Слова отрывков: «они раньше отличались справедливостью и законностью по отношению к своим подданным, а теперь, напротив, обращаются жестоко и нарушают их права» – рисуют изменение отношений в Болгарии во время 2-го похода Святослава, когда русский князь стал беспощадно наказывать изменников». Из отрывков видно, что движение, вызванное походами Святослава, было громадным: оно простиралось не только к нижнему течению Дуная, но шло далеко на запад. Нельзя не сознаться, что отрывки привносят, таким образом, несколько новых черт в один из любопытнейших эпизодов русской истории, но нельзя думать, что Васильевским устранены все затруднения по поводу записки греческого топарха. Не находя здесь уместным входить в проверку исследования Васильевского, ограничиваемся указанием на то, что тот же вопрос трактуем был совершенно в другом историческом освещении автором настоящего обзора в статье «Византийские владения на северном берегу Чёрного моря», помещённой в журнале Киевская Старина, за 1889 год. Кроме того, в Трудах VIII Археологического съезда в Москве (т. III, стр. 278) напечатана статья П.Н. Милюкова, трактующая тот же вопрос с новой точки зрения. Что записка готского топарха может быть ещё предметом горячих споров, это видно из полемической статьи Васильевского против автора статьи «Византийские владения на северном берегу Чёрного моря» и из ответа на неё, помещённого на страницах Журнала Министерства Народного Просвещения, октябрь и декабрь 1889 г. 4 . Из предыдущего мы могли усмотреть, что Васильевский часто и с особенною любовью останавливался на темах, имеющих связь с древнею русской историею. Не менее того его занимали вопросы, касающиеся южно-славянской истории, поскольку они могут быть изучаемы в связи с Византией и поскольку они способствуют выяснению древней истории южной России. Специальных исследований, имеющих отношение к юго-славянской истории, у Васильевского не мало; они могли бы составить довольно компактный томик. Сюда прежде всего относятся библиографические статьи: 1) «О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан», Журнал Министерства Народного Просвещения, июль 1882 года, 2) «Ещё раз о мнимом славянстве гуннов» (там же, апрель 1883), с которых мы и начнём обзор.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Многословно развивая эти мнения, Училищный Совет приходит к заключению, что постановление о подчинении церковно-приходской школы влиянию Министерства народного просвещения «с точки зрения Православной Церкви, совершенно неприемлемо». 20 марта 1910 года Синод, «вполне разделяя изложенные в журнале Училищного Совета соображения», определил: «Журнал этот утвердить» 186 . Никоновичу стало известно, что Училищным Советом при Синоде составлена была докладная записка о церковной школе, адресованная в Синод, с просьбой ходатайствовать перед царем о сохранении самостоятельности церковных школ. Говорили, что ставилось серьезное препятствие к подаче этой записки, но его удалось устранить, и записка была подана. Вопрос о кредитах в Бюджетной комиссии В Государственной Думе были снова возбуждены законопроекты об отпуске кредитов на церковно-приходские школы. После ассигнования 1 000 000 рублей Дума обсуждала законопроект обер-прокурора Св. Синода о новом отпуске по 1 000 000 рублей в год (500 000 в полугодие) на те же нужды. Для доведения содержания до размера, установленного законом 3 мая 1908 года, всем учителям церковно-приходских школ по подсчетам ведомства потребовалось 4 700 000 рублей. В Бюджетной комиссии Государственной Думы, куда законопроект поступил на предварительное рассмотрение, было предложено увеличить ассигнование вдвое, т. е. до 2 000 000 рублей. Однако, распределяя эту сумму по уездам, на основании ведомостей, представленных духовным ведомством в оправдание произведенного в предыдущем году ассигнования в 1 000 000 рублей, Бюджетная комиссия обнаружила, что сведения духовного ведомства относительно числа училищ, входящих в школьную сеть, не совпадают с подлинными школьными сетями. Например, в губерниях Витебской и Могилевской число таких школ, по данным Министерства народного просвещения, равнялось 874 с 905 учащими, по ведомости Училищного Совета при Синоде оно достигало 1317 школ с 1423 учащими, что давало разницу на 518 учителей, иначе говоря, на 83 000 рублей, если считать добавочное ассигнование на учителя в 160 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

531 Так во время самого препод. Иова – князь Коистантин Острожский сражался с ними под Синявой 1575 г., Дубном 1577 г. и др. См. Самуила Твардовского: Woyna domowa z Kozaki, Tatary, Moskwa et cet... Typis Collesienei 1681 r. Также в pamietnikach о woynach kozackich przez nieznajomego autora: Historya о woynie z Tatarami... W Wroclawln 1842 r. 534 Przeslawna gora Poczajowska, стр. 5, 9. Сравн. также архива Почаевской лавры. Дело 1/76 о zabronieniu braciom wody стр. 94 – 96. 535 Przeslawna gora Poczajowbka, стр. 9. Между прочим говорим: в Новом Почаеве; потому что в нескольких верстах от лавры есть другой, «старый Почаев» (село), в котором находятся богатые ключи, доставляющие прекрасную воду остальным обитателям местечка Почаева. 542 Гора Почаевская, стр. 5. Остатки козинского замка, где происходило это событие, можно видеть еще и теперь в местечке Козине, Дубенского уезда (Волын. губ.), в 30 верстах от Почаева. Замок расположен на небольшом острове, омываемом со всех сторон рекою Иквою. От него остались целые стены, но внутренний распорядок здания совершенно разрушен, так что теперь нельзя узнать почти ни одной комнаты в его составе. 544 См. подлинный документ, писанный рукою Лаща, в январе месяце, 26 дня, 1643 года. Арх. Поч. лавры. 545 Przeslbwna gora Poczajbwsko, стр. 9 на обор. Сравн. также, при делах бывшего статистического комитета при волынской семинарии: Dekkrt па Firleja, оть 7 ноября 1643 года. 546 Przesl. gora Pocz. Стр. 10. Сравн. также журнал министерства народного просвещения 1845 г. м. январь, смесь, стр. 5. 547 Przesl. gora Pocz. Стр. 10. Сравн. также журнал министерства народного просвещения 1845 г. м. январь, смесь стр. 5 552 В м. Козине, при развалинах бывшего замка Фирлеев и до последнего времени можно было видеть каменный надгробный памятник Андрея Фирлея, на котором явственно читается: Anno reparataSalutis M. C. D. XI. VII 555 Теперь если идти или ехать в Почаевскую лавру по большой дороге, ведущей из Кременца в Почаев, то под самым Почаевом можно видеть богатый дубовый лес с сенокосом. Это лес, подаренный почаевской обители Гойскою, за который, между прочим, преп. Иов тоже вел дело с Фирлеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Соловьев Вл. Письма. Т. III. С. 224. 34 Ср.: Введенский Александр. Научная деятельность М. И. Владиславлева. СПб., 1890. 35 Журнал Министерства народного просвещения. 1875, январь. С. 247–271. 36 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 185—186. 37 Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. Т. III (I). Пг., 1921. С. 45. 38 Кавелин К Д. Априорная философия или положительная наука? По поводу диссертации г. В. Соловьева. СПб., 1875. 39 Козлов А. А. Г. Влад. Соловьев как философ//Знание. 1875, январь. С. 1—18; февраль. С. 1—29. 40 См.: Козлов А. А. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного Э. фон Гартмана. Вып. 1—2. М., 1873—1875. 41 Страхов Н. Н. История и критика философии//Журнал Министерства народного просвещения. 1881, январь. 42 Величко В. Л. Указ. соч. С. 25–26. 43 Там же. С. 27—28. 44 С этими материалами можно познакомиться у С. М. Лукьянова. Указ. соч. Т. I. 1916. С. 424, 433. 45 Лукьянов С. М. Указ. соч. Т. III. С. 64. 46 Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. С. 119–121. 47 Для тех, кто не знаком с греческим языком, заметим, что в древнегреческом языке слово «софия» («мудрость», «премудрость») произносилось с ударением на предпоследнем слоге, в то время как современное женское имя Софья произносится с ударением на первом слоге. В современных философских рассуждениях ударение в этом слове необходимо ставить на предпоследнем слоге, по древнегреческому образцу. 48 Лукьянов С. М. Указ. соч. Т. III. С. 136. 49 Лукьянов С. М. Указ. соч. Т. III. С. 136—138. 50 Соловьев Вл. Письма. Т. И. С. 229. 51 Там же. Т. III. С. 5. 52 Там же. Т. I. С. 31. 53 Lirondelle André. Le poète Alexis Tolstoi. L " Homme et l " oeuvre. Paris, 1912. 54 Мочульский К. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1951. С. 78. 55 Выписки С. М. Лукьянова впервые публикуются полностью в настоящем издании. См. Приложение II. 56 Соловьев С. М. Указ. соч. С. 205. 57 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 98. 58 Соловьев Вл. Письма. Т. II. С. 99–100. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

«Журнал Ученого Комитета Минист. Народн. Просв.» 1. 579 за 28-е мая 1903 г., стр. 129. 142; ср. у С. Л. Степанова, Обозрение проектов реформы средней школы в России, преимущественно в последнее пятилетие (1899–1905 гг.) в «Журнале Министерства Народного Просвещения» 1907 г. 2, стр. 107–108 отдела современной летописи). Это все и туманно, и взаимнопротиворечиво, и принципиально неверно, а практически крайне опасно, когда, расторгая религию от нравственности, соподчиняют первую второй настолько, что теоретически возможно и в прошлом многократно бывало обожание humanitatis даже в самых дурных ее проявлениях… И история незыблемо оправдывает слова К. П. Победоносцева (Ученье и учитель II, Москва 1904, стр.6), что «новые попытки утвердить школу, помимо религии, на нравственном учении всюду оказываются и всегда окажутся бесплодными», как это уже и теперь бесспорно по опытам самоновейшей безрелигиозной французской школы (см. «Прибавл. к Церк. Ведомостям» 1907 г., 43 и 46, стр. 1873–1875; 2012–2015). Для характеристики настроений в ведомстве Министерства народного просвещения не излишне еще прибавить, что примечание (к 23-му §-фу среднеучебного проекта Ученого комитета 1904 года) о говении православных воспитанников средних светских школ «пожелали изъять из устава (проектированного) и перенести в правила для учеников» 7 из 12 окружных отзывов и именно попечители учебных округов Кавказского, Казанского, Киевского, Западно-Сибирского, Одесского и главные инспекторы училищ Туркестанского края и Восточной Сибири (см. «Доклад [в 1905 г.] члена Ученого Комитета проф. И. И. Холодняка об отзывах начальств 12-ти учебных округов на проект устава средних и подготовительных школ, выработанный Учебным Комитетом», стр. 10)… Знаменательно и то, что низшая министерская школа не только конкурирует с церковно-приходской, но явно и тенденциозно мешает последней в деле народного образования, о чем имею и «опытные» сведения в качестве почетного попечителя церковных школ Кобыльского прихода в Никольском уезде Вологодской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Вслед за своим первым появлением Civiltà Cattolica испытала неприятности в Неаполе. Так как она объявила в своей программе, что не принимает сторону никакой специальной формы правления, сохраняя уважение ко всем законно-установленным, то некоторые советчики неаполитанского короля Фердинанда II возбудили в нём подозрение к ней. Но иезуиты имели в Неаполе сильное и тайное влияние и кроме того король Фердинанд II охотно подчинялся голосу духовенства. Через посредство влиятельных лиц им удалось убедить короля в правоте своей точки зрения, вместо упрёков и нареканий заслужить похвалу и добиться освобождения от почтовых пошлин и других привилегией. Несколько министерств подписались на десятки экземпляров. Но в июле вновь возникло затруднение. В это время было издано королевское постановление, подчинявшее печать предварительной цензуре, причём просмотр книг был поручен министерству народного просвещения, а цензура журналов и тетрадей размерами менее десяти листов – полиции. Civiltà Cattolica принадлежала ко второй категории, тем не менее она просила, чтобы её подчинили цензуре министерства народного просвещения, или потому, что в нём она надеялась встретить более просвещённого и благожелательного цензора, или потому, что цензура полиции неизбежно подорвала бы в обществе доверие к журналу и уменьшила бы число его подписчиков 1428 . Просьба эта не была уважена и журнал был остав- —599— лен в ведении полиции, которая, или вымогая взятки, или повинуясь специальным приказаниям, с намерением задерживала просмотр корректурных листов, так что журнал не мог выходить своевременно. Иезуиты обратились с новой просьбой уже к президенту министров, который однако сухо ответил им, что для Civiltà Cattolica нет и не может быть другой цензуры, кроме цензуры полиции 1429 . Заметив, что пребывание в Неаполе было опасно для их журнала, иезуиты в половине сентября, потихоньку забрав в лодку типографию, библиотеку и бумагу, перебрались в Рим, взяв с собой и наборщиков. Перед переездом отцы Курчи и Либераторе отправились в Гаэту, где в то время находился Фердинант II, чтобы поблагодарить его за гостеприимство и испросить для себя и на будущее время освобождение от почтовых налогов, что им и было даровано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таков закон жизни. Гиганты всегда оставляют после себя простых смертных «одной крови» с ними. Таких людей после Ушинского во все времена было немало среди российских педагогов. На их плечах стояла и стоит наша школа. Их усилиями двигалось и движется вперед отечественное образование. 7 В своих неоконченных воспоминаниях о детских годах Ушинский писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье... Странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике». (Ушинский К.Д. Собр.соч. Т.11. М.; Л., 1952. С.52–53, 56.) 14 Архив К.Д. Ушинского . Т.1. М., 1959. С.73–74. «Журнал Министерства народного просвещения» начал выходить в 1834 г. Собственно к образованию имела отношение только его «официальная часть», где публиковались постановления, распоряжения и прочие документы министерства. «Неофициальная часть» журнала включала в себя статьи по всем отраслям знания, среди которых педагогика фактически отсутствовала. Журнал влачил жалкое существование. По свидетельству академика А.В. Никитенко, которому в 1856 г. было поручено возглавить издание, журнал к этому времени «не пользовался уважением и доверием читателей и мыслящей публики... Единственно занимательная часть его – официальная; прочие... будучи до крайности сухи, не возбуждают ни в ком сочувствия... простых любознательных читателей они пугают своей слишком однородной, мало доступной и нередко ученической специальностью, тяжелым и до высшей степени утомительным изложением, отсутствием предметов, относящихся к изучению нашего отечества». (Архив К.Д.Ушинского . Т.1. С.361).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Первая светская школа в России была создана в 1701 году по указу Петра I (“навигацкая школа”), а по указу 1714 года в разных губерниях появилась целая сеть “цифирных школ”. Первую русскую гимназию создал при Московском университете М. В. Ломоносов. “Общий устав народных училищ” (1786 год) предусматривал открытие в губернских и уездных городах школ, управление которыми осуществляла Комиссия народных училищ, преобразованная впоследствии Александром II в Министерство народного просвещения. С 1808 года в духовных школах (приходских духовных училищах и семинариях) изучались светские дисциплины: иностранные языки, арифметика, алгебра, геометрия, высшая математика, география, российская и всеобщая история, теоретическая и опытная физика, этика, эстетика, история философских систем. Государственные стандарты в образовании впервые были введены в России в 1826 году. Император Николай I распорядился “воспретить всякое произвольное преподавание учений по произвольным книгам и тетрадям”. В 1851 году была открыта кафедра педагогики в Московском университете. Можно сказать, что именно тогда российская педагогика родилась как наука. Телесные наказания в российских государственных школах были отменены в 1864 году. Для сравнения – в Великобритании Закон об образовании отменил их только в 1987 году (в связи с решением Европейского суда по делу “Кэмп Белл и Козанз против Великобритании” от 25.02.1982 года). А в частных школах их в сентябре 1999 года отменила Палата общин британского парламента (с подачи Минобразования страны) с преимуществом в три(!) голоса. В 23 штатах США телесные наказания применяются до сих пор. На анонсе фрагмент фото Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/obuchenie-minus-vospitani...

Tom Burke of Ours (1843) — 323 «Russia and Englan» — «Russia and Englan from 1876 to 1880» (London, 1880) — книга О. А. Новиковой — 272 Музеи, выставки, библиотеки Выставка картин П. П. Верещагина — 197, 205 Залы в Академии художеств — 102, 162 Залы русской и французской живописи в Зимнем дворце — 126 Мозаичное заведение Академии художеств — 101 Музей Общества поощрения художников — 143 Парижская выставка — 102, 155 Портреты дома Романовых в Зимнем дворце — 126 Публичная библиотека — Императорская публичная библиотека — 183 Обеды Завтрак в Зимнем дворце по случаю водоосвящения — 127 Завтрак в доме графа С. Д. Шереметева — 144, 229 Обед у великой княгини Екатерины Михайловны — 119 Обед у Московского митрополита Макария — 276 Обед у Петербургского митрополита Исидора — 164 Обед в Благородном собрании в юбилей Пушкина — 293 Трапеза в Александро–Невской лавре— 115, 200, 234 Общества Американское Библейское общество (основано в 1817 г.) — 212 Археологическое общество — Императорское русское археологическое общество (основано в 1846 г.) — 132 Общество взаимного вспомоществования русских художников (1871–1918) — 108 Общество вспоможения бедным студентам — Общество вспомоществования студентам (основано в 1873 г.) — 190 Общество естествознания — Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (основано в 1863 г.) — 159 Общество любителей Российской словесности (основано в 1811 г.) — 294 Общество поощрения художников (1820–1882) — 143 Периодические издания «Варшавский дневник» (1864–1915) — ежедневная газета, издавалась в Варшаве — 277 «Голос» (1863–1884, 1906, 1915–1916) — петербургская политическая и литературная ежедневная газета — 160, 175, 176, 183, 213, 232, 236 «Древняя и новая Россия» (1875–1881) — петербургский иллюстрированный ежемесячный исторический сборник — 82, 103, 106, 122, 136, 220, 327 «Журнал Министерства Народного просвещения» (1803–1917), издавался в Москве — 168 «Московские ведомости» (1756–1916) — газета; с 1859 г. выходила ежедневно — 232, 242, 254, 268, 269, 272, 294 «Нива» (1870–1918) — петербургский еженедельный журнал для семейного чтения — 321 «Новое время» (1868–1916) — петербургская политическая и литературная ежедневная газета — 132, 153, 164, 166, 169, 173, 241 «Полицейские московские ведомости» — «Ведомости московской городской полиции» (1848–1905) — ежедневная газета — 274 «Правительственный вестник» (1869–1916) — петербургская ежедневная газета — 166 «Православное обозрение» (1860–1891) — московский журнал — 218, 272 «Рассвет» (1879–1884) — еженедельная петербургская газета, орган русских евреев — 155 «Русский вестник» — московский журнал; в 1856–1887 гт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Но внешнее унижение, так сказать, в отношении государственного представительства и, собственно, для синода, несомненно, было с учреждением министерства духовных дел. Сделавшись министром духовных дел, Голицын уже естественно не мог оставаться обер-прокурором синода, и на эту должность был назначен 24 ноября 1817 года сенатский обер-прокурор, князь Пётр Сергеевич Мещерский, являвшийся уже, такими образом, в синоде представителем не государя, а министра. Синод, в качестве установления государственного, потерпел существенный ущерб в унижении своего представителя государственной власти, потому что таким путём он значительно отдалялся от государя. И, таким образом, через унижение обер-прокурорской должности, собственно духовного управления не касавшееся, синод потерпел и существенный ущерб, касавшийся непосредственно его самого. Затем, как отчасти совершенно справедливо замечает автор книги «Святейший Синод в его прошлом» 205 , учреждение министерства духовных дел «повреждало самую идею учреждения святейшего синода», по которому органу высшего церковного управления, кроме принадлежащей ему духовной власти, сообщена была и сила власти государственной. Теперь сила этой последней власти более сдерживалась двойным контролем обер-прокурора и министра. Директором департамента духовных дел назначен был Александр Иванович Тургенев, член-секретарь библейского общества, из статс-секретарей государственного совета, «человек высокой души и один из просвещённых людей своего времени». Установилось, что дурно о нём отозваться – значит выказать полное своё мракобесие. Однако, по крайней мере, несомненно, что, не будучи, враждебным, он для Церкви был человек чужой. С учреждением министерства духовных дел и народного просвещения влияние Голицына увеличилось, а вместе с тем увеличилось и влияние мистицизма. Мистицизм торжествовал. Все училища были в его руках. Цензура ревниво задерживала всё то, что шло против мистицизма. А мистические сочинения текли целым потоком: переводные – Эккартсгаузена, Гион, Дю-Туа, Бема, Таулера, Паркера; свои – Лопухина , Карнеева, Хвостова, княгини Мещерской. В 1816 году Лабзин получил орден Владимира 2 степени за издание духовных книг, а с апреля следующего года возобновил и свой журнал «Сионский Вестник» 206 . Мистицизм царствовал всюду и его влияние падало на литературу, педагогику, живопись, архитектуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010