Эта зависимость жены от мужа была тяжела особенно в язычестве, – язычество смотрело на неё, как на невольницу. Христианство утвердило равноправность жены и мужа; ибо во Христе Исусе нет мужского пола и женского ( Гал. 3:28 ), ( Еф. 5:22 ). Но и христианская вера внушает жене, что она, равноправная с мужем в религиозном отношении, не должна забывать своего подчинения ему, как своему главе, во всех других отношениях, – должна повиноваться мужу, как Господу ( Еф. 5:22 ). – Таким образом женский вопрос, поднятый с особенною настойчивостью в наше время, – с самого начала истории человечества решён не так, как хотелось бы современным ревнителям женской эмансипации. Обратимся к дальнейшим временам. Закон о единобрачии был свято соблюдаем допотопными патриархами. Отступление от этого закона представляет один пример – Каинита Ламеха ( Быт. 4:19–22 ). Что после потопа до Моисея господствовало единобрачие, это открывается из того, что Авраам думал передать права наследования на своё имущество постороннему лицу, потому что не имел детей от законной жены ( Быт. 15:2–3 ), тогда как, если бы в обычае было многобрачие, он мог бы взять другую жену и прижить от ней желанного наследника – сына. Сын Авраама Исаак имел одну жену – Ревекку. Иаков был женат на двух жёнах; но это, как известно, произошло не от доброй его воли, а от того, что он был обманут своим тестем и принуждён был жениться на нелюбимой им Лии единственно потому, что иначе мог лишиться руки Рахили. Если брать Иакова Исав женат был на двух хананеянках и сверх того на одной единоплеменнице ( Быт. 28:9; 36:2 ), на это надо смотреть, как на проявление чувственной необузданности Исава; по этой причине он пренебрёг правом первородства, – она же увлекла его к пренебрежению обычая единобрачия. – Женитьба Исава на двух хананеянках причинила много горя родителям его не потому только, что была нарушением этого обычая, но также потому, что хананеи были нечестивым племенем. Вот почему Исаак заповедал Иакову не брать жены из дочерей хананейских ( Быт. 28:1, 6 ). Только уважением к нравственно-религиозному значению брака можно объяснить то, что во дни патриархов нетерпимы были брачные союзы с иноплеменницами. – Наложничество существовало даже в среде благочестивых патриархов, как показывают примеры Авраама и Иакова; но оно было следствием ревности их законных жён иметь детей по крайней мере чрез своих рабынь: оно навязываемо было мужьям жёнами. – О разводах во дни патриархов нет известий. – Были ли какие религиозные обряды при заключении брака, нет известий в библейских сказаниях до Моисея и после Моисея. Но в позднейшее время был употребляем следующий обряд, вероятно сохранившийся от древнейших времён: отец жениха брал невесту за руку, подводил её к сыну и сложивши их правые руки, благословлял их, говоря: «да будет Бог Авраама и Иакова с вами, да соделает Он вас счастливыми. Живите честно, я вас благословляю». (Брачное право древнего Востока. А. Осипова 1, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

А что будет, если жена христианка не последует за своим мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не столкнется с проблемой многоженства? Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и просто задуматься об особенностях общественного уклада жизни в мусульманской культуре. Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома, а также заниматься профессиональной деятельностью. Это запрещение сформулировано в современном законодательстве, к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака. Супруга имеет право посещать своих родителей и близких родственников, хотя муж может ей запретить встречаться с ее детьми от прошлого брака. В некоторых мусульманских странах муж может сократить встречи жены с родителями до одной в неделю. Жена имеет право отказаться от супружеских отношений с мужем только в том случае, если он не внес обговоренной в брачном договоре доли приданого или в период поста. Необоснованный отказ жены приведет к ее «отстранению». Этим же закончится для нее и использование противозачаточных средств. Священная книга мусульман, Коран, призывает мужей наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что «Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое…. Браните их, запугивайте, когда не слушаются… - бейте их. Если же жены послушны, то будьте к ним снисходительны». Мусульманский богослов аль-Газали называет брак «разновидностью рабства для женщины. Ее жизнь становится полным послушанием мужу во всем, если он не преступает законы ислама». Воспитание детей – исключительное право мужа. Даже в том случае, если жена принадлежит к одной из «религий откровения», то есть если она иудейка или христианка. Воспитание детей в иноверии запрещено мусульманским правом. Современное законодательство не предусматривает никаких поправок по этому вопросу. В гражданском кодексе Египта, в статье определено: «дети, рожденные в браке от иудейки или христианки, принимают религию отца». В Ливане, в статье 12 (от 18.11.1938), говорится о том, что «дети воспитываются в религии отца», то есть в исламе. В Турции, согласно статье «брачный договор, который разрешает свободное религиозное воспитание детей, должен быть расторгнут».

http://radonezh.ru/analytics/braki-mezhd...

Второе. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена – одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой связывающей их степени не существует. Таким образом, тёща и зять состоят в первой степени свойства, невестка и деверь – во второй, племянник мужа и племянница жены – в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тётка мужа – в седьмой степени. Такое свойство называется двухродным. Но церковное право знает и трёхродное свойство, то есть когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина – вторая степень трёхродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) – первая степень трёхродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, состоящими в четвёртой степени родства, но и в четвёртой степени бокового свойства: «Аще кто совокупляется в общение брака со своею двоюродною сестрою, или аще отец и сын с материю и дщерью, или двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двема сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконного супружества» (правило 54-е). В Х веке при Константинопольском Патриархе Сисинии синодальным актом были запрещены браки между лицами, состоящим в шестой степени свойства. Указанный акт вошёл в 51-ю главу нашей «Кормчей». Профессор И. С. Бердников отмечал по этому поводу: «Седьмая степень не считалась препятствием к браку. Впрочем, на запрещение или дозволение брака в отдельных степенях свойства (6-й и 7-й) имела влияние не одна сравнительная величина степени, но и то соображение, чтобы в случае дозволения брака не последовало смешения родственных имён и отношений, то есть чтобы старшие родственники не оказались вследствие брака на месте младших, не поступили в родственное подчинение последним… Так, например, если бы дядя и племянник захотели вступить в брак, первый – с тёткой, а второй – с племянницей, то, несмотря на то, что каждый из них в шестой степени родства, брак им дозволяется, потому что и после брака дядя остался бы дядей, а племянник племянником… Если бы в этом случае дядя женился не на тётке, а на племяннице, то после этого племяннику нельзя было бы жениться на тётке жены. Хотя степень родства оставалась бы та же самая, но через этот брак… дядя по родству кровному сделался бы племянником своего племянника по свойству» 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

статью: " Имущество, титулы и дети " . Нельзя не признать справедливости некоторых из этих соображений. То же или подобное было высказываемо и на пастырских собраниях столичного духовенства и обсуждалось в докладах протоиереев Горчакова, Дернова и др. Посему мы не будем говорить здесь об этих сторонах дела, а коснемся лишь религиозно-нравственной стороны вопроса. И, прежде всего, действительно ли сущность брака - в прилеплении полов? Определять брак с этой именно стороны - не значит ли сводить его к чисто физиологическому забывая, что в человеке, кроме тела, есть дух и что духовная сторона выше телесной. Г. Розанов пользуется выражением Св. Писания: " Будут два одною плотию " - для определения того, в чем состоит установленный Богом и не подлежащий разлучению от людей брачный союз, но он забывает, что при установлении брака Творцом изречено: нехорошо быть человеку (мужу) одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт., 2, 18). Ясно, что сущность брака шире, чем простое общение полов: брак предполагает общение мужа и жены не только физическое, но и духовное - в труде и отдохновении, в скорбях и радостях Эта полнота не физического только, но и духовного общения мужа и жены в браке настолько очевидна, что отмечена даже языческим законодательством. Римское право определяет брак как " conjunctio maris et feminae et consortium omnis vitae, divini et humani juris communicatio " , т. е. как " мужа и жены союз и общий жребий на всю жизнь, общение божественного и человеческого права " каковое определение, как отвечающее природе брака, удерживает и наша Кормчая (Кормч., законы градск., гр. 4, ст. 1). Посему-то, не всякое общение полов есть брак, но есть и такое общение полов, которое на языке Писания именуется прелюбодеянием, и т. п. И Христос ясно отличил брак от прелюбодеяния и освятил Своим присутствием брачное а прелюбодеяние осудил и Есть и еще одна сторона в браке, которую никак нельзя забывать: это благословение Божие. Сам Бог приводит в раю жену первозданному человеку и вручает ее ему; и в церкви Христовой с самых первых соблюдалось требование, чтобы брак заключался о Господе (1 Коринф. 7,39), т. е. с благословения церкви. Итак, брак есть союз мужа и жены не только физический, но и духовный, союз свободный, нравственно-ответственный и свыше Этими чертами он отличается как от случайных сожительств и связей, так и от того, что мы наблюдаем в мире животных и что также следовало бы назвать браком, если смотреть на него с точки зрения г. Розанова.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Развод, как наказание Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные. Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти. Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода. Расторжение брака не по вине супругов Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Но и с точки зрения практической, такой брак для человека, воспитанного в христианской традиции, обязательно будет несчастным. Ведь отношения к женщине в исламе невыносимо для тех, кто воспитан на представлениях о любви между мужем и женой как норме супружеской жизни. Для тех, кто не верит, ст óит привести исламские нормы отношения к жене, которые придётся исполнять той несчастной в случае, если она пожелает нарушить слово Бога. Итак, с точки зрения ислама, «женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещённое исламом». Женщина приходит в семью мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома, а также заниматься профессиональной деятельностью. Супруга имеет право посещать своих родителей и близких родственников, хотя муж может ей запретить встречаться с её детьми от прошлого брака. В некоторых мусульманских странах муж может сократить встречи жены с родителями до одной в неделю. Жена имеет право отказаться от супружеских отношений с мужем только в том случае, если он не внёс обговорённой в брачном договоре доли приданого, или в период поста. Необоснованный отказ жены приведет к ее «отстранению», т.е. разводу. Этим же закончится для нее и использование противозачаточных средств. Священная книга мусульман Коран призывает мужей наказывать жён в случае их неповиновения, несогласия или просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что «Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а кроме того мужья выплачивают брачное приданое…. Браните их, запугивайте, когда не слушаются… — бейте их. Если же жены послушны, то будьте к ним снисходительны» (Коран 4,38; 4, 34). Мусульманский богослов аль-Газали называет брак «разновидностью рабства для женщины. Её жизнь становится полным послушанием мужу во всём, если он не преступает законы ислама». Воспитание детей – исключительное право мужа. Даже в том случае, если жена принадлежит к одной из «религий откровения», то есть если она иудейка или христианка. Воспитание детей в иноверии запрещено мусульманским правом».

http://pravmir.ru/brak-s-musulmaninom/

Эта зависимость жены от мужа была тяжела особенно в язычестве: язычество смотрело на нее как на невольницу. Христианство утвердило равноправность жены и мужа, ибо во Христе Иисусе нет мужского пола и женского (Гал.3:28; Еф.5:22). Но и христианская вера внушает жене, что она, равноправная с мужем в религиозном отношении, не должна забывать своего подчинения ему, как своему главе, во всех других отношениях; должна повиноваться мужу, как Господу (Еф.5:22). Таким образом, женский вопрос, поднятый с особенной настойчивостью в наше время, с самого начала истории человечества решен не так, как хотелось бы современным ревнителям женской эмансипации. Обратимся к дальнейшим временам. Закон о единобрачии был свято соблюдаем допотопными патриархами. Отступление от этого закона представляет один пример - каинита Ламеха (Быт.4:19-22). Что после потопа до Моисея господствовало единобрачие, это открывается из того, что Авраам думал передать права наследования на свое имущество постороннему лицу, потому что не имел детей от законной жены (Быт.15:2-3), тогда как, если бы в обычае было многобрачие, он мог бы взять другую жену и прижить от нее желанного наследника - сына. Сын Авраама Исаак имел одну жену - Ревекку. Иаков был женат на двух женах: но это, как известно, произошло не от доброй его воли, а оттого, что он был обманут своим тестем и принужден был жениться на нелюбимой им Лии единственно потому, что иначе мог лишиться руки Рахили. Если брат Исаака Исав женат был на двух хананеянках и сверх того на одной единоплеменнице (Быт.28:9; 36:2), то на это надо смотреть как на проявление чувственной необузданности Исава; по этой причине он пренебрег правом первородства; она же увлекла его к пренебрежению обычая единобрачия. Женитьба Исава на двух хананеянках причинила много горя родителям его не потому только, что была нарушением этого обычая, но также потому, что хананеи были нечестивым племенем. Вот почему Исаак заповедал Иакову не брать жены из дочерей хананейских (Быт.28:1,6). Только уважением к нравственно-религиозному значению брака можно объяснить то, что во дни патриархов нетерпимы были брачные союзы с иноплеменницами. Наложничество существовало даже в среде благочестивых патриархов, как показывают примеры Авраама и Иакова, но оно было следствием ревности их законных жен иметь детей по крайней мере через своих рабынь: оно навязываемо было мужьям женами. О разводах во дни патриархов нет известий. Были ли какие религиозные обряды при заключении брака, нет известий в библейских сказаниях до Моисея и после Моисея. Но в позднейшее время был употребляем следующий обряд, вероятно, сохранившийся от древнейших времен: отец жениха брал невесту за руку, подводил ее к сыну и, сложивши их правые руки, благословлял их, говоря: " Да будет Бог Авраама и Иакова с вами, да соделает Он вас счастливыми. Живите честно, я вас благословляю " (А.Осипов. " Брачное право древнего Востока " . Т.1, стр.186).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/192/...

А кто находится в рядах сражения, или в горячке, или заключён в темницу за убийство, – здоров. Мужчина, находящийся в рядах сражения, страдающий горячкой, заключённый в темницу за убийство, рассматривается как здоровый человек, если он не помышляет о смерти, так что если он разведёт свою жену и потом умрёт, то жена не получает наследства, оставшегося после него. Если он удостоверяет в болезни своей о разводе её, или разведёт её по её воле, а потом откажет ей два долга, или завещает ей, то ей меньшая из него и из наследства. Если муж во время своей болезни будет уверять, что гыддат жены прошёл, а жена будет согласна с ним или, если муж разведёт жену по её воле, а умирая оставит ей мехр или другой какой-нибудь долг или сделает завещание на известное количество имущества, то жена после его смерти получает самый меньший долг или самую меньшую часть имущества. стр. 79 А если соединит развод её с условием, а оно находится в болезни его, то она наследует, если соединено с действиями его, или с действиями её, но не властна над ним или кроме этою и он уже соединит в болезни. Если муж соединит развод с каким-нибудь условием, которое находится в его смертной болезни, то жена получит наследство, если это условие соединено с действиями его или с действиями её, но с такими действиями, над которыми жена не имеет власти, напр. прекратить дыхание в нормальном состоянии, или оставить молитву или пост фарз. Жена также получит наследство, если муж соединит развод с условием каких-нибудь действий постороннего человека; только требуется, чтобы это условие заключалось в его болезни и самое выражение его он совершил во время болезни. Справедливо возвращение в гыддате, если и воспротивится она, когда не будет баина полного или не полного, напр. посредством: «я возвращаю тебя», и посредством сожития с нею, и объятий 602 со страстью, и смотрения на срамные части её. Муж имеет право снова возвратить к себе разведённую жену, находящуюся в гыддате, хотя бы жена и не соглашалась. Возвратить её может муж в гыддате всякого развода, если только не было баина полного и неполного, т. е. состоящего из трёх разводов или меньше. Возвращение может быть совершено посредством слов: «я возвращаю тебе, т. е. развод, или «я возвращаю жене моей», всё равно присутствует ли при этом жена или нет. Муж может возвратить к себе жену, находящуюся в гыддате, совершив с нею брачное сожитие или обнявши её со страстным пожеланием, или посмотрев со страстным пожеланием на срамные части жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Парадоксальным образом единство королевства сохранялось и по причине вражды между братьями, которые, чувствуя себя обделенными или находя себя достаточно сильными, чтобы ревизовать прежние договоренности о разделе в свою пользу, затевали междоусобные войны, приводившие к частым новым переделам, не позволявшим уделам окуклиться и окончательно разодрать государство Хлодвига на части. Новая серия братоубийственной войны выросла из-за соперничества королев. В свое время Сигиберт, не желая следовать дурному примеру старшего брата, бравшего в жены простолюдинок, взял в жены дочь короля вестготов Атанагильда Брунгильду, «а была она, – по словам Григория, – девушкой тонкого воспитания, красивой, хорошего нрава, благородной, умной и приятной в разговоре… Она была арианского вероисповедания, но благодаря наставлениям епископов и настоянию самого короля была обращена в католическую веру» 870 . Подражая брату, Хильперик, «хотя у него было уже много жен (не он один из Меровингов жил в полигамном браке, церковного венчания с королем могла удостоиться лишь одна из наличных наложниц, другие могли сменить законную жену лишь в случае ее смерти или санкционированного епископом развода. – В.Ц.), посватался к Галесвинте, сестре Брунгильды, обещая ей… оставить других жен, если только он возьмет в жены женщину, достойную себя и королевского рода. И отец [Галесвинты] внял этим обещаниям и дочь свою, как и первую, с большим богатством отправил к Хильперику» 871 . Церковное брачное право не допускает брака со свояченицей брата, как получилось в этом случае, но на варварском Западе канонические нормы, хотя они и были известны епископам и образованным клирикам, действовали вполсилы и на практике ими часто пренебрегали, отдавая дань укоренившимся местным обычаям. Подобно своей младшей сестре Брунгильде, Галесвинта была присоединена к Православной Церкви, и, как замечает Григорий, «Хильперик женился на ней. Он ее даже очень любил; ведь Галсвинта привезла с собой большое богатство» 872 , но король продолжал любить и свою прежнюю, разумеется невенчанную, жену или, лучше сказать, ту, которую он оставил ради брака с королевской дочерью, – Фредегонду, в переводе с франкского диалекта ее имя значит: «мирная воительница».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Эти слова апостола направлены к тем супругам, которые стали христианами уже после заключения их брака. Это практически Ваш случай. Но давайте разберемся, так ли это. Что же представлял собой брак в Римской империи, где возникло христианство? Римский юрист 3 века Модестин в соответствии с известным юридическим принципом Древнего Рима «брак не есть сочетание, а согласие» (Nuptias non concubitus, sed consensus facit) определяет, что «сожительство со свободной женщиной есть брак, а не конкубинат». Брак в понимании римлян – это договор между свободными сторонами. Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной (sine manu mariti). Первая форма заключения брака предполагала либо религиозную процедуру символического провозглашения брачного союза с последующим его освящением, либо символическую покупку жены от полноправного ее прежнего домовладыки, либо признание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение одного года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Все эти виды были историческими и тесно связанными с сословно-патрицианским браком древнейшей поры. Вторая форма заключения брака предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. Браку предшествовало обручение. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражали намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обменивались подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами. В отличие от законного брака, конкубинат не нес никаких правовых последствий. Именно римское брачное право легло в основание гражданского брачного права в современном цивилизованном мире. Нравы Древнего Рима позволяли мужчине не стыдиться своих любовных связей, но к женщине, вступившей в незаконную связь, общественное мнение относилось пренебрежительно. Даже на римских саркофагах мужчин встречаются перечисления их любовниц. Для женщины же положение конкубинки считалось позорным и потому недозволенным для римской матроны, т. е. дочери римского гражданина, любовная связь с которой составляла уже преступление, stuprum. Поэтому положение конкубинок занимали, как правило, вольноотпущенные и иностранки. Как видите, даже развращенные языческие нравы Древнего Рима не видели в обычном сожительстве мужчины и женщины без заключения брака (современный «гражданский брак») ничего хорошего. Если для мужчины оно было в некоторой степени допустимо и являлось неким «второсортным браком», то для женщины оно был просто позорным и преступным.

http://azbyka.ru/semya/mozhno-li-nazvat-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010