Закон вечной справедливости остается вечным и неизменяемым, но душа человеческая, искренно молящаяся за врагов своих, сама светлеет высшим светом любви Божией. «Господи! не вмени им греха сего!» восклицает побиваемый каменьями, как Захария, христианский мученик Стефан; и в этой молитве об убийцах своих его светлая душа еще более светлеет, озаряемая светом Божиим, и приближается к недосягаемому человеком вечному светочу, воссиявшему нам ( 2Nemp. I, 19 ), который глаголал в страшные минуты распятия Его: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят»! (Луки XXIII, 34). Иоаса, как мы видим, постигает Божие наказание: на него нападают Сирийцы; грабят его сокровища; он сам, тяжко больной, откупившись от их нашествия, чувствует, что окружен заговорщиками, и затворяется в Иерусалимской крепости Милло; но и здесь он убит на постели своей слугами своими, и «не похоронили его в царских гробницах» ( 2Nap. XXIV, 25 ). Сорок лет царствовал Иоас (4 Ц. XII, 1), воцарившись семи лет отроду в седьмой год царствования во Израиле Ииуя; так что дни его рождения совпадают с днями переворота, совершенного во Израиле. Через 23 года по его воцарении (4 Ц. XIII, 1) умер в Израильском царстве Ииуй, и воцарился сын его Иоахаз, который «делал неугодное в очах Господних». Как мы видели выше, Азаил, царь Сирии Дамасской, взял большую дань с Иоаса, царя Иудеи, и он же, а после него Венадад (II), сын его, беспрестанно тревожили царство Израильское. Ииуй, как сказано в 4 Ц. X, 31–32, «не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... и не отступал от грехов Иеровоама 1054 ... в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом». И об Иохазе (id. XIII, 2 – 3), как и об отце его, сказано, что он не отступал от грехов Иеровоама... «и возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни». Id ст. 4. «И помолился Иоахаз лицу Господню и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский». 5. «И дал Господь Израильтянам избавителя и вышли они из-под руки Сириян»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И, не ожидая от него ответа, пророк убежал, потому что так велел ему сделать Елисей. Военные иронически спросили Ииуя: – Зачем приходил этот неистовый? Но как только узнали, что Ииуй помазан в нового царя, они закричали: «Да живет царь!» Здесь мы видим действие священного помазания, которое способно преобразить сердца даже закостенелых скептиков. Вскоре Ииуй нападает на сына Ахава, Иорама, и убивает его вместе с царем иудейским, Охозией, поплатившимся за свое нечестие. Труп Иорама бросили на поле Навуфея, и так исполнилось пророчество Илии, и отомщена была пролитая невинная кровь. Когда Ииуй прибыл в Изреель (вторая столица Израиля), тогда Иезавель накрасилась и надела все свои украшения, чтобы показать свое бесстрашие. Увидев нового царя, она спросила: – Мир ли убийце господина своего? Но Ииуй приказал выбросить ее из окна, и брызнула кровь ее, и кони (священные животные Ваала, которому она кланялась) растоптали ее. Когда же захотели ее похоронить, то не нашли от нее ничего, кроме черепа, ног и кистей рук. Так сбылось слово Илии: «На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» ( 4Цар. 9, 36–37 ). И истребил Ииуй всех родственников Ахава, как и предсказал Господь. Он решает уничтожить всех поклонников Ваала и с этой целью устраивает большой праздник в честь идола. Все его жрецы собираются в капище, Ииул приказывает казнить их всех, разрушает капище и делает в нем место нечистот. Так исполнились слова Бога, сказанные Илии на Хориве, что Ииуй вместе с Азаилом Сирийским и пророком Елисеем совершат казнь над идолопоклонниками. Но и Ииуй не захотел уничтожить золотых тельцов, и потому Израиль был обречен. Смерть Елисея (4Цар. 13, 14–21) Елисей заболел смертельной болезнью, и к нему пришел царь Израильский Иоас, сын Ииуя. Он плакал над ним и восклицал, повторяя невольно слова самого Елисея при вознесении Илии: «Отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» ( 4Цар. 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Взойди на высокую гору, благовествуй Сиону! Возвысь с силой голос твой, благовествуя Иерусалиму! Возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его с властью. Вот награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь будет Он пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» ( Ис. 11:1–2, 9–11 ). Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке Для большей ясности изложения мы рассмотрим пророческие книги в хронологическом порядке. Мы поговорим о пророках, живших в период от 9-го до 6-го столетия до Р. Х. – Иоиле, Ионе, Амосе, Осии, Исаии и Михее. В центре этого первого периода находится Исаия, книгу которого надо считать расцветом пророческого дара. Взор пророков этого периода был обращен на падение Израильского царства, которое произошло в 722 году до Р. Х. Заканчивается этот первый период преследованием и истреблением пророков царем Манассией. Книга пророка Иоиля В хронологическом порядке Иоиль является первым пророком, оставившим нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, вероятно, при иудейских царях Иоасе и Амасии, лет 800 до Р. Х. Иоиль называет себя сыном Вафуила. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Иерусалим, Сион, храм Иерусалимский, богослужение – постоянно на устах пророка. Однако, в бедствиях, постигших Иудею, – засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи, пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми. Главный порок, против которого выступает пророк Иоиль – механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие, и призывает евреев к искреннему покаянию, говоря: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных». (Ис. 40:1-2, 9-11). Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке    Для большей ясности изложения мы рассмотрим пророческие книги в хронологическом порядке. Мы поговорим о пророках, живших в период от IX до VI столетия до Р.Х. — Иоиле, Ионе, Амосе, Осии, Исаии и Михее. В центре этого первого периода находится Исаия, книгу которого надо считать расцветом пророческого дара. Взор пророков этого периода был обращен на падение Израильского царства, которое произошло в 722 году до Р.Х. Заканчивается этот первый период преследованием и истреблением пророков царем Манассией. Книга пророка Иоиля    В хронологическом порядке Иоиль является первым пророком, оставившем нам запись своих проповедей. Свое пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, вероятно, при иудейских царях Иоасе и Амасии, лет 800 до Р.Х. Иоиль называет себя сыном Вафуила. То были годы сравнительного спокойствия и благоденствия. Иерусалим, Сион, храм иерусалимский, богослужение — постоянно на устах пророка. Однако в бедствиях, постигших Иудею, — засухе и, в особенности, страшном нашествии саранчи пророк видит начало суда Божия над еврейским народом и всеми людьми. Главный порок, против которого вооружается пророк Иоиль, — механическое, бездушное исполнение обрядового закона. В то время благочестивый царь Иоас стремился восстановить религию в Иудее, но достиг успеха, главным образом, во внешнем ее проявлении. Пророк видит впереди еще большее усиление языческих суеверий и последующее наказание Божие и призывает евреев к искреннему покаянию, говоря: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоиль 2:12-13). Нередко в одном пророческом видении Иоиля объединяются события, отстоящие друг от друга промежутками во много веков, но близкие в религиозном плане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Если священник был учителем народа, то пророк мог быть учителем и священства. Пророки не ограничивались только учением и проповедью; они и организовывали вокруг себя жизнь на чисто религиозных началах. Вокруг пророков собирались ревнители веры и пророки руководили их жизнью. Мы разумеем так называемые пророческие школы. Употребляя этот термин, не следует забывать замечания митрополита Филарета, что он выдуман немцами, которые полагают, будто лучше их университетов и нет ничего. Говоря о пророческих школах, следует совершенно отрешиться от современных представлений о школе. Пророческие школы, называемые сонмами пророческими (см.: 1 Цар. 10, 5, 10; 19, 19–24) и сынами пророческими (см.: 4 Цар. 4, 1 и др.), можно представлять только религиозными учебно-воспитательными институтами, имевшими как бы монастырский распорядок общей жизни . Деятельность пророков в отношении этих пророческих школ можно представлять так. Люди, благочестиво настроенные, ревнители закона, собирались вокруг пророков, составляли более тесный круг учеников. В этом кружке члены вели особенную религиозную жизнь. Пророк стоял во главе этих сонмов, руководил религиозным образованием и воспитанием, и всегда сам был мудрым наставником в религиозно-нравственной жизни. Пророки собирали вокруг себя лучшую часть народа, и сыны пророческие могли быть наставниками других, религиозно-нравственной опорой своего времени. Собирая вокруг себя религиозных людей и развивая их в религиозно-нравственном направлении, пророки достигали того, что некоторые из сынов пророческих сами удостаивались откровений и могли быть помощниками пророков в деле их служения. Библия и сохранила один случай, когда Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский... Помажь Ииуя, сына Иосафатова, сына Намессиева... в царя над Израилем (4 Цар. 9, 1–3). Таким образом, пророки не только сами были опорой своего времени, но они и собирали вокруг себя людей доброй воли. Пророки поэтому и были колесницей Израиля и конницей его. Когда умер Елисей, то пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его (4 Цар. 13, 14)! И двенадцать пророков — да процветут кости их от места своего!.. спасали Иакова верною надеждою (Сир. 49, 12).

http://pravoslavie.ru/5840.html

Затем пророк чудесно насытил сто человек ячменными хлебами (см.: 4 Цар 4, 44). По мнению преподобного Нила Синайского, пророк Елисей тем, что напитал двенадцатью хлебами сто человек (и еще осталось), предызобразил чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч (см.: Творения. Ч. 1. С. 128). Чудесное насыщение Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч      Важное прообразовательное значение имело и исцеление сирийского военачальника Неемана от проказы. На это чудо указывает Спаситель: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк 4, 27). Как Елисей предпочел оказать благодеяние Нееману и не захотел врачевать прокаженных в Израиле, хотя и много их там было, так и Христос, встретив непонимание своих соотечественников, оказывал благодеяния иноплеменникам. По принятому исчислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 году. Взятие святого пророка Илии на небо было, очевидно, в 904 году, вскоре после смерти царя Охозии, в самом начале правления Иорама. Смерть святого пророка Елисея надо отнести к 838 году. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения его обнимает шестьдесят четыре года. Это согласуется с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось шестьдесят лет. О смерти пророка священный писатель говорит так: Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! (4 Цар 13, 14). Вспомним, что эти же слова произнес пророк Елисей при вознесении своего учителя пророка Илии. Через год после смерти Елисея несли хоронить в город одного умершего. В это время на город напали моавитяне. Люди, несшие покойника, испугались и бросили его в ближайшую пещеру — там покоился пророк. От прикосновения к останкам святого пророка Елисея мертвый ожил и стал на ноги свои (см.: 4 Цар 13, 20–22). Это — впечатляющее свидетельство Библии о чудотворном действии мощей святых угодников.

http://pravoslavie.ru/104058.html

Ииуй истребил Ваала с земли израильской ( 4Цар.10:28 ) и исполнил волю Божию относительно дома Ахавова (ст. 30); но и он «не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (ст. 31); от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов, которые в Вефиле и Дане (ст. 29). Иоахаз, сын Ииуя (13:2), Иоас (ст. 11), Иеровоам II (14:24), Захария (15:9), Менаим (ст. 18), Факия (ст. 24) и Факей (ст. 28) – все эти государи делали неугодное в очах Господних, не отставали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля. Ничего не говорится в этом отношении о Селлуме ( 3Цар.15:10,13–15 ); но, быть может, по причине краткости его царствования, – он царствовал всего один месяц. Осия, последний царь израильский, также делал неугодное в очах Господних, – «но не так, как цари израильские, которые были прежде него» (17:2). Что значат последние слова, неизвестно. Все приведенные нами суждения писателя 3 и 4 книг Царств о введенном Иеровоамом культе показывают, прежде всего, что таково было мнение о нем самого писателя, а также и его современников; за последнее говорит и вышеуказанный подобный взгляд на тот же предмет книги Паралипоменон, не далекой по времени происхождения от книг Царств. 357 В это время (плена и после плена) особенно ревностного устранения из культа Иеговы всего чуждого, языческого, служение тельцам, хотя бы оно относилось и к Иегове, естественно должно было казаться в глазах иудеев отступлением от Иеговы, грехом против Него и даже чистым идолопоклонством. Но есть данные утверждать, что такой или подобный взгляд на культ тельцов в израильском царстве существовал и до плена вавилонского и даже в самом израильском царстве, что, следовательно, священные писатели приведенных выше книг выражают не свой только и своих современников взгляд на культ тельцов, 358 но древний, прежде них существовавший. Отражение этого взгляда можно, кажется, видеть у пророка Иезекииля в символическом имени Самарии – Огола=шатер ее, указывающем на самовольно введенный культ в израильском царстве, тогда как Иерусалим называется тут же Оголива – шатер Мой в ней ( Иез.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но после того царь вавилонский возвысил Иоакима, дал ему престол выше других царей, и ел и пил вместе с ним до конца своей жизни. Этим и оканчивается книга, т.е. взятием города и отведением народа в плен. Теперь остается кратко перечислить по этим четырем книгам имена царей иудейских и израильских и показать, каков был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. По смерти Саула, царствовавшего сорок лет, царствовал Давид над всеми израильтянами и иудеями сорок лет, а именно, в Хевроне семь лет, и над всеми израильтянами и иудеями тридцать три года. Он творил правду сердцем совершенным. При нем были пророки Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также сорок лет, и совершил зло. И при нем были пророки Нафан и Гад. Ровоам, сын его царствовал семнадцать лет и делал зло. При нем царство разделилось и остались с ним в Иерусалиме два колена, Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки Ахия Силонитянин и Адда. Авия, сын его, царствовал три года; сердце его не было подобно Давидову, но он ходил во грехах отца своего; и при нем был пророк Адда. Аса, сын его, царствовал сорок один год и творил правду; впрочем при нем еще оставались высоты (идольские). При нем были пророки Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын его, царствовал двадцать пять лет и творил правду; но высоты еще оставались. Впоследствии и он подвергся упреку в нечестии за то, что был в дружбе с Охозиею, царем израильским, и большею частью принимал участие в его делах. При нем были пророки Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозоил, сын Захарии, и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын его, царствовал восемь лет и делал зло, потому что имел женою дочь Ахаава. И при нем были Илия и Елисей. Охозия, сын его, царствовал один год и делал зло; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал сорок лет. Он умертвил Захарию и творил правду всею душою своею, пока мудрый Иодай был жив и наставлял его. Его убили рабы его, в доме Маллоновом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Посему Елисей назвал великого Илию колесницей Израилевой и конником, потому что его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам» (блаж. Феодорит, вопр. 8). Приведенное выражение пророка Елисея при кончине его употребил царь Иоас израильский в отношении к нему ( 4Цар.13:14 ). В знак печали о разлуке с пророком Илией Елисей раздирает одежды свои. 4Цар.2:13 .  И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 4Цар.2:14 .  и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Взятая теперь Елисеем милоть Илии была знаком принимавшего отселе Елисеем пророческого служения (сравните стихи ( 4Цар.2:8 ) и ( 3Цар.19:19 )), залогом исполнения просьбы Елисея ( 4Цар.2:9–10 ). С этим символом пророческого звания пророк Елисей идет назад к Иордану и, подобно Илии ( 4Цар.2:8 ), ударяет его (согласно LXX, Vulgata, славянскому текстам – «дважды»), – со словами молитвенного вопроса: «где Иегова, Бог Илии, – Он Самый?», евр. аф-гу; семьдесят толковников (LXX), не понимая этого выражения, написали его лишь греч. буквами: φφ, слав.: «аффо». Принимая чтение LXX, блаж. Феодорит говорит в объяснение ст. 14: «пророк, вознамерившись перейти Иордан, подражал учителю, и ударил по воде милотию, не сказав при сем ничего, но думая, что для совершения чуда достаточно одной милоти. Поскольку же не повиновалось ему естество водное, то призвал Бога учителем, невидимого и неприступного для человеков. Ибо слово «аффо» по изложению других переводчиков толкуется «сокровенный» (блаж. Феодорит, вопр. 9 на 4 книгу Царств). Как для самого Елисея, так и для близстоявших сынов пророческих чудо разделения Иордана было знаком того, что дух Илии почил на Елисее; в прообразовательном смысле это чудо, как и переход евреев через Чермное море и через Иордан, предсказывало спасительные воды крещения (см. Тропарь 5 января в навечерие крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прежде, чем перейдем к описанию терновника – Spina Christi, скажем еще несколько слов о разностях терновников и драчий Святой Земли. Есть там самый распространенный вид терновников для живых изгородей. Об этом виде терновника в притчах Соломона говорится: «путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий» ( Прит. 15, 19 ). Терновый плетень на Востоке служит символом убожества, малости. Этим объясняется горделивый ответ царя Иоаса царю Амасии: «и послал Иоас, царь Израильский, Амасии, царю Иудейскому, сказать – терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жену сыну моему. Но пришли дикие звери, что на Ливане, и истоптали этот терн ( 4Цар. 14, 9 ). Есть в Палестине вид тернистого дерева, известного под именем «Содомского яблока». Когда это яблоко созреет, то внутри плода заключается только горько-соленая пыль. Ветки этого терновника не могли быть употреблены для тернового венца. «Содомское яблоко» служить в Палестине символом обманутых ожиданий. Да и растет это дерево по преимуществу около Мертвого моря. В истории защиты Троицкой лавры от ляхов, в период лихолетья, упоминается о так называемом «Троицком чесноке», т. е. о той железной колючке, которую как ни бросай на землю, всегда один шип будет кверху. Это прибор на подобие греческого τρβολος. Русские ополченцы бросали ляхам по дороге к обители преподобного Сергия эти треконечники с тремя остриями. На эти треконечники натыкался противник. В Палестине растет звездовидный терновник, с именем cantaurea, который напоминает Троицкий треконечник. Но и не из звездовидного терния был сделан римскими воинами терновый венец. В ближайших окрестностях Иерусалима произрастает терновник Spina Christi. Это и есть древо, или точнее, кустовидное растение тернового венца нашего Спасителя. Этот терновник, с острыми остями, был здесь же, под руками воинов игемона. Им недосуже было ходить вдаль за иглистым терном. Воини игемоновы могли срезать своим отточеным мечом ветвь терна и на дворе игемона. Тогда, говорит евангелист Матфей, воини игемоновы, приемше Иисуса на судище, собраша нань все множество воин: и совлекше Его, одеяша Его хламидою червленою и сплетше венец от терния, возложиша на главу Его ( Матф. 27, 27–28 ). Кровь обагрила лик Спасителя, когда острыя ости этого венца вонзились в главу Искупителя мира. Острая боль должна была поразить Его сердце. И все сие – за спасение мира...

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010