Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

Во Всемирный день памяти жертв СПИДа во всех храмах Русской Православной Церкви будут совершаться заупокойные богослужения Москва, 13 мая 2016 г. 15 мая 2016 года, во Всемирный день памяти жертв СПИДа, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси во всех храмах Русской Православной Церкви будут совершаться заупокойные богослужения по людям, умершим от этой болезни, сообщает Патриархия.ru . Ко Всемирному дню памяти жертв СПИДа приурочена Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД», которая проходит 10–20 мая. Акция призванна привлечь внимание молодежи к проблеме распространения этого заболевания. Организатором мероприятия выступает Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый С.В. Медведевой, при поддержке Министерства здравоохранения, Министерства науки, Министерства связи и массовых коммуникаций, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по делам молодежи, Союза ректоров России, ведущих государственных вузов страны, Союза студенческих СМИ и Русской Православной Церкви. Одним из ключевых мероприятий акции станет Открытый студенческий форум, который состоится 14 мая во всех вузах России. На базе учебных заведений пройдут конференции и круглые столы. По итогам форума планируется принятие декларации об активной борьбе с ВИЧ/СПИДом в молодежной среде. По инициативе Всемирной организации здравоохранения ежегодно третье воскресенье мая во всем мире отмечается как Всемирный день памяти жертв СПИДа (World remembrance day of AIDS victims). По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу, в мире за период эпидемии почти 40 миллионов человек ушло из жизни из-за этого заболевания. В 1988 году в СССР было выявлено около 30 инфицированных, в том же году зарегистрирован первый случай смерти от СПИДа. На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано уже более миллиона человек с ВИЧ-инфекцией. В последние годы число новых выявленных случаев инфицирования увеличивается на 10–12%. 13 мая 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/93291.html

Радоница: чему радуемся? Неужели длинные ряды могил с крестами не предполагают плача по умершим? 3 мая, 2022 Неужели длинные ряды могил с крестами не предполагают плача по умершим? Во вторник второй после Пасхи недели Русская Церковь празднует Радоницу. Православные с Божественной Литургии идут на кладбище и говорят торжествующее «Христос Воскресе!» своим усопшим родным и друзьям. Само название праздника предполагает радость, и даже светло-печальные заупокойные службы на Радоницу не служатся. Но почему так, и в чём здесь суть? Неужели длинные ряды могил с крестами и памятниками, трогательные надписи «Вы, листочки, не шумите, нашу маму не будите» и особая тишина этого места не предполагают рыданий, плача по умершим? Кладбище, действительно, место особое. Место священное. Говорят, если тебе очень весело — пойди на кладбище. А если тебе очень грустно — тоже пойди на кладбище. Потому что память о смерти — очень важный момент христианского самосознания. И буйное веселье на грехами покрытой и заплаканной земле память смертная способна превратить в смиренную печаль о себе, погибающем. А чёрную тоску — наоборот, переменить на светлую радость о всеобщем воскресении. В русской традиции надгробные кресты ставят у ног усопших, и сами тела кладут лицом на восток. Почему так? По преданию, во время Второго Пришествия, Иисус Христос придёт с востока. И когда мёртвые воскреснут, они восстанут из могил, поднимутся — и увидят Господа, а ещё увидят Распятие — и утешатся, ведь именно Крестом Бог победил смерть. Поэтому кладбища — это поистине великое место. Как это будет? Обратимся к Библии, в которой святой пророк Иезекииль, живший в шестом веке до Рождества Христова, так описывает Всеобщее Воскресение. «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

http://pravmir.ru/radonitsa-chemu-raduem...

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тем не менее в Наше сознание очень трудно входит всё последующее. Нам всё время хочется, чтобы Страстная пятница не была таким днём, каким она является уже много веков — днём заупокойной службы. Нам всё хочется видеть в христианстве какую-то силу. А Евангелие от Марка показывает нам, что христианство — это просто жизнь во Христе. В Евангелии нет никакой системы, никакой теории и никакого особого учения. В нем есть Христос. В Евангелии от Марка, повторю, нет ничего такого, чего бы уже не было у Матфея или Луки. Вернее, у Марка есть только один текст, которого нет в других Евангелиях, — маленькая драгоценная притча Иисуса о семени, брошенном в землю: «…Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (4:26-29). Здесь речь идёт о семени, которое внутри, в земле, набухает, наполняется водой, прорастает и затем растёт незаметно для внешнего наблюдателя. Этому семени уподобляет Иисус Царство Божие: работа Божия происходит в глубинах нашего «я», очень часто незаметно не только для стороннего наблюдателя, но и для нас самих. И эта тайна делания Божия внутри человека так ярко открыта именно в Евангелии от Марка. Особенности Евангелия от Луки О богатстве Когда пытаешься выделить, что именно в Евангелии от Луки отлично от трёх других Евангелий, то прежде всего обнаруживаешь, что это тема богатства. У Матфея (19:24) и у Марка (10:25) встречается знаменитый афоризм: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Есть он и у Луки (18:25). Во всех трёх Евангелиях этот афоризм завершает рассказ о богатом юноше, который пришёл к Спасителю спросить, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Но только у Луки тема богатства становится одной из основных, проходит через весь текст его Евангелия. И прежде всего она выражена в четырёх больших притчах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

2. Еще молимся об упокоении души скончавшегося раба Божия (имя) и о прощении всех его вольных и невольных согрешений. 3. Чтобы Господь Бог поселил душу его там, где покоятся праведные. 4. Милости Божией ему, прощения грехов и Царства Небесного у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Молитва Боже, Создатель невидимых духов и всех земных существ, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Своему миру! Ты Сам, Господи, упокой душу скончавшегося Твоего раба (рабы) (имя) в местах света, блаженства, покоя, где нет болезней, печали и душевных страданий, и, как милосердный и человеколюбивый Бог, прости ему (ей) всякий грех, сделанный им (ею) словом, делом и помышлением, ибо нет человека, которой провел бы жизнь не согрешив, так как только Ты один безгрешен и Твое правосудие – правосудие вечное и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение, жизнь и покой скончавшегося Твоего раба (имя), Христе Боже наш, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и с Пресвятым, всеблагим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Отпуст: Воскресший из мертвых и и владычествующий над мертвыми и живыми Христос Истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, душу Своего раба (имя), переселившегося от нас в жилище праведных вселит, вместе с Авраамом упокоит, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец. В блаженстве праведных подай, Господи, вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (рабе, рабам) и сотвори о нем (ней, них) вечную память. Разрешительная молитва над скончавшимся Господь наш Иисус Христос, сказавший Своим ученикам и Апостолам: «Примите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Ин. 20, 22–23 ; Мф. 18, 18 ), даровал им по Своей Божественной благодати власть связывать и разрешать грехи людей. Этой же властью, по преемству от них принятой нами, да простит Господь через меня, смиренного, это духовное чадо (имя) и да разрешит его от всех его грехов, совершенных перед Богом по человеческой немощи словом, делом, помыслом, всеми его чувствами, произвольно и невольно, сознательно и несознательно, через которые он и подпал или под архиерейскую или иерейскую клятву или отлучение, или навлек на себя проклятие родителей, или подпал под свое проклятие, или клятву нарушил, и от всех других грехов, которыми он, как человек, связан, но во всех их с сокрушением сердца покаялся. Да освободит его Господь от всех этих виновностей и уз. Грехи же, по человеческой немощи преданные забвению, да простит по Своему человеколюбию и по молитвам Пресвятой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

173. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. 174. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое. 175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. 176. Я заблудился, как овца потерянная, взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. Тропари, гл. 8 Припев: Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим. 1. Все святые нашли источник жизни в Боге и дверь в рай, да найду и я путь туда через покаяние. Я – овца погибшая, но призови меня, Спаситель, и спаси меня. 2. Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия, и сами закланные, как агнцы! Вы, перейдя к жизни нестареющей и вечной, усердно молите Спасителя о даровании нам прощения грехов. 3. Шедшие тесным путем скорбей, все взявшие в жизни крест, как иго, и последовавшие за Мною с верою, приидите, насладитесь почестями, приготовленными Мною для вас, и венчайтесь венцами небесными. 4. Я – образ Твоей неизреченной славы, хотя и ношу язвы грехов; сжалься над Твоим созданием, Владыка, очисти его Твоим милосердием и подай мне вожделенное отечество, вновь сделав меня жителем рая. 5. В древности призвавший меня к жизни из небытия и украсивший Твоим Божественным образом, но за нарушение заповеди вновь возвративший меня в землю, из которой я взят был! Возведи меня в достоинство Твоего подобия, облекши в утраченную мною красоту Твоего образа. 6. Упокой, Боже, раба Твоего и дай ему место в раю, где все святые, Господи, и праведники сияют, как светила. Скончавшегося раба Твоего упокой, прощая все его согрешения. Слава: Тройственным светом сияющего Единого Бога благоговейно воспоем, возглашая: Свят Ты, Отец Безначальный, также Безначальный Сын и Божественный Дух. Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня. И ныне: Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех! Чрез Тебя человечество нашло спасение, да найдем и мы чрез Тебя рай, Богородица Чистая, Благословенная. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже (трижды). Малая ектения 1. Еще и снова в мире Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

В одной своей книге старец Софроний говорит, что благодатная молитва о всем мире подобна молнии, которая озаряет светом всю вселенную. То же самое мы можем сказать и о жизни самого старца. Его жизнь на планете Земля была яркой и блистательной, она осветилась благодатью Божией. Всю свою жизнь старец творил молитву в глубоком покаянии и созерцании, и мы верим, что он молится и сейчас. Сейчас его молитва даже еще сильнее, ибо много может усиленная молитва праведного 626 . Я смиренно прошу у старца благословения и прощения. Во время заупокойной службы мне живо вспомнилась картина вознесения пророка Илии и крик Елисея: “Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его» 627 . Действительно, приснопамятный старец Софроний жизнью своей, своим словом был колесницей и конницей Израиля Божественной благодати. Поэтому я и заканчиваю эти простые и скромные слова сердечным взыванием: “Отец мой, Отец мой, колесница Израиля и конница его, благослови нас и мир " ». Слово Иерофея, митрополита Навпакта и Святого Власия, на успение старца Софрония, исихаста и богослова Благослови, Отче! Велика и притягательна сила Божественной мудрости. Как говорит мудрый Соломон: «Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее... Она таинница ума Божия и избирательница дел Его» 628 . Эта внутриипостасная мудрость Божия есть Слово и Сын Его, открывшийся бестелесно пророкам и открывающийся во плоти апостолам и святым в последние дни. Други Божии являются в веках любителями этой мудрости. Возлюбив ее, они ищут ее душой и сердцем, эту приседящую престолу Твоему премудрость 629 . Как люди, они были слабыми и неуверенными в соединении суда и законов, но, облеченные Духом Святым, они жаждут только Желанного и ждут самого Последнего суда. Богословие Православной Церкви, отождествляемое с учением о нетварном свете и знании, происходящем из него, есть мудрость. Богословие есть и опытное знание, и «незнание, превосходящее знание», и знание, которое есть «образ будущего в чистом единстве разума, проникающее в таинства будущего». Так что я, вслед за Исааком Сирином , скажу, что оно есть плод безмолвия о Боге. Таким образом, безмолвие есть преддверие православного опытного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Однако последние в условиях Нового Завета получили и новое значение – духовно углубленное и расширенное. Сохраняется ли установление о субботе? Да, сохраняется. Суббота выделена уставом Православной Церкви. Суббота издревле отличается в Православной Церкви от остальных дней седмиц чинопоследованием богослужения. Суббота – праздничный день: если Великим постом в течение пяти дней седмицы не совершается полная литургия, то в субботу служится литургия святителя Иоанна Златоуста , во время которой освящаются Святые Дары. В субботу делается ослабление поста. Однако прежние установления о субботе, данные для людей Ветхого Завета, не могли сохраниться неизменными: «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим. 7:6 . Самое главное изменение заключается в том, что суббота для христиан стала временем покоя не в смысле освобождения от бытовых занятий, а в значении вечного покоя для всех усопших членов Церкви. Именно в субботу совершаются специальные заупокойные службы. «Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4: 8–10 ). Хотя суббота является для христиан праздничным днем, однако после великого события Воскресения она не может быть «царицей праздников», как у евреев. Царицей праздников для нас стал воскресный день. В этот день как раз предписано воздерживаться от обременительных трудов. В воскресение не принято работать не потому, что на этот день «перенесена» суббота, а потому, что в праздники не принято работать. Это и в библейские времена относилось не только к субботе, но и к другим праздникам. Как относиться к чудесам в иных вероисповеданиях? иеромонах Иов (Гумеров) Приступая к решению этого вопроса, необходимо определить и разделить понятия: спасение, к которому ведет истинная вера, и милосердие Божие, которое простирается на всех, ибо Господь любит Свое создание: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

5 Здесь и в прочих гласах помещены полностью все ирмосы каждой песни заупокойного канона ради распространенной приходской практики петь на аллилуйной утрени только заупокойный канон Октоиха. 7 Указание читать тропари Октоиха на 4 при том, что канон содержит 5 тропарей в каждой песне, в современной практике выполняется следующим образом: Тропарь на «Славу» не читается ввиду его заупокойного содержания и заменяется предыдущим тропарем с припевом «Слава». 8 Устав обязывает в утреннем каноне читать из Октоиха 1-й канон, а 2-й вычитывать на повечерии. Однако в приходской практике служения если повечерие не служится, то первый канон на утрени как правило заменяется вторым, заупокойным. 11 Указание читать тропари Октоиха на 4 при том, что канон содержит 5 тропарей в каждой песне, в современной практике выполняется следующим образом: Тропарь на «Славу» не читается ввиду его заупокойного содержания и заменяется предыдущим тропарем с припевом «Слава». 12 Устав обязывает в утреннем каноне читать из Октоиха 1-й канон, а 2-й вычитывать на повечерии. Однако в приходской практике служения если повечерие не служится, то первый канон на утрени как правило заменяется вторым, заупокойным. 14 Указание читать тропари Октоиха на 4 при том, что канон содержит 5 тропарей в каждой песне, в современной практике выполняется следующим образом: Тропарь на «Славу» не читается ввиду его заупокойного содержания и заменяется предыдущим тропарем с припевом «Слава». 15 Устав обязывает в утреннем каноне читать из Октоиха 1-й канон, а 2-й вычитывать на повечерии. Однако в приходской практике служения если повечерие не служится, то первый канон на утрени как правило заменяется вторым, заупокойным. 17 Указание читать тропари Октоиха на 4 при том, что канон содержит 5 тропарей в каждой песне, в современной практике выполняется следующим образом: Тропарь на «Славу» не читается ввиду его заупокойного содержания и заменяется предыдущим тропарем с припевом «Слава». 18 Устав обязывает в утреннем каноне читать из Октоиха 1-й канон, а 2-й вычитывать на повечерии. Однако в приходской практике служения если повечерие не служится, то первый канон на утрени как правило заменяется вторым, заупокойным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010