Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское ( Откр. 2, 9 ; ср. 3, 9). Двусмысленность Двойственность смысла понятий «мipъ», «плоть», «иудеи» – лишь небольшая часть той двусмысленности, которая в Ин. является намеренным, регулярно применяемым приемом изложения Благовестия. Употребление какого-нибудь слова, имеющего два значения – это излюбленный ход, который часто встречается в Ин. Произнося такое слово, Иисус имеет в виду одно значение, тогда как другое значение слышит(ат) Его собеседник(и). Или наоборот: одно вкладывает в произносимое говорящий (кто-либо из собеседников или оппонентов Христа), а другое имеет в виду Христос или распознает евангелист в своей авторской речи. Например, в целом ряде цитат употребляется выражение «вознести Сына Человеческого» ( Ин. 3, 14; 8, 28; 12, 32. 34 ), которое подразумевает распятие (вознесение на Крест), Вознесение на небо к Отцу, в божественную славу. В конечном итоге имеется в виду Вознесение к Отцу через распятие (смерть и Воскресение). В самом деле, что прежде всего слышат люди в словах Иисуса: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12:32 )? Конечно, возникает мысль о славном Вознесении Сына Божия на небо. Но евангелист, дав читателю лишь на какое-то мгновение привычно, по инерции принять эту логичную мысль, тут же вставляет свой комментарий, имеющий в виду совсем другое, вовсе не логичное, акрестное значение: Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин. 12:33 ). «Вода живая», которую может дать Иисус ( Ин. 4:10 ) – это вода, текущая в жизнь вечную (ст. 14). Но самарянка думает, и вполне оправданно, что это вода из колодца, т.е. идущая из источника. Ее непонимание подробно обыгрывается: 11 Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? ( Ин. 4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребении Христа, уже не мог оставаться членом синедриона и, открыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен. Беседа с самарянкой ( Ин.4:4–42 ) Путешествуя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию. Там, утомившись от пути, в полуденный зной, Он остановился близ города Сихарь у древнего колодца Иакова. Ученики пошли в город купить пищи, и Господь сидел один. Он хотел пить, а почерпнуть воды было нечем. В это время из города пришла за водой женщина, и Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что иудей, как бы совершенно забыв о вековой вражде, просит пить у нее, самарянки. Тогда Христос сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Ин.4:10 ). «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?» ( Ин.4:11 ) – в недоумении спросила она. Самарянка думала, что неизвестный говорит ей об обыкновенной воде, которая необходима для жизни природы и человека. А Христос говорил о благодати Святого Духа, о том, что Он Сам и Его учение о Царстве Божием есть «вода живая», текущая в вечность. «…А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» ( Ин.4:14 ), – сказал Спаситель. Не совсем поняв иносказательные слова Христа, женщина все же почувствовала, что Он обещает ей дать какую-то особенную воду, и попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» ( Ин.4:15 ). Но для духовной жизни нужно очищение совести и покаяние в грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Он сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» ( Ин.4:16 ). Женщина смущенно ответила, что у нее нет мужа. Господь, услышав ее искреннее признание, сказал: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе…» ( Ин.4:17–18 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

" Исцелить душу " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Поздравляю вас с престольным праздником и с памятью святителя Григория Паламы, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня, в Неделю вторую Великого поста, нам преподаются для назидания евангельские примеры, чтобы мы так же устраивали свою жизнь. Все деяния Спасителя на земле были продиктованы любовью к роду человеческому. Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает, как Господь находился в Капернауме у кого-то в доме и беседовал о вечной жизни. В это время четверо друзей пытались поднести к Нему расслабленного на носилках. Дом был плотно окружен людьми, и они не могли войти в дверь. Тогда они решили спустить его через крышу: разобрали кровлю, опустили носилки и положили больного к ногам Спасителя. Обычно, прежде чем совершить чудо, Господь спрашивал, верует человек в Него или нет, и если верует, исцелял. Но здесь Господь не спрашивал, потому что видел их веру на деле. Вера без дел мертва, а когда показана делами, это живая вера. Когда приход наполняется народом, у народа живая вера. Вот и Господь увидел, что эти люди имеют веру, и сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои " (Мк. 2:5). Рядом были книжники и фарисеи, они возмутились: какое Он имеет право прощать грехи? Господь прочитал их мысли и спросил: " Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2:9-11). Больной встал, и это было невероятное чудо " . " Господь показал нам для назидания, как важна была вера людей, сострадавших этому человеку, - продолжил архипастырь. - Мы помним другую историю расслабленного, у Силоамской купели: тот человек лежал 38 лет, и у него не было никого, кто бы ему помог (Ин. 5:5-7). А этому человеку повезло, у него были друзья, наверное, он тоже помогал им, когда был здоров.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Колодец, о котором идет речь, по древнему преданию был вырыт самим патриархом Иаковом и потому почитался священным. Он был очень глубоким и наполнялся не только дождевой, но и ключевой водой. К этому источнику и пришла самарянка. Господь устал от долгого пути, жаждал и потому попросил, чтобы женщина напоила Его. Самарянка неоднозначно восприняла просьбу Иисуса Христа, сказав: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Так был начат сложный и знаменательный разговор. Когда самарянка подошла к колодцу и увидела возле него Иудея, скорее всего, особой радости она не выказала. Но как же была удивлена благому расположению Незнакомца и сердечной доброжелательной просьбе, в которой не было и тени неприязни или пренебрежения! Господь Всевидец открывает этой простой женщине сокровенное, то, что жаждет слышать ее исстрадавшаяся душа: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Под даром Божиим Господь разумеет благодать Святого Духа, которая щедро посылается всем верующим в Него. Христос сравнивает этот дар с живой водой, утоляющей человеческую жажду познания правды и Истинного Бога. Но самарянка пока еще не может понять до конца, о чем говорит ей этот удивительный Иудей. Она даже пытается возражать Господу: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Живая вода для нее — лишь свежая и чистая питьевая влага. И слова Иисуса Христа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную, — воспринимаются ею, как определение воды, обладающей чудесными, уникальными свойствами. Самарянка просит у Спасителя бесценного дара не с духовной точки зрения, а с мирской — дабы ей не утруждаться и не ходить больше за водой к дальнему колодцу. Даже теперь, услышав потрясающие слова Господа, очень приземленная и обремененная жизненными проблемами женщина думает о чувственном, тленном. Небесное пока для нее слишком далеко!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быти Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:1–21; 7:50–53; 19:39–42 ). Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребении Христа, уже не мог оставаться членом Синедриона и открыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен за веру во Христа. Беседа с самарянкой Путешествуя из Иудеи в Галилею, Христос проходил через Самарию. Там, утомившись от пути, в полуденный зной, Он остановился близ города Сихарь у древнего колодца Иакова. Ученики пошли в город купить пищи, и Господь сидел Один. Он хотел пить, а почерпнуть воды было нечем. В это время из города пришла за водой женщина и Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что иудей, как бы совершенно забывая вековую вражду, просит пить у нее, самарянки. Тогда Христос сказал ей: «... если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубокий: откуда же у Тебя вода живая?». Самарянка думала, что неизвестный путник говорит ей об обыкновенной воде, которая необходима для жизни природы и человека. А Христос говорил о жизни духа, о той, что Он Сам и Его учение о Царствии Божием есть «вода живая», текущая в вечность. «... Кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век», – сказал Христос. Не совсем поняв иносказательные слова Христа, женщина все же почувствовала, что Господь обещает дать ей какую-то особенную воду. И тогда спросила: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Но для духовной жизни нужна чистая совесть, нужно покаяться в своих грехах. И Господь пробудил душу самарянки к покаянию. Она, пораженная тем, что неизвестный путник видит насквозь ее душу, сама признала себя грешницей и воскликнула: «Господи! Вижу, что Ты пророк». И сейчас же в ней проявились лучшие свойства ее души. Она стала спрашивать Иисуса Христа о глубочайших вопросах духовной жизни, о том, что составляло «святое святых» ее души. – Где Бог ? Как и где Ему молиться? Чья вера правильная – иудейская или самарянская?..

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наши «духовные ощущения» – это, по сути, вера более живая, более усердная, взращенная в любви к ближнему Только такая вера в Бога позволяет нам видеть, что Бог явил нам Свое существование, что Он свободно решил привлечь нас и что Он действует в нашей жизни. Наши «духовные ощущения» – это, по сути, вера более живая, более усердная, по мере возрастания в любви к ближнему. Итак, прежде всего мы должны строить нашу духовную жизнь на вере в слово Божие. Ведь Он сказал – и где лучше, чем в Песни Песней, – и мы знаем, что Он любит нас, что Он хочет быть с нами постоянно, и Он слышит не только то, что мы говорим, но каждое движение нашего сердца, как оживляет его Святой Дух: «Глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений» (Песн. 5: 12–13). «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9: 38). Итак, эта вера в то, что Бог открыл нам о намерениях Своего сердца, есть самое главное из наших духовных переживаний. Это дает нам познать с большой достоверностью духовные реалии, которые, как и следовало ожидать, недоступны для естественного познания и чувств, но которые Бог пожелал открыть нам. Песнь Песней – это слово Божие, откровение о Его замыслах о нас. Это величественное откровение, проходящее через всю Библию, находит свое завершение в словах Христа, Который в Евангелии от Иоанна говорит, что Отец любит нас и любит Своего Сына и что, любя Сына, мы любим Отца, сподвигаемые на это в нашей глубине сердечной Духом Святым. Рейтинг: 9.9 Голосов: 587 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья. УКРАИНА 31 января 2018, 19:24 О,какое чудное откровение я открыла для себя в этих словах о смысле " Песни песней " !Спасибо архимандриту Плакиде за возможность обратиться вновь к Ветхому Завету через призму Евангелия и многое понять по-новому о любви Божией!Праздник на сердце от такого открытия! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/110305.html

Но эта единственная встреча Христа и самарянки для жены–грешницы и для всего мира оборачивается встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной. Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в Жизнь Вечную. И не иссякнет источник сей и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты и отравить его живительных свойств. И источник этот на земле — Церковь Божия Святая, а живая вода его — это сила Божией благодати, прощающая, просвещающая и освящающая всякого человека, приникающего к нему. И будем, други наши, говорить сегодня об этом главном. Ведь впервые в этой встрече, в начале своего общественного служения, Христос исповедовал Себя открыто Мессией — Спасителем мира. « это Я, Который говорит с тобою » Спас миру — Христос. Христос — Бог и Человек — пришел в мир взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа, не принадлежащего по своим верованиям ни к иудеям, хотя и ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам. Не пред злобствующими иудеями открывает Себя Христос, а пред не знавшею истины, но незлобивою женщиною. Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной. А вопрос, где и как поклоняться Богу, жил даже и в сердце простой женщины–самарянки. Иудеи и самаряне не общались друг с другом, живя в близком соседстве. Но для Христа Спасителя, для учения Его, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь. И любовь Христова так очевидна, что покоряет вопреки вековой вражде их племен. «… жено, поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу … но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине …» — получает она ответ Христа (Ин. 4:21–23). Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи, и не на горе Гаризин, где собирались молиться самаряне, и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, жаждущее истины, жаждущее Бога, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине. И жажду духа не утолит ни один из земных источников, но только живая вода проповеди учения Христова и вера в Него, как в Искупителя мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Призван ты к вечной жизни (1 Тим 6:12), зван на великую вечерю (Лк 14:16—23), где праведники «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет па­лить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Кото­рый среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр 7:16—17), — где «они полу­чат царство славы и венец красоты от руки Господа» (Прем 5:16), где «праведники воссияют, как солнце» (Мф 13:43), где слуги Господни бу­дут есть и пить и веселиться (Ис 65:13—14), где увидят Бога «лицем к лицу» (1 Кор 13:12), «увидят Его, как Он есть» (1 Ин 3:2), и прочее.    Уверься твердо, что будет непременно, по обещанию Божию, верным во Христе жизнь вечная и слава вечная. Что оттуда последует в тебе, как не непрестанное желание к получе­нию вечных благ? Поверь, истину тебе гово­рю: то у тебя будет и на уме и мысли и сердце, там и все внимание твое будет, туда воздыха­ние и желание твое посылать будешь, по сло­ву Христову: «Где сокровище» твое, «там будет и сердце» твое (Мф 6:21; Лк 12:34).    Так и в прочем, что святое Божие Слово объявляет, надо твердо увериться, и оттуда с помощью Божией породится в сердце твоем живая вера. «Ибо Слово Божие живо и дейст­венно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сер­дечные» (Евр 4:12). А поскольку живо Слово Божие, то и плод живой производит: делает человека духовно живым, силою Святого Ду­ха, от Которого оно и произошло для нашего спасения и обновления.    Однако точно знай, что все то мертво и не­потребно в нас, чего Сам Бог не производит. Поэтому должно усердно молиться и просить Бога, чтобы Он Сам действовал в нас и ожив­лял нас духовно. Потому повелено «просить, искать и стучаться», как в начале я тебе о том написал.    Спасайся.    Вопрошаешь: каковы признаки живой веры в человеке?    Ответ. Вера живая познается от дел, как дерево от плодов. То дерево называем добрым, которое добрые плоды приносит. Плоды же происходят изнутри древа, от корней и сока его, потому что каков корень и сок в дереве, таковы и плоды его: если корень и сок в дереве добрый, то и плоды его добрые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С этой стороны на причащение Тела и Крови Христовой нужно смотреть, как на особенное некое приготовление нас к будущему воскресению. Поэтому-то то отцы Церкви называют евхаристию «врачевством бессмертия.» 4. Что требуется с нашей стороны для достойного принятия Тела и Крови Христовой? а) Живая вера в Иисуса Христа и Его ходатайственные заслуги, в действительность Тела и Крови Его в таинстве евхаристии, и в благодатную силу их для нашего освящения. «Верую Господи и исповедую» и т. д. б) Искреннее сознание нашего недостоинства, живое чувство нашей духовной и телесной нищеты, от которого происходит голод и жажда Тела и Крови Христовой, как единственной пищи, могущего насытить нас и исцелить недуги наши. «Несмь достоин, да под кров мой внидеши.» в) Живая любовь к Спасителю, питающему нас Своим Телом и Своей Кровью и желающему навеки соединиться с нами. г) Святая решимость, по таинственном соеденении со Христом, оставаться навсегда живыми членами Его и быть во всем подобными Ему. С такими чувствами приступим к принятию Святых Таинств, и да будем приобщены к вечной жизни! Приобщение Святых таинств служит для нас сильнейшим побуждением к святой жизни « Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет » (1Кор. 11:26). Итак, вот что мы делаем каждый раз, когда причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа! Мы возвещаем, воспоминаем смерть Его. За несколько минут до страданий, преподав ученикам своим святейшее таинство евхаристии, Господь сказал им: « сие творите … в Мое воспоминание .» Таким образом, Господь желал, чтобы все Его последователи, приобщась Его истинного Тела и истинной Крови каждый раз воспоминали Его смерть и имели постоянно пред очами цель Его смерти и крестных страданий. Что же из этого следует и к чему это нас обязывает? 1. Каждый приобщающийся должен умереть для греха и ожить для добродетели, ходить не по плоти, а по духу, отложить всякие дурные страсти и пороки, любить и делать добро, вести святую, благочестивую жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Самарянка удивлена просьбой Путника по той причине, которую сообщает евангелист: ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (ο γρ συγχρνται ουδαοι Σαμαρταις). Греческий глагол συγχρομαι буквально означает «совместно пользоваться чем-либо». Возможный смысл слов евангелиста: иудеи не пользуются теми же вещами, что и самаряне. Женщина, следовательно, удивлена не столько тем, что иудей обратился к ней, сколько тем, что Он готов пить из ее водоноса. Слова Иисуса о «воде живой» озадачивают ее. О какой воде Он говорит? В греческом языке словосочетание δωρ ζν (буквально: «вода живая») указывает на воду проточную (источник, река), в отличие от воды стоячей (озеро, пруд). Откуда у этого Человека возьмется свежая проточная вода, если Ему даже зачерпнуть ее нечем? В то же время женщина начинает чувствовать, что перед ней не обычный человек. Поэтому она вспоминает об Иакове, который дал самарянам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его. Возможно, в сознании самарянки (или в предании самарян) колодец у подножия горы Гаризим смешивается с тем колодцем в земле Харран, из которого Иаков напоил овец Лавана ( Быт. 29:1–10 ). Точный смысл слов самарянки восстановить затруднительно без знания тех преданий, связанных с Иаковом, которые бытовали в Самарии времен Иисуса. Возможно, имя Иакова связывалось не столько с конкретным колодцем, сколько с неким более общим представлением о праотцах как тех, кто все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10:4 ) 189 . Сам образ колодца мог быть связан и с Иаковом, и с мессианскими ожиданиями, что подтверждается продолжением беседы, где вслед за темой Иакова возникает тема Мессии. Вопрос самарянки – неужели Ты больше отца нашего Иакова? – стоит в одном ряду с похожим вопросом, который Иисусу зададут иудеи: Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? ( Ин.8:53 ). Начиная с пролога, где Иисус Христос поставлен выше Моисея ( Ин.1:17 ), в четвертом Евангелии последовательно проводится мысль о том, что Иисус выше ветхозаветных праведников, будь то Авраам, Иаков, Моисей или пророки. Однако последовательность, с которой евангелист проводит эту мысль, отнюдь не означает, что он является ее автором: этот вопрос естественным образом возникал у многих, кто общался с Иисусом, и нет никаких оснований сомневаться в том, что евангелист не сочинял беседы Иисуса с иудеями, а записывал беседы, имевшие место в действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010