" Избавляюще го от истления жизнь твою» ( Пс.102:4 ). Отведенных в Вавилон пленников Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и обла­чил нас в одежду нетления. «Ибо благодатью вы спасены через веру, – говорит божественный апостол, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ); и опять: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим.1:15–16 ). Вот венец благо­дати и человеколюбия. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис.61:10 ). И немного спустя: «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» ( Ис.62:3 ). Все это дары жениха, потому что невеста принесла одну только веру. " Исполняюще го благие желания твои, обновится, как у орла, юность твоя» ( Пс.102:5 ). Так как есть худые желания, которые и закон запрещает, то хорошо прибавил он: «благие», потому что испол­няет Господь благие наши желания. »Просите, – говорит Он, – и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» ( Мф.7:7–8 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). " Обновится, как у орла, юность твоя». Опять и это обновление нам даровал Господь – во святом крещении, когда, очистив старость греха, сделал нас, уже соста­рившихся (грехом), юными. Согласно с этим говорит Бог чрез пророка Исаию: «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:31 ). Так как при создании мы получили божественный и царственный образ, а потом испортили и омрачили его всякого рода грехами, то пророческое слово и обещает нам вос­становление в царском достоинстве. Орел – царственная птица и считается царем птиц. Этим указывает нам и образ божественной славы, что она обновляется в нас отложением ветхого человека и облечением в нового, обновляемого в познании Творца. Так, гово­рит, будет обновлена твоя юность, что она всегда и впредь будет обновляться в нетленной жизни. Так как орел из всех птиц самая царственная и достигает в своем полете наибольшей высоты, а с другой стороны – из всех животных единственное способное смотреть на сияние солнечного света и выдерживать его, не закрывая глаз, то вполне справедливо обновление души, полет ее от земли на небо, и будущую жизнь ее в высочайшем свете, пророк срав­нил с природой орла. " Господь – творящий милостыни и судь бу всем обижаемым» ( Пс.102:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иисус Христос, научая нас самоотвержению, подает нам и пример, как распинать плоть. Он жил в нищете и убожестве: не для того ли, чтобы наша греховная плоть не обогащалась и не роскошествовала? Он подвизался, постился и молился: не для того ли, чтобы наша плоть не предавалась неге и беспечности? Он был кроток, смирен и послушен даже до смерти воле Отца Своего: не для того ли, чтобы наша плоть научилась не раздражаться, не превозноситься и не выходить из послушания духу, – своему владыке? Он претерпел скорби, страдания: не для того ли, чтобы и она научилась терпеть скорби и страдания, какие пошлет нам Господь. Он умер: не для того ли, чтобы и мы жили не себе, но умершему за нас ( 2Кор. 5:15 )? Так вся жизнь Христова есть живой образец для подражания Ему в самоотвержении. Христос пострада по нас, говорит св. Петр, нам оставль образ, да последуем стопам Его ( 1Пет. 2:21 ). Что ж? Подражаем ли Христу? Не носим ли доселе тоже имя, какое носили по естеству? Не находится ли дух наш в рабстве у плоти? Правда, мы отрождены водою и духом ( Ин. 3:5 ), мы нова тварь ( 2Кор. 5:17 ), созданы во Христе Иисусе на дела благая, яже предуготова Бог, да в них ходим ( Еф. 2:10 ). Но кто не чувствует в себе греха и после отрождения, когда чувствовал его Апостол и говорил, что не живет во плоти его доброе ( Рим. 7:18 )? Кого из нас не побеждает плоть, когда не могли устоять против искушений ее великие подвижники веры и благочестия? И потому, кто невиновен более или менее в делах плоти, исчисленных у Апостола? Подумаем о спасении, послушаем Господа, последуем Его примеру, распнем плоть свою: иначе – погибнем! Что такое страсти и похоти? – Страсти и похоти суть не что иное, как сильные движения растленной воли, затмевающие ум и возмущающия чувства. Они происходят от влияния внешних предметов на наше самолюбие. Чем действие сих предметов живее, тем сильнее воспламеняется в нас любовь к прелестям их и блеску. К каким предметам прилепляется любовь своими желаниями, с теми соединяется и своим названием. Любовь к удовольствиям чувственным называется сластолюбием, любовь к богатству – сребролюбием, любовь к почестям и славе – честолюбием. Все же сие, по слову св. Ап. Иоанна, есть похоть плотская и похоть очес, и гордость житейская ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Миротворческие усилия Московского Патриархата на Ближнем Востоке продиктованы евангельским учением о стремлении к миру как одной из основополагающих ценностей человеческого рода. Миротворчество присуще Церкви как одна из важнейших миссий её служения в окружающем мире. Содействие утверждению мирного сосуществования между людьми опирается на Священное Писание и Предание Церкви, подтверждено историческим опытом бытия Церкви. Мир является даром Божиим и благословением от Господа. «Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 29, 11), можем мы найти у псалмопевца Давида. Другой ветхозаветный пророк Исайя восклицает: «Господи! Ты даруешь нам мир» (Ис. 26, 12). Христос благословляет Своих учеников «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27). Перенимает это благословение апостол Павел, жизнь и служение которого были тесно связаны с древней Антиохией, и, в свою очередь, благожелает верующим: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3, 16). В основании церковного миротворчества лежит любовь к человечеству как венцу творения Божия, стремление защитить священный дар жизни, заповеданные Иисусом Христом: «…Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39; Мк. 12, 30-31; Лк. 10, 27). Призыв к миротворчеству как неотъемлемой составляющей нравственного роста и совершенствования человека содержится в Нагорной проповеди Иисуса Христа, где среди заповедей блаженств упоминается следующая: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). О значении воплощения в жизни христианина этой заповеди свидетельствует обещанное сыновство, как теснейшее отношение между человеком и Богом. Данная заповедь была воспринята апостолами и передана первым христианским общинам и всем последующим поколениям христиан. Апостол Павел побуждает «искать того, что служит миру» (Рим. 14, 19), «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 15), а апостол Пётр призывает: «…ищи мира и стремись к нему» (I Пет. 3, 2). Вся апостольская проповедь проходила под знамением мира.

http://bogoslov.ru/article/4220472

Наверное, любой протестант скажет, что деноминация, к которой он в настоящее время принадлежит, и есть Церковь Христова. Но ему хорошо известно, что его деноминация появилась по историческим меркам недавно — от нескольких лет назад до, в лучшем случае, начала Реформации. Но где, в таком случае, была Церковь Христова до этого времени? Та самая, которую создал Христос и которая описана в Деяниях апостольских? Мне встречалось два вида ответа на этот вопрос у протестантов, назовем их условно радикальный ответ и мягкий ответ. Начнем с первого, поскольку он является более классическим для протестантизма. Этот радикальный ответ можно выразить так: изначально была Церковь апостольская, а затем, уже со II века, появились искажения в ее учении, и Церковь утратила апостольское вероучение из-за того, что привнесла разные ложные практики и идеи в его чистоту, заимствуя их из язычества. Некоторые даже говорят, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством» 1 .  1 Баптисты, их задачи и цели. Ростов-на-Дону, 1909. С. 8. Те же идеи высказываются и современными протестантскими авторами. И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апостольское учение будто бы вернули. Ну, с XVI века — это если «старые» протестанты: лютеране, кальвинисты. А «новые» протестанты, такие, например, как баптисты, адвентисты, пятидесятники, возникли в еще более позднее время. И зачастую создание новых протестантских деноминаций сопровождалось подчеркнутым разрывом с предшествующей традицией. Например, основатель баптизма Джон Смит в 1609 году крестил себя сам, поскольку был убежден, что истинной Церкви больше нет, и ее нужно создавать заново. Давайте посмотрим, соответствует ли Библии эта идея про исчезнувшую Церковь? Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, она всегда останется той же «славною Церковью... святой и непорочной» (Еф. 5: 27), «домом Божиим... столпом и утверждением ис-тины» (1 Тим. 3: 15), какой ее изображают апостолы в Писании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

О Б. как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Как сила понимается Б. ап. Павлом : «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор 12. 9). Природе Божественной силы много внимания уделяется в «Ареопагитиках» ( Areop. DN II 4-5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями» (см. Нетварные энергии ), «Божественной славой», «лучами Божества», «божествами», «нетварным светом» (см. Фаворский свет ) и свидетельствует о различении между сущностью Бога и Его действованиями. С учетом апофатизма и антиномизма правосл. учения о Божественных энергиях эту силу можно определить как проявление Божественной природы. Поэтому ею обладают все три Лица Св. Троицы, независимо от их ипостасных свойств, что дает основание ап. Павлу приписывать ее любому Божественному Лицу. Так, он определяет ее как Б. Бога Отца (Еф 1. 6), называет «благодатью Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 16. 20), призывает на христиан «благодать... и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор 1. 3). Не употребляя словосочетания «благодать Святого Духа», апостол вместе с тем постоянно говорит о «силе Духа Божия» (Рим 15. 19), живущей в христианах, укрепляющей их и помогающей им приносить свои молитвы Богу (Рим 8. 26; и др.). Лица Св. Троицы проявляют Б. в совместном тройческом действовании. «Действие несозданной сущности,- пишет свт. Кирилл Александрийский ,- есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу, так что по триипостасности действие относится к каждой из них, как свойство совершенного Лица. Итак, Отец действует, но через Сына в Духе. Сын действует также, но как сила Отца, поскольку Он от Него и в Нем по собственной Своей ипостаси. И Дух действует также, ибо Он - Дух Отца и Сына, Дух всемогущий и сильный» ( Суг. Alex. De S. Trin. 6). При общности тройческого действования в тайне домостроительства тем не менее можно усмотреть различные модусы благодатного проявления каждого Лица.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Послушайте, что говорит об этой страсти святитель Иоанн Златоуст: «Как водяные пузыри скоро лопаются, так и высокомерные легко погибают. Если ты не веришь этому, то представь мне человека наглого и высокомерного и увидишь, что от случайного обстоятельства он приходит в большую робость, чем иной от падения. Как хворост быстро обращается в пепел, едва вспыхнет охвативший его пламень, а толстые деревья нелегко воспламеняются и долго поддерживают пламя, так души твердые и непоколебимые с трудом и воспламеняются, и сгорают, а над слабыми в одно мгновение времени совершается и то, и другое». Задумаемся над этими словами. К каждому из нас обращены слова из притчи: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И слова апостола: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Гордость - это один из самых трудно обнаруживаемых пороков. Блуд, гнев, уныние и другие страсти легко в себе увидеть, и мы их хотя бы начинаем стыдиться, а гордость самим без сторонней помощи обнаружить труднее всего, так как она искусно прячется за добродетелями. Мы делаем какое-то хорошее дело и тут же, если не умеем различать помыслы с помощью молитвы, обкрадываемся гордостью. Все то, что мы делаем в Церкви: молимся, каемся в своих грехах, причащаемся, помогаем чем-то другим людям - должно приводить нас не к гордости, а к смирению, потому что, как объясняет прп. Исаак Сирин, «воздаяние бывает не добродетели и не труду ради её, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые будут напрасны». По мысли святителя Иоанна Златоуста, ставший на путь спасения человек «никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и занята тем, что касается её самой». Рождественский пост - это время, когда мы призваны украсить свою душу различными добродетелями, дабы она была каждую минуту готова принять, как вифлеемские ясли, Богомладенца Христа, а в Его лице любого человека, нуждающегося в нашей помощи и поддержке. Но чтобы, подобно вифлеемским жителям, не оказаться к этому совершенно не готовыми, особенно вооружимся против порока гордости. Никогда, хоть какие бы великие добрые дела мы ни совершали, не нужно ими превозноситься. Тогда душа наша будет всегда готова к встрече со Христом и в этой жизни, и в жизни вечной. Источник: Православная жизнь

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/5/poc...

Потом эта вера, надежда и любовь к Богу возросла и окрепла в них настолько, что они, облеченные силою свыше, благодатью Святого Духа, стали явственно и ощутительно чувствовать невидимые действия Святого Духа и стали мыслить и говорить, чувствовать и действовать, как Дух Божий давал им провещевать. И с тех пор водимые Духом Святым апостолы пронесли евангельскую весть по всей вселенной, и из принявших ее народов образовалось Царствие Божие на земле, или Святая Церковь Христова... И мы, христиане, причастники сего Царствия Божия, через Таинство Крещения введенные в Церковь Христову и получившие печать дара Духа Святого и теснейшим образом соединяющиеся со Христом в святейшем Таинстве Тела и Крови Христовой и по примеру святых апостолов призванные следовать за Христом, должны словом и делом исполнять учение Христово и не расточать даров Святого Духа на дела тьмы века сего. А дела тьмы кому неизвестны? Они теперь на каждом шагу. Назову главнейшие из них: удаление от Бога и Его Святой Церкви, разврат, гордость людей мира сего, а отсюда и все прочее – воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее. Итак, возлюбленные о Господе, “блюдите себе како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии, ибо дни лукавы суть” [Еф. 5, 15-16]. Да будет с вами Господь. Ему же честь и поклонение во веки веков. Аминь» . Есть вольнодумцы, есть закоснелые и нераскаянные грешники, которые, хотя и называются христианами, но и мыслят не по-христиански, и беседуют не похристиански, и живут не по-христиански. По их рассуждениям и по их жизни видно, что они и словом и делом не исповедуют Христа своим Господом и Искупителем, видимым образом отрекаются от Него, отрекаются от следования Его Божественному учению. Кто отрекается от Христа и Его учения ради любви или угождения своим родным, тот не достоин именоваться учеником Христовым. “Кто любит отца или мать... сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” [Мф. 10, 37]. Итак, Господь требует от истинных христиан, чтобы они твердо исповедовали Христа и Его учение исполняли, хотя бы пришлось для этого отказаться от последования самым близким и родным, если они отводят от Христа и ведут к погибели души.

http://fond.ru/kalendar/416/petr/

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная. «Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни... Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2). Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», - говорит муж жене у Златоуста. «Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».             Для чего установлен брак? Брак не есть всего лишь " способ устроения " земного бытия, не есть " утилитарное " средство для продолжения рода - хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак - это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак " тайной " (или " таинством " , что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак " таинством " , Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой " плотью " со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

http://pravoslavie.ru/450.html

Слышите, время нам дано взаймы и мы перед лицом вечности дадим отчет о том, как его использовали. Отдавали ли его торгующим ( Мф.25:27 ), т.е. ближним своим, приобретая на него любовь, милосердие, сострадание и прочие христианские добродетели, или же тратили его на ту блудницу ( Откр.18:2 ), с которой любодействуют цари земные, и от великой роскоши которой богатеют купцы земные ( Откр.18:3 )? Их богатство – это земные утехи и все те фальшивые ценности, которые уничтожаются вместе с самим временем и непригодны для приобретения вечного и непреходящего. Итак, блюдите како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии. Искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф.5:15-16 ). «Время купли для всякого человека есть время настоящей жизни, — говорит св. Симеон Новый Богослов , — и дни настоящей жизни явно суть дни лукавые (злые) для тех, которые не пользуются ими, как подобает». Поэтому «искупайте время, употребляя его как должно». Как искупать время? Св. Феофан Затворник : «Цель времени в вечности, жизнь настоящая дана для приготовления к блаженной жизни в будущем. Кто все к этой цели направляет, не попуская и малым промежуткам своего времени проходить в пустых занятиях, тот все свое время искупает». Не случайно Апостол наименовал лукавыми днями дни нынешнего века, старающегося использовать все наше время на делание зла. Отсюда, именно деланием добра мы как бы выкупаем наше время у нынешнего лукавого века, превращая его из дней настоящего века в дни века будущего. Характерной чертой будущего века является неизменность. Правильно пользующийся временем приобретает ту же черту в отношении добра. Поэтому можно сказать, что «всякий человек, живущий в настоящей жизни целомудренно, праведно, благочестно и мужественно, с благодушным терпением переносящий все притрудности и прискорбности искушений и бед, причиняемых видимыми и невидимыми врагами, всякий такой мудро искупает время и успешно деет куплю, наперекор злым дням настоящей жизни». Именно это, скорее всего и имеет в виду Церковь, когда началом нового своего года считает седьмой месяц, в который все возросшее из земли вновь возвращается в землю, напоминая нам о тленности земных предметов. Этим как бы невольно отвлекается интерес наш от земного, направляясь к небесному.

http://azbyka.ru/video/91-cerkovnyj-indi...

Убеждая верующих быть единомысленными в вере, апостолы в то же время советовали им уклоняться от неправомыслящих, производящих разделения и соблазны. Аще кто приходит к вам, говорит Иоанн Богослов христианам, и сего учения (Христова) не приносит, не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите ( 2Ин.1:10 ). Молю же вы, братие, писал ап. Павел, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научистеся, и уклонитеся от них ( Рим.16:17 ). Требуемое единством Церкви единомыслие в вере весьма возможно и естественно между членами Истинной Церкви Христовой. Единомыслия в вере не может быть только в том обществе, где нет положительного, определенного учения, где всякий член может думать об истинах веры, как ему угодно. Человеческая природа, как вы знаете, братие, расстроена грехом, а посему разномыслие в понимании учения Христова, раздоры, несогласия возможны в людях, если они только самовольно будут толковать учение Христово, если каждый будет полагаться только на свой поврежденный грехом разум. Истину эту заметил и наш народ, выразив ее в известной поговорке: сколько голов, столько и умов. Между же членами истинной Церкви Христовой единомыслие в вере весьма возможно и естественно потому, что пастыри Церкви преподают не свое учение, а Христово, то, которое изъяснили апостолы и св. отцы, преподают для всех одно и то же учение, не прибавляя к нему, не убавляя и не изменяя чего-нибудь своим умом. Итак, братие, мы должны принимать все учение Христово и притом быть единомысленными со всею Церковью Христовою. Никто не должен полагаться в понимании учения Христова только на свой поврежденный грехом разум, никто не должен обособляться в вере от других христиан и вносить в среду их раздор, – каждый должен веровать так, как верует вся Церковь Христова. Единомыслие в вере должно сопровождаться, братие, и единодушием в молитве и прославлении Бога. Как никто не должен отделяться от Церкви в понимании учения Христова, так точно никто не должен отделяться от Церкви и в молитве. Каждый должен славословить Бога со всею Церковью и когда один молится. Мы выражаем это, приближаясь к Богу молитвами Богородицы и всех святых. Посему и апостол Павел говорит, что Бог Отец прославляется во Христе Иисусе именно в Церкви Его ( Еф.3:21 ). Тот же апостол писал к римлянам: «Бог (же) терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.15:5–6 ). Посему и мы, братие, будем всегда молить Бога, чтобы он дал нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречистное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010