1:1–9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», это об обетовании, данном Аврааму ( Быт. 12,7; 13,14–17 ). Обетование подтверждается в ст. 2–5. 1 раба Господня. Это почетное именование ( Быт. 26,24 ), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24,29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис. 42,1 ). Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина Осия («спасение») на новое Иисус («Господь есть спасение», Чис. 13,17 ). Впервые Осия Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх., гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли ( Чис. 13,9 ); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему ( Чис. 14,6–9 ). Посему его, как и Халева ( Втор. 1,36 ), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта. Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея ( Чис. 27,12–23 ; Втор. 3,28; 31,1–8 ), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1,8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1,7; 8,31; 11,12.15; 14,2.5; 20,2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений. 1 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана ( Втор. 1,1 ), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3,15). даю. Земля обетованная это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3,6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» ( Еф. 2,8 ; см. ком. к 21,43). 1 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6) Во святом крещении мы туне приемлем божественную благодать; когда же закрываем ее страстьми, то опять возочищаем исполнением заповедей. В божественных ложеснах, т. е. в священной купели, всецело совершенную божественную благодать приемлем мы туне. Если после того как нибудь, по злоупотреблению вещами временными, и по многозаботливости о делах житейских, закроем ее мглою страстей, то можно и после сего чрез покаяние и исполнение заповедей богодейственных, опять восприять и снова стяжать преестественную ея светлость и увидеть наияснейше проявление ея. Проявление ея открывается по мере ревности каждаго быть верным вере, но паче всего помощию и благоволением Господа Иисуса Христа, как говорит св. Марк: «Христос, яко Бог совершенный, совершенную даровал крестившимся благодать Святаго Духа, которая никакого от нас не получает прибавления, а только открывается и проявляется в нас соответственно исполнению заповедей, и приложение веры подает нам, дондеже достигнем вси в соединение веры, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Почему если что приносим мы после того, как возродимся в Нем, то и это Им и из Него было уже сокрыто в нас». 7) Живущему по Богу надо все заповеди проходить, но большую часть деятельности уделять первейшим из них, яко породительницам прочих. Итак, поелику, как мы сказали, начало и корень всего свойственнаго нам действования есть, чтобы жить по спасительным заповедям, предел же и плод (чаемый от сего) есть, чтобы опять востещи к дарованной нам в начале чрез крещение совершенной благодати Святаго Духа, которая хотя все еще в нас есть (ибо нераскаянны дарования Божия, как говорит Апостол — Рим. 11, 29), но загромождена страстьми, и открывается только чрез исполнение богодейственных заповедей: то надлежит нам всячески стараться, чрез всеусильное исполнение всех таких заповедей, возочистить сущую в нас благодать Духа, привесть ее в явление и наияснейше увидеть. Светильник ногама моима, говорит блаженный Давид к Богу, закон Твой и свет стезям моим (Пс. 118, 5); и: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9); и: ко всем заповедем Твоим направляхся (Пс. 118, 128). Возлежавший на перси Господа говорит: соблюдаяй заповеди Его, в Нем пребывает, и Той в нем (1 Ин. 3, 24); и: заповеди Его тяжки не суть (1 Ин. 5, 3). И Сам Господь учит: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин. 14, 21); и: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (тамже ст. 23); и: не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (-«- -«- ст. 24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Деятельное учение веры имеет целию то, что бы во 1–х, в людях, преданных плотской и чувственной жизни возбудить желание духовной жизни, еда како даст им Бог покаяние в разум истины ( 2Тим.2:25 ). 2., начавших духовную жизнь утвердить в решимости преуспевать и усовершаться в духовной жизни: и о сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяцем чувствии, во еже искушати вам лучшая, да будете чисти и непреткновенни в день Христов ( Флп.1:9–10 ). 3., как тем так и другим облегчить способы ко достижению возможного для них в настоящей жизни духовного совершенства: дондеже достигнем вси в соединение вры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в мру возраста исполнения Христова: 14 да не бываем ктому младенцы ......15. ( Еф.4:13–14 ). 4., всех же вообще и совершенных и несовершенных и усовершаемых научить – соответственно званию Божию и духовным дарованиям, остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям но по воли Божией ( 1Пет.4:2 ), дабы таким образом все и каждый в своей мере и степени достигали того блаженного единения с Богом, о коем Спаситель молил некогда Бога Отца: да вс едино будут: как Ты, Отче, во мн, и Я в Теб, так и они да будут в нас едино: Я в них, и Ты во мн, да будут совершени во едино ( Ин.17:21, 23 ), Образ изложения деятельных истин Хотя главная цель деятельного Богословия (не смотря на различное изображение оной в Писании, ( 1Кор.6:17 ), ( 1Сол.4:7 ), ( 1Тим. 4:8 ), ( Мф.3:3, 12 )), в духе своем есть одна ( 1Тим. 1:5 ) сл. ( Евр. 12:14 ), именно возведения человека к Богоподобию; равно и путь к достижению цели есть один, именно: путь Христов ( Откр.9:23–24 ) или путь совлечения ветхого человека ( Кол. 3:5 ), ( Рим.13:14 ), впрочем, по различному образу шествия путем сим, каковый опытно показали христианские подвижники/из коих одни достигали духовного совершенства внешними трудами, а другие внутренним сокровенным путем очищения/. Учители духовной жизни, особенно различая сии два вида христианской жизни, как главнейшие, самое деятельное Богословие разделяют на два главные вида,– на Богословие подвижническое и таинственное, где по свойству того и другого образа действия, и деятельные истины излагают приспособительно или к образу жизни подвижнической, или созерцательной и таинственной, судя по употреблению сего слова в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Иначе следовало бы думать, что Евангелие только и написано для монахов и священников. Но разве Господь и Спаситель наш говорит не всем: Будете совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф.5:48 )? Разве не всем Он заповедует: возлюбиши господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем помышлением твоим, – и ближняго твоего, яко сам себе? ( Мф.22:37–39 ).Разве только для монахов и священников написано: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет? ( Мф.16:24 ).– Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих ( Мф.18:14 ), потому что Господь всем человекам хочет спастися и в разум истины прийти… ( 1Тим.2:4 ). И на последнем, страшном суде своем Господь вопросит каждого из нас не о том, какого кто был звания или состояния, кто был монахом, священником или светским человеком, а о том, кто напитал алчущего или напоил жаждущего, кто приютил странного, или одел нагого и посетил заключенных в темнице? ( Мф.25:36 ). И не монахам только и священнослужителям, а всем всякого чина и звания, возраста, пола и состояния людям, так или иначе виновным в отвержении закона Христова и воспитательных уставов церковных, Судия мира изречет оное страшное, последнее Свое слово: понеже не сотвористе,… не вем вас; идите от Мене проклятии ( Мф.25:40–41 ). Самое понятие примера, который требуется от пастырей церкви по отношению к пасомым, безусловно свидетельствует, что пасомые в исполнении христианских обязанностей должны поступать так же, как и пастыри. Иначе что же такое и образец, когда не кому и не в чем подражать ему? Тогда точно каждый имел бы право идти своею дорогою, как это мы теперь и делаем. Но сего-то и не допускает закон христианский, который положительно требует, да все едино будут ( Ин.17:21 ), как по вере, так и по жизни, и в том именно и полагает достоинство христианской жизни и благоповедения, когда овцы слушают гласа пастыря своего и по нем идут…( Ин.10:27 ).Потому что в церкви христианской несть разнствия, но как для монахов и священников, так и для всех христиан едино тело, един дух, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф.4:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Объяснение. В приведённых словах Спасителя совсем не говорится о том, что для спасения человека-грешника достаточно одной лишь веры, без добрых дел, как равно не говорится и о том, что благодать в деле спасения излишня, а говорится только о том, что для спасения необходима вера во Христа как Сына Божия и в Его искупительные заслуги, как и святой апостол говорит: «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаёт» ( Евр.11:6 ). Сам Спаситель учил, что, кроме веры, нужны для спасения ещё добрые дела и исполнение заповедей Божиих. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь... Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:19–21 ). Кто суть раздаятели многоразличных даров благодати в Церкви Христовой? Объяснение. Конечно, сам Дух Святой раздаёт свои дары, разделяя каждому, как ему угодно: 1Кор.12:11 ; но Он раздаёт их через законных, поставленных в Церкви совершителей таинств. Двенадцать апостолов послал Иисус и заповедал им, говоря: больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте: Мф.10:4–5 . Апостол Павел пишет: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение»: 1Кор.3:9 . «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» ( Тит.1:7 ). Он (Бог) поставил одних апостолами, других пророками, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова: Еф.4:11–12 ; (сравн. Мф.24:45–46 ; Лк.12:42 ). Основные места Священного Писания в учении о благодати и пребывании Святого Духа в Церкви Христовой Ин.14:16–17 . «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Третья часть 10:1 – 14:40. Экклезиология апостола Павла. а. Типология 10:1–13. б. Евхаристия 10:14–22. с. Евхаристические собрания 11:2–34. д. Церковь – тело Христово 1261–30. е. Высшие дары. Гимн любви 12:31 – 13:13. f. Пророчество и дар языков 14:1–40. Четвертая часть 15:1–58. а. Проповедь 15:1–11. б. Воскресение Христа и воскресение мертвых 15:12–22. с. Эсхатология 15:23–28. д. Тело после воскресения 15:29–58. Пятая часть 16:1–24. Последние рекомендации Экзегеза Обращение 1:1–3. Эта часть в 1 Кор. довольно длинная и требует комментария. Отправителями являются Павел и Сосфен. Послание адресовано «Церкви Божией, находящейся в Коринфе». Здесь важно отметить, что у апостола Павла термин « Церковь Божия» всегда обозначает местную общину, а не христианское сообщество отдельной страны или всего мира (1 Фес.1:1; 2Фес.1:1; Рим.16:1,23; 1Кор.10:32; 2Кор.1:1; Деян.5:11; 8:1; 11:22…). Для того, чтобы обозначить совокупность общин какой-то области или провинции, апостол Павел употребляет тот же термин во множественном числе: «церкви» например, «Галатийские церкви» (Гал.1:2; см. также Рим.16:4; 1Кор.4:17; 7:17; 11:16…). Ниже мы уточним смысл термина Церковь, когда будем рассматривать Еф. и Кол. Молитва благодарения 1: 4–9. Во всех посланиях апостола, кроме посланий к Галатам и Римлянам, сразу за обращением идет молитва благодарения, всегда адресованная к Богу Отцу. Первая часть 1:10 – 4:21 Общая тема: единство Церкви а. 1:10–16 Апостол обеспокоен опасностью разделения среди коринфян, так как они все время говорят: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов» (1:12). Нам известно, что апостол Павел основал Церковь в Коринфе, а Аполлос потом там проповедовал. Но кто такой Кифа, о котором здесь говорится. Кифа – это арамейское слово, означающее «скала» и соответствующее нашему «Петр»: в данном случае оно может только апостола Симона-Петра, так как у иудеев не существовало имени Кифа. Маловероятно, что Петр проповедовал в Коринфе; называвшие себя «Кифиными» могли быть только иудеохристианами, оказавшимися в Ахаии. Мы полагаем, что под теми, кто называет себя «Христовыми», ап. Павел имел в виду самого себя. Скорее всего, эту фразу следует понимать следующим образом: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я (Павел) Христов. Разве разделился Христов?» (1:12–13). Апостол Павел напоминает Коринфянам о том, что они были крещены во имя Христово, а не Павла или Аполлоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Еф.2:19 ) и как враги Божии ( Кол.1:21 ; Рим.6:10 ), то они недостойны были зреть лице Божие. Бог и не открывался в ветхом завете людям в телесном образе человека; и потому они лишены были возможности изображать лице Божие. Вместо изображения лица Божия им дано было изображение имени Божия: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезают на печати: святыня Господня, и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом» ( Исх.28:36–38 ). И величие Твое – на диадеме головы его ( Прем.18:24 ). В новом завете, с воплощением Сына Божия, Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). В Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек ( Флп.2:6–7 ). Таким образом, после того, как Сын Божий, приняв человеческий образ, показал Себя людям, им открылась возможность изображать Его в многоразличных видах уничиженного и смиренного человека, именно в образе рождающегося Младенца, в образе проповедующего и исцеляющего Мужа, в образе преобразившегося, страждущего с терновым венцом на голове, в образе распятого, воскресшего и возносящегося на небо. 11 . На каком основании изображается на иконах первое Лице Св. Троицы – Бог Отец? Иисус Христос показал в Себе образ Бога [Отца] невидимого ( Кол.1:15 ; 2Кор.4:4 ), будучи сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ). Потому Он и говорит: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп; видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? ( Ин.14:7–9,12,45 ). Примечание. Итак в воплощении Сына Божия явлена человеку возможность зреть Бога Отца и, стало быть, открылась возможность изображать Его. 12 . На каком основании Бог Отец изображается в образе старца на престоле? Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий деньми; одеяние Его было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса его – пылающий огонь ( Дан.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вместе с тем призвание к апостольскому служению требует и своего «восполнения» - освящения Св. Духом. Еще до Своего вознесения Спаситель дал ученикам обетование послать от Отца Духа - Утешителя , Который их «научит… всему и напомнит… все», что говорил Сам Господь (Ин 14. 26); «вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян 1. 8; ср.: 13. 3). Это исполнилось в событии Пятидесятницы. Книга Деяний показывает, как Св. Дух участвовал в деле распространения Евангелия, руководил в апостольской проповеди, избирая А. на то или иное дело (Деян 13. 2), наставляя и укрепляя их (Деян 15. 28), определяя направление миссионерских путешествий (Деян 16. 7). Т. о., «подлинной гарантией вхождения в апостольство является участие в этом акте трех лиц Святой Троицы: избрание от Отца, призвание через Сына и освящение Святым Духом» ( Πατρνος. Σ. 10). Апостольское служение (Мф 28. 19) не ограничено определенным местом и состоит в со-работничестве Христу (1 Кор 3. 9) в деле устроения Церкви по всей земле (1 Кор 3. 10-11; в Еф 2. 20 и Откр 21. 14 А. сравниваются с основанием церковного здания). Как «очевидцы Слова» (Деян 1. 2; ср.: 1 Кор 9. 1) А. должны были стать свидетелями того, что сами видели (1 Ин 1. 1; ср.: Лк 24. 48; Деян 1. 8). Апостольское служение по устроению Церкви на земле есть прежде всего служение словом. Избирая 7 мужей Церкви Иерусалима, А. указывают: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян 6. 2). Ап. Павел говорит об апостольской проповеди как о своей «необходимой обязанности» и «вверенном ему служении» (1 Кор 9. 16-17). «Горе мне, если я не благовествую»,- восклицает он (Там же). По словам апостола языков, центром апостольского благовестия является «слово о Кресте» (1 Кор 1. 18) и слово о Воскресшем Господе (1 Кор 15. 14-15). Кроме проповеди об Иисусе Христе неотъемлемой частью апостольства является учительство - научение верующих истинному богопочитанию (Мф 28. 19). Совершение таинств и др. богослужений также является одной из задач А. Сам Господь посылает их крестить (Мф 28. 19; Ин 4. 2; 1 Кор 1. 14.16). Они преломляют Хлеб (Деян 2. 42; 20. 11), совершая Евхаристию . А. рукополагают своих преемников (Деян 14. 23; 2 Тим 1. 6). Им дана власть «вязать» и «разрешать» грехи (Мф 18. 18). Свое священство А. получили в даре Пятидесятницы от «Первосвященника по чину Мелхиседекову» (Евр 5. 10).

http://pravenc.ru/text/75732.html

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». ( Быт. 1:27, 28 )    Введение Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью ». По словам Платона: «…Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 6. См. «Введение», с. I). Апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью ( Еф. 5:22–31 ). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «неустройство семьи расстраивает всю вселенную» (цит. по 6. См. «Введение», с. II). Понятия семьи и брака являются сложными и многогранными и включают в себя религиозные, нравственные, философские, психологические, социальные и правовые аспекты. Многие из этих аспектов изложены в библейской и святоотеческой антропологии. «В творениях святых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся брака и семейной жизни. “Добродетель не чуждается супружеской любви… Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий – пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они – порождение и слава супружества”, – говорит свт. Григорий Богослов » (4:212). Вместе с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеются различные, в том числе противоположные, мнения. Особенно это касается супружеских отношений в области деторождения. Иначе говоря, физических (интимных) отношений между супругами и связи этих отношений с нечистотой и грехом. Так блж. Августин называет чувство физического (полового) влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью» (21). Свт. Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства» (22:58, 59. Гл. XVII). Свт. Игнатий Брянчанинов считает физическое влечение и удовлетворение «наслаждением плотским, скотоподобным» (24:138).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010