С. 55-56). Редкую группу, сохранившуюся до кон. XIX в., составляли сравнительно большие храмы, подобные ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Высоком: их 3-частные композиции включали равноширокие срубы трапезной, повышенного (часто 2-светного) четверика под 4-скатной крышей с одной главой и 5-гранный алтарь, равный по высоте трапезной, иногда чуть уже четверика (Там же. С. 77-78; чертежи - Табл. 13). Характерной чертой храмов этого типа были открытые галереи (на консолях и со скатными кровлями), окружавшие здание с 3 сторон, а также невысокие подклеты под всем храмом, как, напр., под ц. Покрова Пресв. Богородицы (1690, не сохр.) в с. Тростье под Тарусой (Там же. С. 75). Галереи могли охватывать трапезную и продолжаться до середины стены четверика, как в ц. Покрова в с. Высоком, или окружать здание с 3 сторон, исключая алтарь, как в Воскресенской ц. (нач. XVIII в. (?) в с. Кременском (Медынский р-н; Там же. С. 75-76. Табл. 12). Тип церкви в Кременском, характерный для XVIII в., с усложненной композицией главного объема, где четверик несет невысокий световой восьмерик. Особую разновидность представляла церковь в с. Косяги (Боровский у., не сохр.), имевшая ярусную композицию из неск. убывающих по высоте восьмериков (Там же. С. 12). Многоярусные декоративные 8-гранные барабаны, по утверждению Преображенского, особенно распространились в XVIII в. и «даже надрубались над церквами, построенными раньше» - напр., в ц. Преображения Господня (1753, обновлена в 1830) в с. Буринове (Жуковский р-н; барабан не сохр.). К редкому типу с крестообразным нижним объемом и 8-гранным барабаном относилась ц. Рождества (1705) в с. Огорь (Жиздринский р-н; Там же. С. 112). План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому План ц. Воскресения в с. Кременском по М. Т. Преображенскому Колокольня могла примыкать к зданию с запада, отделяясь от трапезной небольшим проходом (мостом), соединявшим боковые галереи, как в ц. Покрова в с. Высоком. Отдельно стоящие колокольни были около церквей в с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга играла стратегическую роль. После захвата Москвы французами она стала важной тыловой базой, где располагались запасы продовольствия, были устроены госпитали, формировалось ополчение. В Тарутинском сражении рус. войска разгромили авангард франц. армии под командованием И. Мюрата. В губернии действовали партизанские отряды, в т. ч. армейские. В окт. 1812 г. Наполеон начал движение из Москвы на Калугу, надеясь пополнить здесь запасы, однако в ходе ожесточенного сражения за Малоярославец был остановлен и повернул на разоренный Смоленск. В 1897 г. в Калужской губ. проживали 1 132 843 чел., в 1916 г.- 1 567 242 чел.; население правосл. исповедания составляло ок. 96% жителей губернии. В 1920 г. Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ., в 1922 г. Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ. В 1929 г. Калужскую губ. упразднили, ее территория была разделена между Московской и Западной областями. С 1934 г. Калуга входила в состав Тульской обл. В 1941 г. территория К. о. была оккупирована немецкими войсками. В ходе контрнаступления под Москвой 30 дек. 1941 г. Калуга была освобождена, некоторые районы К. о. были оккупированы до лета 1943 г. 5 июля 1944 г. была образована К. о., территориально отличавшаяся от Калужской губ. В К. о. вошел Юхновский р-н, бывш. Лихвинский у. отошел Тульской обл. К. о. при образовании была разделена на 27 районов: Бабынинский, Барятинский, Боровский, Высокиничский, Детчинский, Дзержинский, Дугнинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Калужский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Угодско-Заводский, Ульяновский, Хвастовичский и Юхновский. В нач. 50-х гг. XX в. были образованы Лев-Толстовский и Ферзиковский районы. Важнейшими событиями послевоенного времени в К. о. стали запуск в 1954 г. 1-й в мире атомной электростанции и строительство вокруг нее г. Обнинска - крупного научного центра, в 1956 г. получившего статус города обл. подчинения. В 1959-1974 гг. в территориально-адм. делении области происходили изменения. В настоящее время К. о. разделена на 24 района (Бабынинский, Барятинский, Боровский, Дзержинский, Думиничский, Жиздринский, Жуковский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский, Юхновский) и 2 городских округа, имеет 22 города, 7 поселков городского типа, более 3 тыс. сельских населенных пунктов. Религия

http://pravenc.ru/text/1320159.html

(в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северозападный угол Орловской губернии, западную часть калужской и юговосточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких звере никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель 72 . В начале 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 73 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близ обители в лесу, где были келлии, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками 74 . Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.П.Б. 1855. Стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем. Скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в. Площанский иеромонах Иосаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянские леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия. В Брянских уединенных лесах О. Иоасаф не мог вовсе укрыться от людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1868 г. 4) Об уволенных от службы или об оставленных за штатом, для распоряжений о производстве им пенсии или заштатного жалованья, или же о выдаче им единовременного пособия, Епархиальные Архиереи обязаны сообщать Г. Синодальному Обер-Прокурору, без представления о сем Святейшему Синоду, согласно ст. 183 Уст. о пенс. и единовр. пособ. по прод. 1868 г. 5) Вследствие возбуждённого одною Духовною Консисторией вопроса пояснить, что при применении новых штатов Консисторий, относительно канцелярских чиновников, следует руководствоваться п. 4 прилож. к ст. 358 Уст. о служ. по опред. от прав. Т. III Св. Зак. (изд. 1857 г.) и ст. 4 сего же тома Уст. о пенс. и един. пособ. Определение же числа штатных канцелярских чиновников и вольнонаёмных писцов зависит от непосредственного усмотрения Епархиальных начальств, которые не должны лишь выходить, на основании ст. 998 Уст. о служ. Прав., из общей суммы, определённой штатом на канцелярских чиновников. Декабря 19 дня 1869 года. 62. -слушали ведение Правительствующего Сената, от 23 Ноября сего 1869 года за 73, следующего содержания: «По указу Его Императорского Величества, Правительствующий Сенат слушал дело о пререкании между Мировым Судьёй Жиздринского округа и Калужскою Духовною Консисторией, о подсудности дела мещанина Азарова со священником Извековым. Мировой Судья 2 участка Жиздринского округа, рассмотрев прошение мещанина Азарова об обиде его на словах и действием священником села Хвастович Дмитрием Извековым, на основании 158 и 197 ст. Уст. Дух. Консис., по коим священнослужители за нанесение обид кому-либо подлежат наказанию по определению духовного суда, и руководствуясь 933 ст. Уст. Угол. Суд. и решением Уголовного Кассационного Департамента Правительствующего Сената 1866 г. 284, отослал прошение Азарова в Калужскую Духовную Консисторию. Духовная Консистория, приняв во внимание, что иски, к коим, по 261 ст. X т. 2 ч. Св. Зак., принадлежат и обиды, должны быть, по 202 ст. X т. ч. 2 и 17 ст. т. XV ч. 2, начинаемы в том суде, коему подведом ответчик, признала, что Азаров должен, если считает себя обиженным священником Извековым, войти с прошением прямо к Епархиальному Начальству, и посему возвратила к Мировому Судье прошение Азарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 205  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Хорь и Калиныч Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью… И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст, и не перевелась еще благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлетом веселит и пугает стрелка и собаку. В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, Полутыкиным, страстным охотником и, следовательно, отличным человеком. Водились за ним, правда, некоторые слабости: он, например, сватался за всех богатых невест в губернии и, получив отказ от руки и от дому, с сокрушенным сердцем доверял свое горе всем друзьям и знакомым, а родителям невест продолжал посылать в подарок кислые персики и другие сырые произведения своего сада; любил повторять один и тот же анекдот, который, несмотря на уважение гна Полутыкина к его достоинствам, решительно никогда никого не смешил; хвалил сочинения Акима Нахимова и повесть Пинну; заикался; называл свою собаку Астрономом; вместо однако говорил одначе и завел у себя в доме французскую кухню, тайна которой, по понятиям его повара, состояла в полном изменении естественного вкуса каждого кушанья: мясо у этого искусника отзывалось рыбой, рыба – грибами, макароны – порохом; зато ни одна морковка не попадала в суп, не приняв вида ромба или трапеции. Но, за исключением этих немногих и незначительных недостатков, гн Полутыкин был, как уже сказано, отличный человек.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-okhotni...

Соглашаясь с мнением о миссионерском значении школ в деле религиозно-нравственного перевоспитания молодого поколения раскольничьей массы, о. епархиальный наблюдатель, прот. Н. А. Преображенский, разъяснил, что вводить в школу с смешанным составом учеников полемический элемент нежелательно, потому что это способно вызывать недоверие к школе со стороны родителей раскольников, которые берут своих детей обратно из школы, если замечают, что последняя преследует цели не обучения, а обращения, пример чего и был в И-ой школе. Законоучитель Жиздринской женской прогимназии о. Глаголев доказывал, что при умелом и любовном отношении к делу, объяснение разностей православного учения от иноверного и расколо-сектантского в присутствии учеников неправославных в его школах не вызывает враждебного отношения ни со стороны учеников, ни со стороны отцов. Ученики иноверцы с удовольствием слушают уроки законоучителя, а отцы обнаруживают интерес к возбуждаемым вопросам. О. законоучитель Ивонской школы, прот. Покровский, по его словам, в названной школе практиковал заучивание по старопечатанным книгам более классических мест, разъясняющих православное учение, и даже указывает на разности в обрядовых вопросах, обращая внимание учеников-раскольников на некоторые неправильности в содержимых ими обрядах, но враждебного отношении к школе не наблюдал и оставил свой метод, подчинившись требованию епархиального наблюдателя. О. Чебышев заявил, что в низших школах введение полемического элемента нежелательно в виду малоразвитости учеников, которые искажают сообщённые им сведения и родителям передают в искажённом виде. После живого обмена мыслей по этому предмету между членами съезда, В.Μ. Скворцов резюмировал всё сказанное следующим образом. В смешанных школах нельзя преподавание Закона Божия оставить в пределах существующей программы. Школа должна обязательно служить делу миссии Церкви и способствовать обращению раскольников, даже более того, – желательно, чтобы она подготовляла миссионеров из народа. Не вводя в программу полемического элемента, что действительно может вредить школьному делу, желательно, чтобы апологетический материал отнюдь не был забыт; но законоучителям надлежит быть особо тактичными в данном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце обряда девушки расплетали косы невесты. Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. Ленты из косы девушки раздавали всем подругам. Действие сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось, что «девья красота» гибнет, улетает, покидает девушку. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае прощание с «девьей красой» сопровождалось посещением невестой с подругами бани. Приготовление бани для невесты и ее шествие туда превращалось в яркое ритуальное действие. Подруги топили баню рано утром, исполняя специально приуроченные к этому событию песни. Затем девушки приходили к сидевшей в переднем углу избы невесте и приглашали ее пойти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да с подруженьками». Шествие девушек с невестой в баню возглавлял дружка, который шептал заклятия от нечистой силы, размахивал кнутом и посыпал невесту зерном. Мытье в бане длилось достаточно долго, девушки парили невесту березовым веником, украшенным ленточками, поливали каменку квасом, посыпали ее зерном, причитали, пели. Лит.: Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. СПб., 2003; Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. И. Ш., С. Ю. Девичьи посиделки Собрания деревенских девочек и девушек в чьей-либо избе для развлечения (см. также: Посиделки). В разных местах они проходили по-разному. В с. Овсорок Жиздринского у. (Калужская губ.) посиделки собирались осенью в бане. Приходили на них только девушки. Работали при лучине, засиживались далеко за полночь, иногда и ночевали там же. Плели лапти, вили оборы, шили. Все виды работ сопровождались песнями. Парней здесь девушки приглашали присоединиться к ним только на праздники. В с. Мышенки в окрестных деревнях (Епифановский у. Тульской губ.) парни на посиделках не бывали никогда. Все встречи молодежи обоих полов приняты были в этих местах только на улице или на совместных работах: в поле, на сенокосе (исключение составляло, по-видимому, лишь общение на свадьбах). На осенне-зимние посиделки приходили только девушки: собирались в избы, пряли и вышивали, пели песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

172 «Православный Благовестник». Октябрь 1901 г. Очерки миссионерской деятельности некоторых казанских архипастырей. Стр. 162. 173 Отношение училищного совета епархиальным советам от 29 мая 1899 года: «О мерах к улучшению учебно-воспитательного дела в инородческих церковно-приходских школах и школах грамоты». 177 Хулы эти у раскольников часто выражаются и в картинках, в роде, напр., такой, на которой священник в облачении изображён вынимающим младенца из купели, а сатана принимающим от него в свои когти. 178 Крупными очагами раскола являются в жиздринском у. с. Фоминичи до 3 т., Брынь до 1 т., Хоминищи до 1500 д., Сухиничи до 1500 д. и Космачево до 1500 д. и др. 179 В Поповке, мещев. у., 36 чел. обоего пола, в Татаринце, козельск. у., 20 чел., в Игнатовском, жиздринск. у., 16 чел. в Плохине, того же у., 14 чел., в Коробках, козельск. у., 13 чел., в с. Шалове, мещ. у., до 30 чел., в Избавли, козельск. у., 6 чел., в Запрудном, жиздр. у., 3 чел., в Луневе, мосальск. у., 4 чел., в Кирейкове 12 чел., в Боровенске, мосальск. у., 1 чел., в Глазове, мещевск. у., 2 хлыстовки., в Березове Елинском, лихвинск. у., до 8 чел., в Бересне, жиздр у., 2 чел., в Дешовках, прихода козельской Вознесенской церкви, есть, и хлысты и молокане. 180 Так: в Костешевской волости при 33 селениях, только в 2-х имеются раскольники в незначительном количестве, около 80 душ мужского пола на всю волость, и тем не менее председателем волостного суда утверждён раскольник, притом без доброго мнения. В селе Холмищах и старшина, и старосты в 5 деревнях все раскольники. В селе Серебрене и старшина, и председатель волостного суда, и судьи тоже раскольники. В приходе села Запрудного в Выселках, при всем почти населении православном, староста раскольник. В селе Ивонине старшина раскольник. В селе Хотени, в приходской деревне при 150 дворах, где только раскольников не более 20 дворов, староста тоже раскольник. В дер. Попкове и Игнатовском старосты были хлысты. 181 Впрочем, ссылка на роман, только другого автора, встречается даже в сочинении одного профессора духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, лл) русский в одном случае оказывается в положении решительно невыгодном в сравнении с западноевропейцем. Этот последний без малейшего затруднения писал бы Metropolit von Бет-Гармай, bishop of Херта, évêque de Ма’алльта, vescovo di Марга. В качестве представителей восточного мира, мы вынуждены в этих случаях сочинять так называемую «nisbah» в виде прилагательного, и у себя дома поступаем довольно-таки капризно: говорим петербургский ладожский острожский дорогобужский. Кто, даже из природных русских, но без известной эрудиции, способен из этих «nisbah» вывести правильно nomen loci? Почему Дорогобу-ж, но Остро-г, но Ладо-г-а? А можно ли доказывать, что петербургский правильно, когда у нас есть уже петербур-ж-ец и остро-ж-ский? В разных фонетических «обстояниях» мы выручаем себя далеко не шаблонно. Оцените следующие нисбы: Нерехта – нерехтский Мста – мстинский Жиздражиздринский Пенза – пензенский Дисна – дисненский Коломна – коломенский Москва – московский Щигры – щигровский Орел – орловский Суджа – суджанский Уфа – уфимский. «Руководствоваться» в транскрипции иностранных нисб аналогиями русского языка мудрененько! От Марга–маржский или маргинский, от Касре-касровский?? Quis tulerit?! – Следовать самим сирийцам?? – Это, пожалуй, будет «из огня да в поломя». Сирийцы в своих «nisbah» не менее смелы, чем мы в наших. От Бет-Гармай garmaqyâ, от Бет–Нухадре nûhadryâ. Писать ли гармакайский, нухадрайский?? Но такой принцип привел бы, наконец, к лахмайский от Вифлеем " Bêt h -lem». В коротких (технических) словах положение вопроса, о котором речь: географические имена сирийцы употребляют – большей частью – in statu emphatico, но нисбы производят от status absolutus, я же произвожу свои нисбы (принимая за норму нерехтский) от того же status emphaticus 139 . От Херта – nisbah, вероятно, êryâ (однако, армянское h ε θικαν!), у меня хертский; от Маалльта – вероятно, та l lyâ (однако, арабское maъl θâyâ!), у меня-маалльтский. В наших нисбах имена иностранные принимаются не netto, а bruttö пред наличным Göttinger мы бесцеремонно пишем гёттингенский (от Göttingen), а не гёттингский; у нас возможно назаретский, хотя подлинная nisbah от Ναζαρθ Nçrat h (Мф. 2, 23) Ναζωραος Nçryâ. Принцип, следовательно, у русских для иностранных нисб принятый: в прилагательном наименее изменят облик существительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010