Сектанты на эти доводы приводят следующие слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: дотоле не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5, 17 – 18 ). Если следовать логике сектантов и соблюдать субботу, то мы на основании слов Спасителя должны совершать и обрезание, и вообще все законы Моисея. Дискутируя далее, сектанты напоминают, что Христос отменил закон Моисеев, но не Закон Божий. Но Спаситель говорит, что Он не нарушить пришел «Закон или пророков» ( Мф. 5, 17 ). К тому же в Ветхом Завете существовал только Закон Божий, данный Творцом через посредника Моисея. В большинстве мест Священного Писания закон о жертвах и т.п. не называется законом Моисея, а называется «Законом Господним», «Заповедью Божиею» ( Лк. 2, 22 ; Ездр. 9, 10 ; Неем. 10, 28 ). Господь не нарушил ветхозаветный закон, а исполнил, обновил и исправил: так, обрезание заменено крещением, празднование субботы – днем воскресным, ветхозаветные обряды сменились на новозаветные. Святой Иустин Философ усматривает следующее преобразовательное значение цифры восемь в Ветхом Завете: «Праведный Ной при потопе с прочими людьми, то есть с женой своей, тремя сыновьями своими и женами их, составляя число восемь человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый» 282 . Заповедь, повелевавшая обрезывать младенцев в восьмой день, также была прообразом истинного обрезания. В нем (Крещении) мы обрезаны от заблуждения греха Господом нашим Иисусом Христом, воскресшим из мертвых в первый день недели. «Ибо первый день недели, – замечает Иустин Философ , – будучи первым из всех дней, однако по исчислении всех дней по кругообороту называется восьмым, хотя и остается первым» 283 . Господь Иисус Христос, являясь исполнителем Закона, определенно указал на время его завершения, а значит, отмены и субботы. Он Сам говорил, что «суббота для человека, а не человек для субботы, посему Сын Человеческий есть Господин и субботы» ( Мр. 2, 27 – 28 ). Ветхий Завет исходил из того, что именно человек был для субботы, отсюда по ветхозаветному закону всякий, работающий в субботу, подлежал смерти ( Исх. 20, 10; 31, 14–15 ; Иер. 17, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Новозаветный или евангельский нравственный закон изложен в Нагорной проповеди Господа Спасителя ( Мф.5–7 ; Лк.6:17–49 ). Он гораздо полнее, возвышеннее и совершеннее закона Моисеева и отвечает всем высшим требованиям духовной природы человека. Моисеев закон, предписывая еврейскому народу нравственные правила, не давал сил для исполнения их, и поэтому ветхозаветный человек должен был сознавать всю свою немощь, бессилие в борьбе со злом, а Господь Иисус Христос не только сообщил людям совершеннейший закон, но и дал им благодатные силы для исполнения этого закона. Поэтому-то новозаветный закон называется законом благодати ( Деян.14:3, 20:32 ; Гал.2:19–21 ); он есть сила Божия ко спасению всякому верующему ( Рим.1:16 ). О разделении заповедей на две скрижали Два главных вида любви . Заповеди закона Божьего, данные израильскому народу на горе Синае, были разделены на две скрижали. Это разделение означает, что заповеди содержат в себе два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему, и соответственно с этим в них предписываются и два рода обязанностей: обязанности к Богу и обязанности к ближнему. На это указывает Сам Господь Иисус Христос, когда на вопрос иудейского законника: Кая заповедь больши есть в законе, – какая наибольшая заповедь в законе? Он отвечал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей и первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:37–40 ). всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (то есть в этих двух заповедях заключается сущность учения всего Ветхого Завета о нравственных обязанностях человека). Своими ближними мы должны считать всех людей, потому что все созданы единым Богом и все произошли от одного человека. Сам Господь Иисус Христос в притче о милосердном самарянине указал нам, что ближним надо считать каждого человека; однако люди одной с нами веры вдвойне (и по телу, и по духу) близки нам, как дети одного Отца Небесного по вере в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рим.7:5 .  Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; Прежде получались совсем иные результаты. – Живя по плоти, т. е. угождая требованиям своего я, мы подчинены были страстям или аффектам греховным ( παθματα αμαρτιν). Закон еще более возбуждал их деятельную силу (ср. ст. 7 и сл.). И вот результатом этого были плоды, приносимые смерти, т. е. дела дурные, ведущие к духовной смерти. Рим.7:6 .  но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Освобождение от закона не есть освобождение от всякой зависимости. Напротив, свободный от закона верующий несет высшее и лучшее служение в обновлении духа. Это новое состояние, в какое вводит верующих Св. Дух, есть состояние полной гармонии между склонностями сердца и нравственными обязанностями, когда человек с радостью идет на подвиги самопожертвования из любви к Богу. Этому состоянию противоположно прежнее, которое Апостол называет жизнью «по ветхой букве». Здесь под ветхою буквою, конечно (ср. Евр 8:13 ), Апостол разумеет обветшавший закон Моисеев, названный у него буквою потому, что он обращал внимание, главным образом, на внешнее состояние человека и оставался со своими предписаниями чем-то внешним, чуждым для человека. – Несомненно, что Апостол здесь, как и далее, имеет в виду читателей – природных евреев или же прозелитов иудейства (Цан). Рим.7:7 .  Что же скажем? Неужели от закона грех ? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. В каком, однако, смысле закон служил человеку помехою на пути к праведности? Конечно, не в том, что будто бы он порождал грехи, каких без него человек не совершил бы. Нет, он своими требованиями возбудил силу сопротивления в грехе, который лежал в скрытом состоянии в природе человека, и этот грех умертвил человека. Виновен, значит, в смерти человека (смерти духовной) не закон, а грех . Закон же имел только самые святые цели в отношении к человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово Божие или Слово Господне. Еврейский термин [давáр] означает не «слово» как часть речи, а живое высказывание, разговор, наполненный смыслом. Когда Писание говорит о «Слове Божием», это не указание на факт прямой речи Бога к человеку, а в первую очередь выражение Его силы и воли. Если Слово Божие записано ( Исх.24:4 ), то такая запись становится учебником или наставлением для жизни верующего. Писание описывает Слово Божье следующим образом: «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» ( Иер.23:29 ), «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис.40:8 ), «... не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек» ( Втор.8:3 ). Закон Господень или Закон Божий. Когда Господь избрал еврейский народ, Он дал ему через Моисея свод законов, который регулировал все сферы жизни в соответствии с волей Божией. Этот свод законов именуется словом [торá]. В большинстве случаев этот термин переводится как «Закон» или «Закон Моисеев». Однако значение слова чрезвычайно широко: оно включает в себя и некое предписание, и отдельные заповеди, и весь кодекс законов, данный Богом. В древнегреческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) передаётся словом νμος [нмос]. Однако словосочетанием «Закон Божий» часто обозначают не только Пятикнижие Моисеево, но и всё Писание. Например, «...не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» ( Ин.10:34 ). Здесь содержится ссылка на Пс.81:6: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы». Ветхий и Новый Завет . Библия разделяется на Ветхий Завет и Новый Завет. Конечно, до пришествия Христа разделения на Ветхий и Новый Завет не существовало, было только одно собрание Священных книг. Но после того, как были написаны другие библейские книги, Церковь стала различать Ветхий и Новый Завет . Слово «Завет» [берт]) можно перевести с еврейского языка как «соглашение», «договор», «союз». На греческий язык было переведено словом διαθκη [диафни], то есть «завещание» или «завет». Этот союз заключается между Богом и человеком ради духовного наставления и блага человечества. Завет неизменен, человечество может принять или отвергнуть его, но не может его изменить. «Завет» – это распространённое в Библии слово. В ней описывается несколько заветов, самый известный из них – закон, данный Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В седьмой главе апостол объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения закона Моисеева. «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Так, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. «Так и вы, братие мои, – говорит апостол, – умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому. Воскресшему из мёртвых, да приносим плод Богу» (ст. 4). Закон Моисеев имел временное значение, дабы обнаружить всю силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал греховные язвы, но не давал исцеления от них: он давал человеку лишь горькое сознание бессилия исполнить все требования закона и получить через это оправдание от Бога. А теперь мы, христиане, освободились от закона с тем, «чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве», то есть не по внешне формальным предписаниям закона. Тут же апостол предостерегает от возможного ложного вывода, будто в законе лежит причина греха: не было бы закона, не было бы и греха. Нет, причина греха – в самом человеке. Закон сам по себе свят, и заповеди его святы, справедливы и направлены к добру. Закон только обнаруживает грех , коренящийся в природе человека, извращённой первородным грехом. Во второй половине седьмой главы (ст. 13–25) апостол разъясняет кажущуюся ненормальность того, что при наличии святого закона Моисеева греховность человечества не только не уменьшалась, но ещё и увеличивалась, вследствие чего потребовалось чрезвычайное благодатное средство для спасения людей через искупительный подвиг Единородного Сына Божия. Это одно из немногих в новозаветных священных книгах мест, где с такой силой и глубиной изображается греховная развращённость нравственной природы человека: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (ст. 15). Одними своими силами, без благодати Божией, человек не в состоянии побороть живущий в нём грех, «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (ст. 19–20). Ярко раскрывает св. апостол эту картину раздвоенности, которую производит грех в нашей падшей природе: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (ст. 21–23). «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (ст. 24). Нарисовав эту мрачную картину порабощённости человека греху, св. Павел указывает затем на всесильную помощь нашего Искупителя: «благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим» (ст. 25). Господь Искупитель и при окаянстве нашем может явить нас победителями живущего в нас греха. Подробно об этом говорится в следующей, восьмой главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закон Моисеев вместе с толкованиями на него иудейских раввинов представлял собой гигантский свод религиозных, ритуальных и нравственных правил, исполнение которых должно было привести человека к Богу. В античном мире были созданы свои своды законов, ставивших целью изменение человека и общества к лучшему. Классическим и наиболее ярким примером может служить трактат Платона «Законы», регламентирующий различные стороны жизни человека в том идеальном обществе, которое философ рисовал в своем воображении. Но проблема заключалась в том, что это было именно воображаемое общество: в реальном мире все обстояло иначе. И даже самые совершенные законы, создававшиеся самыми мудрыми людьми, разбивались о человеческую неспособность или нежелание их исполнять. Христианство реалистично оценило природу человека. С самого начала христианская аскетика говорила о присутствии в человеке греховного начала. Источник этого греха – не в сотворении человека Богом, а в грехопадении Адама, преступление которого принесло осуждение всем людям ( Рим. 5:12–19 ). Промежуточным этапом во взаимоотношениях между Богом и людьми после грехопадения Адама было дарование закона. Но закон имел обратный эффект: по его причине «умножилось преступление» ( Рим. 5:20 ). Как говорится в рассматриваемом тексте, «ослабленный плотью» закон «был бессилен» спасти человека от всевластия греха и смерти. И тогда «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех». Иными словами, Сын Божий воспринял на Себя плоть, подобную той, какой плоть Адама стала после грехопадения. Христос, говорит далее Павел, «осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас». О каком исполнении здесь идет речь? По мнению блаженного Августина , «исполнение закона – любовь. А любовь относится к тем, кто живет по духу. Ибо любовь связана с благодатью Святого Духа». 169 С этим толкованием согласны и некоторые современные комментаторы, 170 подтверждающие такое понимание ссылкой на Гал. 5:14 («Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»). О любви Божией речь пойдет в Рим. 8:35–39 («Кто нас отлучит от любви Божией...»), а о любви к другому как исполнении закона в Рим. 13:8–10 («ибо любящий другого исполнил закон», «итак любовь есть исполнение закона»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Духовное познание истины почерпается из бесконечных глубин 1Кор.2:10 : «нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух все проницает, и глубины Божии». Чтобы это изречение понять правильно, мы опять приведем на мысль наше образное представление о двух кругах П (Божественный Дух) и а (человеческий дух), которые отчасти включены друг в друга и при посредстве которых мы пытались схематически представить, как Дух Божий и дух человеческий могут проявлять общую деятельность и при этом оставаться двумя различными духовными субъектами. Мысли Божественного Духа имеют свой центр «в глубочайших глубинах» духовного мира. Вследствие такого общения с Божественным Духом, человеческий дух имеет участие в мире божественных мыслей, – он может почерпать мысли из той Божественной глубины, которая не может быть мыслима в его собственном духе ст. 11: «Божьего никто не знает, кроме, Духа Божия». Таким образом, духовно облагодатствованный дух человека принимает участие в исследовании божественных глубин – исследовании, которое есть дело Божественного Духа. Правда, он не может обнять всей полноты божественных истин, так не может обнять, как малый круг а не может вместить в себя большого круга П. Но в своей мере он почерпает из глубины божественных мыслей то, что он может обнять, как отдельный индивидуум. Только настолько мы познаем, насколько нам даровано из той глубины, – полнота дара всегда только соответствует силе понимания 1Кор.2:12 : «мы приняли Духи от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Другой род духа, действующего чрез ум в виде свободного начала в отношении плотски-психической жизни, есть воля. Также и она была ослаблена, – там, где эта порча достигла высочайшей степени, где она была сведена к нулю, воля плоти сделалась господствующею силою. В возрожденных, напротив, Божественный Дух стал двигающею побудительною силою Гал.5:18 : «вы духом водитесь», Рим.8:14 : «все водимые Духом Божиим суть сыны Божии». Этот Божественный Дух, который идет из духовного мира, носит закон духовного мира в Себе, – этот закон есть принцип Его существа и деятельности. Также и Моисеев закон есть закон духовный, происходит из того же самого мира и имеет в себе духовный принцип. Кто теперь носит в себе Духа Божия, тот сам по себе делает то, чего требует внешний закон в буквах, он носит принцип этого внешнего закона в себе Рим.8:4 : «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Так как христиане носят в себе божественный закон, то поэтому они более не находятся под внешним законом Гал.5:18 : «если вы духом водитесь, то вы не под законом». От служения внешней принудительной буквы закона они освобождены чрез внутренно побуждающего Духа Рим.7:6 : «мы освободились от закона, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Давал себя знать и кризис учительных авторитетов в Церкви. Все это определило богословские особенности Пастырских Посланий. Гностический либертинизм расшатывал не только богословие, но и нравственную дисциплину Церкви. Поэтому подчеркивается непреходящее значение нравственных норм закона: «Закон добр, если кто законно (νομκως) употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных (νομοι)» (1 Тим 1. 8-9). Т. о., под «праведностью» в Тим 1. 8-9 понимается уже не столько «праведность верою», но «праведность добрых дел». Острые дискуссии об иудейском законе, к-рые были одной из основных тем в Посланиях к Римлянам и к Галатам, в языкохрист. среде Пастырских Посланий во многом утратили свою актуальность. Тит получает совет: «споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит 3. 9). Во 2-м Послании к Фессалоникийцам грядущий в конце времен «антихрист», согласно иудейской традиции, назван «человеком беззакония» (νθρωπος τς ανομας - чтение в ранних рукописях , B и др.), «беззаконником» (νομος). «Тайна беззакония» действует уже в настоящее время (2 Фес 2. 3, 7, 8). З. М. в Послании к Евреям В Послании к Евреям последовательно развиваются мысли ранних Посланий ап. Павла. В типологии этого Послания законные культовые реалии ВЗ рассматриваются как несовершенные, предварительные и преходящие воплощения идеального богослужения, совершенной жертвы и совершенного первосвященства Иисуса Христа (Евр 7. 11-19). Во Христе заповедь отменена «по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства» (Евр 7. 18-19). Закон имеет «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10. 1). Все требуемые З. М. жертвоприношения отменяются, ибо закон «не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр 10. 1). Но «где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евр 10. 18). З. М. в Евангелии от Иоанна и в Посланиях ап. Иоанна Ап. Иоанн Богослов. Икона. Сер. XIV в. Хиландар, Афон) Ап. Иоанн Богослов. Икона. Сер. XIV в. Хиландар, Афон) В Евангелии от Иоанна обнаруживается истолкование закона, близкое к истолкованию его в синоптических Евангелиях и в Посланиях ап.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся. «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут». Яснее определяет Апостол сказанное в предыдущем стихе, почему и согрешившие в законе законом суд приимут, и тем яснее опровергает ложное мнение Иудеев, будто они, как избранный народ, как потомки Авраама, как имеющие Богооткровенный писанный закон, будут пользоваться преимущественным правом на оправдание пред Богом или на милость от Бога, как Бога Авраама, Исаака и Иакова. Как бы так пишет Апостол: нет, и Иудеи, согрешившие под законом, не оправдятся, а будут осуждены; потому что из имеющих закон оправдятся только те, которые исполняют закон, а не все те, которые слушают и знают его. Под слушателями закона разумеются и слушающие, и читающие закон, и знающие его, но не исполняющие. Апостол отличает слушателей закона потому, что закон Моисеев изучаем был народом Иудейским преимущественно посредством слушания его, когда он читался в синагогах и во храме, но не посредством чтения; потому что тогда не было еще известно искусство книгопечатания, а переписывание книг было сопряжено с большими издержками и затруднениями, для народа непреодолимыми. Егда бо языцы не имуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон. 15. Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим. Когда Апостол, сказал: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители его оправданы будут», – Иудеи могли подумать: Да как язычникам оправдаться пред Богом? Как могут они быть исполнителями или творцами закона, когда у них закона совсем нет, и потому они не знают его? Если Бог не дал язычникам закона, и они потому не могут ни исполнять, ни познавать его; то не явно ли из этого, что язычники Богом отвергнуты и подлежат осужденью? – На это Апостол отвечает: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона написано у них в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И они при всей своей учености и проницательности не могли проникнуть учение таинства о Царстве Божием, Вечной жизни, о чем так ясно возвещает нам Св. Евангелие; и если что важное они (философы) высказали, превышающее ум обыкновенного человека, то это было мимолетно, и не в состоянии было спасти человечество от пороков, идолопоклонства, и от чего избавил только Спаситель мира. И так, из сказанного узнаем, что для научения людей истине, нужен был высший, небесный Учитель, каковым и был Христос. Когда читаешь Евангелие то видишь, что Дух Божий обитал на Том, Кто изрек словеса сии; видишь, что учение это от Бога, что Закон Христов Свят и превосходит даже сам Закон Моисея. Да не подумает Израиль, что я от себя это говорю! О, нет! о сем возвещает пророк Иеремия. Слушай Израиль! Так говорит Иегова: вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет . Не такой завет какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 29 Слова пророка но требуют много толкований, они ясно показывают, что Новый Завет – Св. Евангелие превзойдет древний Закон Моисея; как не свят Закон Моисеев, и как не священны Его правила веры, но требуют восполнения. Беспристрастный читатель легко может это усмотреть при сличении учения Моисея с учением Господа Иисуса Христа. Возьмем хоть например нагорную проповедь Спасителя. Сколько в ней истин, превосходящих Закон Моисея, и ведущих людей к миру, любви и вечной жизни. Так Моисей учит Израиля: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего ( Лев. 19:17, 18 . Мф. 5:43 ). Христос же учит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010