141-142 142-143 ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа 143-148 148-150 ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу 150-155 ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии 155-157 ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения 157-158 164-166 166-168 168-172 172-173 173-174 174-175 175-177 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, особножительный, принадлежит Патмосскому Экзархату К-польского Патриархата «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Самосской и Икарийской митрополии Элладской Православной Церкви 178-179 «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Хиосской, Псарской и Инусской митрополии Элладской Православной Церкви 179-181 181-182 182-184 ЖИДОВСТВУЮЩИЕ еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV - нач. XVI в. в Новгороде и в Москве 185-194 194-195 ЖИЗНЬ особое проявление самобытности как природного свойства Божия, общего для всех Лиц Св. Троицы 195-246 246-247 ЖИЛИНЬСКИЙ Вацлав (1803-1863), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи 247-248 ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884 - 1978), католич. философ, историк средневек. философии, ведущий представитель неотомизма 248-255 255-258 258-263 ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) 263-273 ЖИТИЕ БОГОРОДИЦЫ условное название различных христианских апокрифических и агиографических произведений, посвященных земной жизни и чудесам Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/vol/xix.html

В 8 км от монастыря находился Сретенский скит. Монастырь передается Церкви поэтапно с 1993 г. Действующие храмы: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери-Живоносный Источник, храм в честь свт. Николая, храм в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Из справочника " Монастыри Русской Православной Церкви " Тихонова Успенская пустынь, общежительная, заштатная, на берегу реки Вепрейки, в 18 верстах от Калуги. Основана в 1485 году преподобным Тихоном (см. 16 июня); разорена была в 1610 году; восстановлена в царствование Михаила Федоровича. Соборный храм во имя Преображения Господня перестроен в 1886 году. За правым клиросом находится серебряная рака преподобного Тихона. В нескольких шагах от монастыря находится шестигранная, наподобие столбов, часовня, построенная в 1838 году над остатками дуба, в дупле которого, по преданию, подвизался в молитве и безмолвии преподобный Тихон. В 3 верстах от монастыря находится священный колодец, вырытый преподобным Тихоном; в 1887 году здесь построена деревянная, в византийском стиле, церковь в честь иконы Богоматери, именуемой «Живописный Источник». При монастыре странноприимный дом и двухклассная школа. Монастырю принадлежит Сретенский скит, устроенный в 1871 году, в 8 верстах от обители. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1918 г. монастырь был закрыт и разграблен, а потом объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. С 1920 по 1950 годы здания были повреждены, частично разрушены. Полностью разрушились храм Преображения, больничный и настоятельный корпуса, деревянные гостиничные корпуса, снесена почти вся каменная ограда с башнями, разгромлена церковь в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " . Спущены каскадные пруды и приведены в аварийное состояние колокольни и храм Успения Божией Матери. На протяжении долгих лет власти боролись с почитанием памяти преподобного Тихона, на его источнике неоднократно бетонировали колодец, обносили забором из колючей проволоки его скит. Во время Великой Отечественной войны колокольня и храм подвергались постоянным бомбежкам со стороны обеих воюющих сторон, так как колокольня являлась стратегически важным военным объектом, служащим наблюдательным пунктом.

http://sobory.ru/article/?object=00801

Кроме того, обитель удивляла своей грандиозной пятиярусной колокольней с часозвоном. Построена она была в 1894 году, и главный ее колокол весил 1560 пудов (25 т). В монастырской ризнице хранилось множество предметов церковной старины. Вблизи монастыря в 1838 году была построена часовня, вместившая в себя дуб, в котором подвизался преподобный Тихон. А над целебным источником в 1887 году была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». При обители существовали свечной завод и странноприимный дом, управлял обителью архимандрит. В XIX b. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову пустынь преподобный Макарий Оптинский . Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские , направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (ум. 25 июня 1884 года). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона. В начале ХХ в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту – в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери. Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимный дом. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще один странноприимный дом, а также кельи для проходящих послушание при этих домах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на реке Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями. В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 году в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем. В 1918 году монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20х годов в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы Советской власти полностью были разрушены два монастырских храма – Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями. Возрождение обители началось в 1991 году, когда решением облисполкома Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. С 1993 года ведется поэтапная передача монастырских зданий.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, в связи с чем монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР. На территории Патриаршей резиденции в 1951 году была построена архиерейская гостиница. С 1960 года в монастыре подвизался преподобный Кукша Одесский, жили на покое митрополит Иоанн (Кухтин), архиепископ Онисифор (Пономарёв). С 1961 года в монастыре размещена Одесская духовная семинария. В семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного — небесного покровителя семинарии. В 1965 году в монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является её священноархимандритом — настоятелем монастыря. В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, священная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Никольской церковью был сооружён купол и колокольня. Описание [ править править код ] В 2005-2007 гг. главный вход в обитель оформлен в виде 53-метровой колокольни, где над св. вратами освящен храм свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (2008). Отсюда на юг, вглубь монастыря, ведет прямая аллея. В центральной части обители, по восточной стороне аллеи, стоит храм свт. Николая Мирликийского. «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» 1907 г. сообщает, что Свято-Николаевский храм построен после 1834 г. и стал в обители 3-м по счету, но устное предание гласит, что он появился ранее других: возможно, после 1834 г. осуществили лишь перестройку храма. Ок. 1920 г. к нему пристроили братский корпус, который доныне находится с ним под одной крышей. После упразднения монастыря храм закрыли, в 1942 г. здесь возобновили богослужения. В нач. 1960-х гг. в примыкающем братском корпусе, через стенку от храма, жил прп. Кукша. В 1988 г. храм увенчали куполом. На той же стороне аллеи, южнее Свято-Николаевской церкви, расположен храм Успения Пресвятой Богородицы. Он построен в 1834 г. и сначала был назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – вероятно, от изобилия окрест обители водных ключей. В 1942 г. храм назвали Успенским (в 1950-х гг. разобрана, по ветхости, надстроенная над ним колокольня). Переименование храма связано с тем, что в обители существовала другая Успенская церковь, освященная в 1825 г. и уничтоженная после 1936 г. Взамен нее в 1998-2010 гг. сооружен грандиозный собор Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с нижней церковью во имя прп. Кукши Одесского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

В 1820 году умер покровитель обители А.Ф. Викулин, оставив преемником своих начинаний сына Владимира. Но сын не был достойным преемником дел своего родителя. Именно с него началось ущемление прав только что образовавшегося монастыря. Притеснения следовали одно за другим. У монахинь отняли землю, закрыли храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» под предлогом его ветхости, а в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского была открыта богадельня. В 1860 году по ходатайству благодетелей обители женская община при Богородицком храме была утверждена в соответствии со всеми правами иноческих женских обителей. В соответствии с новым статусом обитель получила право иметь настоятельницу. На настоятельство новой обители была избрана монахиня Воронежского Покровского женского монастыря Поликсения. Первыми и самыми насущными заботами настоятельницы стали хлопоты по благоустройству обители. Благодаря ее усилиям в 1863 году были начаты восстановительные работы храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» с двумя приделами: правым – во имя святителей Митрофана и Тихона, левым – в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1867 году обитель была утверждена как монастырь. В 1889 году был заложен храм в честь Вознесения Господня. В начале 20 столетия монашеская община состояла из 45 монахинь и 86 послушниц. После революции 1917 года жизнь монастыря поначалу ни в чем не изменилась. Но в 1919 году у обители конфисковали землю, все запасы, скот, инвентарь. В этом же году скончалась настоятельница монастыря монахиня Клавдия. Новой настоятельницей монастыря стала монахиня Мелитина. Благодаря ее мудрости и стойкости монашеская община смогла выжить в то страшное время. Под ее руководством обитель в трудах и молитвах дожила до 1930 года. В 1930 году представителями безбожной власти было принято решение о выселении монахинь из монастыря и конфискации зданий. Сестры решили, что добровольно обитель не покинут. 10 февраля 1930 года монахини были арестованы за сопротивление власти и отправлены в ссылку, а настоятельница Мелитина была расстреляна в Елецкой тюрьме.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Бого...

3) Церковь Пресв. Богородицы Живоносного Источника каменная, одноглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника, одноэтажная Сооружена с благословения Пензенского Просвященного Моисея в 1811 году, усердием Керенского однодворца Филиппа Каманина, над источником, в котором в 1681 г. явилась чудотворная икона Тихвинской Божи-ей Матери. Источник этот находится у подошвы горы, на коей стоит монастырь, с западной ее стороны. В прежнем монастыре над сим источником была деревянная и единственная во всем монастыре церковь во имя Тихвинской Божией Матери с приделами святителя Николая и апостолов Петра и Павла. Но в начале 19-го столетия эта церковь, за упразднением монастыря, продана и снесена, как излишняя, в село Кандевку Керенского уезда. Канакин, с прискорбием взирая на святое место, где явилась икона Небесной Заступницы и где был престол Божий, оставленное пустым, воспылал благочестивою ревностью построить на собственный счет храм и соорудил оный в честь Живоносного Источника. Освящен он в октябре 1811 года местным священником Тихвинской церкви Кириллом Васильевым, бывшим в то время членом Нижне-ломовского духовного правления. Первоначально церковь имела в длину 6, ширину 3 1/2 и вышину 3 сажени, но в 1864 году она увеличена в длину еще на 3 1/2 саж. деревянной пристройкой на каменном фундаменте. Храм замечателен богатым источником воды, на коем обретена икона Тихвинской Богоматери, устроенным недалеко от амвона. Вода из этого источника выходит наружу из-под северной стены храма в устроенный бассейн. Над сим бассейном устроена пространная благолепная сень на четырех деревянных столбах, крытая железом и окрашенная медянкою. Отсюда вода протекает трубами через весь монастырь в другие бассейны и за ограду. Из источника во всякое время, а особенно в день празднования явления свят. иконы Тихвинской Божией Матери, 26 июня, народ с благоговением черпает св. воду и нередко совершает молебное пение, изливая пред чудотворною иконою усердные моления в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, и с верою черплющие и емлющие св. воду из сего источника получают душевное и телесное здравие.

http://sobory.ru/article/?object=02573

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил. В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда. В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.) После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей. Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре. В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1223721...

Узнав у священника причину своих неудач, татары вынесли икону и разрубили её на две части, после чего часовня загорелась. Спустя много лет тот священник, вернувшись из татарского плена, нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо. В 1597-м году царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного привозил икону в Москву и, отправив обратно, повелел заложить мужской монастырь. Так началась Коренная пустынь. В 1611-м году её разрушили Крымские татары, а в XVIII-м веке обитель потрясли разорительные реформы Петра I и Екатерины II. Но монастырь всё же рос и богател, умножая братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла обветшалая деревянная церковь Иконы Богоматери " Живой Источник " , которую перестроил в камне фельдмаршал Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву после Полтавской победы. В XIX-м веке это был один из самых больших и известных монастырей в России. Его развитию способствовала также собственная ярмарка, которая была по размаху второй в России, после Нижегородской. Советская власть обошлась с монастырём жёстче, чем все напасти до этого. Собор был взорван, место паломничества и Святой источник оцеплены нарядами милиции. В 1989-м году остатки монастыря были возвращены Церкви, и началось восстановление обители. К сегодняшнему дню восстановлено очень много. Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, общежительная, в 27 верстах от Курска, при реке Тускари. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною или Курскою (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления святой иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткой, в который протекает вода от места явления.

http://sobory.ru/article/?object=02500

Мцхета-Мтианетия. Мцхета. Стефановский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Самцхе-Джавахетия. Сапара. Успенский монастырь. Церковь Стефана архидиакона Шида-Картли. Урбниси. Стефана архидиакона, церковь Иркутская область Иркутск, город. Иркутск. Спаса Преображения, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Казахстан Павлодарская область. Баянаул. Стефана архидиакона, церковь Абайская область. Красный Яр (Красноярское на Убе). Стефана архидиакона, церковь Восточно-Казахстанская область. Предгорное. Стефана архидиакона, церковь Карагандинская область. Каркаралинск. Владимира равноапостольного, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Калужская область Ферзиковский район. Воскресенское (Дубровка). Воскресения Христова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Кировская область Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Вятка (Киров), город. Красное. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Костромская область Галичский район. Галич. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Буйский район. Архидьякон-Степан, урочище. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Краснодарский край Темрюкский район. Запорожская. Стефана архидиакона, церковь Ленинградская область Тосненский район. Никольское. Николая Чудотворца (старая), церковь (с приделом Стефана архидиакона) Молдова Кишинёв. Кишинёв. Стефана архидиакона при 3-ей мужской гимназии, церковь Дрокиевский район. Окюл-Алб. Стефана архидиакона, церковь Московская область Егорьевский городской округ. Саввино. Троицы Живоначальной (старая), церковь (с приделом Стефана архидиакона) Нижегородская область Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Входа Господня в Иерусалим, церковь (с приделом Стефана архидиакона) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Стефана архидиакона) Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Николая Чудотворца ( " Верхнепосадская " ), церковь (с приделом Стефана архидиакона)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=244

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010