Святейший Патриарх Алексий вручил специальные благодарственные грамоты всем членам Экспертного совета Комитета по премиям митрополита Макария . ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна , председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, о ходе работы над «Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005 – 2010 годы». ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о посещении Калужской епархии, Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптиной пустыни и Казанского Амвросиевского ставропигиального женского монастыря. Справка: 12 августа 2005 года по пути в Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптиной пустыни Его Святейшество посетил Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце, где расположен православный детский приют «Отрада». В обители Предстоятеля Русской Церкви встречали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, настоятельница Черноостровского монастыря игумения Николая (Ильина), Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, глава администрации Малоярославецкого района Калужской области А.Е. Чернов, Главный федеральный инспектор в Калужской области В.Ф. Сафронов, представители районного и городского руководства, священнослужители и верующие. Святейший Патриарх и сопровождавшие его лица осмотрели территорию монастыря и посетили приют «Отрада», где Предстоятель Русской Православной Церкви благословил воспитанниц, которые организовали в честь Его Святейшества концерт. В тот же день Святейший Патриарх Алексий имел беседу с руководством Калужской области, на которой были обсуждены наиболее значимые вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и региональной власти в решении актуальных проблем современности. Вечером того же дня Святейший Патриарх Алексий прибыл в Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптиной пустыни.

http://patriarchia.ru/db/text/1498647.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: Сообщение принять к сведению. Отметить положительный опыт проведения торжеств, способствовавших привлечению внимания широких слоев населения к роли Православной Церкви в деле укрепления Российской государственности, развитию сотрудничества Петропавловской и Камчатской епархии Русской Православной Церкви в области духовного и нравственного просвещения с органами исполнительной и законодательной власти Камчатского региона, общественными организациями, образовательными, социальными и просветительскими учреждениями, воинскими частями. Считать важными проведенные мероприятия в рамках 300-летия Православия на Камчатке для активизации молодежной и приходской жизни в епархиях дальневосточного региона и для развития существующих форм катехизации и религиозного образования, просветительской и миссионерской деятельности на Дальнем Востоке. Благодарить губернатора Камчатской области и епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия за гостеприимство, проявленное по отношению к делегации Московского Патриархата, участвовавшей в торжествах. Выразить благодарность всем архипастырям, клирикам и верным чадам Русской Православной Церкви, принявшим деятельное участие в праздновании юбилея 300-летия Православия на Камчатке.   ЖУРНАЛ 102 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о мероприятиях празднования юбилея 625-летия Куликовского сражения. Справка: В 2005 году исполнилось 625-лет со дня победы дружин под предводительством святого благоверного князя Димитрия Донского на поле Куликовом. В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви ( журнал 84 от 24 декабря 2004 года), утвердившим программу празднования 625-летия Куликовского сражения и определившим период проведения праздничных торжеств, был проведен ряд церковно-общественных мероприятий, главной целью которых было сохранение исторической памяти народа России, духовно-нравственное воспитание молодого поколения российского общества на примере героического прошлого нашей страны и выявления роли Православной Церкви в созидании и укреплении Российской государственности.

http://patriarchia.ru/db/text/1501491.ht...

В настоящее время на Камчатке действуют 26 православных общин, 18 храмов и молитвенных домов, 5 часовен, в епархии служат 18 священников и 2 диакона. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за великую милость, явленную народам Сибири и Дальнего Востока через просвещение светом Христовой истины. 2. В период с января по октябрь 2005 года провести общецерковные торжества, посвященные юбилею. 3. Для подготовки и проведения празднования 300-летия Православия на Камчатке образовать комиссию в составе: 1) митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, председатель; 2) архиепископ Костромской и Галичский Александр , председатель Отдела Московского Патриархата по делам молодежи; 3) архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн , председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата; 4) архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; 5) епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий ; 6) епископ Дмитровский Александр , викарий Московской епархии ; 7) архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник московского Свято-Данилова монастыря ; 8) протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии ; 9) протоиерей Сергий Киселев, сотрудник Московской Патриархии; 10) игумен Иоасаф (Полуянов), сотрудник Московской Патриархии; 11) Е.А. Пархаев, директор ХПП «Софрино» ; 12) С.Л. Кравец , руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» .   ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о необходимости организации празднования 625-летия Куликовской битвы. Справка: Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 3 ноября 2004 года за 5983 был создан организационный комитет по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 20 декабря 2004 года состоялось первое заседание оргкомитета, на котором была принята предварительная программа юбилейных мероприятий.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Наперёд угадать можно, что она будет заключать в себе такие мысли, кои автор изложил в конспекте и коих ни один ещё сочинитель не осмелился выдать в свет. На сей книге, в предосторожность читателей прилично будет поставить эпиграфом сии слова апостола: «Блюдитеся, да никто будет вас прельщаяй философией по стихиям мира, а не по Христе ( Кол.2:8 )». Сперанский перестал бывать в заседаниях Комиссии, но подписывал её объёмистые журналы вместе с прочими членами. В начале следующего 1811 года, представляя Государю отчёт по Государственному Совету, он изъявлял желание сложить с себя звание члена Комиссии Духовных Училищ. «Комиссия, – писал он, – занимается теперь приложением общих правил к подробностям. Журналы её составляют целые стопы бумаг, к коим, без пользы и с потерей времени, я должен только прикладывать руку. Новые учреждения по училищной духовной части должны входить или в Совет или в Комитет Министров и, следовательно, если бы некоторое участие моё в делах сего рода и могло быть полезно: то оно всегда может быть употреблено в своём месте. Вообще часть сия требует терпения и не может идти с успехом в настоящем образе её управления». Но увольнения его не последовало 84 . Князь Голицын пользовался всеми подходящими случаями, чтобы привлечь М.М. Сперанского к участию в делах Комиссии и, как бы по поручениям её, обращался к его авторитетному мнению по различным вопросам: но Сперанский держался вдали, хотя ещё продолжал подписывать журналы Комиссии. Между тем из молодых наставников академии начал выдаваться Филарет. Первая произнесённая им проповедь в 1810 г. в день Благовещения обратила на него внимание князя Голицына. Проповедь была на тему о внутреннем царствии Божием в душе человека. Независимо от своего художественного достоинства, она как раз соответствовала тому мистическому настроению, которым уже в то время объята была значительная и притом самая, говоря по нынешнему, интеллигентная часть Петербургского общества и которым проникнут в ту пору был Обер-Прокурор Святейшего Синода князь Голицын.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

80 «Об этих подвигах мы узнали не из народной молвы, но из сообщения самого Эдесия, впоследствии пресвитера Тирского, прежде бывшего спутником Фрументия» (лат.). 81 Так понял Руфина уже Сократ, h. е. I, 19, 14; но вопрос: насколько велика вероятность, что в 380–390 гг. Эдесий был еще жив? 82 Нужно думать, что ныгусы аксумские в качестве государей арабских (царей Химьяра и Саба) принимали особые (арабские) титулы. «λεσβας» – несомненно титул арабский. Начальное «ελ» – есть арабский член «αλ»; эфиопский же язык члена не имеет (поэтому «Ацбыха», а не «Эл-ацбыха»). 83 Достоверный ряд абиссинских царей: 1) Саладоба (Saladoba); его сын – 2) Аламида (Alamida); его сын – 3) Тазена (Tazena); его сын – 4) Калеб=λεσβας; его сын – 5) Габра-Маскаль (Gabra Masqal – «Раб Креста»). 84 Сохранилась написанная В. В. Болотовым , вероятно, не ранее 1890 г., программа по истории первых времен христианства в Армении, у агван и в Грузии, также в Персии при сасанидах, – но неизвестно, был ли им когда-либо читаем этот отдел, который должен был, согласно печатной программе его чтений от 1895 г., находить место в приложении к истории распространения христианства в первые три века (наряду с историей христианства в Аравии и Эфиопии, также на Британских островах и у германских народов), а не в истории дальнейшей эпохи вселенских соборов, куда он относится хронологически. (В предисловии 1910 г. ко второму тому «Лекций по истории древней церкви» А. И. Бриллиантов отмечал, что в записях лекций В. В. Болотова за 1889/90 гг. находились указанные разделы. К сожалению, нам к моменту выхода настоящего тома не удалось разыскать этот курс, хотя о его содержании и объеме материала можно судить из записок А. И. Бриллиантова , хранящихся в OP PH Б, ф. 102, л. 21. В литографии излагалось начало христианства в Армении на стр. 2–28, в Агвании: 28–31, в Грузии: 31–53, в Персии: 54–77 – А. С.) По вопросу об утверждении христианства в Грузии В. В. Болотов высказал свои мнения в отзыве о кандидатском сочинении студента Г. Гамрекелова, «Древнейшая история церкви в Грузии (от IV в. до прибытия сирских святых)». Журналы Совета Спб. Духовной Академии за 1896–1897 гг., стр. 253–271 (перепечатано в главной части в «Журналах и протоколах заседаний высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия». Т. III. Спб. 1907. Журналы заседаний II Отдела, стр. 214–221 (=приложение к «Церк. Ведомостям» 1907, 7); ср. по этому же вопросу доклад проф. Н. Я. Марра «Исторический очерк грузинской церкви с древнейших времен», там же, 107–142 (=1907, 3)). Здесь воспроизводится упомянутая программа. (А. Б.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

4) Избрание кандидатов на должности профессоров. 5) Увольнение и удаление их. 6) Удостоение степени магистра и доктора. 7) Предположения об учреждении при академии ученых обществ. 8) Назначение из среды профессоров ревизоров по учебно-воспитательной части в семинарии своего округа, рассмотрение их отчетов и соображения о мерах к поднятию уровня семинарского образования. (§ 81.) Собрания Совета должны происходить по мере надобности, по распоряжению ректора, или по желанию, заявленному письменно не менее, как половиной членов Совета. (§ 82). Пред каждым заседанием Совета за три дня рассылаются к членам, от имени ректора, повестки, с обозначением в них предметов, подлежащих обсуждению в этом заседании. (§ 83). Все члены Совета обязаны присутствовать в его заседаниях. В случае невозможности, они извещают ректора о причинах своего отсутствия, о чем и вносится в журнал.84). Отсутствовавшие члены не могут требовать перерешения постановлений, без них состоявшихся. (§ 85). Совет не приступает к рассмотрению и решению дел, если в собрании будет менее половины его членов. (§ 86). Дела в Совете решаются, по возможности, единодушным соглашением, в случае же разногласия, отдельные мнения подаются письменно и представляются на усмотрение Преосвященного. (§ 87.) Все журналы Совета представляются председателем Епархиальному Преосвященному: по делам, означенным по 81 § под буквой а, для сведения, по делам, означенным в том же § под буквой б, для утверждения, по делам, означенным под буквой в, для представления в Святейший Синод. (§ 88). Журналы по делам, относящимся до ученой деятельности академии, могут быть печатаемы вполне или в извлечении с разрешения Епархиального Преосвященного. (§ 89.) По истечении года, Совет, чрез одного из своих членов, состоящего вместе и членом Правления, составляет отчет о состоянии академии. Отчет этот представляется Епархиальным Преосвященным Святейшему Синоду и печатается во всеобщее сведение. (§ 90.) Совет назначает ежегодно день для торжественного собрания академии, в котором, сверх чтения отчета, раздаются студентам награды и предоставляется преподавателям произносить речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Киреевский, Хомяков и Фихте (!): „это стремление, говорит он, высказывается очень определённо и у Ив. Киреевского и у Хомякова. Подобную мысль мы находим у Фихте: So lange hat die Philosophie ihr Ziel noch nicht erreicht, als (bis) die Resultate der reflectirenden Abstraction sich noch nicht an die reinste Geistlichkeit des Gefühls anschmiegen“ (стр. 84). Любопытное обобщение! Специальные задачи национальной русской философии определяются между прочим по Фихте!.. Но допустим, что Фихте цитируется, лишь как изобретатель удачной формулы (хотя и этого нельзя сказать). Неужели Киреевский и Хомяков представляют всю русскую философию? Да и чисто ли русская их философия-то? Ведь, если отнять от их философии все заимствования у Шеллинга и Гегеля, то вряд ли от неё что-нибудь и останется... Делать такие обобщения нельзя. Автору следовало бы взять всех более или менее выдающихся представителей русской философской мысли, отметить основные мотивы их философствования и тогда уже говорить, к чему „стремится русская философская мысль“. Да и то было бы не совсем верно, потому что русская философия только ещё зарождается (с чем вполне согласен и автор, ср. стр. 83), и основные её тенденции окончательно определятся только в будущем. Итак, наличность указываемого г. Киреевым стремления русской философии остаётся под сомнением. Но допустим, что подобное стремление 1011 существует. Почему осуществление его должно считаться специальной миссией русского философствования? Сам г. Киреев говорит, что нечто подоб- —151— ное требовал и Фихте – немец. А мы можем ему ещё назвать Лотце, Ульрици, Поля Жанэ, Секретана, Каро, Ланге и многих-многих других иностранцев, заявлявших подобные же требования. Итак, указание г. Киреевым реальной цели для „национальной“ русской философии не может быть принято. Но не может быть принято и чисто формальное требование, чтобы наша философия была национальной. Прежде всего, оно невозможно, как требование: задача философии – отыскание истины, – значит, только истины и можно от неё требовать, всякое другое требование будет незаконным посягательством на её независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А истина – общечеловечна. Но требование г. Киреева становится ещё менее попятным и осуществимым после его разъяснений, как и в каком смысле оно могло бы быть осуществлено. Он утверждает, что теория „культурных типов“ 1012 должна быть применена и к философии: пусть каждая страна имеет свою философию, и это будет „служить лишь к лучшему, всестороннему освещению истины“ (стр. 84). Бесспорно, разнообразие философских мнений и их борьба действительно служат к выяснению истины. Но причём тут национальность? Почему же не существовать разнообразию философских мнений и в одной стране, как это и есть всюду? – Мы это совершенно отказываемся понять. Нисколько не уясняют дела и приводимые автором примеры Канта и Фомы Аквината, как типичных представителей протестантской и католической философий. „Никто, говорить он, не будет, конечно, оспаривать универсального значения Кантовской философии, однако она глубоко протестантская .... Если могут одновременно существовать самостоятельная протестантская философия Канта и самостоятельная католическая, напр., Аквината, то почему же не существовать и самостоятельной православной (и притом русской) философии“ (стр. 83)? Ни с чем в этой выдержке мы согласиться не можем. „Универ- —152— сального“ значения за Кантовской философией не признаёт никто, серьёзно знакомый с философией. Протестантской она является лишь в наименее философской своей части, не имевшей почти никакого влияния на развитие философской мысли, – в „Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft,“ – а три знаменитые его „Критики“ и „Пролегомены“ не имеют ни малейшего отношения к протестантству. Католической философии не существует, а то, что известно под этим именем представляет собой или апологетику, или эклектические субструкции к католической догматике. Не может быть и православной философии, да ещё в особенности специально-русской. 1013 Наши православные богословы всегда пользовались философией для защиты и обоснования православной истины, но едва ли кому из них серьёзно приходила в голову мысль, будто сама философия может быть православной, как не приходило в голову и того, чтобы математика и естествознание, услугами которых тоже пользуется иногда богословие, могли быть православными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 февраля 1920 г. произошло очень важное событие в жизни Машанова. Ему было присвоено звание профессора в «новых советских условиях», что явилось высокой оценкой научных заслуг Машанова. Немаловажную роль в этом сыграли декан археологического отделения Н.Ф.Катанов и декан восточного отделения С. Е.Малов , сын Е.А.Малова. Они ускорили данное событие своим обращением в Правление института, в котором отмечали, что «находят вполне достойным и справедливым перечислить преподавателя института по исламоведению М.А.Машанова в разряд профессоров Института» 81 . В его обязанности в институте входило не только преподавание особых наук – исламоведения и арабского языка, но и постоянное присутствие с 1919 г. на заседаниях Совета Северо-восточного археологического и этнографического института. Важным вкладом Машанова в науку стала продажа личной коллекции книг, сочинений и рукописей Северо-восточному археологическому и этнографическому институту. Профессор Н.Ф.Катанов, желая приобрести данную коллекцию у Машанова для библиотеки института, обратился к нему с просьбой об ее продаже. Совет института одобрил данное приобретение и составил специальную комиссию для оценки имущества ученого 82 . В нее вошли известнейшие профессора института Н.Ф.Катанов, С. Е.Малов  и Н.И.Ашмарин. Они выяснили, что «общее количество книг и брошюр доходит до 3 тысяч, и по содержанию эти книги, помещающиеся в 5 шкафах, переплетенные и брошюрованные, на языках восточных, русском и западных, относятся к истории, юриспруденции, археологии, этнографии, географии и богословия ислама..., издания периодические на разных языках…, журналы по востоковедению..., описания восточных рукописей и редких сочинений относящихся к Востоку..., словари» 83 . В ноябре-декабре 1920 г. был подготовлен «Проект основных положений о Восточной академии», первый пункт которого гласил: «существующий в г. Казани Сев(еро)-Вост(очный) Арх(еологический) и Этн(ографический) Институт преобразуется в Восточную Академию – ученое и высшее учебное заведение ТАССР, имеющее целью всестороннее изучение Востока и подготовку культурных работников из народных масс Восточных республик и областей». «Проект основных положений о Восточной Академии» был принят в заседании коллегии Наркомпроса от 30.XI.1920 г. и внесен в заседание Совнаркома 10.XII.1920 г. 84 . Осенью 1921 г. Северо-Восточный институт прекратил свое существование. Машанова в числе преподавателей нового вуза мы уже не находим. Тогда и завершилась его преподавательская деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

п. должно предоставить право на самобытную культуру? Отстаивая так горячо право каждой национальности на самобытную культуру, г. Киреев, вместе со всеми славянофилами, вменяет собственно русскому народу эту самобытность культуры в обязанность (стр. 8–9). Мы должны вносить отпечаток нашего национального духа в науку, философию, искусство, политику и пр. Прежде чем коснуться каких-либо подробностей в этом отделе программы г. Киреева, считаем совершенно уместным спросить: законно ли такое превращение права в обязанность и нужно ли оно? – Г. Киреев говорит: „Великие мыслители никогда не были безличными интернационалами; разве Шекспир, Бэкон не чистые англичане, Мольер разве не француз, Лютер, Гёте или Шиллер не немцы? а наш Пушкин разве не русский“ (стр. 9)? Всё это, конечно, правда, деятельность всех этих великих людей носит на себе отпечатки их национальности. Но, спросим мы, стремились ли они к тому, чтобы непременно оказаться детьми своего народа? Считали ли себя обязанными сообщать своим произведениям этот национальный отпечаток? – Конечно, нет! Он являлся сам собой и неизбежно, как неизбежно сказываются в деятельности человека его темперамент, воспитание, школа. Поэтому требование национальности в культуре нам кажется совершенно непонятным. Ведь национальный дух и узнаётся по произведениям выдающихся представителей изв. нации, а не дан, как некоторый „prius“, под который должны подгоняться эти произведения. Но посмотрим, как разъясняет сам автор свои требования. Высшее выражение культурной жизни он видит в религии и философии. Так как о религиозной его программе речь у нас будет ещё впереди, то нам значит, остаётся рассмотреть, какие он требования предъявляет к русской философии. „Русская философская мысль, говорит г. Киреев, стремится к созданию такой философии, которая удовле- —150— творяла бы не одни требования ума (рационализм), но примирила бы все стремления души и удовлетворила бы всем её потребностям“ (стр. 84). 1010 Естественно прежде всего спросить: какие примеры имеет в виду автор, указывая таким образом основную тенденцию русской философской мысли? – Оказывается, что такими примерами ему служат – Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010