысл евангельских событий не подчинён «времени», он непреходящ. Внешнюю форму событий изучает история. Религиозное содержание их принадлежит вечности. И эта вечная, непреходящая сущность Евангельских событий повторяется, переживается душой каждого человека. Для каждого человека рано ли, поздно ли загорается Вифлеемская звезда, рано ли, поздно ли он приближается к тайне волхвов, ищет Божественную правду, приносит к подножию её все богатства свои: золото, ладан и смирну. У всех нас жизнь наполнена грязью, мусором, пошлостью, суетой. Но перед лицом смерти, вспоминая весь прожитый путь, человек всегда сознаёт, что то, чем была наполнена почти вся его жизнь, и что он считал таким важным, – на самом деле ничтожная мишура, которая умрёт вместе с ним. А то, что он считал неважным, что делал между прочим – любовь к людям и добрые дела, – на самом деле есть самое важное, нетленное, вечное, ради чего и надо было жить. И захочется человеку снова начать свою жизнь, чтобы делать уже теперь только одно важное: любить и творить добро. Все сокровища свои захочет он отдать Богу. Всю жизнь свою, всю душу свою. Счастлив тот, кто сознаёт всё это не в конце, а в начале жизни. Счастлив тот, кто не на краю могилы впервые видит «звезду на востоке». Праздник Рождества Христова ежегодно напоминает нам, погрязшим в житейской суете, – о великой тайне волхвов. Этот праздник зовёт нас хоть на один час оторваться от земного, поднять глаза свои к звёздному небу, увидать там звезду Правды Божьей и пойти за ней, чтобы поучиться отдавать Христу все сокровища свои и самое драгоценное из них – свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010