Собирается около нас многочисленная публика, она хочет быть свидетелем нашего подвига, когда нас призывают к мученичеству. Подобное происходит при состязании между собою лишь весьма знаменитых атлетов, потому что на зрелище борьбы их, тогда собираются массы народа. И когда дело дойдет до подвига, то вы не иное в состоянии будете сказать о себе, как тоже, что (некогда) сказал о себе Павел: Мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и для людей ( 1Kop. IV, 9 ). Весь мир, следовательно, все добрые и злые ангелы и все люди, как те, которые держат сторону Бога, так и на другой стороне (на стороне языческих идолов) стоящие услышат, когда мы примем на себя борьбу за христианство . И тогда ангелы на небесах или возрадуются о нас, и рукоплескать будут ( Пс. 97:8 ), а все дерева в поле со своим ветвями и горы радоваться ( Ис.4:12 ); или же, – чего да не случится с нами, – будут радоваться подземные силы, приветствующия радостью все злое. А чтобы пред злодейским отречением заставить вас еще более содрогнуться, не будет неуместным обратить внимание и на то, что написано в книге Исайи, а именно, что жители ада говорят побежденным и от небесного мученичества отказавшимся. По моему мнению, следующее об отступниках здесь сказано. Ад преисподний огорчен твоим прибытием. Проснулись из-за тебя все исполины, князья земли; они подняли с престолов их всех царей народов. Все они будут отвечать тебе, и говорить тебе ( Uc. XIV, 9, 10 ). А эти пораженные силы к побежденным и диаволом плененные ко впавшим в грех отступничества говорить будут следующее: Итак и ты в плен попал подобно нам ( Uc. XIV, 10 )? И хотя бы кто и питал (некогда) великую и славную надежду на Бога, а потом осилен был страшливостью или наставшими страданиями, услышит все-таки от Бога: Во ад сошла слава твоя; постелью под тобою будет гниль, а покровом твоим червь ( Uc. XIV, 11 ). И хотя бы кто в среде христианских общин и блистал и казался им утренней звездою, потому что блистал он пред людьми своими добрыми делами ( Mф. V, 16 ), но если после того в великом противоборстве потерял право на победный венок, ниспосылаемый со столь возвышеннаго престола (ср. выше § 14 и Mф. XIX, 28 ), все же услышит: Как упала ты с неба рано на заре восходящая звезда утра? Раздробилася о землю ( Uc. XIV, 12 ) 27 ). И так как чрез отступничество отступник уподобляется диаволу, то и следующее услышит он: На горах они будут повержены как омерзительный труп посреди многих мертвых; подобно тому как запятнанная кровию одежда не чиста, точно так же и ты нечист ( Uc. XIV, 19, 20 ) 28 ). Как и может быть он чистым, когда осквернил себя кровию и убийством, отвратительным преступлением отступничества и оказался столь злостным?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Содержание тех и других просьб – самое разнообразное: не только вторые, но и первые имеют иногда объектом общественные или, во всяком случае, не единоличные интересы: с другой стороны, не только первые, но иногда и последние имеют иногда своим объектом интересы частного, отдельного лица и т. под. К просьбам, идущим от лица целого общества людей, обыкновенно обращаются для того, чтоб указать на степень важности, на степень значимости их. Отсюда такие просьбы удовлетворяются сравнительно чаще: общее мнение, общий голос менее субъективны, более правдивы, чем мнение и голос одного лица, и потому скорее могут привлечь к себе – кого надлежит... – Все это находит себе нечто совершенно аналогичное в том, что на богословском языке известно под именем молитвы. Последняя также бывает и частною, и общественною: каждый из нас – христиан – постоянно молится частным образом, встает ли утром со своего ложа, делает ли что, отправляется ли куда, ложится ли спать и т.д. При этом если мы совершаем свою молитву видимым для других образом, то в этом случае (разумеется частная именно молитва) Словом Божиим рекомендуется нам уединяться, чтоб каким-либо образом не пострадала чистота нашей молитвы ( Mф. VI, 6 ). Общественная молитва рекомендуется Самим Господом весьма ясно: где двое или трое, говорит Он, собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Mф. XVIII, 20 ) 19 . Смысл места не нуждается в каких либо комментариях. О том, что св. апостолы, следуя совету своего Господа, молились вместе, находим не мало свидетельств в кн. Деяний Апостольских. Все они, читаем в одном месте (И, 14) 20 , единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (сравн. II, 1); и они, читаем в другом месте (II, 42) 21 о принявших христианство , постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (ср. –46). Общественная молитва , получившая широкое употребление среди апостолов и первенствующих христиан, затем окончательно привилась в христианском обществе, определенно отлившись в известные формы так называемого общественного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Ст. 15. Он упразднил вражду между людьми Плотию Своею, в Своей крестной смерти доказавши высшую любовь к людям; а закон заповедей, касавшихся внешней обрядовой жизни евреев, он отменил и заменил Своим любвеобильным учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, то есть чтобы не гордились собою ни еврей, ни язычник, и чтобы каждый, оставив народные свои стремления, с именем христианина жил, как требует закон Христов, водворяющий смирение и мир в душу, в семью и потом в общество. Ст. 16. И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. Главною причиною вражды у Бога с человеком есть грех наш, наша скверна. Какое же общение чистому с нечистым? Кое общение свету ко тьме ( 2Kop. VI, 14 ). При таком отчуждении нашем от Бога Посредником за нас является Христос. Он, принявши нашу плоть, взялся удовлетворить Правосудию Божию за нас, взял наш грех , разрушил его как преграду, принесши Самого Себя в жертву. Таким образом, на кресте совершено наше примирение с Богом, с небом. Ст. 17. И Христос, придя, благовествовал мир вам, дальним и ближним, т. е. и своим – евреям, и отдаленным за нечестие язычникам. Благовествовал Он мир и Своим учением, говоря: блаженны миротворцы ( Mф. V, 9 .); Я успокою вас ( Mф. XI, 28 ), и особенно Своею жизнью. Кому Он не оказывал Своего благоволения при жизни? Кому из злостных людей, клеветавших на Него, не делал добра? Его хотят камнями побить – Он не карает. Ему дают заушение – Он мирно отвечает: за что ты бьешь Меня? ( Uh. XVIII, 23 ). И Своим ученикам пред Своею смертью Он завещал мир: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам ( Uh. XIV, 27 ). А по воскресении Своем какое первое слово Он рек, явившись ученикам? Мир вам ( Лk. XXIV, 36 ). Посылает их на проповедь, тоже повелевает приветствовать миром. Когда входите в дом, говорил Спаситель, приветствуйте словами: мир дому сему! ( Мф. Х, 12 ). Да и по смерти Своей Христос возвещал дальним, в аду селящим, примирение с Богом. Ст. 18. Чрез Христа, пострадавшего за нас, все люди, и евреи, и мы, бывшие в лице наших предков язычниками, имеем доступ к Отцу, в одном Духе Святом, освящающем нас и охраняющем Церковь Христову до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Такое сочетание понятий в текстах Писания – не без значения; оно открыло различение света сотворенного ( Быm. I, 3 ) от благодатного света, осиявающого душу человека Святым Духом и изливающегося на него или вокруг него, видимым образом ( Ucx. XXXIV, 29–35 ; Mф. XVII, 2 ; Дeяh. XXII, 6 ). Учение о Фаворском или Божественном свете изложено, на основе опыта подвижников, св. Григорием Паламой – гл. образом в его труде «О священнобезмолствующих, 9 слов»; затем Поместный Константинопольский Собор в 1341 году подтвердил это учение. Свет этот не вещественный, хотя он – не сущность Божия, но то откровение, через которое удостоенный человек познает Бога. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного божественного сияния, в радости воспевали: воспоем Богу нашему; ибо Он прославился» (1-ый канон Косьмы Маюм. утр. Преображения, песнь 1-я, троп. 3-й. То-же у Мф. XVI, 28). Этот особый свет описан в житии преп. Серафима Саровскаго . Излияние в избытке этого благодатного света и это сияние славы – присущи Царствию Небесному . 242. Какая еще радость присуща Царствию Небесному? Будет полное и радостное утешение всем невинным страдальцам земли . «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Omkp. VII, 17 ). 243. Все ли праведные будут в блаженстве равно и одинаково? Хотя все они будут в наслаждении блаженством выше слов, все-же они будут различны один от другого в славе, сообразно степени содеянного ими на земле добра . " Ибо придать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его« ( Mф. XVI, 27 ). »Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, воздать каждому по делам его« ( Omkp. XXII, 12 ). Но, чтобы в Царстве Славы не было и тени безпокойства, «никто не увидит меры высшого и низшаго» (Св. Ефрем Сирин , О небесных обителях). 244. Кому будет недоступно Царство Небесное? Врагам Бога. Ослушникам призывов Христовых . Те и другие будут осуждены Последним Судом на вечное мучение в соединении с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" Тогда скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его« ( Mф. XXV, 41 ). »И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Ст. 46). 245. Будет ли среднее состояние между праведными и осужденными? Нет. Сын Божий одних благословит, друтих проклянет; «и отделить от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Mф. XXV, 32 ). 246. Кто враги Бога и кто ослушники призывов Христа? Богоборцы. Попирающие всякую мысль о всем святом. Истребители и гонители верующих. Воюющие против Церкви Христовой. Сознательные слуги зла. Все, кто по гордости ума, по похоти, по душевной вялости, не приняли благовестия о Царстве; пренебрегли великой ценностью человеческой души; остались равнодушны к Искупительной Жертве и не покаялись; отказались от Богосыновства, т. е. приняли сторону диавола. " И со всяким неправедным оболщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Фec. II, 10 ). 247. Возможно ли покаяние после смерти? Невозможно: когда испытательная жизнь кончена, душа пребывает после Частного Суда в ожидании общого воскресения, а тело истлевает, состав человека нарушен. Только до этого разделения человек живет, избирает жизнь и волен последовать за избранным им господином. " Где Я, там и слуга Мой, будет« ( Uoah. XII, 26 ); »и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так-что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят« ( Лyk. XVI, 26 ). 248. Отчего великое милосердие Божие не будет обращено на осужденных, поставленных налево? Последний Суд Господь будет вершить Своим милосердием, принимая предстательства Заступницы Усердной и святых. Но Бог неизменяем, слово Его непреложно и правосудность неотемлема : " из уст Моих исходить правда, слово неизменное»... ( Uc. XLV, 23 ). «(Ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь»)» ( 2Kop. I, 20 ). «Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим» ( Nc. LXXXVIII, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник сын Божий, то Бог защитит его, и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, об нем попечение будет» (Прем. С. II, 10 – 20). Юродство, освобождая человека от оков светской жизни, подставляет его неприкрытым под удары этой ненависти, делает для него возможными и необходимыми, в противоположность мирским, Христовы страдания, дает ему соучастие в страданиях Христа, по словам апостола: «только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если – как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( I Nem. IV, 15 – 17 ; ср. Mф. V, 11 – 12 ). А участие в страданиях Христовых – необходимое условие участия в Его слове: «как вы участвуете», пишет апостол, «в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» ( I Nem. IV, 13, 14 ; также Mф. V, 11, 12 ; Uoah. XV, 18 – 20 ; Puмл. VIII, 17, 18 ; Фuл. III, 10, 11 ; 2Tuм. II , 11, 12 ). Насколько желательно для христианина участие в Христовой славе, которая есть истинная жизнь, насколько для него необходимо юродство. Чтобы открылась в нас слава Христа, или, что то же, Его истинная жизнь, мы должны носить в теле своем мертвость Его ( 2Kop. IV, 10 ; 2Tuм. II, 11, 12 ; Фuл. III, 10 ). Эта мертвость в теле, это тление внешнего человека – пост и юродство 9 . Любовь. Вера. Надежда I. Истинная, духовная жизнь – это есть жизнь человека для Бога ( Puмл. XIV, 8 ; 2Kop. V, 15 ). Основное правило этой жизни, ее основной мотив выражается так: живи не для себя, а для Бога. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Uoah. XVII, 3 ). Знать только одного Бога и не ставить для себя богами ни чрева, ни своего самолюбия, ни князя мира сего – это и значит жить вечною жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Фарисеи прекрасно знали весь закон ветхозаветный, а также и толковали его, они старались неуклонно исполнять все мелочи закона. Но на это доброе дело свое фарисеи смотрели не как на средство для приближения к Богу, а как на самодавлеющую цель. Все силы фарисея уходили на внешнее исполнение закона, а душа оставалась сухою; он усердно и долго молился Богу, но был в действительности далек от Бога, как и свидетельствовал сие Сам Спаситель: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Mф.XV,8). Как же молится приточный фарисей? – «Фарисей став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лk.XVIII,11—12). Какая ужасная гордость! Фарисей забыл, что все доброе, что он сделал, он сделал при помощи Божией, потому что, если бы отступила от него благодать Божия, то он был бы преступником! Фарисей осуждает своего ближнего, тогда как он его должен жалеть!... Гордость – великий грех. Она отгоняет от нас благодать Божию. Господь гордым противится, а смиренным дает благодать (Uakob,IV,6). Гордый человек, сам того не замечая, лишает себя великих милостей Божиих: Господь готов отверзить свою щедрую руку для всякого, искренно и со смирением просящего, как и говорит Спаситель Сам: «просите и дано будет вам, если вы будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» (Mф.VII:7,11).Takжe и осуждение есть великий грех. Ближние – наши братья. Пусть они и грешны, но они могут и исправиться и стать выше нас, как сие было с Савлом, гнавшим Церковь Божию, а потом ставшим величайшим Апостолом Христовым. Осуждение ближнего — есть злодейство над его несчастием, тогда как мы должны скорбеть о несчастии ближних... А что же мытарь? Он вошел в храм Божий и стал при входе. Мытарь полон смущения от своих грехов. Мытари были сборщиками податей во время господства римлян над иудеями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христос сказал нам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас; да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Mф. V, 44 – 48 ). Не сказано: становитесь совершенными, постепенно приближайтесь к бесконечному совершенству, которое от вас будет всегда одинаково далеко, – но сказано: будьте совершенны, т.е. будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лyk. VI, 36 , пар. Mф. V, 48 ), живите божественною жизнью. Конечно, в духовной жизни возможно и требуется от человека возрастание; и первоначальное приобщение ей и это возрастание предполагают усилие человека, однако духовная жизнь дана человеку в любви Божией и его первоначальное усилие сводится лишь к согласию жить этою любовью, а возрастание в ней – к тлению ветхого человека, к полноте ее обнаружения в природе человеческой, но уже первое приобщение к ней есть участие в вечной божественной жизни, в духовном совершенстве. «Будьте совершенны»!.. Христианская любовь есть любовь Христа. Первое проявление в нас этой любви есть наша ответная любовь ко Христу. Отсюда понятно, сколь великое значение имеет для нас представление образа Христа. Мы должны представлять себе Христа, носить в себе Его образ, чтобы любить Его. Личное общение наше с Христом, общение любви – это основа христианства. III. Христианская любовь, как божественная, по своему характеру совершенно противоположна нашей земной, плотской любви. Наша естественная любовь представляет собою видоизменение эгоизма, она всегда есть только пристрастие. Мы естественно любим свое – своих детей, родителей, благодетелей, соотечественников, всякую свою собственность. Мы любим то, на чем лежит наша печать, что доставляет нам удовольствие. Любя, мы всегда преследуем свое наслаждение или пользу, а не любимого, заботимся о любимом лишь настолько, насколько его благосостояние или радость доставляют нам приятность или устраняют от нас страдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Это действие совершается чрез Церковь благодатью. Церковь. Природа. Мир I. Выше сказано, что составляющие основу духовной жизни божественная любовь и вера, чтобы быть действительными в христианине, должны быть его любовью к другим людям и его служением меньшим братьям Христа. Но в этом еще не вся связь христианина с братьями по вере. Не только христианин должен любить других людей и признавать их братьями Христа, но для действительности его духовной жизни необходимо также, чтобы его любили люди верующею любовью Иисуса Христа. Христианин может истинно жить духовною жизнью только в обществе христиан, как человеческою жизнью он может жить только в человеческом обществе. Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Mф. XVIII, 20 ). Это собрание людей во имя Христа, общество избранных из мира Его учеников ( Uoah. XV, 19 ) есть Его Церковь . Только о Церкви Своей, а не об индивидуальной духовной жизни Христос сказал, что врата ада (т.е. все враждебные силы) не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ). Здесь уместно снова припомнить приведенные выше слова преп. Симеона о том, что христиане между собою составляют некую златую цепь, что каждый христианин – особое звено в этой цепи, соединяющееся с другими посредством веры, добрых дел и любви. Христианин живет только жизнью Христа. «Как ветвь», сказал Он Своим ученикам, «не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Uoah. XV, 4 – 5 ). Но это общение со Христом утверждается и становится реальной силою для христиан лишь чрез их взаимное общенеи, вне церкви Христовой. По употребительному сравнению, Христос – центр, мы – радиусы. Не можем мы ни между собою истинно соединяться, не приближаясь к центру, ни соединиться с центром, не сближаясь между собою. II. Церковь имеет религиозно – этический генезис; ее зародишь в личной сущности христианства, в лично – мистических глубинах. Но в своем историческом облике, церковь не покрывается основною сущностью христианства: она шире его. Внутреннее христианство всецело духовно – божественно и неподвижно как вечность; церковь же имеет земной вид, носит черты человеческой условности исторически развивается. – В церкви белое христианство личности покрывается земною пылью, сияет земными цветами движется воинствует. Церковь никогда не исчерпает бездонной глубины личности, а личная абсолютность не покрывает исторически – условного движения церкви. Духовное христианство неизмеримо в глубину его сфера – безусловно – свободная, абсолютно – творческая личность; церковное христианство измеряется в ширину общественно – исторического развития, его сфера – «народ», общество. Личное христианство не имеет истории, церковь – это историческая форма христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010