Послание к Филимону Филимон, которого Церковь причисляет к лику семидесяти Апостолов, жил в городе Лаодикии или, как некоторые полагают, в Колоссах (см. Koл. IV:15 ). Он был другом и сотрудником Ап. Павла. В его доме имелась христианская церковь , и у него находили приют странники-христиане. Повод, по которому Апостол обратился с посланием к Филимону, был следующий. Онисим, раб Филимона ( Koл. IV:9 ), чем-то не угодил своему господину и, из боязни наказания, бежал от него. В это время он встретился с Ап. Павлом, и последний обратил его ко Христу, а несколько времени спустя послал Онисима, в сопровождении Тихика, к его господину. При сем он обратился к Филимону с посланием, чтобы расположить его к прощению бежавшего раба. Послание это написано, вероятно, в скором времени после написания послания к Колоссянам, именно во время первых римских уз Ап. Павла. Глава I Вступление и приветствие (1–3). Похвала Филимону (4–7). Просьба за Онисима (8–12). Павел охотно удержал бы Онисима у себя, но не хочет этого сделать без соизволения Филимона (13–20). Заключительные замечания и приветствия (21–24) Флм.1:1 .  Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону воз­люблен­ному и сотруднику нашему, «Узник Иисуса Христа» – см. посл. к Еф. 3:1 . Флм.1:2 .  и Апфии, [сестре] воз­люблен­ной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: «Апфии, [сестре]». Известна надгробная надпись какой-то Апфии из Колосс на памятнике, находящемся близ Бальбура, в поселке Тримелиском: « Ерм – Апфии, своей жене, дочери Трифона, родом Колоссянки, в память» 1 . – Архип – см. Koл. IV:17 . Флм.1:4–7 .  Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах мо­их, слы­ша о твоей любви и вере, которую имеешь к Го­с­по­ду Иисусу и ко всем святым, дабы обще­ние веры твоей ока­за­лось деятель­ным в по­знании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утеше­ние в любви твоей, по­тому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Все, что до сих пор Апостол слышал о Филимоне, возбуждало в Апостоле благодарность к Богу и побуждало его молиться за Филимона. Именно до Апостола дошли слухи о «вере», какую имеет Филимон в Господа Иисуса, и о «любви», какую он питает ко всем христианам (в 5 ст. имеется фигура, так называемого, хиазма). Поэтому Апостол молится, чтобы вера Филимона, которую он имеет, – такая же твердая, какова и вера Ап. Павла ( общение веры твоей»), – сказалось бы в делах, а именно прежде всего привела бы его к совершеннейшему познанию того, какие великие блага он получил вместе с своею домашнею церковью во Христе Иисусе и вместе для Иисуса Христа, т е. для споспешествования делу Христову ( εις Χρ. Ιησ.). При этом ( Флм.1:7 ) Апостол указывает, почему он называл веру Филимона «общею с его верою»: Апостолу, страдавшему в узах, доставили утешения известия о заботливости, какую проявил Филимон в отношении к другим христианам, находившимся в тяжелых обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вопрос: У меня к вам вопрос по поводу написанного в Откровении: " а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. " (Откр.,20:10). Кто такие зверь и лжепророк? Это три разных лица – есть дьявол, есть зверь, а есть и лжепророк? В чем между ними разница? Где можно найти более-менее доступное простому читателю толкование Откровения? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Речь идет о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло. 1. Диавол (греч. диаболос – клеветник, подстрекатель) – главный падший ангел, увлекший за собой множество других. Он – основной враг Бога, Его Царства и человеческого рода. В священных ветхозаветных текстах диавол чаще всего называется сатаной (евр. сатан – противник). В святом Евангелии упоминается и под другими именами: Вельзевул (Лук.11,15), Велиар (2Кор. 6,15), князь мира сего (Ин.12,31), князь, господствующий в воздухе (Еф.2,2), врагом (греч. эхтрос) в притче о плевелах, посеянных на пшеничном поле (Мф.13,24-30). В Священном Писании к диаволу применяется еще одно наименование – искуситель (греч. пейрадзон; Мф.4,3; 1Фес.3,5), ибо он прибегает к хитрости и лести, чтобы увести человека от Бога и погубить. В Откровении диавол назван драконом и древним змием (Откр.12,9;20,2). 2. Упоминаемый в последней библейской книге зверь является апокалипсическим образом, который экзегеты отождествляют с антихристом – человеком беззакония, сыном погибели, который явится в конце времен. Это будет не сатана, принявший плоть, не демон, а человек. Личное имя антихриста (зверя), заключенное в числе 666, сокрыто по воле Божией с особыми премудрыми целями, и только будущее время откроет наименование злейшего врага Иисуса Христа и Его Церкви. Тайнозритель Иоанн видит его выходящим из моря (Откр.13,1). Словом море в библейских книгах часто метафорически обозначается множество народов. Некоторые экзегеты понимают здесь житейское море. При первом и втором толковании ясно выражена одна мысль, что антихрист выйдет из среды грешного человеческого мира. Мир настолько будет заражен грехом и пронизан злом, что охотно примет антихриста за выразителя своих жизненных стремлений и интересов. Диавол будет руководить действиями антихриста, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фесс.2,9-10).

http://pravoslavie.ru/6714.html

Разделы портала «Азбука веры» Правда ли что чтение Псалтыри по Чину Петра Могилы вымаливает мой род из ада? Как на этом сайте найти Завещание Петра Могилы и его Чин чтения Псалтыри? Почему в его житии не описано как он умер и видел ад и все мытарства? Похожие вопросы 5 Ответов Мария, не существует никаких церковных чинов по “вымаливанию из ада”. О святителе Петре и его трудах см. Святитель Петр (Могила) Есть хорошие слова Альберта Энштейна о квантовой неопределённости, которые он в долгой полемике с Нильсом Бором говорил “Бог в кости не играет”. Нильс Бор парировал, что “не нам указывать Господу, как управлять миром”. В обоих случаях учёные по-своему правы. Глубина их совместной правоты в том, что формализм в отношениях с Богом в любом случае неприемлем. Читать Псалтирь можно, и это может быть некоей помощью для людей, попавших в сложные обстоятельства. Но без того, чтоб лично умалить Господа о спасении кого-либо, ничего не получится. Для такой молитвы нужен настоящий молитвенный подвиг. Это далеко не чин, или специальный текст молитвы, но труд по облочению в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:23–24 ) Что именно способствовало помощи усопшим, наверняка будет известно на том свете… В молитве не столь важны правила, сколько собственная вера и благочестивая жизнь, которая приближает человека к Богообщению . Как и в жизни – если человек нашел контакт со своим собеседником, тогда взаимопонимание способствует плодотворным делам. Общение с Богом — это обращение к Нему посредством  молитвы , восприятием  Божественного Откровения , участием в Церковных  Таинствах . Обратная связь совершается через действия Бога в человеческой душе и проявляется в обстоятельствах его жизни. Вообще любое богоугодное дело должно восприниматься как дар Божий, которое позволено сделать человеку, но в тоже время не следует ждать гарантированного результата. Потому что человеку не всегда очевиден результат, который промыслителен Господу. Так же и с молитвой об усопших родных, не надо выискивать «сильных» молитв или «особенных» правил – поминайте  как установлено в Церкви, совершайте добрые дела в их память.

http://azbyka.ru/vopros/chtenie-psaltyri...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та звернення Кирила Предстоятелю Церкви з для друку 24 лютого 2020 р. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Предстоятеля  Болгарской Православной Церкви   Святейшего Патриарха Неофита  с седьмой годовщиной интронизации. Его Святейшеству, Святейшему Неофиту, Митрополиту Софийскому, Патриарху Болгарскому Ваше Святейшество, возлюбленный Собрат и Сослужитель у престола Божия! Сердечно поздравляю Вас с очередной годовщиной восшествия на древний и славный в веках Болгарский Патриарший престол. Стремясь, по слову апостола, «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15), Вы со тщанием несете высокое и ответственное Предстоятельское служение, на которое были призваны умудряемыми Небесным Утешителем Духом собратьями-архипастырями, клириками и верными чадами Болгарской Православной Церкви. В сей торжественный день молитвенно желаю Вашему Святейшеству благодатного укрепления душевных и телесных сил, мира и Божия водительства в трудах, направленных на созидание тела Христова (Еф. 4:12). С братской любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ , за темою та поховання Болгарського Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита : Послання] Преставився до Господа Болгарський У молитовно вшанували пам " ять святителя Серафима Богучарського Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Болгарська Церква –   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5594512...

24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Каждому из нас дана благодать по мере дара Божия, благодать по мере того, как Бог нам этот дар передает (см. Еф. 4:7). В том же Послании к Ефесянам, отрывок из которого мы сегодня слышали и которое я только что процитировал, святой апостол Павел говорит: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто не похвалится (см. Еф. 2:8-9). Эти две фразы из Послания апостола Павла к Ефесянам помогают нам очень многое понять. Во-первых, то, что ничто не может спасти человека, кроме благодати Божией, — никакие труды, никакие усилия. Мы знаем, что люди употребляют огромные усилия, чтобы сделать карьеру, чтобы выучиться, чтобы достичь чего-то в своей жизни. И достигают, но достигают временных целей, которые имеют лишь относительное значение для жизни будущего века. Но если говорить о достижении подлинной цели бытия, то эту цель, именуемую спасением, то есть полноту жизни в общении с Богом, невозможно достичь никакими средствами, кроме как силой благодати Божией. Благодать дается нам даром, это великая милость Божия. Через сошествие Святого Духа на апостолов, которому предшествовали страдания Спасителя, Его крестная смерть и Воскресение, через все то, что Бог во Христе сотворил для рода человеческого, нам дана особая Божественная сила, особый дар благодати, который только и спасает нас. Но возникает вопрос: если человек спасается только Божественной силой, Божественной благодатью, где же тогда сам человек? Где его место в этом малопонятном для ограниченного человеческого разума процессе? И апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: благодатью вы все спасены через веру (Еф. 2:8). Вот где мы. Сама по себе благодать не может спасти человека, если мы не воспринимаем эту благодать своей верой, если мы не замыкаем особую цепь между Богом и собой посредством веры. Поэтому вера — не только то, что относится к человеческому мировоззрению, не только то, что принадлежит нашему разуму и даже нашему сердцу, но это сила, которая привлекает благодать Духа Святого, и через веру мы получаем Божественную благодать, которая нас реально спасает.

http://pravoslavie.ru/136903.html

Слово Предстоятеля Русской Церкви по окончании Божественной литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице 14 ноября 2010 г. 15:39 14 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к его участникам с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно приветствую и поздравляю вас с воскресным днем. В этот день мы совершили рукоположение нового архипастыря Русской Церкви для несения послушания в Казахстане, для того чтобы и в этой стране укреплялось Православие, развивалось, во имя спасения людей, преданное Церкви и жертвенное пастырство. Сегодняшний день отмечен замечательным чтением из послания к Ефесянам святого апостола Павла. Апостол призывает верующих быть достойными того звания, к которому они призваны, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Эти слова употребляются очень часто, но, наверное, мы редко пытаемся проникнуть в их смысл. Что означает «единство духа»? О каком духе говорит апостол Павел? В следующей строке мы читаем, что тело едино и един дух (Еф. 4, 4), и это помогает нам понять, что апостол говорит о Духе Святом, Который пребывает в теле Церкви. Мы должны быть едины в Духе Святом. А когда достигается это единство в Духе Святом? Тогда, когда мы пребываем в союзе мира. Этот союз мира дарует верующим людям огромную силу, потому что в единстве наша сила. Когда разделяется царство, оно исчезает из истории (см. Мк. 3, 24). Именно потому враг рода человеческого так часто насылает разного рода искушения и соблазны на верующих людей — чтобы разделить Церковь Божию, чтобы лишить нас союза мира, чтобы мы утратили единство в духе. Но единство в духе, осуществляемое на невидимом для человека мистическом, духовном уровне, имеет некое рациональное выражение. Собственно говоря, все, что делает человек, он осмысляет, а осмысляя, способен выразить. Так и это непостижимое единство в Духе Святом обретает совершенно конкретное выражение в единомыслии. Единый дух является нам в исторической жизни Церкви как принадлежность всех чад Церкви единой системе ценностей, которую начертал Сам Бог. Именно для того чтобы лишить людей этого совместного исповедания, этого совместного труда во имя утверждения Божественных ценностей в своей жизни и в жизни всего мира, враг рода человеческого и разделяет христиан, разделяет Церковь, пытаясь отделить от нее хоть какие-то части, чтобы помрачить саму способность Церкви Божией нести миру свидетельство об этих непреходящих Божественных ценностях.

http://patriarchia.ru/db/text/1318650.ht...

«РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» 07.01.2024 13:23:24 МОСКВА Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы в единстве духа и союзе мира (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми. Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом Примирителя (Быт. 49:10): Царя праведного и спасающего (Зах. 9:9), на имя Которого будут уповать народы (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен, Младенец родился нам (Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Любовь Божия, превосходящая разумение (Еф. 3:19), послала в мир не ходатая, не ангела , не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла. Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки трубного гласа (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими посмотреть, что случилось (Лк. 2:15).

http://radonezh.ru/2024/01/07/rozhdestve...

СВОБОДА ХРИСТИАНИНА, СВОБОДА ЦЕРКВИ И РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА В ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ 28.03.2013 08:42:01 Профессор МДА Алексей Ильич Осипов Осипов А.И., профессор МДАиС, доктор богословия   «Церковь и время», 1999   СВОБОДА ХРИСТИАНИНА, СВОБОДА ЦЕРКВИ И РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА В ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ   Понятие «свобода» очень неоднозначно, оно употребляется в разных смыслах. Отметим три. Первый — метафизический смысл, когда она понимается как свобода воли, являющаяся од­ним из фундаментальных свойств человеческой природы и вы­ражающаяся во внутреннем самоопределении личности перед лицом добра и зла. По христианскому учению, свобода воли яв­ляется тем свойством, утрата которого приводит к полной де­градации личности. Над этой свободой человека не властен ни­кто: ни другой человек, ни общество, ни законы, ни какая угод­но власть, ни демоны, ни ангелы, ни Сам Бог. Однако как только свободный акт воли начинает осуществ­ляться во внешнем мире, «материализуется», он наталкивается на множество явлений, в различной мере ограничивающих дей­ствия человека. Возникает проблема внешней свободы или прав человека, то есть проблема разрешенных (законом, обычаями, общественной моралью) поступков в окружающем мире. Это — социальное понимание свободы. И иная категория свободы — духовная. Апостол Павел пи­шет: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Духовная свобода — это особая причастность христианина Духу Святому, которая выражается во власти человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями — над самим собой 1. Апостол называет человека, достигшего духовной свободы, «новым» (Еф. 4:24), подчеркивая этим обновленность его ума, сердца, воли и тела по образу Христа. Напротив, живущего греховно называет «ветхим» (Еф. 4:22), «рабом» (Рим. 6:6, 17), как не имеющего силы следовать тому, о чем говорят ему его вера, разум и совесть и что является для него благом. Это состояние духовного рабства как антитезу истинной свободе апостол Павел описывает в следующих ярких словах: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... в членах моих вижу иной закон, про­тивоборствующий закону ума моего и делающий меня пленни­ком закона греховного» (Рим. 7:15, 19, 23).

http://radonezh.ru/analytics/svoboda-khr...

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ ОБ ОСНОВАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 28.03.2013 08:42:01 Профессор МДА Алексей Ильич Осипов Осипов А.И., профессор МДАиС, доктор богословия   «ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ» Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев 2001  «Троицкий благовестник», 1993, СТСЛ «ЖМП»   СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ ОБ ОСНОВАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ   Актовая речь, произнесенная профессором А. Осиповым 14 октября 1992 года в Московской Духовной Академии.    В связи с переизданием в настоящее время все большего числа творений святых отцов возникает настоятельная необходимость иметь верные ориентиры в их понимании, особенно в понимании основ духовной жизни, открытых вселенским святоотеческим опытом, без знания которых духовная жизнь, в лучшем случае, может оказаться бесплодной, а большей частью приводит христианина, тем более подвизающегося, к прелести, гибели. Предлагаемая статья касается именно этого важного вопроса. Раскрытие его дается на основе творений святителя Игнатия (Брянчанинова; 1807-1867), кратко и точно изложившего святоотеческое аскетическое учение Церкви, взяв из него все самое ценное и необходимое для нашего времени. 600-летие памяти «второго солнца» древней Руси – Преподобного Сергия Радонежского – дает редкую возможность в лучах этого великого юбилея вспомнить и должным образом оценить и «небольшую» дату, связанную с памятью его верного последователя на пути Христовом, – 125-летие со дня преставления святителя Игнатия (Брянчанинова). Воспоминание это коснется не Жития великого наставника духовной жизни, а его мыслей, знание которых особенно необходимо современному христианину. «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины» (IV, 509) , – так писал епископ Игнатий, подчеркивая то серьезное значение, какое имеют наши мысли, взгляды и теоретические знания в целом для духовной жизни, то есть для исцеления, преображения и возрождения души Духом Святым. Духовная жизнь, как известно, включает в себя не только правильную догматическую веру и евангельскую нравственность, но и то, что наиболее характеризует ее именно как духовную, – знание и неукоснительное соблюдение особых законов, определяющих развитие нового человека (Еф. 4, 24). Иначе говоря, правильное теоретическое понимание духовной жизни во многом предопределяет процесс перерождения страстного, плотского, ветхого человека (Еф. 4, 22) в нового.

http://radonezh.ru/analytics/svyatitel-i...

Гнилостен человек, наш европейский человек: не безумие ли возводить на нем, как на фундаменте, здание счастья человеческого? Вечен Богочеловек, вечен и незаменим: не безумие ли желать Его заменить лишь бы кем и лишь бы чем временным?      Сегодня более, чем когда бы то ни было нужно иметь дар различения духов (1 Ин. 4, 1), дар православный, дар подвижнический, чтобы человек несоблазненный мог пробиваться сквозь ужасный хаос нашей современности. Духом Вечности нужно проверять дух нашего времени. Христов человек смотрит и видит то, что вечно, богочеловечно. Он проникает в тело каждого человеческого существа, ищет и находит жемчуг вечности. Для Христова человека каждый день – это пропуск в Вечность Для Христова человека каждый день – это пропуск в Вечность. В любой отрезок времени он живет Вечностью и ради Вечности; уже здесь, на земле, он живет Христом и потому «имеет жизнь вечную» (Ин. 5, 24). Современные христиане в испуге от духа времени нашего, от атеизма и анархизма, от войн и революций, и опасаются бороться с ним – не потому ли, что потеряли чувство, что Христос, Который в них, больше духа зла, который в мире? Но сейчас крайний срок православным облечься во всеоружие Божие (Еф. 6, 11), чтобы могли устоять против лукавства мира сего. Необходимо всю душу свою и все тело свое пробудить к вечно неусыпной ревности и бдению, пробудить молитвой и постом. Пробужденные пусть возьмут шлем спасения и меч духовный – слово Божие; и пусть Богу молятся духом непрестанно, стоя со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф. 6, 17–18). Европейский гуманизм, словно стеной, обнес человеком нашу планету. Облек ее в человека. И мобилизовал все, даже временно и постоянно неспособное для борьбы, против всего сверхчеловеческого. Всякий проход замурован человеком, чтобы ничто сверхчеловеческое не прорвалось в сферу человеческой жизни. Гуманизм устроил страшную выставку человека, вынеся напоказ все человеческое. Никогда не видел свет выставки страшнее этой. Человек ужаснулся, ибо человек – это нечто, чего нужно больше всего бояться. Вы не верите? Распечатайте глубочайшие тайники его существа и услышите, как оттуда воют апокалиптические чудовища.

http://pravoslavie.ru/104310.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010