С 60-х годов русский византинизм становится явлением заметным и пробивает себе путь с разных сторон. Еще в 40-х годах бывшая Российская Академия предлагала некоторым из наших эллинистов перевести на русский язык византийских историков, но за закрытием Академии предприятие это не состоялось в свое время, хотя некоторая часть переводов и была приготовлена. В 1858 году существование этих рукописных переводов сделалось известным Духовному Ведомству, которое и приняло издержки по их изданию на свой счет, вследствие чего с 1860 года и приступлено было к печатанию готовых переводов 41 . Это полезное дело в те же годы продолжено было Санкт-Петербургской духовной Академией, благодаря которой важнейшие из средневековых византийских историков увидели себя в русском переводе. Начавший развиваться русский византинизм скоро нашел себе поддержку в высших духовных и светских учебных учреждениях. На первых порах внимание русских византологов сосредоточилось на изучении внутреннего состояния Византийской империи: так духовные академии в лице некоторых из своих профессоров, как например И. Е. Троицкого и A. П. Лебедева, которым принадлежит ряд интересных статей, ценных исследований или же очерков, а также трудами, вышедшими из-под пера их воспитанников (Скабаланович и др.) внесли значительный вклад главным образом в разработку состояния церкви, церковной литературы и просвещения в Византии, причем, по тесной связи церкви и государства в Византии, расследование указанных предметов не могло оставить не затронутой и т. н. гражданскую историю. Затем, в половине 60-х же годов при наших университетах учреждена была кафедра церковного законоведения, то есть такой науки, построение которой немыслимо без изучения византийского церковного законодательства. Что введение этой науки в программы университетского курса не осталось без влияния на византинистику, это всего лучше можно видеть на примере проф. Павлова с его ценными исследованиями по части византийского законодательства. К 70-м годам центром византинизма становится Санкт-Петербургский университет, а органом его Журнал Министерства Народного Просвещения, и доселе охотно открывающий свои страницы византологам.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Исключение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» из школьного курса подорвет не только культурное и духовное, но и политическое самосознание народа, считает патриарх Кирилл 2 мин., 27.03.2024 Исключение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) из программы общеобразовательных школ никак нельзя одобрить, т.к. без этого предмета подорвется культурное, духовное и даже политическое самосознание российского народа, такое мнение высказал Святейший Патриарх Кирилл. О проблемной ситуации с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предстоятель Церкви рассказал в своем докладе в среду 27 марта на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора. В начале патриарх Кирилл напомнил, что учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ввели в школьную программу именно по инициативе Русской Православной Церкви и в связи с договоренностями 2009 года между Предстоятелем Церкви и Президентом России. – А в феврале текущего года Министерство просвещения России издало приказ 109 об исключении с 1 сентября 2025 года из Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Вот так, взяли и исключили, – констатировал патриарх Кирилл. Святейший пояснил, что согласно упомянутому указу, теперь содержание предмета ОДНКНР станет составной частью курса «История нашего края» в 5-7 классах, т.е. из самостоятельного предмета перейдет в предмет «История нашего края». – Конечно, это приведет к значительному сокращению объема учебных часов, выделенных на изучение основ духовно-нравственной культуры и упразднению таких предусмотренных действующими правовыми нормами воспитательных и обучающих целей ОДНКНР, как «знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человеческого общества» (приказ Министерства просвещения России от 17 декабря 2010 года 1897), – добавил Святейший.

http://foma.ru/iskljuchenie-osnov-duhovn...

], распорядок, такую силу права приобрел в понятии лам, что действия его доныне ощущаются…» (стр. 254). Нил приводит такие цифры: в 1822 году в Восточной Сибири насчитывалось 2532 ламы (монаха) и 19 кумирен (капищ), в 1842 году стало 5545 лам и 34 кумирни (стр. 256). 364 «все преодолевший и все отвергший» бог Фо — прозвище Будды, преодолевшего все соблазны и искушения мира, отвергшего все его ложные обольщения и мнимые радости и силы. 365 Далай-лама — высшее духовное лицо в ламаизме, почитается живым, вечно возрождающимся (хубилганом) божеством на земле. 366 …поворачивает на спиритскую. — В 70-е годы XIX века в придворных и административных кругах Петербурга наблюдалось усиленное увлечение спиритизмом — шарлатанским производством «чудес», «вызовом духов», «столоверчением» и т. д. Медиумы, производящие эти фокусы, сменяли один другого. С разоблачением медиумических чудес выступали Л. Н. Толстой (пьеса «Плоды просвещения»), Д. И. Менделеев и др. 367 против… рожна прать. Рожон — острый кол, укрепленный в наклонном положении. Лезть на рожон — предпринимать действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. 368 « О прока» — офранцуженное русское слово напрокат. 369 Епитимья (греч.) — покаяние, церковное наказание. На гражданскую и духовную службу в Сибирь часто посылались лица, неугодные в глазах начальства, совершившие какой-либо проступок. 370 Мережи — сети. 371 «Что ми хощете дати, да аз вам предам?» — слова Иуды Искариота — предателя Христа, с которыми он обратился к первосвященникам иудейским (евангелие от Матфея, гл. XXVI, 15). 372 Повесть о пятистах путешественниках заимствована Лесковым из статей И. П. Минаева «Несколько рассказов из перерождений Будды» (Журнал Министерства Народного просвещения, 1871, «Индийские сказки» (там же, 1871, 4, 5; 1874, 373 Шигемуни — Шакья Муни (более употребительно Сакья Муни) — имя Будды в его земном воплощении в царевиче Гуатаме. В переводе с санскритского означает: царственный богомыслитель (монах). 374 Сумбер (правильнее — Сумер) в буддийской космологии — высочайшая гора, населенная небесными гениями, благожелательными людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Несколькими месяцами ранее из-за столкновения с вновь назначенным министром народного просвещения реакционером графом Е.В.Путятиным он вынужден был уйти из «Журнала Министерства народного просвещения», который редактировал в течение полутора лет. Страстность, прямота и бескомпромиссность, преданность своему делу и верность демократическим идеалам были неустранимым источником конфликтов великого педагога с рутинной и реакционной, официальной педагогикой. Покидая журнал, возвращенный им к активной жизни после длительного прозябания, Ушинский с горечью писал в одном из писем: «Все русское просвещение отдали в руки идиоту и изуверу, который... думает дать новое направление русскому воспитанию и просвещению, а следовательно, и русской истории... Взгляд у этого господина на воспитание такой, что он выразил следующую мысль: «Всякая педагогика – вздор; дите надобно учить так, чтоб его рвало, тошнило (sic) от ученья»» 14 . В июле 1862 г. руководство Ведомства императрицы Марии (куда входил, в частности, и Смольный институт) командировало Ушинского за границу для изучения состояния и организации женского образования в Европе, а также для подготовки учебника по педагогике. Вынужденная командировка, ставшая по существу почетной ссылкой, продолжалась пять лет. За границей Ушинский создал свою замечательную учебную книгу «Родное слово» – классический учебник русской начальной школы и окончил первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Не занимая с 1862 г. «никакого официального положения в педагогическом мире, оставаясь свободным, независимым, Ушинский, по словам М.Л.Песковского, так высоко поднялся в общественном мнении, как никто и никогда из русских педагогов» 15 . Ушинский дорожил этой свободой и независимостью, в частности и от академических, университетских чинов и званий и связанных с ними мало приемлемых для него чиновных обязанностей. Он, по его словам, «плохо верил в возможность «артельной» педагогики» 16 и был глубоко убежден, что «двигатели науки являются свободно, на всех поприщах, и всего реже в стенах академии», что отдельные личности прокладывают науке «дорогу вперед, независимо от академий и университетов». «В животворных и образовательных силах личностей, – писал он, – я нахожу единственное ручательство за истинный прогресс» (I; 290:293) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Развязка борьбы была трагической. Во время народного волнения старейшины Союза срочно собрались на совет в доме одного знатного гражданина. Здесь их настигла разъяренная толпа: дом подожгли, и лишь два человека успели выбраться из пылавшего эдания [ 19 ]. Для пифагорейцев наступили годы гонений. Их доктрина подвергалась осмеянию, а самих их повсюду объявляли врагами Отечества. Тем не менее рассеявшиеся группы учеников Пифагора сберегли его учение. Пусть оно и не привело к сколько-нибудь стойкой религиозной реформации, но, даже ограниченное узкими кружками, оно воспитало плеяду талантливых философов и ученых. Идеи Пифагора о Едином, о гармонии, вечных основах мироздания, о бессмертии духа оказали плодотворное воздействие на развитие античной философии и науки. Через Эсхила, Платона и Эвклида пифагорейство передало свою эстафету будущим поколениям. Таким образом, не обладая столь могучим религиозным даром, как Индия или Израиль, Греция все же сумела завоевать для мира великие духовные сокровища в сфере познания и религиозной мысли. ПРИМЕЧАНИЯ Глава шестая МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР 1. В своем знаменитом труде Коперник прямо ссылается на пифагорейцев (Филолая и Экфанта) как на своих предшественников ( Н. Коперник. О вращении небесных сфер. М., 1964, с. 12). 2. Пифагор, по определению одного из историков религий, «единственный основатель религии, которого, поскольку нам известно, знает греческий мир» ( А. Гольверд.— В кн. «Иллюстрированная история религий» Шантепи де ла Соссея, т. II, с. 265). 3.  Геродот. История, I, 95. 4.  Климент Александрийский. Cmpoмamы,i, 62. 5.  А. Маковельский. Досократики, т. I, Пифагор, 4, 8, 11. 6. См.. F. Coplesmon. А History of Philosophy. N.y., 1962, v. i, р. 45. В прошлом веке Л. Шредер пытался доказать, что Пифагор заимствовал основы своей доктрины из Индии (см.: Л. Шредер. Пифагор и индийцы. — Журнал Министерства Народного Просвещения, 1888, 1—73.). Попытку Шредера многие авторы считали неудавшейся (см. Э. Целлер. Очерки по истории греческой философии. М., 1913, с. 41). Однако в настоящее время есть некоторая доля вероятности того, что индийские идеи могли проникнуть в Восточную Грецию через Иран (см.: А. С. Bouqem. Comparative Religion. London, 1955, р. 74—75, 129).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

2) Не выписывать на 1915 год русские периодические издания, значащиеся в списке: под – Русский Врач, ввиду отсутствия постоянного академического врача, его единственного читателя, и под 10 – Журнал Министерства —30— Народного Просвещения, ввиду того, что один экземпляр его поступает в Библиотеку из Редакции Богословского Вестника. 3) Выписать на 1915 год вновь русские периодические издания: Научный Исторический Журнал, Утренняя Звезда, Проповеднический Листок и Природа. 4) Выписать на 1915 год значащиеся в списке под 25, 30, 31, 32, 37 и 67 английские периодические издания теперь же, так как сношения с Лондоном установились. 5) Выписать на 1915 год значащиеся в списке под 20, 22, 23, 29, 36, 41, 48–52 итальянские и французские: периодические издания, как только откроется возможность этой выписки. 6) О выписке немецких периодических изданий иметь суждение по окончании войны». Определили: Соглашаясь с постановлениями Библиотечной комиссии от 9-го января 1915 года, изложенными в представлениях оной за 1271, 1272 и 1273, – постановления эти утвердить. XII. Представление Библиотечной Комиссии от 9 января 1915 года за 1262: " На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 387, 388, 389, 390 и 1276 (Проф. Архим. Илариона); 1041 и 1042 (Проф. А. П. Шостьина ), 1264 и 1265 (Проф. С. И. Соболевского), 374, 385, 551, 552, 553, 554, 557, 564 и 566 (Проф. М. М. Богословского ), 1282 (Проф. Д. И. Введенского ), 386, 411 и 565 (Проф. С. И. Смирнова ), 383, 384, 757 и 1272 (Проф. А. П. Орлова), 546, 549, 556, 630 и 1273 (Проф. Свящ. Д. В. Рождественского ), 558, 559 и 1437 (Проф. Свящ. В. Н. Страхова), 628 (Проф. Свящ. И. В. Гумилевского), 563 (Проф. Свящ. И. А. Флоренского), 381, 382, 1277 и 1278 (Проф. П. Л. Туницкого), 543, 1252, 1253, 1256, 1257 и 1258 (Доц. Н. В. Лысогорского), 375, 542, 548 и 562 (Доц. В. П. Виноградова ), 706 и 707 (Доц. Иером. Варфоломея), 729 и 730 (Доц. Н. Д. Протасова ), 902, —31— 905, 906, 907, 908, 909, 910 и 911 (И. д. доц. Ф. М. Россейкина), 512, 513, 514, 515, 516, 517 и 518 (И. д. доц. А. М. Туберовского), 545 и 664 (И. д. доц. Иером. Пантелеймона), 321, 376, 377, 544, 550, 555, 629 и 1262 (И. д. доц. Свящ. И. М. Смирнова), 373, 378, 1271 и 1280 (И. д. доц. в. К. Андреева), 814 и 1493 (И. д. доц. А. Б. Ремезова), 142 (Лектора Свящ. Н. А. Преображенского), 561 (Лектора А. К. Мишина) и 1306 (Библиотечной Комиссии)». Определили: Поручить библиотекарю Академии К. М. Попову выписать для академической библиотеки означенные в заявлениях г.г. профессоров и преподавателей Академии издания и о последующем представить Правлении Академии. XIII. Отношения: а) Совета Императорской Киевской Духовной Академии, от 31 декабря за 2222, с уведомлением о получении пяти книг, возвращенных Советом Московской Академии при отношении от 18 декабря 1914 года за 690.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По предложению г. министра народного просвещения о помещенном в первой декабрьской книжке 1857 г. журнала «Русский вестник» стихотворения «Дуняша. Легенда древних времен». Тут же циркулярное предписание о недопущении к печати статей и стихотворений, касающихся отношений помещиков к их крестьянам. Начато: Декабря 27-го дня, 1857 года. Окончено: Декабря 27 дня, 1857 года. 2390 от 27.12.57 В первой декабрьской книжке текущего года «Русского вестника» напечатано стихотворение «Дуняша, легенда древних времен». 297 По общему содержанию своему и по многим отдельным стихам оно таково, что никогда не должно было бы явиться в печати. Особенно же в нынешнее время, когда всеобщее внимание возбуждено и направлено на благие предпринимания (так!) и меры Правительства, одновременное напечатание подобного стихотворения доказывает совершенное отсутствие приличия и такта как в издателе, 298 принявшем это стихотворение в свой журнал, так и в цензоре, который позволил оное напечатать. Вследствие сего покорнейше прошу Ваше Сиятельство сделать наистрожайший выговор тому и другому, внушив им, что подобные явления в нашей журнальной литературе терпимы быть не могут. Если же это направление, которым увлекаются некоторые из писателей наших, не будет остановлено в безрассудном развитии своем предусмотрительностью и осторожностью самих издателей журналов и цензоров, то Правительство будет вынуждено принять меры более действительные против редакторов и цензоров, которые окажутся неспособными пользоваться доверенностию Правительства. Первые – не должны забывать, что право, предоставленное им издавать журнал, было основано на личном доверии Правительства к их благоразумию и благонамеренности; другие – что на них возложена важная и священная обязанность оберегать литературу от предосудительных уклонений с той стези, на которой может она действовать в пользу Правительству и Обществу. Министерству прискорбно видеть, что некоторые из писателей и журналистов наших не умеют ценить облегчений, которые в последнее время были им оказаны. Но, не переставая охранять эти облегчения и содействовать благоразумному развитию деятельности во всех отраслях литературы, тем строже и решительнее М(инистерст)во будет действовать против легкомыслия и злоупотреблений печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Д.П.С. [Соколов Д.П., прот.] О преподавании Закона Божия (По поводу нового распределения учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях С.-Петербургского учебного округа, введённого в виде опыта в 1866/67 учебном году)//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1868. Ч. 137 (CXXXVII). С. 171-183. Записки сельского священника: Быт и нужды православного духовенства. СПб.: Издание исторического журнала «Русская старина», 1882. С. 136-145. Петров Г., свящ. Школа и жизнь/свящ. Г. Петров. - СПб., 1903. С. 6. Розанов В.В. Собрание сочинений [Т. 5.]. Около церковных стен/В.В. Розанов. - М.: Республика, 1995. 558 с. - Содерж.: Закон Божий в училищах (С. 71-73); Семинаристы-студенты (С. 74-75); Слово Божие в нашем ученьи (С. 75-78); Письма законоучителя Лисицына: Кто виноват, Ещё о Слове Божием в школе (С. 78-79) и коментарии к ним (С. 79-81); Духовенство в училищах (С. 336-339); С.У. [Уманец С.И.] На северо-западной окраине (из записок русского чиновника)//Исторический вестник. 1908. N 10. С. 132-133. [О манкировке православными священниками уроков Закона Божия] Воспоминания краеведа В.Н. Попова о состоянии среднего образования в дореволюционном Царицыне (1969 г.)//ГАВО. Ф. 1474. Оп. 1. Д. 11. Л. 12; 19-21. (Ф. 1474 Коллекция документов краеведов) Речи, произнесённые В.К. Саблером 4 и 5 мая 1910 г. в заседаниях Чрезвычайного Собрания Училищного Совета при Святейшем Синоде//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1910. N 21 (22 мая). С. 850-854; Речь при открытии Чрезвычайного Собрания Училищного Совета при Св. Синоде 3 мая 1910 г.//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1910. N 21 (22 мая). С. 845; Чрезвычайные Собрания Училищного Совета при Св. Синоде//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1910. N 21 (22 мая). С. 845; Мироносицкий. С.А. Рачинский и церковная школа [Речь, сказанная в присутствии членов Чрезвычайного Собрания Училищного Совета при Святейшем Синоде и других лиц, 6 мая 1910 г.//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1910. N 21 (22 мая). С. 856-867. Журнал N 3 Съезда оо. Уездных наблюдателей церковных школ Саратовской епархии, 11 августа 1914 г.//Государственный архив Саратовской области (ГАСО. Ф. 410. Оп. 1. Д. 100. Л. 6 об-7).

http://bogoslov.ru/article/453126

1 июня 1863 г. — уволен из Министерства народного просвещения. 20 августа 1863 г. — назначен управляющим Московской синодальной типографией. 18 мая 1864 г. — произведен в статские советники. 14 августа 1868 г. — отстранён от службы. C 1 декабря 1867 г. до 13 октября 1887 г. — издавал в Москве ежедневную газету «Современные известия»; газета неоднократно подвергалась цензурным предостережениям и взысканиям. В 1877—1888 годах, три срока, был гласным Московской городской Думы. В связи с появлением в 1881 году в Москве конкурирующих с «Современными Известиями» ежедневных газет («Московский листок» Н. И. Пастухова, «Московский Телеграф» И. И. Родзевича), льстивших вкусам большинства читателей, издательство Н. П. Гилярова-Платонова стало терпеть финансовые трудности, из-за чего Гиляров-Платонов впоследствии не раз планировал закрыть газету. В 1883 г. под его редакцией выходил еженедельный иллюстрированный журнал «Радуга», призванный спасти издание «Современных Известий», однако журнал оказался убыточным. Для уплаты кредитов имущество Н. П. Гилярова-Платонова распродано за бесценок с аукциона. В эти годы Никита Петрович Гиляров-Платонов начинает писать мемуары, а также философско-публицистические и исторические очерки. Они выходили последовательно в изданиях его доброжелателей: «Русский вестник» М. Н. Каткова, «Русь» И. С. Аксакова. Это приносило ему доход, и дела стали налаживаться. В 1886—1887 гг. вышло в свет отдельное издание автобиографических воспоминаний «Из пережитого», в 2x частях (в 1884—1885 гг. печатались в «Русском Вестнике»; публикация была прервана из-за конфликта с М. Н. Катковым). В 1887 г. Никита Петрович предпринял поездку в Санкт-Петербург для получения аренды правительственных «Московских Ведомостей», последний редактор-арендатор которых М. Н. Катков к тому времени скончался. Переговоры с чиновниками оказались безуспешными. Неудача подорвала здоровье Н. П. Гилярова-Платонова, и 13 октября 1887 года он скончался в гостинице «Бельвю». Похоронен в некрополе Новодевичьего монастыря в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010