Слова «сия пишу» нужно относить ко всему предшествующему, раньше сказанному Апостолом, начиная с 1Ин1:5 , а не связывать их только с 1Ин.1:10 . Апостол пишет, что Бог есть свет и тьмы в Нём нет никакой, что поэтому общение с Богом необходимо предполагает хождение во свете, а не хождение во тьме, что хождение во свете для нас возможно, потому, что хотя все мы имеем грехи и было бы клеветою на Бога и Его откровение утверждать, что мы не творим греха, но чистосердечное исповедание своих грехов пред Богом соделает то, что Бог, по своей святости и провосудию, простит нам грехи наши и очистит нас от всякие неправды. Всё это, говорит Апостол, я пишу вам, да не согрешаете, т. е. чтобы, помня о необходимости и условиях освящения, вы старались быть свободными от греха, не работали греху ( Рим.1:6 ), грех не обладал над вами ( Рим.6:14 ), а вы были мертвы для греха ( Рим.7:11 ). Но если кто, при всём своём противлении греху и стремлении к освящению, все-таки впадает в грех, он не должен унывать, так как мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа Праведника, Святителя исповедания нашего. Иисус Христос называется Ходатаем, «единым Ходатаем» ( 1Тим.2:5, 6 ), потому что Он умилостивительная жертва за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ), Он примирил кровью креста Своего нас с Богом ( Кол. 1:20 ; Еф.2:14–18 ; Рим.3:25 ). Иисус Христос есть великий Первосвященник, иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о Своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес ( Евр.7:27 ); Он единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися ( Евр.9:26 ). Но ходатайство Иисуса Христа не исключает несравненно отличных от Него ходатаев – святых Божиих, которые являются ходатаями чрез Христа, чрез превосходнейшее усвоение принесенных Им благодатных средств спасения. Так как Церковь Христова едина, все верующие суть члены единого тела Христова, то почему, спрашивается, члены сильнейшие, достойнейшие не могут предстательствовать о членах немощнейших, слабейших? Такое ходатайство необходимо вытекает из закона христианской любви, связующей нас воедино и не позволяющей, чтобы мы думали только о своём спасении, чтобы, достигши оправдания, приступивши к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных ( Евр.12:22, 23 ), не помышляли о спасении, введении в горний Иерусалим и своих ближних. В Откровении определенно говорится, что «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). В другом месте Тайнозритель видит, что «пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ( Откр.1:6 ). Христос кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени. И соделал нас царями и священниками Богу нашему ( Откр.5:9–10 ). Апостолы Петр и Иоанн истинно верующих во Христа здесь называют иереями Богу, царственным священством в том смысле, что в крещении и других таинствах быв освящены благодатными дарами Св. Духа, они имеют дерзновение приступать к престолу благодати, возносить Богу молитвы чрез Иисуса Христа и приносить Ему вместо бессловесных жертв, самих себя в жертву живую и благоугодную и совершать словесное служение (Св. Андрея Кесарийского толкование на Откровение ап. Иоанна). Царями Бог создал нас не для того, чтобы владычествовать над другими, потому что это было бы противно словам Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:26–27 ). Бог создал нас царями, дабы владычествовать над самими собою, над своими страстями и греховными наклонностями. Иереями Бог создал нас не для того, чтобы мы все священнодействовали и сами за себя и за других, совершали таинства, но чтобы приносили в жертву Богу добрые дела, свою непорочную жизнь. Апостолы Петр и Иоанн, называя христиан царями, иереями и народом святым, этим самым указывают на превосходство нравственного состояния христиан, возрожденных и облагодатствованных в таинствах пред состоянием людей некрещенных и невозрожденных ( 1Пет.1:10, 2:10 ; Рим.9:25 ). И в ветхом завете относительно евреев, народа, который был в союзе с Богом, Бог сказал: если вы будете слушаться гласа Моего, соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов… будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх.19:5–6 ). Евреи по сравнению с народами языческими, не знавшими истинного Бога, были народом священным, избранным Богом для служения Ему. Но как и евреи, называясь царством священников и народом святым, в то же время имели установленное от Бога священноначалие, как особый разряд людей, облеченных правом совершать общественное богослужение и приносить жертвы Богу, и это священство было даже наследственным в роде Аарона и его потомков до конца ветхого завета ( Исх.29:9 ); так и в новом завете, хотя и все христиане называются царями, иереями и народом святым в духовном смысле, по обязанности каждого христианина служить Богу своими добрыми делами, тем не менее Христос установил в своей Церкви особый чин пастырей и учителей, чрез священное рукоположение от апостолов и их преемников, получающих особое право на учительство, священнодействие и управление в Церкви ( Еф.4:11–14 ; Деян.20:28 ; 1Кор.4:1 ; Тит.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Чашу», наполненную вином, разбавленным, по обычаю, водою. – «Благодарив»: произнесши слова благодарения Богу и благословения. – «Пейте из нее все». «Почему выше не сказал: «приимите, ядите все», а здесь сказал: «пейте из нее все»?.. Поскольку твердую пищу можно принимать не всем, а только тем, кои имеют совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь Христос: «пейте все»» (Феофил.). – «Кровь Моя»: не образ, не символ крови, но истинная и действительная кровь. – «Нового Завета»: «как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет кровь Господню. Сим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, почему и упоминает о Завете и вспоминает вместе о первом, поскольку и сей завет обновлен был кровью» (Злат.). – «За многих»: слово многие употреблено вместо все (ср. Рим.5:15,18–19 ). – «Во оставление грехов»: страдания и смерть Единородного Сына Своего Бог Отец принял, как жертву умилостивительную за грехи всего рода человеческого, которые посему и прощаются всем верующим во Христа, и по сей вере причащающимся пречистого тела и крови Его (ср. Ин.1:29 ; Еф.5:2 ; Евр.7:27 ; 1Ин.2:2,4:10 ; Рим.8:32 ; 2Кор.5:15 ). Мф.26:29 . Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. «От плода сего виноградного»: т.е. вина. – «До того дня», или времени, «когда буду пить» и пр. «Поскольку Он беседовал с учениками о страдании и кресте, то опять говорит и о воскресении, упомянувши о царстве и назвавши таким образом свое воскресение» (Злат.). «Свое воскресение справедливо называет Царствием, ибо тогда Он упразднил смерть, явившись истинным царем» (Феофил.). «Но для чего Он пил по воскресении? Для того, чтобы люди грубые не почли воскресение призраком, ибо многие вставляли это призраком воскресения... Итак, дабы показать ученикам, что они ясно увидят Его по воскресении, что Он опять будет с ними, и что они сами будут свидетелями события и посредством видения и посредством дел, для сего говорит: «когда буду пить с вами новое вино», при вашем свидетельстве, ибо вы увидите Меня по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

12:39–40). 22. Ин. 17:22 . И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Ин. 15 д.; Ин. 13 д. 23. Ин. 17:23 . Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Гал. 3:28 ; Еф. 4:3, 13 д.; Флп. 1:27 ; 1Кор. 6:17, 3:1 д. 24. Ин. 17:24 . Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Ин. 12:26, 14:3 ; 1Ин. 3:2 ; Ин. 17:5 . Это единение всех верующих по слову апостолов между собой и Богом Отцом и Христом во Святом Духе Господь определяет частнее, как единение во славе Бога и Христа. Если и в предшествующих словах молитвы о всех верующих (ст. 20–21) тело Церкви созерцается ещё на земле, то здесь (ст. 22–24) оно созерцается уже в небесной славе в единении с Богом в небесном Царстве Мессии. – Славу, которую Ты дал Мне, т. е. славу небесную, в которую вознесён Богочеловек как Искупитель мира (ст. 1, 5, 24), Я дал им, т. е. верующим, дал как возможность сопрославления со Мною, которая перейдёт в самую действительность такового сопрославления (ср. Рим. 8:17, 24, 30 ), и по этой дарованной им славе они будут едино в этой славе между собою и с Нами (ср. прим. к ст. 21 и парал.). Да будет это единое прославленное тело Церкви с главою – Христом в славном единении с Отцом во Святом Духе! – Я в них и Ты во Мне: см. прим. к ст. 21 и парал. 14:20. – Да будут совершены во едино: да будет это единение совершенное во славе, полное, целостное, вполне совершенное. – Да познает мир и пр.: созерцая земное тело Церкви, мир поражённый мало-помалу уверует (кроме совершенно ослепших) в Иисуса как Мессию (ст. 21); созерцая небесное славное тело Церкви, мир не уверует, но познает, т. е. волей или неволей весь даже совершенно враждебный Христу мир созерцанием этого зрелища будет доведён до сознания, что Господь Иисус есть истинный Мессия. Это – та же идея, какую созерцательно выразил св. Ап. Павел в словах об Иисусе Христе: Бог Его превознёс – дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1) Развращенная и бесстрашная жизнь, закону Божиему противная. О таких нравах упоминается во многих местах Святого Писания (в и в прочих. В апостольских посланиях: Рим. 1:21–32 , 1Кор. 6:9–10 , 2Кор. 12:27 , Гал. 5:19–21 , Еф. 5:3–5 , Фил. 3:18–19 , Кол. 3:5, 8 , 1Тим. 1:9–10 ; 2Тим. 3:2–7 , Тит. 1:10, 16 ; Откр. 21:8, 22 и в прочих местах). 2) Пристрастие к временным и мирским вещам, то есть к чести, богатству, золоту, серебру, славе, роскоши и прочим. Ибо «дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Все это не может совместиться с верою, ибо вера от всего того отвращается и одного Бога ищет, любит и к Нему прилепляется. Поэтому апостол нас отзывает от такой любви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин 2:15 ). Поэтому читаем в притче о званых на великую вечерю, что начали все отказываться. Первый сказал рабу, посланному звать: «Я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «Я женился и потому не могу прийти» ( Лк.14:18–20 ). Великая вечеря – это великое и непостижимое наслаждение в небесном царствии. На эту вечерю Бог, Небесный Царь, зовет всех через рабов Своих, пророков, апостолов и проповедников Своего Слова. Но пристрастившиеся к суете этого мира все вместе отрицаются, хотя не устами, но сердцами. Ибо «где сокровище их, там и сердце их», по слову Христову ( Мф.6:21 ). Сюда относится следующее Христово учение: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть Не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ). Кто служит мамоне, а не Богу, без сомнения, не имеет веры, ибо «без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ), следовательно, и служить. Ибо служить и угождать Богу – это одно и то же. Сюда относится Христово слово: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете» ( Ин 5:44 )? И еще: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ( Мф.16:26 )? Ибо вера очищает сердце от любви мира сего. Следовательно, в чьем сердце есть любовь мира сего, в том веры нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

27. Апостол учит нас, что освящает также и Святой Дух: Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (2 Фес. 2:13) 133 . 28. Итак, освящает Отец, освящает и Сын, освящает и Святой Дух, но одно освящение, ибо одно крещение (Еф. 4:5) и одна благодать таинства. 29. Что же странного, если Святой Дух освящает отдельных людей, Сам не нуждаясь в освящении, но изобилуя им? Как я уже сказал, мы уразумели Его величие: подобно тому как палец неотделим от тела, так и Дух Святой представляется неотделимым от Отца. 30. Однако если кто–нибудь считает подобное сравнение относящимся не к единству власти, а к ее умалению, действительно безумен, он словно представляет Отца, Сына и Святого Духа в одной телесной оболочке, воображая различия между Ними как различия между разными частями тела. 31. Я часто говорил, что это сравнение следует понимать как свидетельство единства власти, а не различия, потому что деяния Божьи — это деяния и рук, и пальцев, о чем мы уже читали в Писании: Небеса проповедуют славу Божию, и дела рук Его возвещает твердь (Пс. 18:2); и в другом месте: В начале Ты основал землю, Господи, и небеса — дело Твоих рук (Пс. 101:26). Итак, дела рук — это те же дела Бога, и нет никакого различия в действиях из–за разницы телесных членов, но лишь единство власти. 32. Дела рук — это также и дела пальцев, об этом также говорит Писание: Ибо увижу я небеса — дело Твоих nepcmoe, луну и звезды, которые Ты основал (Пс. 8:4). Почему же считается, что в этом деянии пальцы совершили меньше, чем руки, хотя пальцы сделали все то же, что и руки, как написано: Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим, и деяниям рук Твоих я возрадуюсь (Пс. 91:5)? 33. И хотя мы читаем, что Сын — это рука Божья (ведь сказано в Писании: Не Моя ли рука сотворила все сие? (Деян. 7:50) 134 , — и еще: «Я положил руку Мою под покров скалы» 135 , что относится к тайне воплощения, потому что вечная Сила Божья приняла на Себя телесный покров, однако совершенно ясно, что Писание подразумевает под словом «рука» и Сына, и Святой Дух.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

27. Апостол учит нас, что освящает также и Святой Дух: Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению ( 2Фес. 2:13 ) 23 . 28. Итак, освящает Отец, освящает и Сын, освящает и Святой Дух, но одно освящение, ибо одно крещение ( Еф. 4:5 ) и одна благодать таинства. 29. Что же странного, если Святой Дух освящает отдельных людей, Сам не нуждаясь в освящении, но изобилуя им? Как я уже сказал, мы уразумели Его величие: подобно тому как палец неотделим от тела, так и Дух Святой представляется неотделимым от Отца. 30. Однако если кто-нибудь считает подобное сравнение относящимся не к единству власти, а к ее умалению, действительно безумен, он словно представляет Отца, Сына и Святого Духа в одной телесной оболочке, воображая различия между Ними как различия между разными частями тела. 31. Я часто говорил, что это сравнение следует понимать как свидетельство единства власти, а не различия, потому что деяния Божьи – это деяния и рук, и пальцев, о чем мы уже читали в Писании: Небеса проповедуют славу Божию, и дела рук Его возвещает твердь ( Пс. 18:2 ); и в другом месте: В начале Ты основал землю, Господи, и небеса – дело Твоих рук ( Пс. 101:26 ). Итак, дела рук – это те же дела Бога, и нет никакого различия в действиях из-за разницы телесных членов, но лишь единство власти. 32. Дела рук – это также и дела пальцев, об этом также говорит Писание: Ибо увижу я небеса – дело Твоих nepcmoe, луну и звезды, которые Ты основал ( Пс. 8:4 ). Почему же считается, что в этом деянии пальцы совершили меньше, чем руки, хотя пальцы сделали все то же, что и руки, как написано: Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим, и деяниям рук Твоих я возрадуюсь ( Пс. 91:5 )? 33. И хотя мы читаем, что Сын – это рука Божья (ведь сказано в Писании: Не Моя ли рука сотворила все сие? ( Деян. 7:50 ) 24 , – и еще: «Я положил руку Мою под покров скалы» 25 , что относится к тайне воплощения, потому что вечная Сила Божья приняла на Себя телесный покров, однако совершенно ясно, что Писание подразумевает под словом «рука» и Сына, и Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

33–34. Исполняйте деятельно молитву Господню ( Мф.6:9–13 ), и отложите всякое житейское попечение, чтобы получить от Бога духовные блага ( Мф.7:11 ; Лк.11:14 ). Гл. 7. Ст. 1–2. Не извинителен ты, человек, кто бы ты ни был, судящий другого: ибо тем же судом, которым судишь другого, осуждаешь себя: потому что, судя другого, ты делаешь то же ( Рим.2:1 ). 1. Не судите прежде времени, пока не придет (судить) Господь, который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:5 ). Не злословьте друг друга, братия, – говорит Апостол – по Царскому закону о любви ( Иак.2:8 ): кто злословит брата, и судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон; а если закон судишь, то ты не исполнитель закона, а судья ( Иак.4:11 ), признающий, что закон не добр ( Рим.6:16 сл.). 6. Христос говорит: Не давайте святыни (вашей) псам, и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями (пред подобными свиньям). Посему 1) аще добро твориши, разумей, кому твориши, и будет благодать (благодарность) благим твоим. Сир.12:1 . 2) Во ушию безумнаго ничтоже глаголи, да не когда поругает ( Ин.9:27–28 ) разумная словеса твоя. Притч.23:9 . 7–8. Кто всеми способами, – всякой молитвой и прошением ( Еф.6:18 ) просит у Бога небесных благ (ст. 11), и по воле Его ( 1Ин.5:14 ), с верой и надеждой ( Мк.11:24 ), и не отступно ( Лк.11:8 ); тот получает, чего бы ни просил. 12. Все заповеди Моисея и учение Пророков о любви к ближнему состоят в следующем: «как хотите, чтобы поступали с вами люди; так поступайте во всем и вы с ними». Кто так поступает, то есть, любит ближнего своего, как самого себя, тот исполняет Царский закон ( Иак.2:8 ). 21. Вера без добрых дел мертва (недействительна), как тело без души ( Иак.2:26 ): не всякий верующий войдет в царствие Божие, но только верующий и исполняющий волю Отца небесного. Не слушатели закона, знающие волю Божию ( Рим.2:17–18 ), праведны пред Богом, а исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13, 18 ): блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие оное ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

3) Называется Церковь невестой Христовой. Так апостол ее называет: Обручил вас (к верным говорит) единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2 см. еще: Ис. 62:5; Ос 2:19-20; Еф. 5:32; Откр. 19:7; Пс. 44:11-12). «Обручители» ее – пророки и апостолы. Об этом святой Иоанн Златоуст на слово Павлово: Обручил вас, и прочее, – так говорит: «В мире сем девы пребывают прежде брака, а после брака уже не девы. Здесь же иначе: но если и не девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Так вся Церковь есть дева. Ибо говорит, обращаясь ко всем – и к мужам, имеющим жен, и к женам, имеющим мужей. Но видим, как обручил нас, какое приданое, какие дары нося: ни серебро, ни золото, но царствие небесное». И немного позже: «Образом этого было дело, совершившееся при Аврааме. Ибо он послал раба верного обручить отроковицу языческую (см. Быт. гл. 24). И здесь послал Бог рабов Своих обручить Сыну Своему Церковь – и пророков, свыше вещающих сие: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:11-12); смотри, и апостол, со многим дерзновением вещает и говорит эти слова: Обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (Беседа 23). 4) Называется Церковь Матерью верных. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, – утешает ее Сам Бог через пророка (Ис. 54:1). Она чад своих рождает не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек (1 Петр. 1:23). Воспитывает их и взращивает пищей Божия Слова и святых Таин (см. еще Гал. 4:26-27). 5) Называется Церковь двором овчим. Так Христос называет ее: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит в другом месте, тот вор и разбойник (Ин. 10:1 и следующее). В этом святом дворе верные, как овцы кроткие, незлобивые, мирные, любящие, простосердечные, водворяются и пасутся Господом, Пастырем своим, душу Свою за них положившим, как и пророк поет: Господь пасет меня и ничего меня не лишит, на месте злачном – там поселил меня, у тихой воды воспитал меня (Пс. 22:1-2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

§ 320. Христиане во святом Крещении верою во Христа, Сына Божия, от Бога родились. Ибо «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» ( 1Ин 5:1 ). Следовательно, Бога Отцом имеют, и «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин 1:12–13 ). Потому и Христос, Сын Божий, повелел им Бога призывать как Отца, Бога Отцом своим называть, и молиться так: «Отче наш, Иже еси на небесех», и прочее ( Мф.6:9 ). Итак, долг христианский требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как чада возлюбленные, уподоблялись своими нравами, как увещевает их к тому апостол: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф.5:1 ). Ибо в христианине, который рожден «от воды и Духа» ( Ин 3:5 ), должно быть начало образа Божия, по написанному: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как образ, являющийся в зеркале, подобен первообразу, то есть тому, кто смотрит в зеркало. Иначе бы это не был образ, если бы не был подобен первообразу. Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой о Христе Иисусе сделались сынами Божиими и начало образа Божиего в себе имеют, должны быть богоподобные нравы, и воля, насколько возможно в веке сем, согласная с волей Божией. И чем лучше воля, чем более она согласна с волей Божией, и чем более богоподобные нравы в христианине имеются, тем более чистый и ясный в нем сияет образ Божий, как чем чище зеркало, тем яснее является образ смотрящего в него. Бог, как Отец, на сына своего, глядя на этот образ и видя в нем Самого Себя, веселится. И как в зеркале такое подобие изображается, каково лицо, смотрящее в него, и что делает первообраз, т.е. лицо, которое в зеркало смотрит, то и в зеркале видно, словом, являющийся в зеркале образ во всем уподобляется, во всем подражает смотрящему в зеркало лицу, так подобает и христианам во всем, что возможно силе их, подражать Отцу Небесному, как своему Первообразу. И как зеркало губит образ человеческого лица, когда от того, кто в него смотрел, отворачивается, и к чему обращается, такой и образ в себя принимает, так и человеческая душа образ Божий губит, когда от Бога отвращается, и то в ней изображается, к чему обращается и прилепляется. Например, когда любит честь, славу, богатство и сласть мира сего, тогда в ней земной и бессловесный образ изображается. Так праотец Адам, когда отвратился от Бога, потерял образ Божий и облекся в образ земной и скотский. Поэтому христиан, как водой и Духом от Бога рожденных, Слово Божие отводит от любви мира сего: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010