Слова «сия пишу» нужно относить ко всему предшествующему, раньше сказанному Апостолом, начиная с 1Ин1:5 , а не связывать их только с 1Ин.1:10 . Апостол пишет, что Бог есть свет и тьмы в Нём нет никакой, что поэтому общение с Богом необходимо предполагает хождение во свете, а не хождение во тьме, что хождение во свете для нас возможно, потому, что хотя все мы имеем грехи и было бы клеветою на Бога и Его откровение утверждать, что мы не творим греха, но чистосердечное исповедание своих грехов пред Богом соделает то, что Бог, по своей святости и провосудию, простит нам грехи наши и очистит нас от всякие неправды. Всё это, говорит Апостол, я пишу вам, да не согрешаете, т. е. чтобы, помня о необходимости и условиях освящения, вы старались быть свободными от греха, не работали греху ( Рим.1:6 ), грех не обладал над вами ( Рим.6:14 ), а вы были мертвы для греха ( Рим.7:11 ). Но если кто, при всём своём противлении греху и стремлении к освящению, все-таки впадает в грех, он не должен унывать, так как мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа Праведника, Святителя исповедания нашего. Иисус Христос называется Ходатаем, «единым Ходатаем» ( 1Тим.2:5, 6 ), потому что Он умилостивительная жертва за грехи всего мира ( 1Ин.2:2 ), Он примирил кровью креста Своего нас с Богом ( Кол. 1:20 ; Еф.2:14–18 ; Рим.3:25 ). Иисус Христос есть великий Первосвященник, иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о Своих гресех жертвы приносити, потом же о людских: сие бо сотвори единою, Себе принес ( Евр.7:27 ); Он единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою своею явися ( Евр.9:26 ). Но ходатайство Иисуса Христа не исключает несравненно отличных от Него ходатаев – святых Божиих, которые являются ходатаями чрез Христа, чрез превосходнейшее усвоение принесенных Им благодатных средств спасения. Так как Церковь Христова едина, все верующие суть члены единого тела Христова, то почему, спрашивается, члены сильнейшие, достойнейшие не могут предстательствовать о членах немощнейших, слабейших? Такое ходатайство необходимо вытекает из закона христианской любви, связующей нас воедино и не позволяющей, чтобы мы думали только о своём спасении, чтобы, достигши оправдания, приступивши к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных ( Евр.12:22, 23 ), не помышляли о спасении, введении в горний Иерусалим и своих ближних. В Откровении определенно говорится, что «четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). В другом месте Тайнозритель видит, что «пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Итак, каждая из вас, по дару Христову соделавшись [Божиим] жилищем, если не соблюла заповеди Христовы, обновляющие и сохраняющие это жилище (я разумею чистоту спасительной купели), то, наоборот, возлюбив «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» ( Еф. 4:22 ), привела себя тем самым в состояние немощи, поработившись плотским страстям и пристрастившись к неразумному обыкновению мира, то есть [возлюбив] самочиние 5 , непокорность, непослушание, прекословие, сварливость, самоугодие 6 и другие недоноски сластолюбивой воли. Ведь там, где не вселяется Христос, охотно располагаются такие [и подобные им греховные] расположения души. Как Он Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня … и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:21,23 ) 7 . 4 . Видишь, как свершение заповедей сохраняет дом души и делает Христа Жителем его? Заповеди же Христовы состоят не только в отречении от всего сродного с миром и от всех дел его, но и [в отрешении] от мирского мудрования, от невоздержанности языка и от всякой неразумной привычки, связанной с чувствами. Ибо [Господь] говорит, что если «кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). А заповедь Христова предполагает и подчинение настоятельнице, как телом, так и душой, отсечение собственной [греховной] воли и всего иного, что принадлежит ветхому человеку, который есть преступление заповедей Христовых, а также следующий за преступлением грех , разрушающий дом души. 5 . Познав это и возжелав уготовить себе обитель на небесах, вы оставили мир и избрали надмирное подвижническое житие, стремясь воздвигнуть [в себе] чистую сокровищницу Христову. Ведь в чистоте жительствует и является Христос, так как говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ) 8 . 6 . Итак, поскольку вы возжелали стать жилищем Христовым, то для возведения дома спасения нуждаетесь в наилучшем Мастере, без Которого «не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). А этот Мастер есть Христос – Он управляет нашим спасением и созидает его; Он же есть Творец духов и тел, ведь [Писание] гласит: «Премудрость создала себе дом» ( Притч. 9:1 ). Кроме того, Христос есть Основание, и об этом изрекает Апостол: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор. 3:11 ). Ибо Он, как совершенная Добродетель 9 , и [Сам] воспринял, и [нам] заповедал послушание и повиновение, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

4 . Иисус Христос и Его апостолы благословили или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и свой особый отпечаток. Проповедь Христа и Его апостолов о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование ( Флп. 3:12–15 ), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства, или нестяжательности ( Мф. 19:11, 12, 19:21 ; Мк. 10:21 ; Лк. 2:37 ; 1Кор. 7, 8:25–28, 32–34 ; Откр. 14:1–4 ), собственный пример Христа и апостолов, приснодевство Богоматери... – составили евангельскую основу аскетизма (Св. Григорий Нисский – «О девстве»). Такое осуществление христианства не было, однако, провозглашено исключительною формой христианской жизни. Христос и Его апостолы благословили или освятили также и брак ( Мф. 19:4–6 ; Еф. 5:22–32 ). Аскетическое осуществление христианства представляется тому, кто может его «вместить», и для избравшего – этот род жизни является обязательным. Многие последователи Христа во все времена христианской эры стремились к нравственному совершенству путем аскетизма. В первые два с половиною века по P. X. аскетизм выразился в форме постничества (Иаков Праведный, Анна пророчица – Блж. Иероним 3, 105 стр.; 4, 184 стр. К. 1864. Св. Кирилл Иерусалимский Катих. 10, 19; Евсевий Церков. Истор. 2 кн., 23 гл.), нестяжательности ( Деян. 4:32 – иерусалимская община, Серапиоп, еп. Антиохийский, Киприан еп. Карфагенский, Пиерий пресв. Александрийский), девства ( Деян. 21:9 ; 1Кор. 7:8 ; Св. Кипр.– «Пис. к Помпон. о девственниц.», «Кн. об одежд. девств.».; Еп. Мефодий – «Пир десяти дев или о девстве»). В половине третьего века к этим формам кроме того присоединилось отшельничество или анахоретство, еремитство (от  ρηος – пустыня, Павел Фивейский), в VI веке замененное на востоке великосхимничеством при общежительных монастырях. Своего широкого развития в литературе и жизни аскетизм достиг в UV, V и VI веках. При сохранении основного евангельского учения об аскетизме, отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием греко-русской церкви, где с зари христианства вплоть до наших дней аскетизм составлял и составляет душу монашества. Западная церковь во взгляде на аскетизм была согласной с восточной церковью только до эпохи средних веков. В средние века в римо-католицизме аскетизм был понят, как человеческое достаточное удовлетворение Богу (Satisfactio operum) или как заслуга (merimum) человека, а в лютеранстве, со времени реформации, – как безразличное действие ( διαφορα) со знаменем: упражняйся, христианин, телесно и духовно, но знай, что это, даже искреннее, упражнение не имеет для оправданий ровно никакого значения. От такого знамени был один только шаг к отвержению аскетизма, что и сделали некоторые из протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

4) Мир есть стена крепкая и неразрушемая, презирающая все стрелы лукавого. Мир есть столп, на котором спасение верных основывается. Мир есть ограда и щит благочестивых мужей и верных. Мир есть иго благо и легко, и пред очами Божиими приятно. Мир есть союз, которым все члены Христовой Церкви сопрягаются, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). Сей союз утверждается на смирении, кротости и терпении, а не на ссоре и распре, о которой Моисей пишет так: и бысть распря между пастухи скота Аврамля и между пастухи скота Лотова ( Быт.13:7 ). Авраам, дабы сохранить союз мира, сказал Лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы. Отлучися ты от мене ( Быт.13:8–9 ). Сей-то мир, который сохранил Авраам в рассуждении Лота, есть мир с ближним. Блаженно то общество, где ближние златою цепью любви совокуплены! Яко звезда утренняя посреди облаков сияет, яко стебель во днях весенних цветёт, яко крин при исходищах воды возвышается, тако общество мирных сердец, согласием питаемое, растёт, множится, цветёт и укрепляется. 5) Что многие народы покоятся в приосенениях безопасности, что от лица их отъемлются брани, что ограждается жизнь их благоденствием, что истинная церковь в единстве веры пребывает – сие всё доставляет согласие. Отсеки корень древа – лишится живности; прегради реки стремление – не будет течения; не положи крепкого основания дому – падёт; опровергни согласие – ослабеет общество и истребится. § IV Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? ( Пс.132:1 ) Следовательно, ежели все выгоды проистекают от мира, то христиане обязаны иметь мир со всеми: 1) потому, что Христово пришествие на землю имело предметом быть, кроме прочих бесчисленных польз – мир; ибо при рождении Его бесплотные Духи огласили воздух сими словами: Слава в вышних Богу, и на земли мир. 2) Обязаны христиане иметь друг с другом мир потому, что Христос, совершая дело спасения человеческого, все свои увещания туда наклонил, дабы ученики Его, а следовательно, и все христиане, имели между собою любовь. О сем, говорит Он, разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:35 ). Ибо если все мы одной главы Христа уды, если едино утверждённой Апостолами церкви общество составляем, если все мы одинако раждаемся, одинако умираем – то будем ли мы ссору иметь за гиблющие добра? Вознерадим ли о мире, который в чьём сердце пребывает, там присутствует и Бог мира? Посему-то изрядно негде Августин сказал: „якоже, – говорит, – дух человеческий не одушевляет уды, разве будут между собою сопряжены: тако и Дух Святый людей не оживотворяет силою Своею, разве, когда в союзе мира пребывают». Что же истинно слово Августиново, послушаем Апостола Павла, так сие утверждающего: тожде мудрствуйте, мир имейте; и Бог любве и мира будет с вами ( 2Кор.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

8 . В своей душе я вижу искру этой любви; возгораемый ею, я пренебрегаю собственной жизнью: пересекаю моря и реки, перехожу через крутизны гор, и зимние бури обрушиваются на мое тело. Однако во всех этих [испытаниях] любовь насыщает [и укрепляет] меня, заставляя терпеливо переносить скорби. Ибо пламя расположения к вам рассеяло зиму нахлынувших [на меня] искушений 11 , чтобы нечто произошло, и я бы посоветовал вам что-либо, а также, чтобы я освободил вас от теснивших вас [со всех сторон] скорбей и удостоверил в своей любви к вам и в своем стремлении и заботе о вашем спасении. 9 . Плод каждого человека познается из образа жизни и поведения его. Ведь Господь говорит: «По плодам их узнаете их» ( Мф. 7:18 ). Подобно тому, как мы, видя плоды деревьев и пробуя их, познаем, какие деревья являются хорошими, так мы из дел узнаем, какие души являются боголюбивыми и человеколюбивыми, а также считаем слова их верными и надежными, поскольку они основываются на Божественных Писаниях и на собственном опыте. Преподобный Антиох Монах: «Тот, кто стяжал совершенную любовь к Богу, в сей жизни присутствует так, как если бы не присутствовал» 10 . Поэтому вам нельзя быть уносимыми всяким ветром лжеучения (ср.: Еф. 4:14 ), отгонять от себя благодать Святого Духа, отступать от Церкви и впадать в безразличие. [Наобо­рот], соединившись друг с другом в полноте удостоверенности, не прекращайте воспевать Господа, возлюбившего нас, иску­пившего нас Своей честною Кровью и сочетавшего нас в еди­ную Церковь и единое стадо. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков 12 . 2 Подобные восхваления любви очень часты в святоотеческой письменности. Ср., например: «Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преуспеяние» (Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. М., 2002. С. 246). 3 Явные отзвуки Лк. 10:31–36 , хотя в этом месте говорится во множественном числе (разбойники) и подразумевается состояние человека после грехопадения, а свт. Феолипт ведет речь о самом грехопадении. Тем не менее, тесная связь обоих мест очевидна. Ср. толкование: «Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает “видение мира”. Куда шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жары город, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал “сошел”, но шел. Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. И попался разбойникам. – То есть попался бесам. Они, сняв с человека одежды добродетели, потом нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом наносят раны грехами» (Благовестник или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. 1. Киев, 2006. С. 433).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   О. Светлов заявляет: Да и странно было бы утверждать, что есть какой-нибудь уголок вселенной, который был бы не подвластен Богу (С. 288).    Если мы будем смотреть на Царство Божие не как на дарованное нам Богом, в силу искупительной смерти Христа, а как на область, которая подвластна Богу, то, конечно, мы должны в этом смысле назвать Царством Божиим всю вселенную и даже самый ад, ибо и он подвластен Богу. Но ведь целью определений о. Светловым Царства Божия является уяснение понятия того именно Царства, которое даровано нам искуплением Христовым. Поэтому его настоящее заявление представляется нам странным.    И совершенно напрасно о. Светлов для доказательства мысли, что вся вселенная, как подвластная Богу, входит в состав Царства Божия, приводит слова Апостола Павла: Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28). Говоря о всеобщем воскресении мертвых, Апостол Павел, как раз перед словами, указанными о. Светловым, сказал: Кийждо же (оживет) во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии, в пришествии Его. Таже кончина, егда предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу. Подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима. Последний же враг испразднится смерть (1 Кор. 23—26).    Ясно, что все эти апостольские слова не имеют ничего общего с мыслью о. Светлова. В них говорится не о всем человечестве, не о вселенной, как входящей в состав Царства, дарованного нам, в силу искупительной смерти Христа, а о предании Им Своего царства Богу Отцу после истребления Им смерти и всеобщего воскресения мертвых.    Причем, это Царство Христово, как свидетельствует тот же Апостол, будет состоять из воскресших Христовых чад, т. е. из тех, которые в земной жизни имели истинную веру и добрые дела. В него не войдут те, которые этой истинной веры и добрых дел не имели. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5:10; сравн.: Рим. 2:5—7; 14:9—10; 1 Кор. 4:5; Еф. 6:8; Кол. 3:24; 2 Фес. 1:6—10; 2 Тим. 4:1; Откр. 20:11—15; св. Феофан. Толкование 1-го послания св. Аи. Павла к Коринфянам, гл. 15, ст. 23—26; СС. 549—563).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3881...

Александр - Галине И. 9 октября 2020, 11:28 Простите, но вы ошибаетесь Галина. Ваши слова: " Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине " (XVI–XVII вв.). А почему отец Иоанн затрагивает Киевскую митрополию в этот период? Как вы понимаете? И тогда я напишу в чем вы ошибаетесь? Опишите своё видение. Галина И. 8 октября 2020, 21:29 Владимир 8 октября 2020, 08:34. Владимир, отец Андрей в предисловии к статье отмечает: " Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине " (XVI–XVII вв.). Так что эти " критерии истинной Церкви " , выделенные прп. Иоанном Вишенским, не являются полными и исчерпывающими, а носят частный характер. В совр. богословских книгах указаны разл.критерии Православной Церкви по Свящ.-му Писанию и св.отцам. Мне кажется, наиболее подробно эту тему рассматривает прот. Вадим Леонов в своем учебном пособии " Основы православной антропологии " ,ч.III,3.1. " Понятие о Церкви и ее предназначении " . Владимир 8 октября 2020, 08:34 Галина, полностью согласен с Вами и могу к Вами сказанному добавить еще десяток признаков, объясняющих почему секта Торопа не истинная церковь. Но этих критериев нет в статье, Вашего признака тоже нет. Поэтому, надо признать, что перечисленные в статье критерии явно недостаточны. Дух Святой анафематствовал чрез апостола Павла даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое евангельской и апостольской проповеди. Галина И. 7 октября 2020, 20:19 Владимир 7 октября 2020. Простите, но ложность культа Виссариона ясна. " Христос- глава Церкви,и Он же Спаситель тела " (Еф.5,23). " Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание..., новозаветная Церковь, есть Господь наш Иисус Христос " (Свт. Игн. (Брянч.-в). Торопа объявил себя " Иисусом Христом " . Это страшная ересь, дух. слепота. Отсюда- полнейшее несоответствие данной секты истинной Церкви по всем критериям. О чем речь, если у тела вставная, поддельная глава? " Если скажут вам: " вот,Он в пустыне " ,-не выходите; " вот, Он в потаенных комнатах " ,-не верьте;ибо,как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого " (Мф.24:26-27).Гипноз.

http://pravoslavie.ru/134371.html

Ангелы не имеют плоти и костей, не подвержены плотским нуждам, не подвластны физическим и физиологическим законам. Однако среди святых отцов нет единого мнения относительно того, являются ли ангелы чистыми духами или они обладают «тонким» – то есть духовным телом. Мнение об абсолютной бестелесности ангелов в Русской Церкви отстаивал святитель Феофан Затворник, который полемизировал со святителем Игнатием (Брянчаниновым), признававшим некую ангельскую телесность. Возможности ангельской природы ограничены. И хотя она превосходит природу человека крепостью и силою (см. 2 Пет. 2: 11) и позволяет совершать необычные действия, тем не менее ангелы не постигают Божественной сущности, которую знает только Сам Бог. Искупление человеческого рода, совершенное Спасителем, для них является тайной, в которую они желают проникнуть (см. 1 Пет. 1: 12), причем постижение этой тайны совершается ими через Церковь (см. Еф. 3: 9–10). Преуспеяние ангелов в познании совершается одновременно с их преуспеянием в духовной жизни. Так же, как и человеческая природа, ангельская природа подвержена изменению; как известно, часть ангелов, уклонившись ко злу, пала. Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после их смерти. Согласно Священному Писанию, ангелы – служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (см. Евр. 1: 14). Они служат Богу, воспевая песнь, предстоят пред Богом, когда Он объявляет Свою волю, являются по повелению Божию для помощи человеку или для его наказания, объявляют судьбы народу и приносят Богу людские молитвы. Ангелы под водительством Архистратига Михаила ведут неустанную духовную брань против сатаны. А в конце времен они будут сопровождать Христа во время Его Второго Пришествия. Кроме того, ангелы невидимо участвуют в богослужебной жизни Церкви. Небесные силы составляют «ангельский собор».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Далее пламя образовало своего рода навес, и святой Поликарп оставался невредимым. В конце концов, палачи закололи его, чтобы довершить то, что не могло сделать пламя. А когда они сделали это, оттуда вылетел голубь и вышло много крови, так что огонь погас, а толпа дивилась, что избранные настолько отличаются от неверующих. Известны некоторые из наставлений этого свидетеля верного, ангела Смирнской Церкви. «Поэтому, препоясавши чресла ваши ( 1Пет.1:13 . Еф.6:14 ), служите Богу в страхе (ср. Пс.2:11 ) и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу ( 1Пет.1:21 ) и престол одесную Себя, Которому все покорено небесное и земное. Которому все дышащее служит, Который придет судьей живых и мертвых, и Которого кровь взыщет Бог от неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицания за порицание (1 Пет.З,9), удара за удар, проклятия за проклятие, и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтоб не быть вам судимыми ( Мф.7:1 ). Прощайте, и будет вам прощено ( Лк.6:37 ; Мф.6:12–14 ). Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какою мерою мерите, такою возмерится вам ( Мф.7:2 ; Лк.6:38 ). И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их царствие Божие ( Мф.5:3 . Лк.6:20 )» ( Поликарп Смирнский , II век). Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского , который приводит Евсевий в «Церковной Истории» (V, 20): «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – обращается святой Ириной к своему другу Флорину.–…Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, – мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах… По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца…».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее, Христос в Евангелии именуется Истиной ( Ин.14:6 ). Пророк молит Бога «поднять знамя ради истины» , ради Христа. Очевидно, Христос отличается от Своего знамени, как наш земной царь отличается от двухглавого орла. Поэтому-то у боящихся Бога и должно быть видимое знамя ради истины Божией – Христа. Правда, имя Спасителя не может быть отделяемо от Его знамени ( Ис.11:10 ). Без имени Божия самое знамя у «боящихся Бога» потеряло бы силу. Но в то же время нельзя сказать, что Господь и Его знамя в мире – одно и то же (ср.: Пс. 59, 6 ). Теперь с новой силой мы должны ответить на вопрос: что же в Священном Писании именуется «знаменем», которое люди поднимали и поднимут ради истины – Христа? В кн. Чисел читаем: «и сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя... И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя...» ( Числ.21:8–9 ). Из приведенного свидетельства священной книги ясно, что знаменем называется тот шест, на котором висел медный змей. В Евангелии Иоанна Господь, вспоминая об этом событии, сказал: «и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин.3:14 ). Таким образом, Господь показал нам, что «знамя», поднятое Моисеем в пустыне, прообразовало его честной крест , а змей, повешенный на шест, – Христа , распятого на кресте. Знаменем в Слове Божием именуется, следовательно, Крест Христов, на котором Господь был распят. – Отсюда и молитва Царя Давида означает, чтобы Господь даровал людям Честной Крест , который они подняли бы «ради истины». Поднимаете ли вы Крест Христов для торжества истины Божией на земле? Петр Данилович ответил: – Рукотворенного креста мы не поднимаем и Святости ему не приписываем. Нас спас Христос, а не деревянный крест; да и евреи древние с верою взирали на медного змея, а не на шест. Почему Крест для нас без надобности... Я сказал: – Эта правда, что спасены мы Христом, Его кровию, а не деревом ( Откр. 1, 5 ). Но ведь в Слове Божием проповедуется, что Христос примирил нас с Богом именно «посредством креста, убив вражду на нём» ( Еф. 2, 16 ). Значит, крест деревянный в деле нашего спасения имел великую силу, как орудие нашего спасения. Потому его надобно почитать с любовию...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010