Вот почему сегодня Церковь предлагает каждому из нас просить прощения у другого, и непременно у тех, с кем мы пребываем во вражде. Да обретем мы «сердце милующее», о котором говорит преподобный Исаак Сирин . Это есть обязательное условие нашего вступления на поприще Великого поста. И если нынче нам не хватит сил переломить себя и прийти с миром к нашему врагу, то можно быть вполне уверенными в том, что нам недостанет сил и ни на какое иное свершение — ни в продолжение Великого поста, ни после Пасхи. Нашим уделом останется только погибельное возрастание во взаимной злобе, в остервенении и конфликтах. Итак, через веру в Бога, через сознание своей собственной греховности, через испрашивание прощения пред Господом и ближними своими каждый из нас начинает свой путь духовного восхождения. У этого пути нет конца, он простирается в вечность, однако тот его отрезок, который именуется Святой Четыредесятницей, является очень важным. И да поможет нам Господь спасительно пройти предлежащее нам великопостное поприще, дабы освободить свою душу от греха, укрепиться верой и содействовать тому, чтобы наши отношения с другими людьми и миром Божиим стали лучше, чище, светлее, чтобы больше добра и правды было в нашей жизни и в жизни окружающих нас! Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 31–32). И еще одно краткое слово в завершение. Как священнослужитель, который входит в общение со множеством духовенства и верующих, я мог кому-то вольно или невольно причинить обиду, кого-то огорчить, кому-то досадить, уязвить чье-то сердце. Понимаю также и то, что в силу многих послушаний, возложенных на меня, а также, может быть, и по причине простой человеческой слабости я не всегда имею возможность самолично удовлетворить все ваши духовные просьбы и обращения ко мне, не всегда способен обратить к вам слово, которое в полной мере несло бы вам утешение и помогало в духовной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Все эти тысячи способов узнать судьбу, стать сильнее врагов, конкурентов, чтобы «правильно» устроить свою жизнь – все это сводится к цели «быть как Бог», но, при этом, ничем не жертвуя. С помощью бесчисленных ухищрений ищутся тайные знания, чтобы реализовать, как оказывается, всего-то навсего – собственные желания. Тут – тонкая грань. Христос призывает нас: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48); но для того ли нам надо совершенствоваться, чтобы устраивать окружающий мир на свой лад? Мы видим, к каким ужасным конфликтам приводит столкновение людских амбиций. А в народе, как бы в пику упованию на Единого Бога, с незапамятных времен говорили: «У каждого – своя правда…» Верно! «Правд» и у одного человека – хватает, да еще – каждый день появляются новые. Но Истина – на всех – одна. О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый? (Гал. 3: 1). Размышляя над темой этой книги, исследуя Писание, мы обнаруживаем, что Истина оказывается связанной с благодатью, Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1: 17). Мы вслед за осознанием, что без следования Истине нет благодати, неожиданно понимаем, что и свободы, ради которой всегда и пытались предузнать будущее, тоже не бывает отдельно от Истины: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин.8: 31–32). И, наконец, чтобы знать путь, недостаточно перепробовать всевозможные методики предсказаний, но достаточно поверить: Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его (Ин. 14: 5–7). Посему, лжи, дьяволу противостоят не наши бесконечно меняющиеся «правды», добытые более или менее сомнительными способами. И не современная наука, при всех ее достоинствах и, по внешности, впечатляющих достижениях. Уж сколько раз приводили убийственный пример ХХ века, что все вместе взятые достижения всех наук не уберегли человечество от двух мировых войн. Лжи противостоит Истина. Апостол призывает нас облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины и далее Он продолжает: посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому, что мы члены друг другу (Еф. 4: 24–25). Если бы мы хотели и прикладывали ежечасные усилия быть, как Он – средоточие Истины, весь наш человеческий опыт, все наши науки, искусства и всякая наша человеческая правда – знали бы свое истинное место, а мы бы, вслушиваясь в пророческое Слово, не искали бы, безнадежно и суетно, чем дополнить Того, Кто есть Полнота.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Если бы именно так, постоянно возгревали в сердце благодарность, то на этом фоне обида сама собой как-то испарилась бы, показалась малозначительной — какова она и есть на самом деле. Ведь, может быть, Вы и в самом деле капризничали, натворили что-то совсем безобразное, а у них, как у людей, кончились все силы, и вот они нелепым поступком решили раз и навсегда пресечь Ваши глупости? Может, они тогда и вовсе были неверующие или нецерковные (в отличие от  Вас сейчас)? Как видите, проблема очень проста: или в нашем сердце живет благодарность, или обида. Выбирайте и помните слова Писания: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. ( Рим.14:22 ) И еще: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. ( Еф.4:31–32 ) Ведь простил же нас всех Бог! Осталось лишь потрудиться, чтобы благодарность к Нему всегда жила в наших сердцах. Батюшка Евгений, Вы все правильно говорите, в идеале так и должно быть. И наставление идет от сердца. Да, семья неверующая была. Мы с сестрой не были крещены. Уже потом, взрослая крестилась. Умом понимаю, принять сложно. Когда свой сын родился, задумалась как так можно с ребенком? Но и оставаться с этим нельзя. Спаси Господь Понимаете, Ваша задача — изменить обиду на любовь. Умом Вы все понимаете, но сердце не соглашается. Поэтому надо изменить направление движения сердца. Для этого как раз и нужно повторять себе почаще то, что я написал (и что не написал), возгревая в сердце благодарность. Кстати, то же самое мы должны делать по отношению к Богу, как можно чаще вспоминая Его благодеяния и благодаря Его. Вначале это будет как бы искусственно, но со временем сердце соглашается и рождает в себе настоящую благодарность, так что мысли сами собой все чаще будут обращаться к Богу, иногда как бы замирая от Его величия и святости. А потом в сердце придет и мир от Бога. Но это уже новое благодеяние Божие, а не плод наших трудов.

http://azbyka.ru/vopros/kak-prostit-rodi...

К сему греху в некоторой степени относятся все слова и действия, противные любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, даже внутренняя ненависть, хотя бы она и не обнаруживалась. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца. ( 1Ин. 3:15 ) 7 . Каким образом тайная ненависть может вредить ближнему? Если бы человек, ненавидящий ближнего, и старался скрывать свое злое чувство под видом ласкового и приятного обращения; сердце наше слышит, с кем имеет дело, и невольно стесняется в чувстве любви к нему и доверия. Тайная ненависть возмущает внутренний мир у ближнего, причиняет тревогу и беспокойство душе его, которых слабые духом не могут преодолеть и подвергаются унынию. Когда запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым что повелевается? 1) Помогать бедным. 2) Служить больным. 3) Утешать печальных. 4) Облегчать состояние несчастных. 5) Со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно. 6) Примириться с гневающимися. 7) Прощать обиды и благотворить врагам. Св. Апостол Павел учит нас: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте». ( Римл. 12:10 ). «Мы сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию». (15:1,2). » Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». ( Кол. 4:6 ). » Гневаясь не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем». ( Еф. 4:26 ). » Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». (31:32). «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал. 6:21 ). Какие побуждения представляются к тому, чтобы благотворить врагам? 1-е) Это – заповедь Господа нашего Иисуса Христа. «Я говорю вам, – сказал Господь, – любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:44 ). Кто исполняет эту заповедь, тот есть истинный последователь Господа Иисуса Христа – и приносить ему благодарственную жертву за бесконечную Его любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Как же понимать слова Откровения, что сатана связан будет тысячу лет, что грешники не оживут, а лишь праведники, которые будут царствовать со Христом тысячу лет, «когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы..., собирать их на брань» (От. 20:1–8), после чего сатана, зверь и лжепророк будут ввержены в озеро огненное и с ним все не записанные в книгу жизни. «Это смерть вторая»? Относительно двух смертей и двух воскресений нужно прежде всего заметить, что, как существуют две жизни – плотская и духовная, так точно существует и две смерти: – одна временная естественная, а другая – вечная, духовная, когда люди еще здесь умирают нераскаянно для вечной жизни, в «грехах к смерти» ( Иоан. 5:16 ) «и в хуле на Духа Святого» (Мф. 12:31–32); равным образом существует и два воскресения: первое воскресение – это воскресение в таинстве крещения, верой в Бога: «быв погребены с Ним в крещении, учит Апостол, вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2:11–12 ), или, как в другом месте он говорит; «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (благодатью вы спасены) и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2:5–6 ); и Сам Христос говорит, что всякий верующий «перешел от смерти в жизнь» ( Иоан. 5:24 ; Евр. 12:22–23 ). Второе воскресение – это воскресение с телом для суда и получения вечного воздаяния ( Иоан. 5:25–29 ; 1Кор. 15:22–25 ; 2Кор. 5:10 ; 2Фес. 4:13–17 ). Выражение «связать сатану» – значит уничтожить его власть, что уже исполнилось, как говорят апостолы Петр и Иуда: «Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд, для наказания» ( 2Пет. 2:4 ; Иуд. ст. 6–й). А выражение «тысячу лет», «тысячу родов» не означает в Писании точного времени, а большую, но неизвестную для нас, продолжительность времени. «Я, говорит Господь, Бог твой..., творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Вт. 5:6–10; Иер. 32:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Как читается четвертое прошение молитвы Господней? Что такое хлеб насущный? Что означает каждое из последующих слов четвертого прошения? Не можно ли чего еще просить под именем насущного хлеба? Какой может быть насущный хлеб для души? 10. Пятое прошение Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. 1Тим.2:5 –6. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мф.6:14 –15. Ибо гнев человека не творит правды Божией. Иак.1:20 . 1Ин.3:10 . Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф.4:31 –32. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мф.5:23 –24. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Рим.12:18 . Всем нам известна евангельская история о чудесном лове рыбы из лодки апостола Петра. Петр и его товарищи по ловле рыбы трудились всю ночь и ничего не поймали. В это время к озеру Генисаретскому пришел Иисус Христос, вошел в лодку Петра и стал учить из нее народ. Окончив наставление, Господь сказал Петру: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова!». Петр и другие рыбари исполнили это повеление Господа и поймали великое множество рыбы. Изумленный Петр припал тогда к коленям Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Так это дивное благодеяние Спасителя смутило Петра. В присутствии святейшего и всемогущего Господа он глубоко почувствовал свою греховность и свое недостоинство. Но, спрашивается, для чего служит здесь весь этот рассказ? В прошлый раз мы изъяснили четвертое прошение молитвы Господней. Из него мы узнали, что Бог дарует нам все необходимое для жизни. Не должна ли теперь мысль о сем побудить и каждого из нас говорить вместе с Петром: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный»? Да, бесчисленные благодеяния Божии, оказываемые нам, должны ежеминутно напоминать нам о нашей греховности, о нашем недостоинстве, и тем самым побуждать нас к молитве: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Этому научает нас Сам Господь. Прошение о прощении грехов как бы для того и поставлено вслед за прошением о хлебе насущном, чтобы мы, вспоминая о неисчислимых благодеяниях Божиих, оказываемых нам, вспомнали также и о том, что мы недостойны этих благодеяний и должны постоянно молиться о прощении наших грехов. То и другое прошение поэтому теснейшим образом связано одно с другим, и эта связь их напоминает нам, что прощение грехов для души столь же необходимо, как насущный хлеб необходим для тела. Однако приступим к изъяснению самого прошения сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Нужно здесь сказать, что протестантизм не понимает (или почти не понимает) суть величайшего библейского и богословского понятия об обожении , 189 которое заключается в том, что Бог, по Своей великой любви, в которой нет никакой зависти, пожелал разделить Свою любовь, радость бытия, славу и саму Свою Божественность со Своим творением, со Своей Невестой – Церковью. Отцы Церкви говорили: «для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом»; «человек по благодати должен стать тем, кем Бог является по существу». О том, что Церковь станет с Богом одним неразрывным целым, свидетельствует и Св. Писание: «Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему , потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ); «...дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества ...» ( 2Пет.1:4 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть . Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Бог по Своей чудной и умом не постигаемой любви соединяется со Своими святыми всецело, уподобляет их Самому Себе, делает их причастниками (частью) Своего Божеского естества, разделяя с ними Свою честь и славу, а протестанты всё боятся, как бы не прославить кого из святых. Господь по бескорыстной любви даёт славу Своим святым, а протестанты противятся и уничижают эту славу. Они как бы говорят Богу: «возьми Свою славу назад; не нужно ею делиться с Церковью, ибо только Ты достоин славы и хвалы». Что и говорить о том, что такое их «смирение» и «беспокойство» о Божьей славе в ущерб святым только прогневляет Бога. Это всё равно, как если кто-либо из рабов фараона, оказавшему честь Иосифу и возвысившего его, отказывались бы чтить его и говорили фараону: «мы не будем его чтить, ибо только ты достоин славы и чести». Понравилась бы это фараону? Вот так поступают и протестанты: отказываясь признавать, принимать, почитать и прославлять великих святых Божиих – отцов Церкви, даже древнейших, и других великих Божиих рабов – мучеников и святых – они тем самым только оскорбляют и отвергают Бога, пославшего и прославившего их, действовавшего и говорившего через них, а не увеличивают славу Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2) [ 26 ]. Исправляй себя”. И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: “Поверьте мне, он страшен для бесов”[ 27 ]. Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: “ Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс 143:1) [ 28 ]. Будь мужественен в этом”. И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: “ Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12) [ 29 ]. Подвизайся”. Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: “ Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор 7:1) [ 30 ]. Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим”. Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: “Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18:13–14) [ 31 ]. Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон”[ 32 ]. 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу[ 33 ]. 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: “Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские[ 34 ], но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит[ 35 ]. Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто , а по любопрению (Флп 1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его[ 36 ]. Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв 2:5) [ 37 ]. Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Поэтому «как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить баней водной, посредством слова; чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного»; так и муж должен не только любить свою жену, благоустроить ее жизнь, да будет свята и непорочна, но и быть готовым на всякое самоотречение и самопожертвование за нее, тем более не должен смотреть на нее высокомерно, как на лицо подчиненное, ибо она тело его. Если глава станет пренебрегать телом, то и сама погибнет. В свою очередь и жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу, и платить ему взаимной любовью ( Еф. 5:22, 24–29 ). 227 Будучи отображением таинственного союза Христа с Церковью, христианский брак должен быть нерасторжим ( 1Кор. 7:10–11 ), за исключением прелюбодеяния (Мф. 5:31–32), свят и строго целомудрен ( Мф. 5:28 ). «Брак у всех да будет честен, – говорит ап. Павел, – и ложе непорочно» ( Евр. 13:4 ). «Воля Божья есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Фес. 4:3–5 ). Однако ни муж, ни жена не должны уклоняться от необходимых плотских сношений друг с другом. «Не уклоняйтесь друг от друга, – говорит ап. Павел, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»... ( 1Кор. 7:3–5 ). При таком взгляде на брак и брачное сожитие, Св. Писание смотрит и на деторождение, как на благословение Божье, а не как на дело греховное, и отнюдь не называет детей грешками, утехой сатаны и т. п. Так, из Библии видно, что многие ветхозаветные праведники, напр, Авраам, Моисей, Давид и др., жившие в браке и имевшие детей, сподоблялись особых милостей от Бога, Который даже благоволение Свое к ним выражал чрез умножение их потомства ( Пс. 127:3 ). Бесчадье в Ветхом Завете считалось признаком греховности ( 1Цар. 1:6 ), и потому многие благочестивые люди просили Бога снять с них бесчестье.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Родился» – пророк созерцает рождение Мессии – Младенца, как уже совершившийся факт. «Сын» – подразумевается или Божий или Царский. В последнем случае слово сын должно получить значение потомка (конечно, Давидова). «Владычество», т. е. на плечах у Него будут видны знаки царского достоинства – напр., золотая цепь. «Нарекут имя Ему» – т. е. будут признавать Его, вполне согласно с Его действительным достоинством за Существо Божеской природы. Такой именно смысл имеют следующие далее имена Младенца. «Чудный Советник» (аналогия со следующим выражением и ритм заставляют соединять оба эти слова в одно выражение). «Бог крепкий» (Ср. Ис.10:21 ), Отец вечности или виновник времени, от Которого находится жизнь мира в полной зависимости во всякое время ( Ис.47:6 ). «Князь мира» (ср. Зах.9:9 ; Мих.5:2 ), Который может водворить на земле совершенный мир. Ис.9:7 . Умноже­нию владычества Его и мира нет пред­ела на пре­столе Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Го­с­по­да Саваофа соделает это. Младенец этот воссядет на престоле Давида и будет царствовать, сильный полною и совершенною Своею справедливостью по отношению ко всем Своим подданным. Царство Его будет вечное, потому что Господь Саваоф, ревнующий о спасении Своего народа, дарует Ему силы совершить все это дело спасения народа израильского, за которым стоит и все человечество. Пророчество это архангел Гавриил в своем благовестии Пресвятой Деве относит к деятельности Господа нашего Иисуса Христа ( Лк.1:32–33 ). Да и все предшествующие стихи 9-й главы также имеют прямое пророчественное отношение к Господу нашему Иисусу Христу. Так к Нему относится предсказание о Свете, который воссияет в пределах Галилеи. Христос не только для Своего народа, но и для всего человечества был Светом Истинным, Который просвещает всякого человека ( Ин.1:4, 5 ; Ин.3:19 ; Ин.8:12 ). Далее указание на Него, как на Младенца, служит пророчеством о принятии Мессиею нашего человеческого естества и о постепенном Его возрастании. Точно так же исполнились на Христе и те предуказания о Нем, какие содержатся в данных Младенцу в 6-м стихе именах. Христос действительно, как сильный Бог, сокрушил власть диавола ( Ин.12:31 ) и стал Князем мира потому, что, благодаря Его ходатайству, люди снова примирились с Богом и между собою ( Еф.2:14 ; 1Тим.2:5 ; Кол.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010