Кафоликон имеет типично комниновскую декорацию фасадов. Барабан - 12-гранный, с колонками на углах и сложно профилированными арками вокруг окон. Рукава завершаются снаружи тройными арками с пояском поребрика над ними; внутри них - тройные окна. Использована типичная для столицы кладка со скрытым рядом в сочетании со слабообработанными камнями. В интерьере из декорации сохранился только сплошной карниз под подпружными арками, декорированный резьбой в виде аканфовых пальметок. Согласно М. Грюневегу, стены были украшены плитами зеленого мрамора. На полу сохранились фрагменты мраморных плит и opus sectile. Мраморный блок с рельефным изображением апостола указывает на существование резного темплона. В посл. треть XIII в. (после 1263) Михаил Дука Глава пристроил к старому кафоликону с 2 сторон (с северной и, вероятно, южной) галереи с аркосолиями для погребений (Х. Халленслебен относил к этому строительному этапу всю сев. галерею, однако 4 вост. ячейки сев. галереи отличаются от западных, см.: Hallensleben. 1963/1964). Вост. ячейка сев. галереи представляла собой купольный парекклисион с апсидой (разобрана в тур. время), как выглядела юж. галерея неизвестно. Интерьер парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос. Фото: А. Ю. Виноградов Интерьер парекклисиона мон-ря Панагии Паммакаристос. Фото: А. Ю. Виноградов Вскоре после смерти Михаила Дуки Главы в 1304-1308 гг. его вдова, Мария Дукена, пристроила для их погребения с юга парекклисион, для чего была, вероятно, разрушена юж. галерея; проход осуществлялся через старую дверь, выводившую в сев.-зап. ячейку придела и функционировавшую еще в XVI в. Парекклисион - купольный храм типа вписанного креста сложного типа, с 3 апсидами и 2-ярусным нартексом. Постройка демонстрирует все признаки столичной архитектуры (в т. ч. 3 мраморных карниза). Своды над рукавами креста сделаны крестовыми (как в ц. Мирелейон в К-поле) для большего количества мозаичных композиций, равно как и над вимами и 3 ячейками нартекса, а над угловыми ячейками - купольными (из-за небольшого размера лотки крестового свода были бы слишком мелки для мозаичных фигур). В торце сев. рукава располагался аркосолий Михаила Дуки Главы. Лестница в зап. стене нартекса вела на 2-й его ярус, открывающийся в наос тройным проемом и увенчанный 2 куполами ячейками (как в Панагии Халкеон в Фессалонике). Боковые двери вели в кафоликон и во двор. Парекклисион хорошо освещен одинарными и тройными окнами в 3 ярусах: над 1-м и 2-м карнизом и в барабанах, а также в апсидах. В тур. период 2 сев. колонны и их арки были заменены на 1 арку (восстановлены при реставрации в 1963). Также была построена стена михраба, разобранная при реставрации, расширены входы в нартекс и наос. К юж. фасаду парекклисиона примыкала пристройка неизвестного времени (сохр. каменные кронштейны на уровне 2-го карниза).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

Архангел. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела , Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:1754. Приделы 1853, 1857. Адрес: Ивановская область, Комсомольский район, с. Архангел Координаты: 57.106547, 40.323547 Проезд: Едем из Иваново через Ново-Талицы, сворачиваем на трассу Иваново - Ярославль и двигаемся до перекрестка " Комсомольск - Писцово " . Поворачиваем влево, в сторону Комсомольска и следуем до указателя " Октябрьский " , где поворачиваем направо и едем до указателя " Архангел " . Село расположено слева. Расстояни ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Едем из Иваново через Ново-Талицы, сворачиваем на трассу Иваново - Ярославль и двигаемся до перекрестка " Комсомольск - Писцово " . Поворачиваем влево, в сторону Комсомольска и следуем до указателя " Октябрьский " , где поворачиваем направо и едем до указателя " Архангел " . Село расположено слева. Расстояние от Иваново до Архангела около 38 км. Асфальт достаточно хорошего качества, местами небольшие мелкие выбоинки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты АРХАНГЕЛ (АРХАНГЕЛЬСКОЕ, ОСТРОВ). ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, нач. 18 в. Расположена на краю села, на территории заброшенного кладбища. Возведена в 1754 г. на средства местного помещика Т.И. Лопухина. В 1853 г. к храму пристроили придел Рождества Богородицы, в 1857 г. - придел Николая Чудотворца, а в 1888 г. храм был окружен каменной оградой (не сохр.). Небольшой оригинальный сельский храм, архаичная архитектура которого в духе 2-й пол. 17-нач. 18 в. дополнена барочными формами. В компактной объемной композиции доминирует бесстолпный четверик в два света с по-барочному изогнутой четырехгранной кровлей, завершенной стройным глухим восьмериком и луковичной главой на фигурном основании. Пятигранный алтарь и короткая трапезная понижены до уровня первого яруса четверика. Основу фасадного убранства составляют формы 17 в.: широкие лопатки по краям объемов (двухъярусные и с выявлением углов - на четверике), цокольный пояс с поребриком, развитые карнизы с многорядной пилой на алтаре и трапезной, ряд полукруглых кокошников в аттиковой части четверика. Барабан главы обработан аркатурой с двойными арочками на каждой грани. Однако окна четверика с лучковыми перемычками (по две световые оси на боковых фасадах) заключены в характерные барочные наличники с замковыми камнями, ушами и капельками. Интересны маленькие нишки - киоты в рамках с фронтончиком, помещенные между верхними окнами четверика.

http://sobory.ru/article/?object=26365

Церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1738) и Богоявления Господня (1811) Никольского мон-ря в Арзамасе. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1738) и Богоявления Господня (1811) Никольского мон-ря в Арзамасе. Фотография. 10-е гг. XXI в. Ансамбль арзамасского во имя прп. Алексия, человека Божия (Новодевичьего), жен. мон-ря, расположенного на крутом берегу р. Тёши, сложился к сер. XIX в. и включал 3 главных храма, 7 келейных корпусов и хозяйственные постройки, обнесенные со всех сторон высокой каменной оградой с 5 башенками и 4 входами. Общая конфигурация плана мон-ря имела правильные очертания, близкие к прямоугольнику ( Шумилкин М. С. 2013. С. 84). Два главных сооружения располагались т. о., что основная ось, направленная от св. ворот, была ориентирована на собор в честь Вознесения Господня (построен в 1787 на месте старой Казанской ц., в результате расширения в 1821-1822 стал 5-купольным, с обширной трапезной и просторными хорами), воспринимаемый в ракурсе. При этом в прямой видимости оказывалась Успенская ц. с трапезной палатой (1798), к-рая находилась на продолжении оси «восток - запад». Кельи и хозяйственные постройки группировались по периметру территории. Перед 2 храмами получилась небольшая соборная площадь - характерная черта мон-рей этого периода. Главный монастырский храм арзамасского Спасо-Преображенского муж. мон-ря (строительство начато в 1638, в XVIII в. к объему храма были присоединены обширная трапезная и развитое крыльцо) до постройки на центральной площади Арзамаса Воскресенского собора считался кафедральным и был крупнейшим сооружением в городе. Он располагался на возвышенности и был виден издалека. К кон. XVIII в. в мон-ре помимо собора существовали ц. Рождества Пресв. Богородицы (1690, перестроена в 1729), колокольня в виде высокого 8-гранного столпа (XVII в., не сохр.), монашеские кельи, хозяйственные сооружения, ограда с 3 воротами, монастырский сад и небольшое кладбище. Стиль классицизм проявился в постройке в 1818 г. 2-этажного корпуса со св. воротами и с надвратной Георгиевской ц., высокий барабан к-рой с одной главой вписался в общий силуэт мон-ря, не нарушив сложившейся иерархии его главных объемов.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Покровская церковь в с. Нарышкине Вознесенского р-на. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Покровская церковь в с. Нарышкине Вознесенского р-на. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Одним из ярких образцов развитого барокко являлась Покровская ц. в с. Нарышкине Вознесенского р-на (1780) - 3-частная с доминантой основного объема. Храм состоял из 2-светного четверикового основания и восьмерика, перекрытого граненым 8-дольным сводом. Вертикальная динамика композиции достигалась сочетанием пропорций четверика и восьмерика, равных по высоте, но разных в поперечнике, где восьмериковый ярус визуально казался более изящным. Декоративная отделка основывалась на приемах развитого барокко аннинского времени, образцом к-рой может служить отделка с.-петербургских церквей вмч. Пантелеимона (1735-1739, архит. И. К. Коробов), святых Симеона и Анны (1731-1734, архит. М. Г. Земцов): профилированные венчающие карнизы 3-частного членения с постановкой триглифов на фризе, оконные наличники с импостами и прямоугольным и треугольным навершием, характерными криволинейными «наплывами», отмечающими углы барабана и пилястры, с базами и капителями. Аналогичная отделка была характерна для церквей Успенской в с. Яблонка Лысковского р-на (1789) и Троицкой в с. Аламасове Вознесенского р-на (1795). Образцом ярусного храма с разновеликими открытыми восьмериками служила Смоленская ц. в Арзамасе (1797). За счет преобладающих вертикальных габаритов ярусов и вытянутых межъярусных сводов достигается колоссальная высота строения (ок. 50 м), что определяет храм как самое высокое сооружение в нижегородском зодчестве XVIII в. Внутреннее пространство храма раскрыто на всю высоту сооружения, включая барабан (ок. 45 м). Подобную композицию имели Богословская ц. в Арзамасе (1783, не сохр.), Введенская ц. в с. Дубенском Вадского р-на (1787), Знаменская ц. в дер. Федотово Уренского р-на (1797). В кон. XVIII в. получили распространение объемные композиции, основанные на слиянии бесстолпного и ярусного типов храмов. Таковы Казанская и Никольская церкви в с. Починки (1793).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Собор Св. Троицы, первоначально кладбищенская церковь в г. Егорьевске Рязанской губ. (ныне Московской обл.; 1880-1883 (?), 1885 (?)), сочетает черты тоновского стиля и узорочья XVII в. (венчающая часть собора, представленная четвериком с декоративным пятиглавием). В 1893 г. К. спроектировал колокольню (не сохр.) и в 1897 г.- св. ворота. Строительство церкви (с 1899 мон-ря) велось на средства городского головы Н. М. Бардыгина. Преображенский кафедральный собор в г. Иваново (до 1932 Иваново-Вознесенск) - образец подражания формам рус. стиля XVII в. 27 авг. 1889 г. в дер. Рылиха близ Иваново-Вознесенска (впосл. вошедшей в состав города) была заложена церковь. Построена на средства фабриканта М. Н. Гарелина и освящена 24 авг. 1893 г. Церковь спроектирована по типу «восьмерик на четверике» (квадратная в плане), имеет пирамидальную композицию, восьмерик над перекрестьем фигурных кровель увенчан глухим луковичным пятиглавием. В местной строительной традиции есть аналоги этому зданию. Фасады основного объема завершены кокошниками, по углам - башенки с шатровым верхом. Богатый декор с преобладанием кокошников отвечает традиции узорочья. С зап. стороны к церкви примыкает высокая шатровая колокольня. Три входа в храм оформлены шатровыми крыльцами. В центральной части был установлен 3-ярусный иконостас, а в приделах прмч. Никона и Иверской иконы Божией Матери (ныне во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери) - 2-ярусные иконостасы, созданные по эскизам К. Иконы для них написаны московским худож. Я. И. Ручкиным, настенная живопись выполнена И. В. Белоусовым. В те же годы им был спроектирован дом причта Преображенской ц. В 1894-1897 гг. с сохранением общей стилистики XVII в. и осевого 3-частного планового решения К. было полностью перестроено здание храма 1672 г. в честь иконы Божией Матери «3намение» в с. Захарьине (ныне р-н Юж. Бутово Москвы). Был установлен высокий световой 8-гранный барабан с куполом, купол и колокольня увенчаны маленькими луковичными главками. Декоративное решение церкви отличается сочетанием красного и белого цветов, аппликативным использованием наличников из наборного фигурного кирпича с муфтами и килевидным верхом, а также разнообразием поясов карниза (поребрик, ширинки, кубышки, дентикулы).

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Бараново. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Классицизм , Эклектика Год постройки:Между 1843 и 1849. Адрес: Ивановская обл., Верхнеландехский р-он, д. Бараново Координаты: 56.908223, 42.645077 Проезд:от В. Ландеха дорога без асфальтового покрытия, но с хорошо укатанным щебнем. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, сер. 19 в. Расположенная на краю села, в небольшой роще, церковь построена из кирпича в 1843-49 гг. на месте сгоревшей деревянной на средства княгини Н.Ю. Салтыковой. Сохранилась в руинированном состоянии: утрачены завершение храма, кровля алтаря и трапезной, значительная часть деталей фасадного убранства. Характерный образец провинциальной культовой архитектуры периода перехода от классицизма к эклектике. К почти кубическому основному объему с четырехскатной крышей, венчавшейся прежде световым барабаном с луковичной главой, с двух сторон примыкают равные между собой по ширине и высоте полуциркульная алтарная апсида и прямоугольная трапезная под двускатной крышей. Вход в трапезную осуществлялся через небольшую паперть (не сохр.). В декоре элементы позднего классицизма (рустованные углы объемов, ниши, лепные барельефы и т.п.) сочетаются со стилизованными формами допетровской архитектуры; наличники окон имеют подвышения килевидной формы, а барабан главы был украшен аркатурным поясом. Трапезная перекрыта продольным коробовым сводом и соединена с храмом широкой аркой; в апсиду ведут широкая средняя и две узкие боковые арки. Березин, Добронравов, 1898. с. 471. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 69-70 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Неправильно указаны координаты, вероятно из-за того, что на картах Яндекса перепутаны названия деревень (см. любую другую карту) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=12984

Во 2-й четв. XVIII в. в городах Орловского края было выстроено неск. церквей в традиции барокко. Их конструктивными отличиями были вытянутый по вертикали четверик, перекрытый купольной кровлей и главой на двойной граненой шее, к к-рому с востока примыкало полукружие высокого алтаря, небольшой притвор и, как правило, отдельно стоящая ярусная колокольня. Ярким примером такого храма является Георгиевский в Болхове, центральный четверик к-рого выполнен в 1741-1746 гг. Этому храму предшествовала Благовещенская ц. (1730 или 1740, руинирована), отличающаяся более архаичными пропорциями: не столь вытянутым по вертикали четвериком и полукруглой апсидой. В традиции барокко была сооружена Знаменская ц. (ок. 1742, не сохр.) в с. Домнине близ совр. с. Б. Куликовка Орловского р-на. Ее крупный, вытянутый вверх четверик был увенчан высоким восьмериком и над ним - куполом со слуховыми окнами, короткая квадратная в плане трапезная и апсида понижены. К трапезной примыкала 2-ярусная стройная колокольня с нижним четвериком с арочными проемами и 4-гранным звоном, завершенная куполом со слуховыми окнами и с главкой на граненом барабане. В Орловском крае, нередко ориентировавшемся на московскую традицию, в 1-й пол. XVIII в. получили распространение комплексы холодных и теплых церквей и 2-этажные храмы. Так, в бывш. Пушкарной слободе была возведена Троице-Василиевская ц. (1743-1751) - крупная 2-этажная постройка с верхним летним и нижним зимним храмами, отдаленно напоминающая церкви нарышкинского стиля, архаичного для XVIII в. Основной объем вытянут по оси «восток-запад», с запада расположена трапезная с пристроенной позднее колокольней. Небольшой двусветный куб центральной части храма увенчан широким восьмериком, несущим малый 8-гранный барабан с главкой. Боковые приделы пристроены к трапезной в 70-х гг. XIX в. Вверху находится Троицкий храм с приделами во имя свт. Тихона Задонского (1872) и в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1880), внизу - во имя свт. Василия Великого с приделами во имя святых Никиты и Варвары.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Княжиха (погост Иоанно-Милостивый). Церковь Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Княжиха (погост Иоанно-Милостивый),  церковь Троицы Живоначальной Расположена в 300 м к востоку от села, у дороги Бежецк-Максатиха, к которой обращена северным фасадом. Построена в 1816-25 гг. в вотчине графа В.Г.Орлова по проекту тверского губернского архит. Н.Н.Легранда на средства " купеческого сына " г. Торжка, Ивана Кузьмича Гарманова и других прихожан рядом с деревянной церковью Иоанна Милостивого 1774 г. (не сохр.). В трапезной размещались два придела: Иоанна Милостивого и Всех Скорбящих Радости. В 1873 г. возвели валунную ограду с железными решетками. К настоящему времени утрачены венчающий объем храма (вероятно, круглый барабан с куполом) и верхние ярусы колокольни. Здание кирпичное, оштукатуренное с широким применением белого камня в деталях. Хороший образец сельской приходской церкви в стиле зрелого классицизма, отличающейся характерными для Легранда приемами композиции и декоративными формами.   Компактную продольно-осевую композицию церкви составляют четверик храма с чуть более узкой полукруглой апсидой, равная ему по ширине, близкая к квадратным очертаниям трапезная и четверик первого яруса колокольни. Фасады храма украшены четырехколонными пристенными портиками тосканского ордера. В среднем интерколумнии расположен дверной проем, в боковых - окна. Прямоугольные проемы акцентированы арочными архивольтами, над которыми помещены горизонтально вытянутые ложные окна второго света. Последние заключены в рамочные наличники и расписаны под столярное заполнение на шесть квадратов. Пологие треугольные фронтоны портиков обогащены мутулами. Углы четверика обработаны сильно выступающими широкими рустованными лопатками. Апсида, которая из-за понижения рельефа покоится на высоком цоколе, покрыта ленточным рустом и прорезана тремя прямоугольными окнами с полукруглыми архивольтами. Между световыми проемами расположены ложные окна. И те и другие на уровне перемычек объединены полочкой.

http://sobory.ru/article/?object=10495

Тюгаево. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты ТЮГАЕВО, ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 19 в. Расположена посреди села у дороги, на вершине пологого холма, круто обрывающегося к р. Лахость. Построена вместо деревянной церкви 18 в. в 1797-98 гг. из кирпича и побелена; в 1848 г. расширена двумя приделами, а в кон. 19 в. пристроены ризница и кладовая по сторонам колокольни. В 1877 г. прихожанами церкви было выстроено каменное здание земской народной школы (не сохр.). Своеобразный местный сельский храм, сочетающий в своей архитектуре традиционные формы в духе 17 в. и барочный декор. В объемной композиции первоначально пятиглавого храма с шатровой колокольней выделяется двусветный четверик, слегка вытянутый по оси север—юг. Над его четырехскатной кровлей от пятиглавия ныне остался лишь восьмигранный световой барабан. Пониженный трехапсидный алтарь имеет чуть более выдвинутое к востоку полукружие средней апсиды. Короткая трапезная с приделами по сторонам, полукруглые апсиды которых частично охватывают четверик, усиливает поперечную ориентацию здания. Доминирует в композиции высокая изящная колокольня: небольшой четверик и стройный восьмигранный столп с широкими арками звона завершены шатром с тремя рядами слухов. Основу барочного убранства церкви образуют пилястры и антаблементы, членящие боковые фасады на два трехчастных яруса. В ячейках этой структуры равномерно расставлены проемы с лучковыми перемычками. Однако лишь у апсид наличники имеют уши, замковые камни, лучковые сандрики и фартуки, тогда как у четверика они оригинально сочетают формы 17 в. (полуколонки с перехватами, килевидные фронтоны) с барочными (надоконные доски). Особенно интересны порталы типа перспективных: над ними помещены киоты и устроено сложное барочное завершение. Более привычен декор колокольни с лопатками на углах столпа, архивольтами удлиненных арок звона и различными по формам слухами; нижний четверик, как и трапезная, имеет парные пилястры на флангах и антаблемент.

http://sobory.ru/article/?object=17287

Трехнефный 2-столпный храм имеет квадратную форму и 3-частную апсиду. Верхние части внешних стен украшены 3 арками, в просветах центральных арок помещены большие иконы. Собор увенчан 5 куполами - центральным золоченым и малыми зелеными (до 1917 г. луковицы были синими, крыша - зеленой), барабан центрального купола световой, остальные имеют декоративные окна. К храму примыкают 2 придела: южный - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1706), северный - во имя прп. Марии Египетской (2000; освящен 15 апр. 2008), звонница (1995) и с 2 сторон галерея (2007). В крипте собора, напоминающей древнехрист. катакомбные храмы, устроен придел в честь Воскресения Христова (2007). Совр. иконостас собора 5-ярусный, тябловый, с местным, деисусным, праздничным, пророческим и праотеческим рядами, иконы в стиле XV-XVI вв. были написаны в 1995 г. В сент. 1995 г. в память о жертвах расстрелов, которые проводились в 30-х гг. ХХ в. близ Сретенского собора, был установлен поклонный крест, выполненный по проекту В. М. Клыкова . В братском корпусе освящена ц. прав. Иоанна Кронштадтского, в корпусе наместника - ц. Живоначальной Троицы. В 2013 г. в М. С. м. было начато строительство собора в честь Воскресения Христова и во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской (по проекту Д. Смирнова и Ю. Купера). 25 мая 2017 г., в день празднования Вознесения Господня, Патриарх Кирилл совершил торжественное освящение этого храма. Святыни Древняя Владимирская икона Божией Матери, в честь встречи к-рой был основан мон-рь, находилась в обители весьма краткие периоды. С момента основания М. С. м. храмовым его образом был, вероятно, специально выполненный список чудотворной иконы (не сохр.). В мон-ре почитается список Владимирской иконы Божией Матери (кон. XX в.), которым при основании подворья Псково-Печерского мон-ря благословил архим. Тихона (Шевкунова) архим. Иоанн (Крестьянкин) . Икона находится в Сретенском соборе на сев. столпе; также здесь располагается образ прп. Серафима Саровского с частицей его мощей.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010