Золотухина Н.В. Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района//Воскресная газета Покров. 2008. 20. Ноябрь. С. 6. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 24 ноября 1914 г.//Архив А.В. Никитского. Никитский В.А. Родные люди и родные места священномученика Илариона//Засечный рубеж. 2004. 18. Май. С. 7. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского. Никитский В.А. Родные люди и родные места священномученика Илариона. С. 7. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения/Вступ. ст. монахини Софии. М.; СПб., 2000. С. 550. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. М., 1992. С. 31. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955. С. 14. Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. М.; СПб., 1995. С. 116, 117. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 3. Кривошеева Наталия. «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)// Москва . 1998. 1. С. 211. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 373. Иларион (Троицкий), архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского. Цит. по: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)// Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 5–6. Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования. М., 1996. С. 107–184. Романов А.М., великий князь. Книга воспоминаний. М.; СПб., 2009. С. 53, 54. Анафема: Сб. статей/Сост. П. Паламарчук. Изд. Сретенского монастыря, 1998. С. 293. Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время: 1863–1936: В 2-х кн. Нижний Новгород, 2004. Кн. 2. С. 536. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917–1953). Орел, 2008. С. 28.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

Сафонов Д.В. Академическое служение священномученика Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством. С. 341. Цит. по: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 30–31. Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932/Сост., автор предисл., послесл. и комм. М. Склярова. СПб., 1994. С. 303. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 22 декабря 1920 г.//Архив А.В. Никитского. Окунев Н.П. Дневник москвича [отрывок]// Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 29. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 23 марта 1921 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 20 сентября 1921 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 23 марта 1921 г. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы/Сост. Г. Штриккер. М., 1995. С. 157. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 28 августа 1922 г.//Архив А.В. Никитского. Ефрем Сирин, святой. Творения: В 8 т. М., 1993. Т. 2. С. 141. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо священнику Леониду 20 сентября 1922 г.//Архив А.В. Никитского. Там же. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 26 февраля 1923 г.//Архив А.В. Никитского. Цит. по: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 39. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. Самара, 1997. С. 86. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты М., 1996. С. 313–314.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

  Сафонов Д.В.  Академическое служение священномученика Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством. С. 338.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 9 мая 1919 г.//Архив А.В. Никитского.   Сафонов Д.В.  Академическое служение священномученика Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством. С. 341.  Цит. по:  Дамаскин (Орловский) , иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 30–31.  Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932/Сост., автор предисл., послесл. и комм. М. Склярова. СПб., 1994. С. 303.   Иларион (Троицкий),  епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 22 декабря 1920 г.//Архив А.В. Никитского.   Окунев Н.П.  Дневник москвича [отрывок]//  Иоанн (Снычев),  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 29.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 23 марта 1921 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 20 сентября 1921 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 23 марта 1921 г.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского.  Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991): Материалы и документы/Сост. Г. Штриккер. М., 1995. С. 157.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 28 августа 1922 г.//Архив А.В. Никитского.   Ефрем Сирин , святой. Творения: В 8 т. М., 1993. Т. 2. С. 141.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо священнику Леониду 20 сентября 1922 г.//Архив А.В. Никитского.  Там же.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от 26 февраля 1923 г.//Архив А.В. Никитского.

http://pravoslavie.ru/67049.html

 Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915/1916 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. – С. 7 (5-я пагин.).   Волков Сергей.  Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. С. 113.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 9 июня 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 17 ноября 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 27 октября 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 6 апреля 1914 г.//Архив А.В. Никитского.  См., напр.:  Дамаскин (Орловский),  игумен. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//  Дамаскин (Орловский),  игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. С. 391, 393;  Голубцов Сергий,  протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 116.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Отчет о состоянии Московской духовной академии в 1915/1916 учебном году//Богословский вестник. 1916. 10/11/12. – С. 7 (5-я пагин.). Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. С. 113. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.). Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.). Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 9 июня 1914 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 17 ноября 1913 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 27 октября 1913 г.//Архив А.В. Никитского. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.). Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 6 апреля 1914 г.//Архив А.В. Никитского. См., напр.: Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии// Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. С. 391, 393; Голубцов Сергий, протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 116.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

  Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.).  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1913. 9. С. 49 (5-я пагин.).  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1914 год//Богословский вестник. 1914. 9. С. 152–155 (3-я пагин.);  Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 2 июня 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от марта 1914 г.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А. В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  священномученик. О жизни в Церкви и о жизни церковной//  Иларион (Троицкий) , священномученик. Творения: В 3-х т. Т. 3: Церковно-публицистические труды. М., 2004. С. 471;  Иларион , архиепископ Верейский, священномученик. Триединство Божества и единство человечества//  Иларион,  архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 626.   Иларион (Троицкий) , архиепископ. Вифлеем и Голгофа//  Иларион (Троицкий) , архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 425–426.   Волков Сергей.  Возле монастырских стен: Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000. С. 155.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 27 октября 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   В. В-в [Виноградов В.П.]  Из хроники церковно-общественной жизни//Христианин: Журнал церковно-общественной жизни, науки и литературы. Сергиев Посад. 1915. 9. С. 189.   А.И. [Архимандрит Иларион].  Небольшое примечание к «записке думского духовенства»//Христианин. 1915. 10. С. 385.  Живая жизнь: IV Всероссийский съезд ученого монашества//Богословский вестник. 1917. 6/7. С. 144 (1-я пагин.).   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 12 июня 1912 г.//Архив А.В. Никитского.

http://pravoslavie.ru/67049.html

1 июля 1919 года академическая библиотека перешла в ведение Наркомпроса, но сама академия не прекратила существования, а продолжала свою учебно-просветительскую деятельность вплоть до марта 1923 года, когда она была окончательно закрыта решением антирелигиозной комиссии при ЦК РКП (б), возглавляемой Е. Ярославским . В 1919/1920 учебном году проректор академии продолжает читать студентам свои лекции. 21 апреля 1920 года архимандрит Иларион был освобожден от проректорской должности в связи с известием о его назначении епископом Верейским. 11/24 мая 1920 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, патриарх Московский и всея Руси Тихон совершил наречение 33-летнего архимандрита Илариона (Троицкого) во епископа. Нареченный епископ в своем слове высказывает сознание недостоинства для столь высокого церковного служения: «Был я грешным мирянином, стал грешным монахом, сделался грешным иереем, но быть грешным архиереем – трепещу: “Чем столько согрешила Церковь Божия, чем так прогневала Владыку своего, чтобы быть ей предоставленною мне, презреннейшему из всех, и подвергнуться такому посрамлению?” Так восклицает Иоанн Златоуст (О священстве. 6, 12). Какими же словами скажу я, грешный и окаянный паче всех?» Отец Иларион не стремился к архиерейству и избегал его: «Я боялся архиерейства и всегда немало говорил против своего епископства». Но он привык к послушанию Церкви и отсечению перед ней своей воли: «Со дней детства определил я себя на служение Церкви и ей одной служил доселе, сколько позволяла мне леность моя. Всю свою деятельность ученую и профессорскую почитал я служением Церкви и в этом служении видел высший и единственный смысл всей нашей академической работы». А потому, несмотря на всё нежелание, и на этот призыв Церкви он отвечает словами Священного Писания: «Воля Господня да будет (Деян. 21: 14)» . Архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии, 12/25 мая 1920 года. Первый год архиерейства владыки Илариона наполнен богослужением и проповедью. За это время им отслужены 142 литургии, более 142 всенощных и сказано 330 проповедей. Разъезды по Верейскому уезду длились порой по месяцу. «Главное мое дело теперь – проповедь», – пишет он Н. Глубоковскому . Кроме того, в сентябре-октябре 1920 года епископ Иларион болел тифом и был не способен к активной деятельности: «Октябрь я половину лежал, а половину сидел и прохаживался. С ноября я вышел в свет» . Болезнь оставила осложнение на сердце, которое давало себя знать и в последующие годы.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Священный Собор Православной Российской Церкви открылся в Москве 15 августа ст.ст. на праздник Успения Божией Матери. Архимандрит Иларион (Троицкий) был избран в члены Собора от Московской духовной академии вместе с профессорами И.В. Поповым и протоиереем Д.В. Рождественским . До этого архимандрит Иларион был избран заместителем делегата (проф. И.В. Попова) от МДА в Предсоборный Совет, но не смог принять участие в его работе по причине занятости организацией монашеских съездов . Архимандрит Иларион, может быть, не самый активный, но постоянный и деятельный участник Собора. Мы находим его участвующим в организационной работе Собора. Он наблюдает за голосованием , участвует в подсчете голосов , зачитывает проект обращения патриарха и Собора к Совету народных депутатов . Выступления отца Илариона вызывают живой отклик членов Собора и отличаются емкостью, конкретностью, церковностью отстаиваемой позиции. Круг вопросов, в обсуждении которых принимает участие архимандрит Иларион, ограничен сферой его интересов. Это темы церковного управления и церковной жизни, связанные с вопросами о единстве и о границах Церкви. Кроме того, он участвует в полемике по вопросам духовной школы и отношений с новой властью. Архимандрит Иларион предлагает охарактеризовать большевицкую социализацию церковного имущества как «кощунственное насилие» , и поэтому в заявлении к СНК Собор обязан «заявить, что храмы и святыни наши не могут быть социализированы». При этом отец Иларион осознает, что такого рода декларация не повлияет на отношение советских властей к Русской Церкви и ее собственности: «Такое наше заявление, конечно, советского правительства не переубедит, и социализация храмов и святынь, вероятно, будет производиться и помимо нашей воли» . Как помощник ректора МДА, архимандрит Иларион не мог быть равнодушен к вопросам духовного образования, поднимаемым на Соборе. Мы видим его участвующим в обмене мнениями по докладу отдела о духовно-учебных заведениях «О типе и управлении учебно-духовных заведений» . После доклада отдела о монастырях и монашествующих отец Иларион предлагает поправку, узаконивающую, чтобы ученый инок оставался на академической службе в течение 20 лет. Поправка вызвала сочувствие некоторых членов Собора, в частности епископа Анатолия Чистопольского и проф. И.В. Попова, но была отклонена .

http://pravoslavie.ru/67049.html

 Цит. по:  Дамаскин (Орловский) , иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 39.   Иоанн (Снычев) , митрополит. Церковные расколы Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия. Самара, 1997. С. 86.   Левитин-Краснов А., Шавров В . Очерки по истории русской церковной смуты М., 1996. С. 313–314.   Введенский Александр , митрополит. Диспуты митрополита Александра Введенского: 10. По Тульской епархии//Церковное обновление. 1925. 11. 15 июля. C. 87.   Левитин-Краснов А., Шавров В.  Очерки по истории русской церковной смуты. С. 377.  Цит. по:  Регельсон Л.  Трагедия Русской Церкви: 1917–1945. М., 1996. С. 77–78.  Священномученик Иларион: Служба и житие. Изд. Сретенского монастыря, Ильинский скит, 2001. С. 24.  Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти: 1917–1943/Под ред. прот. Владимира Воробьева и др.; сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 291.   Щелкачев А.В.  Новая и новейшая история Православной Церкви: Продолжение. ПСТБИ, 1997. С. 92.  Там же. С. 286.   Кривошеева Н.А.  Кто же является распространителем «ложных слухов»?//Ученые записки: Вып. 6: Церковная история XX века и обновленческая смута. М., 2000. С. 115.   Левитин-Краснов А., Шавров В.  Очерки по истории русской церковной смуты. С. 352.  Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. С. 738–741.   Сафонов Д . Публичные диспуты священномученика Илариона с обновленцами в 1923 г.//Альфа и Омега. 2005. 2 (43). С. 168, 169, 172, 179.  Цит. по:  Левитин-Краснов А., Шавров В.  Очерки по истории русской церковной смуты. С. 352.  Цит. по:  Дамаскин (Орловский) , иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 52.   Польский М. , протопресвитер. Новые мученики российские: Первое собрание материалов. Джорданвилль, 1949. С. 133.  Там же. С. 127–130.   Спиридон (Кисляков) , архимандрит. Из виденного и пережитого: записки миссионера. [Б.м.], 2004. С. 38–39.  Отец Арсений/Под ред. прот. В. Воробьева. М., 2009. С. 628–629.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Это архиепископ Антоний (Храповицкий), впоследствии глава РПЦЗ; епископ Феодор (Поздеевский), после нашумевшей Декларации митрополита Сергия (Страгородского) примкнувший к лагерю «непоминающих», и епископ Евдоким (Мещерский), в будущем председатель обновленческих ВЦС и Синода (все трое побывали в должности ректора МДА). Это не значит, что архимандрит Иларион не был в дружбе с другими иерархами, окончившими жизнь мученическим подвигом. Он дружил, к примеру, с епископом Прокопием (Титовым), епископом Иувиналием (Масловским), архиепископом Петром (Зверевым) и многими другими будущими священномучениками. Но на примере дружбы с тремя вышеназванными иерархами хотелось бы показать два ценных душевных качества отца Илариона, редко встречающихся в одном человеке. С одной стороны, это открытость и дружелюбие в отношениях практически со всеми людьми. С другой – самостоятельность мышления, независимость и твердость в отстаивании собственной позиции. С митрополитом Антонием архимандрит Иларион познакомился еще в бытность свою Владимиром Троицким и с тех пор поддерживал с владыкой Антонием теплые, дружеские отношения. Вероятно, высокопреосвященный Антоний в какой-то степени повлиял на решение В. Троицкого принять монашество. Последний так вспоминал о своей беседе с архиепископом Антонием Волынским на праздник Покрова 1912 года: «“Все еще рябчиком ходишь?” – встретил меня святитель. Обо многом поговорили и вообще весьма утешился» . Будучи инспектором МДА, архимандрит Иларион отзывался о своем старшем товарище-архиерее как о «глубокочтимом святителе» , который «неустанно ратует за очищение нашего богословия от католической схоластики» . Тем не менее, дружба и взаимоуважение обоих иерархов вполне уживались в них с самостоятельностью богословской мысли. Что же касается научной ценности богословских рассуждений митрополита Антония, то архиепископ Иларион высказывался о ней критически. По воспоминаниям С. Волкова, «знаменитый в те годы ученый архиепископ Антоний (Храповицкий) отозвался о работе Флоренского достаточно резко, сказав: “Или я уже ничего больше не смыслю в философии, или это просто хлыстовский бред!”».

http://pravoslavie.ru/67049.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010