Ап. Павел к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Суди всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева ( Евр.12:22–24 ). Обращение наше к святым, живущим на земле, за предстательством пред Богом основано на взаимной любви христианской, по силе которой – члены Церкви – сего тела Христова един о другом пекутся, так что аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли славится един уд, с ниш радуются вси уди ( 1Кор.12:25–27 ). И у святых торжествующих на небеси мы просим ходатаиства о себе по той же самой любви, николиже отпадающей ( 1Кор.13:8 ). Обращение к живущим на земле святым имеет целию единственно то, чтобы святые предстательствовали о нас пред Богом. Того же предстательства испрашиваем мы у святых, торжествующих на небеси, когда взываем к ним: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не вверп мя, но Сама заступи и помилуй. Святи Архангели п Ангели, молите Бога о нас. Святый Предтече Спасов Иоанне, св. Апостоли, св. Патриарси, св. Пророки, святые Пастыри, Мученицы, Преподобни и Богоносни отцы, и вси святи, молите Бога о нас! «Веруем исповедует матерь наша, святая православная Церковь Христова: – веруем, что Господь наш Иисус Христос есть единственный Ходатай наш, Который предал Себя для искупление всех, собственною кровию соделался примирением человека с Богом, и пребывает попечительным защитником Своих последователей и умилостивлением за грехи наши. Исповедуем также, что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Нему, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова ;также святые Ангелы Хранители наши, Апостолы, Пророки, Мученики, Праведные и все, которых Он прославил, как верных Своих служителей, к коим причисляем Архиереев, Иереев, как предстоящих святому жертвеннику, и праведных мужей, известных своею добродетелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Ап. Павел пишет Фессалоникийцам, что день Христов не придет, «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… которого (т. е. антихриста) пришествие по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Сол.2:4, 9 ). В послании к Тимофею ап. Павел пишет: «дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ; ср. 2Тим.3:1 ). Ап. Петр напоминает христианам, что «в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 ). Ап. Иуда говорит: «вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» ( Иуд.1:17, 18 ). Такой же признак «последних дней», указывает и ап. Иоанн, когда говорит: якоже слышасте, яко антихрист грядет и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. Господь сокрыл от нас время «последних дней» и «последнего дня». О дни же том, сказал Иисус Христос, никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф.24:36 ср. Мк.13:32 ). Поэтому и ап. Павел, а так равно ап. Петр и Иуда, не говорят, что наступили последние дни, а они указывают только признаки последних дней, усматривая в современных еретиках дух тех «наглых ругателей», которые, по слову Господа, должны появиться в последние дни. И ап. Иоанн не пишет, что антихрист уже пришел, а говорит, что антихрист, как слышали читатели, грядет, и в появившихся лжеучителях усматривает только дух антихриста ( 1Ин.4:3 ; 2Ин.1:7 ). Поэтому слова: последний час есть имеют предположительный смысл: есть, т. е. готов, или может во всякое время открыться, – скоро ли, или нет, Апостол не говорит, ибо это известно только Отцу небесному, у Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостолы, увидев вдруг пред собою Иисуса Христа, тогда как двери оставались запертыми, сочли его за призрак. Иисус Христос, чтобы удостоверить их, что Он не призрак, приглашал их осязать Себя, показывал им раны на руках и ногах, и в ребрах и, наконец, потребовал пищи и вкусил перед ними рыбы и меду. Когда они уверились, что действительно видят пред собою Иисуса Христа, Он показал им из Писаний, что Ему надлежало пострадать и воскреснуть. В конце Своего явления Он сказал им: «примите Духа Святаго. Им же отпустите грехи, отпустятся Им, а Им же удержите, удержатся». И после сих слов вдруг стал невидим. Когда пришел Фома в собрание Апостолов, и они стали рассказывать ему о явлении Господа, то Фома сказал: «никому не поверю, если сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его». Через восемь дней, когда все Апостолы и Фома были вместе, Господь снова явился им и, обратясь к Фоме, сказал: «подай перст твой сюда, посмотри на руки Мои, и вложи руку твою в ребра Мои и не оставайся в неверии, но верь». В Галилее Иисус Христос явился однажды семи Апостолам, во время ловли рыбы на море Тивериадском, а в другой раз – одиннадцати Апостолам и пятистам братиям на горе Галилейской, куда они собирались по особому повелению Господа. Явившись собравшимся на горе Галилейской, Господь сказал: «Мне дана всякая власть на небе и на земле. Как послал Меня Отец, так и Я вас посылаю. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. Кто поверит и окрестится, спасен будет; а кто не поверит, осужден будет». Являясь Апостолам в течение сорока дней, Господь учил их тайнам царствия Божия и установил таинства крещения, покаяния и другие. Так как Иисус Христос умерщвлен был не за себя, а за наши грехи, то Его воскресение было знаком избавления нашего от греха, проклятия и смерти. Потому-то день воскресения Христова и называется Светлым днем, Пасхою Господнею, праздником праздников и торжеством из торжеств. В этот день, в полночь, священнослужители с крестом, хоругвями, свечами и фимиамом исходят из алтаря, и подобно мироносицам, ходившим рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси; и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Благослови душе моя Господа. Егда же во уставе укажет на литургии антифоны празднику, и тогда часы глаголются вси вкупе.   Псалом 102. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаянии Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое, обновится яко орлу юность твоя. Творяи милостыню Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив, и многомилостив. Не до конца прогневается, ни в век враждует. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ни по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедрит Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельныи, тако оцветет. Яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века, на боящихся Его. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя Господа.   Аще ли Литургия, глаголем по 2–м возгласе,  псалом 145 . Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь. Не надейтеся на князи на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою, в той день погибнут вся помышления его. Блажен ему же Бог Ияковль помощник его, упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, море и вся яже в них. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованных, Господь умудряет слепца, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники. Господь хранит пришельца, сира и вдову приемлет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во веки. Бог Твой Сионе в род и род.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Быв объят какой-то другой, несравненно лучшей и блаженнейшей любовью, он и терпел, и делал все не для чего иного, как для того, чтобы только удовлетворить любви, которую питал ко Христу и которая так овладела умом его, что он охотно расстался бы и с тем, что для него было дороже всего, – т.е. пребыванием со Христом, – для чего он пренебрегал и геенной, и Царством Небесным, решившись для Христа встретить и с великой готовностью принять, как одно из вожделеннейших благ, даже и это невыразимое отлучение (от Христа за израильтян. – Рим.9:3 ). 8 . Сказанное мною теперь, может быть, многим покажется неясным; а когда я скажу то же яснее, тогда опять покажется невероятным для тех, кому прежде было неясно. И это нисколько не удивительно; сам блаженный (Павел), ожидая, что ему не поверят в этом, предварительно сказал: «Истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым» ( Рим.9:1 ). Однако, несмотря на то, что он присовокупил в своему изречению такие слова и призвал таких свидетелей своей совести, и ему теперь еще не верят. Что же именно говорит он? Послушай. После речи о бедствиях в этом мире, сказав: «Кто ны разлучит от любве Христовой, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» ( Рим.8:35 ), и перечислив все, что на земле, он восходит на Небо и, желая показать, что пренебрегать для Христа здешними наказаниями не великое дело, прибавил: «Яко... ни Ангели, ни Начала, ниже Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Смысл слов его такой: не только люди не будут в состояния отвлечь меня от этой любви, но и Ангелы, и даже если соберутся вместе все Небесные Силы, и они не будут в состоянии сделать этого. Что я говорю? Даже, если бы надлежало для Христа лишиться Царствия или низринуться в геенну, и это мне не страшно. Это, а не другое что, означают слова: высота и глубина, и жизнь, и смерть. А так говорил он не потому, что Ангелы станут усиливаться отлучить его от Христа; но он на словах предполагает то, чего и быть никогда не может, чтобы изобразить и объяснить всем свою великую любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Быв объят какою-то другою, несравненно лучшею и блаженнейшею любовно, он и терпел и делал все не для чего иного, как для того, чтобы только удовлетворить любви, которую питал ко Христу и которая так овладела умом его, что он охотно разстался бы и с тем, что для него было дороже всего, - т.е. пребыванием со Христом, - для чего он пренебрегал и геенной и царством небесным, решившись для Христа встретить и с великою готовностью принять, как одно из вожделеннейших благ, даже и это невыразимое отлучение (от Христа за израильтян, Римл. IX, 3). 8. Сказанное мною теперь, может быть, многим покажется неясным; а когда я скажу то же яснее, тогда опять покажется невероятным для тех, кому прежде было неясно. И это нисколько не удивительно; сам блаженный (Павел), ожидая, что ему неповерят в этом, предварительно сказал: истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым (Римл IX, 1). Однако, несмотря на то, что он присовокупил в своему изречению такия слова и призвал таких свидетелей своей совести, и ему теперь еще не верят. Что же именно говорит он? Послушай. После речи о бедствиях в этом мире, сказав: кто ны разлучит от любве Христовой? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Римл VIII, 35), и перечислив все, что - на земле, он восходит на небо, и желая показать, что пренебрегать для Христа здешними наказаниями не великое дело, прибавил: яко ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (ст. 38,89). Смысл слов его такой: не только люди не будут в состояния отвлечь меня от этой любви, но и ангелы, и даже если соберутся вместе все небесныя силы, и оне не будут в состоянии сделать этого. Что я говорю? Даже, если бы надлежало для Христа лишиться царствия или низринуться в геенну, и это мне не страшно. Это, а не другое что, означают слова: высота, и глубина, и жизнь, и смерть. А так говорил он не потому, что ангелы станут усиливаться отлучить его от Христа; но он на словах предполагает то, чего и быть никогда не может, чтобы изобразить и объяснить всем свою великую любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Бытия чтение (глава 32): 8. Бытия чтение Воззрев Иаков и виде полк Божий ополчившийся, и сретоша его Ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей. И нарече имя месту тому Полки. Взглянув, Иаков увидел ополчение Божие ополчившееся. И встретили его Ангелы Божии. Сказал же Иаков, когда увидел их: “Это – ополчение Божие”. И нарек имя месту тому: “Ополчение”. Посла же Иаков вестники пред собою ко Исаву, брату своему, в землю Сиир, во страну Едомскую. И заповеда им, глаголя: сице рцыте господину моему Исаву: тако глаголет отрок твой Иаков: с Лаваном пожих и укоснех до ныне, и быша ми овцы, и волове, и ослята, и рабы, и рабыни. И послах возвестити господеви моему Исавови, да обрящет благодать отрок твой пред тобою. Послал же Иаков вестников пред собою к Исаву, брату своему, в землю Сеир, в область Эдом, и приказал им, говоря: “Так скажете господину моему Исаву: Так говорит раб твой Иаков: С Лаваном я жил поселенцем и промедлил доныне. И появились у меня овцы, и волы, и ослы, и рабы, и рабыни. И я послал возвестить о том господину моему Исаву, дабы обрести благоволение рабу твоему пред лицом твоим”. И возвратишася вестницы ко Иакову, глаголюще: идохом ко Исаву, брату твоему, и се сам грядет в сретение твое и четыре ста мужей с ним. Убояся же Иаков зело, и недоумевашеся, и раздели люди, иже с ним, и волы, и овцы на два полка. И рече Иаков: аще приидет Исав на полк един и посечет и, будет полк вторый во спасение. И возвратились вестники к Иакову, со словами: “Мы сходили к Исаву, брату твоему; и вот, он сам идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним”. Устрашился же Иаков сильно и смущался; и разделил народ, бывший с ним, и волов, и овец на два стана. И сказал Иаков: “Если придет Исав к одному стану и побьет его, то стан второй будет в сохранности”. И рече Иаков: Бог отца моего Авраама и Бог отца моего Исаака, Господи, рекий ми: отбежи в землю бытия твоего, и добро ти сотворю. Довольно ми да будет от всякия правды и от всякия истины, юже сотворил еси отроку Твоему, с жезлом бо моим сим преидох Иордан.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

В Божественном откровении мы находим прекрасное разъяснение двоякого отношения человека к вселенной. «Когда взираю я на небеса Твои, – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, говорит псалмопевец, то что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его». ( Псал. 8:4–5 )? Человек так мал и ничтожен в сравнении со всем тем, что создано Всемогущим, что представляется не понятным, почем Бог проявляет о нем особенное попечение. Но псалмопевец не оставляет поставленного им вопроса безответным. В дальнейших стихах своего псалма он дает этот ответ. «Немного Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; и поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (6–7)... Ничтожный физически, человек, созданный по образу Божию, велик духовно, вследствие этого все то безмерное количество физической энергии (по сравнению с его физическими силами), которое заключает в себе вселенная, должно быть подчинено ему. Как совершится это, мы не знаем, но, зная непреложность Божественных обетований, мы твердо веруем этому. Ученые, отрицающие существование целей в природе, говорят, что если признать, что обитаема только земля, то тогда существование бесчисленных миров (нельзя сомневаться, что многие миры никогда не будут усмотрены даже в телескоп) окажется совершенно бесцельным. Это рассуждение дважды несостоятельно. Во 1) если вообще целей нет, то нечего удивляться и бесцельному существованию миров; во 2) существование этих миров может иметь и ближайшие и отдаленные цели. О ближайших целях нас ясно учит Писание «Егда (сотворены) были звезды, говорил Сам Бог Иову, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели мои». ( Иов. 38:7 ) 11 . Красота новосозданной вселенной вызвала ликование среди ангелов. Значит, созерцание ее служит источником радости и для небожителей. Мы не знаем, какою она представляется им, но думаем, что она представляется иною и несравненно более прекрасною, чем какою созерцаем ее мы. Ведь, мы видим только тени вещей, но не вещи, однако и нас небо пленяет своею чарующею красотою. На юге небо прекраснее, чем у нас, вот почему у народов древности, живших на юге, астрономические представления имели такое большое значение в религии и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

«В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть» ( Мф.22:30 ). Состояние это утверждается благодатью, как и в раю жили девственной жизнью. После изгнания из рая, девство отлетело от них, ибо они были недостойны этого блага и вступил в силу закон супружества. Адам в невинном состоянии был искушен: 1) в чревоугодии – съел плод запрещенный; 2) в тщеславии – «откроются глаза ваши»; 3) в гордости – «будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:5 ). Адам пал и умер. А Новый Адам допустил диавола с искушением к воскресению и жизни: 1) в чревоугодии – «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»; 2) в тщеславии – «если Ты Сын Божий, бросься вниз»; 3) в гордости – «все дам Тебе, если пав, поклонишься мне» ( Мф.4:3, 6, 8, 9 ). Чревоугодие трех видов: 1) раноядение; 2) услаждение от многого вкушения; 3) желание лакомства и дорогой пищи. Может быть, до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, но как по гордыни и зависти произошло убиение возвеличенного – падения Адама, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Диавол непрестанно преследует людей Божиих, и нет на земле такого места, где бы можно избавиться от его преследования. Только небо недоступно врагу. Стремись на небо «идеже есть Христос» ( Кол.3:1 ), «наше бо житие на небесех есть» ( Флп.3:20 ), где нет диавола. Диавол без труда Адама изгнал из рая, а Иова не мог изгнать и из гноища, он в червях и в гное сидел на навозной куче, закапывая черви и отпадающие куски своего тела, и сидел на открытом воздухе, чтобы не задохнуться от зловония, и благословлял Бога. Его навозная куча была драгоценнее царского престола, ибо здесь – Царствие Небесное, а там – грех и смерть. Каин ввел первый убийство, и как он поступил с лукавством, подобно змею, то и наказание одинаково со змеем, ибо сказано: «Проклят ты от всех зверей земных», и «проклят ты на земли» – сказано Каину ( Быт.3:14; 4:11 ). Отцу же его Адаму Бог положил труд на земле, проклятой в делех его ( Быт.3:17 ), то есть излито проклятие на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В древней церкви в Великую субботу крестили оглашенных, тех, кто весь пост готовился не только к празднику Воскресения Христова, но и к своему собственному воскресению во Христе. И вот, представим себе: кончаются паремии, звучит торжественное пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», и входят только что крестившиеся. Они входят в белых одеждах. Что переживали остальные верные, когда Христос умер, и вдруг входят эти воскресшие? Как остро вспоминается здесь Евангелие от Матфея: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф.27, 51–53 ). И вся церковь слушает крещальный Апостол, который напоминает нам, насколько в святом крещении нити жизней христиан сплетаются в единый жгут и с жизнью Господа Иисуса Христа, и друг с другом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». После Апостола звучит прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Он звучит несколько раз, к нему поются четыре стиха, и в это время и священнослужители, и все в алтаре переоблачается из черных, постовых, – в белые одеяния. Это – переломный момент службы, и он совершается как бы в тайне. Еще продолжается пост. Мироносицы только отправились на гроб, чтобы с плачем помазать миром тело погребенного Иисуса. А между тем, в темноте ночи, невидимо ни для кого, «сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Уже охранявшие гроб воины от ужаса «стали как мертвые», но мироносицы только еще идут туда. В храме уже звучит воскресное Евангелие, по Матфею, в том числе и слова Христовы, что дана Ему «всякая власть на небе и на земле». Но это еще только «Ангели поют на небеси» воскресение Христово. А мы вместе с мироносицами все еще идем ко гробу, и пост еще продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010