В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Когда же он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Объяснение см. Р.Б. 105–107. Евангелие подходит к празднику и потому, что рисует идеал воспитания в слове Божием. Задостойник Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых. Яко одушевленному Божию кивоту... См. стр. 86. Причастен Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Чашу спасения приму и имя Господне призову. Р.Б. 167. Святоотеческие чтения на службе По благословении хлебов не указано чтение 990 . По кафизмах указаны чтения «во евангелии толковом»; продолжение этих чтений, д. б., предполагается и по полиелеи и по 3 песни канона, где указание неопределенно: «и чтение». Под: «евангелием толковым» разумеется «Благовестник» бл. Феофилакта, архиеп. Болгарского, так как именно из него берутся утренние чтения в период ев. Луки и Марка по 10 гл. Типикона (за отсутствием у св. Иоанна Златоуста комментариев на этих евангелистов). В частности из «Благовестника» бл. Феофилакта в данном случае могут иметься в виду лишь толкования на утреннее и литургийное евангелия праздника (хотя эти евангелия или одно из них положены и в другие Богородичные праздники, но там для чтений много своего материала и для толкования на евангелия нет времени). Вот толкование утреннего евангелия ( Лк. 1, 39–49, 56 ) в этом «евангелии толковом». «Дева услышав, что Елисавета зачала, поспешила к ней, частью радуясь благополучию сродницы, а частью как весьма благоразумная, желая окончательно увериться в том, истину ли сказал явившийся к ней, дабы, по справедливости сказанного об Елисавете, не сомневаться и в касающемся Ея самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Волхвы отправились в Вифлеем, нашли Божественного Младенца, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Ночью волхвы получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду, и они другой дорогой пришли в свою страну. Тропарь праздника Рождества Иисуса Христа. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе. Возсия мирови свет разума – озарило мир светом познания; звездам служащии – волхвы, которые служили, поклонялись звездам; ведети – знать. Кондак праздника. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Пресущественный – имеющий высочайшее, Божественное Существо; вертеп – пещера; пастырь – пастух; нас бо ради – потому что для нас; Отроча младо – младенец. Избиение Вифлеемских младенце. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет и возвращение оттуда (Мф. 2:13–23) Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов из Вифлеема. Наконец, когда он узнал, что волхвы другим путем отправились в свою страну, то он весьма разгневался и приказала избить в Вифлееме и в окрестностях его всех младенцев мужского пола начиная от двух лет и ниже; он думал погубить Божественного Младенца. Но Бог не допустил исполниться злому намерению Ирода. Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и живи там до тех пор, пока не скажу тебе. Ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф исполнил повеление Ангела. Он взял Богомладенца и Матерь Его и пошел в Египет и жил там до смерти Ирода. После его смерти святое семейство возвратилось в отечество и поселилось в Галилейском городе Назарет. Вифлеемские младенцы, умерщвленные по приказанию царя Ирода, были первыми мучениками за Иисуса Христа. Православная Церковь празднует память их 29-го декабря. Вера в Господа Иисуса Христа Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Вопрошающий. Какой смысл имеет пришествие агнца и приятие им книги от руки седящего на престоле? Отвещающий. Сим является, что Отец и Сын имеют единую волю, якоже и сам Господь во Евангелии глаголет: «снидох, не да творю волю мою, на волю пославшаго мя Отца» ( Ин.6:38 ). Откр.5:8–13 «И егда прият книгу, четыре животна и двадесять и четыри старцы падоша пред агнцем, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых: и поют песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея: яко заклался и искупил еси Богови нас кровию своею от всякого колена и языка и людей и племен: и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи: и воцаримся на земли. И видех, и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец: и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси и на земли, и под землей, и на мори, яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле и агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков». Вопрошающий. Почему славословие агнцу воздается от животных и старец, от всех сил небесных, и от всякого создания на небеси и на земли? Отвещающий. Потому, что чрез страдание Господне, имже искупися от первого преступления человеческий род, и небесная и земная, и ангели и человецы совокупишася воедино, по слову апостола ( Еф.1:22 ): «и того даде главу выше всех церкви»; и паки: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» ( Рим.8:21 ). Вопрошающий. Что означают слова: достоин есть агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение? Отвещающий. Всеми сими словами является, что заколенный агнец, по Божественному своему естеству, единосущен есть Отцу, ибо все сии слова свойственны Богу. Честь, слава и благословение потому принадлежат агнцу, что он есть Бог благословенный во веки. Ему же принадлежат сила и крепость, и сим является, что верующая в него Церковь не имать побеждена быти во веки, ибо Создатель ее непобедим. Ему принадлежат также богатство и премудрость, и сим является, что неизреченной своей мудростью и щедротами он вся устрояет к нашему спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Востав же Иосиф от сна, сотвори, якоже повеле ему Ангел Господень, и прият Жену свою. И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая Ее обесславить, решил тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: “Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рожденное в Ней – от Духа Святого. И родит Она Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их”. А это все произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: “Вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил”, – что в переводе значит: “С нами Бог”. Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее; доколе не родила Она Сына Своего, первенца, и он нарек имя Ему: Иисус. Мф 1:18–25 По 50м псалме: Вместо, Молитвами Богородицы: поем: После 50 псалма Вместо По молитвам Богородицы: поем: Слава: Всяческая днесь радости исполняются,/Христос родися от Девы. Слава: Все сегодня радости исполняется:/Христос родился от Девы. И ныне: Всяческая днесь радости исполняются,/Христос родися в Вифлееме. Таже: Помилуй мя, Боже: И ныне: Все сегодня радости исполняется:/Христос родился в Вифлееме. И стихира, глас 6: Слава в Вышних Богу,/и на земли мир,/днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем,/днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят:/слава в Вышних Богу, и на земли мир,/в человецех благоволение. Стихира, глас 6 Слава в вышних Богу и на земле мир!/В сей день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом./В сей день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят:/“Слава в вышних Богу и на земле мир,/среди людей благоволение!” Канона два. Ирмосы обою канонов по дважды. Тропари же на 12. Канон первый, глас 1, творение кир Космы, егоже краегранесие: Христос вочеловечився, еже бе, Бог пребывает.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мipa, помилуй нас. Подъемлющий грехи мipa, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё во веки, и в век века. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва святаго Евстратия: Молитва святого Евстратия Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих, но спасл еси от нужд душу мою. И ныне, Владыко, да покрыет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего. Да не когда лукавый сопостата совет срящет, и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия ми грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю Ангели Твои светлии и пресветлии.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chin-dven...

Все сии небесные круги, все сии разумных тварей и Ангелов и человеков состояния, яко под единоцарственным владычеством Триипостасного Божества находящиеся, составляют и всегда будут составлять славное Царство Божие. Сие же славное Царство Божие все будет исполнено неизреченного блаженства Его. – Какого блаженства? Во-первых, Свет Божий будет освещать все пространство Царствия Божия, будет великолепнейшим украшением оного, будет драгоценнейшим одеянием небесных жителей. Небесный град, говорит Иоанн Богослов, будет не требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и Светильник его – Агнец. И языцы спасени во Свете его пойдут, и царие земстии принесут славу и честь свою в него 1342 . Подобно и в другом месте подтверждает, тако глаголя: нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильник, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я 1343 . – Во-вторых, все Царство Божие такой Славы и такого Величества, от Триипостасного Существа Божия происходящих, исполнено будет, что всякой тамо уже пребывающий в беспрестанном будет восхищении; и тем паче, что всякой и себя самого узрит объята Славою и Величеством от Бога происходящим, узрит себя в таком преображении, в каком видели Божественные Апостолы Господа и Учителя своего Иисуса Христа на Фаворе, узрит в подобном прославлении по оному Спасителеву прошению: Отче! святи их во истину Твою, да и тии будут священи воистину. Да вси едино будут якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии е нас едино будут! И Аз Славу, юже дал еси Мне, дах им, и дам им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Отче! хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят Славу Мою, юже дал еси Мне, и да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них 1344 . – В-третьих, все Царство Божие будет оглашаемо приятнейшею гармониею, восхитительнейшим согласием, согласнейшим пением и Богохвалением. Как Ангели, небесные жители ныне воспевают Триединому Богу – Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних 1345 : так и все православные человеки тогда едиными устами воспоют – Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворени; во всех концах Царства единодушно возопиют – Достоин еси Господи хвалы и песней, яко заклася, и искупил еси Богови нас Кровию Своею от всякаго колена и языка и людей и племен, и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи; и воцаримся! Достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение! Всяко создание, еже есть ныне на небеси и иа земли и на мори, радостно возглаголет во Царствии Божии: Благословение и честь и слава и держава и премудрость и хвала и сила и крепость Богу нашему во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Всесильною десницей от вечного огня! Видех Господа, сидяща на престоле высоце и превознесенне ( Ис.6:1 ). Егда же приидет Сын человеческий, – так сам Господь говорит о Себе, – во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языци, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь овцы от козлищ; и поставит овцы одесную себе, а козлища ошую ( Мф.25:31–33 ). В то время будут двое, как сказано еще, на одной постели; один возьмется, а другой оставится. Двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится ( Лк.17:34–36 ). Какое всеобщее и притом внезапное разлучение! Тогда разлучатся и самые близкие между собою, муж с женою, отец с сыном. Одни понесутся, радующеся, как сказано, о славе Божией ( Вар.4:37 ), а другие, оставшиеся на земле, горько восплачут и в болезни сердца возопиют: о люте нам, о люте нам! При этом заметить должно, что в деле спасения есть утаенная от сынов века сего премудрость, которую если кто не постигнет, не возможет спастись. Ибо, по какой причине один из двух работавших в поле, поемлется, а другой оставляется? Также и двое спящих на одной постели; почему разлучаются друг от друга? Чтобы мы знали причину сего, Господь возвестил: овцы Мои гласа Моего слушают, и по Мне грядут ( Ин.10:27 ). Вот сии-то и будут восхищены на облаках, в сретение Господне; а те, которые не слушают учения Господня, и через то уподобляются своенравным и буйным козлам, останутся на земле в ожидании будущих мук. Потому пусть же ныне наблюдает за собой всякий из нас: внимает ли он словам Господним? следует ли по путям Его? Слыша о том, о чем Сам Господь свидетельствует, – кто из нас похвалится и скажет пред Ним: я вполне верил словам Твоим, я поступал по истине Твоей? Господь отдал всякому из нас ключ разумения ( Лк.11:25 ), как сказано Им, ключ, которым отверзается Царство, уготованное нам от сотворения мира: однако ж мы сами своим неразумием, своим неверием словам Господним, затворяем пред собою Царство Небесное (Ср. Мф.23:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вскоре после того прибыли к нему вестники из России с известием, что сын его Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его в Русскую землю вместе с княгиней и с детьми их. Хан отпустил его с великою честью, возложил на него венец и почтил его великим княжением Ярославским. Св. князь прибыл в Ярославль с большим почетом; с ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, коих он, по некотором времени, с честью отпустил в Орду. Св. князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости 8 ]. Заболев и чувствуя, что эта болезнь — предсмертная, он позвал к себе княгиню — супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире 9 ]. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великою радостью принял от игумена иноческий образ и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его сего дара, коего давно желала душа его. Пред самой своей кончиной он пожелал принять схиму, после чего, преподав всем прощение и сам испросив у всех прощение, он осенил себя крестным знамением и предал душу свою в руки Божии 10 ]. Его благолепно погребли в храме Преображения Господня. Его святые мощи и доныне источают многие чудеса во славу Христа Иисуса, Господа нашего, Емуже слава ныне и присно, и во веки веков.   Тропарь, глас 4: От юности вашея Христове любви прилепившеся святии, усердно закон и оправдания того сохранисте: отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине. О верою вас почитающих молите Христа Бога, спастися душам нашым.   Тропарь на пренесение мощей святых, глас 8: Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, во плоти яко ангели на земли показастеся, пощением насаждени бысте яко древа при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте: сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре и Давиде и Константине. Молите Христа Бога, спастися душам нашым.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа явит нам Его во всем величии и торжестве. Если в Его Первом Пришествии, при Его рождении, над вифлеемской пещерой явилось множество Ангелов и возвестило своей песней благую, радостную весть, то картина Его Второго Пришествия будет намного величественнее. Вот как пишет об этом апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1 Фес. 4, 16). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, от одного края земли до другого, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество Ангелов станут жнецами Божиими на ниве самой высокой наградой, которую Христос обещал избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на земле, станет награда равенства с Ангелами — равенства ангельскому достоинству. Отвечая на лукавый вопрос еврейских первосвященников и книжников о том, чьей будет жена, состоявшая в браке поочередно с каждым из семи братьев, Господь ответил: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 34–36). Слушая сии слова, мы исполняемся благоговением и трепетом. Как можем мы быть равны Ангелам? Написано об Ангелах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит — и далее: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 1, 6). Конечно, Ангелы названы богами не по божественной природе, а по своей близости к Богу. Как могут быть равны с ними люди? Как можем мы быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы, которые ежечасно оскорбляем Его своими грехами? Прежде всего Сам Господь говорит верным Своим и тем, кто с любовью исполнял заповеди Его: и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19). Утешимся же и послушаем, что говорит еще один благовестник тайн небесных: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями, почитая их и молясь им из юдоли слез: " Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных " . Дети Енаковы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010