2Кор.2:14 . «Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте». Объяснение. Познание об Иисусе Христе, распространяемое проповедью о Нём, сравнивается с благовонием мира. Образ взят апостолом из Ветх. Завета, где священным миром помазывались священные сосуды скинии священниками и сам первосвященник: Исх.30:26–30 . В Новом Завете Иисус Христос, помазанный Духом Святым паче причастников Своих: Лк.4:18 , распространяет вокруг Себя благовоние во всей Церкви Своей чрез Своих посланников: Мф.10:5 ; Лк.10:1 ; Деян.14:23 . 2Кор.5:20 . «Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Объяснение. Апостолы и их преемники, а не миряне, суть посланники Христа: Мк.6:7 ; Тит.1:5 ; посредники между Ним и людьми: Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; они довершают дело примирения и вместо Христа являются проповедниками о примирении с Богом: Еф.4:11–13 . Кол.1:28–29 . «Которого (Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы предоставить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силой Его, действующей во мне могущественно». Объяснение. Святыми, или совершенными, называются у апостола не отдельные лица, а целые общества – Церковь Христова, идеал которой есть освящение людей: Еф.5:25–27 . Этим-то освящённым членам истинной Христовой Церкви и открылась тайна воплощения Христова: Мф.13:11 ; при этом, для раскрытия тайны поставлены трудиться и подвизаться силой Божией апостол Павел и другие апостолы и их преемники, Богом на то посланные провозвестники Евангелия: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:28–29 . О девственности епископов 1Тим.3:2:4–5 . «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен (честен), страннолюбив, учителен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Понятно, как велика и высока задача христианских миротворцев. Они не только своею личною жизнью, своим миролюбивым в силу любви отношением к людям, но и деятельностью своею, всеми силами стремятся к созиданию мира среди людей, к установлению в обществе миролюбивых отношений, к восстановлению мира там, где он нарушен, через прекращение раздоров и ссор. А для достижения этого нужно как бы проникать в души людей, гасить там бушующие страсти, воцарять любовь, какая царит в душе самого миротворца. В такой своей деятельности они являются ближайшими служителями любящего Бога, Который есть Сам – Бог мира ( Рим.16:20 ; 2Кор.13:11 ), заместителями на земле Христа, величайшего Основателя и Творца мира ( Лк.2:14 ; Ин.16:33 ; Еф.2:14 и др.), истинными благовестниками ( Еф.6:15 ). Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( Рим.16:20 ). «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Прочее же, братие, радуйтеся, совершайтеся, утешайтеся, тожде мудрствуйте, мир имейте. И Бог любве и мира будет с вами ( 2Кор.13:11 ). «Впрочем, братия, радуйтесь, у совершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами». Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лк.2:14 ). «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» …да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир ( Лк.16:33 ). «… чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый ( Еф.2:14 ). «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду». И обувше нозе во уготование благовествования мира ( Еф.6:15 ). «И обув ноги в готовность благовествовать мир». В соответствии с этим Спаситель возвещает миротворцам высокую и великую награду: тии сынове Божии ( Мф.5:9 ). Сынове Божии нарекутся – υιοι θεο κληθσονται [ийи фэу клифисондэ])

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Церковь Христова – это благодатная жизнь духа в совершенном единении с Богом. Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино ( Ин.17:23 ). Церковь – это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:23 ), в ней действует сила Христова, в ней же совершается исполнение Его искупительного подвига. Церковь Христова – это неиссякающий поток благодати Святого Духа, Который свободно изливается в ней, раздавая многообразные дарования, созидая человека в жилище Божие ( Еф.2:22 ) в любви, во всякой благости, истине и правде ( Еф.5:2,9 ). Церковь Христова – это град Божий, имеющий в стенах своих мир ( Пс.121:7 ), мир с Богом, мир в душе каждого, единение духа в союзе мира между собою и со всеми людьми ( Еф.4:3 ). Эта Церковь создана Господом Иисусом Христом и устроена руками апостолов. К апостольскому служению Господь призвал Сам кого хотел, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь ( Мк.3:13 ). В день Пятидесятницы на первых членов Церкви сошла благодать Святого Духа, и с того времени Церковь сама поставляет себе избранных Богом на апостольское служение. В ней никто сам собою не приемлет этой чести ( Евр.5:4 ). Так, Савл, призванный в чудесном явлении Господа Иисуса Христа и принятый в Церковь чрез апостолов, имел обильные дарования пророка и учителя, проповедовал в Дамаске и устраивал Церковь в Антиохии, но стал апостолом не ранее, чем Церковь поставила его на это служение. Так же и Варнава, близкий сотрудник апостолов, любимый в Иерусалимской общине и там прозванный «сыном утешения», апостольское звание свое получил чрез руковозложение Церкви ( Деян.13:1–3 ). Епископское служение – это жребий апостольский. Епископ – соработник апостолов и верный строитель Церкви ( 1Кор.4:2 ; Тит.1:7 ), хранящий таинство веры в чистой совести ( 1Тим.3:9 ). Епископ – архиерей, дающий ответ пред Богом за все происходящее в Церкви и приносящий без гнева и сомнения молитвы Богу «о своих грехах и людском неведении». О спасении людей, о благостоянии Церкви, о мире всего мира и соединении всех приносит епископ мирную жертву пред Престолом Божиим. Епископ, постоянно трезвясь, хранит в душе своей глубокий и неотъемлемый мир, так как только в мирном духе, как в дыхании тихого ветра, ему открывается Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

1 . Господь наш Иисус Христос Сам – основание ( 1Кор. 3:11 ) и Сам – исполнение, краеугольный камень ( Еф. 2:20 ). Ибо от земли и от неба Господь: пришел с неба, будучи Богом, и принял человека от земли и слился с человеком. Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством. Поэтому, когда услышишь об основании, подразумевай Господа; Им как основанием положена мера, и надстраиваемые камни должны быть соразмерны основанию, чтобы постройка была сложена по единому составу: ни окороченные здесь не могут подойти, ни слишком длинные, но прилаживаются равные мере основания. Так и Христос, будучи истинным основанием и краеугольным камнем, в ту же меру совершенства Христова призвал прийти всех людей. Об этом говорит Апостол: Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ); и еще: Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе ( Кол. 1:28 ); и опять: Чтобы вам исполниться всею полнотою Христовой ( Еф. 3:19 ), В эту-то меру призвал Христос прийти род человеческий, в этом строении пригласил соединиться в одну меру с основанием, которое есть Сам Господь, – Слава величию Его. Весь мир предался видимому служению, но у рабов Божиих – незримое служение в тайне, неведомое людям. Как ангельская природа, будучи невидимой, служит в видимом мире невидимому Богу, так и душа, будучи духом, невидимо служит Богу невидимому. И сатана, будучи духом, тоже скрыто воинствует в глубине сердца. Совершающие ныне духовную работу, по апостолу, не против крови и плоти имеют брань, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ( Еф. 6:12 ). Вот сила Божества: будучи незримой, она сотворила видимый мир. И подобным образом душа, будучи незримой, создала мир невидимый. Равно и лукавый неявной силой пленяет человека в видимое служение беззаконию. 2. ВОПРОС. Что значит, что диавол на вопрос: Откуда ты пришел?, ответил: Я ходил по земле, и обошел ее ( Иов.1:7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

20. Ин. 3:20 . ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, Ин. 7:7 ; Еф. 6:12 д.; Иов. 24:16 . 21. Ин. 3:21 . а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Мф. 5:16 ; Еф. 5:8 д.; Еф. 6:10 д. Поясняя это учение о суде, – как он происходит, Спаситель продолжает: суд же состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Чувственный свет есть образ света духовного, духовного просвещения, или озарения, благодати ( Прем. 7:29–30 ; Ис. 45:7, 59:9 ); тьма – образ мрака духовного, богоневедения, ослепления и нечестия ( Ин. 12:35 ; 1Ин. 1:6, 8 ; Еф. 5:8, 11 ; Рим. 13:12–13 и др.). Словом свет ев. Иоанн, у которого преимущественно это слово употребляется в приложении ко Христу и Его учению, иногда называет Самого Иисуса Христа, как источника света духовного, как Учителя и просветителя мира и всякого человека, грядущего в мир ( Ин. 1:4, 8:12, 9:5, 12:35 и др.), иногда – учение Иисуса Христа, просвещающее людей, рассеивающее заблуждения, сообщающее человеку высшее истинное ведение о Боге и человеке, о добродетели и пороке. Этот свет пришёл в мир просветить всех и тем даровать спасение. Но люди, продолжает Спаситель, более возлюбили тьму, нежели свет, не хотели просветиться светом истины, а оставались во тьме заблуждений, по склонности своего сердца – возлюбили (ср. Ин. 5:35 ; Лк. 16:8 ; Деян. 26:18, 23 ; 2Кор. 4:4 ). Так это было постоянно ( Ин. 1:5 ), так это было и во время самого пришествия Спасителя ( Ин. 1:9–11 ). Странное, по-видимому, явление! Спаситель показывает его истинную причину в делах людей: потому что дела их были злы. Ибо всякий, поясняет Спаситель, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Дела суть внешнее выражение внутренних расположений, мыслей и чувств; следовательно, злые дела есть свидетельство о злой настроенности души, проявление злых помышлений и чувств, испорченности ума, сердца и воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   Принеся Себя в жертву за человеческий род, Господь Иисус Христос Своей плотию (σαρκ ατο) убил вражду, то есть грех, разлучающий человека с Богом и человека с человеком, и Его Пречистой Кровию они стали близкими друг другу (см. Еф.2:14, 13). Итак, Крестом примирил Он человека с Богом, «убив вражду на нем» (Еф.2:16). По святому Златоусту, «Господь Иисус Христос примирил людей с Богом, ибо на кресте понес наказание за людей. Слова Апостола «убив вражду на нем» весьма выразительны и очень точны; ничто не может быть выразительнее и точнее их. Смерть Христова, — говорит Апостол, — убила и уничтожила вражду. Сказано: «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим.8:7). А плотские помышления это невоздержание, объядение, самолюбие и вообще всякий грех». «Если смерть Господня, — говорит святой Афанасий Великий, — есть искупление всех и Его смертью разрушается «средостение ограды» — τ μεστοιχον το φραγμο (Еф.2:14) и совершается призвание язычников, то как бы Он тогда нас призвал, если бы не был распят? Ведь только на кресте умирают с распростертыми руками. Посему подобало Господу претерпеть и крест и распростереть руки, чтобы одной рукой привлечь к Себе ветхий народ, а другой — народы языческие, дабы и тех, и других соединить с Собой. Это и Сам Господь изрек нам, давая разуметь, какой смертью Он искупит всех: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32)».    Убив крестом вражду, Господь Иисус Христос истребил грех, единственную причину войны с Богом (богоборчества), поэтому Христово Евангелие — это, собственно, Евангелие истинного мира для всех людей во все времена (см. Еф.2:17). «Бог мира, — говорит святой Богослов, — крестом примирил с Собою нас, ратовавших против Него грехом». Крест Христов — это символ непрестанной войны с грехом, а тем самым и знамение вечного мира с Богом, а также и с людьми, насколько сии последние греху не рабствуют.    Олицетворяя Собою полноту Божества и полноту человечества, Богочеловек явился единственным по совершенству синтезом Божественного и человеческого, небесного и земного, и так Он Своей безгрешной Богочеловеческой Личностью примирил два мира — небесный и земной, сочетав небо с землей. Сделал же Он это особо во всей полноте, когда Кровию Своего креста низложил грех, устранив тем самым единственную причину вражды земли к небу и человеческого бунта против Бога. Это космическое миросозерцание, преисполненное сотериологического значения, выражает Апостол вселенной, говоря: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала вся полнота и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное, и небесное» (Кол.1:19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Через Него Господь, «предопределив усыновить нас Себе... по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей (обратим на эти слова особое внимание), которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (Сыне), в Котором мы имеем Искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его... по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем» (Еф. 1:5—9). Поэтому только «в Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены («к тому» — вставка позднейшая и ненужная, ибо далее видно, к чему «предназначены», см. ст. 12) по определению Совершающаго все, по изволению воли Своей, дабы (вот в чем «предназначение», то есть последняя цель) послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:10—12).    Но не через «упование» лишь на него мы сделаемся наследниками, а будучи — после веры, «уверовав в Него, — запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, но опять в похвалу славы Его», то есть уже и Самого Господа Иисуса Христа как Сына Божия и как Искупителя нашего (Еф. 1:13—14).    Из этих замечательных слов апостола мы видим, что: все произошло от Единосущной Троицы, или иначе, от Бога Отца по благоволению Его, по любви Его «великой»; эта любовь излилась сначала на «Возлюбленного» Сына, воплотившегося Господа Иисуса Христа, а чрез Его искупление уже перешла и на нас, уверовавших в Него и облагодатствованных Духом Святым, Который сочетавает нас со Христом и, обновив, насаждает там же, где и Глава Христос, на Небесах, «усыновляет» Богу Отцу, и так вселяет в Царстве Отца, или Святой Троицы, как для обогащения нас «богатством Славного и блаженнаго наследия Его для святых» (Еф.1:18), так, в особенности, и это самое главное, самое последнее назначение и человека, и всего дела Христа Искупителя и действия Святого Духа в похвалу славы Его», то есть Троицы, и в частности в похвалу славы благодати Его, как замечательно говорит святой апостол, и «в похвалу славы» Сына Его.    Итак, вот последняя цель — общение с Пресвятою Троицею, которое состоит в похвале Ее, и именно всех Трех Лиц Ее: «Отца, благодати (Духа Святаго) и Сына».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

Апостол показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение, потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом. Сказал же Апостол: «естеством чада гнева» , то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так, антихриста наименовал «сыном погибели» (2 Фес. 2:3), то есть достойным погибели. Еф.2:4.   Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою воз­любил нас. Еф.2:5.   И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены. «Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас» , «и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом» . Но, когда были мы столько худы, Владыка Бог, имея бездну благости, «соделал» нас причастниками бессмертной жизни Владыки нашего. Сие разумеет Апостол, сказав: «сооживи Христом» . Ибо, так как воскрес Он, надеемся воскреснуть и мы, потому что в Нем наше преспеяние. Потом Апостол яснее показывает величие дара. «Благодатию есте спасени» . Ибо не за доблестную жизнь нашу призваны мы, но по любви Спасшего нас. Еф.2:6.   И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. «И с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе» . Поелику воскрес Он, и мы воскресли упованием; поелику Он совосседит со Отцом, и мы участвуем в этой чести; потому что наша глава совосседит, наш начаток соцарствует. В наше облекся Он естество. Еф.2:7.   Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. «Да явит в вецех грядущих презелное богатство благодати Своея благостынею на нас о Христе Иисусе» . Величие уповаемых благ ныне совершенно неизвестно неверным, да и верные «якоже зерцалом в гадании» (1 Кор. 13:12); потому что «верою» ходят, а не «видением» (2 Кор. 5:7); но тогда узрят «лицем к лицу» . Тогда и верные и неверные увидят от нас восприятое для всей твари достопоклоняемое естество и соцарствующих святых. «Аще бо... умрохом, — говорит Апостол, — то Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся» (2 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

В житиях святых часто повествуется о том, как бесы, не сумев укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде, и открыто, бесстыдно нападали на них. Слуги диавола принимали вид диких зверей, готовых поглотить отшельника, гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводящих ужас. Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а подсылают своих слуг из числа людей. Так было с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским , на которого по наущению диавола напали разбойники, избили и изувечили, переломав ребра и проломив череп. Вот о какой брани против духов злобы поднебесных говорит апостол Павел. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» ( Еф. 6:13 ). Как воин, идущий на сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. Станьте смело против окаянных бесов, «препоясав чресла ваши», вместо воинского пояса, «истиною» Христовой «и обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Еф. 6:14–15 ). Только тот, кто полон праведности, у кого много добрых дел и духовных подвигов, одет в эту броню, столь страшную для бесов. И теперь, когда на земле повсюду попирается мир, когда готовится третья, небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо тем более «обуть ноги в готовность благовествовать мир» (см. Рим. 10:15 ), нужно восстать всеми силами души против агрессии, интервенций, которые так страшно терзают вовлеченные в борьбу народы. «И паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Эти стрелы непрестанно и ранят, и губят множество человеческих сердец. А нам дан щит – крест Христов. С ним получаем мы власть противостоять и диаволу и бесам. «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:17 ). Наденьте духовный шлем, защищающий не от пуль, не от осколков, а шлем надежды на спасение, надежды на то, что Господь с нами и дал нам силу и власть побороть диавола. А что это за меч Слова Божия? Какова его сила? Апостол Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Этим страшным для врага мечом мы можем творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно и глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный его силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Восстань, Боже, суди землю! Рассуди между ней и человеком! Некогда она возопила кровию убитого праведника и привлекла отомстительный суд на братоубийцу ( Быт.4:10 ). Кровь кропления, лучше глаголющая, нежели Авелева, вопиет теперь от земли к Престолу Божию. Но о чем глаголет эта бесценная Кровь? Об отмщении ли человеку, пролившему ее в недро земное? Дивное таинство домостроения Божия! Она говорит — совсем напротив — об избавлении человека ( Еф.1:1 . Кол.1:14 ), об оставлении его прегрешений ( Рим.3:25 . Еф.1:7 . Евр.9:15 ), об очищении его ( Ин.1:7 . Рим 3, 35 . Евр.9:14 ), о показании правды Божией в нынешнее время, да явится Он (то есть Бог) праведным и оправдывающим верующего в Иисуса ( Рим.3:26 ), о его оправдании и спасении от гнева ( Рим.5:9 ), о преумножении в нем благодати ( Еф.1:7, 8 ), о приближении его к Богу ( Еф.2:13 ), о примирении земного с небесным ( Кол.1:20 )… Таков вопль Божественной Крови! Можно предугадывать, какой суд изречет над землей, принявшей эту ходатаицу человека, Человеколюбец. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и > буду им Богом, а они будут Моим народом… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более… Если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь (Иерем. 31; 31, 33–34, 37). Вот какой суд Бог произносит на жалобу земли. Восстань, Боже, суди землю! И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой ( Быт.2:7 ), по образу Божию (1, 27). Земля, таким образом, получила высокую честь носить на себе живой образ неописанного Бога, в человеке из неразумного бытия возвысилась до богоподобия. Человек создан обладать землей, господствовать над ней. Он ее царь, ее пророк, ее первосвященник, ходатай перед Богом, представитель в Царстве Божием, ее слава, честь, сила, жизнь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010