— Иди, брат, ибо мы хотим освободить тебя от твоего рабства, как ты освободил нас от рабства диаволу. Он же сказал им: — Так как Бог мой даровал вам спасение, то открою вам тайну мою: я не был рабом, но свободным египтянином; но увидав, что вы заблуждаетесь и близки от погибели, я сжалился над вами и по этой причине продал себя вам в рабство, дабы при помощи Божией наставить вас на путь спасения. Но так как вы теперь уже наставлены на этот путь, то возьмите обратно серебро ваше; я же пойду позабочусь о спасении других людей. Но они долгое время упрашивали его, говоря: — Мы готовы почитать тебя, как отца и господина нашего; поэтому будь отныне нам господином, а мы будем рабами твоими. Только не уходи от нас! Однако никак не могли уговорить его остаться на месте том. Притом они не хотели взять от старца сребренники и говорили ему: — Честной отец, раздай это нищим; с нас же достаточно и того, что ты направил нас на путь спасения. Но человек Божий отвечал им: — Вы сами можете раздать то, что принадлежит вам; я же чужое серебро не могу раздавать нищим. Они же снова стали упрашивать его, чтобы он хотя бы через год посетил их. После того преподобный ушел оттуда в другую страну. Однажды, встретив корабль, отправляющийся из Александрии в Рим, Серапион сел на него, желая приехать в Рим. Корабельщики же, отплывши от берега, не спросили старца, — уплатил ли он следуемую сумму за перевозку? они думали друг о друге, что кто-либо из них принял от старца деньги и вещи; хотя они и видели, что он был в очень бедном плаще, однако думали, что у него найдутся деньги для уплаты за перевозку. Когда корабельщики отплыли от берега стадий около пятисот, то приступили вечером ко вкушению пищи. Не видя же, чтобы старец вкушал пищу, они подумали, что он постится в тот день. То же самое видя и на другой и на третий день, и не понимая отчего старец не вкушал пищи, подумали, что он простудился на море и страдал от морского ветра. Увидав, что старец не вкушал пищи и на четвертый и на пятый день, спросили его:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Итак, «да будет в душах наших столько ревности против диавола и его приставников, сколько имели Маккавеи, и святые пророки, и апостолы, и мученики, и преподобные, и праведные, которые установили божественные законы и духовные заповеди в странах страшных, при искушениях самых трудных, и мир, и тело повергли позади себя, и устояли в правде своей, не уступив над собою победы опасностям, которые вместе с их душами окружали и тела, но победив их мужественно. Имена их написаны в книге жизни даже до пришествия Христова, и учение их, по Божию повелению, соблюдается для нашего наставления и укрепления, как свидетельствует апостол ( Рим.15:4 ), чтобы мы стали мудрыми и познали пути Божии, и имели у себя пред очами сказания о них и жития их, как одушевленные и живые образы их брали себе за образец, шествовали их путем, и им уподоблялись. О, как сладостны божественные словеса душе благомысленной! Они то же для души, что для тела пища, поддерживающая его. Сказания же о праведных также вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению» 19 . Такое отношение к предположенным нами к изданию в переводе на русский язык сказаниям о святых христианских, чтимых православною кафолическою Церковью, сделает нас исполнителями заключающегося в них высокого слова назидания во спасение о Христе Иисусе Господе нашем, в каком бы звании, состоянии и положении ни находился кто из нас, а с тем вместе избавит нас пред судом даже собственной совести от приложения к себе следующего, всегда долженствующего быть пред очами всякого из желающих наследовать Царство Небесное, сравнения апостольского: кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он ( Иак.1:23–24 ). Сам же Бог , дивный во святых своих, много мощными молитвами их ( Иак.5:16 ) да освятит нас во всей полноте, и наш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится, без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 )! 20

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, ныне ты найдешь те же самые признаки порицаний и похвал не только по отношению к Иоанну, но и по отношению ко всем остальным. И совершенно так, как в то время плохо говорили о Христе и об апостолах, когда кричали ефесяне: Вот всесветные возмутители ( Деян. 17:6 ), а ныне перестали, ибо прославляют их, ты обнаружишь, после ухода этого поколения, что Иоанна также почитают как мученика 710 , ибо противники примирятся через похвалы, обращенные к нему. Сколь многие, подобно свиньям и собакам, говорят: Он обольщает народ ( Ин. 7:12 ) и так далее, и сколь многие ученики, взыскав Его, истинно и разумно изрекают: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Если же при Христе Спасителе среди такового множества людей обнаружились вначале двенадцать, разумно познавшие Иисуса, хотя многие и до сих пор болтают вздор, почему мы должны проводить точное исследование того, что говорят об Иоанне, человеке, являющимся ничем перед плюновением Христа? Почему же я говорю «перед плюновением»? Разве не перед «краем одежды» 711 . Ибо все народы, как капля из ведра, и как плюновение рассматриваются ( Ис. 40:15 ). Что же касается его обычая, о котором ты сказал, что он надмевается, то дело обстоит так. Прежде всего, конечно, невозможно, чтобы он шутил с первым встречным, не говоря уже о том, чтобы надмеваться. Если же он видел где-нибудь своих близких учеников, или клириков, или епископов, надмевающихся из-за воздержания от чего-либо или из-за подвигов телесной добродетели, он, шутя, называл их противоположным образом, говоря: «пьяный, опившийся водой», «нестяжательный любостяжатель», «милосердный вор», ибо это есть прекрасный вид наставления, обращенный к близким, благодаря которому не свойственное [добродетели] утверждает свойственное [ей]. Поистине же он почитал целомудренного юношу выше распутного старца и любящего учение старца выше неученого юноши; нестяжательного простеца – больше образованного сребролюбца и добродетельного мирянина – выше ленивого монаха, что, возможно, и называют надмением ищущие почестей. Хотя даже Священное Писание в некоторой степени содержит надмение, когда Иоанн сказал приходящим получить у него наставление: Порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Лк. 3:7 ), и вновь, когда Павел в Деяниях говорит первосвященнику: Бог будет бить тебя, стена подбеленная ( Деян. 23:3 ), и когда Спаситель говорит иудеям: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения ( Мф. 12:39 ) и всем апостолам о, несмысленные и медлительные сердцем ( Лк. 24:25 ) 712 , и Петру, называя его сатаной: Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн ( Мф. 16:23 ), хотя не было никакой значительной вины, породившей эти порицания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Киприана, «непорочной и стыдливой невесты Христовой» 14 , укрепляемые свыше обетованием: побеждающему дам вкушать от древа жизни ( Апок.2:7 ). Так, наприм., бл. Иероним с потрясающим красноречием описывает свои аскетические подвиги в сирийской пустыне, где он был Scorpionum tantum socius et ferarum и где дни и ночи напролет проводил в слезных молитвах, борясь с своею природою, пока не вышел победителем из трудной борьбы 15 . А подвиги Антония Великого , с неподражаемым драматизмом описанные Флобером? А полная лишений жизнь Павла Фивейского, Илариона и Пахомия и других многочисленных подвижников? Что иное представляют их «Жития», как не обличение измены Толстого «практическому следованию» предписаниям Церкви? 16 . В других случаях тот же человек с неистощимой энергией преследует свои цели. Но вот дело коснулось религии, – и по истечении какого-нибудь года времени истощаются силы. Именно оскудеша крепцыи вавилонстии, еже ратовати ( Иер.51:30 ). Что касается заявления графа о том, что он «перечитал все» об учении церкви, то заметим прежде всего одно, что граф Толстой не читал, как следует, самого главного, а, именно, Евангелия, иначе он не утверждал бы, наприм., того, будто «общественная молитва прямо запрещена Христом» 17 . Будь действительно запрещена Христом такая молитва , то Он не преподал бы апостолам следующего наставления: истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Мф.18:19–20 ). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ). Речь идет, очевидно, об общественной молитве, ибо обращена к апостолам, собранным на тайной вечери. Молитесь, – говорит Спаситель в Гефсимании апостолам – чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40 ). Не сказал Господь: разойдитесь по всем углам и закоулкам гефсиманского сада, и там каждый из вас, т. е. апостолов, пусть молится, как ему заблагорассудится.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

«Когда, рассказывал он, после утреннего пения я пришел в келью, мне нужно было немного отдохнуть, и тотчас сошел на меня легкий сон. И я очутился в этой святой Печерской церкви, на месте Николы Святоши, и много молился я со слезами к Пресвятой Богородице, чтобы увидать мне доброго строителя, и по смерти заботящегося об умножении добродетелей в своей обители, преп. Феодосия. В церковь сходилось много братии, и один из них, подойдя ко мне, сказал: “Хочешь ли видеть преп. отца нашего Феодосия?” Я отвечал: “Да, желаю; если возможно, покажи место”. Он взял меня и повел в алтарь, и там показал мне св. Феодосия. Я же, увидев его, поспешил к нему с радостью, упал к ногам его и поклонился ему до земли. Он же, подняв меня, благословил меня и сказал мне: «Хорошо, что ты пришел, брат мой и сын Нифонт; отныне ты будешь с нами неразлучно». Он держал в руке своей свиток и дал его мне, когда я попросил у него. Я разогнул его и прочел, и в начале было написано так: “Вот я и дети, которых дал мне Господь” ( Ис.8:18 ). После этого видения я пришел в себя и теперь знаю, что эта болезнь есть посещение от Бога». Итак, поболев тринадцать дней, уснул он с миром в Господе месяца апреля в 8 день, в субботу светлой недели. И положено было его тело с честью в пещере преп. Феодосия. Духом же с тем же дароименитым преподобным он предстоит Престолу Владыки Христа, где, неразлучно наслаждаясь неизреченными небесными красотами, да помолятся они о нас, чадах своих, и похвалятся, говоря вместе: «Вот мы и дети, которых дал нам Бог». Ему, хвалимому в нераздельной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и в бесконечные веки. Аминь. Послание преподобного отца нашего Симона, епископа Владимирского и Суздальского к блаженному Поликарпу, черноризцу Печерскому, который тогда не был еще архимандритом Написанное на пользу всем иночествующим. В этом послании дает он наставления, вспоминая некоторых, в особенности же бывших незадолго до него, блаженных черноризцев Печерских, коих жития помещены в этой части

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мне представляется поэтому, что переход от молитвы к физическому воздействию в данном вопросе неоправдан. Скорее, обратный вывод можно сделать из этого: раз «смерть от оружия часто бывает и по человеческому умыслу», а не по воле Бога, то и не будем прибегать к этому средству, дабы не прогневать нам своеволием Господа... Второй аргумент допустимости «совмещать» или даже «заменять» молитву на убийство автор находит, обращаясь к Ветхому Завету: Ибо так поступали пророки, праведники и благочестивые цари и во времена Ветхого Завета. Когда они видели, что кто-нибудь отступил от Господа Бога Вседержителя, то одних убивали мечом, других же поражали молитвой. Здесь следуют многочисленные ссылки на примеры из жизни Моисея, Илии, Иуды Маккавея и т.д. Далее св. Иосиф вновь приводит ссылки на Новый Завет и жития Апостолов, которые мы рассмотрели ранее. Возвращаться к житиям Апостолов мы не будем, а вот вопрос Ветхого Завета требует особого рассмотрения. Во-первых, следует отметить, что для христианина должным примером подражания был, есть и будет Сам Христос, повелевший нам «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» ( Мф. 11:29 ). Если бы Христос хотел, чтобы мы поучались не от Него, а от ветхозаветных праведников и пророков, то сказал бы об этом. И, хотя ап. Павел и поучает нас: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2-е Тим. 3:16), сам Павел выбирает себе для подражания не Моисея и не Илию, а Христа: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1-е Кор. 4:16). Более того! Признавая полезность и поучительность ветхозаветного откровения, Павел, познавший Христа, в другом месте дерзает сравнить свое знание Ветхого Завета с сором и тщетою: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» ( Фил. 3:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Мы же, иереи, клирики и даже начальствующие из мирян, должны быть сильно избиты, так как мы согрешили сознательно и не имеем снисхождения, поскольку нам вверены многие души, а мы не заботимся об их здравии, так как не подумали, что доходы, которые получает Церковь , она получает ради нищих и слепых и не следует нам расточать на самих себя и на недолжные дела их достояние. Ибо следует епископу быть безукоризненным, как наиудивительнейший Павел написал к Тимофею» 1179 . Говорил он им и дальше, присоединяя к настоящему слову и многое другое, и, конечно, из послания к евреям следующее: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно ( Евр. 13: 16–17 ). И, истолковывая эти слова, ои учил мирян и всех находящихся под властью священника совершать дела милосердия и мира и не нерадеть об участии в богослужении и о почитании священников. Священников же (он учил) постоянному бдению, молитвам за народ и наставлениям, попечению, твердости в Боге и надежде на воскресение, поскольку они стремятся не для себя только устроить жизнь, но для тех, над кем поставлены начальствовать. «Ибо, – сказал он, – написано и следующее: Горе вам, потерявшим терпение! Что будете вы делать, когда Господь посетит? ( Сир. 2:14 ), а также слово апостольское: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12:14 )». Поскольку и иереям, и находящимся у власти мирянам было вверено дело надзирать и начальствовать, он содействовал им и увещеванием, что подобает более не вспоминать прошлую дружбу и вражду, кто свой, а кто чужой, но, напротив, кто добрый, и кто злой, обо всех думать справедливо и иметь попечение о спасении всех, а порочных в согласии с Писанием, которое говорит: обличай, запрещай, увещевай ( 2Тим. 4:2 ), молитвой и наставлением [убеждать] переменить [свой] безрассудный выбор и совершать благие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Николая, есть «николаиты», которых Бог ненавидит ( Откр. 2:6,15 ). Апостол Иоанн (+ 101 г.) говорит о николаитах, как о своих современниках; св. Николай Мирликийский жил после ап. Иоанна и умер в 342 г. Еретики николаиты смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению, почему нужно, говорили они, вести борьбу со своим телом, ослабляя и сокращая его жизнь. Средством измождения плоти они избрали распутство, которым и старались истощать себя. Такое нечестивое учение николаитов Господь строго осуждает (сн. Откр. 2:6,15 ). Учение и жизнь св. Николая, прославленного Богом, и еретиков николаитов противоположны. 12) Зачем жития святых? Житиями св. мы возвещаем «роду грядущему славу Господа и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил... чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, чтобы они в свое время возвещали своим детям, – возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его! ( Пс. 77:4,6,7 ). В слове Божием описываются жизнь и подвиги праведников «в наставление нам» ( Рим. 15:4 ). 13) Почему у каждого святого испрашивается особая помощь? Потому что Бог разделяет «каждому особо» Свои дары: «иному дары исцелений... иному чудотворения, иному пророчество» ( 1Кор. 12:4–11 ). Почитание и молитвенное призывание Божией Матери Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева ( παρθνος) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (– 7:14). «Если бы это была не Дева», объясняет св. Иоанн Златоуст , «то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь, – если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно? Потому и в самом начале пророчества он не сказалъ: се, дева (παρθνος), но: παρθνος, прибавлением члена указывая нам на некоторую особенную, единственную Деву...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Но все это относится к тем, которые еще не избрали девства и нуждаются в наставлении, чтобы знать, как высоко то, что они должны избрать. А нам нужно сохранить избранное и ходить как бы среди скорпионов и змей, чтобы, препоясав чресла, обувши ноги и взявши в руку посохи, идти среди ков и соблазнов мира сего, чтобы достигнуть до сладких вод Иордана, вступить в землю обетования, взойти в дом Божий и сказать с пророком: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей ( Пс. 25:8 ) и еще: одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей ( Пс. 26:4 ). Счастлива та совесть и блаженна та девица, в сердце коей, кроме любви Христовой, которая есть мудрость, чистота, терпение и правда и прочие добродетели, не жило никакой другой любви, которая никогда не вздыхала при воспоминании о человеке и не желала видеть того, увидевши которого не захотела бы оставить. Имея некоторых, нехорошо себя ведущих, бесславить святой обет девственниц и славу небесного и ангельского жития. Им прямо должно сказать, чтобы или посягали, если не могут удержаться, или удерживались, если не хотят посягать. Достойно смеха или лучше слез, что когда идут госпожи, девица-служанка идет наряднее, так что, по общему обыкновению, очень часто признаешь госпожу в той, которую видишь хуже одетою. Некоторые хотят жить в отдельных помещениях, без посторонних людей, чтобы жить свободнее, мыться в банях, делать все, что хотят, и соблазнять совесть многих. Это мы видим и терпим, и если блестит при этом золото, считаем добрыми делами. Связываю конец с началом и не довольствуюсь однократным увещеванием. Люби священное Писание и возлюбит тебя мудрость, приими ее и сохранит тебя, почти ее и объемлет тебя. Эти-то украшения пусть будут на груди и в устах твоих, язык твой пусть не знает ничего, кроме Христа; пусть ничего не может говорить, кроме того, что свято. В устах твоих пусть всегда будет сладость твоей бабки и матери, подражание коим составляет образец добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но если он не мог почерпнуть точного понятия из этого чистейшего источника христианской веры (то есть из символа), потому что он собственным ослеплением затемнил для себя блеск очевидной истины, то обратился бы к учению евангельскому, где Матфей говорит: родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Аврамова ( Мф.1:1 ); поискал бы наставления также в проповеди апостольской и, читая в послании к Римлянам: Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал чрез ηροροκοв Своих в писаниях святых о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:1–3 ), с благочестивою любознательностью приступил бы к книгам пророческим и нашел бы обетование Божие, данное Аврааму: и благословятся в семени твоем все народы ( Быт.22:17 ). А чтобы не недоумевать о свойстве этого семени, пусть последовал бы апостолу, который сказал: но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: „и потомкам“, как бы о многих, но как об одном: „и семени твоему“, которое есть Христос ( Гал.3:16 ). Пусть также внял бы внутренним слухом своим пророчеству Исаии, который говорил: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ); прочитал бы с верой и эти слова того же пророка: Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ). Тогда не стал бы говорить пустословия, будто Слово стало плотью так, что Христос, рожденный из девической утробы, имел образ человека, а не имел истинного тела (такого же, как и тело) Матери. Не потому ли, может быть, он признает Господа нашего Иисуса Христа не имеющим нашего естества, что ангел, посланный к благословенной Марии, говорил: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое (от Тебя) Святое наречется Сын Божий ( Лк.1:35 ), то есть так как зачатие Девы было действие Божественное, то и плоть Зачатого не была от естества Зачавшей? Но это рождение исключительно удивительное и удивительно исключительное должно быть понимаемо не так, чтобы необыкновенностью рождения уничтожилось свойство рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010