А впрочем, присмотритесь к вампирскому духу некоторых европейских стран и порадуйтесь — если сможете — тирании, огню, мечу, безбожию, тщеславию, безнравственности! Но я знаю, что вы христианин, и только потому, что Вы христианин, Вы радоваться не сможете. А если не сможете, то противоречите сами себе, когда сожалеете о волчьем Пилатовом царстве! Письмо 254 читателю, о воде живой  Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников Иудейских  . В одном случае женщина не поняла слово Господа о воде живой, в другом начальник иудейский не понимает слов о новом рождении человека.  А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек  . Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: верующий в Меня не будет жаждать никогда . Следовательно, вода живая тесно связана с верой во Христа. Но то, что вода живая — Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин.  7 , 37, 39). Вера во Христа как бы канал, а вода — Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов — Дух Божий. Почему Дух Божий назван живой водой? Потому, что Он питие животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин.  4 , 14). Письмо 255 Радое И., о сущности вещей

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Итак, пред нашим мысленным взором несомненный и очевидный факт следующий: оказательная жизнь человека являет собою два принципа бытия: принцип материальный и принцип психический, – назовем пока последний сим словом. Различая сии два принципа оказательного бытия и воплощения жизни в человеке, как несомненный наличный факт, мы в то же время устанавливаем ту истину о человеке, которую ясно, определенно и точно излагает нам Св. Писание, свидетельствуя не об одной, а о двух его природах: «и создал Господь Бог человека из праха земного, – говорит прор. Моисей, – и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою: сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их: да властвуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.2:7; 1:26–27 ). Значит, посему свидетельству Св. Писания, человек, являясь, по акту творчества Божия, принимаемому нами пока без особенного рассмотрения, определяется в бытии и жизни, во-первых, как существо по своему телу вполне земное, следовательно, определяется в принципе материальной природы, – во-вторых, по присущему ему образу и подобию Божию, как существо сверхнатуральное, следовательно, определяется в принципе иной природы, чем природа материальная. Принцип этот, с одной стороны, предикатируется Божественными свойствами, в образ и подобие Божие, следовательно предикатируется по существу, и обозначается как «Божие дыхание, дыхание жизни» – πνο ζως; с другой стороны, венчается прерогативами полномочия и господственной власти на земле человека, можно сказать, безусловной над всеми животными существами. Дальнейшее слово прор. Моисея о человеке: «и стал человек в душу живую» – ες ψυχν ζσαν, – не есть заключительное его слово, а указательное в том, что вот, среди всех, имеющих на земле «живыя души», в своем особенном образе явился и человек как «душа живая», ибо словами: «душа живая, собственно «душа живущая» – ψυχ ζσα – прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Между тем ученики предлагали Ему пищу; но Он сказал: «у Меня есть пища, которой вы не знаете». А ученики говорили между собой: «Разве кто принес Ему есть?» – «Моя пища, говорит им Иисус, творить волю пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца и наступит жатва?. А Я говорю вам, возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что сеющий и жнущий вместе радоваться будут; ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их». Давно уже пророки трудились среди народа Израильского, приготовляя сердца к пришествию Мессии; апостолы же должны были пожинать и собирать доброе семя избранных для жизни вечной. Иисус же предупреждал их, что те, которые сеяли, будут награждены также, как и призванные пожинать плоды. В царстве Божием, всякий труд заслуживает награды; награждается же не успех, но действие, как плод веры. Действительный же успех в руках Божиих, и труд есть единственная участь тех, кого Богу угодно употребить на дело Его. Одна только благодать Божия может коснуться души, проникнуть ее и привести к добру. Благодать есть эта живая вода, утоляющая жажду; источником её один только Бог и дарует её, кому Ему угодно и когда угодно. Иисус с самого начала проповеди Своей хотел посетить Самарию, чтобы показать иудеям, что враги их также призываются к Новому Завету и что благовестие не имеет характера исключительного как богопочитание в Иерусалиме. Бог не требует исключительного Себе поклонения ни в городе иудейском, ни на священной горе самарийской, но призывает к завету Своему всех, без различия рода и племени, всех искренних поклонников, отвергая обряды только лишь внешние, на которые Иудеи возлагали всю свою надежду. Не отвергаются также и грешники; живая вода благодати могла очистить даже Самаритянку, несмотря на беспорядочную её жизнь. Учение это, кроткое, духовное и чистое, должно было казаться очень странным при сравнении с исключительным богопочитанием иудейским и многобожием, столь чувственным у одних и столь диким у большей части человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Наконец, четвертый термин из разбираемых: «душа живая». … и стал человек душею живою. «Живая душа» ( нефеш хайах ) просто означает «живой человек». Как мы показали выше, нефеш не является особым обозначением души, как это отождествили переводчики Библии на греческий язык, а просто указывает на живого человека. Итак, ввиду всего вышесказанного, сделаем подробный пересказ вот этого библейского текста: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). И слепил Господь Бог человека из глины, как искусный мастер. И дунул в него, как вдыхает Бог в любое живое существо жизнь. И дал ему особое человеческое измерение – «дыхание жизни»: сознание, способность различать добро и зло, тягу к высшему и к Творцу. И стал после всего этого человек – живым, настоящим человеком. Мы разобрали ключевой текст для понимания того, что же такое человек и есть ли у него душа. Но у нас есть еще один текст, который тоже говорит о создании человека. Это 1-я глава книги Бытие. Эта глава была создана позднее той, которую мы только что разбирали. Дело в том, что 2-я глава относится к древней традиции библейской мысли, она уходит корнями в 8-й или даже в 10-й век до Рождества Христова. А 1-я глава принадлежит традиции, называемой в библеистике «священнической», и эта традиция возникла во время переселения евреев в Вавилон в 6-м веке. После Вавилонского плена шла работа над объединением всех традиций в одну, и так возникла книга Бытие в своем нынешнем виде. Вот интересующий нас текст: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Здесь говорится, что человек имеет в себе нечто, что отличает его от животных. Это нечто связывает его с Богом. Это образ и подобие Божии в человеке. Что это такое? Если говорить, самым простым языком, это похожесть человека на Бога. В Быт. 5:3 читаем: Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 5-я по Пасхе Христос воскресе! Как поразительно просто и бесконечно глубоко это Евангелие о самаряныне. Перед нами — Господь, уставший, измученный после долгого пути под знойным солнцем. У Него нет больше сил идти, Он сидит на земле, прислонившись к колодцу. Он томим жаждой, но Ему нечем почерпнуть воду. Приходит женщина из Самарии с водоносом на голове, как принято на Востоке. Когда человек доходит до последнего предела, когда нет у него больше сил, он может молиться своему Господу, Который знает, что это такое. «Женщина говорит Ему: «Господи, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющей воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господи, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Мы начинаем понимать, о чем идет речь. Речь идет не только о воде, которую просит покрытый дорожной пылью Незнакомец. Он имеет в глубине Своего сердца другую жажду. Он горит желанием открыть источники каждого человеческого сердца. Вода! Это то, что все слишком хорошо знают. Не может быть жизни без воды. Это вещество самое обычное и простое, и самое драгоценное. Даже в тех регионах земли, где в ней нет недостатка, сегодня понимают, как она жизненно необходима. Ее берегут, ею запасаются, ее очищают. Ее исчезновение будет означать конец света. В Библии «вода живая» была образом Самого Бога, дающего жизнь. Символ воды наполняет все Евангелие от Иоанна, которое читается в Церкви от Пасхи до Пятидесятницы. Вода, претворяемая в вино в Кане Галилейской, вода, в которую расслабленный в течение тридцати восьми лет хотел войти в купальне Вифезда, вода, отверзающая очи слепому в купальне Силоам, «реки воды живой, которые потекут из чрева» того, кто верует во Христа, вода жизни — для тех, кто хочет «родиться от воды и Духа», о которой Христос говорил Никодиму. Наконец вода, истекшая из прободенного ребра распятого Господа. Каждый из нас имеет в себе этот источник со дня крещения. И в эти дни мы молимся: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами».

http://moral.ru/в-неделю-5-ю-по-пасхе-о-...

Скачать epub pdf Глава 3. Вода живая Евангелие от Иоанна часто называют литургическим. Все основные описанные в нем события происходят в праздники, будь то Пасха ( Ин.2:13, 23; 6:4; 11:55; 12:1; 13:1; 18:39 ), неназванный «праздник иудейский» ( Ин.5:1 ), праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или праздник Обновления храма ( Ин.10:22 ). Только из этого Евангелия мы узнаем, что жизнь Иисуса и Его общины, Его путешествия из Галилеи в Иерусалим и обратно были связаны с ветхозаветным литургическим календарем, определяемым этими праздниками. В то же время именно Евангелие от Иоанна, больше чем любое другое Евангелие, закладывает богословские основы литургической жизни новозаветной Церкви, определяемой двумя главными таинствами: Крещения и Евхаристии. Синоптические Евангелия единодушно свидетельствуют о крещении Иисуса от Иоанна в Иордане и о том, как на Тайной Вечере Иисус раздал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Однако подробное богословское осмысление Крещения и Евхаристии в них отсутствует: его мы находим в Евангелии от Иоанна и в посланиях апостола Павла, что сближает этих двух творцов христианского богословия, близких и во многих других отношениях. Крещальная тема присутствует – явно или подспудно – в четырех главах Евангелия от Иоанна, посвященных четырем разным событиям: беседе Иисуса с Никодимом (Ин., гл. 3), беседе с самарянкой (Ин., гл. 4), исцелению расслабленного у Овчей купели (Ин., гл. 5) и посещению Иисусом Иерусалима в праздник кущей (Ин., гл. 7). Дважды упоминается о том, что проповедь Иисуса и Его учеников на начальном этапе сопровождалась крещением, – в Ин.3:22 (после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудей скую и там жил с ними и крестил) и Ин.4:2 (хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его). Объединяет все эти сюжеты образ воды. Представляется целесообразным рассмотреть данные сюжеты в комплексе. Весь этот богатый материал дает достаточно полное представление о том, почему последней заповедью Иисуса ученикам, в каком-то смысле итогом всей Его земной миссии, были слова: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Он также помогает понять, почему Церковь придала таинству Крещения исключительное значение, сделав догматом учение о том, что без крещения невозможно войти в Царство Небесное. 1. Вода – стихия жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В контексте Ин. 3:5 , где говорится о рождении от воды и Духа, вода есть орудие или дар Святого Духа, что предполагает наличие Того, Который этим орудием действует. При таком естественном объяснении, что имеется орудие – вода, действие при помощи этого орудия – рождение, и Действователь – Дух, нам понятен икономический смысл Христова Крещения, где возрождает не вода, а Дух. Однако здесь еще не вполне раскрыто непосредственное соотношение Духа и Христа. Следуя логике развития, этого можно ожидать далее. Действительно, в следующей главе, когда Господь обещает самарянке «воду живую» ( δωρ ζν), этот термин указывает именно на Ипостась Духа 531 , а не на Его дар, поскольку причастие ζν, сохраняя силу глагола, имеет значение «тот, который живет» 532 . Ясно видим, что, не различая образы исхождения, отсюда можно было бы заключить, что Дух имеет превечный источник в Сыне. Далее в Ин. 4 " Поклонение Отцу в духе и истине» предполагает уже дары Духа, восходящие к обетованию самарянке, поскольку «вода живая», данная человеку, «сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). Здесь в Ин. 4является очевидным различение Духа и Его даров, проводимое автором, и трудно представить иное исчерпывающее толкование. Эта мысль развивается, находя кульминацию в словах, возглашенных Христом в последний день праздника поставления Кущей ( Ин. 7:37–39 ). Интересна зависимость смысла от пунктуации в этом отрывке 533 : – в традиционном варианте перевода: « кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»; – вариант перевода с другой пунктуацией, встречающийся в древности и нашедший поддержку древнейшей из дошедших до нас рукописей Евангелия от Иоанна: « кто жаждет, иди ко Мне и пей, кто верует в Меня. У Того (т. е. Христа. – Г. 3.), как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». В первом случае подразумевается, будто «вода живая» потечет из чрева верующего, что вызывает затруднение для толкования. Во втором случае «реки воды живой» потекут из чрева Иисуса, Который и обещал дать ее самарянке, поэтому здесь сохранена внутренняя логика повествования (употребление слова «чрево» у LXX и толкование его Златоустом, как говорилось выше, позволяют понимать этот термин в смысле сердцевины внутренней жизни) 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Дионисий Ареопагит Об именах Божиих, 1, 4. Раннехристианское богословие неустанно комментировало один из текстов Павла. Это отрывок из Послания к Ефесянам: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф. 4,16 ). Отец есть Бог над всеми, принцип всякого бытия. Воплощенный Сын есть Бог с нами. Это не кто иной, как Логос, образующий мир Своими творческими словами. Дух есть Бог в нас, Дыхание, Pneuma, оживотворяющая все и приводящая все вещи к их усовершению. Логос предстает как порядок и разумность, Пневма – как движение и жизнь. Таким образом, скажет Максим Исповедник , созерцание вещи есть обретение троичного опыта: само бытие вещи указывает на Отца, заключенный в ней смысл, логос, говорит о Логосе, а ее устремленность к полноте и красоте являет животворящего Духа. Над всеми – Отец, и Он есть глава Христа. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Через всех – Слово, и Оно есть глава Церкви. Во всех – Дух, и Он есть живая вода, данная Господом верующим в Него, любящим Его и знающим, что есть лишь Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех, нас. Ириней Лионский Против ересей, 5, 18, 2. Отец сотворил все вещи Словом в Духе. Тем самым утверждается Единство Троицы, тем самым провозглашается в Церкви Единый Бог над всеми, и чрез всех, и во всех ( Еф. 4, 6 ): над всеми – как Отец, начало и источник, чрез всех – [действующий] Словом, и во всех – в Духе Святом. Афанасий Александрийский Письма к Серапиону, 1, 28. Блаженная Троица нераздельна и обладает Единством в отношении Себя Самой. Ты говоришь: Отец. Тут же присутствует и Слово, и Дух, пребывающий в Сыне. Ты говоришь: Сын. Но и Отец присутствует в Сыне, и Дух не пребывает вне Слова. Едина благодать, исходящая от Отца чрез Сына и совершающаяся в Духе Святом. Едино Божество… Есть лишь Один Бог, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1 Кор. 13, 1-3) Бабушка Любовь как живая вода. Любое слово или дело, в которых есть любовь, становятся живыми. Бывает, напишешь статью без любви, и вроде все правильно написал, но мучает что-то. Думаешь, что не так... Или готовишь, и все из рук валится, убегает, пригорает. Казалось бы, быт, ерунда, но подумаешь и понимаешь, что был в раздражении или в другом каком-либо состоянии, но не в любви. Или разговариваешь с кем-то и чувствуешь, что говоришь в пустоту. Как об стенку горох. Слово, произнесенное без чувства, не прожитое тобой, не коснется сердца другого человека. Слово, сказанное от души, с любовью, согреет и утешит, воодушевит. И все это в таких мелочах, в таком приземленном быте, который даже не замечается. Многим из нас в жизни повезло встретить людей, которые оставили глубокий, нестираемый след любви в нашей душе. Вроде бы они ничего особенного нам не сделали, не спасли от пожара, не решили наши материальные проблемы, но их объединяет одно – простая любовь. Безусловная, настоящая, бытовая, ненадрывная и, кажется, бесконечная. Наверное, многим посчастливилось увидеть такого человека в своей бабушке. Добрые бабушки – это особый феномен в жизни. Это сокровище. У них, как правило, уже есть время на внуков и есть то, что им можно отдать в духовном плане. Они не тяготятся своей новой ролью, обязанностями, как будто всю жизнь только об этом и мечтали. Наверное, они очень счастливые. Они бросают работу, забывают о том, что общество требует быть «успешной», и буквально отдают себя внукам и семье. Мне они кажутся настоящими женщинами с большой буквы. Их любовь тихая, спокойная, простая, в мелочах. Но это каждодневный труд, просто так его не осилить. Стирать, готовить, купать, успокаивать, читать книжки, делать уборку, заплетать косички, следить за безопасностью, терпеть капризы, слезы – все это мелочи, но именно в них живет настоящая, жертвенная, бабушкина любовь.

http://pravoslavie.ru/69220.html

«Жаждущему дам даром от источника воды живой» ( Откр. 21:6 ), то есть Господь обещает через пророков напитать людей живой водой. Пророк Исаия передает следующие слова Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» ( Ис. 55:1–2 ). Эта жажда и эта вода живая приходят уже в этот мир. Живая вода – это Святой Дух. Как и сказал Господь: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7, 39 ). И вот жаждущий – тот, кто жаждет Бога – насыщается. Помните, как обещано было Христом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф. 5:6 ). Жаждущие и алчущие праведности насыщаются, так как пьют из реки Святого Духа и напиваются этой живой водой святости. Дух Святой приводит их к покою, и они благополучно достигают цели, получают то, чего хотели. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Откр. 21, 7 ). Бог Отец говорит: «Сражайтесь и помните, что вам нужно победить. А если не победите, то все потеряете». Все или ничего. Кто остановился, тот не поднимется на вершину лестницы, поэтому только побеждающий получает награду. Вот как рассуждает апостол: «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» ( 1Кор. 3:22–23 ). То есть побеждающий получает абсолютно все. Если вы вступили в сражение с демонами, вы должны их победить. А обещание сражаться с демонами вы уже дали в момент Крещения, когда присягали на верность Христу как Царю и Богу. «И буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Откр. 21:7 ). Человек достигнет усыновления, обожения – той самой благодати, которая была обещана нам и на которую мы надеемся. Люди станут подобными Богу во всем, кроме единственного – сущности. Как сказал преподобный Максим Исповедник , мы получим абсолютно все, получим все Божественные качества, кроме единосущия. Потому что единосущие предполагает несотворенность. Но люди получат вечность, поэтому станут безначальными. Парадокс. Представляете?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010