Писание предлагает путь правильного развития личности – «хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118: 9), то есть по закону Божиему. Также детям предписывается «повиноваться своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость». Необходимо соблюдение заповеди почитания отца и матери, и, как говорит апостол Павел, «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1, 3). При этом он дает руководство отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4). В другом послании апостол Павел призывает детей быть послушными родителям во всем, «ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3: 20). В целом библейская педагогическая традиция воспринимает дело развития личности как сложный многогранный процесс, сочетающий в себе строгость наказания и родительскую любовь. При этом основным элементом правильного гармоничного (духовного и физического) возрастания является его укорененность в вере в истинного Бога. Святые отцы также много внимания уделяли этой теме. Обязанность родителей – в учебе детей разуму и внушении им добрых правил. Если «родители не оказывают должного попечения», то «души детей будут взысканы от рук их» . Святитель Иоанн Златоуст также напоминает о том, что «мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей» , так как «мы отвечаем за их спасение» . Он же указывает главную цель развития личности: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу» . Так же указывал и преподобный Симеон Новый Богослов. Важность юного возраста отмечал святитель Василий Великий, говоря, что именно тогда «душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы», и именно тогда «надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру». Именно в это время, «когда раскроется разум и придет в действие рассудок», тогда «будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех» .

http://pravoslavie.ru/31258.html

Вообще камень понимался как знак силы, а священные камни – как образы Христа, Который у Отцов Церкви и отождествляется с жертвенником. Причем, сравнение Мессии с камнем очень устойчивое, начиная с пророка Давида: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» (Пс. 117: 22). «Христос становится краеугольным Камнем, т.е. основанием здания или, что вероятнее, главою угла, т.е. замком свода (Мф. 21: 42; Деян. 4: 11; 1 Петр. 2: 4,7). Он обеспечивает таким образом связность святого храма; в Нем созидается и возрастает жилище Божие (Еф. 2:20). Согласно другой метафоре, Христос – непоколебимый Камень (Ис. 28: 16; Рим. 9: 33; 1 Кор. 3: 11; 1 Петр. 2: 6), на который можно опереться с верою, так что верующие, словно живые камни, включаются в строение дома духовного (1 Петр. 2: 5; Еф. 2: 21)». Скала, из которой Моисей извел источник, по мнению ап. Павла, означает Христа (1 Кор. 10: 4). Примечательно, что семасиология соотносит слово «камень» со значением «вода, мокрый». И будет общим местом, если подчеркнуть переименование Симона в Петра – в камень, на котором Основатель построил Церковь. В то же время, Христос остается камнем преткновения для гордых, скалой соблазна и камнем, сокрушающим врагов христианства: «Всякий, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит в прах» (Лк. 20: 17). Как видим, сопоставление живого и неодушевленного в Библии настолько типично, что, наверное, поэтому на данную тему никто из исследователей не писал отдельно. Во всяком случае, наши старания обнаружить чей-либо труд не увенчались успехом. Но такая работа необходима, хотя бы по причине возникновения следующих вопросов: «Какие святые неодушевленные предметы признавал Христос и учил, как им надо поклоняться? В каких документах об этом можно прочесть? Если этого нет, то кто главнее, мессия или его последователи, установившие правила почитания неодушевленных предметов? И чего Христос не договорил, что именно только после его смерти, в нашем мире, надо почитать предметы, которые при Его жизни почитали язычники? Почему при жизни мессии этого нельзя было делать, а после убийства его иудеями - хоть трава не расти?» .

http://pravoslavie.ru/126.html

Архипастырские труды весьма обширны и многообразны, но чем бы ты ни занимался — будь то социальное служение, работа с молодежью, межрелигиозный диалог или проповедь Евангелия — все это без любви теряет свою ценность и нет в том никакой пользы (1 Кор. 13:3). «Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру», — справедливо отмечает святитель Иоанн Златоуст (Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). И поскольку истинность слов познается из образа жизни человека, более всего стремись являть личный пример целомудрия, кротости, терпения, любви и послушания Святой Церкви, ведь никакой пастырь не может дать другим того, чего не имеет сам. Особым твоим попечением должно стать евангельское просвещение людей и возрождение духа общинности на приходах. Церковная жизнь не сводится к внешним обычаям и установлениям — она есть подлинное бытие во Христе Иисусе, которое мы переживаем в Евхаристической Трапезе. Сегодня ты получил не лавровый венок, а колючий терновый венец. Ты вступаешь на тяжелый путь крестоношения, и пусть на этой многотрудной стезе твоими верными и надежными соратниками станут священнослужители и миряне епархии, в соработничестве с которыми тебе предстоит развивать и служение милосердия, и духовно-просветительскую деятельность в регионе. Укрепляясь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10), препоясавшись истиной и облекшись в броню праведности (Еф. 6:14-16), прими жезл сей — зримый символ твоей архипастырской власти, утверждения народа в вере, пасения душ и путеводительства (свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения, 48). Теперь же, исполнившись даров Духа Божия, благослови зде присутствующих, молившихся сегодня о еже показати архиерейство твое непорочным и святым и сотворити тебя подражателем истинного Пастыря Господа Иисуса (из чинопоследования архиерейской хиротонии), Ему же честь и слава во веки веков. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5466107.ht...

Так может нам и теперь поискать выход, там же где когда то был вход? Как сказал один известный проповедник: «я знаю, как решить все проблемы России: надо, чтобы все мужики взяли на себя всю полноту ответственности за свои семьи, а все бабы - начали рожать». Но там где блуд не бывает семей, тем более счастливых, крепких, с той самой полнотой ответственности мужчин и желанием рожать от них женщин. Видимо, для «решения всех проблем России» надо начинать с решения идеологических вопросов, вопросов чистоты отношения полов, с вопросов нравственности - с того самого о чем докладывал немецкий врач. С того, что по-христиански зовется благочестием. С того, что пестовал в избранном народе Господь. С вопроса строительства традиционной патриархальной семьи, где не обойти и вопрос о восстановления каждого чина в своем достоинстве. У нас в народе говорят: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Но делать его нужно. Долго, трудно, но нужно. Иначе - гибель. Во всех смыслах. И наоборот: на пути строительства патриархальной многодетной семьи есть масса утешений, например: простое человеческое счастье. В полном соответствии с обещанием Спасителя: «воз­мите иго моé на себé и научитеся от­ менé, яко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обрящете покóй душáмъ вáшымъ:иго бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть» (Мтф.11:29-30). И начинать, конечно, нужно каждому с себя - со стояния в личном благочестии. Этим стоянием очищать храм своей души. Работая над собой, строить храм своей малой Церкви - семьи. И опять - строить её не на безчинстве, а честно взяв на себя то, что должен понести сообразно чину, не похищая того, чего тебе Бог не давал. Строить в любви и взаимном уважении: мужьям - стараться обращаться с жёнами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1Пет.3:7). Наставлять детей своих в учении Господнем (Еф. 6, 1). Женам - пребывать в вере, любви святости с целомудрием и спасаться чадородием (1Тим.2:15). Детям - повиноваться своим родителям и почитать их (Еф. 6, 1). И все это вместе не может существовать без Церкви основной - существовать вне мистического Тела Христова.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/26/vy...

Штундист. Как отвергаемся Его, если мы оставили всякую скверну, чтобы быть угодными Христу, чтобы быть с Ним? Миссионер. Отцеживаете комара, а что проглатываете, что теряете? Вы потому отвергаетесь Христа, что отвергаетесь Церкви Его, которая по учению Апостолов, есть тело Его ( Еф.1:22–28 ). Как вы можете быть милы, угодны или близки Христу, когда вы отпадаете от Него, как гнилой член от тела? Или отпадаете от Него, от Лозы, как сухая ветка: какая жизнь может быть в вас и куда вы годны в своем отпадении ( Ин.15:6 )? Вы отвергаетесь Христа, а потому, и враги Ему, ибо не слушаетесь данных Им пастырей и учителей ( Еф.4:11 ), о которых Он говорит в Евангелии: «слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас Мене отметается» ( Лк.10:16 ). Вы отвергаетесь Иисуса Христа потому, что отвергаетесь таинственного общения с Ним в Таинстве Св. Евхаристии и в своем нечестии некоторые из вас доходят до того, что страшно ругают Его.... страшно и сказать: пречистые Тело и Кровь Его называют скверной, а все вы называете Крест, который есть сила Божья и Божья премудрость нам во спасение ( 1Кор.1:18 ), шибеницей, виселицей; иконы Спасителя зовете идолами, Матерь Его Пречистую, Ангелов Его и всех святых угодников Его, храм имени Его – все то, что украшено Святым именем Его, все то, что весьма дорого и любезно сердцу Его, вы страшно бесчестите, поносите и порицаете. Какие же вы, после этого, близкие или милые друзья Ему, если это положительно творить будет первый враг Его – антихрист ( Откр.13:6 ), который явится при конце мира и которого Христос убьет духом уст Своих? Что вы хотите, чтобы мы, отцы духовные, сдруживали своих чад с вами, чтобы и они были достойны такой же участи и такого гнева Христа? Никакой добрый и совестный человек никому не хочет никакого зла, а тем более отец своим чадам и притом – вечной погибели. Штундист. Какой погибели? Миссионер. А той, о которой возвестил Сам Христос таковым сказав: Кто исповест Мя пред человеки, исповем Его и Аз пред Отцем Небесным, а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32–33 ). Кто не со Мною, тот против Меня ( Мф.12:30 ). Такие по справедливости в нынешнее время называются устами св. апостола Павла врагами креста Христова ( Флп.3:18 ), а в день суда Христова будут названы проклятыми и будут удалены на вечные веки от глаз Его ( Мф.25:11–12:41 ), и достойно, так как попрали и в ничто поставили все поты и труды Христовы на земле, претерпенные и принесенные за наше спасение, старались с остервенением разрушить поставленный Богом жертвенник и в ничто обратить и Самую Жертву Страдальца Христа ( Евр.10:29 ). Неужели может быть другое какое-либо равное пред Богом, а не только большее сему, преступление? Подумайте же, какое таким должно быть и наказание, если за попрание закона Моисеева определил Бог побиение камнями, то за попрание Сына Его, что должно определить Его правосудие ( Евр.10:29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

2) Конец искупления сего, и от толиких бед избавления есть слава Божия. Но и мы искуплению сему Христову должны соответствовать, то есть служити ему преподобием и правдою пред ним вся дни живота нашего ( Лк.1:75 ); творить добрые дела, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит.2:1314 ). III. Время благодати и спасения, о коем говорит Павел: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). Ныне в Царстве благодати, желая Христос спасения всей Церкви своей, говорит к ней: востани, прииди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя ( Песн.2:10 ). Церковь Божия, или верные называются голубицею, в рассуждении простоты веры, и в рассуждении духовных крыльев надежды. Сими крыльями взлетает праведный Симеон ко Богу, глаголя: видеша очи мои спасение твое ( Лк.2:30 ). Говорит Христос в приведённом месте к Церкви своей: востани. Как повелевает Христос восстать? Верный христианин α) должен восстать чрез покаяние от сна греховного, о сем говорит Павел: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф.5:14 ). β) Должен верный восстать от одра всех пороков, взлететь верою и надеждою от мирских вещей и дел – к Божественным, от плотских – к Небесным, от тьмы – к свету, от скверн – к чистоте, от сатаны – к Богу. Востани, прииди ближняя моя, – говорит Христос: христианин должен немедленно идти ко Христу. К сему возбуждать должны (1). Краткость жизни человеческой. (2). Долгота пути. (3). Отдалённость Отечества: отечество наше на небесех есть. (4). Бодрость душевных разбойников наших, каковы суть диавол, мир и плоть; а для сего 1) Должны мы время искупать, как Павел говорит: искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф.5:16 ). α). Искупать время – значит благодати Божией, предложенной для покаяния, не презирать, дабы нам некогда Бог сих слов не произнёс: звах, и не послушасте; и простирах словеса, и не внимасте, но отметасте моя советы и моим обличением не внимасте: убо и аз вашей погибели посмеюся ( Притч.1:2426 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

1Сол.5:4 .  Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Но раз день Господень придет как тать, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В 4 ст. чтение κλπτης лучше, чем κλπτας ( Α и Β), ибо первое лучшее всего оттеняет внезапность наступления дня Господня на подобие непредусмотренного прихода вора. Вся же сила стиха заключается в словах οκ στ ν σκτει. «Вы не во тьме нравственной, – как бы так говорит Ап. Павел, – чтобы день Г. застал вас неподготовленными. Вы сыны света – вы были некогда тьма, теперь вы свет во Христе. Вы не только просвещены, но вы все время и движетесь в сфере дня. Но если вы живете во свете, вы должны бодрствовать и трезвиться, а не спать духовно, как язычники и иудеи». Фигуральное выражение «свет» в приложении ко Христу широко использовано св. Иоанном Богословом ( Ин.8:12, 9:5–6 ). Первый долг христианина – бодрствование: но оно должно сопровождаться и «трезвлением» – не только умственною пробужденностью, но и нравственною самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию – парусии. 1Сол.5:5 .  Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. 1Сол.5:6 .  Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. 1Сол.5:7 .  Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Ап. Павел намекает здесь на картину полных возлияний, свидетелем которых он мог быть в Ф. и Коринфе. 1Сол.5:8 .  Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, Новое сравнение христианина с воином, готовящимся к битве. Это место интересно сравнить с Еф 6:14–17 . Здесь мы читаем: броня « веры и любви», а в Еф. « броня праведности»; здесь « шлем надежды спасения», там, « шлем спасения». Любовь – здесь – упомянута на втором месте – сравни 1Кор 13:13 ; в Еф. любовь совершенно опущена. « Надежда» – в согласии с общим духом послания к Ф., поставлена на последнем месте (смотри 1Сол.1:3 ). Основой для всего стиха могли служить след. места у Ис.59:17 и Прем. 5:17–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол Павел в Послании к Ефесянам советует христианам стремиться соблюдать единство духа, которое связано с Единым Господом Богом в единой вере и едином крещении. Вот что он пишет: «Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира. Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4: 3–6). Единство веры связано единым Господом, единой верой, единым крещением, единым телом, единым духом. Далее апостол Павел говорит об единстве в обожении: «И Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4: 11–13). Это значит, что единство веры связано с познанием Сына Божиего и имеет своей целью совершенство, чтобы человек пришел в меру возраста и исполнения Христова, то есть к обожению. В той же системе координат действовали и отцы Церкви. Они пытались сохранить единство Церкви на основе данной в откровении веры, изгоняя из Церкви еретиков, которые своими лжеучениями нарушали единство Церкви. Ересь, а не истина нарушает единство. Анафеме еретиков предавали, чтобы обезопасить единство веры и единство Церкви. Святые отцы, удаляя еретиков от Церкви, не разрушали единство, а защищали его. Любое другое толкование есть не что иное, как ложная трактовка Вселенских соборов Церкви. Ересь, а не истина нарушает единство. Авва Дорофей связывал соединение христиан между собой с единомыслием. Такое отношение неоднократно прослеживается и у апостола Павла. Например, к христианам Рима он пишет: «Бог же терпения и утешения да даст вам тожде мудрствовати друг ко другу о Христе Иисусе, да единодушно едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 15: 5–6). С такими же словами апостол обращается и к филиппийцам: «Аще убо кое утешение о Христе, аще кая утеха любве, аще кое общение духа, аще кое милосердие и щедроты, исполните мою радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни» (Фил. 2: 1–2).

http://pravoslavie.ru/102103.html

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» употребряется в схожем с книгой Иова значении, причем Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции (διβολος): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» ( Пс.108:6 ). В Ветхом Завете содержится немало мест, где слово ‏‎ (сатан) означает военного противника или просто противника: на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом πβουλος, т. е. «злоумышленник». Например: «Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ). Порой же, наоборот, речь идет о сатане, но называется он в Ветхом Завете другим словом, как в третьей главе книги Бытия змей (по-еврейски , нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом ‏‎ (сатан), но подразумевается там именно сатана. При этом некоторые святые отцы (например, свт. Иоанн Златоуст ) считали, нет однозначных оснований утверждать, что змей, искусивший Еву, был действительно змеем (в этом случае подразумевается, сатана действовал через змея). В каких случаях читается молитва отречения от сатаны? Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отрекохся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?

http://azbyka.ru/satana

Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом—отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви. Как говорит Царь Соломон: " Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи " (Притч. 10, 12). Слово Божие поучает нас и о том, что времена меняются: " Всему свое время, и время всякой вещи под небом " (Еккл. 3,1). Было время противостояния, наступило время примирения. Лежащий во зле мир нуждается в свидетельстве о нашем единстве, о том, что у нас зарубежом, с нашими братьями и сестрами на возрождающейся нашей Родине, действительно, " Одно тело и один дух. . . один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас " (Еф. 4, 4-6). И мы, архипастыри, обращаемся к вам, нашей боголюбивой пастве, умоляя вас, по слову Апостола, " поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира " (Еф. 4, 1-3). Христос Воскресе! + Лавр , Митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей + Алипий , Архиепископ Чикагский и Детройтский + Марк , Архиепископ Берлинский и Германский + Иларион , Архиепископ н Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл , Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий , Епископ Ишимский и Сибирский + Агафангел , Епископ Таврический и Одесский + Михаил , Епископ Женевский и Западно-Европейский + Даниил , Епископ Ирийский + Гавриил , Епископ Манхеттенский + Агапит , Епископ Штуттгардтский + Петр , Епископ Кливлендский + Епископ Амвросий 4/17 мая 2006 г. г. Сан-Франциско Источник: Официальный сайт РПЦЗ Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010