Душа моя – образ Божий, небесный: ей не свойственно прилепляться ни к чему земному: пище, питью, отличиям, украшающим плоть, деньгам, увеселениям, роскоши и проч.; все это недостойно ее: ее достоинство и слава нетленная – добродетель. 23 мая Третьего дня вечером поздно или, лучше, – ночью, я курил сигару, не имея обычая курить, и последствие вышло весьма худое: враг обложил собою мои внутренности; на молебне у Кромидо я не имел дерзновения служить молебен, читать Евангелие, говорить ектению великую; в Окружном суде читал присягу сначала также с крайним вражеским страхом и боязнию, и только после домашнего обеда (зеленый суп, мозги, салат) я читал со дерзновением, – нервы крайне падают после курения, просто больной делаюсь. Благодарю Господа, сохранившего меня от блудного разжжения, нечистых сновидений и блудного излияния во сне чрез изображение с верою крестного знамения. Я было забыл оградить себя знамением креста в начале сна, и диавол завел свою нечистую игру, и близко было блудное излияние: я проснулся, оградил члены крестом, и во всю ночь не было нечистых сновидений. Слава кресту Твоему! Слава знамению Твоему, Сыне Божий Единородный! 23 мая. 23 мая Благодарение многомилостивого Господа за обильный дождь, пролитый благодатию Его на жаждущую землю, обнаженную от всякого злачного украшения. С дождиком всё оживилось, зазеленело, заблагоухало. Слава Тебе, Святая, Живоначальная, Преблагая, Всемогущая, Премудрая, Присносущая и вся Осуществовавшая Троице – Отче, Сыне и Душе Святый! Оживи и нас, ихже создала еси по образу Твоему и по подобию! Очисти грехи наши и освяти нас вечным освящением Твоим и спаси, спаси нас! Благодарю Господа, приявшего благоутробно молитву покаяния моего после огорчения на нищего отрока, вторично пришедшего ко мне за милостыней, когда ему подано было четыре копейки и после драния его за волосы; благодарю Господа, помиловавшего меня и отъявшего скорбь и тесноту от души моей и мир и свободу мне подавшего. Я каялся в своей злобе, скупости, сребролюбии, жестокости, алчности, сластолюбии, лености, нерадении, нетерпении, праздности, в сердечном блуде и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1864 За просительною ектеньею, предстоятель церкви возглашает: «щедротами Единородного Сына Твоего...» и тем самым напоминает о любви Сына Божия, о Его щедротах или бесчисленных заслугах, оказанных нам в приношении Голгофской жертвы за род человеческий, и молит Сына Божия внять нашим прошениям и благосердно ниспослать на нас свои щедроты, как Он сам обещал: «елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам». 1865 На слова священнослужителя лик отвечает: «аминь». В это время алтарь остается все еще закрытым, так как священник не приступал еще к жертвоприношению. Чтобы напомнить верным о наступлении важнейшего священнодействия, предстоятель церкви посылает собранию приветствие самого Спасителя: «мир всем». Ему отвечают присутствующие: «и духови твоему». После этого диакон, стоя на амвоне, призывает всех к единомыслию в вере во святую Живоначальную Троицу и ко взаимной братской любви, что делалось и в первые времена Христианства, произнося: «возлюбим друг друга». Призывание диакона продолжает и оканчивает лик поющих словами: «Отца и Сына и Святого Духа». 1866 Ибо не возлюбивши друг друга, нельзя любить и Того, Кто весь одна любовь, полная и совершенная. В это время предстоятель церкви в алтаре три раза покланяется Господу и произносит тайно слова псалмопевца: «возлюблю Тя, Господи, крепосте моя», 1867 и целует покрытые дискос и потир и край св. трапезы. Это святое лобзание 1868 между верными и священнослужителями здесь уместно потому, что оно есть знак искреннего союза, примирения и отпущения взаимных обид и оскорблений; этим, знаком выражается желание церкви, чтобы верные, соединившись сим залогом любви, едиными устами и единым сердцем прославляли Бога, в Троице поклоняемого: «да единомыслием исповемы», и таким образом были верны словам Спасителя, сказавшего «егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша». 1869 По окончании лобзания или напоминания верным о примирении мысленно не только с присутствующими в храме, но и с отсутствующими, и давши всем мысленно лобзание, диакон произносит слова: «двери, двери, премудростию вонмем», напоминая предстоящим беречь двери сердца своего, 1870 куда гласом церкви призвана любовь; а чтобы в это внутреннее святилище души не вторгся дух вражды, и двери уст и ушей отверзлись к слушанию Символа Веры и предстоящие внимали с премудростью, для напоминания этого диакон и прибавляет: «премудростию вонмем».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Видяще вас, святителие Христовы, Небесным ликостоянием присно спребывающия и Престолу Божию всегда предстоящия, со умилением воспеваем возвеличившую вас Живоначальную Троицу, Юже словом и житием вашим прославили есте, вам же, молитвенником изряднейшим, от любве сердечныя вопием: Радуйтеся, горним ликом совокуплении и святых ангел сожителие; радуйтеся, Престолу Царя славы предстоящии присно со всеми избранными. Радуйтеся, славою небесною украшеннии; радуйтеся, плоть и мир возненавидевшии. Радуйтеся, вся сокровища мира и житейския сласти Христа ради во уметы вменившии; радуйтеся, на светозарную добродетелей колесницу возшедшии и Небеснаго Царствия достигшии. Радуйтеся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явившии; радуйтеся, многими скорбьми вшедшии в радость Господа своего. Радуйтеся, теплии о нас пред Богом ходатаи; радуйтеся, православнаго богословия светила изряднейшая. Радуйтеся, веры христианския похвало; радуйтеся, святителей славо и Церкве украшение. Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Кондак 6 Проповедуя истину боговещанными твоими глаголы, сокрушил еси, богослове Григорие, еллинская суемудрия и ересей соблазны, вселенней же всей немолчно проповедал еси в Троице славимаго Бога Единосущнаго, Отца и Сына и Духа Святаго, научая всех вопити Ему: Аллилуиа. Икос 6 Возсиясте светом добродетельнаго жития и православныя веры исповеданием во всю вселенную и всем языком свет истиннаго богопознания уяснисте, якоже быти вам пастырем и учителем всея Церкве Христовы. Темже и по смерти не престаете призирати на ны, тепле вам молящияся и взывающия: Радуйтеся, три светила великая, путеводящая нас ко спасению; радуйтеся, просветителие седящих во тьме неведения. Радуйтеся, недомысленныя Тайны Триипостаснаго Божества нам уясняющии; радуйтеся, струями мудрых учений паству свою напаяющии. Радуйтеся, пастырие изряднейшии, житие свое всякими добродетельми благоукрасившии; радуйтеся, стадо свое от волков хищных соблюдшии. Радуйтеся, светильницы трисолнечнаго света, умы и сердца верных дивно озаряющии;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-tre...

Пересматривая рукописи, встречаешься с таким явлением: в ряде рукописей 167–171, 185) «Лествица» и авва Дорофей списываются в одну общую тетрадь. Случайно ли соединил именно этих двух авторов XIV и XV век и выделял их из большого числа писателей, переведенных с греческого? Есть ли тут сознательный выбор чтения? Надписи на рукописях говорят нам, по-видимому, о последнем. Вот рукопись 165 аввы Дорофея и 156 «Лествица», приписки писцов свидетельствуют, что писаны они разными лицами, но по заказу одного и того же читателя «священноинока Матфея». Вот эти характерные приписки (пусть обозреватель библиотеки не проходит без внимания эти несколько строк, часто затерянные где-нибудь в конце рукописи, в них мы вплотную подходим к живому историческому лицу – к переписчику и его переживаниям, к его мыслям, к его отношению к самому делу переписки и к содержанию книги – да о многом еще говорят нам эти несколько строк): «Помощь Святыя Троиця съписася книга сиа, ей же именование «Лествица», на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худого страннаго последняго во иноцех, смиреннаго многими грехи Варлаама». На другой: «В обители царстей Святая Живоначальная Троица, в устроении преподобного игумена Сергея, на имя священноиноку Матфею списася сия книга в лето 6922 (1414 г.) Индикта 7 месяца февруаря в 8 день на память св. мученика Феодора Стратилата. Списасяжеся сия книга при настоятельства преп. игумена Никона рукою многогрешнаго инока Антоша. Ты же священноиноче Матфею, помяни мя грешнаго в святых ти молитвах. Спаси Христе писавшаго и имети хотящаго сию книгу». Нужно отдать должное, читатель XV века, выбирая себе чтение, проявлял большое понимание внутреннего смысла, выделяя и соединяя именно этих двух авторов. Трудно, быть может, найти две книги, так мало сходные по внешним признакам, по стилю, по писательским приемам, по характеру авторов, «Лествица» – это отточенные афоризмы, выкованные фразы, по отчетливости мысли дающие впечатление чего-то математического; невольно напрашивается сравнение с мыслями Паскаля – «Лествица» какая-то математика души. Авва Дорофей – скорее лирик, простым, доступным языком, бесхитростными рассказами намечающий и решающий по существу глубочайшие мысли и жизненные задачи. В беседах его такая безыскусственность, что не догадаешься, что говорил и писал человек большой учености. «От усердия к чтению (в молодых годах) я не замечал – говорит о себе авва Дорофей , – что я ел или что пил, или как спал...», «я омывался водой, изсыхая от безмернаго чтения...» «и во время сна книга была подле меня на столе моем, и, уснув немного, я тотчас вставал для того, чтобы продолжать чтение». Несмотря на это, трудно найти книгу столь некнижно подходящую к своим задачам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Богородичен: Едина вместила еси Зиждителя Твоего, Богородительнице, во чреве,/и плотию родила еси неизреченно,/и Дева пребыла еси, ничтоже девству осквернившуся./Сего, Чистая, яко Сына Твоего и Бога непрестанно моли о стаде Твоем присно. Богородичен: Одна вместила Ты во чреве,/Божия Родительница, Создателя Твоего,/и по плоти родила Его неизреченно,/и Девою осталась, девства ничем не осквернив./Его, Чистая, как Сына Твоего и Бога/непрестанно моли о стаде Твоем всегда. Ин, канон самаряныни. Творение Иосифово. Глас 4. Песнь 1. Канон Самарянке, творение преподобного Иосифа, глас 4. Песнь 1 Ирмос: Поразивый Египта,/и фараона мучителя погрузивый в мори,/люди спасл еси из работы, Моисейски поющия/песнь победную, яко прославися. Ирмос: Поразивший Египет/и фараона-мучителя погрузивший в море,/Ты от рабства спас народ,/с Моисеем воспевавший песнь победную/ибо прославился. Погребенный воста, Собою воздвиже род человеческий:/да радуется тварь вся,/и мысленнии днесь облацы да кропят правду яве. Погребенный восстал/и воздвиг с Собою род человеческий:/да радуется все творение,/и духовные облака в сей день/да кропят правду явственно. Крест вольный плотию приим,/тридневен воскресл от мертвых,/адова сокровища, Живоначальниче Господи истощив,/и извед окованныя души. Крест добровольно плотию претерпев,/Ты в третий день воскрес из мертвых,/начальник жизни, Господи,/хранилища ада опустошив,/и выведя скованные души. Зраком блистающася, мироносицы видевше Ангела, страхом бежаша от гроба:/Христово же востание уведевше,/и возвестити тщатся учеником. Увидев блистающий облик Ангела,/в страхе отступили от гроба мироносицы;/но узнав о воскресении Христа/они спешат к ученикам. Покрываяй водами превыспренняя, Господи, вода жизни сый,/самаряныни, просящей Твоея честныя воды,/подал еси разумевшей благоутробие Твое. Покрывающий водами горние чертоги,/Ты, Господи, Вода жизни,/подал Свои священные потоки/о том просившей самарянке,/познавшей милосердие Твое. Слава, Троичен:  О Троице, верою Тя чистою славящих,/Отче, Сыне и Душе,/яко Творец всех спасай,/и очищение даруй нам грехов, яко Преблагий.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-5...

«Такое отношение к художникам, как в Троицком храме, сейчас большая редкость», - отметила в своем выступлении куратор выставки искусствовед Анна Чукина. По ее словам, настоятель собрал в Троицком храме «всех самых талантливых художников», каждый из которых отличается своей авторской манерой, своим стилем и собственным почерком, причем все это резонирует с духовным климатом прихода. «Художники - это глаза и руки прихода. Их нужно уважать и ценить как зеницу ока», - сказала куратор. По мнению Ирины Языковой, данная выставка открывает возможность для нового этапа осмысления современного церковного искусства, в котором «ярко выраженное авторское начало развивается в лоне иконописной традиции». «Древнее и современное соединяется в этих работах... Здесь нет разрыва традиции, она развивается, радует, у нее новые лица», - сказала искусствовед. О.Алексий Уминский рассказал, что работу над иконостасом Троицкого храма возглавил Александр Лавданский. «Это удивительно тонкий художник по чувству и по манере выражения. Его особенность в том, что он всем дает свободу, очень тонко чувствует каждого художника, который работает с ним вместе. Где есть свобода и любовь, там все получается», - рассказал священник. Комментируя программу юбилейных мероприятий, которыми приход отмечает 400-летие своего храма (помимо выставки, это и благотворительная ярмарка в помощь заключенным, и выставка рисунков учащихся воскресной школы в ближайшем к храму детском саду, и раздача бездомным 400 наборов необходимых вещей, и пешее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, и фотовыставка на Чистопрудном бульваре, и приходской концерт классической музыки, и пр.), настоятель храма сказал: «У нас нет цели как-то продемонстрировать себя, свой приход, это не очередной проект. Это реальная жизнь прихода. Просто есть люди, которых собрал Господь в этом храме, а я оказался здесь настоятелем. Мы друг друга любим, и эта любовь требует своего выражения. Когда есть любовь, тогда все рождается естественно, все получается». В открытии экспозиции принял участие глава Басманной управы Сергей Кузнецов. Выставку можно посетить до 21 октября, в любой день, кроме воскресенья, с 12 до 18-30. Вход в выставочный зал расположен под вывеской «КГБ (кафе, гриль, бар)» (Кузнецкий мост, 20).

http://drevo-info.ru/news/9333.html

В XXV главе подробно объясняется символическое значение внешней формы крещения, как образа трехдневной смерти Спасителя, а в XXVI главе отмечается премудрость Божия, указавшая в столь малых средствах, как вера в вездесущие Божие и водная стихия, орудие возрождения к новой духовной жизни. Как на неизменные условия действенности крещения, св. Григорий указывает на веру в несозданную и живоначальную Троицу, ибо через эту веру человек входит в неизменную и непреложную жизнь, и на полную готовность изменить свою нравственную настроенность сообразно требованиям божественной воли. Рассуждения св. отца об этих условиях в высшей степени сильны и убедительны и свидетельствуют о глубине и духовности взглядов древней Церкви на крещение. " Исповедующий Св. Троицу несозданною входит в неизменную и непреложную жизнь, а неправославно усматривающий в Троице созданную природу и потому крещающийся в оную снова вступает в изменяемую и переходящую жизнь " (180). Если мы " измывшись " , как выражается пророк, " этою таинственною банею, сделаемся чистыми в стремлениях, исторгнув лукавство из душ, то мы сделались лучшими и перешли в лучшее состояние. Напротив, если водное очищение совершится над телом, а душа не отринет страстных нечистот, но жизнь ея по просвещении бывает подобна жизни непросвещенной, то хотя бы дерзко было сказать, однако ж выскажу, что в таковых вода остается лишь водою, потому что дар Св. Духа нисколько не обнаруживается в рождающемся, когда не только безобразие в духе, как-то: страсть, любостяжание, преступное и гнусное помышление, и тщеславие, и зависть, и гордость оскорбляет божественный образ, но и неправдою добытые прибытки остаются при нем, и прелюбодейно содержимая им жена даже и после этого удовлетворяет его похотям... Если ты остаешься с порочными склонностями, то напрасно хвалишься рождением свыше " (189). Об евхаристии св. Григорий говорит, как о телесном единении со Спасителем через приобщение Его живоносного тела и св. крови: " Так как существо человеческое состоит из двух частей - из души и тела, то нужно, чтобы спасаемые обеими частями следовали за ведущим к жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

радуйся, чистоту душевную, вкупе и телесную сохранивый. Радуйся, подвиг молчания с любовию понесый; радуйся, незлобием и братолюбием душу твою украсивый. Радуйся, всякое телесное озлобление с радостию претерпевый. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 6 Проповедник немолчный истиннаго смирения всем был еси, блаженне Иакове, и с сокрушенным сердцем непрестанно взывал еси Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, яко звезда пресветлая посреде богособраннаго сонма иноков во обители великаго во отцех Сергия, светолепным житием твоим, Преподобне Иакове; труды бо к трудам прилагал еси, нощи провождая во бдениих и коленопреклонениих, на правило же церковное и на всякое обительное послушание первый являяся. Воспоминающе сия, любовию вопием ти сице: радуйся, яко на камени Православныя веры себе утвердил еси. Радуйся, яко страх Божий в сердце твоем от юности насадил еси; радуйся, яко любовию крепко, аки смерть, ко Христу Богу прилепился еси. Радуйся, яко надежду во всем на Единаго Бога возложил еси; радуйся, яко гордость житейскую далече от себе отринул еси. Радуйся, яко воздержанием страсти плотския умертвил еси; радуйся, яко от мира дольняго в Горний мир ум и сердце твое вперил еси. Радуйся, яко вместо тленных благ нетленная и вечная возлюбил еси; радуйся, яко всяку Евангельскую добродетель на сердце твоем изобразил еси. Радуйся, яко всеми благими делы Господеви всеусердно послужил еси; радуйся, яко в нощи бдел еси, пребывая в молитвах и молениих к Богу. Радуйся, яко во плоти сый, безплотных житию поревновал еси. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 7 Хотя преискренне к вящим подвигом устремитися, умолил еси богомудраго наставника твоего Сергия отпустити тя в пустыню на одинокое пребывание. Благословение убо прием, и молитву многу сотворив Живоначальней Троице, отшел, преподобне Иакове, в путь свой, Господу Богу со умилением взывая: Аллилуиа. Икос 7 Велия радости исполнися сердце твое, достоблаженне Иакове, егда пришед в Железный Борок рекомый, обрел еси место, идеже сподобился еси видети пресветлое сияние; отонудуже уразумев, яко благоугодно есть место сие Господеви, и Крест ту водрузив, малую келлию устроил еси; послежде и обитель твоими молитвами, поты же и труды, возградися, на спасение приходящих с тобою. Мы убо, духовная чада твоя, святую память твою совершающе, сия тебе любовию восписуем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго. Кондак 4 Жизнь сущи и Источник жизни, Живоначальная Троице, Нераздельное и Неслитное Божество, Отче, Сыне и Душе Святый, призри на мя, сотвореннаго по образу и по подобию Твоему, обнови мой разум, слово исправи и дух мой освяти, да во обновленном трехчастном моем существе разумно пою: Аллилуиа. Икос 4 Земля есмь аз и в землю отыду, от неяже взят есмь, якоже Сам глаголал еси, Создателю мой преславный, но прежде неже найдет смерть на мя, прежде еже вниду во гроб, взирая на беззаконную жизнь мою, со слезами зову Ти, Творцу моему: Помилуй мя, помраченнаго страстьми. Помилуй мя, заблуждающаго в путех моих. Помилуй мя, побеждающагося скупостию. Помилуй мя, снедаемаго завистию. Помилуй мя, согрешившаго Ти объядением без сытости. Помилуй мя, прогневавшаго Тя опивством чрезмерным. Помилуй мя, не напитавшаго алчущаго. Помилуй мя, не напоившаго жаждущаго. Помилуй мя, не любящаго брата моего. Помилуй мя, не почитавшаго некогда родителей своих. Помилуй мя, согрешившаго Ти делом, словом и помышлением. Помилуй мя, прогневавшаго Тя вольными и невольными злыми деянии моими. Помилуй мя, Господи Боже мой, и к покаянию призови мя, падшаго. Кондак 5 Идеже Ты хощеши, Всемогущий Боже, побеждается естества чин: естество мое выну влечет мя ко греху и порабощает мя, но Ты, яко Создатель естества, угаси греховная стремления его, обновив е росою благодати Твоея, да невозбранно пою Тебе: Аллилуиа. Икос 5 Кто согреши когда, якоже согреших аз, окаянный? Коего греха не сотворих? Коего беззакония не содеях? Коего зла не вообразих в души моей? О люте мне, люте мне, что буду и где обрящуся аз? Но прежде онаго праведнаго воздаяния Твоего, смиренно молю Тя, Милостивый Боже, якоже отца блудный сын: Помилуй мя, окаяннаго. Помилуй мя, немилосерднаго. Помилуй мя, жестокаго. Помилуй мя, гневливаго. Помилуй мя, тщеславного. Помилуй мя, гордаго. Помилуй мя, сквернаго. Помилуй мя, блуднаго. Помилуй мя, коварнаго. Помилуй мя, памятозлобнаго. Помилуй мя, окамененнаго сердцем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pok...

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями. Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Особой приметой Вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался: «вербный херувим». С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья святой Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз на Егория вешнего вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010