Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами. Жировицкая икона Божией Матери (Ус-пенский собор Жировицкого мон-ря). Фотография. 2008 г. Жировицкая икона Божией Матери (Ус-пенский собор Жировицкого мон-ря). Фотография. 2008 г. Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) ( Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение. Обретение Жировицкой иконы Божией Матери. Икона. XIX в. (ГИМ) Обретение Жировицкой иконы Божией Матери. Икона. XIX в. (ГИМ) В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем ( Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 23.08.1851, г. Луцк Волынской губ.- 24.05.1940, Харьков), сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Харьковский. Род. в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь. Во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери мон-ре в Москве и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и имп. Палестинского об-ва. В 1906 г. назначен казначеем жировицкого Успенского мон-ря , в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского мон-ря. В 1911 г., после прославления свт. Иоасафа Белгородского , А. организовал крестный ход из Лубенского мон-ря в Белгород, в к-ром участвовало неск. сот человек. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского мон-ря , с 1919 г. настоятель скитской церкви бывш. Козельщинского жен. мон-ря Полтавской губ. В 1932 г., после закрытия храма, А. уехал в Киев. 30 окт. 1932 г. в Киеве хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, 7 сент. 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , с 2 июня 1937 г. архиепископ Харьковский. К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская ц. на Холодной горе. Представители властей предложили А. поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил А. с правосл. клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, А. предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через 2 недели стена была сооружена. Радея о богослужении, церковном пении, А. умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектении «Подай, Господи» А. говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

http://pravenc.ru/text/64132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЛЕНСКИЙ [Любич-Заленский, Шлюбич-Заленский, Слюбич-Заленский] Лев (ок. 1648, мест. Любич близ Луцка - 21.07(24.08).1708, Владимир-Волынский), униат. митр. Киевский и Галицкий. Род. в католич. семье волынского шляхтича. Под влиянием своего дяди, униат. Владимиро-Волынского еп. Венедикта Корчака-Глинского, З. в молодости принял решение вступить в униат. монашеский орден василиан . Новициат проходил в василианском мон-ре в Бытене, монашество принял в Супрасльском мон-ре. Дальнейшее обучение проходил в католич. ДС Вильно и Оломоуца, по окончании к-рых был рукоположен во пресвитера. В 1673-1676 гг. обучался в Греческой коллегии в Риме, где тяжело заболел и принял решение вернуться на родину. Поселился в василианском Жировицком мон-ре, вскоре став, по нек-рым сведениям, его архимандритом. 30 нояб. 1678 г. по просьбе еп. В. Корчака-Глинского польск. кор. Ян III Собеский утвердил З. в должности коадъютора Владимиро-Волынской и Брестской епархии. В том же году З. принял участие в Гродненском сейме, где в спорах с правосл. представителями проявил себя активным защитником униатства. Со смертью еп. В. Корчака-Глинского (нач. 1679) З. вступил в управление Владимиро-Волынской и Брестской епархией, получив статус прототрония (1-го по чести епископа после митрополита). Епископское рукоположение З., состоявшееся не позднее 12 авг. 1679 г., совершил униат. Киевский и Галицкий митр. Киприан Жоховский . После кончины митр. К. Жоховского (26 окт. 1693), не имевшего коадъютора с правом преемства, 11 нояб. 1693 г. папский нунций в Речи Посполитой Андреа Санта-Кроче назначил З. администратором униат. Киевской митрополии. 15 нояб. того же года польск. кор. Ян Собеский утвердил это назначение и даровал З. право на получение доходов от имений, принадлежащих митрополии. Также З. получил во временное управление Полоцкую епархию, главой к-рой был митр. К. Жоховский, одновременно за ним было сохранено и управление Владимиро-Волынской епархией. Зимой-весной 1694 г. З. на правах администратора совершил визитацию униат. епархий в Речи Посполитой, провел собрания духовенства в Полоцке, Новогрудке и Минске.

http://pravenc.ru/text/182535.html

24 дек. того же года избран епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии. 31 янв. 1899 г. Киевский и Галицкий митр. Иоанникий (Руднев) возглавил в С.-Петербурге архиерейскую хиротонию М. 20 окт. того же года М. переведен на Ковенскую викарную кафедру Литовской епархии. 6 сент. 1903 г. назначен епископом Омским и Семипалатинским. Во время его управления епархией в Омске был построен новый Архиерейский дом с домовым храмом, начал работать епархиальный свечной завод. 9 дек. М. был назначен епископом Гродненским и Брестским. В 1907 г. добился учреждения в епархии викарной кафедры в Белостоке. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Участвовал в сессиях Синода, читал лекции в СПбДА. Во время первой мировой войны при приближении нем. войск М. ежедневно совершал богослужения в кафедральном соборе. 14 февр. 1915 г. архиерей прибыл на рус. оборонительные позиции близ Гродно, совершил торжественное богослужение и произнес речь перед защитниками города; обошел под артиллерийским обстрелом противника укрепления, окропляя их защитников св. водой и благословляя Коложской иконой Божией Матери. Тогда нем. наступление было остановлено, но в авг. 1915 г. рус. войска были вынуждены оставить Гродно. Еще до этого М. был эвакуирован в Москву с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. Он вывез с собой епархиальные святыни - фоб с частицей мощей мч. Гавриила Белостокского и Жировицкую икону Божией Матери, помещенные в храм Василия Блаженного. М. проживал в митрополичьих покоях Чудова мон-ря, проводил богослужения в храмах на Мясницкой ул., где в штате состояли эвакуированные гродненские священнослужители. После Февральской революции 1917 г., 14 апр. того же года, уволен Временным правительством из состава Синода вместе с др. его членами. Был участником Предсоборного Совета в Петрограде в июне-июле 1917 г. и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве В окт.-нояб. 1917 г., во время боев между отрядами большевиков и войсками Временного правительства, находился в кремлевском Чудовом мон-ре. Под артиллерийским обстрелом вместе с Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) и иноками перенес мощи митр. свт. Алексия в пещерную Ермогеновскую ц. и отслужил молебен. Во время гражданской войны М. оставался в Москве, принимал участие в заседаниях Синода под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) . Управление Гродненской епархией с сент. 1918 г. взял на себя викарий М. Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит, глава Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов К-польского Патриархата). После советско-польск. войны 1920 г. Гродненская епархия оказалась на территории Польского гос-ва и в дальнейшем была включена в состав неканонично провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. Возвращение М. на Гродненскую кафедру стало невозможным. В нач. 1921 г. он был назначен настоятелем московского Донского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2563636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (8.11.1784 или 1785, с. Вулька Бельского у. Гродненской губ., совр. Польша - 21.09.1848, мест. Шерешёво Пружанского у. Гродненской губ., совр. Белоруссия), прот., д-р богословия, славист. Сын сельского греко-католич. священника. После окончания Белостокской гимназии (1806) в течение 2 лет работал там наставником и одновременно в униатском Супрасльском мон-ре под Белостоком занимался изучением старослав. рукописей и книг. В 1808-1812 гг. учился в Главной ДС при Виленском ун-те, к-рую закончил со степенью магистра философии и богословия, также изучал право, древнеевр. и итал. языки, после чего был приглашен в Главную ДС на преподавательскую работу и вскоре утвержден в должности профессора Свящ. Писания. В 1815 г. рукоположен во пресвитера, назначен членом униатской Виленской митрополичьей консистории, с 1817 г.- каноник в Бресте. В 1817-1822 гг. как стипендиат Виленского ун-та Б. находился в Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции, где ознакомился с состоянием богословского образования в ун-тах Европы, изучал герменевтику и библейские вост. языки и работал в б-ках, архивах и музеях. Тогда им был составлен каталог слав. рукописей и старопечатных книг Ватиканской б-ки (опубликован в 1831), и это положило начало научному исследованию хранившегося там и затем впервые опубликованного глаголического «Мисала по закону Римского двора» (Служебник. 1483). По возвращении Б. стал преподавать экзегетику и герменевтику Свящ. Писания, а также араб. язык в Виленском ун-те в должности ординарного профессора, в 1823 г. ему присуждена ученая степень д-ра богословия. В 1824 г. Б. был смещен с кафедры и уволен с определением в Жировицкий мон-рь, в то время униатский. Благодаря покровительству ряда влиятельных лиц (Н. П. Румянцева, А. Н. Остермана-Толстого, А. С. Шишкова и А. Чарторыского) с нач. 1826 г. его восстановили в Виленском ун-те в должности профессора библейской археологии. Одновременно Б. преподавал церковнослав. язык в Главной ДС, являлся членом совета семинарии, униатской митрополичьей духовной консистории, Виленского цензурного комитета, настоятелем Свято-Николаевской ц. и виленским благочинным. С 1829 г. соборный протоиерей. Активно сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Библиографические листы», «Dziennik Wileski», «Dzieje Dobroczynnoci krajowej i zagranicznej», в к-рых публиковал свои статьи и лекции. В 1836 г. составил краткий катехизис для учащихся-католиков.

http://pravenc.ru/text/149429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гурий (Апалько), еп. Новогрудский и Лидский. Фотография. Нач. XXI в. (Апалько Николай Петрович; род. 30.05.1956, пос. Льнозавод (ныне дер. Коллективная) Витебской обл., Белоруссия), архиеп. Новогрудский и Слонимский. Из многодетной правосл. семьи, родители - рабочие. После 8 классов средней школы в 1971 г. поступил в Витебский станкоинструментальный техникум, по окончании к-рого работал в Полоцке на литейно-механическом и авторемонтном заводах. Стал прихожанином полоцкого Спасо-Преображенского храма, где в младенчестве принял крещение. В 1979 г. поступил кандидатом в студенты Московской ДС, в янв. 1980 г. зачислен студентом в 1-й класс семинарии, по окончании к-рой в 1982 г. продолжил обучение в МДА. В 1984 г. вступил в братию ТСЛ. 20 июня 1985 г. наместником лавры архим. (ныне архиепископ) Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского. 30 июня 1985 г. Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона, 19 дек.- во иерея. В 1986 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Принципы каноничности православной иконописи». 26 авг. 1986 г. вступил в число братии жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , исполнял послушание казначея, с 21 апр. 1987 г.- благочинного мон-ря. 10 апр. 1988 г. возведен в сан игумена. 6 июля 1989 г. утвержден инспектором и преподавателем библейской истории и Свящ. Писания ВЗ во вновь открывшейся Минской ДС. 4 марта 1990 г. возведен в сан архимандрита. 6 марта того же года назначен наместником жировицкого Успенского мон-ря с освобождением от должности инспектора семинарии. С открытием в 1996 г. Минской ДА читает лекции по аскетике. 17 июля 1996 г. определен быть епископом Новогрудским и Лидским. 3 авг. наречен во епископа в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Хиротонию Г., состоявшуюся 4 авг. 1996 г. в жировицком Успенском мон-ре, возглавил митр. Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев) . Трудами Г. в Новогрудской епархии число храмов увеличилось с 96 до 132, возросло количество воскресных школ и церковных б-к, организовано правосл. братство и 4 сестричества, открыт слонимский Свято-Благовещенский жен. мон-рь. В епархиальном управлении создан отдел по работе с молодежью, а также миссионерский отдел. С 1998 г. ежемесячно издается газ. «Новогрудские епархиальные новости». По инициативе архиерея в 1999 г. в Слониме организованы катехизаторские курсы, преобразованные в 2000 г. в Слонимское ДУ; с 2002 г. в г. Лида действует диаконический центр.

http://pravenc.ru/text/168368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Кудюк), архиеп. Пермский (Кудюк Александр Григорьевич; 18.02.1927, Красное Село Белостокского воеводства, Польша - 1.05.2002, Пермь), архиеп. Пермский и Соликамский. Из крестьянской семьи. В 1945 г. поступил послушником в Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . С 1946 г. учился в МДС, с 1948 г.- в МДА, к-рую окончил в 1952 г. со степенью канд. богословия за соч. по кафедре древней церковной истории «Египетское монашество в IV веке, по творениям великих подвижников Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику». С 1952 г. заведовал б-кой МДА и преподавал церковный устав в МДС. В 1950 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Афанасия Великого, рукоположен во иеродиакона. В 1952 г., в день Св. Троицы, митр. Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) в ТСЛ рукоположен во иеромонаха, в 1955 г. назначен на служение в Ташкентскую епархию, где нес послушание секретаря правящего архиерея и состоял в клире Успенского кафедрального собора. С 1956 г. А.- насельник Жировицкого мон-ря и преподаватель Минской ДС. С 1958 г. архимандрит, настоятель Никольского кафедрального собора Алма-Аты. С 1961 г. служил на приходах Минской епархии, с июля 1978 г. вновь нес послушание благочинного Жировицкого мон-ря. 31 авг. 1980 г. А. был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 28 марта 1984 г. епископ Пермский и Соликамский, с 25 февр. 1995 г. архиепископ, с 13 марта 2002 г. на покое. При вступлении А. на Пермскую кафедру в епархии действовало ок. 40 храмов, к сент. 2001 г. насчитывалось более 200 приходов. Заботами А. отремонтирован кафедральный Свято-Троицкий собор Перми, при к-ром открылась б-ка, выстроено здание епархиального управления, действуют ок. 50 воскресных школ. Возобновлена иноческая жизнь в крупнейших на Урале Белогорском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , называемом «Уральским Афоном», в пермском Стефановом , соликамском во имя Св. Троицы мон-рях , а также в 8 жен. обителях.

http://pravenc.ru/text/76902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Маган Евгений Митрофанович; 25.06.1899, Чернигов - 1969 (1970?), Джэксон, шт. Нью-Джерси, США), архиеп. Бостонский и Нью-Инглендский Православной Церкви в Америке. После гражданской войны в России в 1918-1920 гг. оказался на территории, перешедшей к Польше. Присоединился к неканонически провозглашенной автокефальной Православной Церкви в Польше. В июне 1924 г. принял монашество. 20 июля того же года Гродненским еп. Алексием (Громадским) рукоположен во иерея. Служил на Холмщине, в Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавре , в Свято-Духовом мон-ре в Вильно в сане архимандрита. Д. был знаком с семьей буд. еп. Митрофана (Зноско-Боровского) . С 1935 г. настоятель Жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В 1939 г. вошел в клир РПЦ. 25 нояб. 1941 г., во время оккупации Украины нем. войсками, Синодом Украинской Автономной Церкви определен еп. Черниговским. Хиротонисан в Почаевской лавре 11 июня 1942 г. С авг. 1942 г. Д. еп. Днепропетровский и Запорожский. К началу Великой Отечественной войны в Днепропетровске не оставалось ни одного действующего храма. В 1942 г. Украинская Автономная Церковь восстановила в Днепропетровске 10, а по всей епархии 318 приходов. В течение 1942 г. ремонтировался кафедральный Свято-Троицкий собор г. Днепропетровска, но средств хватило только на разбор перекрытий, расчистку закрашенных росписей, поднятие колоколов и водружение крестов на купола. На Богоявление в 1943 г. в Днепропетровске собралось ок. 60 тыс. верующих, чтобы идти крестным ходом на р. Днепр. С янв. по сент. 1943 г. Д. еп. Донецкий. При приближении советских войск выехал на Запад. 5 апр. 1946 г. принят в РПЦЗ, после войны нек-рое время жил и служил в лагере Шлейсгейм (Шлайсхайм, Германия). Затем выехал в США. В 1948 г. отделился от РПЦЗ, с 1949 г. архиепископ Бостонский и Нью-Инглендский, а также Пенсильванский в юрисдикции Североамериканской Русской Православной митрополии. Погребен на Свято-Владимирском рус. кладбище около собора Рождества Пресв. Богородицы (Джэксон, шт. Нью-Джерси).

http://pravenc.ru/text/178165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Зубко Антоний Григорьевич; 2.07.1797, с. Белое Полоцкого у. Белорусской губ.- 15.02. 1884, Пожайский мон-рь, близ Ковно), архиеп. Минский и Бобруйский. Род. в семье белорус. униатского священника. Лишившись отца в 6-летнем возрасте, учился у местного органиста. В 1809 г. поступил в Полоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитскую коллегию, к-рую окончил в 1818 г. со степенью канд. философии. В 1822 г. окончил Виленскую главную семинарию при Виленском ун-те со степенью канд. богословия. Преподавал в Полоцкой семинарии логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. В 1824 г. был рукоположен целибатом во священника к полоцкому кафедральному греко-католич. собору и назначен членом Полоцкой консистории. В 1825 г. возведен в сан протоиерея и послан от Полоцкой епархии в С.-Петербург асессором Римско-католической коллегии по униатскому департаменту. В 1827 г. командирован в Жировицы для открытия Литовской ДС и в 1828 г. назначен ее первым ректором. С 18 апр. 1832 г. старший соборный протоиерей. Антоний (Зубко), архиеп. Минский Антоний (Зубко), архиеп. Минский В 1834 г. А. был хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской Литовской епархии. Являлся одним из виднейших представителей греко-католич. духовенства, имел близкие дружеские отношения с еп. Литовским Иосифом (Семашко) , стал его ближайшим помощником в осуществлении воссоединения греко-католиков с правосл. Церковью. В «Записках» митр. Иосиф отмечал, что «никто ему в этом деле столько не помогал, как Зубко». На Полоцком церковном Соборе 1839 г. А. участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием, а по воссоединении, 28 янв. 1840 г., был назначен на правосл. Минскую и Бобруйскую кафедру; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. Проявил себя, по словам проф. М. О. Кояловича , как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России». По болезни А. не раз ходатайствовал об увольнении на покой, в 1848 г. его прошение было удовлетворено. В 1848-1862 гг. он проживал сначала при архиерейском доме в Минске, затем в Жировицком мон-ре , а последние 20 лет - в Пожайском в честь Успения Божией Матери мон-ре в Ковенской губ. За 11 дней до кончины А. праздновал 50-летие своего архиерейства. Со всех концов России ему прислали приветствия и поздравления, в т. ч. имп. Александр III и Святейший Синод. Несмотря на заслуги перед Церковью в деле присоединения униатов, свои труды в этом великом деле А. не считал сколько-нибудь значимыми. Старец-архипастырь, как часто называли его, любил естествознание, много занимался им, однако труды его в этой области остались неизданными.

http://pravenc.ru/text/115966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОВОЙ Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия - 7 апр. 2008, Москва), протопр. Из бедной белорус. крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польск. школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939 г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсеньева , М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Протопр. Виталий Боровой. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко) . За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеимон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.- во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре , впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

http://pravenc.ru/text/153213.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010