По его же словам мы приобретаем достоинство мучеников, считая наших врагов в числе наших благодетелей и не прекращая молитвы за них. А один пастырь заверяет нас, что «когда про вас говорят плохо, то говорят верно; вас хвалят — это смеются над вами. Что для вас лучше: чтобы вас предостерегали или обманывали? Чтобы к вам относились серьезно, или с вами шутили?» Поэтому беда для христианина, если его никто не обличает, не учит, не укоряет. И нам надо усердно молиться, чтобы Господь послал нам таких людей, и молиться за них Господу как за наших благодетелей. Ап. Павел заповедует нам: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Здесь следует обратить внимание на слова «если можно». Но часто это бывает нельзя, и вот в каких случаях. Иногда окружающие нас люди требуют от нас, чтобы мы пошли на компромисс со своею совестью, или нарушили бы исполнение Божьей заповеди, или проявили бы к кому-либо немилосердие, или поступили бы не так, как, нам кажется, надо поступить в согласии с волей Божией. Здесь мы должны проявить твердость и не бояться конфликта или ссоры с окружающими нас людьми, кто бы они ни были. Вспомним, как жена говорила страдающему Иову: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри» (Иов. 2, 9). Нельзя также равнодушно смотреть и молчать, видя, что ближнего обижают или развращают, колеблют его веру, учат нарушать заповеди Божии. Здесь мы должны также противостоять с твердостью и мужеством. Что подобные случаи неизбежны для христианина, видно из слов Господа: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6, 26). Итак, тот, кто хочет быть истинным последователем Христа, тот не может мириться со злом. Он должен быть приготовлен к вражде мира. Господь говорил Своим ученикам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Глава 12 ПРАВИТЕЛИ, НАЧАЛЬНИКИ И ПОДЧИНЕННЫЕ Всякая душа да будет покорна высшим властям. Рим. 13, 1 Начальник ли, начальствуй с усердием. Рим. 12, 8 В отношении правителей и начальников Священное Писание дает совершенно ясные указания отношения к ним христианина. Ап. Павел пишет:«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... Начальник есть Божий слуга, тебе на добро... И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Под влиянием винных паров награжденные деньгами и другими подарками, они предсказывали счастливую и мирную будущность и сулили все блага мира своим богатым и щедрым покровителям. Но светлые лица их омрачались, радостные предсказания обращались в грозные, когда зубы их не жевали чужой пищи, когда рука их не получала подарка. Вот как описывает этих людей пророк Михей: «Так говорит Иегова на пророков, совращающих с пути народ мой, которые жуют зубами своими и кричат: «мир»! А кто не кладет им в уста, тому объявляют войну. За то у вас будет ночь, не будет видений; и мрачно будет у вас, не будет предвещаний; зайдет солнце над пророками, и померкнет над ними день. И устыдятся прозорливцы, и посрамятся предсказатели; и все они закроют рот, потому что не будет ответа Божия» ( Мих.3:5–7 ). «Главы его (дома Израилева) судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его пророчествуют за сребро» ( Мих.3:11 ). Потому люди бедные или хорошо понимавшие характер лжепророков и без уважения относящиеся к ним слышали от них одни угрозы и мрачные предсказания, и даже подвергались их вражде и преследованию. Но кто лучше истинных пророков, действительных посланников Божиих, понимал характер этих продажных и вредных людей? Кто сильнее их противодействовал влиянию лжепророков на народ? И потому истинные посланники Божии больше, чем кто-нибудь, испытывали огорчений, неприятностей и вражды от ложных пророков. Без сомнения, истинные посланники Божии больше всего скорбели о народе, доверившемся этим обманщикам. Обольщая его своими похвалами, они возбуждали в нем самомнение и гордость, производили в нем крайнее невнимание к грозным и обличительным речам истинных пророков. Вот как жалуется на это пророк Исайя: «Священник и пророк шатаются от напитков хмельных; поглощены вином, обуяли от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются... А говорят: «кого он хочет учить ведению? И кого вразумляет проповедию? Разве мы недавно от молока груднаго отняты, отлучены от сосцев матери? Ибо все заповедь к заповеди, заповедь к заповеди, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» ( Ис.28:7, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Послушайте, прошу вас, послушайте святотатца. «Если, говорит он, я захочу согнуть палец, двинуть рукой, сесть, стать, пройтись, пробежать, плюнуть, высморкаться посредством двух пальцев, испражниться, освободиться от урины, – неужели мне всегда будет необходима помощь Божия»? Послушай, неблагодарный, послушай, святотатец, что проповедует апостол: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ); равно и известно изречение Иакова: теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Дуновение ветра, или пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло ( Иак. 4:13–16 ). Ты думаешь, что для тебя обидно, и свобода произвола уничтожается, если Бог творец всегда остается опорою твоею, если ты зависишь от Его воли, и говоришь: очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои ( Пс. 24:15 )? От того и осмеливаешься ты дерзко утверждать, что каждый управляется по своему произволу, а если каждый управляется по своему произволу, то на что помощь Божия? – Если нет нужды в Христе правителе, то каким образом пишет Иеремия: не в воле человека путь его ( Иер. 10:23 ), и Господом утверждаются стопы человека ( Пс. 36:23 )? Ты говоришь, что заповеди Божии легки; однако же не укажешь никого, кто исполнил бы все. Отвечай мне, легки они или трудны? Если легки, скажи, кто их исполнил, и зачем Давид поет в псалме: умышляющих насилие вопреки закону ( Пс. 93:20 ); и еще: по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя ( Пс. 16:4 ); и Господь говорит в Евангелии: входите тесными вратами ( Мф. 7:13 ), и любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас ( Мф. 5:44 )? Если же они трудны, то как смеешь ты говорить, что заповеди Божии легки, когда никто их не исполнил? Не понимаешь, как твои мысли противоречат между собою? Или они легки, и в таком случае есть бесчисленное множество людей, исполнивших их; или они трудны, и тогда ты бессудно назвал легким то, что трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Потом ко Христу в одиночку пришли саддукеи с особым искушением. Если семь братьев умрут один за другим, оставляя друг другу в наследство, согласно закону Моисееву, одну и ту же жену, - в воскресении, которого из семи будет она женою? На этот глупый вопрос, казавшийся искусителям особенно хитрою западней для Христа, Господь ответил: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. И, поскольку саддукеи были сектой людей, от чрезмерной земной учености не веровавших ни Священному Писанию, ни в жизнь после смерти, Преблагий Господь использовал сию возможность, чтобы утвердить веру в загробную жизнь и воскресение словами: А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. Таким образом, и это искушение принесло пользу Христу и вред искушавшим, потому что оно обнаружило незнание и глупость искусителей и потому что Господь, отвечая им, ответил и всем нам на мучительный вопрос, на который нам никто другой ответить не мог бы. Наконец, когда потерпели поражение и саддукеи, считавшие себя и считавшиеся среди людей необыкновенными мудрецами, самые лютые взаимные враги - фарисеи и саддукеи - собрались для совместного нападения, и один из них, от имени всех, спросил Христа: какая наибольшая заповедь в законе? С помощью сего вопроса эти слуги тьмы надеялись наверняка уловить Христа в словах, чтобы получить возможность привлечь Его к суду. Они нарушили все главные заповеди закона Божия, данного им чрез Моисея, и остались лишь с двумя заповедями: обрезанием и хранением субботы, - словно с двумя пустыми внутри плодами шиповника. Действительно, и сии были заповеди Божии, но не главные, и не такие пустые и бессмысленные, как они в те дни их понимали. Они, конечно, думали, что Христос назовет одно из трех: или обрезание, или субботу, или же какую-нибудь Свою новую заповедь. И они рассчитывали, если Он скажет, что главная Божия заповедь есть обрезание, обвинить Его в пренебрежении субботой; если Он выделит хранение субботы, обвинить его в пренебрежении обрезанием; а если же какую-нибудь новую заповедь со Своей стороны - тогда, тем более, обвинить его в пренебрежении ветхозаветным законом Божиим. Они, скудоумные, и заподозрить не могли, что Христос назовет то, чем они беднее всего, и, назвав старое, все-таки изречет новое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Пс.118:35 .   Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. «Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех». Не просто просит, чтобы Бог всяческих соделался его руководителем в пути, но показывает стремление свое к шествию путем сим. Пс.118:36 .   Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. «Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство». Вода обыкновенно стремится по склону, и как скоро находит где выход, стекает туда вся. Так после того, как диавол открыл путь ко греху, человеческое естество устремилось к худшему. Посему весьма прилично Пророк умоляет о том, чтобы сердце его приклонено было в свидения Божии, и избежало поводов испытать стремление к иному. Пс.118:37 .   Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем. «Отврати очи мои еже не видети суеты». Безполезное и ни к чему не служащее суетно: а таковы мнимыя приятности в жизни. Так именует их и премудрый Соломон: «суета суетствий, всяческая суета» ( Еккл. 1, 2 ). И пересказав, как созидал он домы, насаждал сады, устроял купели водныя, присовокупил: «и се вся суета, и произволение духа» ( Еккл. 2, 11 ). Посему Пророк умоляет, чтобы очи ума его склонились к иному созерцанию, и не обольщались суетою настоящаго. «В пути твоем живи мя». Даруй мне вести жизнь по Твоим законам. Пс.118:38 .   Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою. «Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой». Соделай меня твердым в словесах Твоих, неизменно охраняя страхом Твоим; то есть, пусть будет на мне страх Твой, содержа меня в боязни, и не попуская мне уклониться от словес Твоих. Пс.118:39 .   Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи. «Отъими поношение Мое, еже непщевах: яко судьбы Твоя благи». Акила, вместо: «непщевах», сказал: укрывался; так перевел и Феодотион; а Симмах: которое для меня страшно. Разумеет же здесь Пророк поношение, навлекаемое грехом. От сего-то он укрывался, сего страшился и проводил боязливую жизнь. Посему и присовокупил, не как обычно ему: судеб Твоих взыскал, или судьбы Твои сохранил; но: «яко судьбы Твоя благи». Ибо не только угрожаешь наказанием согрешающим, но и обещаешь спасение кающимся. «Судьбами» же назвал Пророк правдивыя Божии определения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Для крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Не может приступать к Таинству Крещения человек, для которого грех — образ жизни, который он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Заповеди Божии Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Десять Заповедей Божиих ( Исх. 20:2-17 , Втор. 5:6-21 ) Заповеди Блаженств Заповеди Блаженств ( Матф. 5:2-12 ) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

Так учит Богослов о внутреннем, духовном общении верующих с Богом Отцем и Господом Иисусом Христом: это общение состоит не в словах, и не в видимых только отношениях верующих к Церкви Христовой, но во внутреннем общении с Богом, в единении с Ним посредством веры, надежды и любви. 7 . Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом». Как бы так говорит Иоанн: если мы, помышляя о всесвятом и всесовершенном Боге, проводим жизнь благочестивую и добродетельную, стараясь всеми силами подражать совершенствам Божиим и быть святыми, как Бог свят: то имеем взаимное общение между собою (выше ст. 3); и вы участвуете в тех благодатных дарах и спасительных сокровищах, которыми пользуемся мы, Апостолы, имея общение с Богом Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. Кто всегда носит в душе живую веру в Триипостасного Бога, по учению слова Божия, и живет по вере, соблюдая заповеди Божии: тот, по истине, ходит во свете Божием. Свет величия Божия, созерцаемый очами веры, просвещает верующего ведением истины, согревает сердце его святою любовью, оплодотворяет жизнь его добрыми делами. А кто не видит сего света, тот мрачен, холоден и бесплоден в благом делании. Кто ходит во свете Божием, соблюдая заповеди Божии: тот, при этом свете, имеет общение и с Апостолами, и со всеми Святыми, живущими на земле, и обитающими на небе; ибо один и тот же Дух Божий сообщает духовную жизнь всем Святым, человекам и Ангелам. И Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Сказавши: если во свете ходим, – то имеем общение друг с другом, святой Богослов устремляет свой взор к тому великому и безмерному дару Божеского человеколюбия, за который должны мы вечно благодарить Бога, к тому Божескому дару, силою которого мы только и можем ходить во свете Божием, и иметь общение с Апостолами и всеми Святыми, обращает взор к искуплению всех человеков страданиями и крестною смертью Сына Божия, Иисуса Христа. Апостол говорит: если мы, просвещенные верою в Бога, живем благочестиво и свято, подражая совершенствам всесвятого Бога, то мы имеем общение друг с другом, и тесно соединяемся между собою; ибо Сын Божий, Иисус Христос, пострадал и умер за грехи всего мира; Своею смертью примирил нас с Богом; сила заслуг Его или цена крови Его покрывает наши грехи, и кровь Его очищает нас от всякого греха, и всех, как искупленных одною кровью Господа Спасителя, соединяет в одно общество, или одно тело Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

У христиан-бизнесменов не должно быть особого кодекса чести – достаточно быть христианином и просто честным человеком, не обманывать ближнего, жить по-христиански. Я сам некоторое время занимался бизнесом в конце 1980-х — начале 1990-х годов, еще до того, как крестился. И всегда старался быть честным до конца. Но часто из-за этого проигрывал. Несколько раз я стоял перед искусительным выбором — «обмани и станешь миллионером». В конце концов я вылетел из бизнеса, как пробка. Но это уже моя личная, особенная ситуация. Дело в том, что когда, наконец, придя к Богу и встретившись с человеком святой жизни, старцем Ипполитом, настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской губернии, поговорил с ним, то он мне дал понять, что не было воли Божией лично мне быть бизнесменом. Но есть люди, о которых есть воля Божия, чтобы они были богатыми людьми. Я убежден, что если такой человек будет исполнять заповеди Божии, если он будет честным и добрым, то Бог покроет его: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1). Бог раздает людям различные таланты. Так есть и люди, которым Бог дал дар имения, чтобы они служили Ему своим имением. И эти люди тоже должны исполнять заповеди Божии. Допустим, что такой человек не украл и не приобрел по этой причине лишние 20 миллионов, но Господь даст ему в другом месте, там, где он не ожидал. Только нельзя забывать о Боге. Когда мы подходим к любой ситуации с духовной точки зрения, то все складывается, все управляется как нельзя лучше. Может быть, нет Божьего благословения, чтобы некий человек стал миллиардером, а оставался бы миллионером. Но перед ним вдруг встает искусительная ситуация: если сейчас «немножечко» обмануть, то я получу громадную прибыль и стану миллиардером. Обманул и стал, но его деньги уже не праведные — он подпадает под проклятие Божие. В Церкви есть много святых, которые обладали большим богатством.

http://pravmir.ru/mozhno-li-vesti-biznes...

Хлеб наш насущный даждь нам днесь ( Мф.6:11 ), или, как Лука передаёт: Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день ( Лк.11:3 ). Так как многие держатся того мнения, будто в этих словах нам предложено молиться о хлебе телесном, то дело стоит того, чтобы в последующем показать лживость этого мнения и развить правильное учение относительно насущного хлеба. Можно им на это возразить: каким же образом Повелевший молиться Отцу о небесном и великом мог заповедь дать молиться Отцу о земном и о пустяках, как если бы, по их пониманию, забыл Он то, чему учил, потому что ни подаваемый нам обыкновенный хлеб, необходимый для поддержания в нас телесной жизни, не есть хлеб небесный, ни молитва о нём не есть молитва о чём-либо великом? Следуя за Учителем, мы поэтому обстоятельно расследуем, как Он учил о хлебе. К тем, которые пришли в Капернаум, чтобы отыскать Его, у Иоанна говорит Он так: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого даёт Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о пище тленной, а о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Ин.6:27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: что нам делать, чтобы творить дела Божии (то есть дела, Богу угодные)? – то Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). Но послал Бог, как написано в псалме, слово Свое и исцелил их ( Пс.106:20 ), то есть больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собою пищу, пребывающую в жизнь вечную ( Ин.6:27 ). И истинный хлеб небес (который должен быть отличаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного Небесного хлеба), говорит Он, Отец Мой даёт вам... Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру ( Ин.6:32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию человек ( Кол.3:10 ), то есть главнейшая составная часть человеческого существа – созданная по образу Божию душа; питающийся этим хлебом становится подобен Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Хранить Божии заповеди вам также поможет, если: 2) вы будете часто читать Святое Евангелие и Послания апостола Павла. В Евангелии содержатся заповеди Господа, особенно в пятой, шестой и седьмой главах книги от Матфея и в Посланиях апостола Павла. То, что проповедует апостол, – это и есть заповеди Господа: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» ( 1Кор.14:37 ). Особенно это относится к 6-й главе Первого послания к Коринфянам, где Павел велит христианам вообще не ходить в суд. Если же никак нельзя избежать этого, то обращаться только в церковные суды и ни в какие другие, ибо так велит Господь. Почему частое чтение Евангелия и Апостола дает великую помощь? Потому что в этих книгах вы часто встречаете заповеди Христа, вспоминаете о них. А когда вспоминаете, то думаете о их соблюдении. Поэтому пророк Давид держал слова и заповеди Господа в своем сердце, чтобы всегда помнить их, а вспомнив, понуждал себя соблюдать Божьи повеления, о чем сам поведал нам: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ). И Господь наставляет нас: «Тот, кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин. 14, 21 ). А кто же имеет их? Тот, кто всегда хранит в своем сердце память и попечение о Его заповедях, кто их исполняет, когда требует необходимость, ибо воспоминание переходит в действие. И наоборот, кто не читает заповеди Христа, тот забывает их, а при забвении разве возможно исполнение? Вот почему Бог повелел иудеям, чтоб постоянно изучали Его заповеди, рассказывали о них детям и писали их на косяках дверей в своих домах, чтобы входящие и выходящие видели их и не забывали: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор. 6:6 ) 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010