Вот и еще тайная, чудная подвижница Палестинская того же времени. В расстоянии около 20 тысяч шагов (40 верст) от Иерусалима, говорит блаженный Иоанн Мосх , есть монастырь, так называемый Сапсас. Из этого монастыря двое отцов ходили поклониться на гору Синай. Возвратясь в монастырь, они рассказали нам следующее: «Поклонив­шись на святой горе и возвращаясь обратно (так случилось с нами), мы заплутались в пустыне и долго носились по ней, как по морю. В один день, увидя вдали маленькую пещерку, пошли мы к ней. Приближаясь к пещере, увидали небольшой источник, около него несколько травы и след человеческий; верно, сказали мы себе, здесь живет раб Божий. Входя в пещеру, мы никого не видали, только слышали, что кто-то плачет. Осмотрев тщательно, мы нашли что-то в роде яслей и в них кто-то лежит. Подошедши к рабу Божиему, мы просили его сказать нам что-нибудь. Но как он ничего не отвечал, мы взяли его. Тело его еще было тепло, но душа отошла ко Господу. Тут узнали мы, что в то самое время, как входили мы в пещеру, раб Божий скончался. Взяв тело его из того места, в котором лежал, вырыли могилу в той же пещере; один из нас скинул мантию, в которой был, и мы стали завертывать в нее тело; тогда нашли, что это была жена: прославили Бога и, совершив над нею правило, похоронили» 206 . Кончина последовала, вероятно, в 596 году. Дабы примеры ревностных подвижниц были более сильны для нас, повторим для себя следующие наставления Священного Писания: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов ( Гал. 6, 2 ). Посему да приступаем с дерзновением к пре­столу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4, 16 ). День восьмой. Память святого пророка Захарии Серповидца Современник пророка Аггея, вместе с ним он возбуждал князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса ускорить постройку храма ие­русалимского; пророчествовал о Христе, о торжественном вшествии Его в Иерусалим на жребяти осли, о предании за тридцать сребренников, о прободении ребра Его, о вознесении на небо. Называется же Серповид- цем от видения им серпа (см.: Зах. 5, 1–4 ), то есть проклятия Божиего на воров и клятвопреступников. Скончался около 520 года до Р. Х. Преставление святого Саввы Второго, архиепископа Сербского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот они: • «Блажен, кто помышляет о множестве почивающих в гробах. • Смерть страшна, но страшна только для тех, кто о ней не думает и не готовится к ней доброю жизнью. • Если трудно терпеть от одной искры, падшей на руку, что же будет в озере огня, который будет жечь в продолжение целой вечности (по смерти)? Помни смертный час, Помни трубный глас. Помни Страшный Суд. Часто вспоминай и прекрасный рай. Пока жив, спасайся, время не теряй. Будь готов и знай, что оставив свет, Богу дашь ответ. Это памятка христианина!» (531). Глава IV. Спасение в служении ближнему Правило отношения к ближнему дал святой апостол Иоанн Богослов – Апостол Любви. Следуя наставлениям Единого Божественного Учителя, святой Иоанн пишет в своём первом соборном послании: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (4,20). Этому правилу строго следуют и Псково-Печерские старцы. «Спастись, – утверждает иеросхим. Симеон (Желнин), – невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего, а посему самое главное внимание христианина должно быть обращено на спасение душ наших ближних. Живи для других – и сам спасёшься» (98). Ближнего надо любить как самого себя ( Мф. 22, 39 ). И старец Михаил (Питкевич), говоря об отношении к ближнему, указывал на житие преподобного Пафнутия Великого и продолжал: «Проявление любви к ближнему может спасти и большого грешника. Любовь покрывает всё» (217). Чтобы должным образом явить наше служение ближнему, по слову отца Алипия (Воронова), «нужно только одно: исполнить последнюю заповедь Господню – «любите друг друга» – и всё» (409). Одной же из сторон проявления любви к ближнему служит милостыня, которая и ближнего утешает, и самого творящего её спасает. Подаваемая от всего доброго сердца, «милостыня, – читаем в «Печерской тетради», – сама собою, более всех людей, молится и ходатайствует к Богу, и милости у Него – дающему просит... Счастлив, кто благотворит многим: в день Суда у него будет много защитников. Вино надвое растворено: умным (кто пьёт в меру) на веселье, а безумным – на погибель и грех; так и богатство, и хорошая зарплата – милостивым на спасение даётся, а скупым – на грехи и погибель души. Высшая наука – быть мудрым, а высшая мудрость – быть добрым.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Гордость и самомнение обличаются в Евангелие в притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9-14 ). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой мытарь — сборщик пошлин. Фарисей принялся молиться так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Далее Христос заключает, что мытарь пошел в свой дом оправданным более, чем фарисей. Хотя, возможно, грехи мытаря были серьезней, чем у фарисея. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится» ( Лк.18:14 ). Чтобы не увлечься тщеславными побуждениями, добрые дела рекомендуется совершать втайне и не ждать их признания и оценки окружающими. В некоторых европейских странах существует обычай на день памяти святого Николая, незадолго до праздника Рождества Христова, дарить друг другу подарки, причем делать это скрытно, как будто, пока все спят, Санта–Клаус сам кладет их в чулок или ботинок. Эта бытовая традиция связана с эпизодом из жития святителя Николая Чудотворца. Желая помочь бедному семейству, он ночами незаметно под покровом тьмы три раза подряд бросал им в окно по мешочку с золотом. Такой способ милостыни святой избрал потому, что хотел избежать благодарности, которая могла бы привести к тщеславию. «Пусть левая рука твоя не знает о том, что делает правая» ( Мф.6:3 ). Эти слова Христа призывают сразу же забывать сделанное кому-то добро, чтобы не превозноситься из-за него. Такое поведение всегда считалось идеальным для христиан, подвижники воспринимали праведное дело как пропащее, если о нем узнавали другие. В один из суровых восточных монастырей к преподобному Иосифу, великому постнику и подвижнику, пришел однажды некий священник со свитой. Монастыри часто посещаются паломниками, которые ищут у старцев-иноков уроков и наставлений. Евагрию хотелось лично увидеть подлинную монашескую жизнь, которую он мог бы взять в качестве примера для подражания. Путники были приняты очень радушно. Но каково же было разочарование Евагрия, когда в образе монастырской жизни он не увидел и тени строгого подвижничества. Богослужения были непродолжительными, рукоделия легкими, а трапеза совсем не говорила о постничестве. Стол был прост, но питателен и разнообразен: подали овощи, фрукты, даже вино.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Притч. 29, 15, 18 ). К изложенному житию святого князя Глеба, взятому из творений преосвященного Филарета Черниговского , считаем нелишним при­бавить описание случая из жизни архимандрита Антония. В «Православном Обозрении» за 1879 год была помещена биогра­фия наместника Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония; в коей, между прочим, было упомянуто, что отец наместник, живши еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей и был убежден в их исти­не мощами святого князя Глеба, почивающего во Владимирском соборе. Случай этот в биографии упомянут лишь мимоходом; но я слышал о нем подробно от самого покойного отца наместника лично, и рассказ его кажется мне так интересен, что я нахожу нелишним его обнародо­вать. Передам его словами самого отца наместника, которые я вскоре же после беседы с ним записал. «Бывши еще в миру, – так рассказывал отец наместник, – жил я в имении князя Грузинского, селе Лыскове Нижегородской губер­нии. Имея небольшое понятие в медицине, я занимался там лече­нием домашних князя и окрестных жителей. В числе моих пациен­тов были и раскольники, которых в нашем селе было очень много, по большей части богатые люди. Однажды, когда я был у одного из них, разговор наш коснулся разностей их обрядов с нашею Цер­ковью. Раскольник, разумеется, оправдывал свои обряды и обвинял нашу Церковь в отступлении от православия и в принятии новшины; а я, как умел, защищал нашу Церковь и в доказательство ее право­славия указывал ему на множество нетленных мощей, находящихся в нашей Церкви. Эх! Андрей Гаврилович! – ответил мне раскольник, – да видали ли вы сами нетленные мощи? Поверьте мне, это все монахи для доходов выдумали; ведь ни одних нет мощей и в вашей Церкви, а так только поставят гробницу, да накроют пеленою, а то, пожалуй, и положат что- нибудь наподобие мощей, да и говорят, что тут нетленные мощи! Ну, вестимо, простой народ верит, а монахи да попы доходы обирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И даже наилучшие, отборные дары человека вменяются ему в грех, если, принося их, он продолжает волею нарушать заповеди. «Закалающий вола — то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса; приносящий семидал — то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам — то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, — так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне» (Ис. 66: 3, 4). Богу не угодно и служение «по остаточному принципу». Это можно узнать из книги пророка Аггея, где рассказывается о сильной засухе, которая постигла Иерусалим по той причине, что князья Иудеи больше заботились об украшении своих домов, чем о восстановлении Храма. Более того: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48: 10). Духовная жизнь по наставлениям Отцов Церкви — ключ к правильному употреблению всех вещей. Соответственно, великая ошибка и прельщение заключаются в том, чтобы ждать помощи от любых технологий, используемых для просветительской, миссионерской и внутрицерковной деятельности, без заботы о благочестии. Многие отвечают на это: «Но благочестие — наше внутреннее, сугубо личное дело». Можно было бы возразить им примерно так: «Правильно! Пусть и все мечты о реформах в Церкви будут вашим внутренним, сугубо личным делом. Не навязывайте их нам, не пытайтесь придать своим наукообразным фантазиям, даже самым правдоподобным, статус действительности». Ведь, в конечном итоге, не Бог нуждается в нас, а мы в Нем. Спросите себя, подлинно ли у Бога есть цель сохранить вас любой ценой, даже ценой вашего превращения в пародию на Него? Итак, желая свести воедино требования, прилагаемые к создающей причине, то есть к человеку, можно будет ограничиться утверждением: « достоинство приносимого зависит от благочестия приносящего ». Правда, совершение таинств и обрядов не зависит от личности священника, но это потому, что не священником они установлены. Для желающих установить новое и не погрешить против истины полезны слова преп. Исаака Сирина: «истина познаётся по силе жития».

http://bogoslov.ru/article/418880

И как горе было бы Пантелеймону, так горе бывает и большей части детей, у которых хотя и один из родителей ходит по пути нечестия. Ибо если несомненная истина, что и большая часть возрастных способны скорее перенимать злое, чем доброе, то про малолетних, при худом воспитании их, и говорить нечего. Они – трость ветром колеблемая, они – воск, на котором и малейшее давление отпечаток делает. Будем же помнить это и ту страшную ответственность, которой подлежать будем, если худому научим детей. «А кто, – говорит Господь, – соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ). Аминь. 346. Господь споспешествует спасению добрых В книге Деяний Апостольских читаем, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Что это значит? То, что если в душе какого человека сохранилась чистая мысль, по самому свойству своему стремящаяся к Творцу; есть святое желание любить Его всем сердцем и служить Ему во все дни жизни; есть при этом чистая совесть, неумолкающая наставница на все благое и правое, – такому человеку Господь всегда открывает Себя и так или иначе неисповедимыми путями Своего Промысла всегда приводит его к спасению. Эту истину мы можем видеть на св. великомученике Пантелеимоне в отрочестве его и юности. Как слышали вы в предыдущем слове, он в детском возрасте с усердием внимал наставлениям своей благочестивой матери-христианки и, насколько возможно было по его детскому возрасту, от нее истины Евангельские усвоял. Видели также, что по смерти матери он возращен был в идолопоклонстве. Теперь еще узнаем из жития его, что он был «добронравен и благоглаголив и всем любезен». И Господь призрел на чистую душу отрока, коснулся ее и привлек к Себе. Вот как совершилось это Божественное научение. Св. Пантелеимон отдан был отцом в научение врачебному искусству к славному в то время врачу Евфросину и ходил учиться к нему. По пути к своему учителю, Пантелеимону приходилось проходить мимо одного убогого дома, в котором жил престарелый христианский священник Ермолай.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И наставление наше если послушает царь, спасется и избавит душу свою от суда, подобающего грешным. А если не послушает гласа нашего животворного, мы спасемся, а кровь потребует Бог от руки его, ибо меня поставил Бог блюстителем всех земель, подчиненных ему. И посему я пойду к нему увещевать его. Если угодно Богу, я вернусь, а если (нет), умру по воле Его, или буду изгнан в корысть себе». И сказали они ему: «зачем покидаешь ты нас, отче, ибо нет у нас надежды; где найдем мы подобного тебе пастыря доброго, положившего душу за овцы своя». И когда они услыхали то, что сказал отец наш Филипп, начался великий плач и овладела скорбь священниками и диаконами, старцами и отроками, которые проливали слезы, как воду, обнимая его колени. И говорили ему: «отче, отче, отче, мы готовы скорее умереть вместо тебя, чем видеть смерть твою». И плакал он, и говорил им: «зачем вы так поступаете и печалитесь? Разве не по воле Божией иду я туда? И если шествие мое угодно Господу, то чего вы плачете так? А если я иду по желанию моего сердца, то что можете вы сделать, чтобы я мог оставить заповедь Божию, и не пошел туда, куда Он зовет меня? Вы не можете помешать мне в заповеди Божией. Вернусь я, или не вернусь, буду изгнан, или умру, пока исполнится воля Божия, пусть будет у вас Езекия аввой вместо меня». И тогда все заплакали и говорили: «если отправление его по желанию человеческому, мы не оставим отца нашего до смерти, а если отправление его по воле Божией, то кто может удержать его?» Глава 12. f.175. И затем встал отец наш Филипп и дошел в путь, и провожали его мужчины и женщины, говоря: «увы нам, отче наш, отселе мы не увидим лица твоего, и не услышим голоса твоего, и не найдем доброго пастыря, подобного тебе и отца утешителя». И провожало его много учеников и авва Гонорий из земли Вараб. И он прошел скоро путь трех дней и прибыл в землю Саван, где находился царь. Он прибыл, и в тот же день доложили царю, что прибыл отец наш Филипп. Царь сказал: «завтра приведите его ко мне». И на другой день сидел царь на престоле и сказал: «приведите авву Филиппа архи-пресвитера».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите...; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт.18:1-5). Обрезание во плоти было образом, и очень ясным, обрезания мысленного и в духе, чрез которое Христос удаляет всякую скверну от душ наших: мы обрезана, по слову блаженного Павла, «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти» (Кол. 2:11): ибо как бы совлекшись «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф.4:22), и, так сказать, отсекши плотские удовольствия остротою и действием духа, мы явим себя уже достойными того, чтобы быть способными к богосозерцанию и соделаться священною обителью Святыя и Единосущныя Троицы: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем,... и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», — сказал Спаситель (Мк.8:38 и Ин. 14:23). И не до этого только будет простираться воздаяние за добрую жизнь, но, как уже принятые в родство с Богом, мы познаем то, что заключается в Нем Самом, очевидно чрез Откровение от Него, как несомненно и божественному Аврааму предоткрыто было об истреблении Содома, ибо с ним, как бы с другом, имел общение Бог. Так посмотри же, сколь многочисленными благами вознаграждается для нас удаление от осквернения. Посему-то и Павел говорит: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Также и пророк Иеремия ясно воззвал: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе» (Иер.4:14).     П. Итак, не с душою нечистою должен приступать ко всесвятому Богу, но при святой и непорочной жизни: ибо таким образом мы прямо придем к надлежащему.     К. Совершенно так, Палладий, и немного, думаю, нужно будет труда, чтобы тебе можно было видеть истинность слова твоего о сем, если только решишься любознательно и благоразумно исследовать жития святых; ибо прообразовательно совершавшееся у древних «описано в наставление нам», как сказал божественный Павел (1Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

И Христос – возлюбленное Чадо Отца, когда был на земле, был искушен в наказании Господнем. Не потому, что Он, безгрешный Бог, нуждался в этом, а для спасения человека, для нашего наставления и примера, дабы мы последовали Его стопам. Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя 62 . 5 В любых обстоятельствах возводи умное око души горЕ, откуда и придет помощь. Что бы ни случилось, не отчаивайся. За искушением последует развязка. Бог никогда не оставляет человека и никогда не дает тяжести более, нежели кто может понести. Если по такому принципу поступают даже люди, то тем более благий Бог, Который ради человека пролил на Кресте Свою всесвятую Кровь! Поистине христиане, претерпевая временные скорби, приобретают будущую вечную радость и упокоение. Никогда, никогда не будем ублажать тех, кто на земле имеет всегдашнюю радость и мир. Наоборот, будем о них скорбеть, потому что временная радость станет им преткновением для грядущей жизни 63 . Бог милостив и справедлив. Милостив в этой жизни, а после смерти Он – Праведный Судия. Он не может претерпевшим скорби христианам – настоящим христианам, а не по имени только – дать вечную муку. Там Он дарует им нескончаемую радость, которой никто не сможет у них отнять 64 . Не может Бог из мучения ввергнуть человека в мучение. Потому ты более радуйся, а не скорби, ибо Бог удостоил тебя страдать временно, чтобы упокоить вечно. Вечная радость ожидает только тех христиан, которые претерпевают скорби. В евангельской притче о богатом и Лазаре Господь говорит: Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь»! 65 Бог никогда не лицемерит, но по справедливому слову Своему Он сотворит именно так. Если ты посмотришь на жития святых, то увидишь сплошные искушения, скорби и стеснительные обстоятельства. Так они прожили жизнь. Ни один похотливый человек не войдет в селение вечное, исполненное неизреченной радости. Но войдут в него те, кто ради Бога претерпел скорби, дабы сохранить Его заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Ибо «просили», сказано, Его бесы «чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк. 8, 31 ). Как будто бы уже великое множество их прежде было послано туда, оставшиеся же, приступив к Нему, просили Его, чтобы Он доколе помедлил осуждать их вместе с другими. А что они получали наказание за свою к нам жестокость, это всякий, кто хочет, может видеть, и без труда, слыша их восклицавших: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мк.1, 24 ; Мф.8, 29 ) Итак, когда Христос увидел, что египтянин невыносимо нападает на живущих на земле, то заключил его во ад. То же самое, как бы в тенях и прообразах, совершил и Иисус (Навин), переведший сынов Израилевых чрез Иордан и бывший вождем после Моисея. Он связал пять царей Аморрейских в пещере ( Нав. 10, 18, 23 ), чей прообраз косвенно предуказует нам то, что объявленный Царем над нами после жития подзаконного Еммануил запечатает князей демонских, как бы в глубокой пещере, в преисподних земли. Когда же таким образом убит был нападавший и мучивший, «во второй день», сказано, когда " два... евреанина " били друг друга, Моисей явился среди них, как посредник и как примиритель, недружелюбно относившихся друг к другу ( Исх. 2, 13 ). Он явился между ними при споре их, говоря желавшему употребить силу против брата своего: «зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил... Египтянина?» ( Исх. 2, 13–14 .) Ибо как бы заключив наперед сатану во ад, Еммануил явился решителем дел правосудия между израильтянами и учителем взаимной любви, повелевая питать любовь к братиям и не считать ничего лучшим мира и единодушия. Посему и говорил: «мир Мой даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Они же, между тем как должны были бы одобрить это наставление и выказать удивление к примирителю, подателю мира, виновнику любви, вождю наилучших для них учений, совершили против Него великое нечестие. Они не признали Его руководителем своим. И несмотря на то, что Он ясно говорил устами Псалмопевца: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» ( Пс. 2, 6 ), они все-таки с бесстыдством, какое только возможно себе представить, жестокосердо и небоголюбиво возражали Ему, говоря в одном случае: «кто Тебе дал такую власть?» ( Мф. 21, 23 ), в другом случае: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» ( Ин. 9, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010