Еф.3:10.   Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Еф.3:11.   По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем. Да «скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия» , «по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем» . Ибо невидимые силы не знали сей тайны, но по Домостроительству Церкви дознали неизреченную Божию премудрость. Говорит же Апостол: «по предложению век» , то есть предположил сие прежде веков, сотворил же Домостроительством Владыки Христа. Еф.3:12.   В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него. О «Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его» . Ибо, в Него уверовав, Им приведены мы к Богу и Отцу. Еф.3:13.   Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. «Темже молю вы не стпужати си в скорбех моих о вас, еже есть слава ваша» . Посему испрашиваю того, чтобы воспользоваться мне Божиею помощию и ради вашего спасения мужественно перенести встречающиеся скорби. Ибо мое терпение в этом есть ваша слава. Все сие вставлено Апостолом в средину речи; потом обращается он к слову о молитве и говорит: Еф.3:14.   Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа. Еф.3:15.   От Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. «Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа» , «из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется» . Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал Отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же Апостол отцами «на земли» отцов по естеству, а отцами «на небесех» нарицает отцов духовных. Таков был и сам божественный Апостол. И сие дал видеть, пиша к коринфянам, ибо говорит: «Аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих» (1 Кор. 4:15). Посему говорит: «Прося и умоляя, преклоняю колени мои и молюсь Отцу Господа Иисуса Христа, Который подлинно есть Отец, не от другого заимствовал отечество, но Сам сообщил оное другим». О чем же ты молишься?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

«Отчуждени от жизни Божия» . Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную. Говорит же и причину беззакония. «За невежество сущее в них, за окаменение сердец их» . Так и пророк Давид говорит: «Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих» (Пс. 13:1). «Окаменением» же сердца назвал Апостол крайнюю бесчувственность, потому что в теле окаменевающие части не имеют никакого чувства, как совершенно омертвевшие. Сие и сказал божественный Апостол. Ибо присовокупляет: Еф.4:19.   Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. «Иже в нечаяние вложшеся» (здесь должно поставить знак препинания), «предаша себе студодеянию, в делание всякия нечистоты в лихоимании» . Страдали сперва беззаконием, потом пресыщением, потому что, поползнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностию. Потом небоязненно уже отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь растленной жизни. Ибо «лихоиманием» Апостол назвал незнание меры. Из сего уразумеем и сказанное в Послании к Римлянам: «предаде их Бог в неискусен ум» (Рим. 1:28). Ибо назвал так попущение. Здесь же ясно показал, что сами себя предали непотребству. Еф.4:20.   Но вы не так познали Христа. Еф.4:21.   Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе. «Вы же не тако познасте Христа» , «аще убо слышасте Его, и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе» . Таковы наставления злочестия; наставления же Владыки Христа совершенно противоположны. Сообщает же Апостол и самые сии правила. Еф.4:22.   Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях. Еф.4:23.   А обновиться духом ума вашего Еф.4:24.   И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. «Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных» : «обновлятися же духом ума вашего» , «и облещися в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины. Ветхим человеком» назвал Апостол не самое естество, но действенность греха. Ибо крещаемый слагает с себя не тело, но оскверненную греховную одежду. «Новым» же «человеком» нарек жительствующего по евангельскому законоположению. А человеком назвал и добродетель, и порок, потому что людьми они совершаются. И «духом ума» нарек духовное стремление ума. Говорит же, что свойственно новому человеку.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

4). Но если вкушение идоложертвенного является публичным актом, к-рый маловерные или неверующие (не понимающие сути 1-й заповеди) рассматривают как отступление от веры, христианин должен отказаться от этого, чтобы никого не ввести в соблазн (1 Кор 8. 7-13). В Послании к Ефесянам он связывает мысль о единстве истинного Бога с идеей о единстве веры и однократности Крещения (поскольку это таинство есть вхождение в Церковь) (Еф 4. 6), а в 1-м Послании к Тимофею - с учением о том, что только один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). Основные предметы 2, 7 и 8-й заповедей (запреты красть, прелюбодействовать и поклоняться идолам) становятся темами нравственных назиданий ап. Павла: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим 2. 22; ср.: Гал 5. 20; Еф 5. 5). Заповедью о почитании отца и матери ап. Павел обосновывает призыв к детям слушать родителей («ибо сего требует справедливость») и к родителям - воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6. 1-4; Кол 3. 20). Имея в виду запрет прелюбодейства, апостол рассуждает о смысле и ценности брака, а также указывает на уникальность брачного союза, на недопустимость для разведенных повторного вступления в брак (1 Кор 7. 1-11). Он призывает христиан избегать общения с теми, кто лишь внешне являются христианами, но на деле нарушают 1, 7 или 8-ю заповедь (с «идолослужителями», «блудниками», «лихоимцами» или «хищниками» - 1 Кор 5. 9-11); подобные им «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). Нарушителя 9-й заповеди - «любостяжателя» - ап. Павел рассматривает как «идолослужителя», к-рый вместе с «блудниками» «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5. 5). Необходимость исполнения 7-й и 10-й заповедей подчеркивается в призыве апостола в Евр 13. 4-5 к воздержанию от блуда, прелюбодейства и сребролюбия. Предлагаемое им правило действенного покаяния: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4.

http://pravenc.ru/text/171772.html

Рим.16:20 . «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Объясн. Апостол видит истинных последователей Христа уже борющимися со лжеучителями, производящими разделения и соблазны: ст.17–18, и пророчествует, что Бог мира скоро сокрушит учителя всякой лжи – сатану, под ноги их. Этим пророчеством апостол воодушевляет их мужество противостоять врагам истины, о которых подробнее говорится в других местах Писания: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 ; Тит.1:11 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:5 . 2Кор.10:4 . «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы». Объясн. Как прежде христиан апостол сравнивал с храмами Божиими: 1Кор.3:16–17 , так ныне лжеучителей и нечестивых сравнивает с твердынями дьявола: Еф.6:11–12 : 1Пет.5:8–9 , на разорение которых он имеет духовное оружие: Еф.6:14–17 . Гал.1:4 . «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». Объясн. Под «лукавым веком» может разуметься такое препровождение настоящей жизни, в котором открываются случаи к лукавству: Еф.5:10–13 , а также и «дни лукавства»: Еф.5:15–16 . Лукавство происходит от лукавых делателей: 2Кор.11:13–15 , от которых Сам Господь предостерегает: Мф.24:4–5 ; к таковым же лукавым делателям относятся и все лжеучители, вводящие пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:3–4 . Еф.3:18–19 . «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Объясн. Вот плод вселения Христа Господа в сердца, – совершенство разумения! – Где Христос, там и ум Христов, как и апостол говорит о себе: мы имеем ум Христов; 1Кор.2:16 . Но могут ли иметь ум Христов те, которые здравого учения евангельского не принимают: 2Тим.4:3 , не почитают за святыню Кровь завета: Евр.10:29 и, желая быть законоучителями, не разумеют того, о чём говорят: Тит.1:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

с. Эсхатология в Кол. и Еф. В более ранних Посланиях апостола Павла эсхатологическое исполнение рассматривается как событие будущего, при этом не уточняется, близкое это будущее или далекое (1Фес. 4:13–5:11; 2Фес. 2:1–12; 1Кор. 15:20–28 и др.). Воскресение Христово трактуется в них как несомненный залог нашего собственного воскресения в конце времен (1Фес. 4:14–18; 1Кор.15:12–28). В Послании к Римлянам апостол Павел писал, что очищение и оправдание были нам дарованы благодаря Христу, однако окончательное спасение – дело будущего: «… ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем белее, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:9–10). В Кол, и Еф. эта тем трактуется иначе: в Еф., в частности, содержится следующий удивительный текст: «(Бог) нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6). Спасение не дело будущего, но уже сейчас существует в Церкви. У выдающихся современных экзегетов, таких как Дод, Бултман, а вслед за ними и у других, в данной связи (то есть для трактовки этих Павловых текстов, а также Евангелия от Иоанна) был принят термин «наступившая» эсхатология. Вместе с тем, очевидно, что в других новозаветных текстах засвидетельствованы эсхатологические чаяния, обращенные к будущим временам (мы имеем в виду эсхатологические отрывки синоптических Евангелий (Мк.13:1–37; Мф. 24–25; Лк. 21:5–38 ; первые Послание ап. Павла; 1Петр. и др.). Протестантский экзегет Иеремиас предложил выражение «sich realisierende Eschatologie» («эсхатология, находящаяся в процессе осуществления»). Православный богослов Флоровский говорил о «наступившей» эсхатологии, имея в виду, что «уже исполнившееся во Христе» является залогом будущего исполнения. д. Вопрос подлинности и место написания Кол., Флм. и Еф. Существующие точки зрения на проблему подлинности этих Посланий во многом зависят от того значения, которое придают новизне затронутых в них тем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

2). Могла также расположить Апостола к написанию послания нужда утешить Ефесян, скорбевших о бедствиях, постигших духовного отца их и учителя веры. «Посему прошу вас, – пишет он им, – не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава» ( Еф. 3:13 ). 3). Желание предохранить учеников своих от влияния людей, говорящих превратно, дабы увлечь учеников за собой, могло также расположить Апостола писать в Ефес, тем более что он сам пророчески предупреждал о появлении тех зловредных людей ( Деян. 20:30 ), – колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения… Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления ( Еф. 4:14, 5:6 ). 4). Наконец, желал, как видно, Апостол утвердить своих Ефесских учеников из иудеев и язычников во взаимной любви и согласии и побудить их достойно проходить свое высокое христианское звание, а потому и пишет он им: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми и чрез всех и во всех нас» ( Еф. 4:1–6 ) 89 . Время и место написания послания Местом написания послания, как видно из предыдущего, должно полагать Рим, а временем написания первые римские узы, т. е. 62-й или 63-й годы по Р. Х. Что Апостол был узником, пиша послание в Ефес, – об этом неоднократно упоминает он сам в своем послании ( Еф. 3:1, 4:1, 6:20 ). А что это были первые, а не вторые узы, видно из того, что Апостол надеется еще смело проповедовать евангелие и просить Ефесян молиться о нем «дабы ему дано было слово, устами его открыто с дерзновением – возвещать тайну благовествования… дабы он смело проповедовал, как ему должно» ( Еф. 6:19–20 ). Тогда как во вторых узах он уже пророчествует о предстоящей для него близкой смерти: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостолы точно также указывали одну Церковь Христову ( Еф.1:22 ) и выставляли основания для единства. Апостол Павел говорит: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). В этих словах апостол имеет в виду Церковь , которую выше он сравнивал со зданием Божиим ( 1Кор.3:9,10 ). Основанием этого здания, по апостолу, служит Иисус Христос , и другого основания, помимо Иисуса Христа, не может быть. Вместе с тем, в слове Божием Церковь называется также «телом» Иисуса Христа ( Еф.1:22,23 ). Поэтому, если применить эти слова апостола Павла к Церкви, как к телу Христову, то в них мы усмотрим ясное свидетельство о том, что Иисус Христос есть единая Глава единой Церкви, и что другой главы у нее не может быть. В этих словах выражается как бы следующее: «Для Церкви никто не может быть другою главою, кроме существующей, которая есть Иисус Христос». Эта же истина ясно видна и из следующего простого соображения. Церковь, по ясному учению Спасителя, должна пребывать вечно «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Но можно ли ей иметь вечное существование в том случае, если бы она не имела вечной главы? Очевидно, нет. Вечность Церкви необходимо предполагает и вечную Главу. А такою главою не может быть никто иной, кроме одного Иисуса Христа, «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» ( Ин.5:26 ). Церковь одна, поучал апостол Павел, поскольку одно духовное тело Христово, одна Глава – Христос, один Дух, одушевляющий сие тело, одна цель, одна вера, одни таинства: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех» ( Еф.4:4–6 ; 1Кор.10:17 ). Это единство Церкви апостолом понимается, первее всего, не – как единство численное, а как единство всех в существе: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны... стараясь сохранять единство духа в союзе мира; одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф.4:1–4 ). Идеал сего единения: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Еф.2:11–22 . Чтобы дать понять христианам из язычников, как велико дело, совершенное для них Богом ( Еф.2:10 ), Ап. припоминает им, что они до принятия христианства находились в крайне бедственном состоянии в отношении религиозно-нравственном. Их положение было несравненно хуже, чем положение иудеев. Но теперь они примирились с Богом во Христе и, вместе с обратившимися ко Христу Иудеями, составляют единую Церковь Христову. При этом Ап. кратко изображает характер Церкви. Еф.2:11 .  Итак по­мните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезан­ными так называемые обрезан­ные плотским обреза­ни­ем, совершаемым руками, Еф.2:12 .  что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израиль­ского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. «Язычники по плоти» – т. е. язычники имели даже внешний признак особый, именно они не были обрезываемы. – «Так называемые». Ап. этим выражением не уничтожает значение обряда обрезания, которое было знаком завета с Богом. Он хочет только сказать, что евреи не имели основания слишком превозноситься пред язычниками, потому что они не были обрезаны истинным обрезанием в духе ( Рим.2:29 ). – «Без Христа», т. е. не имели определенных предсказаний о пришествии в мир Спасителя-Мессии. – «Отчуждены от общества Израильского», т. е. не пользовались теми преимуществами теократической, вполне благоустроенной жизни, какими пользовались евреи. – «Заветов обетования». Бог несколько раз заключал заветы с патриархами народа израильского, причем давал им разные обетования. – «Не имели надежды» – вообще надежды на лучшее будущее, и в частности на спасение от грехов. – «Безбожники в мире». Язычники, несмотря на то, что у них было много богов, не знали истинного Бога и потому справедливо названы Апостолом «безбожными» ( θεοι ср. Гaл. IV:8 ). – «В мире» – т. е. в своем греховном мире, составляющем прямую противоположность благоустроенному обществу Израильскому. Еф.2:13 .  А теперь во Христе Иисусе вы, быв­шие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» ( Еф. 5:10–11 ). Все должны мы испытывать, ко всему прилагать евангельскую меру Христову, и, если не подходит под эту мерку, должны решительно отвергнуть, следуя только тому, «что благоугодно Богу». А Ему приятны лишь милость и правда. Мы не только не имеем права участвовать «в бесплодных делах тьмы», но не должны и молчать, когда творятся дела беззаконные, когда слышим богохульства, надругательства над нашей верой. Апостол Павел велит не молчать, а обличать. Были великие люди, которые не боялись обличать самых могущественных людей. Не побоялся святой митрополит Филипп обличить Царя Иоанна Грозного, не побоялся юродивый Николай Новгородский поднести ему кусок сырого мяса. И когда Царь сказал: «Я православный, в пост мяса не ем», святой ответил: «Ты делаешь хуже – ты пьешь кровь человеческую». А наш язык не смеет шевельнуться, когда при нас поносят Господа. «Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:13 ). От тех, кто живет во Христе, исходит свет, потому что дела их не требуют покрова тьмы, необходимой ворам и разбойникам. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф. 5:14 ). Встань, не слышащий слов Иисуса Христа, пребывающий в духовном сне! Встань, поспеши, «и осветит тебя Христос», и будешь истинным светом для всех, кто видит тебя и слышит. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» ( Еф. 5:15–16 ). Путь Христов трудный и тяжкий. Идущим по этому пути не надо следовать первому порыву, страстному желанию, каждый свой шаг надо оценивать высшей меркой святости и правды. Всегда нужно дорожить временем, потому что «дни лукавы», и не знаем, что будет завтра. Может быть, скоро мы уже не сможем так свободно идти, как идем сегодня. «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф. 5:17 ). Нельзя ставить себе цели легкомысленно, но должно с рассмотрением намечать пути свои в этой короткой жизни, познавая во всем волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью а) О составе Церкви Мф.16:18 . «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Объяснение. Чтобы быть членом Церкви, созданной «на сем камне», должно соблюдать всё, что заповедано Господом: Мф.28:20 ; утверждать в этом должен был и сам «камень» Пётр: Лк.22:32 ; здание Церкви должно быть полно и законно: Еф.1:23; 2:20–22 ; а не самочинным сборищем: Откр.3:9 . Мф.18:19–20 . «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Объяснение. Что Церковь составляется не из 2 или 3 челов., это видно из: Мф.18:16–18 ; 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–12 . Чтобы составить Церковь , недостаточно только «собраться» 2 или 3, но должно исполнять слова Господа: Ин.15:4–7 ; внутреннее единение со Христом Церкви достигается: Еф.1:22–23; 2:19–20 ; чтобы быть добрым членом истинной Церкви, нужно соблюдать учения предстоятелей её: Мф.28:20 ; Деян.16:4–5 . Деян.13:23 . «Из его-то (Давидова) потомства Бог , по обетованию, воздвиг Израилю Спасителя Иисуса». Объяснение. Бог по обетованию воздвиг Спасителя Иисуса: Деян.2:30 ; Рим.1:3 . Господь Иисус Христос , возносясь на небо, не оставил Церковь Свою неустроенной, но поставил в Церкви пастырей и учителей: Еф.4:11–12 , обещаясь быть с ними до скончания века: Мф.28:20 . 1Пет.2:9 . «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Объяснение. Здесь апостол Пётр, очевидно, называет всех верующих во Христа священством вовсе не в том смысле, в каком эти названия принадлежат пастырям Церкви Христовой, но в том именно, что верующие и освященные в таинствах Церкви имеют дерзновение священнодействовать пред Богом каждый за себя духовно, принося в жертву молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и проч. добродетели: Рим.12:1 ; 2Кор.6:4 . А что не все могут быть в Церкви вообще царями, иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется: 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010