Католический пропагандист, директор Папского Библейского Института Мишель д’Эрбиньи, не раз бывавший в России, в своём последнем труде «L’Aspect religieux de Moskou», переведённом и на русский язык под заглавием «Церковная жизнь в Москве» 103 , со слов одного епископа-тихоновца, утверждает, что к ней принадлежит 35% верующих в провинции и 20% в Москве, а сами члены «Живой Церкви» считают, что к ней принадлежит около четверти (21,4%) всего православного населения России 104 . Если признать эти цифры приблизительно верными, нужно прийти к выводу, что по числу своих членов «Живая Церковь » занимает второе место среди Православных Церквей, если только её можно к ним причислить. Эта Церковь является значительной силой не только по своей многочисленности, но и по своей организации. Она уже успела собрать два Собора в 1923 и 1925 гг. и подготовляет в 1927 году третий; она имеет свой синод, свои епархиальные и приходские органы, свои духовные академии и богословские курсы 105 ; издаёт несколько журналов. Она в последнее время находится в официальной переписке с Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, благосклонен к ней и новый Патриарх Александрийский, и представитель Антиохийского Патриарха присутствовал на её Соборе. Благосклонно относятся к ней как католики, так и англикане. Она, наконец, пытается подчинить себе русские церкви и вне пределов России: во Франции, Германии, Дании и Греции, а в Америке эти её стремления увенчались некоторым успехом: 27 ноября 1925 г. Апелляционное Отделение Высшего Суда в Нью-Йорке признало, что представитель «Живой Церкви» Иван Кедровский является законным владельцем кафедрального православного русского собора и всего церковного имущества, вследствие чего митрополит Платон должен был всё это уступить Кедровскому, а теперь Кедровский хлопочет о передаче ему храмов и церковного имущества всех двухсот русских приходов в Соединенных Штатах. Пытается захватить в руки власть «Живая Церковь » и на Дальнем Востоке, в Японии, в Китае, Корее. Итак, «Живая Церковь » – это, во всяком случае, величина, с которой нужно считаться, и чтобы определить наше надлежащее отношение к ней, я сначала вкратце изложу её внешнюю историю, затем её учение и устройство, и наконец, попытаюсь дать ей каноническую и моральную оценку, как её учению и устройству, так и её образу действия. Глава I. История «Живой церкви»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ» [ЖЦ; живоцерковники; живцы] (1922-1936), одна из основных групп обновленчества . Возникновение и деятельность ЖЦ, как и др. обновленческих орг-ций, происходили при активной поддержке ГПУ (с нояб. 1923 ОГПУ) и были связаны с антирелиг. политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить правосл. Церковь в России. Выступала с декларативными требованиями реформы Церкви и защиты сословных интересов белого духовенства, якобы ущемленного монашеским епископатом. Формально ЖЦ представляла собой отделившуюся от правосл. Церкви пресвитерианскую орг-цию, однако фактически она целиком находилась под контролем гос. органов, и связь ее с верующими была весьма незначительной. Деятельность ЖЦ началась еще до ее организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 г. в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей . 6 мая привлеченный к Московскому процессу против духовенства и мирян Патриарх св. Тихон был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены «Петроградской группы прогрессивного духовенства» - прот. А. И. Введенский и свящ. Е. Х. Белков . Вместе с приехавшим ранее В. Д. Красницким они установили контакты с единомышленниками - московскими священниками С. В. Калиновским (впосл. снял с себя сан), И. Борисовым, В. Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Н. Русановым и С. Ледовским. Калиновский к тому времени подготовил к печати 1 ж. «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей орг-ции то же название. 13 мая появилось подписанное петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое еп. Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубл. на следующий день в центральной газ. «Известия»). В воззвании, называвшем деятельность советской власти «борьбой за благо и счастье человечества», осуждались как «контрреволюционеры» иерархи и пастыри, противодействовавшие мероприятиям по изъятию церковных ценностей, предлагался немедленный созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью».

http://pravenc.ru/text/182247.html

Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая», официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности и даже о юридическом праве наследования. Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая» , официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Христиане, несмотря на то, что часто не помнят предков даже до четвертого колена и плохо знают историю, все же могут соединиться с прошлым — через обращение к святым и к Священной истории. Получив этот опыт, они могут преодолеть беспамятство. Наследственность бессмысленна вне религиозного контекста. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности, даже о юридическом праве наследования, поскольку все это глубоко взаимосвязано. «Наследство греха и прощения» — так называются полемические заметки Тимура Щукина, посвященные нравственной связи между поколениями. Есть ли у нас право судить прошлое? Существует несколько ответов: можно закрыть глаза на преступления отцов, можно, видя их несовершенство, быть уверенным, что в целом народ ошибаться не может. Но есть и и третья возможность, которую открывает перед нами вера в распятого Христа… Верующие молятся о прощении грехов предков, политологи строят теории о проецировании исторических поступков на современность. А генеалоги составляют родословные, ищут закономерности развития рода. Что говорит о наследственности наука? Об этом рассуждает доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ, кандидат биологических наук Олег Тиходеев. Интервью с ученым под названием «Заглянуть в ДНК» подготовил Дмитрий Тарасов. Слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех дурной генетикой. Об этом в заметках «Наследственность отменяется» пишет ответственный редактор «Воды живой» протоиерей Александр Сорокин. На примерах библейских текстов он размышляет о том, почему наказание за грех действует на меньшее число поколений, чем награда за добродетель.

http://pravmir.ru/cerkov-po-nasledstvu-t...

О святой Церкви Христовой «Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Хранительницею богооткровенного и спасительного учения, то есть Св. Предания и Св. Писания, является святая Церковь Христова. Что же такое Церковь ? Этим словом часто называют храм или дом молитвы. Но называют его так только в разговорном языке. Ведь говорят, например, указывая на здание, «это школа“, однако говорят и так: «школа занимается“, «школа идет“ и т. п. Очевидно, что само здание названо школою потому, что в нем собирается школа живая, – школьники. Или, указывая на здание, говорят: «это суд“, но говорят и так: «суд идет“, «суд постановил», то есть, – само здание называется судом потому именно, что в нем собирается для дела живой суд, – судьи. Так и храм Божий называется в разговорном языке церковью потому, что в нем собирается для молитвы живая церковь , – верующие люди. Да и в самом Св. Писании иногда одно слово обозначает два понятия; например, слово «чаша“ означает и сосуд ( Мф. 10: 42. 26: 27 ) и страдания ( Мф. 20: 22. 26: 39 .); слово «крест» означает и страдания ( Мф 16; 24 ) и крест вещественный, на котором распят был Христос ( Мф. 27: 32 ). Неудивительно, что и слово « церковь “ в Писании обозначает и общество верующих ( Мф. 18: 17 и др.) и место их собрания. «Целый год собирались они (Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей“ ( Деян. 11: 26 ). «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» ( 1Кор. 11: 18–22 и 14: 34–35). Итак в Св. Писании и храм Божий, место собрания верующих для молитвы, называется церковью. Но у нас будет речь о церкви живой, – об обществе верующих. Что же должно разуметь под словом « Церковь »? Под словом « Церковь “ разумеется основанное Господом Иисусом Христом, искупленное Его крестными страданиями общество верующих людей, соединенных между собою, под главенством Христа, единою истинною верою, законным, преемственно от Апостолов рукоположенным, священством, участвующее в принятии св. таинств, в которых подается благодать Св. Духа для получения вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2007 год Церковь и СМИ: где источник противоречий? Какой изображают Церковь в светских газетах? Почему СМИ все чаще разжигают конфликты между верующими и неверующими? «Вода живая» публикует результаты собственного исследования городской прессы. Какой изображают Церковь? В августе-сентябре 2007 года Информационная служба Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» при поддержке мониторинговой компании «ЭkpoRG» провела социологическое исследование на тему «Образ Русской Православной Церкви в петербургских газетах». Его целью было выяснить, какой изображали Церковь городские газеты в 1997 году и что изменилось сегодня. В качестве стартовой точки неслучайно был выбран именно 1997 год: в этом году был принят федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». По сравнению с предыдущим документом - законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» - новый закон провозгласил особую историческую роль так называемых «традиционных» религий. В первую очередь, Православия, а также ислама, буддизма и иудаизма. Принятие закона вызвало полярные реакции в обществе - от пропаганды Православия в качестве «новой национальной идеи» современной России до возмущения дискриминацией по отношению к остальным религиозным объединениям. Исследователи пытались понять, сказалось ли это на освещении «церковной темы» в петербургских СМИ. Иными словами, как журналистское сообщество отреагировало на изменение закона? Анализировались газетные публикации за первые полугодия 1997-го и 2007-го годов. Издания для анализа отбирались по количеству упоминаний Русской Православной Церкви, а также слова «православный» и его производных. Из газет, существовавших и в 1997 году и сегодня, были отобраны пять изданий - «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург», «Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Смена».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

фото из архива митрополии ЖМП 5 май 2013 /  24 марта 2017 г. 14:35 Митрополит Волынский и Луцкий Нифонт: У каждого времени свое испытание веры На Западной Украине жизнь православных людей складывается непросто. Когда 20 лет назад сторонники «Киевского патриархата» в Луцке силой захватывали храмы, калечили и порой до смерти избивали священников, злословили на церковную иерархию, призывали народ к ликвидации «московской церкви», а Волынская епархия потеряла почти всё имущество, на эту кафедру был назначен молодой епископ Нифонт. Православные верующие сплотились вокруг правящего архиерея, который своими проповедями и молитвой поддерживал их дух, организовывал крестные ходы, благословлял основывать новые общины, строить и реставрировать храмы, возрождать монастыри. Сегодня митрополит Нифонт авторитетный и влиятельный архиерей Украинской Православной Церкви. Что значит исповедовать Христа, как научиться радоваться, несмотря на невзгоды и несчастья, о проблемах и успехах своей епархии, он рассказал ЖМП. Живая вера — Ваше Высокопреосвященство, вы служите Церкви уже 35 лет. На ваших глазах сменились исторические эпохи, постоянные изменения претерпевает жизнь людей и сегодня, но очевидно, что, как и тысячу лет назад, главные духовные проблемы человека остаются прежними. Что для современного человека означает быть со Христом, что значит исполнять евангельские заповеди? — Да, более чем за 35 лет много изменилось. Но Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (ср.: Евр. 13, 8). И Христова Церковь остается той же: Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Меняются исторические эпохи, и человеческая жизнь на земле подлежит изменениям. Враг рода человеческого имеет многовековой опыт, не ест и не спит, а всё время изощряется и выискивает разные способы, как погубить душу человека. В минувшие времена были одни испытания веры, сегодня совсем другие. Раньше верующие люди свято хранили правила и традиции Церкви, терпеливо перенося посланные испытания, в радости прославляли Господа. У людей всегда была живая надежда на благодатную помощь Божию. И главное, в простоте сердец они любили друг друга по заповеди Иисуса Христа. Тогда сохранялось единство духа и веры. Даже среди атеистической пропаганды и богоборческих пятилеток Церковь Христова жила, верующие люди не забывали Своего Господа и созданную Им Церковь. Епископы и пресвитеры тогда как могли, так и совершали свое служение Церкви. Люди церковные тайно хранили православную веру и передавали ее из поколения в поколение.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинопольская Патриархия и обновленческий раскол 03.10.2009 424 Время на чтение 29 минут В статье магистра богословия, к.и.н., доцента ПСТГУ иерея Александра Мазырина рассматривается позиция Константинопольской Патриархии в отношении обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920-1940-е годы. Описываются усилия обновленческого " Священного Синода " , направленные на получение признания со стороны православного Востока, закулисные действия советской власти в поддержку обновленцев и реакция Московской Патриархии на контакты Фанара с раскольниками. Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20-30-е годы ХХ века - время весьма тяжелое для обоих Патриархатов, ознаменованное как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался во внутренние проблемы греков (такие как, например, конфликт ново- и старостильников), в то время как Константинополь пытался активно влиять на ход церковных дел и в России ( СССР ), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской богоборческой властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Вмешательство Константинопольской Патриархии лишь усугубляло и без того предельно трудное положение Патриаршей Церкви в России и едва не привело к полному разрыву между двумя Патриархатами. Можно было бы, конечно, предать забвению эти малоприятные страницы истории, но современная ситуация с расколами в Русской Православной Церкви (на Украине , прежде всего) не позволяет этого сделать: печальная история может повториться. По этой причине необходимо изучать события минувшего и извлекать из них уроки. Как известно, обновленческий раскол в Православной Российской Церкви возник в мае 1922 года в результате насильственного устранения (ареста) Патриарха Тихона и захвата высшей церковной власти группой духовенства (преимущественно, белого). Наиболее массовой и организованной группировкой в обновленчестве поначалу была так называемая " Живая Церковь " , по названию которой зачастую именовался и весь раскол. В первые месяцы после своего появления на свет " Живая Церковь " была озабочена не столько признанием со стороны Православных Поместных Церквей, сколько захватом позиций внутри Русской Церкви. Однако контакт с греками был установлен довольно быстро, и уже в августе 1922 года на съезде " Живой Церкви " в Москве в президиуме восседали представители Константинопольского и Александрийского Патриархов в России - архимандриты Иаков и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Как не сойти с ума от неопределенности? Как спасаться в городе? Как жить в окружении неверующих? Я назвала свою лекцию «Живая традиция в городе». Я уже говорила об этом в Нью-Йорке, а здесь я встала за кафедру, чтобы вы не увидели, что моя лекция написана на обратной стороне салфетки со следами кофе. Итак, я хочу поговорить об этом потому, что под «городом» я подразумеваю, собственно, мир, то есть то, где обыкновенно живут миряне в нынешнее время и где жили многие в древнем мире. Я хочу, чтобы мы избавились от весьма распространенной идеи, что живая церковная традиция в городе – это довольно сложно или не «традиционно», потому что если вспомнить основные факты из истории Церкви, то христианство распространялось и расцветало, прежде всего, именно в городах. В древней Церкви христианство распространялось не в сельской местности. Более того, именно сельские жители дольше всего оставались язычниками. Этимология слова «pagan» – язычник – пусть она ошибочная, но тут важно само восприятие слова, – слово «paganus» означает «житель сельской местности». То есть в восприятии истории Церкви язычники приравниваются к жителям сельской местности. Это первый факт, которым бы я хотела с вами поделиться, а еще – напомнить, что в тех редких случаях, когда Христос говорит о Церкви, Он сам использует метафору, которая отсылает нас к древнему городу. В 16 главе Евангелия от Матфея Он произносит фразу, сбивающую с толку многих из нас: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Не знаю, задумывались ли вы об этом, но ведь люди не берут на войну ворота в качестве оружия. Что же Он имеет в виду? Христос говорит здесь о высшем органе политической власти в Ветхом Завете. Врата города были тем местом, где собирались старейшины и решали сложные вопросы. Долгое время это был орган высшей власти для избранного народа, и в особые дни, которые называются моэд, они решали у ворот важные вопросы. Это есть в Книге Руфь и в Притчах Соломоновых. То есть Христос противопоставляет политический орган – ад – и политический орган, так сказать, – Божий град, который есть Церковь. Для Него это было настолько привычным, обстановка городская, что Он говорит о создании Своей Церкви в контексте привычном для Древней Церкви, именно в контексте древнего города.

http://pravmir.ru/inokinya-vassa-larina-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ВЦУ), высший орган управления в обновленческом расколе. Создан реформаторской группой духовенства, сторонниками обновленчества , при поддержке ГПУ во время кампании по изъятию церковных ценностей , к-рая сопровождалась массовыми репрессиями священнослужителей. 12 и 18 мая 1922 г. на встречах с Патриархом свт. Тихоном , находившимся под домашним арестом, священники А. И. Введенский , Е. Х. Белков , А. И. Боярский и С. В. Калиновский убеждали Патриарха передать им высшую церковную власть, обвиняя святителя в том, что его линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных приговоров на московском процессе 1922 г. Они добились от свт. Тихона согласия на передачу дел патриаршей канцелярии митр. Агафангелу (Преображенскому) , назначенному Патриархом руководителем церковного управления. Решение о передаче канцелярии обновленцы истолковали как передачу им церковной власти и объявили о создании ВЦУ, что явилось самовольным захватническим актом, противоречащим церковному праву. Программным документом обновленцев стало воззвание «Верующим сынам православной Церкви Российской», составленное «инициативной группой прогрессивного духовенства» «Живая церковь» . Первоначально в ВЦУ вошли: председатель еп. Верненский Леонид (Скобеев) , зам. председателя - прот. Введенский и прот. В. Д. Красницкий , члены - священники Калиновский и Белков. 19 мая во главе ВЦУ стал заштатный еп. Антонин (Грановский) . Состав ВЦУ часто изменялся, и к июню 1922 г. были введены протоиереи Иоанн Альбинский, рукоположенный 11 июня 1922 г. живоцерковниками во епископа без пострижения в монашество, Николай Поликарпов и Константин Мещерский. Руководящие органы ВЦУ находились на самовольно занятом Троицком подворье в Москве, распоряжения и указы печатались в ж. «Живая церковь». Деятельность ВЦУ проходила под контролем ГПУ и была в основном направлена против Патриарха. В провинции был создан институт уполномоченных ВЦУ, сотрудничавших с ГПУ и применявших насилие в большинстве случаев под прямым руководством ГПУ. По представлению ГПУ органы советской власти выделяли средства для финансовой поддержки ВЦУ. В кон. мая 1922 г. зам. Председателя ГПУ обратился в ЦК РКП(б) с секретным письмом, испрашивая средства для «колоссальной исторической работы по созданию раскола среди духовенства в Республике». Деньги требовались на финансирование уполномоченных ВЦУ («на передвижение по Республике», «на содержание целого штата приезжающих церковников»), на издание обновленческих печатных органов, на пропаганду «и другие работы, требующие немедленного исполнения».

http://pravenc.ru/text/161105.html

Письмо первое Дорогие друзья мои! Вы хотите, чтобы я высказал вам свои думы по поводу современных церковных событий, среди которых наиболее ярким и наиболее ощутимым (в разных смыслах) явлением представляется вам так называемая «Живая Церковь » с ее подразделениями 1 . Из многого, что я думаю об этом предмете, я поделюсь с вами на этот раз лишь немногим. Но полагаю, что это немногое и спешно набросанное будет касаться существа вопроса. «Живая Церковь » – это растение, которое насаждено и взращено, конечно, не Отцом Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.15:13 ), а имеет совсем иное происхождение. Это явствует как из истории ее возникновения, так и из принципов, которые полагаются в основании этой «церкви лукавнующих» ( Пс.25:5 ) ее служителями. Не говорю уже о слишком нашумевших «личных деяниях» многих их них 2 . Итак, прежде всего, первые вожди церковного движения, именуемого «Живою Церковью », явились насильниками по отношению к главе Высшего Церковного Управления – Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону 3 , чего они и не скрывают на страницах своего журнала 4 , причем иногда говорят об этом открыто, а иногда, по тактическим, очевидно, соображениям, рисуют дело иначе, пытаясь придать произведенному ими церковному перевороту обличье каноничности 5 . Этим последним приемом они воспользовались, между прочим, для того, чтобы опутать оказавшихся или близорукими, или малодушными столичных благочинных 6 , а через них – и других таких же «неверных» батюшек, «боязливых» ( Откр.21:8 ) или криводушных. Но для всякого, имеющего очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно из ряда несомненных фактов, что названные «церковные» деятели являются узурпаторами церковной власти. Ни для кого из москвичей не тайна, что: 1) «живоцерковники» долгое время поминали за богослужением Святейшего Патриарха Тихона, этим самым признавая его законным верховным архипастырем русской Церкви, и 2) что они признали не без ведома их и, главное, советской власти назначенного Патриархом своим заместителем митрополита Ярославского Агафангела, к которому два известных протоиерея-живоцерковника ездили в Ярославль, намереваясь, очевидно, прибрать к своим рукам престарелого митрополита 7 . Но, убедившись, что он им в руки не дается и в ногу с ними идти не хочет, они устроили так, что патриарший заместитель не мог выехать из Ярославля в Москву, чтобы фактически возглавлять собою законное Высшее Церковное Управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010