В нояб. 1959 г. по приглашению митр. Фессалоникийского Пантелеимона Б. посетил Салоники, где принимал участие в торжествах в честь св. Григория Паламы. В числе представителей от Венгерского правосл. благочиния участвовал в подготовке и проведении Поместных Соборов РПЦ (1971, 1988, 1990), праздновании 1000-летия Крещения Руси (июнь 1988), различных межправосл. и межхрист. конференций. В 1962 г. возглавляемое Б. Венгерского правосл. благочиние стало членом Экуменического совета Церквей Венгрии, что укрепило положение благочиния в многоконфессиональной стране и усилило в ней свидетельство Православия. С 1964 г. Б. принимал участие в редактировании издававшейся в Афинах 12-томной правосл. «Религиозной и нравственной энциклопедии» и написал для нее множество статей. В июне 1973 г. МДА присвоила ему степень почетного д-ра богословия. В связи с 25-летним юбилеем Венгерского благочиния по инициативе и при непосредственном участии Б. в 1975 г. в свет вышел обширный труд «Az orthodox kereszténység» (Православное христианство), отразивший традиции и совр. состояние литургической, пастырской, канонической, богословской, агиологической, исторической науки в Венгерской Православной Церкви. В 1988 г. Будапештской ДА Реформатской Церкви Венгрии возведен в степень почетного д-ра богословия. 28 дек. 1997 г. Патриарх Алексий II возвел Б. в сан протопресвитера. После преобразования 19 февр. 2000 г. благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште Б. остается настоятелем кафедрального Успенского собора в Будапеште и благочинным венг. приходов. Б. является автором многочисленных статей по вопросам канонического права, истории Православия в Венгрии и др. Соч.: 10 лет в юрисдикции московского Патриарха//ЖМП. 1960. 2. С. 44-46; Η Ογγαρα Ορθδοξος Εκκλησα. Θεσσαλονκη, 1964; Праздничные богослужения в Будапеште//ЖМП. 1965. 12. С. 21-23; Православная Церковь в Венгрии//Там же. 1968. 9. С. 40-45; 10. С. 35-39; 1969. 4. С. 53-56; Юбилей 1000-летия Венгерского православия//Там же. 1971. 11. С. 57-60; Ujgörög tarsalgasi zsebkönyv. Bdpst., 1974, 1979, 2001r; Az orthodox kereszténység: [Исслед./Под ред. Ф. Берки]. Bdpst., 1975; Наш первый отпразднованный юбилей: (25-летие Венгерского Православного благочиния): Речь прот. д-ра Ф. Берки//ЖМП. 1975. 5. С. 13-21; Rapcs á nyi L. Áthosz: a Szent Hegy és lakói/Berki F. unkája. Bdpst., 1979; Magyarországi orthodox templomok, ikonosztázok: Válogatás/Szerkesztette: Beke G. L.; Lektorálta: F. Berki. Bdpst.,

http://pravenc.ru/text/78152.html

Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XXI век (до патриаршества). (Кандидатское сочинение) Ленинград, 1955 г. Преосвященный Мануил, Архиепископ Куйбышевский и Сызранский. (К 50-летию служения в священном сане) «ЖМП» 1961, 11 Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962, 1963, 1964, 1965, 1966 гг. Практика избрания епископов в истории Церкви. (Доклад) Проект канонической регламентации порядка избрания епископов Вопрос о кандидатах во епископы в историко-каноническом освещении. (Доклад) Административные и другие различия епископов. (Доклад) Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к её древнему благочестию и благолепию. (Доклад) Поместный Собор. Время созыва и его роль в управлении автокефальной Церкви. (Доклад) Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по 1965 г. (Включительно) Куйбышев, 1966 г. Хронология архиерейских хиротоний периода с 1893 г. по 1958 г. Чебоксары, 1959 г. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история. (Магистерская диссертация) Куйбышев, 1965 Речь при наречении во епископа «ЖМП» 1966, 2, стр. 7–11 Покаянный акафист Спасителю с припевом: «Милостиве, помилуй мя падшего» Литература «ЖМП» 1965, 12, стр. 3. 1966, 2, стр. 7–11 20 .03. 1969 В von Kujbyšev und Syzran’ (MP 1969, 4:3). 31 .05.1973 von der zeitw. Vw der Ep. eboksary befreit (MP 1973, 7:1). Am 09.09.1976 zum Erzbischof erhoben (MP 1976, 10:2). Am 14.09.1980 erhält er den Vladimir-Orden 2. Klasse (MP 1981, 1:5). Furov zählt ihn zu der 3. Gruppe von Hierarchen, die politisch unzuverlässig sind, kirchlich aber sehr eifrig. 04 .02.1966 mag. theol. (MP 1966, 8, 7–10). Werke Cerkovnye raskoly v Russkoj Cerkvi 20-ch i 30-ch godov XX stoletija – «grigorianskij», «iosif1janskij», «viktorianskij» i drugie; ich osobennosti i istorija

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

18.  Бесстремянная Г. Е.  Православный перевод Священного Писания на японский язык//Церковь и время. — 2005. — 2(31). — С. 121—142. 19.  Боголюбов А. М.  Письма начальника Российской Духовной Миссии в Японии еп. Николая к свящ. Иоанну Оно (1905—1910 гг.) как источник изучения Православной Миссии в Японии//Православие на Дальнем Востоке. — СПб., 2004. - Вып. 4. - С. 103—107. 20.  Васильев А.  Из воспоминаний об архиеп. Японском Николае//ЖМП. — 1962. — 6. — С. 75—76. 21.  Георгий (Тертышников), архим.  Миссионерский подвиг св. равноап. Николая в Японии//Альфа и Омега. — 1998. — 3(17). — С. 181—199. 22.  Горегляд В. Н.  Миссионерство христианских конфессий в Японии (аспекты местной специфики)//Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. — Белгород, 1999. — С. 139—141. 23.  Иванова Г. Д.  Русские в Японии XIX — начала XX века: Несколько портретов. — М.: Наука: Вост. лит., 1993. 24. Инструкция для начальника Русской Духовной миссии в Японии//  Саблина Э.  150 лет Православия в Японии: История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. — М., СПб., 2006. — С. 307—309. 25.  Иосимура Иоанн, прот.  60 лет в Духовной Миссии//ЖМП. — 1968. — 12. — С. 21—26. 26.  Искендеров А. А.  Из истории португальского проникновения в Японию//Народы Азии и Африки. — М., 1984. — Вып. 1. 27.  Казем-Бек А.  Апостол Японии архиеп. Николай (Касаткин): К столетию Православия в Японии//ЖМП. — 1960. — 7. — С. 43—58. 28.  Ким Э. Г.  Первое японское посольство в Европу 1582—1585 гг.//История и культуры Японии. — М., 2001. 29.  Ким Э. Г.  Представления о японцах первых европейских миссионеров на примере трактата Алессандро Валиньяно «Церемониал для миссионеров «Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и катаги (нравов), распространенных в Японии " " : Автореф. дис…. канд. ист. наук. — М., 1998. 30.  Ким Э. Г.  Япония глазами иезуитов//Книга японских обыкновений: Сб./Сост. А. Н. Мещеряков. — М., 2001. 31. Книга японских обыкновений/Сост. А. Н. Мещеряков. — М.: Наталис, 1999. - 399 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С мая 1961 г. издание было возобновлено на нем. языке (Stimme der Orthodoxie) уже как орган Среднеевропейского Экзархата МП с целью «знакомить читателей с отдельными моментами из жизни РПЦ, и в первую очередь - с церковной жизнью православных приходов в Германии, а также с жизнью и деятельностью… Экзархата». Одновременно ставилась задача «укреплять контакты со всеми христианскими церквами и религиозными организациями». С марта 1990 г., после упразднения экзархата, журнал издается Берлинской епархией. В 1961-1992 гг. выходил ежемесячно, с 1993 г.- ежеквартально. Главными редакторами были: в 1961-1962 гг. М. А. Добрынин, в 1962-1963 гг. игум. Иувеналий (Поярков ; впосл. митрополит Крутицкий), в 1963-1966 гг. Г. Ф. Троицкий, в 1966-1971 гг. К. М. Комаров , в 1971 2-12) прот. Е. Мисиюк, в 1972-1976 и 1986-1987 гг. свящ. (прот.) М. Турчин, в 1976-1977 гг. свящ. В. Фонченков, в 1977-1986 гг. прот. Г. Яблонский, с 1987 г. по наст. время. прот. В. Иванов. Все редакторы были и авторами журнала, нек-рые из них опубликовали десятки своих статей, проповедей и заметок. Значительная часть публикаций как офиц. раздела, содержащего документы общецерковного и местного значения, так и др. разделов (богословский, церковно-исторический, проповеднический, «Духовные школы», «Из жизни Среднеевропейского Экзархата», «Христиане и защита мира», «Хроника») переводилась из «ЖМП», «Вестника Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» и др. изданий, в т. ч. дореволюционных. Печатались переводы из святоотеческих творений, аскетических трудов и проповедей почитаемых рус. подвижников, богословов, в т. ч. ХХ в. и рус. зарубежья. Из авторов 2-й пол. XX - нач. XXI в. в «Г. П.» печатали богословские, духовно-назидательные статьи и проповеди с 1962 г. Берлинский архиеп. Иоанн (Вендланд) , Можайский архиеп. Леонид (Поляков) , Ставропольский еп. Михаил (Чуб) , Н. Д. Успенский , с 1963 г. игум. Иоанн (Снычёв; впосл. митрополит С.-Петербургский), прот. А. Ветелев , А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ), с 1964 г. Берлинский архиеп. Киприан (Зёрнов) , архим. Филарет (Вахромеев ; впосл. митрополит Минский), прот. А. Мень , К. Е. Скурат , с 1966 г. Тихвинский еп. Михаил (Мудьюгин) , Саратовский еп. Пимен (Хмелевский) , прот. Л. Воронов , с 1973 г. свящ. А. Просвирнин (впосл. архим. Иннокентий ), с 1974 г. прот. В. Сорокин , с 1980 г. Таллинский митр. Алексий (Ридигер ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), архим. Георгий (Тертышников) , А. И. Осипов , с 1987 г. Берлинский архиеп. Герман (Тимофеев) , Сан-Францисский еп. Василий (Родзянко) , архим. Августин (Никитин) и др.

http://pravenc.ru/text/165295.html

равноап. Нины и вмч. Георгия. Е. поднял вопрос о возвращении Церкви патриаршей резиденции; по его ходатайству Совмином ГССР было вынесено постановление 622-41/с от 5 окт. 1967) обязать Тбилисский горсовет выделить земельный участок в Тбилиси для строительства дома Грузинской Патриархии. При Е. еще более упрочились отношения ГПЦ и РПЦ. В окт. 1960 г. и в сент. 1963 г. Тбилиси с дружественным визитом посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Е. участвовал в торжествах, проводимых в Троице-Сергиевой лавре и посвященных 85-летию Патриарха Алексия I (нояб. 1962) и 50-летию его архиерейского служения (май 1963), а также посвященных празднованию 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества РПЦ (май 1967). 21 апр. 1970 г. он присутствовал при погребении Патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре и произнес надгробное слово (ЖМП. 1970. 6. С. 49-50); 1-5 июня того же года посетил Москву и сослужил Патриаршему Местоблюстителю митр. Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову , впосл. Патриарх) в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе (Там же. 8. С. 51). В числе почетных гостей Е. присутствовал на Поместном Соборе РПЦ 1971 г. (30 мая - 2 июня), избравшем Патриархом Московским и всея Руси митр. Пимена (Там же. 1971. 12. С. 16). Благодаря внешнеполитической деятельности Е. ГПЦ заняла более активную позицию в мировом христ. сообществе. Так, на 3-й христ. мирной конференции в Праге 6-9 сент. 1960 г. он выступил с докладом, посвященным войне как «великому злу... признаку дикости, отсталости, некультурности, варварства», и призывом к разоружению (Там же. 1960. 10. С. 24-26); участвовал и читал доклад на 1-м Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира (13-18 июня 1961, Прага), был избран членом рабочего комитета конгресса (Там же. 1961. 7. С. 35-36). При Е. ГПЦ вошла в состав ВСЦ (1962), Е. регулярно посещал Ассамблеи совета, выступил с докладом против испытаний ядерного оружия и дискриминации народов на Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир (Москва, 1962).

http://pravenc.ru/text/182141.html

Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич; 1866–1956), митрополит. В 1892 г. рукоположен во иерея. До 1933 г. в ссылках. 29 мая 1942 г. пострижен митрополитом Сергием (Страгородским) в монашество. 31 мая 1942 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии. На следующий день возведен в сан архиепископа. 26 июля 1943 г. назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру. В 1947 г. в. у. Владивостокской, затем Красноярской епархиями. С 1949 г. митрополит, с конца 1950 г. по 1951 г. управлял также Семипалатинской епархией. Василий (Родзянко Владимир Михайлович; 1915–1999), епископ. Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1937–1940 гг. в Великобритании. По возвращении в Югославию рукоположен во иерея. Настоятель русского и сербского приходов и секретарь русского миссионерского совета в Бачской епархии, законоучитель в сербских средних школах в г. Субботице. В 1949 г. арестован югославскими властями. После освобождения выехал в Париж, оттуда в Лондон. Служил в сербском приходе. В 1979 г., овдовев, пострижен в монашество. 12 января 1980 г. хиротонисан во епископа. Входил в клир Американской автокефальной Православной Церкви. Василий (Шуан Игнатий Яо; 1888–1962), епископ. Окончил духовную семинарию при Духовной миссии в Пекине. В 1915 г. рукоположен в диакона, в 1948 г. во иерея, вскоре пострижен в монашество, возведен в сан игумена. С июля 1950 г. архимандрит. В декабре 1950 г. назначен заведующим Катехизаторской школой Миссии и членом Управления Восточно-Азиатского Экзархата. 30 мая 1957 г. хиротонисан во епископа Пекинского. Ведерников Анатолий Васильевич (1901–1992), сотрудник Издательского отдела Московского Патриархата (с 1948 г.). В 1953–1962 гг. ответственный секретарь ЖМП. Венедикт (Краснов Иван Иванович), иеромонах. Находился в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием (Сахаровым) и митрополитом Нестором. Венедикт (Пляскин Василий Васильевич; 1900–1976), епископ. Служил в армии А. В. Колчака. В 1930 г. пострижен в монашество. В 1937–1941 гг. в заключении. В 1941–1943 гг. на фронте. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского. Уволен на покой. В 1948 г. назначен епископом Петрозаводским и Олонецким. С 1949 г. на покое. С 1955 г. в. у. Омской епархией. С 22 ноября 1956 г. на покое. С 3 апреля 1961 г. по 13 июня 1962 г. в у. Омско-Тюменской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

556 Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. Киев, 1913. (Магистерская диссертация). 557 Попович К. Патриарх Иерусалимский Софроний как богослов, проповедник и песнописец. Киев, 1890. 559 В 1902/1903 учебном году Никольский писал под руководством А. А. Дмитриевского кандидатское сочинение на тему: «Афонская живопись». Летом 1903 года он ездил вместе со своим учителем на Афон для изучения фресок, сохранившихся в храмах святогорских монастырей. Результаты исследования сообщены в работе: Никольский Л. Исторический очерк афонской стенной живописи. – «Иконописный сборник». Вып. 1. СПб., 1907. Приложение, с. 1 – 122. 562 Успенский Н. Д. Тропарь апостолу Луке в греческом его подлиннике. – «Богословские труды». Сб. 2. М., 1961; Его же. Коллизия двух богословий и исправление русских богослужебных книг в XVII веке. – «Богословские труды». Сб. 13. М., 1975. С. 148–171. 563 Успенский Н. Д. Из религиозной жизни Англии. Историко-литургический обзор. – ЖМП. 1955. 11; О богослужении Англиканской Церкви. – Там же. 1956. 8; Англиканская литургия («Вечеря Господня») с православной точки зрения. – Там же. 1962. 8–9. 564 Успенский Н. Д. Православная христианская вечерня. – «Голос Православия». 1952. 11 – 12. Его же. Православная вечерня. Историко-литургический очерк. – «Богословские труды». Сб. 1. М., 1959. 565 Успенский Н. Д. Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии). – «Богословские труды». Сб. 2. М., 1961. (То же, на немецком языке. 1962); Его же. Тайная Вечеря и Трапеза Господня. – ЖМП. 1967. 3, 4; Его же. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа). – «Богословские труды». Сб. 13. М., 1975. С. 40–147. 566 Протоиерей Димитрий Разумовский . О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. М., 1863. 110 с.; Церковное пение в России. Вып. 1–3. М., 1867–1869. 366 с.; О нем: Грановский Б. Б. Д. В. Разумовский. Краткий очерк жизни и деятельности. – В книге: «Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Под ред. И.М. Кудрявцева». М., 1960. 262 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1998. Сб. 34. С. 356-361; Обращения к представителям власти/Публ. и примеч. О. Косик//Богословский сб./ПСТБИ. 1999. Вып. 4. С. 225-252; Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского/Сост. О. В. Косик. М., 2000; Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. Ист.: Епископы-укрыватели//Призыв. Владимир, 1922. 52. 21 апр.; К суду над епископами-укрывателями//Призыв. 1922. 66. 3 июня; Еп. Афанасий: Некролог//ЖМП. 1962. 12. С. 15-17; Трапани Н. В. Еп. Афанасий (Сахаров): (Восп.)//Вестн. РХД. 139. С. 195-217; Фудель С. И. Воспоминания. Гл. 7: Еп. Афанасий//Новый мир. 1991. 4; Вострышев М. Следственное дело 36960: (По архивам КГБ)//ЖМП. 1993. 3. С. 15-18; Житие свт. Афанасия еп. Ковровского, исповедника и песнописца (1887-1962). М., 2000; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор Деяний. 3-я сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, Г. Щульц. М., 2000. С. 163-168, 177-178, 357; После Туруханской ссылки: Письма священномученика митр. Кирилла Казанского к священноисповеднику еп. Афанасию Ковровскому/Публ., примеч. и подгот. текста О. В. Косик//Богословский сб. 2001. Вып. 8. С. 352-363. Лит.: Крестный путь преосв. Афанасия (Сахарова)//Вестн. РХД. 1983. 107. С. 170-211; Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. Деятельность еп. Афанасия (Сахарова) по исправлению богослужебных книг//Славяноведение. 1996. 1. С. 114-124; Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917-1923)//Богословский сб./ПСТБИ. 2000. Вып. 4. С. 26-75; она же. Церковная история перевернула страницу: (К истории письма священноисповедника еп. Афанасия Ковровского о воссоединении с Московской Патриархией, 1955 г.)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 2001. М., 2002. Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/76846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ [Болг. Партений] (Стаматов Стоян Стоянов; 7.03.1907, г. Провадия - 2.03.1982, София), еп. Левкийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном городе, в 1923-1929 гг. учился в Софийской ДС. 8 июня 1929 г. пострижен в монашество с именем Парфений Софийским митр. Стефаном (Шоковым; впосл. экзарх Болгарский), на следующий день рукоположен во диакона. В 1929-1933 гг. учился на Богословском фак-те Софийского ун-та, служил в храме вмч. Георгия Победоносца в Софии. 20 июля 1933 г. рукоположен во иерея. 15 сент. того же года назначен преподавателем и библиотекарем Софийской ДС. 15 сент. 1936 г. стал протосинкеллом Неврокопской епархии , это послушание исполнял до 1944 г. В 1937/38 г. проходил богословскую стажировку в Берне и Фрайбурге. 7 янв. 1939 г. возведен в сан архимандрита. После прихода к власти в Болгарии «Отечественного фронта» (9 сент. 1944) П. был арестован, через 40 дней освобожден благодаря прошению Болгарского митр. Стефана. 1 дек. того же года поставлен протосинкеллом Софийской митрополии. 8 апр. 1945 г. в кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом Левкийский, викария Софийского митрополита. Считал своим духовным отцом архиеп. Богучарского свт. Серафима (Соболева). Входил в состав делегации БПЦ на Всеправославном совещании на о-ве Родос (24 сент.- 30 сент. 1961; см: Всеправославно предсъборно съвещание на о-в Родос//ДК. 1962. Год. 42. N 1. С. 3-6; N 2. С. 1-9; N 3. С. 1-10. N 4. С. 3-15; Втори Родос//Там же. 1964. Год. 44. N 8. С. 1-16). Неск. раз посещал СССР в составе делегаций БПЦ. 15 янв. 1965 г. был определен викарием митр. Андрея (Петкова), управлявшего болг. епархией в Америке (см. в ст. Американо-Австралийская епархия ). Во время торжеств в честь 10-летия совершеннолетия наследника болг. престола, жившего в эмиграции в Испании, Симеона II Саксен-Кобург-Готского (род. в 1937) П. крестил в Православие 2 его сыновей - первенца Кардама (1962-2015) и Кирилла (род. в 1964). Это крещение вызвало недовольство властей Болгарии, к-рые, опасаясь, что П. станет духовным главой болг. эмиграции, потребовали отозвать его из Америки. Имея возможность остаться в США, П. последовал решению Болгарского Синода и в кон. 1965 г. вернулся на родину. Он никогда не скрывал антикоммунистических взглядов и отказывался от сотрудничества с органами безопасности Болгарии, что помешало его церковному служению - до конца жизни он оставался викарием Софийского митрополита. Был духовником схиигум. Марии (Дохторовой; † 1978), некролог к-рой опубликовал в ЖМП (ЖМП. 1978. 12. С. 51).

http://pravenc.ru/text/2579089.html

Лит.: Тодоров Т. Българският патр. Кирил като учен, писател и проповедник//ДК. 1953. Год. 33. Кн. 5/7. С. 30-43; Пенов Д. Патр. Кирил и борбата за мир//Там же. 1961. Год. 41. Кн. 6. С. 1-10; Статов П., прот. Пребывание Святейшего Патр. Болгарского Кирилла в Сирии с 23 по 29 марта 1962 г.//ЖМП. 1962. 6. С. 54-55; 10 години Българска патриаршия: 10 май 1953 - 10 май 1963/Съст.: Г. Клисаров. София, 1963; Ковачев М. Библиографски хронологичен преглед на творбите на патриарх Кирил//ГДА. 1964. Кн. 13. С. 373-424; он же. Поглед върху книжовното творчество на Българския патр. Кирил//ДК. 1964. Год. 44. Кн. 3. С. 31-32; Чолаков Л. Кирил, патр. Български, като духовен оратор//Там же. Кн. 5. С. 14-16; Игнатьев А. Кончина и погребение свят. Патр. Болгарского Кирилла//ЖМП. 1971. 5. С. 36-46; Кучерявый В., свящ. Памяти Патр. Болгарского Кирилла//Там же. С. 10; Pantschovski I. Patriarch Kyrill. B., 1971; Поптодоров Т. Възстановяване на патриаршеския институт в ново време//Българската патриаршия през вековете. София, 1980. С. 31-44; Коев Т. Икуменическата дейност на Българската православна Църква//Там же. С. 161-170; Йоан (Николов), еп. Участие в международното движение за мир//Там же. С. 171-181; Димов Я., свещ. Кирил - «патриарх Български». София, 1990, 20052; Великов С. Неизвестни писма на Кирил патр. Български до М. Арнаудов//Български писател. София, 1996. Год. 3. 16. С. 1-12; Гугов Г., свещ. Социално-етическите възгледи на патр. Кирил//Църковен вестник. София, 2001. Кн. 18. С. 8; Сб. в чест на Кирил патр. Български по случай 100 години от рождението и 30 години от неговата смърт/Съст.: С. Шивачев. Пловдив, 2001; Темелски Х. Изборът на Пловдивския митр. Кирил за патр. Български според Кондиката на Светия Синод: 50-годовщина от възобновяването на Българска Патриаршия//Възраждане. София, 2003. Год. 3. 3. С. 5-9; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 136-137; Бойкикиева К. Болгарская Православная Церковь: Ист. очерк. София, 2005. С. 185-187; Стамболов А. Отношенията между Българската Църква и Вселенската патриаршия (1945-1963)//ДК. 2006. Год. 86. Кн. 5/12. С. 95-118.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010