И только тот, кто схватит единым взором это целостное и живое единство, поймет Евангелие до конца и увидит именно то, что в Евангелиях начертывали их списатели. Именно этот единый образ, сразу и исторический, и Божественный, образ Бога, ставшего человеком, и человека, бывшего Богом, неизменно хранила и хранит Церковь со времен апостольской проповеди как апостольское предание, предание самовидцев. Эта живая память о бывшем, происшедшем, но не прошедшем. Евангелие есть рассказ и запись очевидцев, начертание образа, запечатлевшегося и хранимого в памяти. Если не все четыре евангелиста были в собственном и точном смысле слова самовидцами земной жизни Спасителя, то и те, кто ими не был, опирались именно на рассказ и память самовидцев. По древнему свидетельству ( Папия Иерапольского , II в.), евангелист Марк, «толмач Петра», в своем повествовании опирался именно на рассказы и проповедь ап. Петра, хотя «сам не слушал Господа и не сопутствовал ему». Евангелист Лука прямо ссылается на «очевидцев»: Так как многие уже начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать ( Лк. 1:1–3 )... И вместе с тем Евангелие в своем четверообразном составе есть запись апостольской проповеди, – писанному Евангелию предшествовало «евангелие», благовестие устное. В этом смысле Евангелие есть апостольское свидетельство о Христе, «воспоминания апостолов» или «памятные записи», как выражался о Евангелиях св. Иустин мученик (II в.). В известном смысле Евангелие уже апостольской проповеди, в нем написано, по прямому свидетельству самого евангелиста Иоанна, не все то, что сотворил Иисус, и, конечно, не все то, что хранила в себе апостольская память (срв. Ин. 21:25, 20:30 ). В задачу евангелистов не входило дать исторический полный рассказ о жизни Христа, как бы по дням и годам. Они начертывали Его образ и повествовали для того, чтобы описать Его лик.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» ( Откр. 20:4 ). Апостол увидел престолы и сидящих на них, которым была дана власть судить – это епископы, правящие Церковью в течение тысячи лет. Они восседают на тронах своих, на престолах и судят Церковь , осуществляют судебную власть Церкви. На престолах также сидят мученики, ожившие со Христом, и они царствуют тысячу лет. Сказано не «воскресли», а «ожили». Дело в том, что душа человека в разных условиях имеет разную «плотность» душевной жизни. Например, наша душа может спать, в физическом смысле, и у нас нет власти над сном. Состояние бодрствования тоже бывает разное; скажем, душа может пребывать в состоянии отупения. 145 Бывает, когда человек любит другого человека, у него более живая душа, а когда любит Бога, у него она еще больше переполнена жизнью. А во время молитвы Богу человеческая душа оживает полностью. Получается, что есть разная плотность и напряженность душевной жизни. То же самое происходит и после выхода души из тела. У мучеников души абсолютно живые, то есть они переполнены жизнью, более заполненные, чем были на земле. Почему? Потому что они в себе имеют больше Божественной жизни, хотя еще и не достигли совершенства – никто еще не достиг совершенства, не будучи воскрешенным. Однако души умерших, души святых, праведных, мучеников в большей степени наполнены жизнью, чем души других людей, поэтому они ожили и царствуют со Христом тысячу лет. Сейчас время, когда мученики царствуют со Христом, причем они многократно участвовали в изменении судеб мира. По их просьбе наступает время конца, обозначается время созревания. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение» ( Откр. 20:5 ). Подчеркивается, что есть разница между умершими: одни живые, а другие неживые. Последние сохраняют сознание и чувство реальности, но это сознание кошмара, и здесь душа сама ничего не можешь поменять. Ад всегда в Библии описывается как состояние некого непрерывно продолжающегося кошмара, в котором своей волей изменить ничего нельзя. 146 В аду встречаются мертвецы, они друг друга могут не узнать, так как они полуживые, безжизненные, они тени и призраки. Кстати, очень и очень многие люди именно так их и видели. В аду существование сознания – на грани с уничтожением. Божие слово не дает человеку уничтожиться, и кто отвергает Христа, тот отвергает свое спасение. Сознание у умерших сохраняется, но ничего приятного в этом сохранении нет, поэтому и сказано, что «прочие из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Это полупризрачное состояние для них сохраняется в течение всего времени существования Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

" Иисус сказал им, что скоро вознесется на небо, а они должны свидетельствовать по всему миру о Его Воскресении. Апостолы, получив эту заповедь, пошли по всему миру, стали везде учить, рассказывать, что были свидетелями Воскресения Христова. Мало того: они еще оставили нам Евангелие, чтобы мы читали его и веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий. Веруя в Него, мы имеем жизнь вечную. Приходя в храм и слушая Евангелие, мы должны укреплять веру. Христос говорил апостолам: " Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет " (Мф. 17:20). Но такой веры не было у апостолов, а у нас она и того меньше. Поэтому нужно постоянно просить: " Господи, помоги моему маловерию! " Мы верим в свои силы, в знакомства и связи - во что угодно, только не в Бога. Это неправильно: нужно доверять Богу, понимая, что в руке Его - все, что с нами случается. Если так будем жить, Он всегда будет укреплять нас, помогать нам. Благодарю вас за молитвы. Время, которое мы провели в храме, приобретается для вечности, а если сидим у телевизора, мы его теряем. Желаю вам помощи воскресшего Господа " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие. Правящему архиерею была подарена икона святителя Спиридона, привезенная с острова Корфу. Верующим раздали иконки святителя Спиридона Тримифунтского. Деревянный храм был построен в 1837-1838 годах как походная церковь лейб-гвардии Волынского полка по проекту Абрама Мельникова. В 1882 году передан Офицерской стрелковой школе. Разобран в 1895-м. После перестройки по проекту военного инженера Владимира Щеглова 27 августа 1896 года вновь освящен при участии святого Иоанна Кронштадтского. В советское время был закрыт. Действует с 2002 года, в 2008-м началась реконструкция. Храм воссоздан на историческом фундаменте по чертежам и документам XIX столетия. ИА " Вода живая " , 17.08.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 7:28 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -7:28

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Искупленность кровью Христовой ( 1Пет. 1:18–22 ). «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов (и по наследству рождения и по обычаям житейским), но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного (к закланию) еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас». На основании сей искупленности Апостол убеждает христиан беречь, как святыню и сокровище, веру и упование христианское на Бога, послушание истине, т. е. евангельскому учению, и подобно единокровным братьям любить друг друга от чистого сердца. Возрожденность ( 1Пет. 1:23–2:3 ). Новую, чистую и святую жизнь на началах братской любви христиане должны проводить, «как возрожденье не от тленного семени (по происхождению от Адама), но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век». Слово Божие Апостол называет средством к возрождению потому, что оно приводит к вере, а она приводит ко крещению и покаянию… «Отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть», свойственные возросшим и укрепившимся во зле людям, вы, – убеждает Апостол, – «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое, словесное молоко (т. е. евангельское учение), дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь», т. е. испытали на себе действие благодати Божией в таинствах христианских. Живая принадлежность к зданию церкви Божией и в ней священство духовное ( 1Пет. 2:4–10 ). «Приступая к нему (т. е. Господу Иисусу Христу – верой), камню живому, человеками отверженному (т. е. не узнанному в качестве Мессии неверующими Иудеями), но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (т. е. воодушевляясь верой и любовью к Иисусу Христу, приносить святость, как жертву на алтарь сердца своего)… «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел», как некогда народ Израильский выделен был из среды языческих народов в удел Божий, дабы в нем сосредоточивалась церковь Божия. «Никогда не народ (т. е. некогда вы были вне церкви Христовой), а ныне народ Божий: некогда не помилованные (как не имеющие оправдание чрез Иисуса Христа), а ныне помилованы».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Итак, внимай сему, возлюбленный христианин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сердцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доброе дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием своим. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благодать Духа Святого, там «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Давид святой, когда вопросил Господа: «Господи! Кто обитает в жилище Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?» – такой ответ через Духа Святого в сердце своем получил: «Тот, кто поступает непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего», и прочее ( Пс.14:1–2 и след.), – что и нам в наставление наше объявил и написал. Жилище Божие есть Церковь святая, Кровью Христовою омытая и освященная (см. Тим.3:15); гора святая есть небо; горний Сион – вечное и блаженное избранных Божиих жилище, как говорит апостол: «оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:2 ). Совершенно без порока не нашелся никто из людей, потому что по свидетельству Писания, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим 3:23 ). Один Христос «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Петр 2:22 ). Кто истинно и сердечно верует во Христа и, верою во Христа оправдавшись, приносит плоды оправдания без всякого лицемерия, тот поступает непорочно и обитает в жилище Божием, то есть в Церкви святой, и когда будет верен до смерти ( Откр.2:10 ), вселится во святую гору Божию. Такой показывает веру свою от дел своих ( Иак.2:18 ); такой бодрствует и хранит «одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» ( Откр.16:15 ); такие люди – земля добрая, приемлющая благословенное семя Божиего Слова, и «иной приносит плод в терпении во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» ( Мф.13:23 ; Лк.8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Итак, что с ними делать? Чудеса ли творить? Благодарение Господу, и ныне сопровождающему верующих и подкрепляющему Слово и проповеди Церкви Своей чудотворениями избранных рабов Своих. И не одни они чудодействуют, а вся Церковь силою единственной Главы своей чудотворит в сих избранных членах своих. Поэтому и святой Павел говорит: Все ли чудотворцы? ( 1Кор.12:29 ). То есть не все. У всех ли дары исцелений? ( 1Кор.12:30 ). То есть только у некоторых избранных. Живая вера в Господа Иисуса Христа всегда и во всяком из верующих есть чудотворная, но сия чудотворная сила веры явно и торжественно открывается то в одном, то в другом из них, когда и как и чрез кого благоугодно Самому Господу прославить десницу Свою. В других же и чрез других верующих она совершает общее всем дело спасения, возрождения, оправдания, освящения, очищения, просвещения, соединения с Богом, и то под покрывалом обыкновенности, естественности и простоты, хотя свет добрых дел, производимых ею, просиявает и сквозь сии покрывала тайны. И та же вера, которая прежде не чудодействовала, может быть, после и покажется в чудотворном своем характере, а потом паки сокроется под видами непроницаемой тайны обыкновенности, простоты, естественности. «Почему же?» – кто-нибудь спросит. А святой Павел ответствует: Какая бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником? ( Рим.11:31–34 ). Он дает человекам видеть только край путей Своих. Одни из верующих не могут снести чудотворящей силы веры, если бы в них она и воздействовала, и потому Сердцеведец, щадя и сохраняя немощь их, не возлагает на них бремени чудотворения, которого они поднять не могут. В других же, может быть, подкрепившихся, и открывалась сила ее, но как они самолюбиво обрадовались сему явлению, то оно и перестало являться, чтобы они не впали в гордость и не попали под суд, которому подвергся диавол, но пребыли в смирении и в благодати Божией, принадлежащей смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К тому же спрошу вас, противники: на какую сторону упали святые Отцы, умершие прежде пришествия Христова? Ответьте мне. Если под югом вы понимаете Небо, то как умершие прежде пришествия Христова могли взойти на Небо, которое отверзлось Крестом Христовым? И если север знаменует геенну, то как они оттуда освободились, если от геенны нет избавления? В зависимости от того, какой вы дадите ответ о святых Отцах, умерших прежде пришествия Христова, и мы ответим вам о душах, за которые молимся. Вы наверняка скажете, что их освободило от уз ада пришествие Христово. И мы тогда скажем, что тех, кто умирает ныне, освобождает молитва Святой Церкви, милостыня и особенно Бескровная Жертва. Претыкание седьмое У Пророка Иезекииля написано: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал (...) не припомнятся ему ( Иез. 18, 21–22 ). Из этого следует, что раз Господь Бог пообещал не припоминать беззаконий того, кто до своей смерти покаялся и отвернулся от своих беззаконий, то молитва за него не нужна, а также какое-либо иное благотворения, совершаемое за умершего. Исправление претыкающимся Скажу вначале, что последствия греха можно понимать двояко. А. Как вечное наказание. В. Как временное наказание. Кающемуся отпускается первое, и его грехи не припоминаются как подлежащие вечному наказанию. Именно об этом говорит Апостол: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе ( Рим. 8, 1 ). Однако иногда кающемуся припоминаются грехи, за которые он подлежит наказанию временному. Так, хотя Давиду и был отпущен грех прелюбодеяния и убийства, но он не избежал временного наказания. Смотри об этом в первой части, в главе 1. Претыкание восьмое В Евангелии от Марка Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Мк. 16, 16 ). И снова. В Евангелии от Иоанна: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден ( Ин. 3, 18 ). Если известно, что верующие спасутся, зачем молиться о них после их смерти? Исправление претыкающимся Стара ваша песня о вере, которую вы считаете единственной причиной спасения. Мы же вместе с Апостолом Иаковом говорим, что вера без дел мертва ( Иак. 2, 20 ). Мы знаем, что корень спасения – это вера, но живая и действующая любовью ( Гал. 5, 6 ), по слову Павла. И снова говорит Апостол: Если имею (...) и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто ( 1Кор. 13, 2 ). Мы твердо верим, что вера спасает человека, но с таким добавлением: если не будет каких-либо препятствий. Обычно говорится: «из этого семени вырастут колосья, если не оскудеет солнечное тепло, или земная влага, или если не будет засухи или наводнения, и так далее». Итак, истиной будут слова о том, что если кто имеет веру и крестится, тот будет спасен, если не будет каких-либо препятствий ко спасению». Но поскольку к спасению бывает много препятствий, то Святая Церковь молится об умерших, чтобы они освободились от препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и совести после сердечного покаяния во грехах и после причащения святых животворящих тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испытал на себе утешения и радости при совершении богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатного? Ибо Духом Святым всякая тварь словесная обновляется. – Очищает от скверны греха и очищается. Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Святого Духа на Апостолов и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ее членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянию (по достоинству) дхнет (вдохнет), скоро вземлет от земных, возращает, восперяет, устрояет горе (Антифон). Аминь. Слово на день преславного Преображения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Прежде всех веков и бытия мира Сей Бог Слово, светом яко ризою одеваяйся, преобразующийся пред ученики своими, паче солнца, Слове просиял еси: Моисей же и Илия Тебе предсташа поведающе Тя Господа мертвым и живым, и Твое славяще неизреченное смотрение и милость и многое милосердие, имже спасл еси мир, грехом погибающий» (Стихира на хвалитех). Сыны и дщери Церкви православной и члены Тела Христова, которого Он, Христос, есть живая, животворящая и премудрая Глава, – какой пресветлый праздник мы ныне празднуем? Скажете: празднуем Преображение Христово. Как же и для чего преобразился Христос? Слушайте, как повествует об этом св. Евангелист Матфей: В один из дней Своего Божественного пребывания на земле, Господь взял отдельно трех избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними, и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. Присем Петр сказал Иисусу: хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил; се, облако светлое осенило их и бысть глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение: Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых ( Мф. 17:2–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мир представляет массу соблазнов. С одной стороны, он манит к себе своими благами: предлагает богатство, удовольствие, почести; с другой – последователям Христовым угрожает несчастиями: презрением, насмешками, бедностью. Внутри человека господствуют страсти, которые все на стороне мира. И вот под влиянием этих противодействий живая вера скоро ослабевает и у большинства остается лишь мертвая вера. Не она руководит жизнью, а другая вера. Это вера в земное счастье, о котором проповедует весь мир. Практически, в своей деятельности многие веруют не во Христа, а веруют в мирскую жизнь, в ту жизнь, которой живут все люди, а не в ту, которой живут избранники Божьи. Христианская вера, таким образом, сталкивается с верой в учение мира и получает в ней весьма сильное противодействие. Против этой-то веры и надо постоянно укреплять христианскую веру. Надо довести христианина до такого состояния, чтобы в нем была одна христианская вера. Не даром сами апостолы просили Господа умножить их веру. И это именно после того, как Спаситель сказал о соблазнах и прощении обид. «Невозможно не прийти соблазнам; но горе тому, чрез кого они приходят... Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брать твой... и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, прости ему. И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру» 28 . Таким образом, сама вера нуждается в сильных подпорках, которые бы постоянно будили ее и держали на должной высоте. Верно, что человеку свойственно желать и делать лучшее. Но как часто мы знаем лучшее, а делаем худшее; делаем даже не то, чего бы желали. И это бывает не потому собственно, что в данный момент мы худшее считаем за лучшее, так как разум и совесть осуждают наше поведение, а потому, что наши поступки нам приятны вследствие привычки и мы не можем поступать иначе. Разъясните, что христианская жизнь лучше плотской, докажите с математической точностью, что учение Христово приносит людям гораздо меньше страданий, чем учение мира; люди все-таки останутся при своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Молитва о врагах: Молитесь за обижающих вас [ 6 ]. Этим вы передаете свое дело в крепкие руки. Возьмите Бога в защитники. И если разъярившегося соседа ты не исправишь молитвой, то чем же ты его исправишь? А ты, как христианин, должен желать ему исправления, а не погибели. Вера в молитву: Молитвой изгоняются бесы: Сей же род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом, сказал Господь [ 11 ]. И доныне бесноватые, то есть одержимые бесами, и сумасшедшие исцеляются только молитвой во имя Христа и с помощью креста, как знамения Христова. И ничем больше. Ведь мрачная и живая сила не может быть изгнана из обезумевшего порошками и микстурами, а только крепкой, светлой и живой силой. Потому сумасшедших никто на свете и не лечит фармацевтическими средствами, а только изолируют их от людей и прячут по сумасшедшим домам. Молитвой исцеляются все болезни, как Господь показал это. Если врач будет лечить кого-нибудь в больнице и вылечит, то пусть приписывает это не себе, а Богу. Ведь в то время как он больного лечил, кто-то молился Богу о больном: или сам больной, или его родня, или же Церковь Божия. Ведь в церквах христианских по всему свету ежедневно, утром и вечером, возносятся молитвы о болящих: " недугующих, страждущих, плененных и о спасении их " [ 12 ]. Поэтому всякий разумный врач, знающий это, должен благодарить Господа Бога всегда, когда ему удается вылечить какого-нибудь больного, и этим признать, что Бог - истинный Врач превыше всех врачей, а он только орудие Божия Промысла и Божией милости. Молитва отводит напасти: молитесь, чтобы не впасть в искушение, сказал Благий Иисус [ 13 ]. Молитвой святой Павел предотвратил крушение корабля, на котором его везли с двумястами семьюдесятью шестью душами (см.: Деян. 27 , 21-25, 37). Молитва о даровании Духа Святаго. Наибольший дар, который человек может получить от Троичного Бога,- это Дух Святый. Кто Его получит, тот получит все. А Бог дает Духа Своего тем, кто просит Его у Него. Какой из вас отец, сказал Иисус, когда сын у него попросит хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него [ 14 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010