Община верующих снова возбудила ходатайство перед райисполкомом о возврате ей бывшей церкви, в которой они молились более ста лет, и в данный момент она находится в печальном состоянии: полы и балки сорваны, железо на кровле до половины сорвано, доски с внешней стороны до половины оборваны, дверей и окон нет, и, несмотря на это, в ходатайстве было отказано». 27 июля 1944 г. Ростовский облисполком ответил на ходатайство верующих: «Приняв во внимание, что бывшее церковное здание с 1935 г. занято под кинотеатр райцентра и соответственно этому перестроено и что передача этого здания повлечет за собой закрытие кинотеатра, исполком облсовета решил: ходатайство верующих села Самарское Самарского района отклонить». Благодаря обращению прихожан в феврале 1944 г. к председателю Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинину, 7 февраля 1945 г. был подписан договор верующих с исполкомом об аренде одноэтажного дощатого здания. Община получила регистрацию уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви 8 февраля 1945 г. В июне 1945 г. община подала заявление с просьбой разрешения на пристройку к молитвенному дому и постройку сторожки. Летом 1957 г. площадь, на которой располагалось кладбище и был построен молитвенный дом, понадобилась Самарскому райисполкому для «решения вопросов благоустройства райцентра и главным образом для размещения сельхозвыставки». В июне 1957 г. было дано разрешение на покупку дома в селе Самарском по Буденновскому переулку 64 со всеми строениями, принадлежащего И.Ф. Рыщук, который предполагалось перестроить под молитвенный дом. Однако перестройка купленного дома так и не была разрешена на уровне облисполкома. 26 марта 1960 г. на дверях молитвенного дома было вывешено объявление следующего содержания: «Исполком Самарского с/совета ставит в известность всех верующих села Самарского о том, что граждане, желающие в дальнейшем удовлетворять свои религиозные потребности в молитвенном доме села Самарского, должны явиться в сельский совет с письменным заявлением о своем согласии войти в состав двадцатки и взять на себя содержание молитвенного дома и имущество. ИСПОЛКОМ». Как гласит приписка от руки на этом объявлении, оно было снято 3 апреля 1960 г., заявления желающих в исполком так и не поступили. 16 апреля 1960 г. было принято решение Самарского райсовета о прекращении деятельности молитвенного дома в селе Самарском по причине распада общины. В решении говорилось: «При положительном решении этого вопроса считать необходимым на освобождающейся территории разбить парк, соорудить памятники В.И. Ленину и участникам гражданской войны, построить летний кинотеатр и др. объекты культурного назначения». В июне 1960 г. было принято аналогичное решение облисполкома.

http://sobory.ru/article/?object=44710

Основной двухсветный объем церкви включает последовательно (с востока на запад): высокую квадратную храмовую часть с полукруглой апсидой, трапезную, и ярусную, квадратную в основании (восьмигранная в верхних ярусах), колокольню – первоначальное ядро постройки, а также поздние: северный и южный боковые приделы и западную пристройку. Главный вход расположен на центральной оси западного фасада здания и оформлен четырехколонным портиком тосканского ордера. Высокий четверик храма завершен фигурным куполом и увенчан пятиглавием. Колокольня ярусная, восьмигранная в верхних ярусах, завершена фигурным куполом с главой на восьмигранном барабане. Алтарная апсида увенчана главой на восьмигранном барабане. Квадратное в плане помещение главного храма с полукруглым помещением алтарной апсиды сообщается через широкие арочные проемы с обширным, ориентированным в широтном направлении помещением трапезной, и помещениями придельных храмов. В западной части расположено помещение церковного притвора, где расположен вход на лестницу, ведущую на колокольню. В западной пристройке здания находятся три помещения. На храмовом четверике расположены окна второго света с полуциркульным завершением. В трапезной центральной части храма расположены круглые оконные проемы второго света. Объем четверика завершен полуглавием, врезанным в основание южной грани высокого восьмигранного купола. Под полуглавием, на центральной оси расположено круглое окно. По бокам полуглавия над углами четверика возвышаются двухъярусные восьмигранные барабаны глав. Грани восьмигранного барабана (малого восьмерика), установленного над куполом храмовой части, прорезаны узкими вертикально вытянутыми проемами. Четверик храмовой части южного придела приподнят над уровнем односкатной кровли и завершен фигурным куполом с главой на двухъярусном восьмигранном барабане. Оконные проемы обведены профилированной тягой и опираются на наружные подоконники. Круглый оконный проем храмового четверика обведен мелкопрофилированной тягой. Мелкопрофилированный венчающий карниз 1-го яруса с плоским широким фризом. Углы колокольни в ярусе подзвона обработаны широкими плоскими пилястрами. Проемы яруса звона декорированы трехступенчатыми архивольтами. Колокольня декорирована мелкопрофилированными междуярусными и венчающим карнизами с метрическим рядом городчатых кронштейнов, раскрепованных по пилястрам в ярусе подзвона. Окна второго света на храмовом четверике обведены профилированной тягой. Круглые оконные проемы второго света в трапезной обведены профилированной тягой. Углы храмового четверика обработаны лопатками с прямоугольными вертикальными филенками. Стены трапезной, храмовых четвериков и апсид увенчаны профилированными карнизами.

http://sobory.ru/article/?object=12133

Храмовый комплекс на левом берегу, сложившийся на протяжении 1-й пол. 18 и в 19 в., состоит в настоящее время из двух церквей - Троицкой 1748-50 гг. (ее барочный декор был позднее изменен) и Введенской 1775 г., построенной по образцу Борковской Казанской церкви 1764 г.,— и окружен оградой с небольшими поздними часовнями. Самый ранний кирпичный храм - Тихвинский 1739 г. (разобран в 1930 г.) — стоял напротив, на торговой площади на другом берегу Тезы, композиционно связывая обе разделенные рекой части Холуя. В 18 в., с образованием Владимирской губ., Холуй вошел в состав Вязниковского уезда. В 1837 г. вновь открылось судоходство по Тезе, для чего были устроены пять деревянных шлюзов; один из них, на окраине Холуя, действует до настоящего времени. Количество ярмарок сразу выросло от двух до пяти, и для их проведения в слободе был сооружен постоянный деревянный гостиный двор на 300 мест - всего 14 корпусов (известно, что последние два были построены в 1853 г.). Кроме того, во время ярмарок по необходимости строилось до 100 временных сооружений — " балаганов " . Лавки располагались около церквей, на торговой площади и у Турова озера (на западной окраине села). По сведениям 1856 г. - в слободе 900 жителей, 568 из них принадлежали графине Бобринской, а 332 были казенными крестьянами. Каменных зданий всего четыре, самые ранние выстроены в сер. 19 в. (например, двухэтажный жилой дом на набережной — ныне ул. Кавказ, 3, - с поребриком во фризе и карнизом большого выноса, а также здание почты). Остальная застройка деревянная, в качестве декора применялись тонко тянутые штукатурные наличники. Здания (в основном двухэтажные или одноэтажные с мезонином) использовались под жилье и мастерские. В одном из описаний села посл. четв. 19 в. отмечено, что " дома офеней отличаются чистотой и щеголеватостью. Они крыты тесом, высоки, всегда в несколько комнат, часто с мезонином. Наличники и коньки на домах вырезные, иногда окрашенные " . В 1868 г. была построена железная дорога Новки-Иваново, нанесшая удар по судоходству на Тезе и здешней торговле, переместившейся в центры промышленного производства.

http://sobory.ru/article/?object=06172

За изгибом дороги, на фоне голубизны неба и зелени деревьев, уже 250 лет величественно возвышается этот грациозный храм, эффектно вписываясь в окружающую невысокую застройку. Стремительный взлёт башнеобразного ярусного венчания и вертикаль колокольни свободно разворачиваются в пространстве, стягивая к себе все перспективы равнинного ландшафта. Это единственный памятник архитектуры середины XVIII столетия на Вятке, не подвергавшийся позднее перестройкам и дошедший до нашего времени в первоначальном виде. Как мы помним, в то время, в этом регионе очень активно строились храмы в стиле " Вятского барокко " . Троицкий храм, не исключение, он, как видно, определил самобытный и красочный язык стиля " Вятского барокко " - местного архитектурного стиля, вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII века, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приёмов, выработанных на землях Великого Устюга. Самобытность архитектурного орнамента, впитавшего колорит и художественные приёмы, веками складывавшиеся в вятских народных промыслах, зодчий органично включает в систему декоративных мотивов архитектурной пластики. Учитывая известную стабильность в решении композиционных задач при возведении культовых зданий местными каменщиками, по Троицкой церкви можно судить о традициях объёмно-планировочного построения всех выстроенных храмов в этом стиле. Зал зимнего храма буквально залит потоками света, льющегося через окна последовательно уменьшающихся восьмериков завершения. Трапезная, выстроенная в одну линию со стенами главного храмового объёма, играет второстепенную роль в силуэтном абрисе, являясь связкой между четвериком и колокольней. Стройный столп колокольни гордо возносит восьмерик барабана и лёгкий шпиль. Декоративная орнаментика Макарьевской церкви сочетается с ордерными формами членения. Нижний ярус храма, расчленённый гладкими пилястами, сочетается с барочной пластичностью верхнего, оформленного полуколонками коринфского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=05185

Набор открыток " Вязьма Православная " Стоит в центре города на высоком холме южного берега р. Вязьма, на территории древнего городища. Играет определяющую роль в панораме города при подъезде с заречной стороны, от шоссе Москва-Минск. Выстроен по заказу царя Алексея Михайловича в 1674-76 гг. на месте более древнего деревянного храма. В 1847-49 гг. сооружены трапезная и колокольня. В 1887 г. к северо-западу от собора устроена терраса, в 1890-е гг. северный придел расширен, а его своды разобраны. Кирпичные стены оштукатурены. Ядро храма с двумя приделами - интересный памятник архитектуры 2-й пол. 17 в. Бесстолпный храм, завершенный горкой кокошников и световой главой, с двумя симметричными приделами, чьи апсиды выстраиваются в ряд с тремя апсидами основного объема, во многом напоминает постройки кон. 16 - 1-й трети 17 в. Над закомарами четверика возвышается квадратное основание второго яруса. По его периметру с каждой стороны поставлены три кокошника. В отличие от московских прообразов, здесь во втором ряду средний кокошник имеет килевидное подвышение, а боковые стоят перед диагональным кокошником. Малые полукруглые кокошники идут по основанию барабана. Под штукатуркой венчающего барабана просматриваются поребрик и консоли. Широкая трапезная и грузная трехъярусная колокольня на подклете выстроены в формах классицизма с использованием элементов русского стиля сер. 19 в. Северный и южный приделы имеют двухчастную разбивку фасадов, что также роднит их с памятниками рубежа 16-17 вв., каждый фасад завершается парой полукруглых либо килевидных кокошников, примкнувших к ядру храма и его алтарю. Окна с лучковой перемычкой заключены в более крупные арочные обрамления с профилировкой. На трапезной круглые окна второго света ложные, в кольцевых на личинках с рельефным замковым камнем. Громоздкая колокольня из трех ярусов завершена главой над резонатором - квадратным, как и основные ярусы. Второй ярус и резонатор увенчаны ложными закомарами. Луковичные главы над колокольней и трапезной составлены из узких вертикальных долек. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом в шелыге. Трапезная с крещатыми столбами расчленена арками на три нефа с полулотковыми сводами по бокам и коробовым посредине. В сводах уцелели голосники. В трапезной находится часть классицистического иконостаса из Екатерининской церкви. Его средняя часть вогнута и завершена высоким антаблементом с рельефными волнами во фризе, которые расходятся от лепного херувима в центре. Над антаблементом поднимаются крупные одиночные иконы в круглых, овальных, треугольных и фигурных (с выпукло-вогнутой бровкой) барочно-рокайльных обрамлениях. Между царскими вратами и изображением Тайной вечери - круглый просвет с летящим вниз объемным голубем в условном сиянии из разреженных лучиков по радиусам. Среди икон надо отметить икону Иверской Богоматери (1765 г.) и икону Одигитрии (17 в.).

http://sobory.ru/article/?object=00465

Нартекс прорезан тремя отверстиями входов, оформленных полуциркульными архивольтами, поставленными на боковые лопатки. Мужские фасады ризниц содержат двойные полуциркульные окна с люкарной над каждым, боковые фасады-парные арочные ниши. Западные окна ризниц вписаны в большие трехступенчатые ниши незначительного углубления, верхние части контура которых акцентированы ритмом декоративных зубцов. Северный, южный и восточный фасады расчленены неравномерным ритмом полуциркульных окон с прямоугольно-сетчатым остеклением, наличники которых на Северном и южном фасадах состоят из боковых лопаток и полуциркульных архивольтов, на восточном фасаде – килевидных. Разновысокие объемы завершены гладкой полосой фриза и венечным профилированным карнизом. Пластику фасадов усиливают прямоугольные подоконные филенки и межоконные лопатки, которые проявляют тектоническую структуру сооружения и являются важным элементом архитектурного оформления. Преимущественно горизонтальный характер композиции фасадных плоскостей сбалансирован системой главной и трех западных бань на высоких стройных подбанниках, что придает вертикальности и улучшает восприятие силуэта сооружения. Справа от центрального нефа – лестница к подземному склепу, где покоятся мощи преп. О. Ионы. С историко-художественной точки зрения наибольший интерес представляют росписи нартекса, на простенках которого помещены сцены страстного цикла: «Распятие», «Воскресение» и «Восхождение в ад». На торцевых стенах справа-композиции «Успокоение Всех скорбящих», слева – «Тит и Евагрий». Росписи выполнены в стиле позднего академизма. Они принадлежат кисти художников разного профессионального уровня. Вторая композиция значительно интереснее первой по своим живописным качествам. Это работа опытного мастера, что особенно ощутимо в фактурно раскованном моделировании форм, в тонких и динамичных переходах тепло-холодных цветовых нюансов. Интересна она и с точки зрения интерпретации иконографической традиции, выработанной Киево-Печерским монастырем в издании «Патерика Печерского» в 1661 и 1702 г.г., в гравюрах Прокопия и Л.

http://sobory.ru/article/?object=05636

На второй этаж ведёт крутая лестница, начинающаяся от самой крепостной стены. Собор выстроен, - в отличие от традиционных псковских храмов, на которые шёл неотёсаный известняк, делавший их стены неровными, с прихотливой игрой светотени, - из тёсаных плит известняка, то есть плоскости его фасадов, геометрически правильны. Монотонность такого построения взрывается умелым, хотя и скупым использованием ряда декоративных элементов. Стены разделены лопатками: с южной и северной сторон - на четыре части; с восточной и западной - на три. Каждое членение фасада завершают двухлопастные арки. Все окна украшены наличниками двух видов; современные строительству собора наличники сохранились в основном на апсидах и представляют собой крупнорельефные двухъярусные композиции. Сами сильно уплощённые апсиды основного здания понижены относительно высоты основного объёма в два раза. Окна на южном и северном фасадах Троицкого собора, тяготеющие к как бы универсальной " старине " , украшены наличниками, выполненными во время большой реставрации храма на рубеже XIX-XX веков: они образованы двумя псевдопилястрами, соединёнными сверху арками с пирамидальным (верхний ряд) и крестообразным (нижний ряд) узорами. Ю. Спегальский считал, что такая орнаментация в ложном " византийском " духе " внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, ещё больший разнобой " . По стенам галереи, под окнами верхнего яруса, тянется фриз, состоящий из поливных многоцветных изразцов с изображением " вазонов " и " розеток " , которые выполнены четырьмя красками на традиционном зелёном фоне. Среди нынешних изразцов насчитывается 47 подлинных, то есть относящихся к периоду строительства храма. Остальные были изготовлены в 1980-е годы. Сдвиг глав Троицкого собора на восток объяснялся просто - восточные главы располагались над жертвенником и дьяконником и позволяли лучше осветить зоны, где происходило основное богослужебное действие. Любопытно, что сейчас восточные главы собора ничего не освещают, они являются глухими, их оконные проёмы - своеобразный муляж.

http://sobory.ru/article/?object=00256

Казалось, что благодаря своим связям и удивительной целеустремленности Рязанов достиг небывалого в истории старообрядчества успеха. В 1824 году Я.М.Рязанов был оглашен несостоятельным должником, то есть банкротом " за неплатеж вступивших на него по взысканию частных и казенных взысканий " . От больших неприятностей Якима Меркурьевича спас его племянник Аника, уплативший за него все частные долги. Но даже разорение Якима Меркурьевича и временный переход в низкое сословие не подорвали его авторитет у старообрядцев. Он продолжал упорно добиваться официального признания старообрядческих общин, приемлющих священство. В 1826 году Рязанов был в Санкт-Петербурге и ходатайствовал перед Государем Николаем Павловичем о возвращении старообрядцам " беглых " попов. Государь просьбу отклонил и позволил иметь священников только от епархиального ведомства. Рушились надежды на то, что когда-нибудь Богослужения в новом храме будут открытыми, а не тайными и не будут иметь притеснений со стороны православного духовенства. Екатеринбургские старообрядцы просили Пермского губернатора, чтобы епархиальный архиерей не имел на выбранных ими священников никакого " влияния и заведования " . Ссылаясь на " Высочайшее утвержденные Правила от 26 марта 1822 года " , которые разрешали им иметь священников, " отлучившихся от епархиальных церквей и не совершивших уголовных преступлений " , они дерзновенно напоминали об Императорском манифесте при вступлении на Всероссийский Престол, в котором Его Императорское Величество обещал следовать примеру вечной памяти Государя Императора Александра I и вселял надежду, что " царствование Его Величества будет продолжением только прежнего царствования " . Представил ли губернатор прошение в министерство — неизвестно. В 1832 году умер сподвижник и соратник Рязанова Фома Федотович Казанцев. Его смерть повлияла на ход дальнейших событий. В 1837 году Рязанов предпринял последнее усилие и подал прошение Главному начальнику горных заводов генералу Глинке о том, чтобы иметь независимых от епархиального ведомства священников, с подчинением их Главному начальнику горных заводов Уральского хребта.

http://sobory.ru/article/?object=01238

Однако через 19 лет, в 1906 г., трапезная Троицкого храма вновь нуждалась в значительном ремонте, прежде всего из-за тесноты и нехватки воздуха во время служб. Кроме того, требовалась реконструкция пришедших в ветхость колокольни и купола. Этот факт вызывает вопрос - насколько качественно и обоснованно было произведено расширение 1887 г.? И почему не сделали сразу ремонт всего здания? Возможно, не хватило средств. 4 мая 1906 г. в Самарскую духовную консисторию поступило прошение от Сосновского причта и прихожан (священника Г. Кархалёва - будущего иерея храма в с. Архангельское, диакона С. Лебедева, церковного старосты И. Вахрунина и представителей общества крестьян Н. Выборнова, И. Кондратьева и И. Галактионова, а также председателя церковного попечительства землевладельца Д. Н. Масленникова): «Известный благотворитель храма Дмитрий Николаевич Масленников на свои средства ремонтируя с Вашего разрешения и благословения наш приходский храм внутри, изъявил своё желание на свои средства поправить храм извне, а именно перестроить колокольню и купол на храме по плану, ...составленному чертёжником г. Гребенщиковым. Кроме того, предполагается г. Масленниковым, при участии прихожан, приобрести новый колокол весом до 100 пудов (1,64 т), так как звона существующего колокола, всего только в 40 пудов (655 кг), совсем не слышно, особенно зимой. Посему покорнейше просим Вас, Ваше Преосвященство, разрешите нам и благословите перестроить колокольню, исправить купол и приобрести новый колокол. Считаем необходимым прибавить, что ремонт будет производиться под наблюдением чертёжника Гребенщикова, живущего в г. Симбирске». Дело закрутилось: полетели рапорта, письма, указы. В конце концов 6 ноября капитальная перестройка храма по утверждённому проекту была разрешена, причём прихожанам предписывалось учредить Строительную комиссию, которая обязывалась докладывать о ходе работ. По неизвестной причине вместо Гребенщикова наблюдать за перестройкой согласился младший инженер Симбирского губернского правления М.Ф. Мари.

http://sobory.ru/article/?object=52631

Центральный алтарь имеет врезанную в массив стены крупную полуциркульную нишу с конхой, а боковые завершены парусными сводами. Такие же парусные своды в угловых западных ячейках храма и в углах паперти (ее средняя часть завершена поперечным коробовым сводом). В нижнем ярусе колокольни – парусный свод. Внутристенная лестница к верхним ярусам колокольни находится в юго-восточном пилоне. На стенах и столбах храма фрагментарно сохранилась настенная масляная живопись кон. 19 в. Сюжетные композиции расположены под онами второго света. В простенках, оформленных лопатками, чередуются клейма с избранными святыми и клейма с орнаментами. Плоские грани столбов расписаны так же, как лопатки. Полуколонны, примыкающие к столбам со стороны центрального поперечного нефа, декорированы орнаментом в виде спирального лиственно-цветочного побега в чередовании с лентами. Лицевые изображения исполнены в позднеакадемической манере, в разбеленной цветовой гамме на основе трехцветки. Орнаментика в клеймах характерна для времени: она полихромная, композиция осевая, симметричная, с лиственно-волютными завитками, с цветами и бутонами, а также крупными лучевыми розетками. В колористике орнаментов доминируют сочетания холодного серовато-розового и более светлого розового цвета теплого оттенка по фону с вкраплениями коричнево-красных и сине-голубых в рисунке орнаментов. Рамы клейм на столбах и лопатках имеют орнаментальные вставки в виде стилизованных пальметт, исполненных в серовато-белой гризайли. http://svodokn.ru/object/101514337?open=true Комментарии и обсуждение Храмовая колокольня сегодня возвышается над парком (лесом) на два яруса. Можно представить, насколько удивительно она выглядела оконченной со шпилем и крестом. По свидетельству местной жительницы, в 50-е годы один молодой человек с компанией залезли на колокольню и подожгли все завершение колокольни. Летом 1990 года во время грозы обрушился купол храма вместе с прилегающими сводами. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13112

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010